Мультимодальные транспортные системы – Таможенное оформление на СВХ ООО «Мультимодальные транспортные системы»

Мультимодальные транспортные технологии Введение

Дисциплина «Мультимодальные транспортные технологии» дает систему теоретических знаний и практических навыков по выбору и обоснованию эффективных способов выполнения транспортного процесса, организации взаимосогласованной работы видов транспорта и пунктов перевалки грузов, проектированию технологических процессов транспортирования. С учетом направления подготовки студентов мультимодальные транспортные технологии рассматриваются преимущественно с участием автомобильного транспорта, в том числе: смешанные и комбинированные перевозки, взаимодействие автомобильного с другими видами транспорта в транспортных узлах, проектирование технологических процессов транспортного производства, применение экономико-математических методов и современных технологий для проектирования транспортных процессов

1. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Роль транспорта в экономике страны

1.2 Транспортное производство и его особенности

1.3 Транспортные потоки

1.4 Транспортный процесс и его элементы

1.5 Мультимодальные системы и интермодальные технологии

1.5. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии

Полноценное и качественное обслуживание потребностей общества в перемещениях грузов и пассажиров, а также обеспечение связей более широкого масштаба потребовало связать имеющиеся на территории страны, экономического района пути сообщения воедино. Проблема в России заключается в том, что большинство судоходных рек на территории нашей страны имеют меридиональное направление (на север либо на юг), а грузо- и пассажиропотоки в большинстве имеют направление в широтном направлении (на запад либо на восток).

Наличие связанной транспортной сети позволяет использовать экономически оправданные транспортные системы, к которым относятся мультимодальные системы (много видов транспорта) и интермодальные технологии (технологии с использованием нескольких видов транспорта).

Исторически в России, обладающей большим разнообразием и мощностью водных ресурсов, при появлении железнодорожного транспорта стало развиваться водно-железнодорожное сообщение, так как в большинстве случаев по речным путям из-за их своеобразного расположения и расположения морей невозможна прямая доставка грузов или пассажиров.

Виды транспорта, несмотря на конкуренцию, чаще взаимодействуют друг с другом. Например, железнодорожный транспорт в межнавигационный период может использовать склады сезонно работающего речного транспорта, а в период работы речного на него может передаваться часть грузопотоков с железнодорожного. В настоящее время при средней грузонапряженности на железных дорогах России 27 млн ткм/км часть дорог имеет этот показатель в два раза выше, а на Транссибе, особенно на участке Омск – Новосибирск, он составляет 100 млн ткм/км из-за перевозок угля Кузнецкого бассейна.

Мультимодальные сообщения для России понятие не новое, такие перевозки выполнялись и раньше, называются они

смешанными и широко применяются при перевозках грузов с Дальнего Востока и из Сибири в Европейскую часть. Создание крупных автопредприятий и внедрение контейнерных перевозок способствовали развитию мультимодального железнодорожно-автомобильного сообщения. В настоящее время создаются мультимодальные системы с участием воздушного транспорта, особенно для переброски небольших партий грузов.

Однако термин «мультимодальное сообщение» подразумевает не простой перевод словосочетания «смешанное сообщение», а отражает новый этап взаимодействия видов транспорта на принципах логистики.

В концепции согласованной транспортной политики государств – участников СНГ, дается следующее определение : «Мультимодальная перевозка – это перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа».

Мультимодальность как понятие относится не только к перевозке, а и к транспортной инфраструктуре и к транспортным средствам и грузовым единицам, а также к терминалам и управлению. Мультимодальные перевозки являются в настоящее время одним из приоритетов европейской транспортной политики.

Для России с ее огромной территорией характерно расположение основных производственных мощностей в европейской части страны и наличие всех видов транспорта. При этом морской транспорт России с низкой себестоимостью перевозок имеет своеобразное размещение по окраинным территориям страны: моря Северного Ледовитого океана и Дальнего Востока на севере и северо-востоке, Балтийское море на западе и Черное и Каспийское моря на юге. Многочисленные реки Сибири и Дальнего Востока расположены настолько далеко друг от друга, что соединять их каналами при сегодняшнем уровне загрузки данных регионов экономически нецелесообразно в отличие от рек европейской части страны, соединенных каналами в единую систему. Такое расположение морей и рек России не дает возможности осуществлять прямые сообщения при перевозках грузов.

Месторасположение железных дорог обычно продиктовано наличием крупных предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности и необходимостью связи городов, построенных на основных направлениях людских и транспортных потоков.

Широко развитая сеть железных дорог в европейской части России и странах Европы дает возможность на ее основе строить различные варианты мультимодальных систем не только для внутригосударственных перевозок, но и в международном сообщении.

Мультимодальные железнодорожно-водные сообщения позволяют сочетать дешевизну для грузовых перевозок железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, их провозные способности, возможность строительства железных дорог на любой территории, в том числе с использованием паромного сообщения.

В нашей стране распространение получила железнодорожно-водная мультимодальная система, при которой грузы доставляют из глубинной территории страны по железной дороге и перегружают на морской транспорт при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие других путей сообщения. Воздушный транспорт также используется на этих направлениях, но в исключительных случаях из-за его дороговизны. Города в этих районах возникали прежде всего как морские и речные порты.

Развитие автомобильного транспорта расширило возможности мультимодальных систем, в которых автотранспорт выполняет функции подвозящего, а вся система обеспечивает перевозки на большие расстояния с меньшими затратами.

Выбор прямой или мультимодальной системы транспортировки в любом случае должен быть обоснован экономически с учетом стоимости не только самой перевозки, но и стоимости и возможностей по перевалке грузов (перегрузка и кратковременное хранение в местах передачи с одного вида транспорта на другой, неизбежные потери при перевалке, затраты времени, связанные с передачей груза и т.п.).

Один из основных принципов логистики «точно в срок», наиболее характерный для мультимодальных систем в связи со сложностью их проектирования и исполнения, требует непрерывности транспортного процесса именно в части сокращения времени доставки. Исполнение этого принципа логистики привело к необходимости создания интермодальных технологий.

Интермодальная технология – это технология, используемая при мультимодальном сообщении, находящаяся между (внутри) различными видами транспорта и соединяющая их. Некоторые источники рассматривают интермодальную технологию, как сектор мультимодальной. При этом считается, что отличительной особенностью или главным признаком интермодальности является бесперегрузочность, т.е. перевозка груза без перегрузки в другую грузовую емкость по пути следования. В связи с этим целесообразнее и точнее говорить о мультимодальной системе, в которой используют интермодальную технологию. Следовательно, интермодальная технология существует не сама по себе, а лишь как один из способов, разновидность исполнения мультимодального сообщения.

По терминологии, принятой Европейской конференцией министров транспорта, под интермодальными перевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта. В русском переводе такие перевозки называют также бесперегрузочным сообщением.

Интермодальные или бесперегрузочные технологии сокращают или ликвидируют время нахождения и потери грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах; снижают трудозатраты и расходы на перегрузочные работы; уменьшают (ликвидируют) потребность в перегрузочных механизмах и оборудовании, улучшают взаимодействие видов транспорта.

Одним из признаков мультимодальной системы можно считать наличие одного оператора доставки

от начального до конечного пунктов логистической системы как единого ответственного за исполнение договора; единой сквозной ставки фрахта и единого транспортного документа. Оператор, как правило, единый, а экспедиторов на одной перевозке может быть несколько на различных участках транспортного процесса.

Для грузоотправителей мультимодальная система, которую организует оператор, имеет ряд достоинств: клиент освобождается от необходимости вести финансовые расчеты и юридические отношения с каждым участником транспортного процесса, в случае ущерба адресует иск только оператору, который в свою очередь снабжает клиента регулярной информацией о движении груза. Большинство банков мира принимают от оператора мультимодальный коносамент (вексель на отгрузку, транспортная накладная) в качестве товарно-распорядительного документа, поэтому грузоотправитель, передав товар оператору, может получить стоимость товара, не дожидаясь момента прихода товара к получателю.

studfiles.net

1.5. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии

Полноценное и качественное обслуживание потребностей общества в перемещениях грузов и пассажиров, а также обеспечение связей более широкого масштаба потребовало связать имеющиеся на территории страны, экономического района пути сообщения воедино. Проблема в России заключается в том, что большинство судоходных рек на территории нашей страны имеют меридиональное направление (на север либо на юг), а грузо- и пассажиропотоки в большинстве имеют направление в широтном направлении (на запад либо на восток).

Наличие связанной транспортной сети позволяет использовать экономически оправданные транспортные системы, к которым относятся мультимодальные системы (много видов транспорта) и интермодальные технологии (технологии с использованием нескольких видов транспорта).

Исторически в России, обладающей большим разнообразием и мощностью водных ресурсов, при появлении железнодорожного транспорта стало развиваться водно-железнодорожное сообщение, так как в большинстве случаев по речным путям из-за их своеобразного расположения и расположения морей невозможна прямая доставка грузов или пассажиров.

Виды транспорта, несмотря на конкуренцию, чаще взаимодействуют друг с другом. Например, железнодорожный транспорт в межнавигационный период может использовать склады сезонно работающего речного транспорта, а в период работы речного на него может передаваться часть грузопотоков с железнодорожного. В настоящее время при средней грузонапряженности на железных дорогах России 27 млн ткм/км часть дорог имеет этот показатель в два раза выше, а на Транссибе, особенно на участке Омск – Новосибирск, он составляет 100 млн ткм/км из-за перевозок угля Кузнецкого бассейна.

Мультимодальные сообщения для России понятие не новое, такие перевозки выполнялись и раньше, называются они смешанными и широко применяются при перевозках грузов с Дальнего Востока и из Сибири в Европейскую часть. Создание крупных автопредприятий и внедрение контейнерных перевозок способствовали развитию мультимодального железнодорожно-автомобильного сообщения. В настоящее время создаются мультимодальные системы с участием воздушного транспорта, особенно для переброски небольших партий грузов.

Однако термин «мультимодальное сообщение» подразумевает не простой перевод словосочетания «смешанное сообщение», а отражает новый этап взаимодействия видов транспорта на принципах логистики.

В концепции согласованной транспортной политики государств – участников СНГ, дается следующее определение : «Мультимодальная перевозка – это перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа».

Мультимодальность как понятие относится не только к перевозке, а и к транспортной инфраструктуре и к транспортным средствам и грузовым единицам, а также к терминалам и управлению. Мультимодальные перевозки являются в настоящее время одним из приоритетов европейской транспортной политики.

Для России с ее огромной территорией характерно расположение основных производственных мощностей в европейской части страны и наличие всех видов транспорта. При этом морской транспорт России с низкой себестоимостью перевозок имеет своеобразное размещение по окраинным территориям страны: моря Северного Ледовитого океана и Дальнего Востока на севере и северо-востоке, Балтийское море на западе и Черное и Каспийское моря на юге. Многочисленные реки Сибири и Дальнего Востока расположены настолько далеко друг от друга, что соединять их каналами при сегодняшнем уровне загрузки данных регионов экономически нецелесообразно в отличие от рек европейской части страны, соединенных каналами в единую систему. Такое расположение морей и рек России не дает возможности осуществлять прямые сообщения при перевозках грузов.

Месторасположение железных дорог обычно продиктовано наличием крупных предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности и необходимостью связи городов, построенных на основных направлениях людских и транспортных потоков.

Широко развитая сеть железных дорог в европейской части России и странах Европы дает возможность на ее основе строить различные варианты мультимодальных систем не только для внутригосударственных перевозок, но и в международном сообщении.

Мультимодальные железнодорожно-водные сообщения позволяют сочетать дешевизну для грузовых перевозок железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, их провозные способности, возможность строительства железных дорог на любой территории, в том числе с использованием паромного сообщения.

В нашей стране распространение получила железнодорожно-водная мультимодальная система, при которой грузы доставляют из глубинной территории страны по железной дороге и перегружают на морской транспорт при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие других путей сообщения. Воздушный транспорт также используется на этих направлениях, но в исключительных случаях из-за его дороговизны. Города в этих районах возникали прежде всего как морские и речные порты.

Развитие автомобильного транспорта расширило возможности мультимодальных систем, в которых автотранспорт выполняет функции подвозящего, а вся система обеспечивает перевозки на большие расстояния с меньшими затратами.

Выбор прямой или мультимодальной системы транспортировки в любом случае должен быть обоснован экономически с учетом стоимости не только самой перевозки, но и стоимости и возможностей по перевалке грузов (перегрузка и кратковременное хранение в местах передачи с одного вида транспорта на другой, неизбежные потери при перевалке, затраты времени, связанные с передачей груза и т.п.).

Один из основных принципов логистики «точно в срок», наиболее характерный для мультимодальных систем в связи со сложностью их проектирования и исполнения, требует непрерывности транспортного процесса именно в части сокращения времени доставки. Исполнение этого принципа логистики привело к необходимости создания интермодальных технологий.

Интермодальная технология – это технология, используемая при мультимодальном сообщении, находящаяся между (внутри) различными видами транспорта и соединяющая их. Некоторые источники рассматривают интермодальную технологию, как сектор мультимодальной. При этом считается, что отличительной особенностью или главным признаком интермодальности является бесперегрузочность, т.е. перевозка груза без перегрузки в другую грузовую емкость по пути следования. В связи с этим целесообразнее и точнее говорить о мультимодальной системе, в которой используют интермодальную технологию. Следовательно, интермодальная технология существует не сама по себе, а лишь как один из способов, разновидность исполнения мультимодального сообщения.

По терминологии, принятой Европейской конференцией министров транспорта, под интермодальными перевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта. В русском переводе такие перевозки называют также бесперегрузочным сообщением.

Интермодальные или бесперегрузочные технологии сокращают или ликвидируют время нахождения и потери грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах; снижают трудозатраты и расходы на перегрузочные работы; уменьшают (ликвидируют) потребность в перегрузочных механизмах и оборудовании, улучшают взаимодействие видов транспорта.

Одним из признаков мультимодальной системы можно считать наличие одного оператора доставки от начального до конечного пунктов логистической системы как единого ответственного за исполнение договора; единой сквозной ставки фрахта и единого транспортного документа. Оператор, как правило, единый, а экспедиторов на одной перевозке может быть несколько на различных участках транспортного процесса.

Для грузоотправителей мультимодальная система, которую организует оператор, имеет ряд достоинств: клиент освобождается от необходимости вести финансовые расчеты и юридические отношения с каждым участником транспортного процесса, в случае ущерба адресует иск только оператору, который в свою очередь снабжает клиента регулярной информацией о движении груза. Большинство банков мира принимают от оператора мультимодальный коносамент (вексель на отгрузку, транспортная накладная) в качестве товарно-распорядительного документа, поэтому грузоотправитель, передав товар оператору, может получить стоимость товара, не дожидаясь момента прихода товара к получателю.

studfiles.net

Мультимодальные системы транспортировки

И интермодальные технологии

 

Полноценное и качественное обслуживание потребностей общества в перемещениях грузов и пассажиров, а также обеспечение связей более широкого масштаба потребовало связать имеющиеся на территории страны, экономического района пути сообщения воедино. Проблема в России заключается в том, что большинство судоходных рек на территории нашей страны имеют меридиональное направление (на север либо на юг), а грузо- и пассажиропотоки в большинстве имеют направление в широтном направлении (на запад либо на восток).

Наличие связанной транспортной сети позволяет использовать экономически оправданные транспортные системы, к которым относятся мультимодальные системы (много видов транспорта) и интермодальные технологии (технологии с использованием нескольких видов транспорта).

Исторически в России, обладающей большим разнообразием и мощностью водных ресурсов, при появлении железнодорожного транспорта стало развиваться водно-железнодорожное сообщение, так как в большинстве случаев по речным путям из-за их своеобразного расположения и расположения морей невозможна прямая доставка грузов или пассажиров.

Виды транспорта, несмотря на конкуренцию, чаще взаимодействуют друг с другом. Например, железнодорожный транспорт в межнавигационный период может использовать склады сезонно работающего речного транспорта, а в период работы речного на него может передаваться часть грузопотоков с железнодорожного. В настоящее время при средней грузонапряженности на железных дорогах России 27 млн т×км/км часть дорог имеет этот показатель в два раза выше, а на Транссибе, особенно на участке Омск – Новосибирск, он составляет 100 млн т×км/км из-за перевозок угля Кузнецкого бассейна.

Мультимодальные сообщения для России понятие не новое, такие перевозки выполнялись и раньше, называются они смешанными и широко применяются при перевозках грузов с Дальнего Востока и из Сибири в Европейскую часть. Создание крупных автопредприятий и внедрение контейнерных перевозок способствовали развитию мультимодального железнодорожно-автомобильного сообщения. В настоящее время создаются мультимодальные системы с участием воздушного транспорта, особенно для переброски небольших партий грузов.

Однако термин «мультимодальное сообщение» подразумевает не простой перевод словосочетания «смешанное сообщение», а отражает новый этап взаимодействия видов транспорта на принципах логистики.

В концепции согласованной транспортной политики государств – участников СНГ, дается следующее определение : «Мультимодальная перевозка – это перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа».

Мультимодальность как понятие относится не только к перевозке, а и к транспортной инфраструктуре и к транспортным средствам и грузовым единицам, а также к терминалам и управлению. Мультимодальные перевозки являются в настоящее время одним из приоритетов европейской транспортной политики.

Для России с ее огромной территорией характерно расположение основных производственных мощностей в европейской части страны и наличие всех видов транспорта. При этом морской транспорт России с низкой себестоимостью перевозок имеет своеобразное размещение по окраинным территориям страны: моря Северного Ледовитого океана и Дальнего Востока на севере и северо-востоке, Балтийское море на западе и Черное и Каспийское моря на юге. Многочисленные реки Сибири и Дальнего Востока расположены настолько далеко друг от друга, что соединять их каналами при сегодняшнем уровне загрузки данных регионов экономически нецелесообразно в отличие от рек европейской части страны, соединенных каналами в единую систему. Такое расположение морей и рек России не дает возможности осуществлять прямые сообщения при перевозках грузов.

Месторасположение железных дорог обычно продиктовано наличием крупных предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности и необходимостью связи городов, построенных на основных направлениях людских и транспортных потоков.

Широко развитая сеть железных дорог в европейской части России и странах Европы дает возможность на ее основе строить различные варианты мультимодальных систем не только для внутригосударственных перевозок, но и в международном сообщении.

Мультимодальные железнодорожно-водные сообщения позволяют сочетать дешевизну для грузовых перевозок железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, их провозные способности, возможность строительства железных дорог на любой территории, в том числе с использованием паромного сообщения.

В нашей стране распространение получила железнодорожно-водная мультимодальная система, при которой грузы доставляют из глубинной территории страны по железной дороге и перегружают на морской транспорт при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие других путей сообщения. Воздушный транспорт также используется на этих направлениях, но в исключительных случаях из-за его дороговизны. Города в этих районах возникали прежде всего как морские и речные порты.

Развитие автомобильного транспорта расширило возможности мультимодальных систем, в которых автотранспорт выполняет функции подвозящего, а вся система обеспечивает перевозки на большие расстояния с меньшими затратами.

Выбор прямой или мультимодальной системы транспортировки в любом случае должен быть обоснован экономически с учетом стоимости не только самой перевозки, но и стоимости и возможностей по перевалке грузов (перегрузка и кратковременное хранение в местах передачи с одного вида транспорта на другой, неизбежные потери при перевалке, затраты времени, связанные с передачей груза и т.п.).

Один из основных принципов логистики «точно в срок», наиболее характерный для мультимодальных систем в связи со сложностью их проектирования и исполнения, требует непрерывности транспортного процесса именно в части сокращения времени доставки. Исполнение этого принципа логистики привело к необходимости создания интермодальных технологий.

Интермодальная технология – это технология, используемая при мультимодальном сообщении, находящаяся между (внутри) различными видами транспорта и соединяющая их. Некоторые источники рассматривают интермодальную технологию, как сектор мультимодальной. При этом считается, что отличительной особенностью или главным признаком интермодальности является бесперегрузочность, т.е. перевозка груза без перегрузки в другую грузовую емкость по пути следования. В связи с этим целесообразнее и точнее говорить о мультимодальной системе, в которой используют интермодальную технологию. Следовательно, интермодальная технология существует не сама по себе, а лишь как один из способов, разновидность исполнения мультимодального сообщения.

По терминологии, принятой Европейской конференцией министров транспорта, под интермодальными перевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта. В русском переводе такие перевозки называют также бесперегрузочным сообщением.

Интермодальные или бесперегрузочные технологии сокращают или ликвидируют время нахождения и потери грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах; снижают трудозатраты и расходы на перегрузочные работы; уменьшают (ликвидируют) потребность в перегрузочных механизмах и оборудовании, улучшают взаимодействие видов транспорта.

Одним из признаков мультимодальной системы можно считать наличие одного оператора доставки от начального до конечного пунктов логистической системы как единого ответственного за исполнение договора; единой сквозной ставки фрахта и единого транспортного документа. Оператор, как правило, единый, а экспедиторов на одной перевозке может быть несколько на различных участках транспортного процесса.

Для грузоотправителей мультимодальная система, которую организует оператор, имеет ряд достоинств: клиент освобождается от необходимости вести финансовые расчеты и юридические отношения с каждым участником транспортного процесса, в случае ущерба адресует иск только оператору, который в свою очередь снабжает клиента регулярной информацией о движении груза. Большинство банков мира принимают от оператора мультимодальный коносамент (вексель на отгрузку, транспортная накладная) в качестве товарно-распорядительного документа, поэтому грузоотправитель, передав товар оператору, может получить стоимость товара, не дожидаясь момента прихода товара к получателю.

 

2. ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Вопросы:

2.1. Особенности формирования и развития транспортной системы России.

2.2. Развитие путей сообщения и транспортных средств

2.3. Основные элементы техники, технологии и организации перевозок на видах транспорта

2.3.1. Железнодорожный транспорт

2.3.2. Морской транспорт

2.3.3. Речной (внутренний водный) транспорт

2.3.4. Воздушный транспорт

2.3.5. Трубопроводный транспорт

 

 

Под транспортной системой понимают совокупность путей сообщения, транспортных средств и оборудования, персонала, предназначенного для их эксплуатации, организованных в единое целое для перемещения грузов и (или) пассажиров.

 

 

3. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ

 

3.1.Мультимодальные системы транспортировки

3.2. Стратегии мультимодальных систем транспортировки

 

3.1. Мультимодальные системы транспортировки

 

Выбор вида сообщения обусловлен удаленностью грузообразующих и грузопоглощающих объектов, развитием сети путей сообщения, экономическими и другими критериями. Если прямая перевозка представляет собой систему «погрузка – транспортировка – выгрузка» с участием одного вида транспорта, то мультимодальное сообщение предполагает несколько этапов переключения (перегрузки или перехода) с одного вида транспорта на другой с вовлечением их в общую систему, то есть мультимодальное сообщение всегда более сложная система.

Причем в каждой конкретной перевозке сочетания видов транспорта определяются в зависимости от их территориальной расположенности относительно грузоотправителя и грузополучателя. Как правило, мультимо-дальные системы создают при значительной удаленности грузополучателей от грузоотправителей и невозможности или неэффективности унимодальной перевозки. Мультимодальный сервис на 20 – 30 % дороже обычного из-за включения в стоимость транспортирования дополнительной платы за страховые риски, предоставляется более крупными, часто международными транспортными фирмами. Доля потерь грузов по статистике невелика, российские страховые компании оценивают ее в 5…10 %. Причем риск потерь меньше на воздушном транспорте, затем идет железнодорожный и автомобильный, и уж затем – водные виды транспорта.

Своеобразие построения транспортной сети для мультимодальных перевозок состоит в том, что часто сети последующих видов транспорта могут начинаться с имеющихся мест перегрузки или обработки грузов на предыдущем виде транспорта (терминале, порту, пристани и т.п., что не всегда является кратчайшим путем следования. Имеется определенная зависимость транспортных сетей видов транспорта в мультимодальной системе.

Не менее важной особенностью мультимодальных систем для выполнения логистических принципов транспортировки является необходимость единого оператора, отслеживающего весь транспортный процесс с точки зрения сохранности груза, безопасности его доставки, согласованности работы различных видов транспорта, перегрузки с одного вида транспорта на другой. Оператор оформляет единый документ, что позволяет грузоотправителю иметь дело не с несколькими представителями различных видов транспорта, образующих мультимодальную систему для перевозки его груза, а лишь с одним оператором, который избавляет его от несвойственных функций и позволяет заниматься своим непосредственным делом, т.е. производством товара.

Примером работы крупных операторов могут служить кругосветные перевозки контейнеров, маршруты которых составляются исходя из потребности в перевозках. К организации кругосветных линий привела несбалансированность контейнерных потоков в восточном и западном направлениях, что вызвало необходимость реорганизации обслуживания с учетом возможности использования высокоэкономичных судов-контейнеровозов последнего поколения на основных маршрутах.

Особенностью мультимодальных систем является и необходимость создания крупных транспортных узлов с наиболее полным сервисом, т.е. набором обслуживания транспортного процесса. Транспортные узлы создаются чаще всего в крупных транспортных центрах. На территории России такими центрами можно считать Москву (столица государства и порт пяти морей), Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток и другие, за рубежом – Роттердам, Марсель, Гамбург, Сингапур и др.

Мультимодальные системы и интермодальные технологии позволяют совершенствовать технологию транспортного процесса. Так, развитие контрейлерной системы привело к созданию новой технологии, получившей название «ступица и спица» — узловой пункт (или ступица как центр колеса), связанный с многочисленными радиальными маршрутами клиентов (спицы колеса).

 

Рис. 3.1. Система «ступица и спица»

 

Проблема в том, что содержание множества станций на железнодорожном транспорте обходится дорого, пути, склады и различное оборудование занимают значительную территорию, что при небольших объемах грузопереработки становится нецелесообразным. Выгоднее грузопоток перенести на узловые станции. Применение контрейлерной технологии позволяет сократить число железнодорожных станций, в первую очередь мелких, а груз до места назначения доставлять автотранспортом, тем более, что короткое плечо перевозки наиболее эффективно именно для автомобильного транспорта.

Аналогичная технология находит развитие также в авиации. На водном транспорте развоз грузов мелкими партиями получил название «фидерная перевозка». Понятие «фидерная перевозка» можно определить как «перевозка малых партий груза по разным направлениям из большого центра». Под центром можно подразумевать и транспортное средство большой грузоподъемности, например лихтеровоз.

Фидерную систему применяют для доставки в Россию импортных грузов в контейнерах. Основной порт этих перевозок – Гамбург, откуда партии груза по 50 – 100 контейнеров перевозят в порты Северного побережья Европы (Санкт-Петербург, Котка, Рига) с развозкой по территории стран железной дорогой и автомобильным транспортом.

К достоинствам системы «ступица и спица» можно отнести концентрацию перевозок и грузовой работы, что способствует повышению уровня механизации перегрузочных работ и снижению себестоимости перевозок. Система не лишена и недостатков. На железнодорожном транспорте формирование крупных отправок увеличивает время доставки. Прямая автомобильная доставка часто оказывается более короткой по времени, но издержки на автомобильную часть доставки могут оказаться больше, чем выгода от магистральной части перевозки. Следовательно, при выборе варианта транспортирования необходимо производить оценку как временных, так и стоимостных показателей.

Данная технология может оказаться эффективной при применении контейнеров. Отсутствие оборудования для перегрузки крупнотоннажных контейнеров на небольших терминалах вынуждает осуществлять их доставку на более крупные терминалы с последующим их развозом в места назначения, т.е. также применять технологию «ступица и спица».

 




infopedia.su

2. Единая транспортная система россии

Вопросы:

2.1. Особенности формирования и развития транспортной системы России.

2.2. Развитие путей сообщения и транспортных средств

2.3. Основные элементы техники, технологии и организации перевозок на видах транспорта

2.3.1. Железнодорожный транспорт

2.3.2. Морской транспорт

2.3.3. Речной (внутренний водный) транспорт

2.3.4. Воздушный транспорт

2.3.5. Трубопроводный транспорт

Под транспортной системойпонимают совокупность путей сообщения, транспортных средств и оборудования, персонала, предназначенного для их эксплуатации, организованных в единое целое для перемещения грузов и (или) пассажиров.

3. Мультимодальные системы транспортировки

3.1.Мультимодальные системы транспортировки

3.2. Стратегии мультимодальных систем транспортировки

3.1. Мультимодальные системы транспортировки

Выбор вида сообщения обусловлен удаленностью грузообразующих и грузопоглощающих объектов, развитием сети путей сообщения, экономическими и другими критериями. Если прямая перевозка представляет собой систему «погрузка – транспортировка – выгрузка» с участием одного вида транспорта, то мультимодальное сообщение предполагает несколько этапов переключения (перегрузки или перехода) с одного вида транспорта на другой с вовлечением их в общую систему, то есть мультимодальное сообщение всегда более сложная система.

Причем в каждой конкретной перевозке сочетания видов транспорта определяются в зависимости от их территориальной расположенности относительно грузоотправителя и грузополучателя. Как правило, мультимо-дальные системы создают при значительной удаленности грузополучателей от грузоотправителей и невозможности или неэффективности унимодальной перевозки. Мультимодальный сервис на 20 – 30 % дороже обычного из-за включения в стоимость транспортирования дополнительной платы за страховые риски, предоставляется более крупными, часто международными транспортными фирмами. Доля потерь грузов по статистике невелика, российские страховые компании оценивают ее в 5…10 %. Причем риск потерь меньше на воздушном транспорте, затем идет железнодорожный и автомобильный, и уж затем – водные виды транспорта.

Своеобразие построения транспортной сети для мультимодальных перевозок состоит в том, что часто сети последующих видов транспорта могут начинаться с имеющихся мест перегрузки или обработки грузов на предыдущем виде транспорта (терминале, порту, пристани и т.п., что не всегда является кратчайшим путем следования. Имеется определенная зависимость транспортных сетей видов транспорта в мультимодальной системе.

Не менее важной особенностью мультимодальных систем для выполнения логистических принципов транспортировки является необходимость единого оператора, отслеживающего весь транспортный процесс с точки зрения сохранности груза, безопасности его доставки, согласованности работы различных видов транспорта, перегрузки с одного вида транспорта на другой. Оператор оформляет единый документ, что позволяет грузоотправителю иметь дело не с несколькими представителями различных видов транспорта, образующих мультимодальную систему для перевозки его груза, а лишь с одним оператором, который избавляет его от несвойственных функций и позволяет заниматься своим непосредственным делом, т.е. производством товара.

Примером работы крупных операторов могут служить кругосветные перевозки контейнеров, маршруты которых составляются исходя из потребности в перевозках. К организации кругосветных линий привела несбалансированность контейнерных потоков в восточном и западном направлениях, что вызвало необходимость реорганизации обслуживания с учетом возможности использования высокоэкономичных судов-контейнеровозов последнего поколения на основных маршрутах.

Особенностью мультимодальных систем является и необходимость создания крупных транспортных узлов с наиболее полным сервисом, т.е. набором обслуживания транспортного процесса. Транспортные узлы создаются чаще всего в крупных транспортных центрах. На территории России такими центрами можно считать Москву (столица государства и порт пяти морей), Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток и другие, за рубежом – Роттердам, Марсель, Гамбург, Сингапур и др.

Мультимодальные системы и интермодальные технологии позволяют совершенствовать технологию транспортного процесса. Так, развитие контрейлерной системы привело к созданию новой технологии, получившей название «ступица и спица» — узловой пункт (или ступица как центр колеса), связанный с многочисленными радиальными маршрутами клиентов (спицы колеса).

Рис. 3.1. Система «ступица и спица»

Проблема в том, что содержание множества станций на железнодорожном транспорте обходится дорого, пути, склады и различное оборудование занимают значительную территорию, что при небольших объемах грузопереработки становится нецелесообразным. Выгоднее грузопоток перенести на узловые станции. Применение контрейлерной технологии позволяет сократить число железнодорожных станций, в первую очередь мелких, а груз до места назначения доставлять автотранспортом, тем более, что короткое плечо перевозки наиболее эффективно именно для автомобильного транспорта.

Аналогичная технология находит развитие также в авиации. На водном транспорте развоз грузов мелкими партиями получил название «фидерная перевозка». Понятие «фидерная перевозка» можно определить как «перевозка малых партий груза по разным направлениям из большого центра». Под центром можно подразумевать и транспортное средство большой грузоподъемности, например лихтеровоз.

Фидерную систему применяют для доставки в Россию импортных грузов в контейнерах. Основной порт этих перевозок – Гамбург, откуда партии груза по 50 – 100 контейнеров перевозят в порты Северного побережья Европы (Санкт-Петербург, Котка, Рига) с развозкой по территории стран железной дорогой и автомобильным транспортом.

К достоинствам системы «ступица и спица» можно отнести концентрацию перевозок и грузовой работы, что способствует повышению уровня механизации перегрузочных работ и снижению себестоимости перевозок. Система не лишена и недостатков. На железнодорожном транспорте формирование крупных отправок увеличивает время доставки. Прямая автомобильная доставка часто оказывается более короткой по времени, но издержки на автомобильную часть доставки могут оказаться больше, чем выгода от магистральной части перевозки. Следовательно, при выборе варианта транспортирования необходимо производить оценку как временных, так и стоимостных показателей.

Данная технология может оказаться эффективной при применении контейнеров. Отсутствие оборудования для перегрузки крупнотоннажных контейнеров на небольших терминалах вынуждает осуществлять их доставку на более крупные терминалы с последующим их развозом в места назначения, т.е. также применять технологию «ступица и спица».

studfiles.net

3.2. Стратегии для мультимодальных систем транспортировки

Стратегия на транспорте – это метод управления транспортным процессом в данный период времени. Транспорт зависит от экономики и общей политики, проводимой государством.

Транспортная стратегия выполняет задачи, поставленные перед транспортом государством на основе его политики в области транспорта. Стратегия связана с экономикой и зависит от уровня развития производства, от возможностей государства, охватывает вопросы теории и практики, исследует закономерности развития, разрабатывает способы и формы подготовки и проведения стратегических решений (операций), определяет цели и задачи, планирует и распределяет силы по стратегическим направлениям. Поскольку мультимодальные системы объединяют различные виды транспорта с их особенностями, различным уровнем развития и различными целями, государство и крупные транспортные организации, особенно международного значения, должны определять конкретную стратегию (направление) развития каждого вида транспорта и их взаимосвязи в мультимодальной системе на конкретный период времени. При этом, естественно, стратегии могут изменяться.

В странах с развитой экономикой мультимодальные системы рассматривают как эффективные, основанные на последних достижениях науки и техники. Поэтому государство и крупные отечественные и международные транспортные организации интенсивно применяют такие системы, совершенствуя стратегию их развития.

Прогноз развития грузоперевозок таков, что объем их в перспективе только возрастает, а потому уже возникла необходимость, прежде всего в Европе, в снижении уровня загрузки автомобильных дорог, который на сегодняшний день уже достиг своего пика. На автомобильный транспорт приходится 44 % всего рынка грузовых перевозок, на морской – 41 %, на железные дороги – 8 %, а на внутренние водные пути – 4 %. В США доля железных дорог в перевозке грузов составляет 40 %. Не следует также забывать, что автомобильный транспорт дает наибольшее число ДТП и экологически самый неблагоприятный.

В настоящее время остро стоит вопрос «разрыва связи» между экономическим ростом и развитием транспорта, т.е. изменение стратегии на транспорте, чтобы он справлялся со своей основной задачей – перевозкой грузов и пассажиров в пространстве и во времени при уменьшении транспортных и временных затрат, а также уменьшении экологического воздействия на окружающую среду. Например, в Великобритании разрешенная масса автопоезда составляет 44 т, суда-контейнеровозы четвертого поколения производят со значительным увеличением числа перевозимых контейнеров.

Объединение усилий для развития мультимодальных систем является одной из приоритетных стратегий. Создание трансъевропейской сети позволяет устранить узкие места и соединить отдаленные регионы с центральными частями, что является предварительным условием перераспределения баланса между видами транспорта.

Соединение государств – членов Европейского сообщества с трансъевропейской сетью должно происходить с помощью качественной инфраструктуры при сохранении доли железных дорог в интермодальных перевозках на уровне 35 %.

В 2003 г. на 3-й Международной Евро-Азиатской конференции по транспорту приоритетом транспортной политики выделили содействие идеям мультимодальности. Еще в 1992 г. была введена программа РАСТ (Pilot Action for Combined Transport) – пилотная программа смешанного транспорта, благодаря которой были разработаны 167 проектов. В их числе железнодорожно-морские грузоперевозки между Швецией и Италией через Германию и Австрию, разгрузившие на 500 тыс. т ежегодно автодороги и сократившие время доставки на 2 сут.; ежедневное сообщение между Лиллем и Роттердамом, позволившее снять 50 автопоездов с автодорог; железнодорожно-морское сообщение между Испанией и Германией заменило объем перевозок, который должен был бы осуществляться 6500 автопоездами и др.

Одной из стратегий в Евросоюзе является развитие альтернативных программ, например программа «Марко Поло», как альтернатива автодорожному транспорту. Длина европейских дорожных сетей 7500 км, а ущерб, наносимый ими, — 120 млрд евро. Программа запущена для продвижения интермодальных идей, ее считают более универсальной, чем программа РАСТ. Цель программы – не дать превысить сегодняшний уровень загрузки автодорог, в том числе с помощью перенесения грузовых перевозок с автомобильного транспорта на экологически более чистые виды транспорта при улучшении работы всей интермодадьной логистической цепочки и широком распространении накопленного положительного опыта. В число основных задач входит содействие судоходству близкого диапазона и введение стандартной мультимодальной грузовой единицы EILU (European Intermodal Loading Unit) – европейская интермодальная грузовая единица.

В Центральной Европе для развития мультимодальных перевозок применена стратегия объединения усилий нескольких стран для выполнения одной цели. Создана организация «Инициатива пяти стран», куда вошли Австрия, Венгрия, Италия, Чехия, Словакия, а позднее Сербия и Польша. В этой организации разработана основа сотрудничества в регионе Балтийского моря и обращено внимание на развитие мультимодальной системы по транспортному коридору Север – Юг.

Для развития транспортного коридора Запад – Восток, т.е. связи европейских стран с Китаем и Японией, США и Индией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона через территорию России, в последней создаются новые крупные логистические транспортные узлы. В частности, проведено исследование, определившее размещение контейнерных терминальных комплексов (КТК) по территории России. Базовыми КТК определены: Санкт-Петербург, Москва, Новороссийск, Восточный; прочими КТК могут быть: Ростов-на-Дону, Вологда, Казань, Волгоград, Пермь, Екатеринбург, Оренбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Красноярск.

В настоящее время у крупных узлов появилось название «хаб», что рассматривается как опорное (базовое) транспортное предприятие, работающее по системе «ступица и спица». Создание хабов необходимо рассматривать как изменение стратегий в организации самого транспортного процесса. Контейнерный терминальный комплекс также можно рассматривать как хаб, специализирующийся на перевозке контейнеров (рис. 3.2).

Примером может служить хаб в г. Красноярске, ставший первой опорной точкой логистической транспортной системы Сибири. Хаб создан на базе аэропорта Емельяново (г. Красноярск), с территории которого совершаются регулярные международные грузовые рейсы по маршрутам Франкфурт и Люксембург – Красноярск; Красноярск – Шанхай и Тянь-Цзинь. Для быстроты обслуживания клиентов (доставка «от двери до двери») в рамках авиакомпании создано подразделение автоперевозчиков, что позволило осуществлять мультимодальное сообщение на логистических принципах.

Рис. 3.2. Система перевозок через КТК

Красноярский аэропорт рассматривается как базовый хаб для этого региона. Предусматривается в дальнейшем создание хабов как опорных транспортных предприятий по регионам: в Москве на базе аэропорта Шереметьево, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке в Хабаровске и Южно-Сахалинске.

Подобные хабы на базе современных базовых аэропортов успешно функционируют в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты), Амстердаме (Голландия), Сингапуре и др. Амстердамский хаб – один из крупнейших в Европе – дает возможность Голландии хорошо зарабатывать на транзитных перевозках через территорию страны.

Очень важно при создании мультимодальных систем рассматривать все виды транспорта как единую транспортную систему. Так, во Франции мультимодальные перевозки рассматривают как составной элемент транспортной политики для лучшей взаимосвязи между различными видами транспорта, т.е. образования единой транспортной системы. Такая взаимосвязь позволяет уменьшать «узкие» места, образующиеся на отдельных видах транспорта, прежде всего при повышении интенсивности движения на автомобильных дорогах, что не только резко снижает скорости перевозок, но и наносит большой вред экологии.

В большинстве стран, в том числе во Франции, железную дорогу финансово поддерживает государство, что позволяет реконструировать отдельные ее участки и строить новые. Поворот к увеличению доли электрифицированных железных дорог связан с повышением скорости и производительности, снижением стоимости перевозок, а также уменьшением вредного влияния на экологию. Уменьшение вредного влияния на экологию включает в себя не только сокращение вредных выбросов при сокращении общего объема перевозок, но и уменьшение риска аварийных ситуаций, характерных для автомобильного транспорта, особенно в ночное время, когда стараются выполнять перевозки грузов для уменьшения дневной загруженности дорог.

В Германии для развития мультимодальных систем специализи-рованная фирма сотрудничает с транспортными фирмами разных видов транспорта, а также с банками страны, что позволило ей создавать мультимодальные системы с участием железнодорожного транспорта.

В Венгрии объединены несколько железнодорожных и автомобильных предприятий при содействии австрийских и германских транспортных фирм, предоставляющих в аренду свои транспортные средства, для организации мультимодальных систем в международном сообщении. В Венгрии работают три железнодорожные станции, с которыми непосредственно контактируют 12 австрийских и 15 германских терминалов, образуя единый транспортный комплекс, в пределах которого доставляют съемные кузова и седельные полуприцепы, т.е. используют интермодальную технологию.

Своя стратегия развития мультимодальных перевозок разработана в Великобритании. Основой является перевозка в крупнотоннажных контейнерах, перевозимых в скоростных нерасцепляемых поездах.

В мультимодальную автомобильно-морскую систему объединены 14 портов и 42 терминала, расположенных по территории всей страны, в которые грузы доставляют автомобильным и морским видами транспорта. Создана дочерняя компания Британских железных дорог, обслуживающая ежесуточно 200 поездов, состоящих из 15 вагонов, при общей массе перевозимых грузов 915 т. Поезда курсируют по 75 маршрутам. В системе перевозят более 600 тыс. контейнеров в год. Все склады и порты для оперативного управления соединены на основе компьютерных сетей.

В США разработана концепция развития мультимодальных перевозок для скоростной доставки грузов в контейнерах и полуприцепах на дальние расстояния по всей сети дорог. Причем на расстояния до 800 км преимущественно используют автомобильный транспорт, на большие – мультимодальное автомобильно-железнодорожное сообщение. Для выполнения этой стратегии создано более 100 комплексных терминалов общенационального значения, в которых стыкуются основные виды транспорта и пересекаются главные железнодорожные пути. Контейнерный парк составил 45 % мирового парка крупнотоннажных контейнеров. Создано более 500 опорных терминалов на всех видах транспорта, несколько тысяч консолидационных пунктов.

Для введения такой мультимодальной системы правительством США железнодорожному транспорту были предоставлены финансовые и правовые льготы и привилегии, а также передана часть объемов перевозок с автомобильного транспорта. Кроме того, Закон о железнодорожном транспорте расширил права и возможности железных дорог, разрешив им устанавливать сквозные тарифы «от двери до двери» со скидками для подавления конкуренции со стороны автомобильного транспорта.

Несколько ранее низкие скорости сообщения на железной дороге позволили автомобильному транспорту, оптимальной сферой деятельности которого являются короткие расстояния, распространить свое влияние на более дальние расстояния при более высокой скорости доставки, но при большей стоимости и неблагоприятной экологии. С увеличением скорости доставки по железной дороге и лучшей экологии, при более низкой себестоимости перевозок железнодорожный транспорт снова занял свою нишу. Низкая стоимость важна для массовых перевозок основной номенклатуры грузов (сырья в первую очередь), перевозимых на большое расстояние, т.е. для сферы действия железнодорожного транспорта. Кроме того, рост цен на горючее увеличил стоимость автомобильных перевозок на большие расстояния по сравнению с мультимодальным сообщением в 2 – 3 раза. Показатели автомобильного транспорта были перекрыты, что ускорило изменение стратегии и привело к улучшению положения в экономике.

В Японии скорости контейнерных поездов Super Rail Carqo достигают примерно 110 км/ч на основных 57 из 186 маршрутов большой протяженности. Такая ситуация позволяет за счет замены одним моторвагонным поездом 28 автомобилей контейнеровозов значительно уменьшить стоимость перевозок и сократить выделение углекислого газа в атмосферу на 12 тыс. т в год.

Изменяет свою стратегию и Россия, развивая мультимодальные системы и отдельные подходы к их организации. Например, Российские железные дороги (РЖД) и порт Усть-Луга (Ленинградская обл.) создают совместное предприятие – железнодорожно-морской порт для обработки импорта автомобилей, проходящих через порты Финляндии, что составляет 80 % автомобильного импорта России. Стратегия создания таких предприятий проявляется не только в поддержке видов транспорта при их взаимодействии, но и возможности совместного системного применения логистических принципов в работе транспорта.

Запаздывание России в развитии инфраструктуры может дорого обойтись для экономики страны: часть грузопотоков уйдет на параллельные маршруты вне ее территории. В связи с этим Правительство Санкт-Петербурга, например, приняло решение о создании «зеленого коридора» для привлечения транзитных грузопотоков через Северо-Западный регион. Кроме того, из порта Усть-Луга в порт Балтийск (Калининградская обл.) открыт грузовой паромный маршрут, способный перевозить одновременно два железнодорожных состава. В порту также построен многофункциональ-ный морской терминал. Развитие этого направления очень важно для страны, так как снабжение и вывоз продукции из полуанклава осуществлялось через территорию Литвы, которая брала высокие транзитные пошлины и требовала таможенного оформления.

Особое внимание Россия уделяет развитию транспортных коридоров, требующих больших затрат на строительство и модернизацию отдельных участков транспортных сетей в соответствии с международными стандартами.

По-прежнему немаловажной стратегией для мультимодального сообщения является развитие стандартизации транспортного оборудования и погрузочной техники.

Устранение «узких мест», мешающих внедрению мультимодального сообщения, потребовало пересмотра руководящих принципов для трансъевропейской сети и создания коридоров с приоритетом грузовых перевозок и планом управления транспортом на магистральных дорогах. Это требует развития высокоскоростных железнодорожных линий с общеевропейским стандартом, улучшения судоходства по внутренним водным путям, спутниковой навигации.

Естественно, необходимо установление правовой основы перераспределения прибыли для строительства новой инфраструктуры, а также гармонизации норм повышения безопасности при борьбе с такими негативными явлениями, как ДТП на автомобильных дорогах, в частности из-за превышения скоростей и вождения в нетрезвом виде.

studfiles.net

22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки. Основы логистики

22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки

Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных операторов и перевозчиков. Деятельность экспедиторов связана в основном с грузом, а деятельность перевозчиков – с транспортным процессом, то есть потоками транспортных средств с грузами и порожней тарой. В целом вся система доставки грузов разными видами транспорта на определенных направлениях представляет собой мультимодальную систему транспортировки.

Мультимодальность как понятие относится к транспортной инфраструктуре, к видам транспортных средств и к грузовым единицам. Мультимодальная система транспортировки находится в состоянии ожидания заказов потребителей транспортного процесса и при поступлении запросов от клиентов выполняет их заказы. В основе функционирования такой системы лежит накопление запаса производственной мощности для бесперебойного оказания услуг.

В каждой конкретной перевозке сочетания видов транспорта будут различными в зависимости от их территориального расположения относительно грузоотправителя и грузополучателя. К примеру, различают железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-автомобильно-воздушные, автомобильно-морские и другие мультимодальные системы транспортировки.

Мультимодальные системы транспортировки грузов следует рассматривать внутри страны или в международном масштабе. Исторически в России, обладающей большим разнообразием водных ресурсов, при появлении железнодорожного транспорта стало развиваться водно-железнодорожное сообщение, так как речным транспортом из-за своеобразного размещения внутренних рек и морей невозможна прямая доставка грузов и пассажиров.

В международном масштабе одним из перспективных направлений является интеграция наземного, воздушного и водного транспорта в единую систему. Одним из таких перспективных направлений является интеграция Транссибирской магистрали в международную транспортную сеть.

Объединение видов транспорта для перемещения крупных материальных потоков в международном сообщении осуществляется путем создания и поддержания транспортных коридоров, которые являются неотъемлемой частью мультимодальных систем транспортировки.

Еще одним из элементов мультимодальных систем являются транспортные узлы, где пересекаются материальные потоки разных видов транспорта. С точки зрения взаимодействия видов транспорта среди всех видов узлов особое значение имеют транспортные узлы на базе морских и речных портов. В таких узлах обеспечивается наибольший объем перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Активное участие России в создании системы международных транспортных коридоров является одним из значимых элементов стимулирования российской экономики и важной предпосылкой для привлечения инвестиций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Мультимодальные транспортные технологии Введение

Дисциплина «Мультимодальные транспортные технологии» дает систему теоретических знаний и практических навыков по выбору и обоснованию эффективных способов выполнения транспортного процесса, организации взаимосогласованной работы видов транспорта и пунктов перевалки грузов, проектированию технологических процессов транспортирования. С учетом направления подготовки студентов мультимодальные транспортные технологии рассматриваются преимущественно с участием автомобильного транспорта, в том числе: смешанные и комбинированные перевозки, взаимодействие автомобильного с другими видами транспорта в транспортных узлах, проектирование технологических процессов транспортного производства, применение экономико-математических методов и современных технологий для проектирования транспортных процессов

1.1 И 1.2 – коротко, только названия вопросов

1. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Роль транспорта в экономике страны

1.2 Транспортное производство и его особенности

1.3 Транспортные потоки

1.4 Транспортный процесс и его элементы

1.5 Мультимодальные системы и интермодальные технологии

1. Основы транспортного процесса

1.1. Роль транспорта в экономике страны

У всех народов во все времена транспорт играл ведущую роль в их развитии. Существование любого государства немыслимо без мощного, хорошо развитого транспортного комплекса. Под воздействием развивающейся экономики и все усложняющихся хозяйственных связей между субъектами производства, роста численности населения и его подвижности транспорт как отрасль хозяйства страны должен непрерывно расти и развиваться.

В первобытном обществе роль транспортного средства выполнял сам человек, позже в качестве движущей силы выступали животные (лошадь, вол, собака, верблюд), силы природы (течение воды, ветер). В результате технической революции второй половины 18 века одновременно с промышленностью начал быстро развиваться и транспорт на той же принципиально новой технической основе. Появились пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, были и паровые самолеты. Наряду с развитием парка подвижного состава развивались и сети путей сообщения.

По мере того, как укрупнялись предприятия, усложнялась техника и технология производства, возрастал объем производимой продукции, все сложнее было содержать и эффективно использовать дорогостоящее транспортное хозяйство. В связи с этим транспорт выделяется в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров за плату для любого клиента. По мере дальнейшего развития происходит специализация видов транспорта, самостоятельными становятся морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.

В 20 веке произошли качественные изменения во всех областях человеческой деятельности. К таким изменениям относят:

увеличение темпов прироста населения планеты. Называют цифру 75-80 млн. человек в год;

бурный рост производства и потребления ресурсов;

непропорциональный рост количества городов и населения в них;

научно-техническая революция. Во второй половине 20 века наука и техника достигли небывалого уровня расцвета, открыты новые законы развития мира, новые виды энергии, новые материалы, новые виды и типы машин, новые технологии, новые средства связи и управления. Передовые промышленно развитые страны переходят в стадию постиндустриального общества, для которого характерно наличие пяти сфер материального производства: 1) добывающей промышленности, 2) земледелия, 3) обра-батывающей промышленности, 4) транспорта, 5) информационной индустрии.

Транспорт может соответствовать потребностям общества в перемещениях только если темпы его количественного и качественного развития будут соответствовать темпам развития остальных отраслей.

Известно, что транспорт не производит каких-либо преобразований с предметами труда (если не принимать во внимание потери их количества и качества в процессе транспортирования), он обеспечивает необходимое перемещение объектов в производственном цикле и в сфере их обращения (от мест производства к местам потребления).

Несмотря на то, что транспорт не производит никакой дополнительной продукции и не производит с ней никаких химических, физических или каких-либо других преобразований, он назван отраслью материального производства. На самом деле, и об этом писал еще К. Маркс, без транспорта невозможно ни одно производство и транспорт представляет собой органический элемент самого производства. Нельзя произвести продукцию (изделие), не передвигая предмет обработки, т.е. сырье, заготовку полуфабрикат от станка к станку, с одного участка на другой, из цеха в цех на предприятии. Все эти перемещения осуществляются средствами внутрицехового и межцехового транспорта. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Такой транспорт называют внутрипроизводственный.

Кроме этой внутрипроизводственной функции транспорт выполняет другую функцию – «транспортировку готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т . 24. С. 170. Перемещая продукцию между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляетсвязи, порождаемые территориальным разделением труда(рис. 1.1).

Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, он составляет самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения выполняет в основномтранспорт общего пользования– железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальные виды транспорта, куда относят трубопроводный транспорт, высоковольтные линии передач, подъездные пути предприятий, связывающие их с магистральной сетью путей сообщения. Вместе с системой складов эти виды транспорта являются материальной системой обращения.

Транспортс одной стороны являетсячастью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, с другой стороны он сам каксубъект рынкапродает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта по-разному оказывают услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортника является производительным трудом, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20 %, а по некоторым грузам достигает 45-50 %.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *