Транспорт и хранение нефти: перевозки продуктов нефтепереработки
Способы транспортировки нефти и их особенности
Современный прогресс немыслим без природного газа, нефти и продуктов её переработки. Эффективная работа промышленных предприятий практически любой народнохозяйственной отрасли находится в прямой зависимости от своевременных поставок энергоносителей, вследствие чего транспортировка нефти и газа, а также продуктов их переработки имеет важное экономическое значение.
Загрузка …Доставлять углеводороды можно несколькими способами:
- железнодорожным транспортом;
- нефтеналивными судами;
- автомобильными цистернами;
- с помощью системы трубопроводов.
Транспорт и хранение нефти осуществляется, как правило, с помощью системы трубопроводов и нефтебаз.
Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом
Какое бы транспортирование углеводородов не использовалось, цели этого процесса всегда одни и те же: минимизировать затраты на транспорт нефти, максимально сократить сроки поставки, обеспечить максимальную рациональность перевозки.
При выборе способа доставки энергоносителей потребителям учитывается целый ряд факторов: местоположение добывающих промыслов и предприятий перерабатывающего сектора, расположение конечных потребителей, степень развития той или иной транспортной инфраструктуры, а также объемы транспортируемого продукта. Помимо этого, на выбор системы доставки во многом влияет её главные достоинства недостатки (по сравнению с другими видами транспорта). Например, главное преимущество водного транспорта – дешевизна перевозки (в сравнении с автомобильной и ж/д доставкой), однако этот вид перевозки является сезонным (только в период навигации), что является его главным недостатком.
Во многих случаях бесперебойность поставок можно обеспечить только в том случае, если использовать комбинированную транспортировку (используя сразу несколько видов доставки). Особенно актуально это в тех случаях, когда транспорт осуществляется на значительные расстояния. Транспортировка с помощью различных транспортных средств называется смешанной.
Железнодорожный транспорт углеводородов
Одним из главных достоинств этого вида перевозок является то, что он подходит практически для любых видов нефти и нефтепродуктов. Доля ж/д перевозок в общем объеме транспортировок – около 40-ка процентов.
По железной дороге жидкие углеводороды, как правило, перевозят в вагонах-цистернах (98 процентов всех ж/д перевозок), и только 2 процента таких грузов везут в мелкой таре (контейнерах, бидонах и бочках). Для перевозки же твердых нефтепродуктов, а также некоторых видов масел и смазок, используются крытые вагоны.
Основным преимуществом железнодорожного вида доставки является его всесезонность.
В связи с этом большая часть нефтехранилищ и нефтебаз располагается вблизи железнодорожных магистралей.
Есть у этого вида транспорта и свои недостатки, главными из которых являются:
- существенные денежные затраты, идущие на строительство новых путей, а также на поддержание в должном состоянии существующих железных дорог;
- весьма существенная стоимость таких перевозок (по сравнению с водным или трубопроводным способом доставки ж/д перевозки дороже в 2-4 раза).
Железнодорожная цистерна может вмещать 25, 50, 60, 90 и 120 тонн нефти и нефтепродуктов. Наиболее применяемые объемы – 50 и 60 кубических метров. Из цистерн формируют составы, которые носят название наливные маршруты. Каждая такая цистерна имеет универсальное сливное устройство, которое ставится в нижней части, что позволяет обеспечить наиболее полный слив её содержимого. Чтобы регулировать максимально допустимое значение давление в цистерне, которое во время перевозки может вызвать опасное напряжение стенок ёмкости, используются пружинные предохранительные клапаны.
Если необходимо перевезти нефть или нефтепродукты, обладающие высокой вязкостью, то такие ж/д вагоны оборудуют или наружными паровыми устройствами обогрева, или внутренними подогревателями.
Перевозки битумов, которые являются тугоплавкими продуктами, осуществляются при помощи специальных полувагонов бункерного типа. Их конструкция представляет собой четыре бункера, закрепленных на общей раме и оборудованных специальной «паровой рубашкой». Объем каждого бункера – 11,8 кубометра. Такие бункеры очень просто опрокинуть, и затвердевшие битумы высыпаются на месте разгрузки. Также легко бункер возвращается в свое исходное положение.
Контейнерные перевозки нефтепродуктов, как правило, производятся небольшими емкостями по 2,5 или 5 тонн. Они крепятся на платформах, а когда доставляются на место, перегружаются на грузовой автотранспорт при помощи подъемного оборудования. Чаще всего так доставляются смазочные и прочие виды масел. Поскольку они также являются продуктами с высокой степенью вязкости, контейнеры для них тоже оборудуют подогревателями парового типа.
Погрузо-разгрузочные работы при перевозке ж/д цистернами осуществляются на специальных сливно-наливных эстакадах, расположенных на территории нефтебаз или НПЗ. Вагоны сюда попадают по специально проложенным подъездным путям, соединяющим предприятие с ближайшей ж/д станцией.
Такие подъездные пути бывают:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | основными (на них происходит непосредственно прием и отпуск продукции) |
2 | вспомогательными (их назначение – погрузка и разгрузка нефтепродуктов в таре и других вспомогательных материалов) |
3 | обгонными (их используют для проведения маневровых работ) |
Основной подъездной путь в комплексе со сливоналивной эстакадой образуют сливо-наливной фронт.
Все железнодорожные перевозки регламентированы «Правилами перевозки нефтепродуктов», которые утверждены российским Министерством путей сообщения и компанией РЖД. Именно здесь прописаны и порядок формирования наливных маршрутов, и основные требования к перевозкам углеводородов, и порядок подачи вагонов на эстакады, и правила сдачи загруженных продукцией маршрутов службам железной дороги, и многое другое. Кроме того, эти Правила устанавливают временные интервалы, в течение которых должна быть выполнена погрузка или разгрузка цистерн, а также требования, предъявляемые к их технической эксплуатации.
Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей
Этот способ транспортировки является самым экономичным из всех (кроме трубопроводного). Водный транспорт делится на морской и речной. С его помощью можно осуществлять как внутреннюю, так экспортную поставку. Его доля среди всех нефтеперевозок – около 13-ти процентов.
Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей
Экономия достигается за счет того, что, например, в сравнении с ж/д транспортом, при водной доставке углеводородов расходуется во много раз меньше топлива в расчете на единицу перевозимого вещества. Кроме того, задействуется значительно меньшее количество персонала, а также гораздо меньше металлоемкость транспортной единицы, приходящаяся на единицу её грузоподъемности. Также несомненным достоинством водного транспорта является небольшая собственная масса транспортного средства по сравнению с тем объемом груза, который оно способно перевозить.
Общая длина российских рек, пригодных для судоходства, составляет около 150-ти тысяч километров.
Ещё одним несомненным достоинством такого вида транспортировки является его высокая пропускная способность (реки гораздо шире железных и автомобильных дорог), а также возможность перебросить флот с одной реки на другую. Для некоторых российских регионов (к примеру, Республика Саха (Якутия), Омская, Новосибирская и Тюменская области) речная доставка энергоресурсов является основной.
Главный недостаток речного транспорта – ограниченный период навигации.
Зимой этот способ почти всегда неприменим. В связи с этим возникает необходимость создания нефтяных запасов для обеспечения потребностей региона в период между навигациями, а для этого необходим колоссальный резервуарный парк.
Еще один существенный недостаток этого транспорта – географическое расхождение речной сети с главными нефтяными грузопотоками, что приводит к существенному увеличению расстояния, а, следовательно, и сроков поставки. Да и сама скорость такой перевозки меньше, чем при других видах транспортировки.
Нефтеналивные суда бывают:
- озерными;
- речными;
- морскими;
- смешанного плавания.
По способу своего передвижения такие суда бывают самоходными и несамоходными (буксируемыми). Самоходные – это танкеры. Несамоходные – это баржи.
Танкеры большой грузоподъемности не способны причаливать к берегу, поэтому их погрузка/разгрузка происходит на рейде. Для этого используются специальные лихтеры, грузоподъемностью до 100 тонн каждый. Лихтеры тоже бывают само- и несамоходными.
Баржи для вязких нефтепродуктов оборудуются пароподогревателями, работу которых обеспечивают либо двигательные установки буксиров, либо специальные плавучие насосные станции.
В настоящее время все большее распространение получают суда, которые способны обеспечить перевозку различных типов грузов – нефтерудовозы. Основное их достоинство – отсутствие «холостых» проходов, которые неизбежно возникают при использовании судов для одного типа грузов. К примеру, в Швецию доставляется переработанная нефть, а обратно такое судно привозит руду.
Автомобильная транспортировка
Применяется в основном для транспортировки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз конечным потребителям.
Кроме того, автомобилями доставляют энергоресурсы в те районы страны, куда не доходит ни ж/д, ни водный транспорт.
Автомобильная транспортировка нефти в цистернах
Основные емкости для такой перевозки – автомобильные цистерны. На втором месте по распространенности находятся контейнерные автоперевозки, далее идут автоперевозки тарированной нефтепродукции ( (в канистрах, бочках, бидонах и пр.).
Автоцистерна в обязательном порядке оборудована приемным патрубком, регулирующим внутренне давление дыхательным клапаном, указателем уровня, сливной задвижкой клинового типа, а также шлангами и механическим насосом. Максимально в цистерне можно перевезти 25 кубометров нефтепродукта.
Если на автоцистерне установлено собственное насосное оборудование, позволяющее прямо с неё раздавать топливо, то её называют топливозаправщиком.
Такие машины используются для мобильной заправки самолетной, сельскохозяйственной и автомобильной техники.
Помимо топливозаправщиков, есть еще автомаслозаправщики.
Их отличие в том, что они оборудованы системами подогрева.
Контейнерные перевозки осуществляются с помощью автомобильных контейнеров емкостью от одного до пяти кубометров. Их ставят на грузовой автомобиль, а по прибытии на место не сливают, а снимают с машины с помощью крана.
Такой способ доставки применяется для создания мобильных складов нефтепродуктов, например, в отдаленных районах или при проведении сельхозработ (в страду).
Трубопроводная транспортировка
Является наиболее дешевым способом, которым осуществляется транспорт и транзит нефтепродуктов. Любой трубопровод, диаметр трубы которого более 219 миллиметров, а протяженность – больше 50-ти километров, называется магистральным.
Существуют также местные и внутренние трубопроводы. Первые соединяют между собой объекты предприятий различной сферы деятельности (например, промыслы и приемные станции магистрали), вторые – находятся на территории предприятий нефтяного комплекса.
Основная масса нефтепродукции транспортируется по магистральным трубопроводам. Их диаметр достигает 1620 миллиметров, а давление может доходить до 100 атмосфер. Газовый трубопровод называется газопровод, нефтяной – нефтепрово
neftok.ru
Общая характеристика трубопроводного транспорта. Преимущества и недостатки. Вопрос 11.
В настоящее время трубопроводный вид транспорта является довольно-таки специализированным, поскольку используется в основном для передачи на различные расстояния жидких и газообразных продуктов, таких как вода, газ, нефть и нефтепродукты и т.п.
Этот вид транспорта очень удобен для перекачки больших объемов указанной продукции на дальние расстояния с высокой скоростью. Он является также самым выгодным для данной категории товара.
Тем не менее, у него очень много недостатков, к которым, в частности, относится количество аварийных ситуаций, возникающих при эксплуатации трубопровода.
Эти ситуации могут иметь крайне неблагоприятные не только экологические и экономические, но и социальные последствия: взрывы, загрязнение окружающей природной среду, угроза населению, возгорания. Из-за большой протяженности и невозможности постоянного контроля за состоянием трубопроводов в последние годы участились случаи несанкционированных врезок в нефтепроводы.
То, что большое количество трубопроводов находится под землей и в труднодоступных местах, затрудняет своевременный ремонт и профилактические работы на данном виде транспорта.
К недостаткам относится также и то, что этот транспорт, как уже отмечалось выше, — узко специализирован.
Вопрос 13.
Мировые тенденции в развитии транспорта свидетельствуют, что:
— закончен период протекции по отношению к видам транспорта и перевозчикам. Усилия большинства стран направлены на повышение конкурентоспособности национального транспорта и отказ от системы квот, а также от тарифных и других ограничений. Их заменяет гармонизация транспортного законодательства;
— рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики стали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа — транспортно-складским и товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия;
— транспортные центры стали управляющими элементами системы, что позволило оптимизировать «сквозные» тарифы. Это привело к переходу точки прибыльности из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось. Из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, которые постепенно приобрели функции управления тарифной политикой;
— качество транспортных услуг и конкурентоспособность достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг. Оно гарантировано. Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.
Вопрос 12.
Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:
— наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
— недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;
— недостаточное качество транспортных услуг;
— низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;
— недостаточный уровень транспортной безопасности;
— усиление негативного влияния транспорта на экологию.
Организационная структура железнодорожного транспорта и его инфраструктура. вопрос 14.
Ключевыми решениями в этой области являются:
— организационное разделение грузовых, пассажирских пригородных и пассажирских перевозок в дальнем следовании;
— сокращение интеграции инфраструктуры и части грузовых перевозок;
— организационное отделение межгосударственной транзитных, интермодальных и рефрежераторных перевозок от других грузовых перевозок;
— развитие частных грузовых операторских кампаний, владеющих подвижным составом;
— постепенный переход части грузового вагонного парка к частным собственникам;
— сохранение единства собственности на инфраструктуру и магистральный локомотивный парк;
— рассмотрение вопроса о выделении в долгосрочной перспективе вертикально-интегрированных компаний на участках сети;
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования — комплекс зданий и сооружений железнодорожного транспорта включающий в себя: железнодорожные пути, искусственные сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, связи, СЦБ, здания и др.
Имущественный комплекс — это недвижимое имущество в состав которого входят все виды имущества земельные участки, здания, сооружения оборудование, сырьё и др.
Большое значение в экономико-финансовых отношения в сфере железнодорожного транспорта имеют и категории: виды деятельности
федерального железнодорожного транспорта, расходы железных дорог, расходные ставки, калькуляционные измерители и др.
Средства сообщения-подвижной состав(локомотивы, тепловозы)
Пути сообщения-пути специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава
Технические свойства и сооружения-комплекс грузовых и пассажирских станций, терменалов, ремонттные мастерские, разгрузочно-погрузочные пункты.
Структура управления на железнодорожном транспорте. Вопрос 15.
Управление железнодорожным транспортом осуществляется по принципам:
— отраслевой;
— территориальный;
— функциональный.
Согласно отраслевому принципу управление осуществляется по схеме:
— отделение перевозок — структурная единица (станция, депо и т.д.).
Территориальный принцип предполагает деление сети железных дорог на отделения дороги. Всего их 13.
Функциональный принцип означает деление отрасли на подразделения, занимающиеся отдельными вопросами (движение, грузовое хозяйство, локомотивной, вагонное, энергоснабжение, связи и т.д.). Все подразделения можно разделить на три комплекса:
— основная деятельность
— коммерческая и грузовые операции по перевозке грузов и пассажиров;
— управление перевозками;
— управление и содержание магистральной инфраструктуры;
— управление и содержание подвижного состава;
— водо-, тепло-, энергоснабжение;
— обеспечивающая деятельность:
— деповской ремонт локомотивов;
— деповской ремонт вагонов;
— капитальный ремонт вагонов и локомотивов;
— капитальный и средний ремонт пути;
— охрана грузов и объектов и др.;
— социальная деятельность.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
52. Свойства нефтепродуктов, влияющие на технологию их транспорта.
Физико-химические свойства нефтей зависят от их состава. Параметры режимов транспортировки нефти по трубопроводу определяются, главным образом, плотностью и вязкостью нефти, а также зависимостью этих характеристик от температуры и давления.
Плотность нефти при 20 °С колеблется в пределах от 760 до 940 (1050) кг/м3. С увеличением температуры она уменьшается.
Величина вязкости предопределяет способ транспортировки нефти по трубопроводам. Маловязкие нефти перекачивают при температуре окружающей среды без предварительной обработки.
Температура застывания — условная величина, изменяется в некотором интервале значений; зависит от химического состава нефти и от содержания в ней парафина и смол.
Испаряемость – свойство нефти и нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное при температуре меньшей, чем температура кипения.
Пожароопасность нефти и нефтепродуктов определяется величинами температур вспышки, воспламенения и самовоспламенения.
Температура вспышки паров — температура, при которой пары жидкости, нагретой при определенных условиях, образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней открытого пламени.
Температура воспламенения — температура, при которой жидкость при поднесении открытого пламени горит.
Температура самовоспламенения
Нижний предел взрываемости – это концентрация паров жидкости в воздухе, ниже которой не происходит вспышки смеси из-за избытка воздуха и недостатка паров при внесении в эту смесь горящего предмета.
Верхний предел взрываемости соответствует такой концентрации паров нефти и нефтепродуктов в воздухе, выше которой смесь невзрывается, а горит. Значения концентрации паров между нижним и верхним пределами взрываемости называют интервалом взрываемости.
Электризация: при трении частиц углеводородных жидкостей между собой, о стенки трубопроводов и емкостей, а также о воздух возникают заряды статического электричества величиной до нескольких десятков киловольт. Для воспламенения же достаточно разряда с энергией 4…8 кВт.
53. Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов.
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов — увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д.
Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
выполняет роль распределительной системы комплекса;
транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах — установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. — промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
Преимущества трубопроводного транспорта:
Возможность повсеместной укладки трубопровода.
Низкая себестоимость транспортировки.
Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
Меньшая материало и капиталоёмкость.
Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.
Малочисленность персонала.
Непрерывность процесса перекачки.
Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.
Главным недостатком является его узкая специализация, также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.
studfiles.net