Оптимизация транспортной логистики – Оптимизация транспортных процессов и расходов на предприятии

Содержание

Оптимизация транспортных процессов и расходов на предприятии

Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

arprime.ru

Транспортная логистика: задачи, организация, оптимизация

Транспортная логистика занимает важное место в современной рыночной среде, так как любая компания находится в непрерывном взаимодействии с внешними условиями и во многом зависит от них.

Взаимодействие предприятия с внешней средой приводит к тому, что объекты перемещаются в пространстве. В частности, поставщики поставляют сырье и материалы производителю, производитель предоставляет готовый товар посредникам, а те, в свою очередь, – конечному покупателю.

Любое предприятие заинтересовано в максимально быстром, удобном и продуманном перемещении продукции. Транспортная логистика позволяет выбрать оптимальные маршруты для доставки грузов с наименьшими расходами и временными затратами.

Что представляет собой транспортная логистика

Транспортные средства связывают между собой все звенья в логистической цепи. Сегодня практически все грузовые перевозки осуществляются с использованием транспортных средств. На основании этого в общей логистической системе возникла новая отрасль – транспортная логистика.

На сегодняшний день транспортная логистика – это доставка заказанных товаров в необходимую точку в обозначенный срок по наиболее удобному маршруту и с наименьшими расходами. Это направление логистики включает в себя три ветви:

  1. Проведение расчетов и перевозка продукции с минимальными финансовыми затратами.
  2. Контроль над каждым этапом транспортировки с использованием различных средств.
  3. Передача владельцу груза необходимой информации.

Используемый при перевозке транспорт – обязательная составляющая логистики, на которую приходится практически 50% всех расходов, предназначенных для данной области. Транспорт должен участвовать в каждой из логистических операций, которые требуют согласованных действий всех участников процесса.

Транспортная логистика призвана решить следующие задачи:

  1. Согласовать деятельность транспортно-складского процесса.
  2. Определить необходимый груз и вид транспорта.
  3. Выполнить рабочие системы грузоперевозок.
  4. Разработать наиболее выгодный маршрут.

Для успешного решения данных задач нужно выполнить главные положения транспортной логистики. В частности, груз, нуждающийся в перевозке, должен быть доставлен заказчику в целости и сохранности, в должном количестве, в строго установленный срок и с минимальными расходами.

Логистика постоянно развивается, в связи с чем транспорт меняет свое значение. Современное транспортное обслуживание подразумевает наиболее выгодное соотношение прихода и расхода, а также учет пожеланий того, кто отправляет, и того, кто получает товар.

С учетом метода использования транспортировки транспортная логистика бывает внутренней и внешней. Эти виды связаны между собой определенным образом и являются частью общей транспортной системы. В связи с этим транспорт – это неотъемлемая часть процесса перевозки.

Благодаря транспортной логистике успешно решаются задачи организации хранения и перевозки товаров. Транспортная логистика экономит как время, так и финансовые средства. В целях экономии денег при вторичной погрузке-выгрузке груз хранят на складе. При этом следует соблюдать условленные сроки доставки товаров к получателю.

Выделение транспортной логистики в отдельную отрасль обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. В данный момент работает немало экспедиционных компаний, у которых можно заказать выгодную перевозку грузов.
  2. Транспорт позволяет создать постоянную, стабильную и безопасную систему реализации товаров.
  3. Транспортировка стоит достаточно дорого (иногда ее цена составляет половину от общей суммы расходов, связанных с перемещением грузов).
  4. Решается множество транспортных задач.

Основные задачи транспортной логистики

Задача 1. Анализ пунктов отправки и доставки.

Транспортная логистика, в первую очередь, изучает маршрут перевозки грузов, особенности пунктов отправки и доставки, получает информацию о развитии транспортной инфраструктуры. Если не проводить такой анализ, грамотное решение всех остальных задач в этой сфере не представится возможным.

Задача 2. Анализ транспортируемого груза.

Также следует разобраться в особенностях груза, нуждающегося в перевозке, его основных характеристиках и качествах, требованиях, связанных с транспортировкой. Вид груза во многом определяет выбор транспорта для доставки и даже построение маршрута. К примеру, если мы говорим о транспортировке какого-либо опасного груза, нередко это нужно согласовывать с разными госструктурами, строить маршруты вдалеке от стратегически важных объектов, густонаселенных районов и городов.

Задача 3. Выбор подходящего транспорта.

Транспортное обеспечение логистики очень важно. Выбранный вид перевозки во многом определяет логистические расходы. Наиболее важные для транспортной логистики критерии – это цена, скорость и сроки доставки. Кроме того, транспорт выбирают с учетом следующих параметров:

  1. Характер и ценность груза.
  2. Количество партий и частота отправлений.
  3. Расстояние и особенности расположения места доставки.

Если говорить о назначении транспорта, в данном случае можно выделить следующие категории:

  1. Общественный.
  2. Специальный (находящийся в собственности предприятия).
  3. Личный.

Транспортное средство может использовать энергию по-разному, в частности, работать:

  1. На силе двигателя (авто, машины с тепловым или гибридным двигателем).
  2. На силе ветра (к примеру, парусные судна).
  3. На мускульной силе (в эту категорию входит транспорт, движимый человеком или животным).

Наиболее важной классификацией является подразделение по среде перемещения. Остановимся на видах транспорта подробнее. В таблице отображены преимущества и недостатки различных типов транспортных средств.

Вид транспорта

Характеристика

Плюсы

Минусы

Наземный транспорт

Автомобили

К данной категории относится перевозка дорожными путями транспортным средством с собственным двигателем.

Низкие тарифы.

Мобильность.

Доступность.

Скорость.

Возможность отправления маленьких партий.

Высокая регулярность отправлений.

Большой выбор перевозчиков.

Нет жестких требований к упаковке.

Очень низкий грузоподъемный потенциал.

Зависимость от метеорологических и дорожных условий.

Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км.

Дорогое обслуживание.

Необходима быстрая разгрузка.

Низкий уровень надежности (риск кражи).

Железная дорога

К этой категории относится транспорт, который перевозит груз по рельсовым путям.

Высокая грузоподъемность.

Высокая регулярность перевозок.

Не зависит от погоды и сезона.

Быстрая доставка на дальние расстояния.

Невысокая себестоимость.

Низкая мобильность.

Монополия перевозчиков.

Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Низкая себестоимость.

Не требует большого количества персонала.

Надежность сохранности груза.

Узкий перечень транспортируемых грузов.

Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт

Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Очень высокая грузоподъемность.

Низкая себестоимость.

Надежность сохранности груза.

Низкая скорость.

Ограниченная география перевозок.

Редкие отправления.

Жесткие требования к креплению и упаковке.

Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Очень высокая грузоподъемность.

Высокая провозная возможность.

Ограниченность географии перевозок.

Зависит от погоды и времени года.

Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Надежность сохранности груза.

Высокая скорость.

Высокая мобильность.

Большая грузоподъемность.

Самые короткие маршруты.

Самые высокие тарифы.

Зависимость от погоды.

Ограниченное количество аэропортов.

Другие, не такие распространенные, виды транспорта – это космические, подводные средства передвижения, элеваторы и фуникулеры.

Задача 4. Разработка подходящего маршрута.

Транспортная логистика решает, в том числе, и задачу построения оптимального маршрута, по которому можно доставить груз в кратчайший срок. При этом специалисты логистической компании учитывают желаемое время доставки, оговоренное с заказчиком на предварительном этапе сотрудничества. При выработке маршрута обязательно учитывают тип перевозимого груза и месторасположение всех пунктов в маршруте.

Перед тем как достичь оптимального результата, необходимо создать разные варианты пути доставки. Специалисты рассматривают все возможные варианты, отсеивают малоперспективные маршруты и оставляют лучший вариант, связанный с минимальными потерями времени и денег.

С учетом климата и иных внешних факторов маршрут по ходу дела может меняться или корректироваться.

Задача 5. Контроль над погрузкой, перевозкой и разгрузкой товара.

Заключительная задача, которую перед собой ставит транспортная логистика, – отслеживать и сопровождать весь процесс перевозки, в том числе, погрузку, разгрузку и оперативно реагировать на возможные форс-мажоры. Например, может сломаться машина, не исключена задержка рейса или остановка на таможне. Все это специалисты по транспортной логистике обязаны устранить в кратчайшие сроки. Очень часто специалисты пользуются современными системами навигации – это позволяет отслеживать перемещение груза на всем пути.

Приведем пример. В ходе рейса водитель транспортного предприятия «Фрегат» пробил колесо сзади. Решение проблемы заняло определенное время, вследствие чего водитель выпал из планируемого графика, о чем сообщил штатному логисту предприятия. Последний, в свою очередь, скорректировал маршрут. Благодаря слаженной работе специалистов компании и, в частности, грамотным действиям логиста, груз доставили вовремя. Заказчик остался удовлетворен услугами компании и согласился сотрудничать в дальнейшем.

Как оценить эффективность транспортной логистики: метод Balanced Scorecard

Своеобразным «каркасом», который позволяет сформулировать логистическую стратегию фирмы в виде набора операционных целей, определяющих ее поведение на рынке и финансовое благополучие, является метод Balanced Scorecard (BSC). Он дает возможность оценить степень достижения целей, эффективность бизнес-процессов и работы компании, ее подразделений и каждого сотрудника с помощью так называемых ключевых показателей эффективности (англ. key performance indicators, KPI). 

Оцените эффективность отдела логистики в вашей компании с помощью алгоритма от редакции журнала «Генеральный директор».

Оценить службу логистики по BSC

Какие существуют виды транспортной логистики

Транспортная логистика бывает внешней и внутренней. Сущность транспортной логистики внешнего типа –перемещение продукции от производителя к потребителю. Внутренняя логистика – это доставка груза внутри организации и между ее филиалами.

Транспортные перевозки бывают:

  1. Унимодальными (одновидовыми), для которых требуется один вид транспорта.
  2. Мультимодальными (многовидовыми). Используют несколько видов транспорта. Организацией таких поездок занимается одно ответственное лицо. Официальным перевозчиком является один транспорт. Что касается остальных, это в данном случае клиенты.
  3. Интермодальными. Груз доставляют на транспорте нескольких видов. Один оператор занимается организацией всего процесса перемещения от первого пункта, через промежуточные точки, к получателю. Ответственными в данном случае становятся все равные по статусу перевозчики. Тарифы также едины.
  4. Смешанными, при которых используют транспорт двух видов. Один доставляет товар до точки погрузки ко второму, не посещая при этом промежуточные пункты и не храня продукцию на складе. В качестве примера можно привести доставку на железнодорожном и автомобильном транспорте.
  5. Комбинированными, где используют больше двух видов транспорта.

На каких принципах строится управление транспортной логистикой

Все услуги в сфере транспортной логистики должны предоставляться в соответствии с базовым принципом: «точно в срок» (англ. «just in time»). То есть, поставлять грузы необходимо в четко обозначенное время, не раньше и не позже. Только так можно организовать непрерывный производственный процесс и исключить переполнение складов лишними товарами и материалами.

Существует еще один принцип – «непрерывной цепи», по которому следует максимально эффективно использовать транспорт, то есть, обеспечивать безопасность транспортных потоков, исключать всевозможные простои по различным причинам.

В качестве примера можно привести доставку сырья на производство и забор готовых товаров для доставки конкретному пользователю. Здесь весь транспорт находится в непрерывном движении, отсутствуют запланированные простои («время-деньги»). Большая часть перевозчиков не любит стоять на одном месте. Простаивающий автотранспорт не приносит той прибыли, которую можно получить в ходе работы. Вам следует помнить, что чем больше вероятность того, что водитель, доставивший ваш товар, поедет обратно «пустым», тем дороже обойдется доставка («двойная стоимость» = доставка + дорога назад «порожняком»).

Звенья логистической цепочки образуют единую систему транспорта, в которую включаются разные направления. Логистическая сеть должна быть единым слаженным механизмом. Только в этом случае водители забирают грузы в срок, отсутствуют простои авто и пробеги «пустого» транспорта, из-за недостачи материальных ресурсов не останавливается производственный цикл. Благодаря всему этому издержки значительно снижаются.

Подготовку каких документов требует транспортная логистика

Правила перевозок в России регламентируют следующие документы: Кодекс торгового мореплавания, Устав железных дорог РФ, внутреннего водного и автотранспорта. В обязательном порядке перевозчик и отправитель заключают между собой договор, в соответствии с которым первый обязуется произвести доставку груза к обозначенному месту в условленный срок, а второй – оплатить услугу по действующей стоимости.

Об общих положениях по грузовым автомобильным перевозкам сказано в «Правилах перевозок грузов автотранспортом». Вот основная документация, используемая при перевозке материалов, сырья, товаров на грузовом автомобильном транспорте:

Транспортная накладная (ТН). Подтверждает договор между перевозчиком (П) и грузоотправителем. В документе обозначают характеристики перевозимого объекта, места погрузки и разгрузки, отметки грузоотправителя (ГО) и грузополучателя (ГП). Документ выпускают в трех экземплярах – для ГО, П и ГП.

Товарная накладная. Служит подтверждением перехода (продажи) товарно-материальных ценностей из одной компании в другую. У товарной накладной – единая форма («ТОРГ-12»), вместо которой вполне можно использовать собственную. Главное – правильно и в полном объеме внести необходимые реквизиты. Товарную накладную используют как первичную документацию в бухучете (операции списания – для продавца, оприходования – для покупателя). Документ составляют в двух экземплярах, первый из которых выдают продавцу, другой – покупателю.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – основная документация по форме № «1-Т», которой пользовались до ввода транспортной накладной. Сегодня можно использовать как первый, так и второй документ, поскольку какие-либо указы на запрет ТТН со стороны властных органов отсутствуют. Вместе с тем, постановлением правительства №272 от 15.04.2011 г. не предусмотрено оформление товарно-транспортной накладной, в связи с чем в будущем, вероятно, транспортная накладная полностью заменит ее. Перевозя товар за границу России, оформляют CMR (ЦМР) —товарно-транспортную накладную международного типа.

Договор на перевозку. Документ оформляют, если фирмы, между которыми выполняется факт купли-продажи, обращаются к организации-перевозчику. Документ составляют в двух экземплярах, первый из которых предназначается заказчику, второй – перевозчику. Если фирмы не пользуются услугами транспортной компании, а самостоятельно проводят все мероприятия, оформлять договор на перевозку, и, соответственно, ТН и ТТН не нужно. Факт перевозки учитывает только путевой лист.

Заказ-наряд. Иначе говоря, это заявка на транспортировку. В этот документ отправитель груза в свободной форме вносит информацию о характеристиках груза, продолжительности доставки, маршруте и передает перевозчику для рассмотрения, который, в свою очередь, не позже чем через три рабочих дня подтверждает или отказывается от нее, обозначая причины отказа.

Путевой лист – документ, оформляемый на определенное ТС. В него вносят сведения о водителе, которому передали автотранспортное средство, описывают маршрут доставки, временные показатели прибытия на пункты разгрузки, расход топливного материала и т. п. Можно не выписывать путевой лист, если не нужно учитывать расходы для списания (в целях налоговой отчетности). Оформление путевого листа производится на один календарный день или на срок, не превышающий одного месяца.

С более детальной информацией о полном списке документации, которую нужно оформлять для транспортировки грузов на разных транспортных средствах, вы можете ознакомиться в «Письме ФНС РФ от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров».

Что входит в расходы транспортной логистики

Транспортная логистика сопряжена с определенными расходами. Это стоимость транспортируемого груза, на которую влияет тариф (или фрахтовая ставка), то есть цена за перевозку, которую перевозчик выставляет на определенный временной промежуток. Фрахт является альтернативным вариантом тарифу, и используют его на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику компенсацию затрат, связанных с эксплуатацией, и формирует его доход. Свои тарифные ставки он может делить по следующим группам:

  1. По потребителям.
  2. По типу груза.
  3. По классу транспортного средства.

Каждый вид транспорта имеет собственные тарифные системы. Если говорить об автоперевозках, то здесь:

  1. Сдельные тарифы.
  2. Ставки на тонно-часы.
  3. Тарифы, связанные с продолжительностью эксплуатации транспортного средства.
  4. Тарифы, связанные с выездом.
  5. Договорные тарифы.

В случае с железнодорожными перевозками тарифы бывают:

  1. Общими.
  2. Местными.
  3. Исключительными.

Если речь идет о морском транспорте, тарифы здесь:

  1. Установленные (на регулярных линиях).
  2. Фрахтовые ставки (на нерегулярных линиях).
  3. Установленные пароходством (на речном транспорте).

6 советов по оптимизации транспортной логистики

Совет 1. Грамотное распределение потоков транспорта. Вам следует рационально распределить транспортные потоки, так как благодаря этому вы сократите время нахождения транспортного средства на складе на 45% и на 50% снизите расходы на логистику.

Совет 2. Перейдите на формат предоплаты. Если заказчики грузоперевозок зачастую оплачивают услуги не в установленный срок или имеют перед вами задолженности, задумайтесь о предоплатной системе расчетов. Главное, будьте готовы к оттоку неплатежеспособных клиентов. Мобильное приложение позволит вам увеличить базу клиентов в несколько раз.

Совет 3. Выясните, из-за чего на вашем предприятии возникают проблемы. По мнению экспертов, до 70% проблем в логистике большей части организаций возникает из-за сложностей в протекании других бизнес-процессов. Так, порядка 30 % проблем связано с недостаточно организованной деятельностью на складе, 30 % — с невыстроенной системой продаж, 20 % – с некачественной работой специалистов отдела закупок. Благодаря логистическому аудиту можно успешно решить все проблемы транспортной логистики.

Совет 4. Досконально проверяйте документацию от перевозчика. Оформлять документы на грузовую перевозку следует правильно. Неверное оформление зачастую приводит к тому, что ущерб со стороны предприятия-перевозчика не возмещается. Важно обратить внимание на три вида основных документов, среди которых транспортная накладная, путевой лист, сопроводительная ведомость.

Совет 5. Защищайте свои права в случае нарушения условий договора перевозчиком. Если предприятие, с которым у вас заключен договор на грузоперевозки, не выполнило обязательства, его можно оштрафовать или решить вопрос в судебном порядке, подав иск. Главное – четко соблюсти сроки исковой давности с момента, когда перевозчик нарушил договор, и знать, на какую сумму при возмещении ущерба вы можете рассчитывать.

Совет 6. Не ошибайтесь, заключая договор на грузоперевозку. По мнению юристов, большая часть разбирательств в суде между предприятиями, оказывающими услуги в сфере транспортной логистики, и организациями, которые их заказывают, появляется из-за отсутствия в договоре существенных деталей (к примеру, количества, веса, вида и объема груза). Чтобы оптимизировать бизнес-процессы транспортной логистики, необходимо указывать все существенные условия договора в основном документе или приложении к нему.

Как выбрать логистическую компанию

Итак, мы выяснили, что такое транспортная логистика. Далее стоит задуматься о выборе логистической организации, которая обеспечила бы качественную транспортировку грузов в кратчайшие сроки. Важно обращать внимание на следующие параметры:

  1. Продолжительность существования компании на рынке. Опыт работы организации, основное направление которой – транспортная логистика, говорит об ее устойчивости и отлаженном механизме ведения процессов.
  2. Технологии, используемые в работе. Компания, опыт которой достаточно обширен, уже, скорее всего, смогла организовать свою деятельность с использованием определенных технологий, дающих положительный эффект. Благодаря тесному взаимодействию с подрядчиками на каждом из этапов поставки можно решать любые вопросы.
  3. Штат предприятия. Все специалисты в штате должны представлять собой единое целое и обладать достаточным практическим опытом. Это – залог профессионализма любого предприятия.
  4. Направление компании. Зачастую малые логистические организации – всего лишь посредники. Проверенные предприятия, специализация которых – доставка сборных грузов, априори не могут быть маленькими. Именно с такими компаниями и следует сотрудничать.
  5. Особенности транспортировки товаров, выпускаемых вашим предприятием. Старайтесь рассматривать те фирмы, которые в течение длительного времени перевозят похожие товары.

Длительное представительство организации на рынке услуг далеко не всегда говорит о том, что предприятие качественно справляется со своими обязанностями и способно обойти конкурентов. Старайтесь пользоваться услугами перевозчика, работающего на рынке свыше 5 лет и обладающего хорошей репутацией. Самый простой способ выбрать оптимальную компанию – изучить тематические форумы в интернете.

Все сотрудники организации-перевозчика должны быстро адаптироваться к ситуации, справляться с различными трудностями и конфликтами. Если, к примеру, при транспортировке груза возникла небольшая задержка по причине таможенных процедур, профессиональная логистическая компания предоставит клиенту компенсацию.

Развитие транспортной логистики в России

Транспортная логистика в России сегодня развивается недостаточно стремительно. Этому препятствует, прежде всего, отсутствие качественных бизнес-проектов, где указано, чем должно заниматься каждое подразделение предприятия. Проблемы с четким разграничением обязанностей приводит к тому, что один специалист выполняет определенную работу, при этом слабо разбираясь в соответствующей сфере. Об этом следует помнить еще на этапе обучения логистике данного вида.

Среди иных причин, по которым транспортная логистика в нашей стране развивается слабо, можно отметить:

  • нестабильное экономическое положение;
  • низкий уровень развития производства упаковок и тар;
  • ненадлежащее состояние дорог;
  • низкий уровень производственно-технической базы.

В данный момент в России транспортная логистика развивается не так усиленно, как хотелось бы, есть все шансы исправить ситуацию. Несмотря на многочисленные сложности, есть определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей.

Это научно-технические предпосылки, выраженные в начавшейся подготовке квалифицированных кадров. Стоит упомянуть и о технических предпосылках – технологических объектах отраслевых, ведомственных и территориальных систем снабжения и сбыта товаров.

Эти предпосылки являются фундаментом для создания и укрепления основы в логистике, которая позволила бы управлять всеми экономическими сферами в целом. Не стоит забывать об увеличении активности на рынке, что неизбежно приведет к ужесточению конкуренции. 

www.gd.ru

25. Основные задачи и способы оптимизации транспортной логистики.

Роль транспортировки в логистике. Основные задачи транспортной логистики. Характеристика различных видов транспорта. Выбор способа транспортировки. Выбор перевозчика и экспедитора. Терминальные перевозки. Современные информационные технологии на транспорте.

Транспортирование — логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств (в случае необходимости и грузоподъемных средств), начинающаяся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Затраты на выполнение транспортных операций составляют 50% от суммы общих затрат на логистику, в этих условиях необходимо рассматривать транспорт как важное звено логистической системы.

Транспорт должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечить перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной и даже ежедневной корректировке;

  2. гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты;

  3. надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика;

  4. обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя.

Транспортная логистика это направление деятельности, которое разрабатывает и внедряет оптимальные маршруты перевозок различных грузов. Это товары и материалы различного назначения, произведенные компаниями-поставщиками. В них нуждаются потребители, которые находятся за тысячи километров.

Функция транспортной логистики заключается и в контроле над выполнением поставленных конкретных логистических задач. Транспортная логистика появилась давно. Она известна с тех пор, когда торговцы пытались перевести свой товар в другие страны. Перед логистикой тех времен стояли такие же задачи, как и перед современной транспортной логистикой. Торговцы девятнадцатого века пытались страховать свое имущество на время перемещения. При современном развитии международной торговли необходимо прилагать большие усилия для оптимизации перевозок различных товаров.

 Современная логистика  поставила перед собой задачу разработать полный комплекс мер, способствующих созданию оптимальных путей перемещения любого груза, независимо от его характера. Перевозки груза, осуществляемые между различными государствами, обязывают транспортную логистику принимать гарантированные и безопасные решения при разработке маршрутов передвижения дорогостоящих грузов. Логистика транспортного предприятия находит оптимальные решения для каждого конкретного случая. Она всегда учитывает все пожелания заказчика, связанные со сроками доставки груза и его безопасности. [1,3]

Общий алгоритм организации транспортировки может быть представлен в виде схемы:

  • Выбор вида транспортировки

  • Выбор вида транспорта.

  • Выбор основных и вспомогательных логистических посредников в транспортировке.

Основные виды транспортировки.

  1. Унимодальная (одновидовая) транспортировка

Осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункт транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспортировки в такой перевозке являются вид груза, объём отправки, время доставки груза, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартийных отправках на короткие расстояния – автомобильный.

  1. Смешанная транспортировка

Осуществляется более, чем одним видом транспорта, например, железнодорожно-автомобильный, речной-автомобильной, морской-железнодорожной и т.п. при этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского речного порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса.

  1. Интермодальная транспортировка

Это перевозка груза несколькими видами транспорта, при котором один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов назначения и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.

  1. Мультимодальная транспортировка

В этом случае есть лицо, которое организует перевозку, несёт за неё ответственность на всём пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

Признаки интермодальной и мультимодальной перевозок:

— Наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи

— Единая сквозная система фрахта

— Единый транспортный документ

— Единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.

Характеристика различных видов транспорта.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Существуют следующие основные виды транспорта:

— железнодорожный

— морской

— внутренний водный и речной

— автомобильный

— воздушный

— трубопроводный

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

При выборе транспорта необходимо учесть несколько основных факторов. Первый фактор, влияющий на выбор транспорта для перевозки грузов, это точность соблюдения составленного графика перевозки грузов. Второй важный фактор это временной фактор.

 Очень важный фактор при выборе транспорта это сумма затрат на перевозку груза. После выбора транспорта необходимо провести специальные экономические расчеты, которые проанализируют все затраты на перемещение грузов.

При выборе транспорта необходимо учитывать некоторые задачи, которые стоят перед логистикой. Это задачи по организации и постоянной поддержке необходимого количества запасов. Необходимо уделить тщательное внимание выбору упаковки, соответствующей грузу.

При выборе транспортного средства необходимо иметь полную информацию о характерных различиях, присущих различным транспортным средствам. Для этого необходимо хорошо владеть вопросами, связанными с достоинствами и недостатками различных видов транспорта.

Морской транспорт.

Самым крупным перевозчиков груза в мире является морской транспорт. Этот вид транспорта играет огромную роль в перевозке грузов между странами, расположенными на разных континентах земного шара. Преимущество морского транспорта заключается в том, что он имеет самые низкие тарифы на перевозку грузов. Кроме этого этот транспорт обладает самыми высокими провозными качествами.

Одним из недостатков морского транспорта является низкая скорость перемещения грузов. Иногда скорость перемещения грузов имеет решающее значение для потребителя. Для этого вида транспорта характерной чертой является не высокая частота отправок грузов. Пи отправке грузов этим видом транспорта необходимо учитывать чрезвычайно жесткие условия, выдвигаемые к креплению перевозимого груза. Необходимо помнить о том, что морской транспорт зависит в большой степени от погоды и условий навигации. Кроме этого для его нормального функционирования необходимо существование портовой инфраструктуры.

Автомобильный транспорт.

Грузовой транспорт широко используется во всем мире для перемещения различных грузов на сравнительно небольшие расстояния. Главное преимущество этого вида транспорта перед другими это его маневренность.

Грузовой автотранспорт привлекателен тем, что может доставлять товар от дверей склада до дверей магазина. С его помощью можно обеспечить любую необходимую регулярность поставки груза потребителю. Кроме этого груз можно поставлять малыми партиями. Требования к упаковке груза в данном случае не высокие. Основной недостаток перемещения груза с помощью автотранспорта это большие затраты, связанные с перевозкой груза. Плата за перевозку определяется исходя из грузоподъемности автотранспортного средства. Следующим недостатком перевозки груза автотранспортом является необходимость его быстрой разгрузки. Это не всегда возможно. Кроме этого возможна кража груза во время его перемещения, а также угон автотранспортного средства с грузом.

 Многие страны придают большое значение вопросам, связанным с заражением окружающего пространства на их территориях. Поэтому автотранспорт в экологическом отношении занимает последнее место среди других видов транспорта. Это в значительной мере сдерживает применение автомобильного транспорта для перевозки грузов между различными странами. Перевозки груза автотранспортом иногда крайне затруднены из-за плохих погодных условий. Это один из серьезных недостатков использования автотранспорта.

Железнодорожный транспорт.

В отличие от автомобильного транспорта железнодорожный транспорт способен обеспечивать регулярные перевозки грузов при любых погодных условиях. Это очень существенное преимущество этого вида транспорта.

Железнодорожный транспорт способен при необходимости обеспечить срочную доставку груза потребителю. Он также может осуществлять перевозки груза с необходимой для заказчиков регулярностью. При перемещении груза железнодорожным транспортом возможно планирование и эффективное проведение погрузочных и разгрузочных работ. Доставка грузов железнодорожным транспортом привлекательна тем, что имеет сравнительно не большую себестоимость. В ряде случае возможны скидки на предоставляемую транспортную услугу.

Основной недостаток этого вида транспорта заключается в том, что число перевозчиков крайне ограничено. Кроме этого во многих случаях невозможно доставить товар непосредственно к складу потребителя. Если складские помещения потребителя не имеют подъездных путей, то требуется перегрузка товара в автомобильный транспорт для дальнейшего его передвижения. Несмотря на ряд недостатков, которые присущи железнодорожному транспорту, он играет огромную роль в перевозках груза внутри страны, а также в международных перевозках. Ежедневно огромные партии разнообразных грузов перемещаются по территории страны при помощи железнодорожного транспорта. Роль этого вида транспорта для решения народно-хозяйственных задач страны огромна.

Воздушный транспорт.

Для перевозки грузов по территории страны, а также для международных перевозок груза, часто используется воздушный транспорт. Он способен с большой скоростью доставлять необходимые грузы в любую страну мира.

Воздушный транспорт способен доставить груз в отдаленные районы, в которые невозможно добраться другими видами транспорта. Сохранность груза при этом достаточно высокая. Недостатком доставки грузов воздушным транспортов можно считать высокие тарифы на перевозку. Главный недостаток использования воздушного транспорта это зависимость от метеорологических условий, которая способна свести на нет, разработанный график поставок материалов и товаров потребителю.

Внутренний водный и речной.

Для перевозки грузов внутри страны между соседними государствами часто используют водный транспорт. Это очень выгодный вид транспорта. Скорость перемещения груза с помощью такого транспорта очень маленькая. Но это не самый основной его недостаток. Основной недостаток водного транспорта это ограниченная область передвижения. Это вызвано конфигурацией путей, по которым протекают реки и неодинаковыми глубинами их. Кроме этого водный транспорт так же, как и морской, четко реагирует на изменение условий навигации.

Трубопроводный транспорт.

Существует такая разновидность транспорта, как трубопроводный транспорт. Этот вид транспорта способен обеспечить перемещение товара по низкой себестоимости транспортировки.

При транспортировке таким транспортом существует высокая степень сохранности грузов. Трубопроводный транспорт имеет один крупный недостаток. Он может транспортировать только очень узкий перечень грузов. Таким грузом могут быть только газообразные вещества и различные жидкости.  Еще один существенный недостаток этого вида транспорта заключается в том, что маршрут следования груза изменению не подлежит.

Прежде всего логист должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наёмный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся:

  • Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств

  • Затраты на оплату услуг транспортных, транспортно–экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке

  • Скорость транспортировки

  • Качество транспортировки (надёжность доставки, сохранность груза и т.п.)

В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм.

Выбор перевозчика.

Одним из наиболее важных решений в транспорт­ной логистике является выбор оптимального пере­возчика. Основные параметры, на которые следует ориентироваться, — надежность перевозки и покупательная способность.

Надежность перевозки характеризуется такими параметрами, как время перевозки, сохранность партии и потребительских свойств товаров при пере возке, стабильность предоставления услуг, квалификация персонала. 

Время перевозки может являться решающим факторов при принятии решения по выбору перевозчика. Иногда стоимость перевозки стоит на втором месте, и из двух перевозчиков предпочтение отдается тому, который сможет доставить товар в минимальные сроки. Кро­ме того, немаловажным является и провозная способность того или иного перевозчика. Например, при перевозке товаров небольшими партиями наиболее рационально выбирать автомобили с относительно небольшой грузоподъемностью, ставки на которые ниже, чем на крупнотоннажные транспортные средства.

Стабильность предоставления услуг также немаловажна при принятии конкретного решения. Как правило, для фирмы с постоянным товародвижением немаловажно наличие постоянных договоров с одним или несколькими перевозчиками, способными удовлетворить их потребности в перевозке независимо от товаропотока на данный период.

Крупные компании стараются заключать договоры на перевозки с транспортными фирмами, имеющими свое собственное имя и статус на рынке транспортных услуг. По покупательной способности выбирают тарифы и наличие скидок с тарифа выбираемых перевозчиков. Выбор перевозчика включает несколько этапов:

1) задание относительных весов параметров (ранжирование). Необходимо определить параметры, по которым будет проводиться оценка услуг перевозчиков, решить вопрос о степени важности выделенных параметров для покупки услуг перевозчиков, т.е. определить вес параметра. Для задания весов параметров используются методы взвешиванияметод попарных сравнений;

2) предварительный выбор возможных перевозчиков. Проводится сбор информации о предоставляемых транспортных услугах, сравниваются провозные возможности, надежность, репутация транспортных компаний, принимается предварительное решение о выборе возможных перевозчиков;

3) оценивание перевозчиков по выбранным параметрам. Математически это сводится к заданию оценок перевозчиков по отношению к каждому параметру. Параметры конкретизируются до тех пор, пока не становится возможным количественное или качественное определение их значений. Этапы 1 и 2 методики повторяются для всех новых параметров;

4) вычисление предпочтений перевозчиков относительно целевой функции. На данном этапе проводится ранжирование перевозчиков по всей совокупности параметров и выявление предпочтений;

5) анализ результатов выбора перевозчика. В результате решения задачи экспедитор получает список перевозчиков, ранжированных по отношению к целевой функции. Анализ сводится к выявлению предпочтений перевозчиков по отношению к каждому параметру;

6) использование дополнительных параметров выбора. Если по результатам проведенного анализа не представляется возможность по тем или иным причинам выбрать оптимального перевозчика, проводится повторный отбор по дополнительным параметрам. Выбор перевозчика с оптимальными параметрами позволит предотвратить последствия нежелательных результатов доставки.

От правильного принятия решения зависят время движения материального потока (товарного потока), логистические издержки на транспортные расходы, возможность доставки точно в срок, сохранение репутации компании.

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма. Такие фирмы оказывают клиенту следующие дополнительные услуги:

  • Получение документов для экспорта-импорта грузов

  • Выполнение таможенных формальностей

  • Проверка количества и состояния груза

  • Погрузка-разгрузка транспортных средств

  • Уплата пошлин, сборов

  • Хранение, складирование, сортировка, комплектация груза

  • Информационные услуги, страхование и т.п.

Этот перечень услуг постоянно расширяется как в объёмном, так и в качественном плане. Многие транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение ГП производителей, а в ряде случаев выкупают продукцию, выполняя функцию крупных оптовых посредников.

Проблема выбора транспортно-экспедиторской фирмы решается аналогично выбору перевозчика.

Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры осуществляется в основном для мелкопартийных, тарно-штучных грузов, а также контейнеров и пакетов. Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевой материал, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по прямым договорам с перевозчиком.

К числу вспомогательных партнеров по транспортировке относятся страховые, охранные, информационные фирмы и компании, банки и другие финансовые учреждения, предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке, грузовые терминалы, а также специализированные агенты и брокеры.

Терминальные перевозки.

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы. Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов: маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса; оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок; сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала. В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов. Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов. Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Надо спросить что конкретно она имеет в виду под информационными технологиями на транспорте

studfiles.net

1.3 Методы оптимизации затрат в сфере транспортной логистики

Как известно транспортная составляющая в логистической системе любого предприятия занимает центральную позицию, поскольку именно транспорт связывает все звенья логистической системы, повышая тем самым ее устойчивость, гибкость и усиливая единство элементов, входящих в ее состав. На предприятии основную роль в транспортной логистической подсистеме выполняют непосредственно транспортные цеха и подразделения, главной задачей которых является обеспечение слаженного перевозочного процесса.

Именно данные подразделения являются местом возникновения и аккумулирования транспортных логистических затрат. В целом классификация логистических затрат по местам возникновения является одним из наиболее распространенных классификационных признаков, встречающихся у многих авторов. Наряду с данным признаком классификации логистических затрат можно выделить также классификацию по фазам логистического процесса и основным компонентам логистических процессов.

При проведении анализа отечественной и зарубежной литературы, касающейся вопроса изучения транспортных затрат, выявлено относительное единство среди ученых по отношению к трактовке данной экономической категории. Многие авторы сходятся во мнении, что транспортные затраты (издержки) – это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные издержки являются дополнительными затратами , связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Оптимизация — совершенствование системы для улучшения её эффективности. Под оптимизацией принято понимать выбор из всех возможных вариантов наилучшего. Таким образом, оптимизация транспортных операций подразумевает выбор наиболее эффективного способа осуществления данных операций, выполнение которых принесут наибольший экономический эффект для предприятия. Затрагивая тему оптимизации такой категории издержек, как транспортные, необходимо, прежде всего, изучить их структуру.

В отечественной и зарубежной экономической литературе существует множество различных подходов к отображению состава либо структуры транспортных затрат. Для более четкого понимания состава транспортных логистических затрат предлагается рассмотреть ряд подходов к изучению структуры данного вида затрат.

Ю.М. Едельштейн выделяет в общих затратах на реализацию логистических функций в качестве транспортных издержек – затраты на транспортировку грузов и расходы по страхованию.

Затраты, связанные с транспортировкой, рассматриваются как эксплуатационные расходы транспортных подразделений предприятий или транспортных компаний, занятых перевозками. Сумма этих расходов включает в себя: заработную плату рабочих, занятых выполнением работ; начисления на заработную плату; амортизационные отчисления по зданиям, сооружениям, оборудованию; расходы на ремонт зданий, сооружений, оборудование; расходы на энергию и топливо; расходы на вспомогательные материалы; расходы, связанные с эксплуатацией оборудования; накладные расходы.

Как отмечает Ю.М. Едельштейн, в случае, если предприятие привлекает для перевозки продукции внешние транспортные организации, расходы на транспортировку трансформируются в транспортные тарифы.

Транспортные затраты возникают у предприятий, выполняющих перевозку грузов самостоятельно, тарифы же являются формой расходов за транспортировку у предприятий, нанимающих сторонние организации для оказания транспортных услуг. В общем смысле под транспортными тарифами принято понимать стоимость услуг по перемещению материальных ценностей в пространстве.

В.П. Москвитина предлагает иной подход к рассмотрению транспортных затрат. Транспортные издержки, по мнению автора, характеризуют вид затрат в зависимости от вида логистических операций, в результате выполнения которых и образуются рассматриваемые издержки. Транспортные затраты, в зависимости от логистических операций подразделяются на: затраты на транспорт, затраты на упаковку, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, затраты на страховку.

Таким образом, анализируя предложенные подходы к изучению структуры транспортных затрат, предлагаю рассмотреть следующую структуру транспортных издержек, в которой издержки сгруппированы в зависимости от стадии перевозочного процесса (таблица 1.1).

Таблица 1.1 — Структуру транспортных издержек в зависимости от стадии перевозочного процесса.

Группа издержек

Структура транспортных издержек

1

2

  1. Издержки, определяемые на начальной/конечной стадии перевозки

Расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, упаковка)

Расходы на погрузку продукции на транспортные средства

Расходы по выгрузке груза в пункте назначения

Расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения

  1. Издержки, связанные с организацией и осуществлением непосредственно самой перевозки

Расходы, связанные с содержанием транспортных средств (эксплуатация, ремонт)

Расходы на топливо

Расходы на оплату заработной платы водителей, экпедиторов

Оплата страхования груза при доставке

Оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт

Оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом

Оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы

Расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки

Источник: собственная разработка

Методы оптимизации затрат:

  1. Выбор оптимальных видов транспортных средств для перевозки.

Финансовая разница между использованием большегрузного транспорта грузоподъемностью до 20т и малогабаритного с предельно возможной загрузкой в 2т весьма заметна. Именно разграничение грузопотоков между различными по грузоподъемности транспортными средствами способно эффективно сократить совокупный расход горюче-смазочных материалов.

  1. Выбор оптимальных вариантов размещения пунктов погрузки или выгрузки.

Возможно рассматривать как обустройство региональных распределительных центров, так и сотрудничество с близкими по территориальному размещению поставщиками.

  1. Определение целесообразности содержания парка собственных транспортных средств.

Приобретение собственного парка автотранспорта не является сложной задачей, а вопрос его содержания в хорошем техническом состоянии является весомым. В транспортно-экспедиционной деятельности необратимо возникают вопросы техосмотра и ремонта (содержание ремонтных боксов, склада запасных частей и ремонтного оборудования), медицинского освидетельствования водителей. Безусловно, эти вопросы можно решить при помощи аутсорсинга и пользоваться услугами сторонних организаций, однако перед принятием решения следует просчитать и взвесить все возможные варианты и выбрать наиболее подходящий для конкретной ситуации на предприятии.

studfiles.net

8 советов по оптимизации транспортной логистики в компании

В 2015 году автомобильная отрасль стала одной из самых убыточных в сфере транспорта. Убытки логистических компаний выросли, объемы грузооборота упали на 10%, а себестоимость грузоперевозок подскочила на 30%. Единственный выход для сохранения бизнеса — оптимизация затрат. Мы предлагаем восемь советов, которые помогут наладить логистику в непростой экономической ситуации.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как организовать транспортную логистику на предприятии
  • 8 советов по оптимизации процессов логистики

Оптимизация транспортной логистики на предприятии – задача, знакомая каждому руководителю. Вот 8 практических советов по оптимизации процессов логистики, которые наверняка вам пригодятся.  

Совет 1. Правильно распределите транспортные потоки

сможете снизить время пребывания транспорта на территории склада на 45%, а затраты на логистику — на 50%.

Совет 2. Перейдите на режим предоплаты

Если у вас высокий процент дебиторской задолженности со стороны заказчиков грузоперевозок, единственный способ справиться с этой проблемой — перейти на предоплатную систему расчетов. Главное при этом — не бояться оттока неплатежеспособных клиентов: с помощью мобильного приложения вы сможете увеличить клиентскую базу в несколько раз.

Совет 3. Выявите источники проблем в своей компании

Эксперты говорят, что до 70% проблем в логистике большинства компаний связаны с трудностями в других бизнес-процессах. Так, 30% проблем возникает из-за неорганизованной работы склада, еще 30% — из-за невыстроенной системы продаж, 20% сложностей приносит отдел закупок. Справиться в затруднениями поможет логистический аудит.

Совет 4. Тщательно проверяйте документы от перевозчика

Неправильное оформление документов на грузоперевозку может привести к тому, что ущерб со стороны компании-перевозчика не будет возмещен. Важно обратить внимание на три основных документа: транспортную накладную, сопроводительную ведомость, путевой лист.

Совет 5. Защищайте ваши права, если перевозчик нарушил условия договора

Если компания, с которой у вас заключен договор о грузоперевозках, не выполнила свои обязательства, можно взыскать с нее штраф или подать иск в суд. Главное при этом — не пропустить срок исковой давности со дня нарушения договора и точно знать, на какое возмещение ущерба вы можете рассчитывать.

Совет 6. Избегайте ошибок при заключении договора на грузоперевозку

Юристы отмечают, что большинство судебных разбирательств между компанией — заказчиком логистических услуг и компанией-перевозчиком возникает из-за того, что в договоре не прописываются существенные детали (например, вес, количество, объем и вид груза и др.). Для оптимизации процессов транспортной логистики предприятия скрупулезно указывайте все важные условия заключения сделки в самом договоре или в приложении к нему.

Совет 7. «Подогревайте» даже «холодные» коммерческие предложения

В области логистики сложно создать коммерческое предложение для «холодной» клиентской базы, которое удовлетворит абсолютно все потребности заказчиков. Для этого можно заранее собрать информацию о потенциальных клиентах и писать КП специально под них. Открываемость и кликабельность таких писем вдвое выше, чем обычных коммерческих предложений.

Совет 8. Используйте эффективный пиар

Во время кризиса реклама и пиар — самые уязвимые статьи расходов. Однако если действовать с умом, правильная пиар-стратегия в СМИ может увеличить количество посетителей сайта компании на 300%.


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!

www.kom-dir.ru

Оптимизация логистики — Морстройтехнология | 2019

  • Зачем и когда нужны проекты по оптимизации логистики?

В условиях обостряющейся конкуренции и борьбы за рынки компании стремятся сократить затраты в каждом звене, но это может привести к неоптимальному развитию всей системы логистики предприятия в целом.

Логисты и транспортники заняты решением оперативных задач, а вопросы стратегического развития часто рассматриваются другими подразделениями. Логистические стратегии часто выходят за пределами их рассмотрения.

Представители отдельных подразделений могут быть не заинтересованы в комплексных решениях. Вопросы, строить ли свой склад и где, отдавать ли на аутсорсинг логистику могут затрагивать личные интересы конкретных людей.

Выработка решения внутри компании требует согласования множества позиций, создание практически неуправляемой рабочей группы и т.д. и т.п.

В этой ситуации консультант может дать независимое обоснованное решение, при этом минимально отрывая работников от решения их ежедневных задач. К тем компетенциям, которые уже имеются в компании, консультант может добавить широкое знание отрасли и ее лучших практик, знание смежных рынков, опыт подготовки стратегических документов, да и просто ответы на вопросы, которые назрели внутри компании и требуют особой  (транспортной!) компетенции.

Ситуации, когда полезно начать оптимизацию логистики:

  • изменения на  рынке
  • усиление конкуренции
  • слияния и поглощения компаний, изменения организационной структуры
  • открытие новых подразделений, проектов
  • изменение стратегии развития компании, изменение руководства
  • диверсификация бизнеса
  • реализация стратегии по уменьшению транспортных издержек во всех сопряженных блоках
  • и другие…

 

  • Кому нужна оптимизация логистики?

Нет пределов совершенству, поэтому оптимизация логистики приносит результаты любой компании. Но особенно актуальна эта задача для компаний, крупных холдингов, имеющих сложную организационную структуру, большую номенклатуру выпускаемой продукции, широкий круг поставщиков, диверсифицированные рынки сбыта.. иными словами, чем больше масштаб и сложность бизнеса, тем больший эффект способна принести оптимизация.

  • Что такое оптимизация логистики?

В математике оптимизация – нахождение минимума или максимума (в зависимости от задачи) целевой функции. Это понимание оптимизации пришло из математики и в управленческую практику.

Оптимизация логистики — это достижение такого состояния транспортно-логистической системы, в котором она наиболее эффективна по какому-либо заданному нами показателю.

  • Какие виды проектов по оптимизации логистики выполняет «Морстройтехнология»?

Оптимизировать можно практически любой элемент (подсистему) транспортно-логистической системы, поэтому спектр работ в рамках данного направления очень широкий, далее приводим не полный перечень возможных оптимизаций:

  • оптимизация складских запасов,
  • выбор местоположения для логистических объектов,
  • выбор упаковки и вида транспорта,
  • оптимизация железнодорожной инфраструктуры предприятия,
  • выбор и оптимизация схем транспортировки,
  • оптимизация терминальной инфраструктуры под новые требования рынка.

Однако есть и иной подход в планировании логистики, при котором транспортно-логистическая система понимается как единое целое, а оптимизируется весь комплекс логистических схем. Большая часть проектов «Морстройтехнологии» в области оптимизации логистики связаны именно с комплексной оптимизацией.

Одним из востребованных в последнее время направлений является оптимизация логистики при освоении труднодоступных месторождений.

  • Какие задачи решаются при оптимизации логистики?

Хотя конкретный набор задач определяется особенностями каждого проекта, можно выделить несколько базовых этапов при оптимизации логистики.

1. Определение целей и задач. Снижение транспортных затрат, конечно же, является приоритетной задачей для подавляющего большинства компаний. Тем не менее, надежность цепи поставок, возможность гибкой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение гарантированного доступа к той или иной транспортной инфраструктуре могут также быть немаловажными факторами.

Поэтому, начиная работу над проектом оптимизации логистики, мы в первую очередь проводим интервью с руководством компании, людьми, обладающими ключевыми компетенциями в логистической деятельности предприятия, чтобы понять, какие ожидания есть от логистической стратегии, и предлагаем критерии оптимизации логистики, которые согласовываются компанией.

Также анализируются требования к логистике со стороны прочих подразделений компаний.

2. Анализ текущего состояния транспортной системы включает как анализ статистики и показателей работы всех элементов транспортного комплекса компании, так и обследование необходимых элементов инфраструктуры. Внимание уделяется как внутренней (например, внутризаводской) транспортной инфраструктуре, так и внешней – морским и речным портам, автодорогам, пропускной способности железнодорожных станций и т.п.Для этого наши специалисты выезжают на наиболее значимые объекты для обследования, привлекаются эксперты разного профиля.

3. Еще одна фаза оптимизации – моделирование грузопотоков. Для каждого предприятия мы строим модель грузопотоков, в которой для каждой номенклатуры груза определяются все возможные корреспонденции (т.е. направления поставок продукции с предприятия либо точки отгрузки поступающего сырья), альтернативные маршруты доставки, и по ним рассчитываются  обобщенные логистические затраты.

Эти затраты включают не только транспортные издержки, но и стоимость хранения, может быть учтена стоимость оборотных средств, «замороженных» при длинных сроках поставок.

Отдельно учитываются также существующие и перспективные ограничения по каналам поставок – например, ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов или морских портовых терминалов.

Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты.

4. Результирующая стадия – разработка плана мероприятий, которые включают в себя как решения по строительству или реконструкции транспортной инфраструктуры, так и организационные мероприятия.Предлагаются технологические решения, оценивается стоимость строительства. Принимаются решения об оптимальных транспортно-логистических каналах, определяется целесообразность приобретения активов (складов, портовых терминалов, оборуд

morproekt.ru

Оптимизация деятельности транспортно-логистической компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Осуществляется параметрическая идентификация транспортно-логистической компании как системы массового обслуживания (многокритериальная система). Определяются основные характеристики процессов обслуживания, а также производится оценка качества функционирования всей обслуживающей системы. Приводится иллюстрация на примере системы с заданными параметрами.

Ключевые слова: перевозка грузов, транспортно-логистическая компания, система массового обслуживания, многокритериальная оптимизация.

Организация функционирования обслуживающей системы одними качественными методами принципиально невозможна и требует применения количественных методов решения. Только количественные методы позволяют обоснованно судить о том, что данный способ организации лучше или хуже другого, что данная обслуживающая система справляется с обслуживанием лучше всех возможных и т. д. Во многих случаях оценка их деятельности может производиться методами, широко используемыми в теории систем массового обслуживания (отыскание основных характеристик процессов обслуживания; оценка качества функционирования всей обслуживающей системы; разработка математических методов и др.). Так, в задачах автосервиса такие методы используются для определения среднего числа машин, нуждающихся в ремонте в данный момент; установления числа автомашин, выходящих из строя за определенный промежуток времени (зависит от времени года, от состояния дорог в данном районе, от квалификации водителей, соблюдения графиков профилактических осмотров и ряда других случайных факторов). Поэтому необходимо знать их вероятностные характеристики [1…6]. Существенным является определение числа требований (несправных машин), которое может быть и очень большим. Поток требований, нуждающихся в обслуживании и поступающих в обслуживающую систему, рассматривается как входящий в систему поток;покидающий обслуживающую систему — как выходящий (требования, поступающие в обслуживающую систему, могут покидать ее и не обслуженными).

Аналогичные задачи возникают и при оценке деятельности транспортно-логистических компаний (оптимизация транспортных издержек; оптимизация маршрутов перевозки грузов; расчет транспортных расходов; организация и обеспечение доставки товаров, экономическое обоснование вариантов доставки, независимо от объема груза и др.), которые рассмотрим более подробно.

Так, пусть автотранспортная компания имеет в своем распоряжении 5 автомашин и обеспечивает круглосуточную срочную доставку грузов (при ограниченном числе заявок на доставку; отказ в обслуживании при количестве заявок >10 (максимальная длина очереди — 10; прием заявок прекращается пока не будет обслужена одна очередная заявка, и очередь уменьшится)). Поток заявок предполагается простейшим, среднее количество заявок в час . Вероятность поступления ровно  заявок за время :

.

При показательном законе распределения времени доставки груза (время обслуживания; зависит: от того, где находится груз, куда его необходимо доставить, вида груза, времени суток, качества дороги и т. д.) параметр  будет равен единице, если на удовлетворение одной заявки требуется один час.

Определим показатели работы компании (вероятность того, что все машины заняты; среднюю длину очереди и др.). Здесь требованием на обслуживание является заявка на доставку груза; обслуживающий аппарат — автомашина; обслуживание — доставка груза; число обслуживающих аппаратов системы (компании) , максимальная длина очереди ; наибольшее число заявок обслуживаемых и ожидающих обслуживания .

Вероятность того, что все машины заняты, есть

;

 — вероятность того, что занято точно  обслуживающих аппаратов при условии, что общее число требований, находящихся на обслуживании не превосходит числа обслуживающих аппаратов, определяется (при ) в соответствии с

, ;

— среднее число требований, поступающих в систему за единицу времени;

 — среднее время обслуживания одной автомашиной одного требования;

 — вероятность того, что все обслуживающие машины свободны,

;

 — наибольшая допустимая длина очереди;

 — число обслуживающих автомашин.

С учетом ,  получим

;

.

Имеем

;

вероятность полной загруженности компании мала.

Качество обслуживания определится средней длиной очереди (среднее число требований, ожидающих начало обслуживания)

;

практически очереди не будет.

Таким образом, при выбранных значениях (,,) заказчик практически не получит отказа в обслуживании, однако и загрузка машин будет незначительна (задаваясь иными значениями ,,, можно скорректировать работу компании в необходимом направлении).

Литература:

1.      Данилов А. М., Гарькина И. А. Интерполяция, аппроксимация, оптимизация: анализ и синтез сложных систем: монография. — Пенза: ПГУАС. –2014. — 168 с.

2.      Данилов А. М., Гарькина И. А., Домке Э. Р. Математическое и компьютерное моделирование сложных систем. — Пенза: ПГУАС. — 2011. — 296 с.

3.      Данилов А. М., Гарькина И. А. Теория вероятностей и математическая статистика с инженерными приложениями: учебное пособие. — Пенза: ПГУАС. — 2010. — 228 с.

4.      Гарькина И. А., Данилов А. М., Королев Е. В., Смирнов В. А. Преодоление неопределенностей целей в задачах многокритериальной оптимизации на примере разработки сверхтяжелых бетонов для защиты от радиации / Строительные материалы — Наука. — 2006. — № 8. — С.23–26.

5.      Гарькина И. А., Данилов А. М., Петренко В. О. Проблема многокритериальности при управлении качеством сложных систем / Мир транспорта и технологических машин. –2013. –№ 2 (41). –С. 123–129.

6.      Будылина Е. А., Гарькина И. А., Данилов А. М., Махонин А. С. Основные принципы проектирования сложных технических систем в приложениях / Молодой ученый. –2013. –№ 5. –С. 42–45.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *