Конспект урока: «Виды транспортных средств»
Тема: Виды транспортных средств
Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.
Задачи: 1. Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
2. Воспитательная: Подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
3. Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.
Тип урока: освоение нового материала.
Дидактическое обеспечение: компьютер, презентация «Виды транспортных средств», набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств, карточки с названием видов транспортных средств, сигнальные карточки.
Термины и понятия: пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, воздушный, водный.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень интересная и важная тема.
II. Введение в тему
Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, разгадайте кроссворд.
1. Он по рельсам катит резво,
Все колеса из железа.
Эй, прохожий, не зевай –
Это катится?…
(Трамвай)
3. С трудным названием
Плывет белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.(Яхта)
4. Для этого коня еда —
Бензин, масло и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
(Машина)
5. Дом по улице идет,
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках
(Автобус)
6. Я зашел в зеленый дом,
Больше суток пробыл в нем.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом.
(Поезд)
7. Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет)
8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
9. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Ключевое слово: транспорт
Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о видах транспортных средств и их назначением.
III. Изучение нового материала
Быстро летает ковер-самолёт,
Словно на крыльях тебя он несёт.
Можно на нём, куда хочешь добраться,
Самое главное — крепче держаться.
О каком виде транспорта говорится в этом четверостишье? (ковер-самолёт)
Существует ли такой транспорт в реальной жизни? (Нет)
Кто знает, что называют транспортом? (средства передвижения)
Слово транспорт пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
А зачем нам нужен транспорт? (Для передвижения и перевозки грузов)
Учитель: Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда не было ни машин, ни самолётов, ни поездов?
На помощь человеку пришли домашние животные: лошади и ослики, а в жарких странах слоны и верблюды. Такой транспорт называется гужевым. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Позднее человек изобрёл лодку и парус и стал использовать силу ветра, надувающего паруса и тем самым получил возможность плавать по рекам, морям и океанам. Это открыло перед людьми далёкие загадочные земли.
Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (Способом передвижения: по воде, по воздуху, по суше, под землёй)
Учитель: Я приготовил для вас игру. У каждого из вас на парте таблица «Виды транспорта по среде передвижения». Я буду называть транспорт. Вам надо определить к какой группе он относится и записать к данной группе: водный, воздушный, наземный, подземный.
Учитель: Весь этот транспорт служит для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы).
Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (пассажирский).
Если транспорт перевозит только грузы? (грузовой).
Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: полиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.
Когда у нас всё хорошо, мы мало обращаем внимание на проезжающие мимо машины «скорой помощи», «полиции», «пожарной». Но когда случается беда, мы ждём их с нетерпением.
В каких случаях вызывается «скорая помощь», «полиция», «пожарная»?
Я буду называть транспорт. Вам надо определить к какой группе он относится и записать к данной группе: грузовой, пассажирский, специальный.
Физкультминутка.
Закрепление. Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
Итог
1. О чём говорили на уроке? ( О транспорте)
2.Что называется транспортом? (Ответы учащихся)
3. Какой бывает транспорт? (Наземный, водный, воздушный, подземный)
4. Какой бывает транспорт по назначению? (Пассажирский, грузовой, специальный)
5. Какой транспорт называется гужевым? (Это животные, которых используют для перевозки людей и грузов)
infourok.ru
Виды транспортных средств
Разделы: Технология
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.
Задачи:
- Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
- Воспитательная: подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
- Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.
Оборудование: карточки с названием видов транспортных средств, дидактический материал, сигнальные карточки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Введение в новую тему.
— Чтобы узнать тему урока вам необходимо отгадать кроссворд (задание 1 в рабочей тетради).
(Приложение 1)
(Когда слово отгадали и записали, на доску магнитом крепится картинка с изображением данного вида транспорта.)
1. Спозаранку за окошком Стук и звон и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай) 2. Словно рубанок землю строгаю, 3. С трудным названьем 4. Для этого коня еда — 9. Несется и стреляет, За этой тараторкой. (Мотоцикл) |
5. Что за чудо — синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином. (Автобус) 6. Я зашел в зеленый дом, 7. Летит птица-небылица, 8. Я в любое время года |
3. Сообщение темы урока учителем.
— Посмотрите на доску? Что изображено на картинках.
— Ответы детей.
— Все, что вы назвали, можно выразить одни словом. Каким?
— Ответы детей.
— Прочитайте слово в выделенном столбике.
— Транспорт.
— Сегодня мы с вами познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.
— Итак, тема нашего урока “Виды транспортных средств”. Запишите число в своей рабочей тетради.
4. Изучение нового материала. Понятие о видах транспортных средств.
— Весь транспорт можно разделить на виды. Какие виды транспорта вы знаете?
— Ответы детей.
— Транспорт можно разделить на виды – по способу передвижения – по земле, воде, воздуху. (На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (наземный, подземный, воздушный, водный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств, которые находятся у каждого на парте.)
— Также транспорт можно разделить на виды и по другому признаку — по назначению — пассажирский, грузовой специальный.
(На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (пассажирский, грузовой специальный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств.)
5. Расширение и уточнение представлений учащихся о видах транспортных средств.
Дидактическая игра “Виды транспортных средств”.
Учитель демонстрирует рисунок машины. Учащиеся специальной сигнальной карточкой определенного цвета показывают, где работает эта машина или какое ее назначение.
- Коричневый- земля
- белый — воздух
- синий — вода
- изображение человека — пассажирский
- мешок – грузовой
- “С” — специальный
Дидактическая игра “Назови слово”.
Учитель называет какое- либо обобщающее слово (например — пассажирский транспорт), а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе. Игра проводится с помощью мяча: отвечает тот учащийся, которому бросили мяч.
6.Физминутка.
Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у!
И. Токмакова
7. Закрепление знаний по теме “Виды транспортных средств”.
— Сейчас откройте свои рабочие тетради и выполните задание № 2, 3. (Приложение 1)
Задание. Заполни таблицу.
|
|
|
|
Виды транспорта. |
|
|
|
Наземный |
|
Водный |
|
Воздушный |
Подземный |
1. |
|
1. |
|
|
1. |
1. |
Задание. Заполни таблицу “Виды городского транспорта”.
|
|
|
Виды городского |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Виды транспорта и их классификация.
Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспортне может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.
Морской транспортвыполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный (речной) транспортпредназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.
Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.1
По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.
Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.
В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.
В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.
Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).1
studfiles.net
Конспект урока социально-бытовой ориентировки по теме «Виды транспортных средств. Наземный городской транспорт»
Тема урока: Виды транспортных средств. Наземный городской транспорт.
Цели урока:
коррекционно-образовательная: познакомить учащихся с видами транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей;
коррекционно-развивающая: развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, быстро и правильно принимать решение в экстремальных ситуациях;развивать способности к обобщению и классификации;корректировать речевую и зрительную деятельность, внимание;
коррекционно-воспитательная: готовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру поведения;
здоровьесберегающая: создать условия для профилактики нарушения осанки и зрения, снятие позостатического напряжения.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, мыслительная деятельность, игра.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация «Виды транспортных средств», мяч, набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств, карточки с названием видов транспортных средств, сигнальные карточки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№
п/п
Этапы
урока
Организация этапа, оборудование
Основное содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
1
Организационный момент
Эмоциональный настрой
на начало урока.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Молчанка»
— По ходу чтения стихотворения загибайте пальчики:
Мы с первым пальцем — малышом,
В трамвайный парк пойдём пешком.
С другим– поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвёртым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись–ка, пятый, в самолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Проверяет готовность к уроку.
Слушают, повторяют движения за учителем.
Садятся за парты, готовятся к уроку
2
Актуализация знаний
Кроссворд
«Транспорт»
Формулирует тему урока.
-Чтобы узнать тему урока нам необходимо отгадать кроссворд (РМ-ресурсный материал)
-Запишите слово- отгадку.
Крепит на доске картинку с изображением данного вида транспорта.
Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы.
3
Целеполагание, планирование деятельности на уроке.
Введение в тему урока.
Организует беседу по вопросам:
-Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?
-Всё что мы назвали можно выразить одним словом. Каким?
-Прочитайте слово в выделенном столбике.
(Транспорт)
Сегодня познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.
-Тема урока «Виды транспортных средств»
-Выполнение задания в карточке №1(РМ)
-Выполнение задания в карточке
№2(РМ)
Смотрят презентацию, заполняют таблицы.
4
Релаксационная пауза
Снятие напряжения
Организует выполнение упражнения
на снятие позостатического напряжения (РМ).
Выполняют упражнение.
5
Закрепление изученного материала.
Дидактические игры с мячом, сигнальными карточками. Тематический тест.
— А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал урока.
Проводит дидактические игры «Виды транспортных средств», «Назови слово» (РМ).
Организует работу по выполнению теста «Виды транспортных средств» (РМ).
Участвуют в играх.
Самостоятельно выполняют тест.
5
Итог урока.
рефлексия деятельности.
Проводит работу с рефлексивным экраном:
Сегодня я узнал (узнала)…..
Было интересно…..
Было трудно…..
Выставляют оценку себе и осуществляют оценку деятельности одноклассников.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ (РМ)
Кроссворд «Транспорт»
1.Спозоранку за окошком 6.Я зашёл в зелёный дом,
Стук и звон и кутерьма Больше суток пробыл в нём.
По прямым стальным дорожкам Оказался этот дом
Ходят красные дома. (Трамвай) В дальнем городе другом. (Поезд)
2.Словно рубанок, землю строгаю, 7.Летит птица – небылица,
Делать дороги я помогаю.А внутри народ сидит,
Где новостройки- всюду вниманье Меж собою говорит. (Самолёт)
Славной машине. (Бульдозер)
3.С трудным названьем 8.Я в любое время года
Плывёт белый гусь – И в любую непогоду
Брюхо деревянное, Очень быстро в час любой
Крыло полотняное. (Яхта)Провезу вас под землёй. (Метро)
4.Для этого коня еда – 9.Несётся и стреляет,
Бензин, масло и вода.Ворчит скороговоркой,
На лугу он не пасётся,Трамваю не угнаться
По дороге он несётся. (Машина)За этой тараторкой. (Мотоцикл)
5.Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином. (Автобус)
Карточка № 1
«Виды транспортных средств»
Задание: Заполни таблицу.
Виды транспорта по среде передвижения.
НАЗЕМНЫЙ
ВОДНЫЙ
ВОЗДУШНЫЙ
ПОДЗЕМНЫЙ
Карточка № 2
«Виды транспортных средств»
Задание: Заполни таблицу.
Виды транспорта по назначению
ГРУЗОВОЙ
ПАССАЖИРСКИЙ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ
Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
На лошадке ехали, На реке пароход.
До угла доели. Пароходом ехали,
Сели на машину, До горы доехали.
Налили бензину. Пароход не везёт,
На машине ехали, Надо сесть в самолёт.
До реки доехали. Самолёт летит,
Трр! Стоп! Разворот! В нём мотор гудит: У- у-у!
(И. Токмакова)
Дидактические игры.
«Виды транспортных средств»
Учитель демонстрирует рисунок машины. Учащиеся специальной сигнальной карточкой определённого цвета показывают, где работает эта машина или какое её назначение:
коричневый – земля
белый – воздух
синий – вода
изображение человека – пассажирский
мешок – грузовой
«С» — специальный
«Назови слово»
Учитель называет какое – либо обобщающее слово, например: пассажирский транспорт, а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе.
Игра проводится с помощью мяча: отвечает тот учащийся, которому бросили мяч.
Тест «Виды транспортных средств»
1.Какое транспортное средство не относится к автомобильному транспорту?
а) Автобус; б) поезд; в)автомобиль.
2. Какое из перечисленных транспортных средств не относится к воздушному транспорту?
а) Самолёт; б) катер; в) вертолёт.
3.Какой вид транспорта передвигается по воде?
а) Автобус; б) трамвай; в) яхта.
4.Что относится к гужевому транспортному средству?
а) Трамвай; б) лошадь; в) теплоход.
5.Что относится к пассажирскому транспортному средству?
а) Трамвай; б) самосвал; в) пожарная машина.
6. Что относится к грузовому транспорту?
а) Баржа; б) трамвай; в) автобус.
infourok.ru
Урок № 3. Тема: «Краткая характеристика видов современного транспорта» | Поурочные планы по ПДД 5 класс
Урок № 3. Тема: «Краткая характеристика видов современного транспорта»
26.09.2013 9824 0Цель урока: знакомство с видами современного транспорта, их особенностями с точки зрения безопасности.
Тип урока: изучение нового материала.
План изложения:
1. Виды транспорта.
2. Специальные автомобили.
3. Безопасность автомобиля.
Материалы к уроку:
1. Виды транспорта
По дорогам и улицам городов движутся автомобили и мотоциклы, троллейбусы и мопеды, трамваи и велосипеды, иначе говоря — различные виды транспорта.
До конца XIX века в городах преобладал конный транспорт, так как для перевозки людей и грузов не удавалось приспособить другие источники энергии. С развитием электричества началось усовершенствование городских видов транспорта.
Линии метрополитена были построены в Лондоне (1863), Нью-Йорке (1868), Чикаго (1892), Будапеште (1896), Вене (1898), Париже (1900). В Москве движение на линиях метрополитена открылось в мае 1935 года.
Транспортные средства отличаются по назначению (одни перевозят пассажиров, другие — грузы), по габаритам, то есть по своим размерам (сравните: пятитонный грузовик и велосипед), по скорости движения (сравните: трамвай и гоночный мотоцикл).
Автомобили разделяются на транспортные и специальные.
К специальным автомобилям относятся автокраны, пожарные машины, машины «скорой помощи».
Транспортные автомобили предназначены для перевозки людей и грузов и делятся на грузовые и пассажирские.
Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов и различаются по грузоподъемности (весу груза, который может перевозить та или иная машина).
Автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили называются пассажирским или общественным транспортом. Они перевозят пассажиров по улицам населенных пунктов по определенным маршрутам и ходят по расписанию.
Автобусы подразделяются на городские, пригородные и междугородные.
Наконец, железнодорожный транспорт служит для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям с помощью локомотивов (тепловозов и электровозов).
Рождение трамвая было связано с разразившимся в середине XIX столетия транспортным кризисом в крупных городах. Обычные конные экипажи уже не могли удовлетворить городских жителей. Поэтому во многих городах стали появляться первые трамваи на конной тяге — конки.
Более полутора столетий тому назад англичанин Джон О’Трам организовал в Лондоне транспортное предприятие. Вагоны шли по рельсовому пути, а вперед их толкала сила пара. В качестве двигателя использовали паровую машину. С тех пор пошло слово — «трамвай» — дорога Трама. В России это название вначале не прижилось, «конка» и «линейка» были наиболее популярны.
В трамвае использована идея железной дороги — движение по специальным рельсам. Это давало возможность увеличить скорость и плавность движения, а главное, почти втрое уменьшить трение, которое мешает качению колес, по сравнению с обычной дорогой.
«Золотое время» трамвая длилось с 20-х до 60-х годов XX века. Интенсивность движения на городских улицах и ограниченность ширины дорог привели к тому, что трамвай стал уступать скоростным и комфортабельным автобусам и троллейбусам. Но трамвай не сдается. Создаются скоростные маршруты, которые в 2 раза позволяют увеличить рабочую скорость, совершенствуется и сам трамвай. Сегодня более чем в 300 городах нашей страны трамваи перевозят пассажиров и грузы.
Автобус сегодня среди других видов наземного общественного транспорта занимает ведущее место. Он не требует специальных дорожных сооружений и следует в общем транспортном потоке. Скоростные качества и маневренность делают его очень эффективным транспортом, тем более что вместимость современных автобусов может достигать ста и более человек.
Троллейбус популярный вид общественного транспорта. Его достоинства основаны на недостатках автобуса и трамвая. В отличие от автобуса он не нуждается в дорогостоящем топливе из нефтепродуктов, не загрязняет воздух выхлопными газами, более бесшумен. В отличие от трамвая ему не нужно обособленное дорожное полотно, а на проезжей части он имеет достаточную свободу маневра.
2. Специальные автомобили
К специальным автомобилям относятся: пожарные, милицейские, горноспасательные, «Скорая медицинская помощь» и некоторые другие. На крыше кузовов этих машин устанавливают синий мигающий фонарь-маячок.
При выполнении заданий (они называются оперативными) специальные машины могут нарушать Правила дорожного движения: ехать с повышенной скоростью, не подчиняться дорожным знакам, указаниям светофора при условии, что это не создает аварийных ситуаций.
Правила дорожного движения требуют от водителей и пешеходов при приближении транспортных средств со специальной окраской, с включенным маячком или звуковым сигналом уступать дорогу, а в некоторых случаях даже останавливаться, чтобы дать возможность проехать без препятствий.
И приостанавливаются пешеходы, притормаживают и прижимаются вправо или замирают у перекрестков автомобили. Когда речь идет о жизни и смерти человека, дорога каждая минута. Без особых прав специальным машинам при сегодняшней интенсивности движения будет трудно вовремя успеть к больному, на пожар, к месту аварии.
Для того чтобы автомобиль был безопасным, конструкторы работают во многих направлениях. Назовем наиболее важные.
Первое — обеспечение наилучшей совместимости, или «взаимопонимания», человека и машины, т.е. создание водителю таких условий для работы, которые бы наилучшим образом отвечали физическим и психическим возможностям человека, чтобы автомобилем было легко и удобно управлять, чтобы человек за рулем меньше уставал — тогда и ошибок в пути он будет делать меньше. Для этого разработаны автоматические устройства для поддержания оптимальной температуры и влажности в салоне. Самочувствие и настроение человека зависят также от удобств рабочего кресла, от усилий, затрачиваемых на поворот руля, переключение рычагов, даже от интерьера кабины.
Второе — разработка устройств, которые непосредственно обеспечивают безопасность водителя и пассажиров. Это, например, бамперы, поглощающие энергию сильного лобового удара, переламывающаяся при наезде на препятствие рулевая колонка, которая не травмирует при этом грудную клетку водителя. Разработаны автоматические ремни и надувные подушки безопасности.
Разработаны приборы, стимулирующие внимание и снижающие степень усталости водителя, сигнализирующие о появлении льда на поверхности дороги, об угрозе наезда и других опасностях.
Конструкторы создают все новые и новые устройства и приборы, повышающие безопасность автомобиля. Время от времени появляются сообщения о создании в ближайшем будущем полностью безопасного автомобиля.
Значит, дорожно-транспортных пришествий не будет?
Вопросы для закрепления:
1. Какие виды общественного транспорта вы знаете?
2. Какие виды общественного транспорта существуют в том населенном пункте, в котором вы живете?
3. Каким общественным транспортом вы пользуетесь чаще всего, и какие происшествия могут произойти при его использовании?
Задание на дом:
1. Составить таблицу из трех колонок: вид транспорта, его изображение, особенности.
2. Повторить материал, изученный на уроке.
Литература:
1. Фролов А.М., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. – Тула: Тульский полиграфист, 2000.
2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. – СПб.: ИД «МИМ», 1998
tak-to-ent.net
Виды промышленного транспорта и их характеристика
Промышленный транспорт — это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. К промышленному относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий.
Промышленный транспорт необщего пользования относится к ведомственному и является, как правило, частью инфраструктуры предприятия, так как обслуживает технологический производственный процесс. По функциональному назначению он подразделяется на внутрипроизводственный, обеспечивающий технологию производства и осуществляющий перевозки внутрицеховые и внутризаводские, и внешний, осуществляющий доставку сырья, топлива, оборудования и других грузов и вывоз готовой продукции для передачи на магистральный транспорт. Доля внутренних технологических перевозок на предприятиях черной и цветной металлургии составляет 60%, в угольной промышленности — до 50%. В структуре грузов, передаваемых на магистральный транспорт, 20% составляет уголь.
В комплекс промышленного транспорта входят все виды ‘транспорта периодического (прорывного) действия (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, лифты) и непрерывного действия (конвейеры, трубопроводы, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо — и гидротранспорт). Доля различных видов промышленного транспорта в транспортной работе, в %, показана в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Доля видов промышленного транспорта в транспортной работе
Вид промышленного транспорта |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
2001г. |
(по РСФСР) |
||||
Железнодорожный |
34,2 |
34,1 |
31,5 |
30,7 |
Автомобильный |
54,6 |
55,5 |
56,7 |
65,8 |
Трубопроводный и неп-рывного действия |
11,2 |
10,4 |
11,8 |
16,5 |
В промышленном транспорте с учетом перегрузочных работ занято около 12% численности работников сферы материального производства. Из 7 млн. чел., занятых в промышленном транспорте, примерно 4 млн. чел. используются на перегрузочных работах. Наибольшее число работников промышленного транспорта занято в угольной (40%), лесной (55%) промышленности, в металлургии (20—30%). Предприятия этих отраслей имеют разветвленную сеть железнодорожных подъездных путей,
собственный локомотивный и вагонный парк, ремонтный сервис, парк специализированных автомобилей для работы в особых условиях эксплуатации, различные виды непрерывного транспорта. Авиационные и автомобильные заводы располагают часто собственным парком самолетов для доставки комплектующих от предприятий-смежников; рыбоперерабатывающие предприятия имеют морские суда.
Объем перевозок грузов промышленным транспортом примерно в 4 раза превышает этот показатель на транспорте общего пользования, но его грузооборот в несколько раз меньше, так как средние расстояния перевозки незначительны (88% перевозок совершается на расстояние 1—5 км). Большая часть перевозок осуществляется с низкими скоростями (5—10 км/ч), скорость конвейера 1—5 м/с.
Расходы на перевозку промышленным транспортом в среднем выше, чем магистральным. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта в 2—3 раза ниже, а производительность труда в 3—5 раз выше по сравнению с автомобильным. В 1999 г. средняя себестоимость перевозок на промышленном железнодорожном транспорте составила 1 р./т, а на погрузочно-разгрузочных работах— примерно 10 р./т.
Топливная эффективность видов промышленного транспорта может характеризоваться удельными энергозатратами, кВт/т • км:
Трубопроводный пневмоконвейерный…………………………….. 1,43 – 0,79
Канатно-подвесной…………………………………………………………0,07 – 0,05
Ленточный конвейер………………………………………………………. 0,35 – 0,25
Автомобильный……………………………………………………………….0,45 – 0,31
Железнодорожный………………………………………………………….. 0,04 – 0,02
Эти данные приведены для объема перевозок до 4 млн. т в год при средней дальности перевозок 5/25 км.
Особенности видов транспорта общего пользования полностью проявляются в промышленном транспорте, но есть и отличия, особенно в специфических видах транспорта.
Железнодорожный промышленный транспорт выполняет объем перевозок в три раза больший, чем магистральный (примерно 3,0 млрд. т в год). Протяженность путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 95 тыс. км, 60% подъездных путей имеют среднюю длину 1,5—2,5 км. Доля времени нахождения вагонов на путях промышленного транспорта в общем времени оборота вагонов составляет 20—22%.
Железнодорожный промышленный транспорт на открытых разработках (в карьерах) работает на крутых уклонах, на временных путях, а при других технологиях в добывающей промышленности его работа зависит от глубины залегания полезных ископаемых, способа вскрышных работ, используемой техники, уклонов, длин траншей и т. д.
Грузонапряженность данного вида транспорта составляет от нескольких тысяч до 20 млн. т на один подъездной путь в год. Его пути характеризуются большим числом криволинейных участков с малым радиусом (100 м и менее). Промышленные железные дороги должны выдерживать большие нагрузки при скорости 8—15 км/ч.
На заводских территориях используют в основном тепловозы мощностью от 150 до 4000 л. с., но в шахтах и на некоторых открытых разработках горно-обогатительных комбинатов используются электровозы мощностью до 2100 кВт. Для вывоза грузов из глубоких карьеров (500 м и более) созданы специальные электропоезда или тяговые агрегаты. Создаются гибридные локомотивы и тяговые агрегаты, работающие как тепловозы или электровозы (при наличии контактных сетей). Для перевозки некоторых грузов применяют специализированный подвижной состав, например, чугуновозы для жидкого металла грузоподъемностью до 140 т (а на большие расстояния — до 600 т), шлаковозы грузоподъемностью 48 т для расплавленного шлака температурой 1400—1500°С, думпкары (вагоны-самосвалы) грузоподъемностью до 200 т и др. Специализированный подвижной состав составляет примерно 70%.
Поскольку на промышленном транспорте отсутствует централизованная система управления, в целях повышения эффективности использования промышленного железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в крупных промышленных узлах — межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), обслуживающие грузовладельцев разных ведомств. При рыночных отношениях ППЖТ стали самостоятельными акционерными предприятиями и фирмами. Создан концерн Промжелдортранс , протяженность рельсовой колеи которого составляет 5000 км. Для лучшего взаимодействия между ППЖТ создана грузовладельческая ассоциация (ГРАССО), в которую входят транспортные предприятия различных отраслей народного хозяйства. В условиях спада объемов перевозок и конкуренции происходит объединение транспортных предприятий и проводятся работы по согласованию их действий на рынке транспортных услуг и тарифной политики с магистральным железнодорожным транспортом.
Автомобильный промышленный транспорт в России представлен прежде всего самосвалами большой и особо большой грузоподъемности (75—240 т). За рубежом для работы в карьерах используют самосвалы грузоподъемностью 300—600 т.
В последние годы расширилась номенклатура специализированных автотранспортных средств, таких как шлаковозы для жидкого шлака в чашах грузоподъемностью 45— 100 т, портальные автомобили-самопогрузчики для перевозки и обработки контейнеров и поддонов грузоподъемностью 60 т, слябовозы для горячих слябов и заготовок грузоподъемностью 64 т, троллейвозы грузоподъемностью до 65 т для работы в карьерах на электротяге от контактных путей. Используются и другие типы универсальных и специализированных автомобилей. Автомобильный промышленный транспорт находится непосредственно в составе предприятий (транспортные цеха) или в собственности самостоятельных автотранспортных акционерных предприятий или фирм.
Подъездные внешние автомобильные дороги промышленных предприятий проектируются и сооружаются по нормам и требованиям для сети автомобильных дорог общего пользования. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности покрытия предъявляют дополнительные требования (его делают в основном капитальным цементобетонным). Внутризаводские и карьерные дороги являются частью схем технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производственного процесса предприятия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции.
Карьерные дороги определяются горнотехническими условиями разрабатываемых месторождений и выполняются в виде прямых, спиральных, петлевых и комбинированных съездов. Ширина проезжей части карьерных автодорог может быть 7,5—30 м.
Внутризаводские автомобильные дороги являются элементом планировочных решений территории промплощадки.
Основной особенностью специальных видов промышленного транспорта является их стационарность (за редким случаем есть переносные устройства), более узкая специализация по виду груза и односторонность потока, поэтому на территории предприятия целесообразно использовать различные виды промышленного транспорта в комплексе. Издержки на транспортировку грузов при этом значительно ниже, чем на других видах транспорта.
Технические характеристики специальных видов транспорта представлены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Технические характеристики специальных видов транспорта
Вид транспорта |
Производитель- ность, тыс. т/ч |
Дальность транспортировки, км |
|
Перевозки |
|||
внутренние |
Внешние |
||
Конвейерный |
до 40 |
15-50 |
200 |
Подвесной канатный |
до 1,0 |
8-10 |
100 |
Гидравлический |
До 1,0 |
25-200 |
450 |
Пневматический |
0,3-0,5 |
10-15 |
100 |
Главным направлением развития специального промышленного транспорта следует считать развитие конвейерной системы, которая характеризуется высокой производительностью труда и низкими расходами на транспортировку. При подземном заложении она позволяет значительно сократить производственные площади. Общая длина конвейерных линий в России — более 3000 км.
Основным классификационным признаком конвейера (транспортера) является тип тягового и грузонесущего органов. Различают конвейеры с ленточным, цепным, канатным и другими тяговыми органами и конвейеры без тягового органа (винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые). По типу грузонесущего органа конвейеры могут быть ленточными, пластинчатыми, скребковыми, тележечными и др. Наиболее распространены ленточные конвейеры с грузонесущей резиновой или стальной лентой, движущейся со скоростью 1—7 м/с.
Специальные виды промышленного транспорта могут быть стационарными, передвижными и переносными, на магнитной подвеске, воздушной подушке, с волновым движителем и др. Транспортное средство с волновым движителем создано для перевозки труб при комплексном освоении нефтяных, газовых и других природных месторождений Западной Сибири и Крайнего Севера. В некоторых технологиях для подъема и транспортировки крупногабаритного тяжеловесного груза на незначительные расстояния применяют специальные подъемно-транспортные устройства на воздушной подушке.
Широко используются монорельсовые подвесные дороги. Их конструкция проста и надежна, они требуют незначительных эксплуатационных затрат, но больших первоначальных капиталовложений. Такие дороги в цехах монтируются на кронштейнах и тягах, а на открытых участках — на эстакадах под навесом. Транспортный процесс и перегрузочные работы полностью механизированы.
При использовании трубопроводного гидравлического транспорта исключаются перегрузочные работы, и транспортно-технологический процесс делается непрерывным. Общая длина трубопроводного гидравлического транспорта России — более 2000 км. Этот вид транспорта отличается экологической чистотой, так как отсутствуют пылеобразование и потери грузов. Он позволяет прокладывать трубопровод по кратчайшему расстоянию, полностью автоматизировать работы, а при подземной укладке экономить производственные площади, однако требует большого расхода воды и создает трудности по обезвоживанию груза для потребителя.
Трубопроводный пневмотранспорт с диаметром трубы 200— 1200 мм используется для перевозки контейнеров и вагонеток на расстояния от 10 до 30—50 км при стационарных пунктах погрузки-выгрузки. При объемах перевозки 1 млн. т в год и расстояниях перевозки 25 км производительность его выше, чем конвейерного и канатно-подвесного. Для движения груза в потоке воздуха используются компрессор, воздуходувка и вентилятор или всасывающее устройство вакуумнасос и вентилятор (при разгрузке).
При использовании канатно-подвесного транспорта груз размещают в вагонетках. Преимущество этого вида транспорта заключается в том, что он не зависит от рельефа местности, так как строится на опорах; может преодолевать уклоны до 50%, мало зависит от атмосферных условий и имеет полную автоматизацию всего процесса транспортировки.
Лифты используются для транспортировки грузов при больших пассажиропотоках, например, в метро вместо эскалаторов (опыт Западной Европы), а также в учреждениях, в гостиницах.
Промышленный транспорт должен развиваться в двух направлениях: во-первых, полностью удовлетворять условиям технологического процесса предприятия и его уровню развития, во-вторых, соответствовать по своему техническому состоянию транспорту общего пользования, с которым он взаимодействует. Тенденции развития видов промышленного транспорта в основном совпадают с тенденциями развития аналогичных видов магистрального транспорта. Так, для железнодорожного промышленного транспорта характерны следующие направления развития: увеличение доли электрифицированных дорог, повышение грузоподъемности транспортных средств, увеличение доли и расширение номенклатуры специализированного парка вагонов, автоматизация производственных процессов и т. д. Автоматизация технологических процессов, как показал зарубежный и отечественный опыт, уменьшает общее время транспортировки на 25%, повышает пропускную способность на 10—30%, а скорость движения на 30—35%.
На локальной производственной территории удобно организовать непрерывный сбор информации об интенсивности движения, скорости для расчета режима движения, сводящего задержки транспорта к минимуму.
В нашей стране и за рубежом широко внедряется система дистанционного управления подвижным составом, особенно на железнодорожном промышленном транспорте, чему способствуют привязка к колее и замкнутость территории. Такая система позволяет осуществлять перевозку без машиниста. Примером может служить карьер Кэрол Майн (Канада), где на 10-километровой трассе осуществляется перевозка руды составом грузоподъемностью 100 т (цикл движения имеет продолжительность около 80 мин).
Перспективна тенденция объединения железных дорог отдельных предприятий, связанных общей технологией производства готовой продукции или развозкой определенного груза, прежде всего угля, в единую систему без включения магистральных дорог, по примеру круговой железной дороги США. Прообразами такой системы можно считать систему обслуживания комбинатом Экибастузуголь , продукция которого перевозится по железной дороге в кольцевых маршрутах 15 крупным электростанциям; система Ритм на Московской и Юго-Восточной железных дорогах при перевозке руды на Новолипецкий металлургический комбинат и др.
Для автомобильного промышленного транспорта необходима разработка большегрузных самосвалов, думперов и автокаров разнообразных конструкций, более широкое применение электромобилей, а также широкая автоматизация транспортного процесса, особенно в карьерных перевозках.
Важным направлением является развитие транспорта непрерывного действия, увеличение протяженности его линий, внедрение автоматизированных систем управления, а также повышение эффективности механизации перегрузочных работ, что влияет на оборот транспортных средств и показатели работы магистральных видов транспорта.
Сложность развития и управления промышленным транспортом заключается в различной ведомственной подчиненности достаточно раздробленных предприятий. Вместе с тем промышленный транспорт находится в прямом контакте с начальными и конечными участками магистрального транспорта, т. е. зарождение грузопотоков начинается с промышленного транспорта, например на магистральных железных дорогах с его участием осуществляется более 90% отправлений и свыше 80% прибытия грузов. Поэтому выработка согласованной технической, технологической и экономической политики взаимодействия промышленного и магистрального транспорта является весьма важной задачей.
rikshaivan.ru