Можно ли оставлять груз на весу – Экзаменационные вопросы для стропальщиков

Содержание

Каким должно быть расстояние между поворотной частью стрелового самоходного крана и другими предметами?

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм. 49.Что такое шаг свивки?

Полный оборот пряди вокруг органического сердечника.

50.Укажите минимальное число проколов каждой прядью при заплетке канатов диаметром до 15 мм.

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
До 15 4

51.Укажите минимальное число проколов каждой прядью при заплетке канатов диаметром до 22,5 мм?

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
От 15 до 28 5

52.Сколько проколов должно быть сделано каждой прядью при заплетке петли стропа из стального каната диаметром 20 мм?

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
От 15 до 28 5

53.Можно ли оставлять груз на весу?

Нельзя.

54.Что должно быть сделано перед перемещением груза краном в горизонтальном направлении?

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

55.Каким может быть минимальное расстояние по горизонтали на высоте 2-х метров от уровня земли между выступающими частями башенного крана, штабелями груза и строениями?

Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм.

56.Допускается ли опускание груза вблизи стены, станка или оборудования?

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

57.Как должен производится подъем и перемещение мелкоштучных грузов?

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств.

58.Что должен предпринять стропальщик для предотвращения самовольного разворота громоздких грузов при подъеме и перемещении?



Во время работы крана не допускается оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Запрещается направлять груз при помощи собственного веса или руками. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины.

59.Можно ли поднимать груз, вес которого неизвестен?

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

60.От кого крановщик обязан принять сигнал «Стоп»?

От любого лица.

61.При какой скорости ветра должна быть прекращена работа с краном?

Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана указанной в паспорте. Но не более 10 м /с на высоте 10 м.

62.Каким должен быть проход между штабелями груза?

Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы.
Места и порядок складирования грузов указываются в проектах производства работ, технологических картах или ИТР ответственным за безопасное производство работ. Укладывать грузы, необходимо сохраняя проходы шириной не менее 1 м и проезды шириной в зависимости от применяемых транспортных средств.

63.Допускается ли подъем груза с находящимися на нем людьми?

Не допускается перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.
Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, и только в специально спроектированной и изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора.



64.Под чьим руководством должна производится работа по подъему и перемещению груза двумя или несколькими кранами?

Подъем и перемещение груза несколькими кранами допускаются в отдельных случаях. Такая работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза. При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана

.Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

65.Правила подъема предельного груза.

При подъеме предельного груза поднять груз на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза. Опустить груз на землю (площадку) и после подать команду на подъем и перемещение.

66.Что входит в вес груза?

В вес груза входит:
масса тары;
масса материала перемещаемого в таре.

67.На каком расстоянии от основного откоса канавы устанавливается кран, если глубина канавы 1м, грунт — глина?

Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5 Правил. Установка крана зависит от глубины котлована (канавы) и вида грунта. В данном случае минимальное расстояние 1 м.

68.На каком расстоянии от основания откоса, канавы устанавливается кран если глубина канавы 2 м, грунт песчаный?

Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5 Правил. Установка крана зависит от глубины котлована (канавы) и вида грунта. В данном случае минимальное расстояние 3 м.

69.Всегда ли стреловые самоходные краны должны быть установлены на все дополнительные опоры?

При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.

70.Какой угол допускается при установке крана КС-3562 на выносных опорах?

Допустимый угол наклона указывается в паспорте крана, но не более 3 град.

71.Какой угол допускается при установке крана К-162 на выносных опорах?

Допустимый угол наклона указывается в паспорте крана, но не более 3 град.

72.Как определить правильность установки крана относительно веса поднимаемого груза?

Вылет стрелы крана определяющий его грузоподъемность должен соответствовать весу поднимаемого груза. Необходимо наблюдать за указателем грузоподъемности установленного на стреле крана.

73.Какие требования при подъеме груза краном считать правильными?

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 — 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

74.Какие грузы запрещается поднимать кранами?

Запрещается поднимать груз, вес которого неизвестен, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива.

75.Кто проводит полное техническое освидетельствование крана?

Техническое освидетельствование крана должно проводиться инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов при участии инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

76.С какой нагрузкой испытываются стропы?

Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии — изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.

77.Какой нагрузкой испытываются грузозахватные приспособления после изготовления?

Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии — изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.

78.Укажите периодичность осмотра стропов владельцем с записью в журнале?

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:

стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

79.Когда должно производится технологическое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений (стропов)?

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

80.Как должно исполнятся, сопряжение петли стропа с крюком?

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:
— с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
— с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
— путем заливки легкоплавким сплавом;
— другим способом в соответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

81.Как организовано изготовление стропов?

Грузозахватные приспособления должны быть изготовлены в соответствии с Правилами, государственными стандартами, проектами, техническими условиями и другими нормативными документами. Должны изготавливаться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями Правил, государственных стандартов и других нормативных документов, и имеющих разрешение (лицензию) территориальных органов Госгортехнадзора России на изготовление грузозахватных приспособлений и тары.
Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии — изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.

82.Какие требования предъявляются при подъеме и опускании груза, установленного вблизи стены, штабеля, вагона?

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

83.Каковы правила подъема предельного груза?

При подъеме предельного груза поднять груз на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза. Опустить груз на землю (площадку) и после подать команду на подъем и перемещение.

84.Сколько весит 1 м 3железа?

7800 кг.

85.Можно ли производить подъем груза с косым натяжением грузовых канатов (косая чалка)?

Не допускается подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.

86.Где и как должны храниться стропы?

При хранении стропов должна исключаться возможность воздействия на них атмосферных осадков, агрессивных сред, механических воздействий, а также использование их посторонними лицами.

87.По каким признакам подбираются стропы?

Стропы подбираются в зависимости от габаритов и веса перемещаемого груза, а также с соблюдением угла между ветвями стропа не более 90 градусов.

88.Каковы сроки периодических осмотров стропов?

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

89.Какие надписи должны быть на таре для подъема сыпучих грузов?

— предприятие-изготовитель;
— номер;
— собственная масса;
— вид материала для которого она предназначена;
— наибольшая допустимая масса зачерпнутого материала.

 

90.Каков наибольший допустимый угол между ветвями стропов?

 

Расчетную нагрузку отдельной ветви многоветвевого стропа назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного 90 град.

91.Какой канат является канатом крестовой свивки?

Проволока в прядях скручена в одну сторону, а пряди в другую.

92.Назовите сроки проведения периодических осмотров тары.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
траверс, клещей и других захватов и тары — каждый месяц;
стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с Правилами.

93.На какую высоту необходимо поднять груз для проверки правильности строповки и надежности действия тормозов?

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 — 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

94.Чем должна обеспечить администрация предприятия стропальщика?

— производственной инструкцией;
— схемами строповки грузов;
— таблицей весов наиболее часто встречающихся грузов;
— исправными грузозахватными приспособлениями;
— при перемещении длинномерных грузов крючьями, оттяжками;
— спецодеждой;
— средствами индивидуальной защиты (каска).

95.Кто обязан присутствовать при подъеме груза на который не разработаны способы строповки?

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

96.По требованию каких лиц стропальщик подвергается внеочередной проверке знаний производственной инструкции?

Лицо по надзору за безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Инспектор Госгортехнадзора

97.Какие работы разрешается производить грузоподъемными кранами?

Грузоподъемными кранами разрешается производить только те работы, которые предусмотрены в инструкции завода изготовителя.

98.Назовите сроки проведения периодических осмотров траверс.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
траверс, клещей и других захватов и тары — каждый месяц;
стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с Правилами.

99.Следует ли ежедневно проводить осмотр стропов, клещей, траверс перед началом работы?

Стропальщики должны производить осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.

100.Что обозначает сигнал: рука согнута в локте, прерывистое движение руки вниз перед грудью, ладонью вниз?

Опустить груз или крюк.

101.Что обозначает сигнал: прерывистое движение руки вниз перед грудью, ладонь вниз, рука согнута в локте?

Опустить груз или крюк.

102.Что обозначает сигнал: рука согнута в локте, прерывистое движение вверх руки перед грудью ладонью вверх?

Поднять груз или крюк.

103.Как подать сигнал «Повернуть стрелу»?

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы.

104.Как подать сигнал «Передвинуть кран»?

Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения.

105.Что обозначает сигнал: движение вытянутой руки ладонью по направлению требуемого движения?

Передвинуть кран (мост).

106.Что обозначает сигнал: подъем вытянутой руки, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонью вверх?

Поднять стрелу.

107.Как подать сигнал: «Передвинуть тележку»?

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения.

108.Что обозначает сигнал, подаваемый следующим образом: резкое движение руки вправо влево на уровне пояса, ладонь вниз?

«Стоп» (прекратить подъем или передвижение).

 

cyberpedia.su

3.4.2. Требования безопасности при подъеме и перемещении грузов грузоподъемными механизмами

3.4.2.1. Масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема.

Нагрузка на грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления не должна превышать их грузоподъемности.

3.4.2.2. Для грузов, у которых имеются петли, цапфы, рымы, разрабатываются схемы их строповки. Для грузов, не имеющих таких устройств, разрабатываются способы строповки, которые должны быть указаны в планах производства работ. Схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов вывешиваются на рабочих местах.

3.4.2.3. Подъем груза, на который не разработана схема строповки, производится в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.4.2.4. Грузы, подвешиваемые к крюку грузоподъемного механизма, должны быть надежно обвязаны так, чтобы обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении.

3.4.2.5. Для обвязки предназначенного для подъема груза применяются чалочные приспособления, соответствующие массе и специфике поднимаемого груза.

3.4.2.6. Канаты или цепи должны накладываться на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекруток. На острые грани поднимаемого груза под канат или цепь устанавливаются подкладки, предохраняющие стропы от повреждений.

3.4.2.7. Строповка поднимаемого груза за выступы, штурвалы, штуцера и другие устройства, не рассчитанные для его подъема, не допускается.

3.4.2.8. Забракованные съемные грузозахватные приспособления, а также не имеющую бирки (клейма) немаркированную и поврежденную тару оставлять в местах производства работ не допускается.

3.4.2.9. Из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к проводимым работам.

3.4.2.10. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены предупреждающие знаки безопасности.

3.4.2.11. Подъем тяжелого груза двумя или более полиспастами осуществляется под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.4.2.12. Груз для его перемещения в горизонтальном направлении должен быть предварительно поднят не менее чем на 0,5 м над встречающимися на пути предметами.

3.4.2.13. Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания или сползания. Для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки необходимо уложить прочные подкладки.

3.4.2.14. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительной проверки прочности несущих конструкций не допускается.

3.4.2.15. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами:

а) оставлять груз в подвешенном состоянии;

б) поднимать, перемещать людей не предназначенными для этих целей грузоподъемными механизмами;

в) производить подъем, перемещение грузов при недостаточной освещенности;

г) подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов;

д) поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность механизма, примерзший или защемленный груз, груз неизвестной массы;

е) оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также выравнивать его положение собственной массой;

ж) освобождать с помощью грузоподъемного механизма защемленные грузом стропы, канаты, цепи;

з) работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы;

и) производить одновременно подъем и опускание двух грузов, находящихся в непосредственной близости.

3.4.2.16. Поднимать груз необходимо строго отвесно, крюк грузоподъемного механизма следует устанавливать непосредственно над грузом.

3.4.2.17. В случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом ограждается и вывешиваются плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт».

3.4.2.18. Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости грузоподъемного механизма и надежности действия тормоза, и только после этого груз следует поднимать на требуемую высоту. Для исправления строповки груз должен быть опущен.

3.4.2.19. Направлять канат руками при наматывании его на барабан не допускается.

3.4.2.20. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания и закручивания стропов.

3.4.2.21. При подъеме груза одновременно двумя лебедками скорости навивки канатов на барабаны должны быть одинаковыми.

3.4.2.22. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом не допускается:

а) находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;

б) применять удлиненный (против штатного) рычаг;

в) переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.

3.4.2.23. При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат должны находиться на одной прямой.

3.4.2.24. Эксплуатация рычажных лебедок не допускается:

а) при проскальзывании каната при изменении направления движения рукоятки прямого хода;

б) при недостаточном протягивании каната за один ход;

в) при свободном проходе каната в сжимах тягового механизма;

г) при резке предохранительных штифтов или фиксаторов.

3.4.2.25. При подъеме груза лебедкой с электрическим приводом смену хода с прямого на обратный необходимо производить с остановкой лебедки; при подходе груза к крайним положениям — с замедлением хода.

При сильном нагреве электродвигателя, катушек электромагнита, резисторов, подшипников; при сильном искрении щеток электродвигателя; при появлении дыма, запаха гари; при ощущении действия тока при соприкосновении с деталями лебедки работа должна быть прекращена. 

studfiles.net

Выбор и расчёт грузовых стропов для перемещения грузов

1. Подбор стропов к перемещаемым грузам

Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.

При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине — теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).

При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.

Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – не рекомендуемая зона захвата груза

2. Выбор грузового стропа

Определив массу поднимаемого груза, далее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).

Рис.2. Схема натяжения стропа.

3. Способы расчета усилий в ветвях стропа

1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так
S = G•g/(k•n•cosα), (1)
где: S — Натяжение ветви стропа. H (кгс)
G – Вес груза. H (кгс)
g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2 )
n – Число ветвей стропа.
α – Угол наклона ветви стропа (в градусах).
2. Заменив для простоты расчета ~1/cosα коэффициентом m, получим
S = m•G•g/(k•n), (2)
где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали;
при α = 0º — m = 1
при α = 30º — m = 1,15
при α = 45º — m = 1,41
при α = 60º — m = 2,0.

Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k,
где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату.
S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс).
k – должен соответствовать указанием таблицы — коэффициент запаса прочности:
для цепных = 5
для канатных = 6
для текстильных = 7.

Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1:
Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).

n1248
k110,750,75
αº15º20º30º40º45º60º
m11,041,061,161,311,412

4. Примеры.

Пример №1.

При подъеме груза массой 1000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем
S = 1,42•10 000•9,8/(4•0,75) = 46 390 Н,
Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна ~50 кН.

Пример №2.

При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу
S = G•С•g/(А •n•k).
Нагрузка на одну ветвь стропа S = 10 000•3000•9,8/(2110•4•0,75) = 46 450 Н, т. е. также равна ~50 кН.

Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.

Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.

Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.

Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.

Масса груза, кгУгол между ветвями стропа
60°60°90°90°120°120°
24242424
5302,51,2531,53,51,7552,5
6303,151,573,781,894,452,226,33,15
8004,22,14,52,255,752,8884
100052,55,752,787,63,8105
12500,253,137,253,6394,512,56,25
1600849,64,811,285,64168
200010511,55,7514,257,132010
250012,56,2514,57,2517,758,8825,612,8
320016819,29,622,5611,283216
400020102311,528,514,254020
50002512,528,7514,3835,517,755025
630031,515,7537,818,944,4222,216331,5
80004020462356,7528,338040
10000502552,528,757135,510050
1250062,531,2572,536,25904512562,5
1600080409648119,856,416080
200001005011557,5142,571,25200100

При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.

5. Техническое освидетельствование грузозахватных средств

Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат (табл. 3) перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.

Таблица.№ 3. Нормы и сроки освидетельствования грузозахватных средств.


Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.

Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200 – 300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды.

Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным. Остаточные деформации, определяют сопоставлением номинальных размеров элементов грузозахватного приспособления до испытания с фактическими размерами после испытания.

Если детали приспособления получили недопустимые по нормам остаточные деформации, то к эксплуатации оно допускается только после тщательного осмотра и пересчета на новую грузоподъемность, а также после последующего испытания. К испытанному приспособлению прикрепляют бирку, на которой указывают номер, грузоподъемность, дату испытания.

Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.

На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Ростехнадзора России.

kanatservice.ru

Производство работ с грузами на строительной площадке

Строительные машины и оборудование, справочник

Производство работ с грузами на строительной площадке

Категория:

   Такелажные работы

Реклама партнеров:

Производство работ с грузами на строительной площадке

Наиболее полную последовательность операций, выполняемых при перемещении грузов на строительной площадке, можно рассмотреть на примере монтажа сборных конструкций здания или сооружения. В состав операций входят (рис. 1): подготовка конструкций к строповке; строповка; подъем и перемещение; установка конструкций и временное крепление; выверка и постоянное крепление конструкции в соответствии с проектом; расстроповка; возвращение крана для строповки новой конструкции.

Совокупность этих операций составляет цикл монтажа конструкций здания или сооружения. Рассмотрим более подробно операции цикла, в которых принимает участие стропальщик.

Подготовка конструкции к монтажу заключается в проверке годности конструкции, подборке грузозахватных приспособлений и переводе (при необходимости) конструкции в рабочее положение (кантовка).


Осмотр конструкции является обязанностью стропальщика, работающего на складе и осуществляющего ее строповку. Внешний осмотр выполняют так же, как и при приемке изделий и конструкций на приобъектном складе. Погнутые выпуски арматуры лучше всего выправлять арматурным ключом; при этом надо следить за тем, чтобы не скололся бетон около выправляемого стержня. Наплывы бетона удаляют с помощью молотка и скарпеля. Закладные детали зачищают металлической щеткой. Снег, грязь и наледь убирают щеткой или скребком. Не разрешается подтапливать снег и лед горячей водой.

Одновременно с проверкой геометрических размеров изделия стропальщик наносит недостающие осевые и другие риски, необходимые для точной установки изделия на предусмотренное проектом место. На бетонные поверхности риски наносятся черным карандашом, на металлические — зубилом или мелом.

Рис. 1. Схема выполнения операций при монтаже сборных конструкций зданий и сооружений

Кроме перечисленного при подготовке некоторых конструкций к монтажу, их обстраивают необходимыми приспособлениями для временного крепления. Так, до подъема колонны одноэтажных производственных зданий, к ее верху прикрепляют лестницу и подмости для того, чтобы по окончании монтажа можно было стоять на подмостях и устанавливать на колонну предусмотренную проектом конструкцию (ферму, балку и т.п.).

Перед тем, как застроповать конструкцию, стропальщик подбирает грузозахватные устройства, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза и подвешивает их на. крюк крана. Затем убеждается, что груз стоит на прокладках, подкладках или основании и ничем не защемлен. Примерзшие к земляному основанию изделия сдвигаются с помощью лома; кран в этом случае используется только для поддержки высоких изделий, чтобы исключить их опрокидывание. При необходимости конструкции переводят в рабочее положение кантовкой вручную или с помощью кантовальных механизмов и приспособлений.

Большинство изделий в строительстве стропуют за монтажные петли, заделанные в тело изделия, при этом крюк захватного устройства свободно заходит в зев петли. При строповке стропальщик обязан заводить крюки грузозахватного устройства с внешней стороны конструкции в сторону ее центра тяжести, иначе защелка крюка при подъеме может упасть внутрь крюка и при ослаблении стропа произойдет расстроповка конструкции.

Крепить стропы при строповке груза необходимо за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, цапфы, рымы и т.п. Неиспользованные для зацепления груза концы многоветвевого стропа закрепляются за навесные звенья стропа так, чтобы при перемещении груза краном эти концы не задевали за встречающиеся на пути предметы.

Использовать вместо стропов проволоку или поднимать груз с зацеплением за обвязочную проволоку можно только в исключительных, технически обоснованных случаях в строгом соответствии с инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия, и при условии, если в отраслевых правилах безопасности не содержится прямого запрещения на такое использование. Для обвязки и подъема строительных грузов, а также во всех других случаях, где обвязка и подъем груза выполняют с помощью инвентарных стропов, применение проволоки не допускается.

Прежде чем подать сигнал о подъеме стропальщик обязан убедиться, что конструкция надежно застропова-на и ничто не мешает ее подъему, а также проверить, нет ли на ней или внутри нее посторонних предметов, не может ли она зацепиться за что-нибудь во время подъема и перемещения. Следует также убедиться в устойчивости крана. Если монтаж ведется самоходными стреловыми кранами, необходимо проверить по указателю грузоподъемности на стреле крана, что установленный машинистом вылет стрелы соответствует массе поднимаемого груза.

Подъем и перемещение груза выполняют в две стадии. Сначала груз поднимают на высоту 200…300 мм и проверяют правильность строповки, равномерность натяжения стропов, действие тормозов крана. Только после этого подают сигнал о дальнейшем подъеме и перемещении груза. Стропальщик может находиться около поднимаемого груза до тех пор, пока груз не поднимется на высоту до 1 м, затем он обязан отойти и наблюдать за перемещаемым грузом из безопасной зоны.

Рис. 2. Правила перемещения грузов над штабелями, строениями, предметами (а), строительными лесами (б), над перекрытиями и площадками, где могут находиться люди (в)

При подъеме груза, установленного вблизи строений, штабелей и т.п., не разрешается нахождение людей (в том числе такелажников) между поднимаемым грузом и указанными штабелями, строениями и т.п., так как вследствие возможного ошибочного включения крановщиком механизмов крана или раскачивания груза человек может быть им зажат. Указанное правило безопасности необходимо также строго соблюдать и при опускании груза.

Расстояние от низа перемещаемого груза по вертикали до наиболее выступающих частей зданий, штабелей и т.п. должно быть не менее 0,5 м, до строительных лесов — не менее 1 м, до перекрытий и площадок зданий, где могут находиться люди — не менее 2,3 м (рис. 2).

Поднимать груз следует плавно, без рывков, раскачивания, вращения и строго вертикально. Особенно осторожно следует поднимать конструкции, установленные в кассетах, кондукторах, на стендах. Чтобы избежать вращения, а также иметь возможность направлять и предохранять конструкцию от раскачивания, к ней прикрепляют оттяжки из пеньковых, капроновых или тонких стальных канатов, которыми удерживают конструкцию в нужном положении.

Для разворота длинномерных и громоздких грузов, перемещаемых краном, должны применяться специальные крючья соответствующей длины. К длинномерным относятся грузы, у которых размеры сечения гораздо меньше их длины (доски, бревна, трубы и т.п.). Громоздкими считаются такие грузы, которые при перемещении их кранами могут зацепиться за оборудование, части зданий, штабели и т.п. Перечень громоздких и длинномерных грузов устанавливается администрацией предприятия и указывается в производственной инструкции.

Во время подъема, перемещения и опускания груза не допускается поправлять грузозахватные устройства на весу, а также оттягивать груз, так как это может привести к самопроизвольному расцеплению стропов или опасному раскачиванию груза.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, исключающее возможность падения, опрокидывания или сползания груза. На место укладки груза должны быть предварительно уложены прочные подкладки для того, чтобы стропы или цепи грузозахватного устройства могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Укладывать и разбирать штабеля следует равномерно без нарушения установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов.

При производстве такелажных работ запрещается:
– подъем и перемещение груза, масса которого превышает грузоподъемность крана;
– подъем груза, засыпанного землей или защемленного другими предметами;
– освобождение с помощью крана защемленных грузозахватных устройств;
– погрузка или разгрузка автомашины при нахождении в ее кабине людей;
– подъем груза, не имеющего маркировки и если масса его превышает 500 кг;
– нахождение строповщика в кузове транспортного средства после застроповки груза;
– подача груза в оконные или дверные проемы зданий без устройства специальных выносных площадок;
– подъем и перемещение груза при неисправных приборах безопасности и тормозах крана;
– оставлять груз в подвешенном состоянии во время перерыва или по окончании работы;
– подтаскивание груза крюком крана при наклонном положении грузовых канатов;
– подъем и перемещение груза с находящимися на нем людьми;
– загромождение кранового пути посторонними предметами;
– расстроповка незакрепленного груза. Подъем кирпича на строящееся здание должен производиться в контейнерах или на огражденных поддонах. Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов допускается подъем кирпича на строящееся здание на неогражденных поддонах при условии удаления людей из зоны перемещения грузов. Порядок подъема кирпича должен быть отражен в ППР. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается также при погрузке и разгрузке с автомашин на землю и обратно.

Использование для подъема и перемещения людей грузоподъемных машин, механизм которых оборудован фрикционными или кулачковыми муфтами включения, применение расплавленного металла, ядовитых, взрывчатых веществ и сосудов, находящихся под давлением, не разрешается. В случае перемещения баллонов с газами электрическими талями или кранами их необходимо помещать в специальный контейнер, а крюк снабжать предохранительным замком. Для этой работы можно применять краны общего назначения кроме случая, когда в баллоне находится ядовитый газ. При подъеме баллонов с ядовитыми газами механизмы подъема груза и изменения вылета крюка должны иметь тормоза. Конструкции контейнеров, применяемых в данном случае, разрабатываются предприятием, использующим краны для перемещения баллонов.

Подъем людей краном в специальной люльке, подвешенной к крюку крана, разрешается в исключительных случаях, когда невозможно применение для этой цели специального оборудования, например, телескопической вышки, и когда подъем не является повседневной операцией, предусмотренной технологией производства. Подъем может быть разрешен главным инженером предприятия после разработки мероприятий, обеспечивающих полную безопасность поднимаемых людей. Устойчивость люльки при этом обеспечивается соответствующим положением ее центра тяжести. Зев крюка должен быть снабжен предохранительным замыкающим устройством. Люлька постоянно должна быть в поле зрения крановщика, а перемещение должно производиться строго по сигналам; при этом используются самые малые скорости, допускаемые при работе грузоподъемного механизма. Необходимым условием является также полная исправность крана, опытность и дисциплинированность крановщика, а также присутствие инженерно-технического работника, ответственного за подъем. В условиях производства строительно-монтажных работ подъем людей кранами запрещен.

Перемещение грузов над производственными или служебными помещениями при нахождении в них людей может допускаться руководством предприятия (стройки) в исключительных случаях после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми могут находиться люди, допускается в исключительных случаях при разрыве между горизонталями работ не менее пяти этажей. Если такой разрыв обеспечить нельзя, то нахождение людей на этажах в той захватке, где производится перемещение грузов, не допускается.

Зона, опасная для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления грузов, должна быть обозначена хорошо видимыми предупредительными знаками. Границы опасной зоны и способ ее ограждения указываются в проекте производства работ. Для стреловых самоходных кранов с дизель-электрическим и дизель-гидравлическим приводами, а также кранов с механическим приводом, снабженных дополнительным устройством, удерживающим от падения стрелу крана, граница опасной зоны при вращении крана на 360° определяется следующим образом: при высоте подъема груза до 4 м расстояние по горизонтали от места возможного падения груза до границы опасной зоны должно быть не менее 2,2 м, при высоте до 6 м — не менее 2,8 м, при высоте до 10 м — не менее 4,3 м, но не менее габарита поднимаемого груза. При подъеме грузов стреловыми самоходными кранами всех моделей на высоту от 10 до 100 м граница опасной зоны определяется также, как и для башенных кранов.

Установка и работа стреловых, самоходных кранов (кроме железнодорожных) на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 36 В должна производиться по наряду-допуску. Указанное расстояние (30 м) должно приниматься от крайнего провода ЛЭП до оси крюка в пределах его рабочих вылетов и при вращении крана на 360°.

Установка и работа стрелового самоходного крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП или воздушной электирческой сети должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного -за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Ответственный должен расписаться в наряде-допуске и обеспечить выполнение указанных в нем безопасных условий работы.

Наличие на стреловом самоходном кране прибора, сигнализирующего об опасном приближении стрелы крана к находящемуся под напряжением проводу, не освобождает администрацию от выдачи наряда-допуска.

В путевом листе крановщика стрелового крана администрация должна поставить штамп о запрещении самовольной установки крана для работы вблизи ЛЭП без наряда-допуска.

При производстве строительно-монтажных работ на-ряд-допуск должен быть подписан главным инженером или главным энергетиком строительно-монтажной организации. При производстве работ в охранной зоне ЛЭП или в пределах установленных для этих линий разрывов наряд-допуск может быть выдан только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей ЛЭП.

Время действия наряда-допуска на производство работ краном вблизи ЛЭП определяется организацией, выдавшей наряд. В наряде-допуске должно быть указано время (число, месяц, год) начала и время окончания работы. Если указанные в наряде-допуске условия работы изменились’, то должен быть выдан новый наряд-допуск.

Работать стреловые самоходные краны под неотк-люченными контактными проводами городского транспорта могут при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

При соблюдении этих условий выдача наряда-допуска не требуется.

При работе вблизи ЛЭП башенных, портальных и железнодорожных кранов наряд-допуск крановщику может не выдаваться, но на установку таких кранов в охранной зоне (разрывах) воздушных ЛЭП должно быть получено от владельца сети разрешение вместе с паспортом крана. Условия работы башенного крана вблизи ЛЭП при выполнении строительно-монтажных работ должны быть отражены в ППР.

Порядок выдачи наряда-допуска и порядок инструктажа рабочих устанавливается приказом по предприятию, организации, стройке.

Такой же работой с повышенной опасностью, как и работа вблизи линий электропередачи, является перемещение ррузов одновременно двумя кранами. Опасность может возникнуть вследствие неправильного распределения нагрузок на краны, расцепления груза со стропами из-за несогласованных действий (крановщиков или разных скоростей механизмов подъема и перемещения кранов, участвующих в работе, раскачивания груза при наклонном положении канатов.

В связи с этим совместная работа двух и более кранов по подъему, перемещению и кантованию грузов массой, превышающей грузоподъемность каждого из них, допускается в отдельных случаях, когда такое использование кранов не является повседневной технологической операцией. Наиболее часто для этих целей используют краны мостового типа, условия и порядок работы которых определяются предприятием, производящим работы краном.

Могут быть применены два варианта подъема и перемещения груза двумя кранами: с помощью траверсы и без нее. При работе без траверсы должно быть обеспечено: правильное распределение нагрузки на краны, горизонтальное положение груза и возможность перемещения его на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов, вертикальное положение канатов крана. При применении для этих целей стреловых самоходных кранов работа должна выполняться по проекту или технологической карте, разработанных специализированной организацией, одной из функций которой является разработка проектов производства работ при помощи кранов. В этой документации должны быть схемы строповки и перемещения грузов с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также требования к подготовке и состоянию кранового пути И другие указания по безопасному подъему и перемещению груза.

Рекомендуется для выполнения такой работы применять однотипные краны, преимущественно одной и той же модели, так как при этом легче соблюдать основное требование по обеспечению безопасности при подъеме и перемещении: сохранение вертикального положения грузовых канатов и правильное распределение на каждый кран нагрузки, которая не должна превышать их суммарной грузоподъемности.

Работа по подъему и перемещению грузов двумя или несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника.

СНиП III—4-80* запрещает выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в открытых местах при силе ветра 6 баллов (скорость ветра 9,9… 12,4 м/с) и более, а также при гололедице, сильном снегопаде, дожде и грозе.Нельзя работать на монтаже и строповке глухих панелей при силе ветра 5 баллов (скорость ветра 7,5…?,8 м/с). При отсутствии точных данных о скорости ветра разрешается пользоваться шкалой Бофорта.

Работа любого крана при низкой температуре окружающего воздуха должна прекращаться при достижении допустимого значения, указанного заводом-изготовителем в паспорте крана. В случае, если в паспорте крана не указано допустимое для его работы значение температуры воздуха, то кран перестает работать при температуре воздуха минус 20°. При необходимости использования таких кранов при температуре воздуха ниже минус 20° следует произвести химический анализ и механические испытания металла, а также установить возможность работы этих кранов при более низких температурах, руководствуясь государственными стандартами или техническими условиями.

Места производства работ по подъему и перемещению грузов должны быть хорошо освещены. Искусственное освещение строительной площадки выполняется согласно предварительно составленному проекту, в котором должны быть указаны: источник света, освещенность, система освещения, осветительные приборы и места их размещения на площадке, напряжение и схема питания осветительной установки, места расположения групповых щитков и трассы электросети, меры защиты от поражения электротоком. Работа в неосвещенных местах запрещается.

При расчете освещения необходимо вводить коэффициент запаса, учитывающий снижение за счет уменьшения светового потока источника света, загрязнение осветительной арматуры и т.п. Коэффициент запаса на строительной площадке принимается: для ламп накаливания — “1,3, для люминисцентных ламп и прожекторов — 1,5.

На строительной площадке обычно применяется искусственное освещение двух систем: общее и комбинированное (в последнем случае к общему добавляется местное освещение, концентрирующее световой поток непосредственно на рабочие места). Чтобы избежать больших световых контрастов между рабочим местом и окружающим пространством, доля общего освещения в комбинированном должна составлять не менее 10%.

Для дополнительного освещения мест производства работ применяются инвентарные прожекторные вышки. Прожекторы для освещения необходимо располагать на такой высоте, которая позволила бы избежать ослепляющего действия светового потока на работающих. Все переносные устройства следует подключать шланговыми кабелями (типа КРПТ, ГРТС) или гибкими многожильными (типа ПРГ) в резиновых шлангах. Осветительные установки подлежат обязательному заземлению.

Временная электропроводка на строительной площадке должна быть выполнена изолированным проводом и подвешена на высоте не менее 3,5 м над проходами и 6 м над проездами. Необходимо избегать прокладывания воздушных линий в местах интенсивного движения транспорта и работы грузоподъемных механизмов.

В местах,где люди могут быть травмированы грузом, не допускается нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе. Особо опасно нахождение людей возле работающего стрелового или башенного крана, так как не исключена возможность зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана или его выносными опорами. Для предупреждения таких случаев стропальщик обязан находиться в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.

При эксплуатации башенных кранов контрольный груз, выполненный в виде железобетонного блока, должен постоянно находиться на строительной площадке крановых путей для обеспечения периодического испытания ограничителя грузоподъемности крана.

В кабине управления башенного крана и на месте производства работ вывешивается список наиболее часто перемещаемых грузов с указанием их максимальной массы, а также список лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и за содержание крана в исправном состоянии. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны, такие списки должны быть выданы на руки.

Каждый грузоподъемный кран должен быть снабжен табличкой с указанием: наименования завода-изго-товителя, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового номера крана. Кроме того, на всех кранах, находящихся в работе, должны быть крупные надписи, обозначающие регистрационный номер, грузоподъемность и дату испытания крана.

Реклама:


Читать далее: Корпусные детали дизельных двигателей

Категория: — Такелажные работы

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Инструкция по охране труда для лиц, работающих с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола.

( ! ) Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; plgSystemSEOGenerator has a deprecated constructor in /var/www/vhosts/uk-sng.ru/httpdocs/plugins/system/seogenerator/seogenerator.php on line 36
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0006402256{main}( )…/index.php:0
20.16761608976Joomla\CMS\Application\SiteApplication->execute( )…/index.php:49
30.16761608976Joomla\CMS\Application\SiteApplication->doExecute( )…/CMSApplication.php:196
40.16761608976Joomla\CMS\Application\SiteApplication->initialiseApp( )…/SiteApplication.php:212
50.20081845824Joomla\CMS\Application\SiteApplication->initialiseApp( )…/SiteApplication.php:686
60.21752173176Joomla\CMS\Plugin\PluginHelper::importPlugin( )…/CMSApplication.php:625
70.21762175712Joomla\CMS\Plugin\PluginHelper::import( )…/PluginHelper.php:182

www.uk-sng.ru

Правила строповки груза при выполнении грузоподъемных, такелажных работ

Стропальщик — востребованная профессия. Его задача — правильная строповка (обвязка) груза, подача команд крановщику при выполнении такелажных работ — подъема, перемещения, опускания. Работа очень ответственная. От правильной строповки зависят, в первую очередь, жизни людей, а также сохранность груза и работоспособность машины. Для безопасного проведения технологических операций от стропальщика требуются определенные знания, которые он получает при прохождении обучения с получением соответствующего удостоверения.

Выполнение работ по перемещению грузов лучше доверить профессионалу. Но, честно говоря, почти каждому у кого есть частный дом или дача, работающему на производстве приходилось быть стропальщиком. Кому-то домой привезли плиты и их нужно выгрузить. Кто-то заказал кирпич, бетонный забор, септик или трубы. Или нужно срочно снять с платформы контейнер или киоск. Ситуации, когда требуется заниматься строповкой груза непрофессионалу, возникают достаточно часто и базовые знания здесь никогда не помешают. Даже несмотря на то, что в таких случая как правило, погрузкой-выгрузкой руководит крановщик.

Какие бывают грузы?

Грузы классифицируются по следующим признакам:

— тип (штучные, насыпные, штабелируемые, жидкие, газообразные (в баллонах))
— масса (легковесные — до 250 кг; тяжеловесные — 0,25-50 тонн, весьма тяжеловесные — более 50 тонн)
— габарит (габаритные, негабаритные, длинномерные)

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема строповки

Схема стоповки — чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

— перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

— перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

— типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.



— строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

— строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж — рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр — масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” — примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Обвязка груза

Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:

— свободная укладка
— “на удавку”

Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки.
При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы.
При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.

Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки

Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:

— затяжка груза петлей — минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке
— свободная укладка на 2 стропах — плюс 100%
— угол между ветвями 45 град. — минус 10%
— угол между ветвями 90 град. — минус 30%

Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.

Зацеп груза ветвевыми стропами

При строповке груза ветвевыми стропами следует соблюдать следующие правила:

— размер крюка должен подходить к величине петли или рым-болта и свободно в них входить. Вставлять крюк в петлю следует как указано на рисунке ниже
— крюки стропов устанавливаются от центра тяжести груза
— все предусмотренные изготовителем груза петли (рымы) должны быть захвачены крюком. Зацеп груза не за все предусмотренные детали может вызвать его повреждение или разлом.
— 90 градусов — максимальный угол между стропами

Есть три основных вида стропов — цепные, канатные и текстильные. Наиболее уязвимыми в плане эксплуатации являются текстильные. Их не рекомендуется использовать мокрыми на морозе (лед может вызвать их разрушение), нельзя подвергать воздействию открытого огня, концентрированных щелочей и кислот. Для предотвращения разреза их нужно очень осторожно применять на грузах с острыми кромками и защищать прокладками.
Крайне нежелательно выполнять работы при сильных порывах ветра.
Для подачи команд крановщику применяются специальные слова, имеющие следующее обозначение:

— “вира” — поднимай
— “майна” — опускай
— “харе” — стоп

Огромный выбор такелажа в интернет-магазине КРЕПКОМ — канатные, цепные, текстильные стропы, талрепы, зажимы, коуши, захваты, крюки и другие изделия.

Полезные советы 16.02.2018 11:12:44

krepcom.ru

Использование грузоподъемных и транспортных средств

Кто может работать с грузоподъемными и транспортными механизмами?

Кранами и погрузочно-транспортными механизмами могут управлять лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.

Часто кранами, конвейерами и другими подъемно-транспортными устройствами, установленными на технологической линии ремонта в ремонтной мастерской, работают непосредственно сами рабочие, которых периодически обучают правилам работы с подъемно-транспортными механизмами и устройствами, инструктируют о безопасных приемах зачаливания и транспортирования грузов.

Какая периодичность контроля технической исправности подъемно-транспортных механизмов?

Грузоподъемные машины, постоянно находящиеся в работе, периодически освидетельствуют не реже чем через 12 месяцев, а редко используемые — через каждые 3 года.

Грузозахватные приспособления периодически осматривают: траверсы — через каждые 6 месяцев; клещи и другие захваты — через месяц; стропы — каждые 10 дней. Внеочередное освидетельствование грузоподъемных устройств проводят после их капитального ремонта.

Как документально оформляют освидетельствование?

Результаты осмотров заносят в специальный журнал учета грузоподъемных устройств. Обязательно проставляют дату осмотра каждого грузоподъемного механизма, грузоподъемность, фамилию лица, ответственного за эксплуатацию данного подъемного механизма.

По каким признакам выбраковывают стальные канаты?

Стальные канаты изымают из эксплуатации по износу и предельному количеству оборванных проволок на одном шаге свивки с одним органическим сердечником (табл. 4).


Таблица 4. Нормы браковки стальных канатов на грузоподъемных машинах — число обрывов на длине одного шага свивки, при котором канат бракуют





Число обрывов при перво- начальном коэффициенте запаса прочности
Конструкция каната Свивка каната до 6 6-7

свыше 7

6х9(1 + 6+12) + 10с Крестовая 12 14 16
Односторонняя 6 7 8
6×37(1 + 6+12+18) + Крестовая 22 26 30
+ 10с Односторонняя 11 13 15
6×61(1+6+12+ 18 + Крестовая 36 38 40
+ 24) +10с Односторонняя 18 19 20
6Х19(1 + 6+6) + 10с Крестовая 36 38 40
Односторонняя 18 19 20

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов па шаге свивки, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии со следующими данными:


Уменьшение первоначального диамет­ра проволок в результате поверх­ностного износа или коррозии, % 10 15 20 25 30 и более
Число обрывов проволок на одном шаге свивки, % от норм, указанных в таблице 4 85 75 70 60 50

При износе или коррозии, достигших 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат выбраковывают.

Запрещается вместо стандартных чалочных приспособлений использовать непроверенные канаты, цепи и любые резиновые клиновидные ремни.

Какие меры безопасности обязательны при выполнении грузоподъемных операций?

Соблюдают установленную грузоподъемность механизмов. Цепи и канаты на поднимаемый груз накладывают равномерно, чтобы на них не образовывались узлы и не было их перекручивания. Недопустимо косое натяжение цепей и канатов, так как это приводит к раскачке груза при его подъеме.

Чтобы цепи и канаты не перетирались на острых ребрах груза, в местах перегиба подкладывают специальные подкладки.

При подъеме двигателей, задних и передних мостов тракторов и комбайнов, металла различного профиля и других подобных грузов используют специальные схватки, клещи, струбцины.

Груз поднимают плавно, без рывков. В горизонтальной плоскости его перемещают на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

Опускают груз также плавно. Груз освобождают от строп, цепей, схваток и других подобных приспособлений только после надежной установки его на место.

Запрещается:

1) использовать стропы и цепи, срощенные болтами, а также соединять стропы после зачаливания груза посредством болтов, ломиков и других предметов, так как при внезапном случайном разъединении они могут нанести работающим травму; 2) браться за коробку кнопочного управления грузоподъемным механизмом влажными или масляными руками, чтобы избежать электротравмы; 3) находиться под перемещающимся грузом; 4) оставлять захватные устройства, зачаленные на грузе и присоединенные к крюку подъемного устройства.

Категорически запрещается оставлять груз на весу.

Какие меры безопасности обязательны при пользовании внутрицеховым транспортом?

К управлению электрическим погрузчиком и электрокарами допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления ими, а автопогрузчиками — имеющими права водителя автомашины.

Скорость движения электрокара в ремонтной мастерской, на поворотах, при выезде из-за углов зданий и в узких местах не должна превышать 0,8 м/с (3 км/ч).

Нельзя открывать ворота, нажимая на них платформой электрокара, вилочным захватом авто- или электропогрузчика или перевозимым грузом.

Перевозимый груз не должен ухудшать обзорность, касаться поверхности пути движения, выступать за боковые края транспортного средства.

Устраняет неисправности в электрокарах и электропогрузчиках, за исключением замены перегоревших предохранителей, обязательно монтер, а не сам водитель.

Запрещается:

1) поднимать и перевозить груз, центр тяжести которого расположен на большем, чем это рекомендовано заводской инструкцией, расстоянии от передних стенок вил или превышающий по массе номинальную грузоподъемность погрузчика; 2) оставлять погрузчик с поднятым грузом.

Можно ли работать на автопогрузчике с неравномерным давлением в шинах?

Нельзя. При неравномерном давлении в шинах нарушается продольная и поперечная устойчивость погрузчика, что при движении с грузом может привести к опрокидыванию.

При торможении автопогрузчика с неравномерно накачанными шинами возможны его занос в сторону, падение груза и травмирование водителя.

Какие меры безопасности соблюдают при передвижении грузов на транспортерах?

Необходимое условие — устойчивая укладка груза. Нельзя поправлять груз при его движении. Включают транспортеры прерывного действия по сигналу. Возле движущегося транспортера нельзя находиться людям.

Какие меры безопасности соблюдают, если электропогрузчик работает в цехах с атмосферой, насыщенной взрывоопасными парами?

Электропогрузчики, работающие в цехах со взрывоопасными парами, должны быть без дефектов, ведущих к искро-образованию (нельзя оставлять на батареях инструмент или металлические предметы, допускать ослабление контактов в батарее и т. д.). При коротком замыкании немедленно выключают аккумуляторную батарею. Запрещается работать со снятым щитом панели электродвигателя и со снятой крышкой аккумуляторной батареи.

ohrana-bgd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *