Классификация жд пассажирских вагонов – Типы вагонов в пассажирских поездах. Виды и классы вагонов РЖД: маркировка и описания

Пассажирские вагоны: классификация видов, классы обслуживания

Железнодорожные поезда, используемые на пассажирских перевозках, подразделяются на пассажирские и скорые. Последние бывают двух типов: простые скорые и фирменные. Первое деление основано на расстоянии, которое проходят эти составы за определенное время. За счет менее длительных стоянок в пути, меньшего их числа скорый поезд движется быстрее обычного пассажирского. Фирменные поезда отличает уровень комфорта. Для него характерно собственное название. Особенностью отличаются их внутреннее и наружное оформление. Для пассажиров в таких составах имеются дополнительные удобства.

О категориях вагонов

Различные типы пассажирских поездов состоят из разных категорий вагонов. Их отличительные особенности заключаются в уровне комфорта, что отражается, как на их стоимости, так и на стоимости проезда. Компоновка пассажирских вагонов может предусматривать только кресла. Есть плацкартные вагоны. Бывает компоновка купе, а возможен люкс (второе название СВ) и мягкие. Имеющиеся отличия заключается, как  в комфортности, так и во вместимости.

Стоимость проезда также бывает разной. Самая низкая в общих вагонах, где места лишь для сидения. В люксе (СВ) предусматривается самая высокая цена. Стоимость зависит и от типа поезда. Если состав скорый или фирменный она процентов на 10 – 15 выше. Российскими железными дорогами для облегчения понимания причин разницы в цене введена классификация вагонов. Так, категория СВ, обозначенная как «Л» сообщает, что компоновка вагона – это двухместные купе. Люкс, обозначенный буквой «М» также представлен купе, однако имеет дополнение (ванная комната). Буква «К» сообщает, что компоновка вагона – купе, при этом в каждой кабине имеется четыре места. Обозначение «П» или «ПЛ» сообщает о плацкарте. И, наконец, «О» - обозначение общего вагона  и «С» - имеющий только сидячие места. Порой присутствует буква «Ж». Она сообщает, что в данном случае предусматривается возможность везти животное.

В России наиболее распространены плацкартные вагоны. Причина – не высокая оплата проезда в них и присутствие некоторого комфорта. Компоновка такого вагона  -  девять купе (разумеется, дверей нет). Размещаются в нем 54 пассажира. При этом спальных мест шесть: четыре непосредственно в купе и два с боку.

Багаж размещается под нижними сиденьями и над верхними, где имеются полки. Есть складывающейся столик. Для тех, кто находится на боковых местах, также предусматривается складной столик. Он является частью нижней полки.

При компоновке купе пассажиров меньше. Купе в нем девять четырехместных купе. Всего вмещается 36 человек. Считается, что эти вагоны более комфортны. Как и при варианте плацкарт, два тамбура и два туалета.

Класс СВ (люкс) также девять купе, только в них устроены по два места. Общее число пассажиров восемнадцать. Часть новых вагонов такой компоновки имеет в купе телевизоры и различные иные предметы, обеспечивающие более высокий комфорт.

Класс «Премиум» - это мягкий вагон. В этом случае купе всего четыре. Они могут быть и одноместными и двухместными. Уровень комфорта существенно превышает существующий в СВ. Купе имеют душевую кабину, двуспальную кровать, удобный стол для работы, телевизор. Такие вагоны часто называют бизнес-классом.

Деление вагонов на классы и уровень комфорта в них

Если рассматривать категории пассажирских вагонов более подробно, то следует выделить детали, более основательно характеризующие те или иные категории вагонов. Выше они описаны лишь схематично.

Названный, но не охарактеризованный общий вагон (ЗО) имеет ту же компоновку, как при плацкарте. Спальных мест не предусмотрено. На нижние полки продаются по три билета. Существуют общие вагоны, имеющие больше комфорта. Они оборудованы кондиционерами и биотуалетами. В некоторых разрешается везти животное. Вариант общего вагона «ЗВ» может быть иметь биотуалет и кондиционер.

Категории «С» (сидячие) вагон с индивидуальными креслами. Такая компоновка в составах, обеспечивающих сообщения внутри регионов или между соседними регионами. Есть она в скоростных поездах, к примеру, «Сапсан». Однако при практически одинаковой компоновке поезда имеют существенные различия. В «Сапсанах» удобств многим больше. Впрочем, в последние годы в вагонах «С», находящихся в составах на маршрутах внутри регионов или на линиях между соседними регионами, уровень комфорта повышается. Появляются индивидуальные розетки, откидывающиеся столики и некоторые другие удобства.

Категория сидячих вагонов подразделяется на ряд классов: «1С», «2С», «3С». Эти вагоны могут быть в составах и пригородных «экспрессов» и в скоростных. Обычно в классах 1 и 2 имеются кондиционеры, в классе 3 их нет. Возможны в них дополнительные услуги, но это зависит от поезда.

Класс «1Р» сообщает, что вагон двухэтажный. В этом случае в стоимость билетов включаются: набор для гигиены, питание, пресса. По просьбе пассажира выдают плед.

Такие же услуги предусматриваются в вагонах «1В». Данная маркировка сообщает, что – это индивидуальное размещение, при котором выкупаются все места.

Обозначение 2Р сообщает о том, что имеется улучшенный комфорт. Пассажирам предлагаются холодные закуски. Вагон оборудован кондиционером и биотуалетом.

Вагоны «2В» и «3Ж» могут оказаться без кондиционера. Особенность – пассажир может перевозить животное.

Наконец, вагон «2Е», в котором удобств еще меньше. Хотя возможно наличие кондиционера и биатуалета.

В плацкартном вагоне могут находиться 52 – 54 путешественника. Полки, дающие возможность лежать, есть у всех. Здесь также присутствуют несколько классов. Так, при обозначении «3Э» обеспечено наличие кондиционера и биотуалета. Обозначение «3Т» предупреждает, что биотуалета может не быть, кондиционер будет. Такие же удобства имеются в «3Д». Отличие – в нем можно везти животное. Это же можно делать и в «3У», но такой вагоне без туалета и кондиционера. Не предусматриваются они и в вагоне «3Л».

Иногда вагон «3У» оборудован кондиционером и биотуалетом. Такой вариант предусматривает ЗАО «ТСК». Кроме того, данный перевозчик обеспечивает пассажиров постельным бельем, но запрещает перевозку животных. В его вагонах ведется видеонаблюдение, имеются розетки, биотуалет и кондиционер.

Вагон «Купе» имеет маркировку 2-го класса. Пассажировместимость от 32 до 40. Предусмотрено постельное белье. Вариантов таких вагонов существует много.

Повышенный комфорт обеспечивается в «2Э». В купе размещаются по 4 пассажира. Кондиционер и биотуалет есть. Предлагаются газеты и журналы, питание, наборы для гигиены. Можно везти домашнее животное. Все это предусмотрено и в двухэтажных вагонах. Однако, если поезд обычный (пассажирский), то при таком варианте прессу и гигиенический набор не предоставляют. 

В вагонах «2Б» предусмотрен такой же уровень комфорта. Однако в некоторых случаях биотуалет отсутствует. При варианте «2К» также разрешается перевозить домашних животных. Имеются в вагонах биотуалет и кондиционер. Однако остальных услуг, за исключением постельного белья, не предусмотрено. Не на много, отсутствием биатуалета, от «2К» отличается «2У». Хотя в некоторых случаях биотуалет в вагоне есть.

Домашних животных разрешено перевозить и в «2Л». Обычно в таком вагоне нет биотуалета и кондиционера, как и отсутствуют в нем дополнительные услуги. Предусматривается лишь постельное белье.

Отсутствуют дополнительные услуги и в «2Д». Здесь пассажир может отказаться от постельного белья (в других вагонах купе это запрещено). Нельзя перевозить домашних животных. Нет гарантий, что в вагоне имеются биотуалет и кондиционер.

В классе вагонов «2Т» у перевозчика ЗАО «ТСК» работают кондиционеры, имеются биотуалеты. Пассажирам предлагается пресса, гигиенические наборы, завтрак или ужин (выбирает пассажир). Разумеется, выдают здесь постельные принадлежности. Предлагаются и тапочки. В каждом купе имеются ЖК-мониторы, индивидуальные розетки, сейфы. По просьбе пассажиров для маленьких детей выдается детский манеж. Животных провозить запрещено. Пассажир может заказать (дополнительная плата) чай, кофе. Есть возможность купить что-то необходимое в пути и сувениры.

Компоновка вагонов двухместными купе имеет обозначение «СВ» (Люкс). Число пассажиров в вагоне может составлять от 16 до 20 человек. Имеющиеся в купе полки мягкие. Вагоны всегда имеют кондиционеры. Так же всегда постельное белье включено в стоимость билета.

Теперь о вагонах бизнес-класса. Обозначенный как «1Б» предусматривает, что в купе находится только один пассажир. В качестве услуг, вошедших в стоимость билета, входят: питание, прохладительные и горячие напитки, гигиенические принадлежности и некоторые прочие. Пассажир имеет право перевозить домашних животных. При обозначении «1Э» пассажир не выкупает купе полностью, как в «1Б», а приобретает только одно место.

Условия комфорта в «1У» соответствуют «1Б». Отличие – предусмотрено только постельное белье. Остальные услуги не предлагаются. В стоимость билета они не включены. Также нет, входящих в стоимость билета дополнительных услуг в «1Л» (вагон СВ). Исключение – постельное белье  и провоз домашних животных. В таком вагоне может отсутствовать биотуалет. Кондиционер есть.

У перевозчика ЗАО «ТСК» вагоны «1Б», или по-другому «Бизнес ТК» работают и биотуалеты, и кондиционеры. В купе установлены по два телевизора, имеется сейф и розетки. Пассажирам предлагаются завтрак и ужин, а также напитки, тапочки, гигиенические наборы, пресса, постельные принадлежности.

Мягкие вагоны, также относящиеся к первому классу, имеют больший уровень комфорта. Они представлены компоновкой двухместных купе. Число пассажиров в них от восьми до двенадцати.

Вагон, обозначенный «1А», имеет 4 купе и салон-бар. Все купе имеют биотуалет умывальник, душ. Для пассажиров предусмотрен раскладывающийся диван (ширина 120 сантиметров), над ним стандартная полка шириной 90 сантиметров. В купе также имеется кресло. Предусматриваются: пресса, питание, напитки. В купе могут находиться двое взрослых и ребенок. Разрешается перевозить домашних животных.

Вариант «1И» аналогичен «1А», но в вагоне отсутствует бар. За счет этого имеется еще одно, пятое купе. При варианте «1М» в вагоне шесть купе. Что касается комфорта, то он такой же, как описанный выше.

Вагоны, имеющие маркировку «1Г» имеются в составах, работающих на международных линиях (исключение – Финляндия). В них число купе варьируется от четырех до шести. В каждом могут находиться один – два пассажира. Предусмотрено, что двое детей могут ехать с одним взрослым. При этом ребенок возрастом до двенадцати лет едет бесплатно. Если взрослых двое, то ребенок до двенадцати лет должен быть один. Стандартный набор в купе – раскладывающийся диван, над ним верхняя полка. Есть также кресло. Пассажир может купить в таком купе одно место или уплатить за все купе.

Международные поезда, движущиеся на направлениях; «Москва – Берлин», «Москва – Париж», а также на ряде других европейских направлений компонуются вагонами, имеющими габариты РИЦ. Имеющиеся в них купе одно и двухместные.

Вагоны РИЦ, имеющие два места, соответствуют классу «Люкс». Если речь идет о трехместных, то в таком случае полки имеют вертикальное расположение.

Заключение

Различные виды поездов формируются разными категориями вагонов и разными их классами. Так, сидячие вагоны находятся в скоростных составах, осуществляющих пассажирские перевозки между регионами и внутри их. Такие поезда движутся со скоростью до 200 километров в час. Средняя их скорость из-за остановок в пути минимум 85 километров в час.

Скорый поезд движется со средней скоростью (с учетом остановок) минимум 50 километров в час, что на 5 километров быстрее, чем у пассажирского, делающего минимальное число остановок в пути. Вагоны, как в пассажирском, так и в скором поезде, могут быть и старыми и новыми. Те и другие поезда могут осуществлять перевозки не небольшие расстояния, но могут быть и поездами дальнего следования.

Повышенный уровень комфорта предусмотрен в вагонах, находящихся в составе фирменных поездов. Такие составы скомпонованы только новыми вагонами. В них обычно включаются вагоны первого класса или класса «Люкс». Разумеется, поездные бригады в таких поездах имеют более высокий уровень подготовки. На всем маршруте в поезде едут сотрудники дорожной полиции.

vokzalzhd.ru

Типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания

Типы поездов дальнего следования

Пассажирские поезда дальнего следования делятся на скорые и пассажирские (в зависимости от скорости движения).

Скорые поезда, по сравнению с пассажирскими, в пути следования меньше останавливаются, а остановки — короче. В скорых поездах в стоимость включена доплата за скорость. Уровень комфортности пассажирских и обычных скорых поездов одинаков.

Скорый поезд может иметь собственный стиль (уникальное оформление) и название, — тогда он называется фирменным. Фирменные поезда отличаются от остальных более  удобным расписанием, повышенным сервисом и комфортом.

Скорость обычного скорого поезда в среднем составляет 55–60 км/ч, ускоренного – до 140 км/ч. Скоростной поезд движется со скоростью до 200 км/ч.

Пассажирские поезда имеют следующую нумерацию:

  • скорые пассажирские (круглогодичного обращения): 1—150;
  • скорые сезонные и разового обращения: 151 - 298;
  • пассажирские круглогодичного обращения: 301 - 450, 601 - 696;
  • пассажирские сезонные и разового назначения: 451 - 598;
  • скоростные:  701 - 750;
  • высокоскоростные: 751 - 788;
  • скорые, обслуживаемые мотор-вагонными составами: 801 - 898;

На север и восток поезд движется под четным номером, под нечетным — на юг и запад. Когда поезд меняет направление движения, номер меняется на парный, т.е 1/2, 123/124 и т п. Поезда с одинаковыми цифрами не встречаются на одной станции и не идут по одному маршруту.

Уникальность номера поезда обеспечивается присоединением буквы к номеру поезда.

Обычно дают букву, соответствующую дороге отправления или прибытия. Пассажиру обычно достаточно знать только номер поезда. Но на вокзале на табло отправления/прибытия всегда присутствует полный номер поезда: три цифры и одна буква.

Категории вагонов

  • СВ (Л) – мягкий с 2–х местными купе;
  • Люкс (М) - мягкий с 2-х местными купе с ванной комнатой;
  • К (К) – купейный с 4–х местными купе;
  • ПЛ (П)  – спальный пассажирский вагон

www.ozon.travel

Классификация вагонов ~ Вагонник

Вагоном называется единица железнодорожного подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов.

Вагонный парк характеризуется сложностью и многообразием типов и конструкций. Это вызвано необходимостью удовлетворения различных требований при перевозках: защиты ряда грузов от атмосферных воздействий, сохранения качества скоропортящихся грузов, обеспечения комфорта пассажирам и др.


Вагоны классифицируются по четырем основным признакам: назначению, месту эксплуатации, осности и ширине колеи.


По назначению вагоны разделяются на две основные группы: пассажирские и грузовые.
Парк пассажирских вагонов составляют

  • несамоходные вагоны, перемещаемые локомотивами,
  • и самоходные, имеющие свою энергетическую установку или получающие энергию от контактной сети.

К несамоходным пассажирским вагонам относятся вагоны дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и специальные.

  • Вагоны дальнего следования — это некупейные и купейные вагоны со спальными жесткими местами, а также купейные с мягкими спальными местами.
  • Вагоны межобластного сообщения используют для перевозки пассажиров на расстояние до 700 км. Эти вагоны строятся открытого типа или купейными и оборудуются мягкими креслами для сидения.
  • В вагонах пригородного сообщения перевозят пассажиров на расстояние до 150 км. Пригородные поезда локомотивной тяги формируются из вагонов с креслами или жесткими местами для сидения.
  • Вагоны-рестораны предназначены для организации питания пассажиров в пути следования, почтовые — для перевозки почтовых грузов, багажные — для багажа. От вагонов для перевозки пассажиров они отличаются планировкой и внутренним оборудованием.
  • К специальным пассажирским вагонам относятся: служебные и санитарные вагоны, вагоны-клубы, вагоны-электростанции и др.


Самоходные пассажирские вагоны — это вагоны электро- и дизель-поездов, а также автомотрисы. Они используются для пригородного и местного сообщений.


Парк грузовых вагонов состоит из универсальных и специальных вагонов следующих типов:
  • крытые — для грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений;
  • полувагоны — для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;
  • платформы — для длинномерных, штабельных, громоздких, сыпучих и колесно-гусеничных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;
  • цистерны — для жидких, газообразных и пылевидных грузов;
  • изотермические — для скоропортящихся грузов;
  • хопперы — для массовых сыпучих грузов;
  • транспортеры — для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые по своим размерам или массе не могут быть перевезены в других вагонах;
  • думпкары (вагоны-самосвалы) — для транспортировки и автоматизированной разгрузки горнорудных и земляных пород.

Пассажирский вагон

Вагон лаборатория

Вагон ресторан

Багажный вагон

Полувагон
Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, специальные — для отдельных видов или групп сходных по свойствам грузов. К универсальным вагонам относятся крытые вагоны с дверями в боковых стенах, полувагоны с люками в полу, платформы с откидными бортами и рефрижераторные изотермические вагоны. Специальные вагоны — это цистерны, хопперы (крытые и открытые), транспортеры, думпкары, а также крытые вагоны для перевозки скота, стали и бумаги в рулонах, полувагоны; глухим кузовом, платформы и крытые вагоны для перевозки автомобилей, платформы для крупнотоннажных контейнеров и лесоматериалов, изотермические вагоны для перевозки молока, живой рыбы, вина и др.
Обратите внимание: Большинство указанных типов вагонов подразделяются на универсальные и специальные. Цистерны, хопперы, транспортеры и думпкары относятся к специальным.
Соотношение универсальных и специальных вагонов в общем грузовом парке определяется технико-экономическими расчетами, так как каждой из этих групп свойственны свои достоинства и недостатки. Универсальные вагоны имеют меньший порожний пробег, но они хуже приспособлены для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ и у них в ряде случаев недостаточно полно используются грузоподъемность и вместимость кузова. Специальные вагоны таких недостатков не имеют, но для них характерен большой порожний пробег, что требует наличия большего количества таких вагонов. Увеличение числа вагонов на вы­полнение заданного объема перевозок приводит к росту капитальных вложений в вагонный парк и усложняет регулировочную работу на железных дорогах.

По месту эксплуатации различают вагоны магистральные (общесетевые), промышленного и городского транспорта.

  • Магистральные вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог России и стран СНГ. Вагоны промышленного транспорта предназначены для эксплуатации на подъездных путях промышленных предприятий. Однако те из них, которые отвечают требованиям норм расчета и проектирования вагонов магистральных железных дорог и Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути МПС.
  • К вагонам промышленного транспорта относятся думпкары, используемые на горнорудных и угольных предприятиях, а также все специальные грузовые вагоны, эксплуатируемые на промышленных предприятиях.
  • Вагоны городского транспорта обеспечивают перевозку пассажиров по городским и, в ряде случаев, пригородным железнодорожным путям — наземным и подземным. К вагонам городского транспорта относят: трамвайные вагоны — для перевозки населения по рельсовым путям, оборудованным контактной подвеской; вагоны метрополитена — для массовой перевозки пассажиров на линиях метрополитена, оборудованных третьим токоведущим рельсом.
По осности (числу колесных пар) вагоны подразделяются на двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Большинство вагонного парка составляют четырехосные вагоны.

По ширине колеи различают вагоны широкой (более 1435 мм), нормальной (1435 мм) и узкой (менее 1435 мм) колеи. Вагоны России, стран СНГ, Финляндии и Китая строятся для колеи 1520 мм, США, Канады и большинства стран Европы — для колеи 1435 мм.

vagonnik.blogspot.com

Приложение а Виды пассажирских перевозок и классификация поездов

При перевозке пассажиров существуют следующие виды сообщений:

  • прямое – в пределах двух и более дорог;

  • местное – между станциями одной железной дороги;

  • пригородное – в пределах пригородных участков, примыкающим к крупным населенным пунктам на расстоянии до 150 км, а в отдельных случаях и более при зонном тарифе до 200 км.

  • международное – в пределах двух и более стран.

Прямое и местное сообщения в отличие от пригородного называют дальним.

Классификация пассажирских поездов

По назначению поезда, выполняющие пассажирские перевозки подразделяются на:

  1. пассажирские , предназначенные для перевозки пассажиров, багажа, почты и сформированные из вагонов пассажирского парка;

  2. почтово-багажные, предназначенные для перевозки почты и багажа и грузобагажа и сформированные из вагонов пассажирского парка, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров;

  3. грузопассажирские, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров и формируемые на малодеятельных участках из вагонов грузового и пассажирского парка;

  4. людские – грузовой поезд, в котором находится 10 и более вагонов, занятых людьми.

Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов:

I. Дальность следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:

  • дальние - следующие на расстояние свыше 700 км;

  • местные - следующие на расстояние до 150 до 700 км;

  • пригородные - расстояние до 150 км.

II. Скорость движения и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на:

  • скоростные – ходовая скорость свыше 140 км/ч ;

  • скорые – максимальная ходовая скорость 140 км/ч;

  • пассажирские.

Скоростные пассажирские поезда или поезда повышенной скорости должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемой скорости движения 141-200 км/ч. Стоянки скоростным пассажирским поездам предусматриваются, как правило, только для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.

Скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не ниже 50 км/ ч. При этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5 км/ч выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту

Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропотока, имеют меньшую маршрутную скорость из-за большого числа стоянок и меньшей технической скорости.

Высокоскоростные поезда - курсируют на специализированных линиях, развивают скорость 300 км/ч и более. Например, на линии Париж-Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.

В число поездов дальнего и местного сообщения входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания.

III. Регулярность движения. Пассажирские поезда делятся на:

  • круглогодичные;

  • летние;

  • разового назначения, обращающиеся в период интенсивных пассажирских перевозок.

IV. Периодичность движения. Пассажирские поезда делятся на:

  1. По уровню предоставляемого сервиса. Пассажирским поездам может присваиваться категория фирменный. Фирменному поезду присваивается индивидуальное наименование.

studfiles.net

Устройство пассажирских вагонов. Общие сведения о пассажирских вагонах.

Вагон - несамоходная единица подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.

Основные части ПB.

  • кузов (наружная обшивка, каркас)

  • рама - основание кузова (несущая конструкция)

  • ходовые части (тележки)

  • ударно-тяговые устройства (автосцепное оборудование) - автосцепка, упряжь, буферные тарелки, расцепкой привод.

  • тормоза (автоматические и ручные)

Внутри вагона для создания комфортных условий размещены следующие системы:

  • Система вентиляции (принудительная (приточная), естественная (вытяжная)).

  • Система водоснабжения (создает запас воды на вагоне). Холодное и горячее

  • водоснабжение, кипятильник, установка охлаждения питьевой воды.

  • Система отопления. \

  • Система энергоснабжения.

Типы пассажирских вагонов.

  • Жесткий некупированный (вагон открытого типа). Мест для лежания - 54, для сидения -81.

  • Жесткий купированный вагон. 9/4 местных Купе, 36 мест и одно двухместное купе для отдыха проводников

  • Мягкий вагон СВ. 9/2 местных купе, 18 мест. Вагон высшей категории, верхние полки отсутствуют.

  • Межобластной с креслами для сидения. Курсирует на расстояния от 150 до 700 км. Мест сидячих - 62.

  • Вагон международного сообщения РИЦ. I класс — 11/2 местных купе на 22 места для лежания, II класс - 11/3 местных купе на 33 места для лежания.

  • Вагон-ресторан.

  • Багажный вагон.

  • Почтовый вагон.

  • Служебно-технический вагон.

  • Спец. вагон.

Знаки и надписи на пассажирских вагонах.

Торцевая стена кузова: место приписки, виды ремонта - заводского или деповского, ТО-3 - единая техническая ревизия, В А 1040 - высота продольной оси автосцепки данного вагона от головки рельса, знак высокого напряжения.

На боковой стене кузова: у входной боковой двери рабочего тамбура: количество мест, тара - собственная масса вагона в порожнем состоянии.

На боковой стене в средней части: РЖД, знак МГТС, ряд из трех цифр, ряд из пяти цифр, знак места установки домкрата, МС - международное сообщение,знак транзитное, 292 - тип воздухораспределителя тормоза

Виды и сроки ремонта пассажирских вагонов.

Для создания работоспособности вагона существует четкая система осмотра и ремонт вагонов.

ТО-1 -тех, обслуживание, которое производится в пункте формирования перед отправлением в рейс, на станциях, в пути следования, предусмотренное расписанием движения поездов, в пункте оборота.

ТО-2 - тех. обслуживание перед летними и зимними перевозками - «оздоровление».

ТО-3 - единая техническая шестимесячная ревизия. Проводится через 6 месяцев после изготовления вагона, после последнего ремонта или последней ревизии.

ДР - деповской ремонт, производится в депо приписки по пробегу не менее 300 тыс. км.

КР-1 - заводской плановый ремонт первого объема, производится через 5 лет.

КР-2 - заводской плановый ремонт второго объема, производится через 20 лет.

Ходовые части пассажирских вагонов.

Ходовые части направляют движение вагона по рельсам. От их состояния зависит] плавность хода скорость и безопасность движения.

Колесные пары. Формированием колесной пары считается насаживание двух! цельнокатаных колес на ось. Колесная пара состоит;

  • гребень(реборда)

  • поверхность катания ступица

  • средняя часть оси

  • подступичная часть оси

  • предподступичная часть оси

  • шейка оси

  • торец шейки оси

Основные износы и повреждения колесных пар.

  • Прокат колеса - равномерный износ колеса по кругу катания. Прокат определяется с помощью абсолютного шаблона. Допуски на прокат: скоростные поезда - не более 5 мм, пассажирские дальнего следования - не более 7 мм.

местные и пригородные поезда – не более 8мм. Последствия от проката: сниженный гребень косеза срезает болты рельс, что приводит к аварии или крушению.

  • Ползун. Образуется на поверхности катания из-за неисправности тормоза и заклинивания колесной пары. Допуск: высота не более 1мм. При высоте ползуна не более 12 мм разрешается проследовать по первого ПТО с ограниченной скоростью. Последствия: ползун колет рельсы.

  • Выщербина или раковина - выкрашивание металла с поверхности катания. Допуск: глубина не более 1 мм при длине более 25 мм. Последствия: трещины могут проникнуть в металл колеса, сто приводит к аварии.

  • Вертикальный подрез гребня - образуется из-за некачественной сборки тележки. Допуск: по высоте не более 18 мм. Последствия: приводит к сходу с рельс на кривых малого радиуса.

  • Навар - смещение металла или заусенция на поверхности катания. Допуск: до 0.5 мм. Последствия: трещины приводят к разрушению колеса.

  • Сдвиг или ослабление колеса на оси. Расстояние между внутренними гранями колес колесной пары при скорости не более 120 км/ч = 1440+/- 3 мм, при скорости более 120 км/ч = 1440+3-1.

Причины заклинивания колесных пар.

  • Несвоевременный осмотр и ремонт тормозного оборудования.

  • Малый (большой) выход штока из тормозного цилиндра.

  • Неисправность тормозного цилиндра, воздухораспределителя, тормозной рычажной передачи.

  • В зимний период количество причин заклинивания увеличивается из-за замерзания влаги в тормозных приборах, покрытии снегом и льдом тормозной рычажной передачи.

Буксы с роликовыми подшипниками.

Буксы предназначены для соединения колесной пары с рамой тележки. Буксы размещены на шейке оси колесной пары. На вагоне 8 букс. Устройство:

  • корпус стальной, литой

  • смотровая крышка

  • крепительная крышка

  • передний подшипник

  • задний подшипник

  • уплотняющие элементы

  • смазка

Причины грения букс:

  • нарушение технология сборки

  • попадание внутрь твердых предметов

  • отсутствие смазки

Аппаратура контроля за температурой букс: СКНБ(п), КТСМ.

Вагонные пассажирские тележки.

Тележка типа ТВЗ-ЦНИИ.

Скорость = 160 км/ч, масса =- 7.4 т, тип колесной пары РУ-950, база тележки = 2400 мм.

Состав рессорного подвешивания:

  • буксового: 2 однорядных пружины с фрикционным гасителем колебаний,

  • центрального: 2/3 рядные пружины с гидравлическим гасителем колебаний.

Тележка состоит:

  • рама

  • колесные пары

  • надрессорная балка

  • шкворень (кузов с рамой)

  • центральное рессорное или люлечное подвешивание

  • буксовое рессорное подвешивание

ТВЗ-ЦНИИ I имеет 2 гидрогасителя колебаний

ТВЗ-ЦНИИ II имеет 4 гидрогасителя и подкатывается под вагон с тарой более 60 т.

Кузов вагона.

Кузов состоит: „

  • наружная металлическая обшивка - листовая сталь от 1.5 до 3 мм

  • каркас

  • внутренняя обшивка - ДСП 19 мм крепится к каркасу, облицовывается слоистым пластиком

  • теплоизоляция - пенопласт

Рама пассажирского вагона бывает двух типов - с/без хребтовой балки.

Ударно-тяговые устройства (автосцепное оборудование).

УТУ размещаются на концевых балках рамы кузова и внутри хребтовой балки. Они предназначены для автосоедннения вагонов между собой и локомотивом, для! уменьшения растягивающих и сжимающих усилий при троганье с места или резком торможении, для восприятия ударов при сцепке вагонов, расцепки вагонов вручную и удержания вагонов на равном расстоянии. УТУ состоят:

  • автосцепка СА-3

  • расцепной привод

  • ударные приборы (буферные тарелки, ударная розетка)

  • упряжь

Автосцепка СА-3 состоит из головной и хвостовой части. Внутри головной части размещается механизм сцепления за счет которого вагоны автоматически соединяются. В хвостовой части отверстие для клина, с помощью которого автосцепка соединяется с упряжью.

Нормы содержания АС. Расстояние между продольными осями AC I вагона и локомотива должна быть не более 100 мм. Расстояние между продольными осями АС смежных вагонов. При скорости не более 120 км/ч - не более 70 мм, пря скорости более 120 км/ч - 50 мм. Расстояние от головки рельса до продольной оси автосцепки порожнего вагона не более 1080 мм, а с пассажирами - не менее 980 мм.

Причины саморасцепки АС:

  • нарушение срока осмотра и ремонта

  • попадание твердых предметов, снега, льда под замок и замкодержатель механизма сцепления

  • превышение расстояния между продольными осями АС

  • неровности пути

  • неисправность гидрогасителя тележки

Тормоза.

Все ПВ оборудованы двумя видами тормозов - ручными и автоматическими. Тормоз -устройство на подвижном составе предназначенное для создания искусственного сопротивления движению поезда и его полной остановки.

Пневматический непрямо действующий тормоз.

  1. Тормозное оборудование на локомотиве.

  • компрессор

  • главный резервуар

  • кран машиниста

  • воздушная магистраль

  1. Тормозное оборудование на вагоне.

  • воздушная магистраль

  • запасной резервуар

  • воздухораспределитель

  • тормозной цилиндр (шток выходит на 130-160 мм)

  • тормозная рычажная передача

Стоп-кран. Кран экстренного торможения приводится в действие при возникновении пожара, угрозе жизни людей или безопасности движения. На вагоне 4-5 стоп-кранов.

  • Концевой кран. Соединяет магистраль с воздушным рукавом. Имеет 2 положения: гориз. - откр., верт. - закр,

  • Разобщительный кран. Размещен на трубе между магистралью и воздухораспределителем. Если

  • ручка крана вдоль трубы - тормоз включен, поперек трубы - выключен.

  • Отпускной поводок. Отпускной поводок предназначен для отпуска тормоза вручную. Поводки выведены на обе боковые стороны рамы кузова и в коридор между 3 и 4 купе. Тормоз работает в трех режимах - зарядка, торможение, отпуск.

  • Ручной тормоз.

Ручной тормоз или стояночный приводится в действие по сигналу (—), когда на локомотиве отказали основные тормоза. На ручной тормоз ставятся загоны в отстое. При приеме вагона необходимо проверить исправность ручного тормоза. Прокрутить штурвал до упора по часовой. Запас винта под гайкой должен быть не менее 75 мм.

Электропневматический тормоз (ЭПТ). ЭПТ - более совершенный тормоз. Производит

плавное и одновременное торможение на всех вагонах, сокращает тормозной путь. ЭПТ дополнен электрической низковольтной магистралью, электровоздухораспределителем (ЭВР- 305) и воздушными рукавами с электроконтактами.

Неисправности тормоза с которыми запрещено включать вагоны в состав поезда.

  • неопломбирован стоп-кран

  • запас винта ручного тормоза менее 75 мм

  • перекрыт разобщительный кран, т.е. тормоз выключен

  • тормозная колодка в средней части менее 12 мм либо сползла с поверхности катания на величину более 10 мм. Колодки при меняются чугунные или композиционные

Внутривагонное оборудование.

Система водоснабжения.

К системе водоснабжения относится: холодное и горячее водоснабжение, кипятильник и установка для ОПВ.

  • Холодное водоснабжение. Создает запас воды на вагоне, который необходим для бытовых нужд, питья, пополнения системы отопления с помощью ручного насоса в пути следования во время отопительного сезона. Вагоны заправляются водой в пункте формирования, в пути следования на станциях предусмотренных расписанием и пункте оборота. Запас создается из расчета 12 ч работы вагона, 20 л в сутки на пассажира. Запас воды создается в наливных баках. Баки большой емкости расположены над потолком туалета нерабочего тамбура. На немецком вагоне 2/500 л, на отечественном вагоне 1/850 л. Баки малой емкости находятся над потолком туалета котлового конца. Немецкий 150 л, отечественный 80 л. Баки большой и малой емкости соединяются магистралью. Вода из баков подается к унитазам, умывальным чашам, мойке служебного помещения и в кипятильник, заправляются баки через наливные патрубки. на немецких вагонах на боковых

стенах некотловой части вагона. На отечественных под некотловым концом вагона. Если система водоснабжения

заполнена полностью, то вода вытекает под вагон через вестовую трубу. Наливные патрубки должны быть

чистыми, а зимой отогретыми. Если патрубок неисправен, то систему можно заправить через аварийный

патрубок, который находится на потолке в котельном отделении вагона.

Контроль за наличием воды в системе водоснабжения в пути следования. На немецком вагоне контроль осуществляется по двум кранам расположенным в туалете некотлового конца в нише над умывальной чашей. Открываем кран 250 л и ставим риску в вертикальное положение. Вода течет - значит воды в системе достаточно. Если она не течет, открываем кран 100 л. Вода течет - воды мало, но она есть. Если вода не течет, то воды в системе нет. На отечественном вагоне контроль осуществляется по малому баку в котловом конце.

  • Система горячего водоснабжения (бойлер). Размещается в котельном отделении и предназначен для подачи теплой воды в мойку служебного помещения и в умывальные чаши. Вода нагревается во время отопительного сезона от змеевика, по которому циркулирует горячая вода от котла, а в летний период о дымовытяжной трубы плиты, расположенной под бойлером.

  • Кипятильник. При приемке проверить колосниковую решетку, зольник, пламяотражатель. Следить за уровнем воды в поплавковой камере и уровнем кипяченой воды. Верхний кран открыт, нижний закрыт. Отключается кипятильник путем отключения тэнов или закрытием поддувала.

studfiles.net

2. Классификация вагонов

Вагоны разделяются по способу передвижения, назначению, технической характеристике и месту эксплуатации. В зависимости от способа передвижения, вагоны бывают несамоходные, перемещение которых осуществляется локомотивами, и самоходные, называемые иногда автовагонами, которые для передвижения получают энергию от контактной сети (электропоезда, вагоны метро) или имеют свою энергетическую установку (автомотрисы, трансферкары, дизель-поезда).

По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы – пассажирские и грузовые.

Пассажирский вагон имеет кузов, представляющий собой закрытое помещение, оборудованное необходимыми для пассажиров устройствами

7

(диваны для сидения или лежания, системы освещения, отопления, вентиляции, а иногда и охлаждения воздуха, туалеты, удобные входы и выходы и т.п.). Парк пассажирских вагонов состоит: из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов – ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения.

В зависимости от дальности перевозок, пассажирские вагоны бывают:

  • дальнего следования, предназначены для перевозки пассажиров на большие расстояния. Такие вагоны бывают купейные или не купейные. Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для лежания и по этому признаку называются жесткими или мягкими вагонами;

  • местного сообщения, предназначены для перевозки пассажиров на более короткие расстояния преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;

  • пригородные, предназначены для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время; они оборудованы жесткими или мягко – жесткими диванами для сидения.

Вагоны – рестораныпредназначены для организации питания пассажиров в пути следования. Каждый из них имеет зал, кухню, кладовые, холодильные камеры для хранения продуктов и другие отделения.

Почтовые вагоныслужат для перевозки почтовых грузов. Такой вагон имеет зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала.

Багажные вагоныпредназначены для перевозки багажа в пассажирских поездах. Они имеют кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала. Имеются также почтово-багажные вагоны, эксплуатируемые на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.

8

Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарныеи др.

Грузовые вагоныв зависимости от вида перевозимых грузов, делятся на следующие основные типы:

  • крытые, предназначенные для перевозки зерновых и других сыпучих грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков, для транспортировки тарно-упаковочных и высокоценных грузов. Вагон имеет закрытый кузов, обычно оборудованный деревянными дверями и люками;

  • полувагоны, предназначенные для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы и т.п.), контейнеров, различных машин и др. Вагон имеет открытый сверху кузов, часто оборудован разгрузочными люками, а иногда и дверями;

  • платформы, предназначенные для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы и их полуфабрикаты), контейнеров, автомашин и т.д. Эти вагоны обычно имеют настил пола на раме и откидные борта;

  • цистерны, предназначенные для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т.п.). Кузовом вагона является резервуар (котел) обычно цилиндрической формы, имеющий люки для налива и устройства для слива груза;

  • изотермические, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, фрукты и т.п.). Кузов вагона имеет изоляцию и оборудование для создания необходимых температурного и влажностного режимов. Современные изотермические вагоны выполняют в виде рефрижераторных секций с центральной холодильной установкой и помещением для бригады в одном из вагонов (остальные вагоны секции используют для размещения груза) или с полным комплектом всего холодильного оборудования в каждом вагоне (автономный

9

рефрижераторный вагон). Раньше были распространены вагоны с льдосоляным охлаждением;

  • вагоны специального назначения, предназначенные для грузов, требующих особых условий перевозок. К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны восстановительных и пожарных поездов и др.).

Согласно утвержденному в 1988 году классификатору грузовых вагонов, все цистерны и изотермические вагоны отнесены к специализированным.

В зависимости от технической характеристики, пассажирские и грузовые вагоны различаются:

  • по осности – на двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные;

  • по материалу и технологии изготовления кузова – на цельнометаллические, с металлическим каркасом и деревянной обшивкой; выполненные из стали, алюминиевых сплавов, пластмасс; со сварным или наклепанным соединениями частей;

  • по грузоподъемности, величине собственной массы (тары), нагрузки от колесной пары на рельсы (осевой нагрузки), нагрузки на 1м пути (погонной нагрузки) и другим параметрам;

  • по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи (ширококолейные и узкоколейные).

В зависимости от места эксплуатации, вагона бывают общесетевыми и промышленного транспорта. Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны. Вагоны промышленного

10

транспорта, помимо движения по внутризаводским и другим путям замкнутого направления, могут выходить на магистральные железные дороги, если при их проектировании предусматривалось удовлетворение соответствующим нормам прочности, устойчивости и другим требованиям, предъявляемым к общесетевым вагонам.

studfiles.net

2.Подвижной состав жд (классификация)

К подвижному составу относятся локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав (электро-поезда и дизель-поезда), рельсовые автобусы, автомотрисы, дрезины и мотовозы.

Подвижной состав необходим для перевозки грузов и пассажиров. Он подразделяется на тяговый, который перемещается самостоятельно, и нетяговый - вагоны, прицепляемые к нему. В зависимости от источника энергии и машин для превращения ее в механическую работу тяговый подвижной состав подразделяют на автономный и неавтономный. К автономному тяговому подвижному составу для того, чтобы он работал (находился в движении), не требуется подводить энергию извне, так как ее вырабатывает установленный на ней первичный двигатель, например дизель. Неавтономный тяговый подвижной состав (электровозы и электропоезда) получают электроэнергию от внешнего источника — электрических станций (энергосистем).Тяговый подвижной состав подразделяют на локомотивы, электропоезда и дизель-поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы. К основным видам локомотивов относятся электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы. По роду выполняемой работы локомотивы подразделяются на магистральные и маневровые. Магистральные локомотивы бывают пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Пассажирские локомотивы, предназначенные для вождения пассажирских поездов, развивают высокую скорость при сравнительно небольшой силе тяги. Грузовые локомотивы развивают значительную силу тяги, имеют наибольшую допустимую нагрузку от оси на рельс и их скорость меньше пассажирских. Грузопассажирские локомотивы могут работать в двух режимах: грузовом и пассажирском. Маневровые локомотивы работают главным образом на малых скоростях и с большой силой тяги. Их используют на станциях, пунктах погрузки и выгрузки, а так же на подъездных путях. Вагоны относятся к нетяговому подвижному составу и предназначены для перевозки грузов и людей. Классификация вагонов. По назначению вагоны разделяют на грузовые и пассажирские. К грузовым вагонам относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения для перевозки определенных видов грузов (цементовозы, хоппер-дозаторы, транспортеры, специализированные цистерны, вагоны для технических нужд, вагоны для перевозки скота, живой рыбы и др.).Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов дальнего следования межобластного и пригородного сообщения. По условиям эксплуатации различают вагоны магистральные, промышленного и городского транспорта. По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети; вагоны, обращения которых допустимо только для реконструированных участков отечественных железных дорог и вагоны для международного сообщения. По материалам и технологии изготовления кузова вагоны делятся на цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, сварные и с отдельными клепаными сборными единицами.

Билет 25.

2. Пассажирские станции выполняют операции по формированию, экипировке, подаче и уборке составов пассажирских поездов, обработке почтовых и багажных вагонов, а также по подаче и уборке поездных локомотивов. В зависимости от основного назначения различают три вида

• обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение;

• головные, обслуживающие только пригородное движение;

•зонные на пригородных участках (служат для стоянки составов и локомотивов в ожидании их отправления), включая пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения с линиями метрополитена.

3. Вагоны - несамоходное транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям и эксплуатируемое с локомотивом. Вагон является единицей подвижного состава ,их различаются по типу используемой путевой инфраструктуры (железнодорожные, монорельсовые, маглев-вагоны)

Основные параметры, характеризующие железнодорожный вагон: грузоподъёмность, собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка).

В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллические пассажирские (СВ, купейные, плацкартные, межобластные), цельнометаллические багажные (почтово-багажные), вагоны-платформы, крытые вагоны, полувагоны, вагоны-цистерны, хопперы, вагоны-рефрижераторы и рефрижераторные секции и изотермический вагоны (или вагоны-термосы, различные специализированные вагоны (для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), вагоны-автовозы, вагоны-лесовозы, вагоны-битумовозы, транспортёры, сборно-раздаточные вагоны, вагоны для перевозки животных (например скота), вагоны для перевозки невлагостойких грузов

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *