Названия средства транспорта внешний вид – Виды транспортных средств, водные и грузовые, основные виды специальных транспортных средств

Конспект урока: «Виды транспортных средств»

Тема: Виды транспортных средств

Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.

Задачи: 1. Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.

2. Воспитательная: Подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.

3. Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.

Тип урока: освоение нового материала.

Дидактическое обеспечение: компьютер, презентация «Виды транспортных средств», набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств, карточки с названием видов транспортных средств, сигнальные карточки.

Термины и понятия: пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, воздушный, водный.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень интересная и важная тема.

II. Введение в тему

Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, разгадайте кроссворд.


1. Он по рельсам катит резво,
Все колеса из железа.
Эй, прохожий, не зевай –
Это катится?…

(Трамвай)

3. С трудным названием

Плывет белый гусь —

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.

(Яхта)

4. Для этого коня еда —

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется.

(Машина)

5. Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках

(Автобус)

6. Я зашел в зеленый дом,

Больше суток пробыл в нем.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом.

(Поезд)

7. Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(Самолет)

8. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро)

9. Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Ключевое слово: транспорт

Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о видах транспортных средств и их назначением.

III. Изучение нового материала

Быстро летает ковер-самолёт,

Словно на крыльях тебя он несёт.

Можно на нём, куда хочешь добраться,

Самое главное — крепче держаться.

  • О каком виде транспорта говорится в этом четверостишье? (ковер-самолёт)

  • Существует ли такой транспорт в реальной жизни? (Нет)

  • Кто знает, что называют транспортом? (средства передвижения)

  • Слово транспорт пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».

  • А зачем нам нужен транспорт? (Для передвижения и перевозки грузов)

Учитель: Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда не было ни машин, ни самолётов, ни поездов?

  • На помощь человеку пришли домашние животные: лошади и ослики, а в жарких странах слоны и верблюды. Такой транспорт называется гужевым. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Позднее человек изобрёл лодку и парус и стал использовать силу ветра, надувающего паруса и тем самым получил возможность плавать по рекам, морям и океанам. Это открыло перед людьми далёкие загадочные земли.

Учитель: Какие современные виды транспорта вы знаете? (Автомобиль, теплоход, метро, самолёт).

Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (Способом передвижения: по воде, по воздуху, по суше, под землёй)

Учитель: Я приготовил для вас игру. У каждого из вас на парте таблица «Виды транспорта по среде передвижения». Я буду называть транспорт. Вам надо определить к какой группе он относится и записать к данной группе: водный, воздушный, наземный, подземный.

Учитель: Весь этот транспорт служит для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы).

  • Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (пассажирский).

  • Если транспорт перевозит только грузы? (грузовой).

  • Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: полиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.

  • Когда у нас всё хорошо, мы мало обращаем внимание на проезжающие мимо машины «скорой помощи», «полиции», «пожарной». Но когда случается беда, мы ждём их с нетерпением.

  • В каких случаях вызывается «скорая помощь», «полиция», «пожарная»?

  • Я буду называть транспорт. Вам надо определить к какой группе он относится и записать к данной группе: грузовой, пассажирский, специальный.

Физкультминутка.

Закрепление. Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

– У человека сердце, … (мотор)

– У автомобиля колёса, … (ноги)

– У человека кровь, … (бензин)

– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

  1. Итог

1. О чём говорили на уроке? ( О транспорте)

2.Что называется транспортом? (Ответы учащихся)

3. Какой бывает транспорт? (Наземный, водный, воздушный, подземный)

4. Какой бывает транспорт по назначению? (Пассажирский, грузовой, специальный)

5. Какой транспорт называется гужевым? (Это животные, которых используют для перевозки людей и грузов)

infourok.ru

Виды транспортных средств

Разделы: Технология


Цель урока: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.

Задачи:

  1. Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
  2. Воспитательная: подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
  3. Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.

Оборудование: карточки с названием видов транспортных средств, дидактический материал, сигнальные карточки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Введение в новую тему.

— Чтобы узнать тему урока вам необходимо отгадать кроссворд (задание 1 в рабочей тетради).

(Приложение 1)

(Когда слово отгадали и записали, на доску магнитом крепится картинка с изображением данного вида транспорта.)

1. Спозаранку за окошком
Стук и звон и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)

2. Словно рубанок землю строгаю,
Делать дороги я помогаю.
Где новостройки — всюду вниманье
Славной машине
(Бульдозер)

3. С трудным названьем
Плывет белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

4. Для этого коня еда —
Бензин, масло и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
(Машина)

9. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)

 5. Что за чудо — синий дом,
Окна светлые кругом,
 Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)

6. Я зашел в зеленый дом,
Больше суток пробыл в нем.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом.
(Поезд)

7. Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
 (Самолет)

8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

 3. Сообщение темы урока учителем.

— Посмотрите на доску? Что изображено на картинках.

Ответы детей.

— Все, что вы назвали, можно выразить одни словом. Каким?

Ответы детей.

— Прочитайте слово в выделенном столбике.

Транспорт.

— Сегодня мы с вами познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.

— Итак, тема нашего урока “Виды транспортных средств”. Запишите число в своей рабочей тетради.

4. Изучение нового материала. Понятие о видах транспортных средств.

— Весь транспорт можно разделить на виды. Какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей.

— Транспорт можно разделить на виды – по способу передвижения – по земле, воде, воздуху. (На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (наземный, подземный, воздушный, водный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств, которые находятся у каждого на парте.)

— Также транспорт можно разделить на виды и по другому признаку — по назначению — пассажирский, грузовой специальный.

(На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (пассажирский, грузовой специальный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств.)

5. Расширение и уточнение представлений учащихся о видах транспортных средств.

Дидактическая игра “Виды транспортных средств”.

Учитель демонстрирует рисунок машины. Учащиеся специальной сигнальной карточкой определенного цвета показывают, где работает эта машина или какое ее назначение.

  • Коричневый- земля
  • белый — воздух
  • синий — вода
  • изображение человека — пассажирский
  • мешок – грузовой
  • “С” — специальный

Дидактическая игра “Назови слово”.

Учитель называет какое- либо обобщающее слово (например — пассажирский транспорт), а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе. Игра проводится с помощью мяча: отвечает тот учащийся, которому бросили мяч.

6.Физминутка.

Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.

На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у!
И. Токмакова

7. Закрепление знаний по теме “Виды транспортных средств”.

— Сейчас откройте свои рабочие тетради и выполните задание № 2, 3. (Приложение 1)

Задание. Заполни таблицу.

 

 

 

 

Виды транспорта.

 

 

Наземный

 

Водный

 

Воздушный

Подземный

1.
2.
3.
4

 

1.
2.
3.
4.

 

 

1.
2.
3.

1.

 Задание. Заполни таблицу “Виды городского транспорта”.

 

 

 

Виды городского

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Виды транспорта и их классификация.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспортне может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспортвыполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспортпредназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.1

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.

Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).1

studfiles.net

Конспект урока социально-бытовой ориентировки по теме «Виды транспортных средств. Наземный городской транспорт»

Тема урока: Виды транспортных средств. Наземный городской транспорт.

Цели урока:

коррекционно-образовательная: познакомить учащихся с видами транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей;

коррекционно-развивающая: развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, быстро и правильно принимать решение в экстремальных ситуациях;развивать способности к обобщению и классификации;корректировать речевую и зрительную деятельность, внимание;

коррекционно-воспитательная: готовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру поведения;

здоровьесберегающая: создать условия для профилактики нарушения осанки и зрения, снятие позостатического напряжения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, мыслительная деятельность, игра.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация «Виды транспортных средств», мяч, набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств, карточки с названием видов транспортных средств, сигнальные карточки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п/п

Этапы

урока

Организация этапа, оборудование

Основное содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный момент

Эмоциональный настрой

на начало урока.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Молчанка»

— По ходу чтения стихотворения загибайте пальчики:

Мы с первым пальцем — малышом,

В трамвайный парк пойдём пешком.

С другим– поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвёртым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись–ка, пятый, в самолёт,

С тобой отправимся в полёт.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают, повторяют движения за учителем.

Садятся за парты, готовятся к уроку

2

Актуализация знаний

Кроссворд

«Транспорт»

Формулирует тему урока.

-Чтобы узнать тему урока нам необходимо отгадать кроссворд (РМ-ресурсный материал)

-Запишите слово- отгадку.

Крепит на доске картинку с изображением данного вида транспорта.

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы.

3

Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

Введение в тему урока.

Организует беседу по вопросам:

-Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

-Всё что мы назвали можно выразить одним словом. Каким?

-Прочитайте слово в выделенном столбике.

(Транспорт)

Сегодня познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.

-Тема урока «Виды транспортных средств»

-Выполнение задания в карточке №1(РМ)

-Выполнение задания в карточке

№2(РМ)

Смотрят презентацию, заполняют таблицы.

4

Релаксационная пауза

Снятие напряжения

Организует выполнение упражнения

на снятие позостатического напряжения (РМ).

Выполняют упражнение.

5

Закрепление изученного материала.

Дидактические игры с мячом, сигнальными карточками. Тематический тест.

— А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал урока.

Проводит дидактические игры «Виды транспортных средств», «Назови слово» (РМ).

Организует работу по выполнению теста «Виды транспортных средств» (РМ).

Участвуют в играх.

Самостоятельно выполняют тест.

5

Итог урока.

рефлексия деятельности.

Проводит работу с рефлексивным экраном:

  • Сегодня я узнал (узнала)…..

  • Было интересно…..

  • Было трудно…..

Выставляют оценку себе и осуществляют оценку деятельности одноклассников.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ (РМ)

Кроссворд «Транспорт»

1.Спозоранку за окошком 6.Я зашёл в зелёный дом,

Стук и звон и кутерьма Больше суток пробыл в нём.

По прямым стальным дорожкам Оказался этот дом

Ходят красные дома. (Трамвай) В дальнем городе другом. (Поезд)

2.Словно рубанок, землю строгаю, 7.Летит птица – небылица,

Делать дороги я помогаю.А внутри народ сидит,

Где новостройки- всюду вниманье Меж собою говорит. (Самолёт)

Славной машине. (Бульдозер)

3.С трудным названьем 8.Я в любое время года

Плывёт белый гусь – И в любую непогоду

Брюхо деревянное, Очень быстро в час любой

Крыло полотняное. (Яхта)Провезу вас под землёй. (Метро)

4.Для этого коня еда – 9.Несётся и стреляет,

Бензин, масло и вода.Ворчит скороговоркой,

На лугу он не пасётся,Трамваю не угнаться

По дороге он несётся. (Машина)За этой тараторкой. (Мотоцикл)

5.Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином. (Автобус)

Карточка № 1

«Виды транспортных средств»

Задание: Заполни таблицу.

Виды транспорта по среде передвижения.

НАЗЕМНЫЙ

ВОДНЫЙ

ВОЗДУШНЫЙ

ПОДЗЕМНЫЙ

Карточка № 2

«Виды транспортных средств»

Задание: Заполни таблицу.

Виды транспорта по назначению

ГРУЗОВОЙ

ПАССАЖИРСКИЙ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ

Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

На лошадке ехали, На реке пароход.

До угла доели. Пароходом ехали,

Сели на машину, До горы доехали.

Налили бензину. Пароход не везёт,

На машине ехали, Надо сесть в самолёт.

До реки доехали. Самолёт летит,

Трр! Стоп! Разворот! В нём мотор гудит: У- у-у!

(И. Токмакова)

Дидактические игры.

«Виды транспортных средств»

Учитель демонстрирует рисунок машины. Учащиеся специальной сигнальной карточкой определённого цвета показывают, где работает эта машина или какое её назначение:

  • коричневый – земля

  • белый – воздух

  • синий – вода

  • изображение человека – пассажирский

  • мешок – грузовой

  • «С» — специальный

«Назови слово»

Учитель называет какое – либо обобщающее слово, например: пассажирский транспорт, а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе.

Игра проводится с помощью мяча: отвечает тот учащийся, которому бросили мяч.

Тест «Виды транспортных средств»

1.Какое транспортное средство не относится к автомобильному транспорту?

а) Автобус; б) поезд; в)автомобиль.

2. Какое из перечисленных транспортных средств не относится к воздушному транспорту?

а) Самолёт; б) катер; в) вертолёт.

3.Какой вид транспорта передвигается по воде?

а) Автобус; б) трамвай; в) яхта.

4.Что относится к гужевому транспортному средству?

а) Трамвай; б) лошадь; в) теплоход.

5.Что относится к пассажирскому транспортному средству?

а) Трамвай; б) самосвал; в) пожарная машина.

6. Что относится к грузовому транспорту?

а) Баржа; б) трамвай; в) автобус.

infourok.ru

Урок № 3. Тема: «Краткая характеристика видов современного транспорта» | Поурочные планы по ПДД 5 класс

Урок № 3. Тема: «Краткая характеристика видов современного транспорта»