Консолидация товара это – Консолидация сборных грузов в логистике — способ оптимизировать затраты

Консолидация закупок — Ростовская Школа Логистики

При закупке однородных товаров (работ, услуг), необходимых одновременно нескольким предприятиям, возможно проведение консолидированных (совместных) закупок, в частности, материалов единой номенклатуры у одних поставщиков.

Консолидация закупок приводит к повышению эффективности закупок и производства за счет:

  • комплектующих для различных моделей изделий, способствующих сокращению производственных затрат;
  • сокращения числа поставщиков, установления с ними партнерских отношений; рационализации логистических процессов; расширения числа участников закупок;
  • повышения профессионализма лиц, осуществляющих закупочную деятельность; уменьшения затрат на материалы вследствие сокращения закупочных цен (получение скидок) при увеличении объема закупок;
  • сокращения транспортных расходов в связи со снижением числа закупок небольшими партиями материалов, повышения загрузки транспортных средств; снижения уровня суммарных запасов у потребителей; усиления контроля над расходами по закупкам;
  • сокращения издержек проведения закупочных процедур: расходов на заключение договоров и на поставку материалов, контроль их выполнения и, следовательно, снижение затрат на логистику закупок;
  • высокой производительности, в том числе при комплектации товаров и их отправке потребителям;
  • уменьшения брака в процессе производства при использовании более качественных материалов;
  • эффективного использования не только финансовых, но и кадровых, и временных ресурсов;
  • быстрой адаптация к изменению объемов поставок.

Консолидированные закупки, как правило, производят:

  • для групп взаимосвязанных предприятий, когда управляющая организация, например, холдинга или концерна, осуществляет закупку материалов для других предприятий группы;
  • для группы филиалов одного предприятия;
  • при централизованном снабжении нескольких организаций, закупающих однотипную продукцию, через крупные высокопроизводительные логистические центры.

Логистические центры по заказам клиентов и своим прогнозам формируют заявки поставщикам, принимают и хранят материалы, распределяют их между клиентами небольшими партиями. Современные логистические центры производят также маркировку, фасовку, упаковку, комплектацию, а иногда даже сборку промышленных товаров из хранимых в центре. Многие крупные сетевые торговые компании имеют собственные логистические центры.

Однако в пользу децентрализованных закупок у нескольких поставщиков говорит следующее:

  • излишняя централизация затягивает принятие управленческих решений и, как следствие, усложняет быстрое обеспечение внезапно возникших потребностей в материалах;
  • централизация далеко не всегда позволяет добиться экономии средств, у предприятий без широкой филиальной сети и отдельных предприятий, не входящих в крупные группы взаимосвязанных предприятий, вряд ли возможна консолидация закупок, сокращение количества закупочных процедур и экономия от централизации закупок;
  • конкуренция поставщиков побуждает их предложить меньшую цену и лучшие условия поставки;
  • повышается уверенность в поставках при форс-мажорных ситуациях: потребитель может переключиться на другого поставщика;
  • уменьшается взаимная зависимость поставщика и потребителя;
  • при консолидированных закупках, к сожалению, нередко процветает коррупция между поставщиками и централизованным закупщиком, что снижает ее целесообразность и эффективность.