Опасные жд грузы – Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв….

Содержание

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв….

Действующий

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

1.1.3. Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги* которых являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), но не являются участниками Содружества, регламентируются Правилами перевозок опасных грузов Приложение 2 к СМГС, а между государствами — участниками Содружества и странами, железные дороги которых не являются участниками СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.
1.1.4. Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.

1.1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством своих стран и международными соглашениями.

1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:

Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при перевозке (транспортировке) могут подразделяться на классы, подклассы, категории и группы, в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам. 1.2.3. Отнесение опасных грузов к определенному классу, категории, степени опасности и группе совместимости осуществляется грузоотправителем в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам и на основе международных принципов классификации, установленных Типовыми правилами ООН. 1.3.1. К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (далее — Алфавитный указатель опасных грузов) (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 и особенности их перевозки (Приложение 10). 1.3.2. Опасные грузы (кроме указанных в пункте 1.3.3), не поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, но сходные по своим химическим свойствам, характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, грузоотправитель относит к номеру ООН (наименование груза обобщенное или Н.У.К.) и перевозит свой груз на условиях, указанных для этого номера ООН (номер аварийной карточки (АК), нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки и др.). При этом в накладной указывается надлежащее обобщенное наименование груза, относящееся к этому номеру ООН, и в скобках — наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями.
1.3.3. В случае если груз не может быть отнесен отправителем к грузам, поименованным в Алфавитном указателе опасных грузов, а также вследствие особых обстоятельств (свойства груза, его состояние или предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами), для данного груза могут устанавливаться особые условия перевозки. Перевозка грузов на особых условиях во внутригосударственном сообщении определяется национальным законодательством. В международном сообщении перевозка грузов на особых условиях устанавливается порядком, предусмотренным Соглашением о перевозке грузов на особых условиях, утвержденном на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996 г.

Внесение изменений и дополнений в настоящие Правила на основании ходатайства грузоотправителя осуществляется в соответствии с Порядком внесения дополнений и изменений в Правила перевозок грузов в межгосударственном сообщении, утвержденном на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996 г.

Указанное ходатайство направляется в железнодорожную администрацию страны отправления груза не менее, чем за 6 месяцев до начала перевозки.

К ходатайству на перевозку опасных грузов должны быть приложены в двух экземплярах: характеристика груза и аварийная карточка по формам, указанным соответственно в Приложении 3 к настоящим Правилам и в Аварийных карточках на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, подписанные руководителем предприятия-грузоотправителя и заверенные печатью; стандарт или технические условия и паспорт безопасности на груз; согласование компетентного органа и железной дороги страны отправления груза предлагаемых грузоотправителем изменений в правила, если иное не предусмотрено национальным законодательством
1.3.4. Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозятся только по предъявлении грузоотправителем станции отправления подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку за исключением грузов, включенных в правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны указывать особенности перевозки тех или иных опасных грузов.

1.4.1. Отправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, заполненную в соответствии с требованиями СМГС, настоящих Правил и других правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

1.4.2. В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель, наряду с требованиями правил перевозок грузов, должен указать в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов (Приложение 2 к настоящим Правилам): код опасности, через дробь — номер ООН, надлежащее наименование опасного груза, номер основного знака опасности (в скобках — номер дополнительного знака опасности), номер аварийной карточки, например: «336 / ООН 1230 МЕТАНОЛ, 3 (6.1), АК 319». Если опасный груз в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов (Приложение 2 к настоящим Правилам) имеет обобщенное или «не указанное конкретно (Н.У.К.)» наименование, грузоотправитель должен дополнительно указать в накладной техническое наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, например:

«33 / ООН 1266 ПРОДУКТЫ ПАРФЮМЕРНЫЕ (жидкость парфюмерная «Канская»), 3, АК 308″;

«336 / ООН 1992 ЖИДКОСТЬ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ ЯДОВИТАЯ, Н.У.К. (Диран А), 3 (6.1), АК 319».

Если в графе 2 Алфавитного указателя опасных грузов (Приложения 2 к настоящим Правилам) указано техническое наименование конкретного груза (наименование груза записано строчными буквами), то надлежащее наименование груза (наименование груза записано заглавными (прописными) буквами) определяется по соответствующему номеру ООН. При этом условия перевозок и сведения, указываемые в накладной, определяются по строке Алфавитного указателя опасных грузов по данному конкретному грузу. Если в графе 3 Алфавитного указателя опасных грузов (Приложение 2 к настоящим Правилам) номер аварийной карточки отсутствует, то она должна быть разработана грузоотправителем и приложена к накладной. В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен сделать отметку «АК приложена».
1.4.3. Надлежащим наименованием груза, указанным в Алфавитном указателе опасных грузов, является та часть, которая наиболее точно описывает груз и которая напечатана заглавными (прописными) буквами (с добавлением любых цифр, приставок «втор-«, «трет-«, «м-«, «н-«, «о-«, «п-«, являющихся неотъемлемой частью наименования). После основного надлежащего наименования груза может быть указано в скобках альтернативное надлежащее наименование-синоним [например, ЭТАНОЛ (СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ)]. Части позиции, напечатанные строчными буквами, не должны считаться частью надлежащего наименования груза.

Если союзы, такие как «и» или «или», напечатаны строчными буквами или если части наименования разделены запятыми, то надлежащим наименованием груза будет являться то наименование, которое наиболее точно описывает груз, например: N ООН 2793 СТРУЖКА, ОПИЛКИ или ОБРЕЗКИ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ, подверженные самонагреванию. Наиболее подходящее из следующих комбинаций будет являться надлежащим наименованием груза:

СТРУЖКА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

ОПИЛКИ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

ОБРЕЗКИ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

dokipedia.ru

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам: инструкция

Начало организации доставки товара должно производиться с изучения его характеристик, воздействия груза на внешнюю среду. Если отправитель планирует произвести поставку опасного вида товара, взрывоопасного, нужно изучить правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, его свойства, к какому классу товар относится и как правильно организовать доставку такого типа груза. Доставлять опасный груз жд транспортом удобно и безопасно для внешней среды.

Железная дорога — удобный и безопасный способ перевозки грузов

Анализ правил транспортировки небезопасного багажа

Правила доставки груза с помощью железнодорожного транспортного средства были приняты на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту. Протокол от 05. 04. 96 N 15. Состоит документ из четырех разделов, каждый из которых имеет свои пункты и подпункты:

  1. Общие примечания.
  2. Доставка опасных товаров в контейнерах и вагонах закрытого типа.
  3. Характеристика опасных товаров, что относятся к классу 1.
  4. Характеристика опасных товаров, что относятся к классу 7.

Данный документ поможет грузоотправителю оформить сопровождающие документы, определить, какой именно товар относиться к виду небезопасного. Положительная сторона правил в том, что они четко характеризуют и описают все действия, как со стороны отправителя, так и со стороны контролирующих субстанций. Разделы документа определяют вид тары для каждого класса груза, что находится в зоне риска, его вес на один тип упаковки. Отдельное внимание уделено знакам безопасности, правилам их расположения. Особое внимание акцентировано на подборе вагонов, контейнеров и вместилищ, в которых допустимо производить транспортировку небезопасного груза. Также данные правила помогут грузоотправителю определить ситуации, когда товар должен поставляться с помощью препровождения специалистов и как действовать, если груз был задержан в технической зоне по причине несоответствия с сопровождающей документациею.

Общие условия

К разделу общих правил перевозки относятся случаи, когда нужно применять правила, классификация опасных товаров, предоставлен список товаров, которые можно перевозить жд транспортом, порядок оформления документации и сопровождение опасное содержимое багажа. Правила поставки опасных грузов выступают обязательными для всех участников доставки, для работников железной дороги, отправителя, перевозчика, получателя, экспедиторов и сопровождающих груз. Если в соглашении есть непредусмотренные условия, то нужно руководствоваться правилами перевозки опасных грузов. Важно учесть, какой вид товара перевозится, и согласно виду выбрать тип вагона. Наливные товары доставляются в цистернах, бункерах, полувагонах. Ручательство за снабжение багажа в место доставки несут все стороны действия.

Бункерные вагоны — один из способов перевозки опасных грузов

Разделение опасных товаров

Если груз, который перевозят, может нанести вред внешней среде, как самостоятельно, так и под влиянием внешних факторов, то такой багаж относится к опасному виду. Имеет опасный вид багажа девять классов. Делится опасный товар соответственно с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» так:

  1. К первому классу относят взрывоопасный продукт.
  2. Второй класс — газы, которые растворяют под давлением.
  3. Третий класс – вещества жидкие, которые легко воспламеняются.
  4. Четвертый класс – вещества твердого состава, которые легко воспламеняются, те средства, что имеют свойства самостоятельно возгораться и те, что возгораются при взаимодействии с водой.
  5. Пятый класс – средства, способные окисляться.
  6. Шестой класс – средства, в состав которых входят яды и вещества, познавшие инфицирование.
  7. Седьмой класс – материалы с повышенною радиоактивностью.
  8. Восьмой класс – средства, что поддаются коррозии.
  9. Девятый класс – дополнительные опасные средства.

Вещества, относящиеся к опасному классу, могут делиться на подклассы, иметь свои группы и подгруппы. К каждому классу нужно относиться в соответствии с правилами, законодательными нормами и инструкциями.

Значок 9 класса опасных веществ

Товар, что можно перевозить

Для того чтобы организовать транзит предмета торговли, нужно знать его класс и можно ли данный вид товара доставлять железнодорожным транспортом. Перед началом перевозки и подготовки сопроводительной документации, грузоотправитель должен подать список товара в алфавитном порядке, а также Перечень опасного товара, что относиться к первому классу. В перечне важно указать название вещества, его вид, условия поставки.

Если у грузоотправителя есть вещества, которые не указаны в Алфавитном указателе, но они имеет тот, же или схожий химический состав, то условия их поставки отправитель, в обязательном порядке должен указать в накладной. В накладной под графой «Наименование» должна быть запись о том, что залежь соответственно Алфавитному указателю.

Такой товар должен иметь аварийную карточку. Отправитель имеет право поставлять опасный товар жд транспортом, только после получения разрешения Министерства путей сообщения Российской Федерации, особенно, если этот багаж не относиться к тому, что указан в Алфавитном указателе. Документы и список наименований опасного багажа передается в Министерство за шесть месяцев до начала поставки. Такое обращение должно производиться в письменной форме и иметь два экземпляра.

Правила оформления документации

В период осуществления перевозки содержимого багажа, у перевозчика должна быть в наличии накладная на каждый вид опасного товара. Такой документ оформляет и предоставляет сторона отправителя. В накладной важно прописать полное название опасного груза. Если название содержит в себе общий характер, то рядом с общим названием, при заполнении документа, отправитель обязан написать название согласно техническим условиям товара. Дополнительным приложением к накладной будет аварийная карточка. Она прикладывается только в том случае, если номер аварийного листа не указан в Алфавитном указателе. В фактуре нужно сделать обозначение, в графе «Наименование», что аварийная карточка была приложена. Чтобы обозначить, что перевозиться небезопасный груз, отправитель обязан поставить в верхней части фактуры оттиск, гриф красного цвета.

Образец путевого листа на опасный груз

Препровождение опасного товара

Чтобы знать, что небезопасный груз перевозиться в препровождении доверенного лица отправителя или получателя, на Алфавитной накладной ставиться специальный знак **. Если такого знака не, то железнодорожная станция не имеет права принять такой залежь к перевозке. К сопровождению опасного багажа допускаются высококвалифицированные специалисты, которые знают правила и нормы инструкции. Они должны уметь указать первую помощь и знать, как действовать в аварийной ситуации. Всеми необходимыми средствами сопровождающее лицо снабжает отправитель. В момент доставки вся ответственность за опасный товар лежит на проводнике.

Если в пути произойдет поломка, то вагон, что замедляет или задерживает поставку багажа, открепляется от основного состава, перемещается в техническую зону и охраняется проводником.

Сопровождается ли груз проводником. Проверяется на каждой станции. Если на одной из станций будет определенно, что товар без сопровождения, то руководитель станции, на которой это было замечено, сообщает руководителю станции, с которой производилась первоначально отправка, о потребности связаться с отправителем. Тот товар, вагон, что был без сопровождения, остается в технической зоне до момента прибытия отправителя.

Поставка в крытых вагонах и контейнерах

При поставке опасного багажа жд транспортом в крытых вагонах и контейнерах, нужно учесть тару, вид товара, его маркировку. Перевозчик должен принять товар к оправке тот, что имеет соответствующею упаковку, что подходит по всем нормам и стандартам. Упаковка и тара обязана подходить по требования содержимого в ней багажа. Он не должен протекать, просыпаться. Груз, что легко воспламеняется при воздействии с внешними факирами или водой, упаковывается герметично. Такие притязания относятся и к багажу всех классов. Если багаж в стеклянной таре, то ящик должен быть прочным, без пространства. Его высота от тары составляет пять сантиметров. Если товар не требует особых видов тары, то допустимо использовать картонную коробку, особенно если это товар мелко расфасованный. Когда товар перевозится в бидонах, канистрах, то они дополнительно ставятся в деревянные ящики. Такие правила относятся и к багажу, упакованному в мешок ли мягкую тару. При перевозке в одном вагоне нескольких видов опасного товара, вес с упаковкой одного ящика не должен превышать пятидесяти килограмм. Накладная выписывается на каждый вид совместно упакованного товара. Опасный товар, что доставляется контейнером, должен быть пакетирован, так же как и при перевозке, крытым вагоном. Если перевозиться вещество в жидком состоянии, то отправитель предоставляет один процент порожнее тары. Эти действия нужны для того чтобы избежать потерю опасных веществ, при аварийной ситуации. На таре отправитель должен указать такие знаки:

  1. Метка опасности согласно Алфавитному указателю.
  2. Название товара. То название, что прописывается в Алфавитном указателе.
  3. Шифр, обозначающий класс.

Если производиться поставка совместного товара, то на каждый его вид предоставляется знак.

На вагон с опасным грузом нужно прикреплять метки в соответствии с его классом

Характеристика вагонов и контейнеров

Перед началом организации поставки опасного багажа, отправитель должен правильно подобрать вид вагона. Все они обязаны соответствовать техническим нормам и характеру товара. Тот вид вагона, что выбрал грузоотправитель для жд перевозки багажа, прописывается в Алфавитном указателе. Важно правильно подобрать и выдержать все нормы и инструкцию перевозки жидких типов груза. Отправителю нужно проследить, чтобы на выбранных вагонах были указаны знаки небезопасности. Доставка багажа, что находиться в зоне риска, происходит в металлических контейнерах. Перед началом погрузки вагоны и контейнеры обязаны пройти техническое обозрение. Подтверждением осмотра выступает запись в журнале ВУ – 14.

Когда товар поступает в пункт назначения, то после выгрузки отправителю надо осмотреть вагон или вместилище, чтобы убедиться в том, что небезопасный товар не попадет во внешнюю среду. Подготовка и погрузка багажа производиться в малозаселенных пунктах.

Из автотранспортного средства, груз должен сразу быть помещенным в вагон, при разгрузке из вагона в автотранспортное средство. При отправке важно проверить Алфавитный указатель и убедиться, что багаж поставляется тем видом транспорта и тем способом, что указано в указателе. Важно проверить и соответствие упаковки, маркировки и общих данных о доставляемом товаре. Если в процессе проверки были найдены отличия от документации, инструкции, то составляется акт. Такой товар не принимается к перевозке и передается отправителю. С момента прибытия груза в пункт назначения, получатель должен забрать груз со жд станции на протяжении двадцати четырех часов, если товар мелкогабаритный.

Недопустимые транзиты

Поставка содержимого багажа осуществляется на почве инструкции, в которой указано вид товаров, которые недопустимо перевозить в вагоне или в контейнере при наличии в нем другого вида товара. Недопустимо перевозить в одном вагоне или вместилище товар, что имеют одинаковый классификационный шифр. Если отправителю нужно перевезти медицинские, ветеринарные или лабораторные легко воспламеняющие препараты, которые относятся к третьему классу, то с ними можно совмещать подкласс 8.1. при поставке такого багажа жд транспортным средством, надо проследить за упаковкой, тарой. Она полностью должна отвечать всем общепринятым стандартам и инструкции. При доставке товаров в мелкой расфасовке в Алфавитном указателе прописывается символ *. Вес такого товара в одной расфасовке не должен превышать одного килограмма или одного литра. После выгрузки и очистки внутренней части, порожняя тара возвращается как неопасный груз. Обязательно получателю нужно сделать отметку в фактуре, что тара очищена от того вида товара, что перевозился.

Пустая упаковка опасного багажа возвращается как неопасный груз

Основные требования к классам

Отправителю всегда нужно правильно упаковывать товар, правильно подпирать вид упаковки для каждого класса. Товары второго класса поставляются в баллонах, специальных контейнерах или сосудах. Если поставка газа производится в баллонах, то каждому типу газа будет соответствовать цвет полоски на болоне и указательные знаки. Надо проверить наличие пломб, колпаков, заглушек. Перевозка таких баллонов производиться в горизонтальном положении. Груз, что относиться к третьему классу, легко воспламеняется, поэтому его доставка должна производиться только повагонным способом. Для обозначения перевозки груза третьего класса, вагон обязан быть окрашен в желтый цвет. Многие подклассы третьего класса доставляются в сопровождении. Специальные отметки отправитель производит в графе «Наименование», если перевозит бензин.

Средства шестого класса особо опасны для человека, при попадании на одежду или открытую поверхность тела, может вызвать разные негативные реакции в виде рвоты, повышения температура тела, летальный исход. Такие же последствия и для животных. Вещества шестого подкласса перевозятся в бочках.

Большой опасности для человеческого организма несут вещества восьмого класса. Такие средства перевозятся с помощью сопровождающих специалистов. Самой большой опасности несет ртуть. И после момента погрузки и после момента выгрузки и доставки пустой тары ставятся пломбы. К девятому классу относят тот вид опасных веществ, которые могут нанести вред только при перевозке водным транспортным средством. Отдельны требования к поставке кино и фотопленке. Такой вид товара должен доставляться в специальной упаковке. Если фото и кинопленка имеет вид рулона, то каждый из них упаковывается индивидуально в футляр изготовленного из жести белого цвета. Не все виды фото и кинопленки несут вред во время транспортировки. Ели доставляется такой тип товара, то в накладной указывается наименование и то, что груз не опасен.

Ртуть — одно из самых опасных веществ, поэтому для ее перевозки нужна особая тара

Характеристика сопровождающих знаков

Так как отправитель производит транспортировку опасного багажа, то ему надо обеспечить вагоны и тару специальными знаками. По внешнему виду, знаки имеют квадратную форму, что повернут на сто миллиметров. Если доставляемый товар не несет особой опасности, то угол может быть пятьдесят миллиметров. Каждый знак соответствует своему классу и подклассу. Знак состоит из указания на нем класса и символа небезопасности. Цвет знака может совпадать с цветом вагона. В такой ситуации, края знака обозначаются белым цветом. Знак крепиться на вагон, вместилище и тару багажа в момент погрузки в пункте отправки. После того, как была произведена выгрузка в пункте назначения, с вагона и вместилища, знаки снимаются. Если груз имеет особую опасность, то знак, подтверждающий уровень небезопасности багажа, наноситься краской, которая должна оставаться в первоначальном виде независимо от погодных условий в период транспортировки. Черным цветом обозначают раму знака, символ и наносят надпись. Если доставляемый товар относиться к виду ядовитых или воспламеняющихся, то на знаке делается такая же надпись, без указания класса. Сам знак должен иметь соответствующий стандартам размер, габариты.

Процесс выгрузки

Опасный товар, особенно тот, что относится к взрывчатому виду, должен выгружаться в специальных местах, на специальных станциях. Если в период транспортировки произошла аварийная ситуация и вместилище или вагон с опасным грузом познали повреждения, то производить выгрузка такого содержимого можно только в дневное время суток. Подбор места выгрузки определяется специальной комиссией. Если место подобрано, составляется акт. Круглосуточная выгрузка и погрузка возможна только тогда, когда станция или установленное место имеет хорошее освещение. Отправитель и получатель должны самостоятельно проследить за погрузкой и выгрузкой опасного багажа. Если в период трансфера произойдет аварийная ситуация, то отправитель должет прибыть на место происходящего.

logoskop.ru

Классификация опасных грузов на жд транспорте: обзор

Перед тем, как осуществить перевозку груза с помощью жд транспорта, заказчику нужно ознакомиться со всеми условиями, изучить правила перевозки, определить риски, действия со стороны представителей жд компании. Особое внимание стоит уделить, если вам предстоит перевезти опасный груз, который может нанести вред людям и внешней среде. Рекомендовано знать классификацию взрывоопасных грузов. Перед отправкой нужно правильно оформить документы, с указанием вида вещества, его класса, количества. Указывается классификация груза в паспорте, подтверждающего безопасность отправки. На вагонах, которые перевозят опасные вещества, должна быть наклейка, что характеризует степень опасность и вид вещества.

При перевозке по железной дороге опасные грузы нужно классифицировать и маркировать

Общая характеристика и виды

Перед жд отправкой взрывоопасного груза, важно ознакомиться с общими правилами и знать, какое вещество может нанести вред окружающей среде. Для этого есть классификация опасных грузов. Можно выделить такие классы:

  1. Материалы, которые вор время транспортировки могут взорваться.
  2. Газы. Газы могут быть сжатыми и растворенными под натиском, влиянием внешних факторов.
  3. Жидкость, что легко воспламеняется. Твердые вещества, что легко воспламеняются.
  4. Вещества, которые возгораются самостоятельно. Средства, что при контакте с водой, могут воспламениться.
  5. Материалы, в которых соединены атомы кислорода.
  6. Материалы, поддающиеся окислению
  7. Ядовитая субстанция и инфекционная.
  8. Радиоактивная субстанция.
  9. Другие вещества, что наносят вред.

Эти материалы были определены как опасные, соответственно установленным нормам ГОСТ 19433-88.

Значок радиоактивной субстанции

Деление на категории: первый подкласс

Опасные материал имеют свои свойства и могут нанести вред разной мерой. Для того чтобы определить и выделить, какое вещество в какое мере наносит вред, существуют классы, категории. В совокупности выделяют девять разрядов:

  1. Разряд первый. К первому классу относятся материалы, что могут взрываться и использоваться в пиротехнике. Делится первый разряд на подразряды, к которым относятся вещества, что могут в момент взрыва овладеть сразу всем грузом, те что возгораются небольшой частью, не задействуют другой груз. Те, что могут взорваться при повреждении внешней упаковки.
  2. Разряд второй. Ко второй категории относятся газы, те что могут быть растворенными под влиянием внешних факторов. Жд перевозка будет выступать опасной, если эти газы имеют температуру, ниже пятидесяти градусов. Это могут быть сжатые газы с температурой до минус десять градусов и сжиженные, с температурой до семидесяти градусов.
  3. Разряд третий. К категории относятся жидкости, что легко воспламеняются. При жд отправке этой категории важно учесть температуру и степень возгорания.

На вагон с опасным грузом наклеивается значок с обозначением его класса

Дополнительная характеристика

Есть ряд веществ, которые во время жд транспортировки могут воспламениться от влияния внешних факторов: воды, солнца. К этой категории относится четвертый разряд. Материалы категории имеют твердую основу и способны самостоятельно нагреваться.

В пятой категории расположены материалы, что возгораются благодаря тому, что активно выделяют кислород. В этой категории есть вещества, что не возгораются сами, они могут гореть в последствии влияния других горящих веществ.

Летальный исход может принести шестой разряд опасных грузов. Это ядовитая субстанция и инфекционная. Могут возникнуть кожные заболевания и заболевания открытой слизистой оболочки. Вред средства наносят как людям, так и животным. Радиоактивная субстанция относится к седьмой категории опасных средств. При воздействии химических веществ могут вызвать пожар, нанести заболевания кожного покрова человека, слизистой оболочки органов дыхания и глаз вещества восьмой категории. Также эти вещества вызывают коррозию метала.

Средняя степень опасности

Заказчик может произвести жд перевозку средств, которые принесут внешней среде не большой вред при возникновении аварийной ситуации. Эти средства относятся к девятой категории:

  1. Средства, что не вошли в третий и четвертый разряд (это твердые взрывоопасные средства). Температура возгорания от шестидесяти одного до ста градусов.
  2. Дополнительные условия и воздействия могут привести средства к коррозии.

Перед отправкой груза, заказчик по месту отправки, должен подать заявление в органы внутренних дел и получить их разрешение на перевозку. В заявлении нужно указать количество, вес груза, его категорию, маркировку, маршрут, по которому осуществляется доставка, конечный пункт назначения и лицо, что отвечает за груз.

Партнерский контент

logoskop.ru

Глава 2. Транспортирование опасных грузов по железнодорожным путям организаций

2.1. Порядок транспортирования опасных грузов

2.1.1. В настоящей главе приводятся технические требования к транспортированию опасных грузов промышленным железнодорожным транспортом без выхода транспортных средств на железнодорожные пути общего пользования.

2.1.2. При транспортировании опасных грузов должны соблюдаться требования Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (далее – ПТЭ), утверждённых федеральным органом исполнительной власти в области транспортного комплекса, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утверждённых Госгортехнадзором России, настоящих Технических правил, других нормативных документов по вопросам эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, утверждённых в установленном порядке.

2.1.3. К транспортированию опасных грузов промышленным железнодорожным транспортом организаций допускаются опасные грузы классов, перечисленных в п. 1.4. настоящих Технических правил, допущенные к перевозке по железным дорогам Российской Федерации.

2.1.4. При транспортировании опасных грузов порядок оформления документов, необходимость приложения к документам аварийных карточек определяются локальным актом о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути, утверждённым техническим руководителем организации; примерное содержание указанного локального акта приведено в ПТЭ.

2.2. Условия транспортирования опасных грузов отдельных классов

2.2.1. Баллоны с опасными грузами класса 2 должны предъявляться к транспортированию при условии полной исправности баллонов и их вентилей, наличии на них окраски и надписей согласно приложению 9, предохранительного колпака; двух защитных резиновых или верёвочных колец толщиной не менее 25 мм, заглушек на вентилях баллонов согласно инструкциям по наполнению.

В виде исключения допускается погрузка баллонов без защитных колец. При этом между каждым рядом баллонов должны быть прокладки из досок с вырезами гнёзд для баллонов. Запрещается использовать в качестве прокладок между баллонами (сосудами) сено, солому и другие горючие и легковоспламеняющиеся материалы.

Баллоны с газами грузятся в горизонтальном положении предохранительными колпаками в одну сторону.

В вертикальном положении баллоны с газами можно грузить лишь при наличии на всех баллонах защитных колец при условии обеспечения невозможности перемещения или падения баллонов.

Баллоны с воспламеняющимися газами (подкласс 2.3) и ядовитыми воспламеняющимися газами (подкласс 2.4) должны быть уложены и закреплены так, чтобы исключалась возможность соприкосновения баллонов друг с другом и с металлическими частями вагонов. Доски для крепления должны быть пропитаны огнезащитным составом.

Запрещается погрузка баллонов с окисляющими газами в вагоны со следами минеральных и растительных масел.

2.2.2. Транспортирование опасных грузов класса 3 (ЛВЖ) в герметичных стеклянных сосудах должно осуществляться в ящичной деревянной полимерной, металлической таре, имеющей горизонтальные прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей или банок на 5 см. Свободное пространство под крышкой тары заполняется негорючим прокладочным материалом. Масса брутто ящика не должна превышать 50 кг.

При погрузке в вагоны ящики с кислотами ставятся в противоположную сторону от ящиков с ЛВЖ и горючими материалами. Все ящики должны быть прочно закреплены.

2.2.3. Опасные грузы подкласса 4.1 (ЛВТ), являющиеся взрывоопасными, должны транспортироваться только в герметичной таре.

Опасные грузы подкласса 4.2 (СВ) и подкласса 4.3 должны транспортироваться в таре грузоотправителя. При транспортировании материалов животного и растительного происхождения (хлопок-сырец, жмыхи, копра и др.) без тары вагоны перед погрузкой должны быть тщательно очищены, промыты и просушены.

2.2.4. При транспортировании опасных грузов подкласса 5.1 (ОК) вагоны должны быть тщательно очищены или промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.

Запрещается совместное транспортирование опасных грузов подкласса 5.2 (ОП) со всеми опасными и неопасными грузами.

2.2.5. При транспортировании опасных грузов класса 8 (ЕК), способных образовывать самовоспламеняющиеся смеси, запрещается применять для упаковки сено, солому, древесную стружку и другие материалы, не пропитанные огнезащитным составом.

2.2.6. При транспортировании опасных грузов подкласса 9.1 (аэрозоли, воспламеняющиеся вещества) стеклянные сосуды с этими грузами дополнительно упаковывают в футляры в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями.

2.3. Станционное хозяйство

2.3.1. В техническо-распорядительных актах промышленных железнодорожных станций, в состав работ которых входит транспортирование опасных грузов, должны быть отражены вопросы оснащения станций диспетчерской внутристанционной связью, маневровой и другими видами радиосвязи и устройствами громкоговорящего оповещения для передачи указаний и сигналов о маневровых передвижениях и переговоров по вопросам маневровой работы, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и путевого хозяйства.

2.3.2. На станциях должны быть выделены специально оборудованные пути,

предназначенные для:

отстоя вагонов с опасными грузами класса 2;

выполнения мероприятий, указанных в аварийных карточках.

2.3.3. На территории станций, на сооружениях в производственных помещениях, на оборудовании должны быть установлены (нанесены, вывешены) знаки безопасности и нанесена сигнальная окраска по ГОСТ 12.4.026-76.

2.3.4. Пожарная безопасность на станциях должна быть организована в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-93).

2.4. Локомотивы

2.4.1. Локомотивы, занятые на транспортировании опасных грузов, должны:

удовлетворять требованиям государственных стандартов и ПТЭ: иметь исправные автоматическую локомотивную сигнализацию, автостоп, скоростемер, дополнительные устройства безопасности, исключающие уход локомотива назад, радиосвязь, исправные искроулавливающие и/или искрогасительные приборы и другие системы, и устройства, обеспечивающие безопасность движения.

Запрещается подача локомотивов, не оборудованных вышеуказанными техническими приборами и устройствами, под поезда или составы, имеющие вагоны, загруженные опасными грузами и для производства маневровой работы с такими вагонами.

2.4.2. На локомотивах, осуществляющих транспортирование опасных

грузов, должны быть:

— средства индивидуальной защиты (СИЗ), соответствующие характеру

перевозимого опасного груза;

— аптечка;

— средства двусторонней радиосвязи с руководителем работ..

При обслуживании локомотива одним машинистом локомотив должен иметь

второй пульт управления, авторасцеп спереди и сзади, сигнализацию, указывающую,

у какого из пультов управления находится машинист, зеркала заднего вида с обеих

сторон и трафарет с надписью «Локомотив обслуживается в одно лицо».

2.4.3. Локомотивы должны отвечать требованиям пожарной безопасности,

изложенным в документах, перечисленных в п. 2.3.4 настоящих Технических правил.

2.4.4. Маневровые локомотивы должны быть оборудованы устройствами для

отцепки их от вагонов из кабины машиниста.

2.4.5. Локомотивы должны быть оборудованы двумя звуковыми сигнальными

устройствами – большой и малой громкости.

2.4.6. Локомотивы, осуществляющие операции с вагонами, загруженными опасными грузами, должны проходить технический осмотр и плановые виды ремонта согласно установленным нормам и ежегодно весенний и осенний комиссионные осмотры технического состояния.

2.5. Вагоны и контейнеры

2.5.1. Вагоны и контейнеры, предназначенные для транспортирования опасных грузов, должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза и отличительную окраску в соответствии с п.п. 2.8.4 – 2.8.8 раздела 2.8 настоящей главы.

2.5.2. Для транспортирования опасных грузов должны использоваться вагоны и контейнеры, исправные в техническом отношении. Тип (модель) вагонов и контейнеров, в которых допускается транспортирование конкретного опасного груза, устанавливается в нормативно-технической документации на продукцию и модели вагонов (государственные стандарты, технические условия).

2.5.3. Вагоны, используемые для транспортирования опасных грузов класса 2, должны быть оборудованы композиционными тормозными колодками.

2.5.4. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация вагонов и контейнеров, используемых для транспортирования опасных грузов, должны осуществляться в соответствии с требованиями «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».

2.6. Железнодорожные пути организаций

2.6.1. Прочность, устойчивость и состояние всех элементов железнодорожных путей организаций, по которым транспортируются вагоны, загруженные опасными грузами: земляного полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружений, а также порядок их содержания должны отвечать требованиям ПТЭ.

2.6.2. План и профиль подъездных путей должны подвергаться периодической инструментальной проверке не реже одного раза в 10 лет. Проверка плана и профиля подъездных путей должна осуществляться специализированными организациями (проектными группами), имеющими специальное разрешение (лицензию) на выполнение этой работы.

2.6.3. Для обеспечения безопасного транспортирования опасных грузов путь, стрелочные переводы, искусственные сооружения на подъездных путях должны не реже одного раза в месяц осматриваться и проверяться соответствующими работниками ветвей владельца. Все выявленные неисправности и нарушения должны быть зарегистрированы в специальном журнале (для ППЖТ — по форме ДУ-46), определены и приняты необходимые меры по их устранению.

Рельсы, стрелочное хозяйство подъездных путей, по которым транспортируются опасные грузы, должны не реже одного раза в год проверяться средствами дефектоскопии. Проверка осуществляется соответствующими работниками ветвей владельца. Выявленные остро дефектные рельсы и элементы стрелочных переводов должны заменяться немедленно ветвей владельцем.

2.6.4. Переезды на путях, по которым транспортируются опасные грузы, должны быть, как правило, регулируемые при невозможности – ветвей владельцем разрабатываются меры, обеспечивающие безопасное проследование вагонов, загруженных опасными грузами

2.6.5. Переезды на путях, по которым транспортируются опасные грузы, должны иметь электрическое освещение в тёмное время суток, а также во время туманов, снегопадов и метелей.

2.6.6. Нецентрализованные стрелки, по которым производится передвижение вагонов с опасными грузами, должны:

иметь закладки, обеспечивающие плотное прилегание остряков к рамным рельсам;

быть оборудованы приспособлениями для возможности запирания их навесными замками;

быть оборудованы освещаемыми стрелочными указателями.

2.6.7. Все места постоянной негабаритности должны быть обозначены табличками размером 300 х 500 мм с надписью «Негабаритное место» и окрашены в сигнальные цвета (чередование жёлтых и чёрных полос). Перечень негабаритных мест указывается в локальном акте. На каждое негабаритное место должна быть составлена карточка негабаритности.

2.6.8. В тёмное время суток, а также при плохой видимости в дневное время все негабаритные места должны быть освещены в соответствии с нормами, установленными СНиП 23-05-95.

2.7. СЦБ и связь

2.7.1. Службы СЦБ и связи или лица, ответственные за СЦБ и связь на железнодорожном транспорте организаций, осуществляющих транспортирование опасных грузов, должны иметь чертежи и описания имеющихся устройств СЦБ и связи. В эти документы указанными службами (ответственными лицами) должны своевременно вноситься изменения, предварительно согласованные с соответствующей проектной или специализированной организацией.

2.7.2. Аппаратура СЦБ, устройства автоматической регистрации переговоров должны быть закрыты и опломбированы. За целость пломб несут ответственность дежурные работники, пользующиеся этими аппаратами.

2.7.3. Расстояние от нижней точки проводов и кабелей воздушных линий СЦБ и связи до земли при максимальной стреле провеса должно быть не менее 2,5 м на перегонах, 3,0 м – на станциях, 5,5 м – на пересечениях с автомобильными дорогами.

2.7.4. Сооружения и устройства СЦБ и связи должны быть защищены от мешающего и опасного влияния тягового тока, линий электропередачи и грозовых разрядов.

2.7.5. Электроснабжение устройств СЦБ, связи, автоблокировки и устройств освещения станций как электроприемников 1й категории должно предусматриваться, как правило, от двух независимых источников.

2.7.6. Видимость показаний светофоров с железнодорожного пути или локомотива должна проверяться не реже одного раза в месяц. Перечень должностных лиц, осуществляющих эти проверки, утверждается руководителем подразделения промышленного железнодорожного транспорта организации – ветвей владельца соответствующего железнодорожного пути, либо руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.

2.7.7. Порядок технического обслуживания и нормы содержания устройств СЦБ и связи устанавливаются документами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области транспортного комплекса.

2.8. Система информации об опасности

2.8.1. Система информации об опасности (СИО) при транспортировании опасных грузов промышленным железнодорожным транспортом включает следующие элементы:

— аварийные карточки для обозначения основных форм транспортной опасности грузов и определения конкретных мер безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами;

— знаки опасности, наносимые на универсальные вагоны, контейнеры, транспортную и производственную тару;

— специальная окраска и надписи на специализированных вагонах и баллонах.

2.8.2. Аварийная карточка содержит указания:

по применению средств индивидуальной защиты;

по действиям в аварийной ситуации;

по нейтрализации и дегазации опасных грузов;

по мерам первой помощи.

2.8.3. Необходимость применения отдельных элементов СИО при транспортировании опасных грузов по железнодорожным путям конкретной организации устанавливается локальным актом.

2.8.4. Знаки опасности, наносимые на универсальные крытые вагоны, контейнеры, транспортную и производственную тару, должны соответствовать п.2.6 ГОСТ 19433-88 (приложение 7).

Знаки опасности должны изготавливаться из цветной бумаги или других материалов, отвечающих требованиям ГОСТ 14192-97.

2.8.5. На транспортных средствах и производственной таре знаки опасности должны располагаться:

на крытых универсальных вагонах — в центре с обеих сторон вагона;

на универсальных контейнерах — рядом с номером контейнера;

на производственной таре — с двух боковых противоположных сторон.

2.8.6. Знаки опасности должны наносить (прикреплять, приклеивать) на транспортные средства и тару отправители опасных грузов и удалять после выгрузки – получатели опасных грузов. Нанесение и удаление знаков опасности производится при изменении класса транспортируемых опасных грузов.

При транспортировании в вагоне опасных грузов нескольких классов, на вагон наносятся знаки опасности для всех транспортируемых классов.

2.8.7. Специализированные вагоны-цистерны для транспортирования опасных грузов должны иметь отличительную окраску цилиндрической части и днища котла и цветную горизонтальную полосу на среднем диаметре цилиндрической части по всей длине котла шириной 300 мм на вагонах-цистернах для сжиженных газов и 500 мм – для остальных опасных грузов (кроме цистерн для бензина и нефтепродуктов, пека, кальцинированной соды, которые не имеют полос).

2.8.8. Котлы вагонов-цистерн, предназначенных для опасных грузов класса 2, окрашиваются в светло-серый (серебристый) цвет. Цвет полосы зависит от вида груза: для аммиака – жёлтый, для кислорода – голубой, для хлора – защитный, для пропан-бутановых фракций и этилена – красный, для негорючих газов – чёрный.

Котлы вагонов-цистерн для транспортирования этиловой жидкости окрашиваются алюминиевой краской. Нижняя часть котла на высоту 250 мм окрашивается чёрной краской. Полоса имеет зелёный цвет.

Котлы вагонов-цистерн для транспортирования метанола окрашиваются в жёлтый цвет с полосой чёрного цвета; нижняя часть котла имеет также чёрный цвет.

Котлы вагонов-цистерн для транспортирования жёлтого фосфора имеют жёлтый цвет и полосу красного цвета.

Котлы вагонов-цистерн для транспортирования кислот и жидких химических грузов имеют полосу жёлтого цвета. На днища котлов этих цистерн той же краской, что и полоса, наносятся квадраты размером 1 х 1 м. На квадратах чёрной краской наносится наименование кислоты, для которой предназначены цистерна («Серная кислота», «Меланж». «Олеум» и т.д.), и трафарет о принадлежности цистерны.

2.8.9. Баллоны для сжатых, сжиженных и растворённых под давлением газов должны иметь отличительную окраску в соответствии с приложением 10.

2.9. Требования к персоналу, занятому на транспортировании опасных грузов

2.9.1. К транспортированию опасных грузов по железнодорожным путям организаций допускаются машинисты локомотивов и помощники машиниста с опытом работы в этих должностях не менее одного года, не имеющие при этом грубых нарушений ПТЭ и должностных инструкций, и получившие допуск к транспортированию опасных грузов после поверочных испытаний в знании настоящих Технических правил, «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», должностных инструкций, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, действующих на промышленном железнодорожном транспорте.

2.9.2. К обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров, предназначенных для транспортирования опасных грузов могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания специализированных вагонов и контейнеров.

2.9.3. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров должен оформляться приказом по организации.

2.9.4. Обучение и аттестация персонала организации, занятого на транспортировании опасных грузов, должны проводиться в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах (курсах), имеющих лицензию органов Госгортехнадзора России, а также на курсах, специально создаваемых организациями, осуществляющими транспортирование и перевозку опасных грузов.

2.9.5. Руководящие работники и специалисты организации, причастные к транспортированию опасных грузов, а также занятые на ремонте, подготовке вагонов под погрузку и эксплуатации вагонов и контейнеров. локомотивов и железнодорожных путей, по которым осуществляется транспортирование опасных грузов, должны проходить обучение в учебных учреждениях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области транспортного комплекса по согласованию с Госгортехнадзором России.

2.9.6. Программы обучения руководящих работников, специалистов и персонала организаций, причастных к транспортированию опасных грузов разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в области транспортного комплекса и согласуются с Госгортехнадзором России.

2.9.7. Запрещается допуск к работе лиц, прошедших обучение и не сдавших экзамены

в установленном порядке.

studfiles.net

Опасные грузы. Их безопасная перевозка в железнодорожном подвижном составе

Благодаря этим преимуществам сокращаются  финансовые затраты и время доставки груза.

На текущий момент общий парк предприятий и транспортных компаний РФ составляет порядка 27 тыс. цистерн  для сжиженных углеводородных газов, из них около 66% подлежат списанию, остальные морально устарели, что значительно снижает рентабельность перевозок. Уже сейчас многие компании стараются дополнять свой парк подвижного состава более новыми цистернами с повышенным объемом котла.

 

Однако известно, что условия  эксплуатации подвижного состава на железнодорожных путях колеи 1520 и 1435 мм существенно отличаются. Уровень  продольных сил на колее 1520 мм значительно  выше, чем на колее 1435 мм. Кроме того, климатические условия для европейских и большей части Российских железных дорог различны. Поэтому контейнеры, созданные по европейским нормативам, могут не выдерживать нагрузок в условиях эксплуатации в России и странах СНГ, что может привести к аварийным последствиям.

Учитывая это, в сентябре 2001 г. на заседании Межгосударственного  технического комитета по стандартизации в области безопасности, ремонта  и эксплуатации технических средств  железнодорожного транспорта и услуг, предоставляемых на железнодорожном  транспорте, был утвержден план по разработке межгосударственных нормативных документов, в том числе в области перевозки опасных грузов. Согласно плану было принято решение разработать стандарт «Контейнеры для перевозки опасных грузов. Требования по эксплуатационной безопасности» при непосредственном участии специалистов ВНИИЖТа и Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ).

 

 

Заключение

По оценкам, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20%, или примерно 800 миллионов тонн. Из них, около 30% – на долю железнодорожного транспорта Значительную часть перевозимых опасных грузов составляют нефтепродукты, сжатые и сжиженные газы, уголь, органические перекиси и пестициды.

Безусловно, наиболее проблемным вопросом в области перевозок опасных грузов является снижение их аварийности. Россия по этому показателю находится на уровне других экономически развитых государств, однако ситуация у нас во многом осложняется тем, что значительное количество транспорта с опасными грузами постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых массивов, что создает повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций с особо тяжелыми последствиями. Это в полной мере относится к перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом. 

В настоящее время в области  перевозки опасных грузов в Российской Федерации действуют соответствующие  Правила по каждому виду транспорта, разработанные на основе международных  документов и рекомендаций.

В связи с увеличивающимися объемами экспорта энергоресурсов массовый характер приобретают перевозки опасных  грузов железнодорожным транспортом. Сегодня только номенклатура перевозимых  по железной дороге опасных грузов превышает 4 тысячи наименований. В основном, конечно, это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком или твердом состоянии, окислители, ядовитые, радиоактивные и коррозионно активные вещества, а также особая категория опасных грузов – взрывчатые материалы. При перевозке опасных грузов во внутреннем сообщении в России применяются Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные в 1996 году Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

Перевозка опасных грузов – дело, которым должны заниматься исключительно профессионалы, естественно с соблюдением необходимых требований.

Эти грузы называются опасными, так как  они представляют собой угрозу жизни  или здоровью людей!


yaneuch.ru

Опасные грузы. Их безопасная перевозка в железнодорожном подвижном составе

Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Федеральное Агентство  Железнодорожного Транспорта

Иркутский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  на тему

«Опасные грузы. Их безопасная перевозка в железнодорожном  подвижном составе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

факультета УПП

группы Д-07-3

Шевчук Ирина Александровна

 

Проверил: Власова Наталья  Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2009

Содержание

I. Введение

 

II. Основная часть

     1. Организация перевозок опасных грузов

     2. Классификация и маркировка опасных грузов

    3. Классификация опасных грузов

    4.   Организация перевозок опасных грузов

     5. Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов

     6. Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов

     7. Безопасность железнодорожных  перевозок опасных грузов при  эксплуатации железнодорожного  подвижного состава

       8. ЖД транспорт для перевозки опасных грузов

      сегодня…

 

III. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более чем столетнюю историю развития.

Транспортные характеристики грузов должны учитываться при выборе оптимальных способов доставки и разработки технологических процессов переработки грузов.

В процессе перевозки и хранения во многих грузах под действием различных  внешних факторов — механических, климатических, биологических — происходят количественные и качественные изменения, которые необходимо учитывать при разработке условий хранения и транспортировки грузов.

       Сегодня на железную дорогу приходится около 30% от общего объема опасных грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта. При этом номенклатура опасных грузов уже превышает 4 тыс. наименований. В основном это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком и твердом состоянии, ядовитые вещества, взрывчатые материалы и другое.

Современная технология предусматривает  железнодорожную перевозку грузов насыпью, навалом или наливом  на открытом подвижном составе, в  универсальных или специальных  контейнерах, в крытых вагонах, в  вагонах-цистернах и бункерных  полувагонах. Способы перевозки грузов определяют в значительной степени опасность для людей, контактирующих с данными грузами. Вещества, с которыми соприкасаются рабочие, могут быть опасны при вдыхании, проглатывании и попадании на кожу.

Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо знать прежде всего Правила безопасности, а также требования к перевозкам опасных грузов на жд транспорте.

 

 

 

 

 

1. Организация перевозок опасных грузов

 

Прием к перевозке  и выдача опасных грузов

Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.

    Конкретный опасный груз  должен быть предъявлен грузоотправителем  к перевозке только теми видами  отправок, которые определены Правилами  перевозок грузов, в таре и  упаковке, предусмотренной стандартами  или техническими условиями на данную продукцию.

Запрещается погрузка и  выгрузка опасных грузов, перевозимых  наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и  выгрузки этих грузов.

 Помимо всего прочего, принятые с подъездных путей от грузоотправителей и прибывшие в адрес обслуживаемых грузополучателей вагоны с опасными грузами класса 1 не должны находиться на станции более двух часов с момента поступления на станцию.

А в случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.

 

2.Классификация и маркировка опасных грузов

 

Классификация опасных грузов (отнесение  к классу, подклассу, категории и  группе) производится в зависимости  от вида и степени опасности груза  в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы  опасные. Классификация и маркировка».

Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, грузовых единиц и транспортных средств при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом, производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и Правилами перевозок грузов.

 

 

 

 

3.Классификация опасных грузов

 

Опасные грузы делятся на 9 классов, в соответствии с классификацией ООН. У каждого из этих классов  опасности, определяющих свойства вещества, есть подклассы, которые конкретизируют особенности груза.

  

Класс 1

Материалы (зачастую предназначенные  для изготовления пиротехнических изделий), обладающие возможностью взрыва или возгорания с эффектом взрыва. Сюда же относятся средства взрывания, вызывающие пиротехнический эффект. Взрывчатые смеси паров и газов с пылью в качестве взрывчатых веществ не рассматриваются.

Подклассы таких материалов:

  — с опасностью взрыва всей  массы, мгновенного охвата взрывом  всего груза

  — с отсутствием опасности  взрыва всей массы

  — с опасностью возгорания  с незначительным или отсутствующим  взрывчатым действием

  — с небольшой опасностью взрыва, существующей исключительно в случае инициирования или воспламенения; вероятность разрушения упаковки отсутствует

  — с незначительной опасностью  взрыва всей массы, инициирования  при транспортировке или перехода  воспламенения в детонацию, связанной с низкой чувствительностью вещества

  — с отсутствием опасности  взрыва всей массой, чувствительности  к детонации; вероятность случайного  инициирования чрезвычайно низка

  

 

Класс 2

Газы – сжатые, растворенные под  давлением или сжиженные охлаждением, отвечающие одному или обоим условиям:

— критическая температура ниже 50°C

— абсолютное давление паров  при 50°C не ниже 3 кгс/см² (3 КПа).

Подклассы газов:

  — легковоспламеняющиеся

  — легковоспламеняющиеся ядовитые

  — невоспламеняющиеся

  — невоспламеняющиеся ядовитые

  — химически неустойчивые

  — химически неустойчивые ядовитые

  

Класс 3

Горючие, легковоспламеняющиеся жидкости и их смеси (в том числе, жидкости с содержанием твердых веществ  в суспензии или растворе), для  которых характерно выделение легковоспламеняющихся паров, с температурой вспышки в тигле до 61°C.

Подклассы жидкостей и смесей:

  — с температурой вспышки  в закрытом тигле ниже -18°C

  — с температурой вспышки  в закрытом тигле от -18°C до +23°C

  — с температурой вспышки  в закрытом тигле от +23°C до +61°C

  

Класс 4

Материалы и вещества (не взрывчатые), загорающиеся в результате нагревания, трения, поглощения влаги, внешних источников воспламенения или самопроизвольных химических реакций.

 

Подклассы подобных материалов:

  — воспламеняющиеся от кратковременного воздействия (искра или трение) и активно горящие

  — сильно нагревающиеся и  самовоспламеняющиеся в обычных  условиях транспортировки

  — выделяющие при взаимодействии  с водой воспламеняющиеся газы

  

 

Класс 5

Окисляющие вещества, пероксиды, способные выделять кислород, поддерживая горение. В подходящих условиях или при смешении с другими веществами могут вызывать самовоспламенение и взрыв.

Подклассы окисляющих веществ:

  — горючие органические пероксиды;  могут окислять другие вещества и опасно взаимодействовать с ними; зачастую они чувствительны к трению и/или ударам.

  — негорючие окисляющие вещества, которые способствуют воспламенению  других веществ; увеличивают интенсивность  горения, выделяя кислород

  

Класс 6

 Ядовитые или инфекционные вещества. Способны вызвать при попадании в организм, при соприкосновении с кожей или слизистыми оболочками отравление, заболевание или смерть.

Подклассы таких веществ: 

  — токсичные вещества, вызывающие  отравление при контакте с  кожей, попадании внутрь организма или вдыхании паров или пыли

  — инфекционные вещества, содержащие  опасные микроорганизмы

  

Класс 7

Радиоактивные вещества и материалы, имеющие удельную радиоактивность  свыше 70 КБк/кг (нКи/г).

Подклассы отсутствуют.

  

Класс 8

Вещества, вызывающие коррозию и повреждение металлов, разъедающие кожу и/или слизистые оболочки, а также способные вызвать возгорание при взаимодействии с некоторыми веществами.

 

Подклассы активных веществ:

  — щелочи

  — кислоты

  — иные едкие вещества, вызывающие коррозию

  

Класс 9

Опасные вещества, которые не относятся  к первым восьми классам. Соблюдение определенных правил при их транспортировке  и хранении обязательно.

Подклассы:

  — становящиеся при определенных  условиях едкими и коррозионными

— горючие вещества (как твердые, так и жидкие), которые нельзя отнести к 3 и 4 классам, способные стать огнеопасными при изменении обычных условий.

 

 

 

 

4.Организация перевозок опасных грузов

 

Прием к перевозке  и выдача опасных грузов

Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.

    Конкретный опасный груз  должен быть предъявлен грузоотправителем  к перевозке только теми видами  отправок, которые определены Правилами  перевозок грузов, в таре и  упаковке, предусмотренной стандартами  или техническими условиями на данную продукцию.

Запрещается погрузка и  выгрузка опасных грузов, перевозимых  наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и  выгрузки этих грузов.

 Помимо всего прочего, принятые  с подъездных путей от грузоотправителей  и прибывшие в адрес обслуживаемых  грузополучателей вагоны с опасными  грузами класса 1 не должны находиться  на станции более двух часов  с момента поступления на станцию.

А в случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.

 

 

5.Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов

 

1. Грузоотправители, грузополучатели,  работники магистрального и промышленного  железнодорожного транспорта, владельцы  и арендаторы подвижного состава  и контейнеров, а также предприятия,  осуществляющие транспортно — экспедиционное обслуживание, при перевозках опасных грузов должны обеспечить соблюдение настоящих Правил, другой действующий нормативно — технической документации по перевозкам опасных грузов.

2. Опасные грузы принимаются  к перевозке по железным дорогам в соответствии с порядком, установленным Правилами перевозок грузов.

3. Новые опасные грузы допускаются  к перевозке по железным дорогам  в соответствии с порядком, утвержденным  МПС России, и по согласованию  с Госгортехнадзором России.

4. Грузоотправители, кроме  требований п. 1, обязаны:

 загружать опасные  грузы только в подвижной состав, который по своей конструкции,  назначению и техническому состоянию  пригоден для безопасной и  сохранной перевозки конкретного  опасного груза; иметь документацию, подтверждающую классификацию опасного груза, об условиях его безопасной перевозки и аварийную карточку; применять тару, упаковку, упаковочные комплекты, которые должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на конкретные опасные грузы, пройти испытания по установленным программам и методикам в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности и т.д.

 

 

6.Специальные условия перевозки опасных грузов отдельных классов

 

  Класс 1: Взрывчатые  материалы (ВМ)

Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и контейнеры грузоотправителю необходимо выполнить работы по их подготовке с соблюдением требований .

 Движение поездов,  в которых имеются вагоны с  ВМ, должно быть организовано  по возможности в обход крупных  населенных пунктов, на безопасном  расстоянии от взрывопожароопасных  производств, без остановок на  промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС.

Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов необходимо осуществлять на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов  до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранен ия грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей не менее чем на 125 м. Выбор мест стоянки таких вагонов производится комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.

yaneuch.ru

Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах. Правила безопасности при перевозке опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Перевозка грузов по железным дорогам осуществляется по особым правилам. Данные нормативные документы разработаны на международном уровне, периодически претерпевают изменения и корректируются. Современные Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом введены в 1996 году. Они действуют не только на территории России, но и в других странах СНГ. Документ обязаны соблюдать все работники дороги и лица, участвующие в отправлении и получении грузов.

Безопасность на железной дороге

Качество работы железнодорожного транспорта в России напрямую связано с развитием промышленности, торговли, хозяйственных отраслей. Железная дорога соединяет центральные регионы страны с самыми отдаленными уголками. Через нее поступают жизненно необходимые товары и продовольствие, крупные партии материалов для заводов и фабрик. Наконец, сотни тысяч людей совершают деловые поездки и путешествуют поездами. Потому так важно обеспечивать безопасность перевозок, не допустить возгораний на путях, в вагонах.

Особое внимание уделяется правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. В данном случае необходимо соблюдать особые условия. К любому грузу должны прилагаться документы на перевозку, в которых указаны его разновидность и описание. Вид опасности устанавливается заранее. Грузу присваивается тот или иной номер, в соответствии с которым в дальнейшем ведется транспортировка.

Нормативные документы

Специальная документация с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом используется затем, чтобы не допустить аварий на путях и избежать человеческих жертв. Нормы и правила разрабатывались в течение долгого времени с учетом всех нюансов. Отдельным документом регламентированы особенности перевозки нефтебитума и транспортировка груза в совмещенном сообщении, где используется также водный транспорт.

Есть также правила, касающиеся пломбирования контейнеров, заполнения транспортных документов, рассмотрения претензий по проблемам с грузами и транспортом.

На деятельность по погрузке опасных грузов обязательно получать лицензию у Ространснадзора. Тема опасных грузов также затронута в специальных рекомендациях ООН.

Основная классификация

Существует особый тип грузов, которые могут стать причиной пожаров, загрязнения окружающей среды и прочих бедствий. Они называются опасными и нуждаются в определенных условиях транспортировки и хранения. Все виды опасных грузов распределены на девять классов. Точно определить вид опасности поможет специальная таблица в приложениях к Правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам. Типология довольно сложная, имеет много подвидов и групп. Кроме того, каждому типу груза присваивается некий классификационный шифр.

Например, второй класс включает в себя три подкласса. Все это газы: ядовитые и нетоксичные, воспламеняющиеся. Их помещают в специальные контейнеры, так как есть большая угроза взрыва. Неохлажденные сжиженные газы транспортируют в переносных цистернах с неразборной конструкцией.

Вагоны-цистерны

Цистерны применяют не только для перевозки газов, но и для жидких грузов. Это могут быть и неопасные грузы: продукты питания (например, мука), материалы для строительства. Опасные перевозят в специализированных цистернах. Там есть возможность поддерживать определенную температуру, условия. Существуют вагоны-цистерны типа «сосуд», жидкость в которых все время находится под давлением. Могут также использоваться специально подготовленные отправителем контейнеры, если к ним прилагается сертификаты качества. Четкие требования к вагонам можно найти в Правилах перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Работники дороги должны быть проинформированы о состоянии арматуры цистерны. Перемещение опасных грузов из контейнера в другой осуществляется на специально отведенной для этой операции территории. Некоторые грузы второго класса (неохлажденные) транспортируют в котле переносных вагонов-цистерн.

Правила перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах

В обязательном порядке выполняется маркировка вагонов-цистерн. Если опасный груз был перемещен, а очистка цистерны после него еще не произведена, то указывается наименование: «порожний вагон-цистерна». А после него наносятся сведения о последнем грузе (его класс, подгруппа и добавочные характеристики). Цистерны с большой вместимостью могут являться составными частями вагон-батареи. Все элементы его крепко сцеплены. За цистернами с опасным грузом должны следовать вагоны прикрытия. Перед транспортированием проверяют работу температурных режимов, давления в контейнере. Стоит учитывать, что некоторые опасные вещества, относящиеся к разным типам, недопустимо перевозить вместе.

Другие разновидности

Легковоспламеняющиеся жидкости (сероуглерод и другие) помещают в специальные бочки, пробки которых расположены по направлению вверх. Этот груз имеет третий класс опасности, знак должен быть указан на вагоне. Твердые изделия, которые легко воспламеняются, причисляют к классу 4.1. Спички безопасные помещают в специальные фанерные ящики, а для изделий из целлулоида подойдет и потребительская тара.

Опасные грузы класса 5 могут также вызвать возгорания и пожар. Потому вагоны для них должны быть тщательно вычищены. Особо строгие требования предъявлены к перевозке веществ токсичных и ядовитых Правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Их норм класса – 6.1.

К восьмому типу приписаны едкие вещества. В их числе ртуть, азотная кислота. Транспортировка осуществляется с сопровождением, в особой таре с пломбами. Упаковка должна быть тщательно обработана огнезащитным составом. Все прочие грузы, представляющие опасность, относят к классу 9.

Оформление документации

Перевозчик должен заранее позаботиться о выполнении всех условий транспортирования опасных грузов. Должна быть подготовлена накладная со списком всех перевозимых материалов и веществ. Если в их числе есть те, что представляют опасность, то обязательно сверять с перечнем в нормативном документе. Взрывоопасные товары, относящиеся к первому классу, заносятся в отдельный список, вместе со сведениями по их поставке. За полгода до этого берется разрешение у государственных структур на осуществление данного вида деятельности.

Кроме накладной оформляют аварийную карточку. В этом документе указывают свойства, правила перевозки опасных грузов жд транспортом и возможные действия по ликвидации аварии на транспорте. На счет-фактуре проставляют красный гриф, указывающий на опасность товара.

Маркировка специальными знаками

Об опасности перевозимого товара должны предупреждать специальные знаки. Маркировка ставится на вагоны и тару.

Стандартами регламентирован ее размер, шрифт и цвет – обязательно насыщенный и яркий. Обозначения являют собой указание на тип груза, например, для легковоспламеняемых газов он зеленого оттенка с черной надписью и картинкой. Для более опасных ядовитых газов выбран цвет, который будет отчетливо заметен на цистерне – белый. Класс опасности на знаках ставится в нижней части квадрата, угол которого может быть разным, в зависимости от уровня опасности.

Помимо этого используется специальная табличка с номером того же груза по классификации ООН. Туда же помещен цифровой код, являющий собой последовательность действий при экстренной ситуации. Цвет прямоугольника – оранжевый. В дополнение ко всем обозначениям дана аварийная карточка. Маркировка осуществляется перед отправкой, в процессе погрузки.

Возможные последствия

При несоблюдении условий транспортировки грузов, представляющих опасность, могут возникнуть негативные последствия разного рода. К наиболее тяжелым можно отнести взрывы, причиной которых становятся гибель и серьезные людей, повреждение техники. Огонь может перенестись на находящиеся вблизи здания. Попадание опасных веществ в окружающую среду приводит к загрязнению воздуха, становится причиной отравлений животных и человека. В результате могут возникнуть серьезные заболевания: дыхательных путей, кожных покровов, кровообращения и др.

Токсичные и инфекционные вещества шестого класса могут незаметно попасть на одежду человека, а через нее – на поверхность тела. В результате появляются симптомы головокружения, повышается температура, что при отсутствии срочного лечения приводит к смерти пострадавшего. Поэтому даже при обнаружении утечки таких веществ в вагоне меры по обработке должны быть сведены к минимуму, чтобы работник не соприкасался с поверхностью упаковки. Соблюдение правил перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации – это обязанность всех грузоперевозчиков.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *