Назовите основные газопроводы на территории России.
Ещё на уроках географии учительница рассказывала нам о нашей стране и о том, насколько она богата разными природными ресурсами, в том числе и газом. С самого раннего детства я знала, что Российский газ транспортируется по всей нашей стране, а также продается в другие страны.
Основные газопроводы на территории Российской Федерации
Я всегда сравнивала схемы газопроводов на карте нашей страны с очень красивой паутинкой. Именно из-за этой ассоциации я и смогла выучить почти все их названия.
Основные из действующие газопроводов:
- Москва — Саратов.Его протяженность равна 843 километра. Между прочим, этот газопровод самый первый в России, и его строительство начали ещё во время Великой Отечественной Войны;
- Дзуарикау — Цхинвал. Этот газопровод экспортирует природный газ из нашей страны в Южную Осетию. Меня очень удивило то, что он проходит достаточно высоко в горах;
- Уренгой — Помары — Ужгород. Начинается этот газопровод в северной части Западной Сибири и проходит почти через всю Европейскую часть нашей страны, через него проходит целых 32 миллиарда кубометров газа в год;
- Ямал — Европа. Начинается он так же, как и предыдущей газопровод, в Западной Сибири. Он проходит через территорию Белоруссии и Польши;
- Голубой поток. Проходит как по суше, так и по дну чёрного моря.
Также на данный момент идёт строительство таких газопроводов, как :
Применение газа
Мне кажется, что за это столетие мы нашли очень много вариаций для использования этого ресурса. Например, бутан и пропан мы стали использовать как топливо для наших машин. А ещё пропаном заправляют столь популярный продукт, как зажигалки. Для сварки металлов используют ацетилен. Ну и конечно, же самое популярное применение природного газа в виде горючего топлива для плит и котлов.
Газ стали добывать еще в девятнадцатом веке. А ведь всё началось с использования обычной газовой горелки. К сожалению, в Советском союзе добычи газа не было где-то до 1930 годов. Именно из-за нехватки угля и нефти в нашей стране стали активно добывать этот прекрасный природный ресурс.
travelask.ru
Крупнейшие магистральные газопроводы в мире
Еще в 2-3 веке до н.э. известны случаи использования природного газа в народном хозяйстве. Так, например, в древнем Китае газ использовался для освещения и получения тепла. Подача газа от месторождений до потребителей осуществлялась по бамбуковым трубам за счёт давления источника газа, т.е. «самотёком». Стыки труб конопатились паклей. Газопроводы в современном понимании этого слова стали широко появляться в начале 19 века и использовались для нужд освещения и отопления, а также для технологических нужд на производстве. В 1859 году в американском штате Пенсильвания был построен газопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км, соединяющий месторождение и ближайший к нему город Тайтесвиль.
За полтора столетия потребность в использовании газа выросла в сотни раз, а вместе с ней увеличился диаметр и протяженность газопроводов.
Сегодня магистральные газопроводы – это трубопроводы, предназначенные для транспортирования природного газа из районов добычи к пунктам потребления. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции, поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.
В настоящее время с точки зрения эффективности максимальным диаметром газопровода считается 1420 мм.
Россия
На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (25% общемировых запасов), а российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Средняя дальность транспортировки газа на сегодняшний день составляет около 2,6 тыс. км при поставках для внутреннего потребления и примерно 3,3 тыс. км при поставках на экспорт. Протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет 168,3 тыс. км. Такой длины вполне хватит, чтобы обогнуть Землю четыре раза.
Основная часть Единой системы газоснабжения России создана в 50-80-х годах 20 века и помимо системы газопроводов включает в себя 268 линейных компрессорных станций общей мощностью 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 подземных хранилищ.
Сегодня собственником российского сегмента ЕСГ является ОАО «Газпром».
15 сентября 1943 года был введен в эксплуатацию газопровод диаметром 300 мм Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев протяженностью 165 км и мощностью 220 млн кубометров в год. В этот день первый газ поступил на Безымянскую ТЭЦ и промышленные предприятия Куйбышева. Именно с этого газопровода начинается история развития газотранспортной системы нашей страны.
Сегодня крупнейшими магистральными газопроводами России являются:
Газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» — магистральный экспортный газопровод, построенный СССР в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири потребителям в странах Центральной и Западной Европы. Пропускная способность — 32 млрд м³ природного газа в год (проектная). Фактическая пропускная способность — 28 млрд м³ в год. Диаметр трубопровода — 1420 мм. Общая длина газопровода – 4451 км. Проект экспортного трубопровода был предложен в 1978 году от месторождений Ямбурга, но позже был изменён на трубопровод от Уренгойского месторождения, которое уже эксплуатировалось.
Газопровод «Союз» — экспортный магистральный газопровод. Диаметр газопровода — 1420 мм, проектное давление — 7,5 МПа (75 атмосфер), пропускная способность — 26 млрд м³ газа в год. Основной источник газа для магистрали — Оренбургское газоконденсатное месторождение. Газопровод «Союз» принят в экплуатацию 11 ноября 1980 года. Газопровод «Союз» проходит через территорию России, Казахстана и Украины по маршруту: Оренбург — Уральск — Александров Гай — ГИС «Сохрановка» (граница России и Украины) — Кременчуг — Долина — Ужгород. Общая протяжённость газопровода — 2750 км, в том числе 300 км по территории Казахстана и 1568 км по территории Украины.
Газопровод «Ямал — Европа» — транснациональный магистральный экспортный газопровод, введённый в действие в 1999 году. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу (через газотранспортные системы YAGAL-Nord и STEGAL — MIDAL — ПХГ «Реден»).
Берет свое начало в газотранспортном узле в г. Торжок (Тверская область). Проходит по территории России (402 км), Белоруссии (575 км), Польши (683 км) и Германии. Конечная западная точка магистрального газопровода «Ямал-Европа» — компрессорная станция «Мальнов» (в районе г. Франкфурт-на-Одере) вблизи немецко-польской границы. Общая протяжённость газопровода превышает 2000 км, диаметр — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ газа в год. Количество компрессорных станций на газопроводе — 14 (3 — в России, 5 — в Белоруссии, 5 — в Польше и одна — в Германии).
«Северный поток» — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Газопровод «Северный поток» — самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире, его протяжённость — 1224 км. Владелец и оператор — компания Nord Stream AG. Диаметр трубы (внешний) — 1220 мм. Рабочее давление — 22 МПа.
В проекте участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция; против его реализации выступали страны-транзитёры российского газа и страны Прибалтики. Цели проекта — увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.
Прокладка трубопровода начата в апреле 2010 года. В сентябре 2011 года начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток.
8 ноября 2011 года начались поставки газа по первой нитке газопровода. 18 апреля 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.
Европа
Один из самых длинных в мире подводных газопроводов проложен между Норвегией и Великобританией по дну Северного моря. Магистральный газопровод «Лангелед» соединяет норвежское газовое месторождение Ормен Ланге с британским терминалом Исингтоном. Его протяженность составляет 1200 км. Строительство началось в 2004 году, официальное открытие прошло в октябре 2007 года в Лондоне.
Ближний Восток
Газопровод «Иран – Турция», протяженностью 2577 км проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару. Изначально газопровод «Тебриз — Анкара» с пропускной способностью 14 млрд. м³ газа в год должен был стать частью трубопровода «Парс», что позволило бы соединить европейских потребителей с крупным иранским газоносным месторождением «Южный Парс». Однако из-за санкций Иран не смог приступить к реализации данного проекта.
Азия
Китайский газопровод «Запад – Восток», протяженностью 8704 км, соединяет базовые северо-западные ресурсы Таримского бассейна — месторождение Чанцин, запасы которого оцениваются в 750 миллиардов кубометров газа — с экономически развитым восточным побережьем Поднебесной. Газопровод включает в себя одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений. Проектная мощность трубопровода — 30 млрд. м³ природного газа в год. Тысячи километров труб протянулись через 15 регионов провинциального уровня и проходят через различные природные зоны: плато, горы, пустыни и реки. Трубопровод «Запад-Восток» считается самым масштабным и наиболее сложным проектом в газовой отрасли, когда-либо реализованным в Китае. Цель проекта – развитие западных регионов Китая.
Газопровод «Средняя Азия – Центр», протяженностью 5000 км соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Первая очередь трубопровода была пущена в эксплуатацию еще в 1967 году. Впервые в истории мировой газовой промышленности были использованы трубы диаметром 1200–1400 мм. При строительстве были осуществлены подводные переходы магистрального газопровода через крупнейшие реки региона: Аму-Дарья, Волга, Урал, Ока. К 1985 году газопровод «Средняя Азия – Центр» превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. м³.
Газопровод «Туркмения — Китай» проходит по территории четырех стран (Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Китай) и имеет протяженность 1833 км. Строительство трубопровода началось в 2007 году. Официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 года на месторождении Самандепе (Туркмения). Диаметр труб – 1067 мм. Проектная мощность газопровода — 40 млрд. м³ природного газа в год.
Северная Америка
Первый и самый длинный на сегодняшний день американский магистральный газопровод «Теннесси», построен в 1944 г. Его длина составляет 3300 км, и он включает в себя пять ниток диаметром от 510 до 760 мм. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Вирджинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.
Американский газопровод высокого давления «Rockies Express», протяженностью 2702 км, проложил свой маршрут от Скалистых гор (штат Колорадо) до Огайо. Последняя нитка газопровода была запущена 12 ноября 2009 г. Диаметр 910 – 1070 мм и состоит из трех ниток, которые идут по территории восьми штатов. Пропускная способность магистрали — 37 млрд. м³ газа в год.
Южная Америка
Газопровод «Боливия-Бразилия» является самым длинным трубопроводом природного газа в Южной Америке. 3150-километровый трубопровод соединяет газовые месторождения Боливии с юго-восточными регионами Бразилии. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999 г., вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г. Диаметр газопровода 410 – 810 мм. Пропускная способность магистрали — 11 млрд. м³ газа в год.
Африка
Магистральный газопровод «ТрансМед», протяженностью 2475 км, проложил свой маршрут из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию, далее расширение трубопровода осуществляет поставки алжирского газа в Словению. Диаметр наземной части 1070-1220 мм. Текущая мощность трубопровода составляет 30.2 миллиарда кубических метров природного газа в год. Первая очередь газопровода была построена в 1978-1983 годах, вторая очередь введена в эксплуатацию в 1994 году. Газопровод включает в себя следующие участки: алжирский (550 км), тунисский (370 км), подводный переход от африканского побережья на остров Сицилия (96 км), сухопутный сицилийский участок (340 км), подводный переход от острова Сицилия до материковой Италии (15 км), сухопутный участок по территории Италии с отделением в Словению (1055 км).
Магистральный газопровод «Магриб-Европа» связывает гигантское газоконденсатное месторождение Хасси-Рмель в Алжире — через территорию Марокко — с ГТС Испании и Португалии. От испанского города Кордова, область Андалусия газопровод через область Эстремадура идет в Португалию. Основные поставки природного газа по газопроводу поступают в Испанию и Португалию, значительно меньшие — в Марокко. Строительство началось 11 октября 1994 года. 9 декабря 1996 года начал свою работу испанский участок. Португальский участок был открыт 27 февраля 1997 года. Общая длина газопровода составляет 1620 километров и состоит из следующих участков: алжирский (515 км), марокканский (522 км), и андалузский (269 км) участки диаметром 1220 мм, подводный участок (45 км) диаметром 560 мм, а также португальский участок (269 км), проходящий через испанскую автономную область Эстремадура (270 км) диаметром 28 и 32 дюйма.
Австралия
Магистральный газопровод «Дампьер-Банбери», введеный в эксплуатацию в 1984 году, является самым длинным трубопроводом природного газа в Австралии. Протяженность газопровода, диаметр которого 660 мм, составляет 1530 км. Берет свое начало на полуострове Берруп и поставляет газ потребителям юго-западной части Австралии.
mavego.ru
II. Технологическая часть
Российская Федерация
Министерство народного образования Удмуртской Республики
Профессиональное училище № 31
ОД-4
“Оператор добычи нефти и газа”
Пояснительная записка
к письменной экзаменационной работе
Тема работы: “Транспорт и хранение нефти и газа”
Выпускник: Голубев С.В. Группа: ОД-4
Работа выполнена: _08_”_04_”2002_”_________________________________
Руководитель
работы
Ижевск 2002 г.
Содержание
Стр.
Введение. Нефтяная промышленность Удмуртии 3
Технологическая часть 4
Нефтепроводы и газопроводы, назначение. Промысловые нефтепроводы. 4
Насосные станции. Оборудование насосных станций. Насосы для перекачки нефти. 10
Резервуары 14
Техника безопасности и охрана окружающей среды 21
Использованная литература 25
I. Введение
Нефтяная промышленность Удмуртии
Месторождения нефти имеют промышленное значение. Это позволило создать в республике нефтяную отрасль.
В 1958 году начала свою деятельность Удмуртская геофизическая экспедиция, а в 1961 году – трест «Удмуртнефтеразведка» (ныне ОАО «Удмуртгеология»).
Для ускорения ввода в разработку открытых в республике промышленных запасов нефти и организации нового нефтедобывающего района страны в 1973 году в городе Ижевске было создано производственное объединение «Удмуртнефть».
От 100 тысяч тонн нефти, добытых в 1969 году, в, год становления нефтяной отрасли Удмуртии, до 9,3 млн. тонн в г982 году -^ таков темп развития ее нефтедобычи. В последние годы из недр извлекается ежегодно 5-6 млн тонн «черного золота».
ОАО «Удмуртнефть» разрабатывает 23 нефтяных месторождения. За время работы это предприятие извлекло из недр более 185 млн. тонн нефти. Остальные запасы на конец 1999 года составляли около 240 млн. тонн нефти.
На балансе ОАО «Удмуртгеология» находится 33 нефтяных месторождения. Это, в основном, те месторождения на которых ведется разведка и которые позже будут переданы в нераспределенный фонд месторождений Удмуртии.
Учитывая большой опыт ОАО «Удмуртнефть» в разработке нефтяных месторождений и наличие в ее составе производственной инфраструктуры целесообразно объединить усилия всех нефтедобывающих предприятий республики в единый Холдинг для решения задач не только по стабилизации добычи нефти, но и увеличению объемов добычи нефти в республике.
1. Нефтепроводы и газопроводы, назначение. Промысловые нефтепроводы. Нефтепроводы
Наиболее экономичный вид транспорта нефти и нефтепродуктов –трубопроводный.
Преимущество этого вида транспорта:
1. Низкая себестоимость транспорта продукции на значительные расстояния;
2. Непрерывность подачи продукции;
3. Широкая возможность для автоматизации;
4. Уменьшение потерь нефти и нефтепродуктов при их транспортировании;
5. Возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию, если это экономически целесообразно.
Трубопроводы, перекачивающие продукцию на значительные расстояния, называются магистральными.
Магистральные трубопровода в зависимости от перекачиваемой жидкости соответственно называются: нефтепроводами — при перекачке нефти; нефтепродуктопроводами — при перекачке жидких нефтепродуктов.
Нефтепровод состоит из следующих звеньев:
1. трубопровода;
2. одной или нескольких насосных станций;
3. средств связи.
Нефтепровод характеризуется следующими показателями: длиной, диаметром, пропускной способностью и числом перекачивающих станций.
Современные нефтепроводы, протяженность которых достигает более 1000 км, представляют собой самостоятельные транспортные предприятия, оборудованные комплексом головных, промежуточных перекачивающих (насосных) статей большой мощности, а также наливными станциями со всеми необходимыми производственными и вспомогательными сооружениями. Пропускная способность их достигает 50 млн. тонн нефти в год и более. Сооружают такие нефтепроводы преимущественно из стальных труб условным диаметром 500, 700, 300, 1000,1200 и 1400 мм.
При транспорте нефти и нефтепродуктов на большие расстояния приходится преодолевать значительные гидравлические сопротивления в нефтепроводе. Поэтому, если одна перекачивающая насосная станция не может обеспечить нормальный режим перекачки при заданном давлении, то строят несколько станций по длине нефтепровода.
Трубопроводный транспорт, наряду с экономичностью, обеспечивает круглогодичную работу и почти не зависит от природных условий, чем выгодно отличается от других видов транспорта. В связи с этим с каждым годом увеличивается протяженность магистральных трубопроводов.
К наиболее крупным относятся системы нефтепроводов от нефтяных месторождений Западной Сибири до Уфы и Куйбышева, система нефтепроводов «ДРУЖБА» протяженностью с ответвлениями более 10 тыс.км, нефтепроводы Северо-Западного направления: Альметьевск — Горький — Ярославль — Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву, а также нефтепроводы Узень-Куйбышев, Куйбышев- Тихорецкая, Куйбышев — Лисичанск — Кременчуг и др.
По принципу перекачки продукций на практике применяют две системы: 1. постанционную и 2. транзитную.
Постанционная система перекачки характеризуется тем, что нефть или нефтепродукты поступают в резервуары промежуточных перекачивающих станций, заполняют их, а затем откачиваются на следующую станцию /рис. А/. Если на станции расположено несколько резервуаров, то перекачка продукции осуществляется беспрерывно: в один резервуар продукция поступает, а из другого откачивается в нефтепровод.
Транзитная система перекачки может осуществляться через резервуар и из насоса в насос.
При перекачке через резервуар продукция из предыдущей насосной станции направляется на следующую насосную станцию через резервуар, предназначенный для отделения газа или воды от нефти /рис. Б/.
Перекачка из насоса в насос заключается в том, что продукт с предыдущей насосной станции направляется непосредственно на следующую насосную станцию, минуя промежуточной резервуар, который подключается параллельно нефтепроводу /рис. В/. Эта схема перекачки наиболее совершенна и экономична, так как при этом обеспечивается максимальная герметизация системы и исключаются потери от испарения в промежуточных резервуарах. Последние при этой системе могут сооружаться в минимальном объеме и то лишь для освобождения нефтепровода при пуске или ремонте.
При всех видах транзитной перекачки нефти и нефтепродуктов нефтепровод оснащается необходимыми средствами местной автоматики; многие нефтепроводы имеют дистанционное управление.
Нефтепровод подобно железнодорожному пути нуждается в специальном техническом надзоре. Весь нефтепровод разбивается на отдельные участки, каждый из которых закрепляется за определенной насосной станцией. Такой участок делится в свою очередь на ряд более мелких участков, и к каждому из них прикрепляют линейных обходчиков, которые осуществляют контроль за нефтепроводом.
На каждой станции, кроме обслуживающего эксплуатационного персонала, имеются также ремонтные бригады. В их распоряжении все необходимые механизмы для ремонта нефтепровода и ликвидации возможных аварий: тракторы-трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры, сварочные агрегаты и т.д.
studfiles.net
Газопроводы и нефтепроводы России, СНГ и Балтии
Магистральные газопроводы
- Действующие газопроводы. ПАО «Газпром»:
- Бованенково — Ухта и Ухта — Торжок ➠
- «Голубой поток» «Голубой поток» ➠
- Грязовец — Выборг ➠
- Джубга — Лазаревское — Сочи ➠
- Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград ➠
- Починки — Грязовец ➠
- Сахалин — Хабаровск — Владивосток ➠
- «Северный поток» (Nord Stream) ➠
- СРТО — Торжок ➠
- Ямал — Европа ➠
- Реализуемые газопроводы. ПАО «Газпром»:
- «Северный поток — 2» ➠
- «Сила Сибири» ➠
- «Турецкий поток» ➠
- «Ухта — Торжок — 2» ➠
- «Южный коридор» ➠
Магистральные газопроводы России. Википедия
- Экспорт газа в Европу и Закавказье
- Северный поток ➠
- Северный поток 2 (проектируется) ➠
- Ямал — Европа ➠
- Союз ➠
- Уренгой — Помары — Ужгород ➠
- Турецкий поток (приостановлен) ➠
- Голубой поток ➠
- Дзуарикау — Цхинвал ➠
- Импорт газа из Закавказья и Средней Азии
- Баку — Ново-Филя ➠
- Прикаспийский газопровод ➠
- Средняя Азия — Центр ➠
- Экспорт газа в Азию
- Восточный маршрут «Сила Сибири» (строится) ➠
- Другие магистральные газопроводы
- Саратов — Москва ➠
- Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр ➠
- Бованенково — Ухта ➠
- Южный коридор (проектируется) ➠
- Сахалин — Хабаровск — Владивосток ➠
- Краснодарский край — Крым ➠
Карты и схемы газопроводов России и стран бывшего Советского Союза. East European Gas Analysis
Gazprom Pipelines in the FSU ➠
ЕСГ России ➠
West Siberia ➠
Yamal Fields ➠
Ukrainian Pipelines ➠
Kazakhstan ➠
Export Terminals ➠
Turkmen gas distance ➠
Pipeline Ruptures ➠
Yamal Shelf ➠
Gas Storage Facilities ➠
Pipelines of Belorussia ➠
Gas Pipelines of Belarus ➠
Nabucco & Caspian Pipeline ➠
Gas Pipelines of Europe & Asia ➠
Altay Pipeline to China ➠
Baltic Gas Pipelines ➠
Baltic States & Finland ➠
Газопроводы Ямала ➠
Gas pipelines of Yamal ➠
South Stream & Ukrainian Shelf ➠
South Stream & Nabucco ➠
Украинский транзит-янв-2009 ➠
Ukrainian transit, Jan-2009 ➠
Czech transit in 2018 ➠
Scheme of Ukrainian pipelines ➠
Storage facilities of Gazprom ➠
ПХГ Газпрома ➠
Южный поток (новая) ➠
South Stream (new) ➠
Yamal — South Stream ➠
South Stream shortcut ➠
Black Sea shelf ➠
Шельф Чёрного моря ➠
South Stream & South. Corridor ➠
Pincer Movement ➠
Yamal-Europe-2 ➠
Russia & Ukraine ➠
Ukrainian gas pipelines ➠
Газопроводы Украины ➠
Yamal-Baumgarten ➠
Turkish Stream ➠
TurkStream & SGC ➠
Магистральные нефтепроводы
Схемы магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» ➠
- Карты-схемы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
- АО «Транснефть – Прикамье» ➠
- ООО «Транснефть – Восток» ➠
- ООО «Транснефть – Дальний Восток» ➠
- АО «Мостранснефтепродукт» ➠
- АО «Транснефть – Север» ➠
- АО «Транснефть — Приволга» ➠
- АО «Черномортранснефть» ➠
- АО «Транснефть — Центральная Сибирь» ➠
- АО «Транснефть — Дружба» ➠
- АО «Транснефть — Сибирь» ➠
- АО «Транснефть – Западная Сибирь» ➠
- АО «Транснефть – Урал» ➠
- Нефтепроводы России. Википедия:
- Нефтепровод Баку — Новороссийск ➠
- Нефтепровод Балаханы — Чёрный город ➠
- Балтийская трубопроводная система ➠
- Балтийская трубопроводная система-II ➠
- Восточная Сибирь — Тихий океан ➠
- Нефтепровод Грозный — Туапсе ➠
- Дружба (нефтепровод) ➠
- Каспийский трубопроводный консорциум ➠
- Мурманский нефтепровод ➠
- Нефтепровод Сургут — Полоцк ➠
- Нефтепровод Узень — Атырау — Самара ➠
Карты нефтепроводов и нефтепродуктопроводов России ➠
Поделитесь с друзьями:
www.megapetroleum.ru
Система трубопроводного транспорта России
Трубопроводная система является центральным звеном как в нефтяной, так и в газовой промышленности. Трубопроводы связывают места добычи с местами переработки и потребления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как нефтегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Трубопроводы могут быть нескольких видов:
— нефтепроводы – трубопроводы для транспортировки нефти;
— продуктопроводы – трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов;
— газопроводы – трубопроводы для транспортировки газа;
— промысловые трубопроводы – трубопроводы, соединяющие непосредственные места добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки;
— магистральные трубопроводы – трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки, имеют протяженность десятки тысяч километров.
После распада Советского Союза и последовавшего за этим развала промышленности объем строительства и реконструкции трубопроводов резко снизился. Однако в последние несколько лет появилась устойчивая тенденция возрождения нефтяной и газовой промышленности. Принята Программа реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем Российской Федерации на период до 2015 г. Ведущие нефтяные компании имеют собственные программы ремонта и реконструкции трубопроводов, однако, к сожалению, все они выполняются в недостаточной степени.
К числу основных новых, а также строящихся и реконструируемых магистральных трубопроводов следует отнести:
— газопровод Ямал – Европа протяженностью 977 км и диаметром 1420 мм;
— газопровод СРТО – Торжок протяженностью 720,1 км и диаметром 1420 мм;
— газопровод Заполярное – Уренгой (3 нитки) протяженностью 189 км и диаметром 1420 мм;
— газопровод Россия – Турция («Голубой поток») протяженностью 372 км и диаметром 1220 и 1420 мм;
— нефтепровод Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1490 км и диаметром 1020 мм;
— Балтийская трубопроводная система протяженностью 2718 км и диаметром от 500 до 800 мм.
Газопроводы.Подавляющее большинство построенных газопроводов имеют диаметр от 500 до 1400 мм, некоторые трубопроводы диаметром менее 500 мм включены в рассмотрение ввиду их региональной важности. Многие трубопроводы, особенно идущие с западносибирских месторождений, проходят в так называемых коридорах, состоящих из ряда (до 6) ниток. Общая протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет более 200 тыс. км.
На компрессорных станциях используется более 20 различных типов компрессоров советского производства и несколько – иностранного производства. Всего более 5700 компрессоров, включая газотурбинные, электрические и газомоторные, находятся в действии. Они установлены на 891 компрессорном цехе, в том числе на 247 КС (с 693 компрессорными цехами общей мощностью 41,7 млн кВт) на газопроводах РФ. Следует отметить, что за рассматриваемый период не было новых технических решений КС, а темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка компрессорных агрегатов были недостаточно энергичными.
Газопроводная система является связующим звеном между производителем и потребителем газа и единственным способом транспортировки газа. Поэтому развитие всего газового сектора зависит от развития газопроводной системы. Так как в российском газе заинтересованы многие страны, то очевиден высокий интерес зарубежных инвесторов в реализации крупных газопроводных международных проектов. В связи с этим необходимо кратко описать наиболее интересные перспективные направления, в рамках которых вероятно осуществление таких проектов.
Рисунок 1.3 – Общая схема единой системы газоснабжения России
Новый проект: «Ямал – Европа». Все прогнозы развития спроса и предложения на рынке газа показывают, что в газоснабжении Западной Европы возникнет дефицит. Согласно этим прогнозам, существующие источники поставок природного газа в этот регион не смогут покрыть возрастающий спрос на это топливо. Поэтому совершенно очевидно, что дополнительные поставки газа по проекту «Ямал – Европа» будут необходимы даже в случае продления всех действующих в настоящее время контрактов. Все это является важной предпосылкой для реализации грандиозного проекта – сооружения трансконтинентальной газовой магистрали Ямал – Европа общей протяженностью 4000 км. Начало этой газовой магистрали находится на полуострове Ямал, запасы природного газа которого показывают, что ежегодная добыча на Ямале может составить в перспективе около 200 млрд м3.
Новые проекты в юго-восточной и южной Европе. Интересным во всех отношениях является российско-болгарский проект, предусматривающий сооружение газопровода для перекачки российского газа в Грецию через территорию Болгарии. Собственно, Болгария уже начала это делать, проложив новый участок трубопровода длиной 70 км, который пересек греко-болгарскую границу и обеспечивает газоснабжение Афин и Салоник. До этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию. В связи с сооружением нового газопровода через эту страну в Грецию протяженность газопроводной сети в Болгарии удвоилась, а поток российского газа в Грецию резко возрос. Что касается дальнейшего расширения итало-российского сотрудничества в области энергетики, то ему будет способствовать реализация югославского проекта – сооружение Трансбалканского газопровода от Димитровграда (Болгария) через Южную Сербию и Черногорию с выходом к порту Бари, от которого должен быть проложен газопровод по дну Адриатического моря, к итальянскому порту Бари.
Новые пути российского газа через северную Европу – поставки природного газа в страны Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию по дну Балтийского моря.
Страны Восточной Азии. После 2005 г. в Иркутской области и Якутии наметилось создание нового крупного газодобывающего района, из которого будут исходить магистральные газопроводы, обеспечивающие природным газом не только Восточную Сибирь и Дальний Восток России, но и КНР, КНДР и Республику Корея.
Достаточно актуальным является расширение внутреннего рынка газа и развитие внутренней российской системы газопроводов. В рамках либерализации рынка газа это направление также представляется интересной предметной областью для международных проектов. Потребности в развитии газификации России сегодня очень велики. Так, уровень негазифицированных квартир в городах и рабочих поселках составляет 44 %, а в сельской местности – 79 %. Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес отечественных и зарубежных инвесторов. При этом основными являются такие показатели, как целесообразность и финансовое состояние проектов газификации. Инвесторы оценивают, насколько предлагаемый проект оправдан с экономической точки зрения. Необходимо организовать взаимодействие между всеми вероятными участниками инвестиционного процесса, учесть их интересы. Именно при таком подходе возможна реализация проектов по газификации областей Российской Федерации с привлечением иностранных партнеров. Иностранный инвестор полезен тем, что, кроме внедрения новых технологий, он приносит с собой прогрессивный менеджмент.
Для российской стороны предоставляется возможность совершенствовать и диверсифицировать деятельность газораспределительных компаний с учетом зарубежного опыта. Реализация проектов по газификации имеет большое социально-экономическое значение, так как в результате будут созданы условия для роста производства, повышения качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды. Поэтому потенциальные инвесторы проекта могут рассчитывать на содействие федеральной и региональных властей, что обеспечивает, как минимум, снижение политических рисков.
Нефтепроводы и продуктопроводы. В 1991 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов Советского Союза составляла 90 200 км. Это без учета более 600 тыс. км промысловых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Более половины трубопроводов – 52 500 км – было построено из труб диаметром 700 мм и более. Протяженность трубопроводов для сырой нефти к началу 1991 г. достигала 70 400 км. На трассах работали 572 перекачивающие станции.
Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 тыс. км (по некоторым сведениям, на 3 – 4 тыс. км больше, что может быть
Рисунок 1.4 − Сеть нефтепроводов России
объяснено включением в отчетность построенных, но не введенных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым закрытым объектам).
Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).
К началу 1999 г. общая протяженность нефтепроводов СНГ составила 79 232 км, продуктопроводов – 21 900 км; в том числе, в Российской Федерации: нефтепроводов – 72 755 км, продуктопроводов – 19 405 км. За 1992 – 1999 гг. протяженность магистральных нефтепроводов России увеличилась на 2 тыс. км, продуктопроводов – на 1468 км.
К концу 2002 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов России (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 79,35 тыс. км, увеличившись заданный период на 19,2 тыс. км. В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов
Рисунок 1.5 − Нефтепродуктопроводы России
осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы (МН)», «Приволжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет около 60 тыс. человек.
В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специальными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий.
Все нефтепроводы имеют головные и промежуточные перекачивающие станции. Головные перекачивающие станции отличаются от промежуточных наличием резервуарного парка и некоторых других технологических элементов.
Нефтепроводы и продуктопроводы протяженностью менее 800 км работают по схеме «из насоса в насос». На промежуточных перекачивающих станциях при длине нефтепроводов более 600 км сооружаются емкости для хранения нефти. В настоящее время нефтепроводы становятся главным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора экономики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов становится основным вопросом при разработке и реализации международных нефтяных проектов. 93 % всей нефти, добываемой в России, транспортируется по магистральным нефтепроводам, оператором которых является «Транснефть». Сеть нефтепроводов охватывает обширную территорию Западной Сибири и Европейской части России, через нее нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) компаний, а также на экспорт. В результате разработки месторождений, роста добычи и выхода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршрутах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), но для более интенсивного трубопроводного строительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесторов и партнеров.
К наиболее привлекательным крупным проектам развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие:
Балтийская трубопроводная система (БТС). По ней предполагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. В составе первой очереди БТС протяженностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Ярославль – Кириши, построены новый нефтепровод Кириши – Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в районе г. Приморска. БТС предусматривает поэтапное развитие с доведением экспорта нефти до 30 млн т в год.
Соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция этих нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация проекта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год.
Строительство нефтепровода Бургас – Александруполис. Реализация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной пролива), из греческого порта Александруполис. В этом проекте заинтересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как данный маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспийской нефти. Пока проект находится на стадии разработки. Предполагается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15 –23 млн т в год (оценка компании «Транснефть»). Маршрут Бургас – Александруполис дополняет тем самым маршрут транспортировки каспийской нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназначенный для перекачки нефти с казахстанских месторождений до Новороссийска.
Строительство нефтепровода в Китай.Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долларов, протяженность нефтепровода должна составлять более 2400 км, пропускная способность 20 млн т в год.
Строительство нефтепровода от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка.Этот вариант является хорошей альтернативой строительству нефтепровода в Китай. Во-первых, это гораздо дешевле, а во-вторых, такой маршрут позволит экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где уровень цен на нефть выше (в Китае цены на энергоносители жестко регулируются государством).
Одной из проблем нефтегазового комплекса является недостаточность развития трубопроводной транспортной системы, что сдерживает развитие нефтегазового комплекса. Как было отмечено, общая протяженность нефтепроводов в Российской Федерации в 2002 г. составила 79 350 км. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки нефтепроводная система имеет общую протяженность около 350 тыс. км. Кроме этого, российская трубопроводная система характеризуется высокой степенью износа и за последние 10 лет почти не ремонтировалась. В последние годы по нескольку раз в году происходили аварии нефтепроводов, которые приводили к экологическим катастрофам местного масштаба. Большинство газовых магистралей – около 150 тыс. км – построено в 70 –90-х гг. 39 % газопроводов эксплуатируется более 20 лет, 16 % из них имеют возраст около 30 лет. 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс (33 года). Большая часть нефтепроводов также построена в 60 –70-х годах, доля нефтепроводов с возрастом свыше 20 лет составила 73 % и свыше 30 лет – 41 %.
Подводя итог анализу состояния нефтегазового комплекса Российской Федерации, следует отметить, что одним из основных решений обозначенных проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, подразумевающих в первую очередь развитие транспортной трубопроводной системы нефтегазового комплекса. Международные нефтегазовые проекты позволят:
— существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже у крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обеспечения интенсивного развития;
— использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях;
— как следствие, повысить эффективность нефтегазовых проектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.
При всей важности перечисленных выше выгод от реализации международных нефтегазовых проектов следует особо выделить необходимость прямого использования и постепенного самостоятельного освоения в рамках совместной деятельности современных технологий и прикладных средств управления проектами (прожект-менеджмента). Если инвестиционные ресурсы можно на тех или иных основаниях привлечь, а технологии и оборудование – приобрести, то управленческие навыки необходимо развивать, причем наибольшего эффекта можно достичь, используя опыт иностранных специалистов.
Контрольные вопросы
1. Основные способы транспортировки нефти и газа.
2. Достоинства трубопроводного транспорта углеводородов.
3. Недостатки трубопроводного транспорта углеводородов.
4. Система нефтепроводного транспорта России и перспективы её развития.
5. Система газопроводного транспорта России и перспективы ее развития.
infopedia.su
|
Трубопроводный транспорт осуществляет передвижение таких важных грузов как нефть и природный газ. Трубопроводы России имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти. ![]() История газопроводов РоссииТрубопроводный транспорт газа в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением нефтеперерабатывающего завода в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%. Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км — длина нефтепровода, 20 тыс. км – длина нефтепродуктопровода. Газопроводный транспорт РоссииГазопровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления. Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве. ![]() Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться. Крупнейшие газопроводы России«Газпром» – крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:
На данный момент существуют такие действующие газопроводы:
Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России. Нефтепроводы РФНефтепровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые. ![]() Самые крупные магистрали нефтепровода:
![]() Газопроводы из России в ЕвропуРоссия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки «голубого топлива» в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России. Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:
«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов. ![]() Газопроводы России: схемы импортаСтраны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:
Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:
Поставка газа в УкраинуВ декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов). ![]() Планируемые к возведению газопроводы в РоссииКарта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» – это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса – «Якутия-Хабаровск-Владивосток».
По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересныНравится Добавить комментарий |
|
travelel.ru
Основные нефтепроводы России помогите плиз Скажите основные нефтепроводы россии
<a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:1OjIQmv»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д. И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Topneftegaz.ru составил топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы. 1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря. 2. Нефтепровод Балаханы — Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку. 3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год. 4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть». 5. Нефтепровод Грозный — Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе. 6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol. 7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска). 8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год. 9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год. 10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».
touch.otvet.mail.ru