Морские перевозки грузов в Санкт-Петербурге. Перевозка грузов морем, морским транспортом по России и СПб
Морская перевозка грузов – действенное решение для транспортировки всевозможных грузов в любую точку мира. Наиболее популярными направлениями нашей транспортной компании является транспортировка в Россию из стран Юго-Восточной Азии, США, Европы и Латинской Америки.
Компания Артмарин — это команда опытнейших профессионалов, которые осуществляют контроль за всем процессом контейнерной перевозки морским транспортом вашего груза.
Оcновные плюсы перевозки грузов морским транспортом в контейнерах
Высокая грузоподъемность – морские судна позволяют транспортировать грузы больших объемов и габаритов;
Экономичность – это показатель особенно выгоден для больших партий товаров, предназначенных для перевозки на далекие расстояния;
Качественная сохранность с учетом всех запросов клиента;
Доступность для всех видов грузов – доставка в контейнерах доступна для любых грузов – наливных, сыпучих, сборных, небезопасных, быстро портящихся, негабаритных и т.д.
Что входит в комплекс услуг
Перевозка морем включает в себя:
- Исследование подходящего маршрута для перевозки грузов морскими путями.
- Комплекс услуг по загрузке и разгрузке товара.
- Доставку груза «от порта до порта».
- Сопровождение груза профессиональными экспедиторами.
- Оперативное заполнение всей необходимой документации, в том числе и таможенной.
- Целый спектр страховых услуг, которые значительно снижают все транспортные риски.
- Профессиональные консультации квалифицированных юристов.
- Юридически грамотное оформление всей сопроводительной документации.
Даже самые далекие страны становятся ближе, когда имеется четкое представление, как быстро и своевременно осуществить перевозку грузов морскими путями из одного уголка Земли в другой. Надежная транспортировка в контейнерах, которую осуществляет наша компания, позволит доставить Ваш груз в место назначения в самый кратчайший срок.
Наша команда трудится для того, чтобы у Вас не возникло никаких сложностей осуществляя как международные, так и морские перевозки грузов по России
a-rt-marine.com
ПЕРЕВОЗКА МОРСКАЯ — это… Что такое ПЕРЕВОЗКА МОРСКАЯ?
– перевозка морем грузов и пассажиров, осуществляемая государственными пароходствами на судах, принадлежащих СССР. К П. м. в заграничном плавании допускаются на началах взаимности и суда, плавающие под иностранным флагом. В большом и малом каботаже (см.) использование иностранных судов допускается только в исключительных случаях, по согласованию министерств внутренней и внешней торговли и морского и речного флота. П. м. регулируется Кодексом торгового мореплавания СССР (СЗ 1929 г. Х°. 41, ст. 366 с последующими изменениями), постановлениями Правительства СССР, приказами и инструкциями (правилами перевозок, тарифными руководствами) Министерства морского и речного флота, а также приказами Министерства внутренней и внешней торговли.П. м. производятся на основе утверждаемого Советом Министров СССР гос. плана П. м. По установленному порядку наряду с годовым планом утверждаются квартальные планы П. м. с помесячной их разбивкой. Утверждённое плановое задание доводится до морского перевозчика и грузоотправителя. Выполнение его составляет основную обязанность предприятий морского транспорта (пароходства, порта, судна) и грузоотправителей. Непосредственно из гос. плана П. м. в его месячном уточнении между государственным морским пароходством и указанным в плане грузоотправителем возникает обязательство.
Содержание его заключается в обязанности пароходства в установленные сроки предоставить годные к использованию по назначению суда и в обязанности грузоотправителя в установленные сроки использовать эти суда для загрузки их грузами, предусмотренными планом. За неисполнение обязательства установлена гражданско-правовая санкция.
Пароходство уплачивает штраф за непредоставление тоннажа по установленному графику и за опоздание в подаче судов. Грузоотправитель уплачивает штраф за непредъявление грузов к перевозке и за простой судов вследствие несвоевременного предоставления грузов, задержки грузовых работ, производимых отправителем, или других зависящих от него причин.Размеры указанных штрафов, порядок их взыскания, условия освобождения от них установлены действующими нормами (см. СЗ 1934 г. № 35, ст. 281; № 51, ст. 402).
П. м. осуществляется по договорам. Договорные отношения по перевозке грузов между государственными морскими пароходствами и хозяйственными организациями устанавливаются следующим образом. На основе годового плана между пароходством а грузоотправителем заключается специальный договор, имеющий целью правильную организацию отношений между сторонами по выполнению плана и определяющий порядок предъявления грузов, подачи судов, их использования и т. п. Однако незаключение такого договора не освобождает стороны от исполнения указанного выше обязательства, возникающего непосредственно из планового задания, и от ответственности за его невыполнение. В развитие и во исполнение упомянутого годового договора между пароходством и грузоотправителем заключаются договоры морской перевозки грузов, по которым перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти данный груз из одного места в другое морским путём, а отправитель (фрахтователь) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).
Догооор П. м. может быть заключен либо с условием предоставления для перевозки всего или части судна, либо без такого условия. В первом случае имеет место договор цертепартии (чартер). Чартер заключается при морской транспортировке массовых грузов, когда отправитель может своим грузом заполнить всё судно или определённую часть его. При договоре чартера судно предоставляется на определённый рейс. В чартере устанавливаются все основные условия перевозки. Кодекс торгового мореплавания требует, чтобы во всяком случае в чартере были указаны: наименование сторон, размер фрахта, обозначение груза, место погрузки, место назначения или направления судна. В практике торгового мореплавания большим распространением пользуются типовые формы чартеров для разных грузов и разных направлений перевозок.
Договор П. м. может быть заключён и в форме предоставления судна не на определённый рейс (или рейсы), а на определённое время. В этом случае договор называется тайм-чартер. Когда груз является не массовым и перевозится без условия о предоставлении грузоотправителю всего судна или определённой части его, то договор П. м. совершается путём выдачи перевозчиком грузоотправителю коносамента {см.). Но и при П. м. по чартеру перевозчик по требованию отправителя должен выдать коносамент. Перевозки только по коносаменту (без составления чартера) применяются при регулярных рейсах.
Сторонами в договоре П. м. являются перевозчик (фрахтовщик) и отправитель (фрахтователь).
Получатель груза, не будучи стороной в договоре, участвует в отношениях по перевозке: его права основываются на коносаменте. При договоре П. м. перевозчик обязан предоставить судно, своевременно доставить в обусловленное место груз и сдать его в порту назначения, а отправитель – сдать обусловленный груз к перевозке, уплатить фрахт (провозную плату), обеспечить своевременное принятие перевезённого груза. Предоставляемое для перевозки судно должно быть заблаговременно приведено судовладельцем в мореходное состояние, т. е. полностью подготовлено к совершению данного конкретного рейса с обусловленным грузом. Должно быть предоставлено именно то судно, которое предусмотрено договором.
Государственное морское пароходство при перевозке грузов государственных и кооперативных организаций СССР имеет право заменить обусловленное судно другим судном, полностью удовлетворяющим условиям перевозки груза, предусмотренного для заменяемого судна, и без ущерба для своевременной доставки груза (СЗ 1934 г. № 51, ст. 402).
Как правило, отправитель обязан подать груз к борту судна. Подъём груза на судно, а также укладка (т. н. стивидорные работы) производятся перевозчиком. Но по соглашению сторон или в соответствии с обычаями порта эти обязанности могут быть распределены между сторонами и иначе. За простой судна по вине отправителя последний должен заплатить перевозчику контрсталийные, или демередж (штраф за простой), размеры которого определяются договором либо обычаями порта, а в некоторых случаях – утверждёнными тарифами. При досрочной погрузке судовладелец уплачивает отправителю премию-диспач, устанавливаемую обычно в половинном против демереджа размере.
При перевозке грузов государственных и кооперативных организаций на советских судах размер контрсталийных (демереджа) и диспача определяется: по заграничным перевозкам – договором, по перевозкам в большом и малом каботаже – в тарифном порядке.
Фрахт (провозная плата) уплачивается, как правило, не вперёд, а только за перевезённый груз, по принципу: «нет груза – нет фрахта». Размер фрахта устанавливается в договоре или в тарифном порядке. Государственные и кооперативные организации уплачивают фрахт и при сдаче груза к перевозке в порядке, определённом правилами о расчётах между социалистическими организациями (лимитированными чеками Госбанка, в порядке централизованных или особых расчётов через Госбанк).
Принятие доставленного в порт назначения груза производится грузополучателем. Ответственность перед перевозчиком за непринятие груза, если она не будет снята включением в договор специальной оговорки, несёт грузоотправитель.
Морской перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза с момента принятия его к перевозке и до момента выдачи его. Ответственность морского перевозчика за сохранность груза ограничена в двух отношениях. Он освобождается от ответственности за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке груза в срок, если эти явления произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть устранены заботами добросовестного перевозчика. В ст. 116 Кодекса торгового мореплавания к таким обстоятельствам отнесены непреодолимая сила, опасности или случайности на море, свойства груза и др.
Ограничен также размер ответственности морского перевозчика (см. ст. 118 и гл. 10 Кодекса торгового мореплавания).
Во время нахождения судна в море ему и грузу, находящемуся в нём, непредвиденными обстоятельствами могут быть причинены всякого рода потери и повреждения. Эти потери и повреждения носят название аварии (см.).
Для рассмотрения требований, вытекающих из договора П. м., установлен претензионный порядок. Морское пароходство обязано ответить на заявленную претензию в трёх- или шестимесячный срок, в зависимости от характера требования. В случае полного или частичного отклонения претензии или нерассмотрения претензии в указанные сроки может быть предъявлен иск. Ст. 241 Кодекса торгового мореплавания устанавливает одно- и двухгодичный срок давности и определяет начало течения этих сроков в зависимости от предъявленного требования. Иски, вытекающие из договора П. м., предъявляются в суде – по месту нахождения морского пароходства. Споры о переборах разрешаются не в судебном, а в административном порядке. Споры, вытекающие из морских экспортно-импортных перевозок, как правило, рассматриваются Морской арбитражной комиссией (см.) при Всесоюзной торговой палате. О международной П. м. см. Советское морское право.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.
soviet_legal.academic.ru
Морские перевозки грузов
Использование морского транспорта для перевозки происходит уже десятки столетий. Доставка товаров морем – самый древний способ грузоперевозок. Именно в далекие времена зародилось первое подобие мультимодальных перевозок: по суше грузы перемещались с помощью животных и людской силы, дальнейший путь пролегал по рекам и через моря. На сегодняшний день сама концепция морских перевозок груза существенных изменений не претерпела. Изменились лишь виды морского и речного транспорта. Он стал современным и вместительным. Кроме того, на смену гребцам пришли современные двигатели.
Перевозка грузов морским транспортом по праву является одним из самых доступных видов грузоперевозок в финансовом плане. Это объясняется тем, что морской путь сам по себе уникален: в отличие от автомобильного или железнодорожного полотна его не нужно постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Все ремонтные работы дорожного покрытия на суше связаны с вложением денег, что отражается в конечном итоге на стоимости грузоперевозок. Кроме того, часть автодорог является платными. Все эти факторы в процессе морских грузоперевозок отсутствуют, что благоприятно отражается на стоимости перевозки.
С использованием морских путей можно доставлять различные товары. Это большой процент жидких наливных грузов, таких, как нефть и продукты ее переработки, газ, все виды сыпучих грузов (минералы и полезные ископаемые, зерно). Активно используется морской транспорт для перевозки древесины, автомобилей, продуктов питания и товаров народного потребления. Определенные виды транспорта осуществляют доставку пассажиров. Основная часть клиентов, пользующихся услугами доставки грузов морским путем это вовсе не сами производители товаров, а крупные компании-грузоперевозчики. Но, кроме грузоперевозчиков существует ряд промышленных корпораций, обладающих собственным грузовым флотом.
Морские грузоперевозки являются зачастую связующим звеном в сфере мультимодальных перевозок. Доставка грузов морем необходима при отсутствии альтернативных видов транспорта при грузоперевозках. Авиаперевозки, конечно, могут выступить в качестве замены, но это слишком дорогой вид доставки груза.
Плюсами в использовании морского транспорта при грузоперевозках является сочетание цены и качества. Также, сюда можно отнести гарантию доставки товара в надлежащем состоянии и отсутствие риска утраты перевозимого груза. Это связано с тем, что весь груз перевозится в контейнерах, а территории портов тщательно охраняются.
Минусами морских перевозок грузов можно считать невысокую скорость перевозки и зависимость от погодных условий. Но, по мнению большинства клиентов пользующихся морскими грузоперевозками, преимущества данного вида перевозок с лихвой покрывают его недостатки. Именно рост популярности перевозок грузов морским путем свидетельствует о том, насколько это выгодно и удобно.
Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить «лайки/нравится». Ваш блог «Диспетчер грузоперевозок».
dispetcher-gruzoperevozok.biz
морская перевозка — с русского на английский
См. также в других словарях:
МОРСКАЯ ПЕРЕВОЗКА — в соответствии со ст. 2 КТМ под морской перевозкой понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций по перемещению пассажиров, грузов и багажа морским транспортом. См. также Договор морской перевозки груза; Договор … Юридический словарь современного гражданского права
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — Морская арбитражная комиссия при Торгово промышленной палате Российской Федерации один из старейших и известных в мире специализированных постоянно действующих арбитражных (третейских) судов, преемник Морской арбитражной комиссии при… … Википедия
ПЕРЕВОЗКА МОРСКАЯ — – перевозка морем грузов и пассажиров, осуществляемая государственными пароходствами на судах, принадлежащих СССР. К П. м. в заграничном плавании допускаются на началах взаимности и суда, плавающие под иностранным флагом. В большом и малом… … Советский юридический словарь
Морская почта — Почтовая марка для морской почты (Мексика, 1875, 35 сентаво) Корабельная почта (иногда также судовая почта, морская почта, пароходная почта, водная почта) имеет следующие значения: Плановая перевозка почты судами на регулярных линиях. Почтовая… … Википедия
Перевозка пассажиров грузов (клади) и известий — (корреспонденции; сюда же относят и передачу по телеграфу депеш) составляет предмет особой юридической регламентации, имеющей длинную историю. В римском праве П. сливается с договором подряда (см.). Возчик обязывается за определенную плату… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Перевозка пассажиров, грузов и известий — (клади) (корреспонденции; сюда же относят и передачу по телеграфу депеш) составляет предмет особой юридической регламентации, имеющей длинную историю. В римском праве П. сливается с договором подряда (см.). Возчик обязывается за определенную… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Коносамент — (Consignment) Определение коносамента, разновидности и функции коносамента Информация об определении коносамента, разновидности и функции коносамента Содержание Содержание Обозначение Разновидности и чартер как правовая основа морских перевозок… … Энциклопедия инвестора
Морское право — (международное морское частное право) подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложнённые иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с… … Википедия
Природный газ — (Natural gas) Природный газ это один из самых распространенных энергоносителей Определение и применение газа, физические и химические свойства природного газа Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Торговое право — в широком смысле обнимает всю совокупность норм, регулирующих торговлю: государственных, полицейских, международных и частных. В тесном и обычном смысле слова под Т. правом разумеют нормы, регулирующие положение в гражданском быту и отношении как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Коносамент — Ценные бумаги Акция Обыкновенная … Википедия
Книги
- Международная морская перевозка груза. Право и практика, Кокин Александр Сергеевич, Книга содержит материал для анализа и решения сложных вопросов практики перевозки грузов, возникающих из взаимосвязи международных договоров купли-продажи товара, перевозки груза, его… Издатель: Инфотропик Медиа, Производитель: Инфотропик Медиа, Подробнее Купить за 1421 грн (только Украина)
- Международная морская перевозка груза. Право и практика, Кокин Александр Сергеевич, Книга содержит материал для анализа и решения сложных вопросов практики перевозки грузов, возникающих из взаимосвязи международных договоров купли-продажи товара, перевозки груза, его… Издатель: Инфотропик, Подробнее Купить за 1323 руб
- Международная морская перевозка груза Право и практика 2 издание, Кокин А., Книга содержит материал для анализа и решения сложных вопросов практики перевозки грузов, возникающих из взаимосвязи международных договоров купли-продажи товара, перевозки груза, его… Подробнее Купить за 1155 руб
translate.academic.ru
Морские перевозки | Good Logistics
Перевозка грузов с помощью морского транспорта это простой и самый дешевый тип транспортировки. Морской транспорт – основной внешнеторговый транспорт.
Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Еще со школьной скамьи все знают, что большая часть планеты Земля покрыта водой. Поэтому морской транспорт – единственный вид сообщения между странами и народами, сохранившийся с древнейших времен. Возникает вопрос: нужна ли перевозка грузов морем сейчас, в век современных технологий и развитой авиации?
Выгоды перевозки грузов морем
- Это наиболее дешевый, безопасный и удобный вид. Если вам нет необходимости спешить с доставкой груза – выбирайте доставку морским путем и экономьте деньги.
- Грузовые перевозки морем – это возможность транспортировки грузов больших объемов. Габариты грузов практически не ограничены, т.к. пропускная способность морского транспорта очень высока.
Морские перевозки контейнеров из Европы
Контейнерные перевозки товаров – идеальный вариант для владельцев крупных и мелких партий грузов. При этом все это не обойдется дорого, т.к. наша компания предоставляет возможность отправки сборного груза. Вам не придется долго ожидать доставки искомого товара – наши специалисты подберут вам максимально быстрый вариант, поскольку перевозки данного вида часто заказываются как юридическими, так и физическими лицами. Перевозки морем на европейском плече, тем не менее, часто конкурируют с автомобильными, основные параметры которые могут склонить чашу весов как в одну, так и в другую сторону – скорость и цена.
Морские перевозки контейнеров – это практично и удобно, т.к.:
- их использование защищает груз от:
– механических повреждений;
– возможных преступных посягательств;
– неблагоприятных природных факторов;
- вы экономите свои деньги – перевезти товар в контейнере, значит уменьшить себестоимость грузоперевозки;
- гарантируется сохранность товара – при смене вида транспорта его не нужно будет лишний раз перегружать.
Морские перевозки грузов из Китая
Китай – достаточно давно востребованное направление грузоперевозок. Это одна из самых населенных стран на планете, с развитой на данный момент экономикой и инфраструктурой. Товары с надписью «made in China» можно найти в любом доме или офисе: начиная от сувениров и детских игрушек и заканчивая крупной бытовой техникой. Естественно, морские перевозки грузов из Китая в Россию получили широкое распространение.
Компания «Гуд Лоджистикс» давно работает с данным маршрутом, поэтому процесс перевозки осуществляется четко и без перебоев. Безоговорочное преимущество морских перевозок из Китая – отрегулированные транспортные пути и долгосрочные партнерские отношения.
Кроме того, наша компания дает вам возможность заказать морские перевозки из Китая «под ключ», то есть товар будет доставлен не только до пункта выгрузки, но и до нужного места назначения. Таким образом, клиент может не беспокоиться за доставку товаров до порта и от него.
Морские перевозки из США
Еще одно активно развивающееся направление перевозок – доставка грузов в Соединенные Штаты и из них. Специфика расположения данной страны такова, что существует выбор только из двух вариантов: авиа либо морские перевозки, т.к. сухопутного соединения с Россией не имеется. Однако стоимость межконтинентальной авиаперевозки часто заставляет отдать предпочтение более длительному, но менее дорогому способу доставки. Поэтому часто именно морские перевозки из США – оптимальный вариант для многих компаний.
Компания «Гуд Лоджистикс» предлагает:
- консультации по вопросам морских перевозок в Америку;
- разработку оптимальной схемы маршрута с учетом всех ваших пожеланий;
- полный расчет стоимости;
- подготовку полного комплекта документов для таможенного оформления;
- фрахт судов, если в этом есть необходимость;
- доставку груза в порт назначения и из него;
- услуги по страхованию груза;
- юридическо-правовую поддержку.
Сейчас, при все возрастающем спросе на гибкие транспортные решения в области морских перевозок, ООО «Гуд Лоджистикс» возьмет на себя ваши заботы.
См. также:
Рассчитать стоимость морской перевозки
Терминология морских перевозок, сокращения, условия морских перевозок.
goodlogistics.ru
3.1. Понятие договора морской перевозки груза
3.1. Понятие договора морской перевозки груза
В подавляющем большинстве случаев основанием возникновения обязательств по перевозке грузов является договор. Подходя к определению понятия договора перевозки груза, необходимо помнить, что данный правовой институт входит как в состав норм национального гражданского права, так и международного частного права, в случае осуществления перевозки между пунктами различных государств. Рассматривая вопрос о видах договора перевозки, российские правоведы обычно ограничиваются выделением договоров перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом. К этому, как правило, добавляется тезис о том, что на морском транспорте перевозки внутри страны называются каботажем. При этом различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов) [82] .
В силу того, что больший удельный вес морских перевозок приходится на международное сообщение, целесообразно рассмотреть понятие договора морской перевозки грузов в рамках российского законодательства, с учетом особенностей договора международной морской перевозки.
Для выяснения сущности и определения понятия договора морской перевозки груза необходимо выявить место, значение и роль данного договора в системе обязательств. С этой целью прежде всего обозначим место рассматриваемого договора в системе смежных договоров.
Известно, что договор морской перевозки груза относится к группе договоров перевозки груза, являющихся разновидностью договора перевозки. Договор перевозки в свою очередь относится к транспортным договорам (см. схему 1).
Схема 1
Место договора морской перевозки груза в системе договоров

Рассмотрим интересующий нас договор как юридический факт, лежащий в основе обязательственного правоотношения. Такой подход позволит нам перейти к определению места договора морской перевозки груза в системе транспортных обязательств – разновидности обязательства по оказанию услуг.
Место договора морской перевозки груза в системе обязательств представлено на схеме 2.Схема 2
Место договора морской перевозки груза в системе обязательств
На основе представленных схем проследим, какую роль играет договор морской перевозки груза в системе обязательств.
Согласно статье 307 ГК РФ «обязательство – это гражданское правоотношение между двумя лицами, одно из которых обязано совершить в пользу другого определенные действия, либо воздержаться от определенного действия, а последний в праве требовать выполнение этих действий либо воздержаться от выполнения определенных действий». Такова сущность обязательства как гражданско-правового института.
В зависимости от характера опосредуемого сторонами обязательства перемещения материальных благ, выделяются различные группы обязательств, к одной из которых относится обязательство по предоставлению услуг, в силу которого одно лицо обязано по заданию другого лица оказать определенные услуги, а другое лицо обязано оплатить эти услуги.
Одним из видов обязательств по предоставлению услуг являются транспортные обязательства, которые обладают специфическими чертами.
Это обусловлено тем, что деятельность по перевозке грузов заключается в оказании особых нематериальных услуг, направленных на перемещение грузов в пространстве. При этом такая деятельность не сопровождается созданием новых предметов материального мира. Её сущность – в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза [83] .
Рассматривая договор морской перевозки груза в системе транспортных договоров, можно отметить, что он обладает чертами, характерными для договоров данной группы, а также договоров перевозки и договоров перевозки грузов.
Договор принято рассматривать в трёх его проявлениях: как основание возникновения обязательного правоотношения; как само правоотношение, возникшее из этого основания; и как документ, в котором закреплен факт установления обязательств.
С первой точки зрения, договор представляет собой юридический факт (сделку). Понятие договора-сделки раскрывается в ст. 420 ГК РФ, в соответствии с которой таковым признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Положения о договорах-сделках являются общими для всех видов договоров и объединены в подраздел «Общие положения о договорах» части первой ГК РФ.
Регламентация договоров – правоотношений осуществляется нормами второй части ГК РФ, посвященной отдельным видам обязательств, а также специальными законами.
Основанием возникновения обязательства по перевозке применительно к международному сообщению должен быть именно договор, тогда как обязательство выполнять внутренние перевозки может вытекать из административных актов (в условиях плановой экономики, например), которые имеют территориальное действие и не могут создавать обязательств по перевозке для иностранных юридических и физических лиц.
Общее определение договора перевозки груза дано в п.1 ст.785 ГК РФ. Под договором перевозки понимается такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Исходя из определения договора перевозки груза, содержащегося в ст.785 ГК РФ, данный договор следует признать реальным, двусторонним, возмездным. Существование на морском транспорте второго вида договора перевозки груза – чартера, имеющего консенсуальный характер, обусловило появление в КТМ РФ определения, отличающегося от определения договора перевозки груза по ГК РФ и указывающий на возможный консенсуальный характер договора.
Согласно ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозке груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) либо без такого условия.
А.Г. Калпин, комментируя данные положения, указывает: «В ст.785 ГК РФ говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, то есть ранее переданный, врученный ему отправителем груз. Ясно, что в этом случае договор перевозки конструируется как реальный, то есть такой, для заключения которого, помимо соглашения сторон, требуется передать груз перевозчику. Между тем договор фрахтования судна (чартер) не может быть признан реальным. Договор перевозки второго вида, то есть перевозки по коносаменту, также не всегда является реальным. Следовательно, договор морской перевозки груза может быть как консенсуальным, то есть таким, для заключения которого достаточно соглашения сторон, так и реальным» [84] .
Следует отметить, что сам ГК РФ не исключает подобного решения вопроса, предусматривая, что перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, и общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами (ст.784 ГК РФ). Как отмечает В.В. Витрянский, «представляется, что консенсуальный характер договора перевозки, когда обязанность доставить в пункт назначения определенный груз на согласованных сторонами условиях возникает не из факта передачи груза, а из соглашения сторон, является предпочтительным, в особенности с точки зрения защиты прав и законных интересов грузоотправителя» [85] .
В отношении международной морской перевозки груза определение данного договора можно обозначить как соглашение сторон, согласно которому одна сторона (перевозчик) принимает на себя обязательство доставить груз в порт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а другая сторона (отправитель или фрахтователь) обязуется уплатить установленную плату, при условии нахождения портов отправления и назначения на территории разных государств.
Договор морской перевозки на линейных судах, подтверждаемый коносаментом, в большинстве случаев является реальным. При бронирование места на судне он может носить консенсуальный характер. Договор фрахтования при международных морских перевозках всегда консенсуальный, независимо от того, к какому виду договора относит чартер морское законодательство той или иной страны: договор перевозки груза или договор найма судна.
Предметом договора и международной, и каботажной морской перевозки являются услуги по доставке вверенного перевозчику груза из порта отправления в порт назначения, которые чаще всего расположены на территории различных государств.
Услуги такого рода могут включать в себя не только собственно транспортировку груза, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, погрузку и выгрузку. Рассматривая эти действия в отдельности, можно говорить о сходности их предмета с другими гражданско-правовыми договорами. Например, обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договором возмездного оказания услуг. Но и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Основная же цель этого договора – транспортировка и доставка грузов морем в порт назначения. Именно она, а не сопутствующие ей моменты определяют юридическую природу договора и его место в системе обязательств.
Договор международной морской перевозки грузов как основание возникновения обязательства относится к международным транспортным обязательствам, выделяемых отдельным блоком в системе Особенной части международного частного права.
В российском морском праве предусмотрены два вида договора морской перевозки груза: с предоставлением для перевозки груза судна, его части или отдельных грузовых помещений (чартер) и без такого условия (договор по коносаменту). Чартер со всеми его особенностями охватывается конструкцией договора морской перевозки груза и включен законодателем в определение данного договора.
В иностранном морском законодательстве и мировой фрахтовой практике договор фрахтования судна (чартер) часто рассматривается как родовое понятие, охватывающие договоры нескольких видов: рейсовый чартер, тайм-чартер, бербоут-чартер. При этом каждому из них приписываются элементы имущественного найма [86] . Например, принятый во Франции Закон «о договорах фрахтования и морских перевозках» 1966 г. выделяют договор фрахтования (чартер) и договор морской перевозки груза в качестве двух самостоятельных обязательств [87] . Фрахтование на рейс понимается как предоставление всего судна или части судна в распоряжение фрахтователя в должном мореходном состоянии в течении рейса и принятие всех мер для выполнения рейса. Таким образом, с точки зрения французского права, перевозка груза в порт назначения и вручение его получателю не является целью договора фрахтования, поэтому договор фрахтования на рейс ни в коем случае не может быть отождествлен с договором перевозки. Судовладелец (фрахтовщик) принимает на себя лишь обязанности, касающиеся определенного судна. Следовательно, по французскому праву фрахтование на рейс имеет сходство с имущественным наймом хотя полностью с ним не совпадает.
Цель договора как в международной морской перевозке груза, так и в договоре морской перевозки груза в Российской Федерации – транспортировка и доставка груза в пункт назначения. Именно эта цель определяет правовую природу договора перевозки и относит его к группе обязательств по оказанию услуг.
Стороны договора. Вопрос о субъектном составе договора перевозки остается дискуссионным на протяжении многих десятилетий. Особое внимание специалистов в области гражданского права обращено к правовому статусу грузополучателя.
Субъектами обязательства по морской перевозке являются прежде всего перевозчик и грузоотправитель (фрахтователь). Неотъемлемым признаком, характеризующим фигуру перевозчика, является факт заключения договора перевозки груза от своего имени [88] . Осуществление в Российской Федерации видов деятельности, связанных с перевозкой грузов, подлежит лицензированию на основании положений Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [89] .
Перевозчиком может являться как собственник судна, так и лицо, эксплуатирующее судно на ином законном основании (фрахтователь судна по договору тайм-чартера или бербоут-чартера). Фрахтователь по рейсовому чартеру или отправитель груза по коносаменту также вправе вступить в субдоговор с третьим лицом – грузовладельцем. В этом случае, фрахтователь или отправитель будут выступать перед третьим лицом в качестве перевозчика.
Законодательство разных стран неоднозначно дает ответ на вопрос, кто является перевозчиком в международных морских грузоперевозках с выдачей коносамента. Однако данная проблема является насущной для всех участников международной торговли без исключения вне зависимости от того, в какой стране выдан коносамент [90] .
Вопрос о перевозчике возникает в том случае, когда перевозки с выдачей коносамента осуществляются на судне, которое сдано в тайм-чартер, то есть когда судно зафрахтовано на определенный срок. Отличительная особенность тайм-чартера состоит в том, что как собственник судна, так и его фрахтователь могут быть признаны перевозчиком. Отправитель же груза чаще всего находится в неведении относительно того, зафрахтовано судно или нет. И тем более, еще реже подобным знанием обладает третья сторона – добросовестный держатель коносамента. Общее правило для морских грузоперевозок заключается в том, что ответственность ложится на сторону, которая согласилась совершить перевозку груза. Однако в том случае, когда судно сдано в тайм-чартер, обязанность совершить перевозку распределена между судовладельцем и фрахтователем судна. Данная особенность в значительной степени и обуславливает существование проблемы определения перевозчика.
Брюссельская конвенция о коносаментах 1924 г. также не дает ответа на вопрос кто является перевозчиком. Из анализа текста этих правил можно сделать вывод, что под перевозчиком может пониматься как судовладелец, так и фрахтователь судна. Практического решения, кто из них и в какой ситуации должен считаться перевозчиком эта международная конвенция не предоставляет. Полагаем, что вопрос о перевозчике должен решаться на основе национального законодательства. Тем не менее, следует иметь в виду, что даже в рамках законодательства стран одной системы права данный вопрос может быть решен по-разному.
Наиболее разработанным в этой области является законодательство Англии. Это обстоятельство обуславливается, прежде всего, историческим значением этой страны в международных морских грузоперевозках, во-вторых, тем фактом, что на территории Англии находится международная морская организация и международный морской арбитраж и, в-третьих, тем опытом, который накоплен судами общей юрисдикции в данной сфере.
Согласно английскому законодательству, перевозчиком может считаться только одно лицо. Основное правило, сформулированное в английском законодательстве, гласит: «В ситуации, если существует тайм-чартер и заключен договор перевозки с выдачей коносамента, подписанного капитаном судна, перевозчиком должен быть признан судовладелец, так как он остается ответственным за подготовку судна к рейсу и, более того, капитан и команда являются его наемными работниками» [91] .
Английское законодательство при определении перевозчика делает акцент на то, кто является стороной в договоре перевозки груза и кто, судовладелец или фрахтователь, выписывает коносамент. Текст коносамента и подпись на лицевой стороне играют важную роль в процессе установления перевозчика. Анализ текста коносамента в ряде случаев позволяет установить содержание договора перевозки груза и определить, кто является перевозчиком и, соответственно, против кого должен быть подан иск.
В целом, можно выделить два основных фактора, которые имеют значение при решении проблемы определения перевозчика. Первый – это детальное исследование текста коносамента. Второй – не менее детальное исследование содержания договора перевозки, договора фрахтования и фактических действий сторон. Сложившаяся практика свидетельствует, что суды не придают превалирующего значения какому-либо одному из этих факторов, они используют любую возможность для того, чтобы выяснить истинные намерения сторон [92] .
Понятие «отправитель» может быть употреблено в двух различных значениях. Во-первых, под ним понимается сторона договора морской перевозки груза, заключенного без предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений, т. е. договора перевозки груза по коносаменту. Во-вторых, отправитель – это лицо, от своего имени сдавшее груз перевозчику. Во втором его значении указанное понятие охватывает лицо, вверяющее перевозчику (фрахтовщику) груз в соответствии с чартером, как тогда, когда это лицо совпадает с фрахтователем, так и тогда, когда оно им не является (например, при фрахтовании судна получателем). В этом же значении отправителем должно быть признано лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени, не вступая при этом в договор перевозки груза по коносаменту (при букировании места на судне покупателем груза и сдачи его перевозчику продавцом) [93] .
Фрахтователем признается лицо, которое заключило договор морской перевозки груза определенного вида – чартер. Фрахтователь нуждается в услугах по перевозке груза на определенных условиях. В этих целях он вступает в чартер – фрахтует судно. Судно может быть застраховано грузоотправителем – при приобретении груза на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) или КАФ (стоимость и фрахт) либо грузополучателем – при приобретении груза на условиях ФОБ и ФАС согласно Международным правилам толкования торговых терминов [94] .
Договоры КАФ, СИФ, ФАС, ФОБ являются разновидностью внешнеторговых договоров купли-продажи товаров, связанных с использованием морских судов. При заключении договоров купли-продажи на указанных условиях физическое вручение товара продавцом непосредственно покупателю исключается, поскольку последний отсутствует в пункте передачи. Физическое вручение товара заменяется его юридической передачей. Товар передается через посредничество перевозчика – путем сдачи товара на борт судна, направляющегося в согласованный порт назначения.
В юридической литературе вопрос о правовом положении получателя груза остается на сегодняшний день открытым. Проведено большое количество исследований, в которых рассматриваются и критикуются различные мнения о правовом положении получателя груза [95] . Следует отметить, что в процессе анализа приводятся аргументы, относящиеся к договорам перевозки применительно ко всем видам транспорта, без учета специфики морской перевозки с выдачей коносамента.
Необходимо согласиться с мнением В.В. Витрянского о том, что положение грузополучателя по российскому транспортному праву может быть объяснено только через конструкцию договора в пользу третьего лица, где получатель груза выступает в роли третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза. Говорить о получателе как о стороне договора перевозки груза можно лишь применительно к договору морской перевозки, оформляемому коносаментом, который имеет силу товарораспорядительной ценной бумаги [96] . Еще более категоричной позиции придерживается А.Г. Калпин, делая вывод о неприемлемости взгляда на получателя груза, перевезенного на основании чартера, как на третье лицо, в пользу которого заключен договор. Правомочия последнего основаны не на договоре в пользу третьего лица, а на коносаменте [97] . Данное обстоятельство связано не с особой конструкцией договора перевозки, а с тем, что коносаменты рассматриваются в качестве именных или ценных бумаг. Поэтому перевозчик, заключая договор перевозки, изначально берет на себя обязанности не перед грузоотправителем, а перед владельцем соответствующей ценной бумаги.
Таким образом, необходимо отметить, что по своему назначению и основным правовым признакам договор международной морской перевозки однотипен с договором перевозки внутреннего сообщения. Такое сходство обусловлено, с одной стороны, единством предмета обоих договоров (деятельность по перемещению груза), а с другой – широким использованием при выработке соглашений о международных сообщениях норм национального транспортного права [98] .
Отличия договоров международной морской перевозки груза от перевозки внутреннего сообщения состоят в следующем.
Во-первых, по источникам правового регулирования. Договор международной морской перевозки регламентируется прежде всего международными договорами, и только при их отсутствии – правилами национального законодательства, причем как отечественного, так и иностранного.
Во-вторых, одной из сторон договора международной морской перевозки является иностранное физическое или юридическое лицо (грузовладелец, перевозчик, получатель).
В-третьих, отличия имеются в порядке оформления договора перевозки (применения международного транспортного договора), в его условиях (сроки доставки, провозные платежи, ответственность перевозчика), а также в порядке разрешения возможных споров.
Как упоминалось выше, существуют две формы организации судоходства: линейное и трамповое, каждой из которой соответствует свой вид договора морской перевозки груза.
Трамповое судоходство требует детальной правовой регламентации условий выполнения перевозок, что достигается путем заключения договора в форме чартера.
При морской перевозке грузов на линейных судах взаимные права и обязанности сторон оформляются коносаментом.
В законодательно закрепленном в ст. 115 КТМ РФ определении проведено разграничение между двумя видами договора морской перевозки груза по эксплуатационному признаку. Обязательным признаком договора по чартеру указывается предоставление для перевозки груза судна, его части или отдельных помещений.
При заключении договора по коносаменту такое условие не предоставляется.
Основное различие двух видов договора состоит в том, что чартер – это всегда консенсуальная разновидность договора морской перевозки груза, тогда как договор по коносаменту может быть как реальным, так и консенсуальным.
Стороны договора. Фрахтовщик, в отличие от перевозчика, который от своего имени за вознаграждение осуществляет перевозку груза, обязуется по договору фрахтования (чартеру) предоставить для перевозки груза судно, его часть или определенные помещения.
Отправитель по договору морской перевозки груза без предоставления судна, его части или определенных судовых помещений является стороной договора, заинтересованной в перевозке груза.
П.5 ст. 115 КТМ РФ использует понятие «отправитель» и во втором значении как лицо, которое передает груз фрахтовщику в соответствии с чартером, если это лицо совпадает с фрахтователем и если оно им не является (например, при фрахтовании судна получателем).
В качестве контрагента фрахтовщика выступает вторая сторона чартера – фрахтователь.
КТМ РФ предусматривает обязательную письменную форму. Договор фрахтования оформляется двусторонним документом – чартером. В нем подробно излагаются условия перевозки груза. При трамповом судоходстве, где не существует заранее установленного направления рейсов и расписания движения судов, важное значение приобретают соглашение контрагентов по поводу того, между какими портами должен быть перевезен груз, срок прибытия судна под погрузку, продолжительность погрузочно-разгрузочных операций и т. д. Важными также являются данные о судне, его характеристиках, а также о видах и роде груза.
В коносаменте, подтверждающем заключение договора морской перевозки груза без предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений, большее внимание уделяется вопросам, касающимся груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы, характера и особенных свойств, а также внешнего состояния груза и упаковки. Это обусловлено спецификой линейного судоходства.
Основные различия двух видов договора морской перевозки груза сведены в таблицу 1.Таблица 1
Соотношение основных характеристик видов договора морской перевозки груза


Следующая глава >
law.wikireading.ru
Морская перевозка грузов: правила перевозки морским транспортом
Одним из основных лиц, ответственных за выполнение правил перевозки морским транспортом, является грузоотправитель, по заявке которого фиксируется начало выполнения морской перевозки, оплачивается морской фрахт судна и выпускаются товарораспорядительные документы на груз.
Важнейшим документом в области морских перевозок является коносамент, который выпускается судовладельцем, согласно данных предоставляемых грузовладельцем. Такие указания касаются прежде всего наименования груза, его количества, объема и веса .
Еще одним важным разделом морского коносамента, который заполняется морским агентом на основании правил перевозки морским транспортом, является реквизиты получателя груза, которые могут быть указаны отправителем. Отправитель груза, организуя морскую перевозку, может также дать указание агенту выпустить ордерный коносамент, то есть указать грузополучателя специальным ордером после доставки груза в морской порт назначения.
Морской коносамент на груз, перевозимый на морских судах, составляется в трех экземплярах, один из которых остается у грузовладельца и служит своего рода распиской судовладельца о принятии груза к перевозке, второй экземпляр может быть передан грузополучателю, если он определен на момент отправки груза.
Согласно существующим правилам перевозки морским транспортом, лицо, предъявившее в морском порту назначения все три экземпляра оригиналов коносамента, считается грузовладельцем и судовладелец обязан выдать груз именно ему.
Подавляющее большинство остальных правил перевозки морским транспортом относится к юридическим и коммерческим взаимоотношениям между морским агентом, представляющим интересы судоходной компании, выполняющей данную перевозку, и администрациями морских портов и касается особенности распределения ответственности за груз в процессе погрузки и разгрузки судна в морском порту.
trans-business.com