из чего раньше делали чернила.
Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы. В Европе чернила появились значительно позже, когда — точно неизвестно, но в 111 веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме. Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась «ракушечная гора», состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три — четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали …всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных. Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится «серебряная библия», которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте. Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем) , разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешат, а на третий день пиши». В Хv1 веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. В ХV1 веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое. В ХV111 веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя». В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас». Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи Хv1- Хv11 веков.
touch.otvet.mail.ru
Презентация «История чернил» | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
История чернил « одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей» Г.Байрон Подготовили: Горина Диана Гречмак Вероника Руководитель проекта: Гладышева О.В. 4 класс «Б» 2012 год МБОУ СОШ № 15 г. Королев Московской областиСлайд 2
Цель исследования: изучить историю происхождения чернил Задачи: Изготовление чернил в домашних условиях. Предмет исследования: история чернил. Объект исследования: изготовление чернил в домашних условия. Методы: анализ, эксперимент, наблюдение. Изучить литературу по данной теме.
Слайд 4
РУКОПИСНАЯ КНИГА-уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.
Слайд 5
Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За небрежность сажали на хлеб и воду. Сохранились древние изображения монахов-переписчиков книг за работой.
Слайд 6
Средневековые чернила ,в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета , так как делались на основе железа – ржавчины .
Слайд 7
Рецепты чернил: В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе. Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем), разведенные на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила. XV век дал новый рецепт — «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железин или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и отставшую часть воды влий в сосуд опришний , и паки налив воды вари таноже , и накладки свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат , а на третий день пиши».
Слайд 8
Лист дуба с наростами
Слайд 9
Каракатица чернильная
Слайд 10
Для защиты от врагов головоногие могут выпускать «чернильную бомбу» и устраивать «дымовую завесу», под прикрытием которой уходят от погони. Темную жидкость, «чернила», вырабатывает особый орган, который так и называют — чернильный мешок. Он имеет форму грушевидного выроста в прямой кишке. Внутри чернильный мешок разделен перегородкой на две части. В верхней части хранятся чернила, а в нижней находятся ткани железы, вырабатывающей их и содержащей в своих клетках зерна этой темной жидкости.
Слайд 11
Очень красивы были золотые и серебряные чернила. Их применяли для оформления религиозных книг. Переписчики растирали мёд с тонкими золотыми и серебряными листочками, потом мёд вымывали, а нарядные буквы оставались.
Слайд 12
История чернил хранит не только много рецептов, но и много загадок. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило жидкостью бледно-серого цвета написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф. Изобретатель не был вполне удовлетворен своими опытами, ему хотелось сделать буквы еще более выпуклыми.
Слайд 13
Археологи в засыпанном древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелись остатки древних чернил – обыкновенной сажи, разведенной на масле.
Слайд 14
Сохранился очень вкусный древнеримский рецепт чернил: надо взять много винограда… и съесть его. А косточки выплюнуть, сжечь и полученную сажу смешать с маслом.
Слайд 15
В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат (по специальности химик) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила их модификацией – чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества – жидких чернил.
Слайд 16
Когда появилась шариковая ручка , для нее изобрели пасту, которая быстро застывает на воздухе. А сейчас уже шариковые ручки предлагают заполнять опять же чернилами — шарик легче вращается, значит, рука меньше устает при письме. Появился фломастер. Для него готовят водные цветные чернила со специальными добавками, которые обеспечивают все необходимые качества.
Слайд 17
Исследование 1 Описание эксперимента Нас очень заинтересовали невидимые чернила, и мы решили провести эксперимент. Цель которого – запись невидимыми чернилами. Для этого потребовалось: невидимые чернила (в этом качестве мы использовали лимонный и картофельный соки, молоко; 3 белых листа бумаги; зубочистка, обмотанная ваткой; свеча. Практическая работа состоит из нескольких этапов. 1 этап На каждый белый лист бумаги зубочисткой мы сделали надписи лимонным и картофельным соком, молоком. 2 этап Высушили записи на листочках, положив их между листами объемной книги. 3 этап Листочки с записями подержали над огнем свечки. И вот чудо, на белых листках появились надписи! Эксперимент удался!
Слайд 18
Работу подготовили учащиеся 4 «Б» класса Горина Диана Гречмак Вероника Плеханова Полина Хохлова Алена Мартынюк Регина Непомнящий Артур Садовина Алесия Лисицкий Валерий Руководитель: Гладышева Ольга Викторовна Октябрь,2012
Слайд 19
Благодарим за внимание
nsportal.ru
как делали чернила в древней руси
Чернила ЧЕРНИ́ЛА, ЧЕРНИ́ЛЬ (др. -русск. чьрнило, «калька» греч. melanion — «чёрная краска») — чёрная краска, которую в Древней Руси приготовляли из сажи. Такую краску добавляли в другие пигменты для иконописи. Отсюда названия: чернило иконное, чернило копченое. «Писать чернилом» означало прописывать детали темной краской (сравн. атрамент; мелантерия; рефть; шаровая краска) . Несколько другое значение имеет слово «черниль» — темно-коричневая краска (ее составляли из жженой охры, сажи и небольшого количества белил) . Чернилью писали на иконах волосы и прорисовывали детали ликов, поэтому «чернить», или «писать чернилью», означало иконописный прием, противоположный пробелам (см. также опись; охрение; санкирь) . Чернила делали также из сандала, из корня марены (красные чернила) , чернильного орешка (наростов на листьях и ветвях дуба) , солей окиси и закиси железа. Писали и рисовали чернилами с помощью гусиных или тростниковых перьев (см. калам; сравн. вазопись) . В середине XIX в. появились анилиновые чернила. Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем) , разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши». В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси. «Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило». В ХVI веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое. В ХVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя». В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас». Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.
ques.ru
Как и сколько по времени изготавливались чернила в Древней Руси??!!
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
История чернил — Это интересно! — Сборник — Познавательный Интернет-журнал «Умеха
«…Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной, но когда они вышли, мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить». Эти строки из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» свидетельствуют о полнейшем неведении героя романа в чернильном вопросе, иначе Робинзон сумел бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества.
Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне писали смесью сажи и масла свои папирусы. Аналогичным составом пользовались древние китайцы 2,5 тысячи лет до н. э. В Европе чернила появились значительно позже, когда точно — неизвестно, но в III веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.
Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража.
По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма.
Древнеримские художники — современники Плиния и Витрувия — делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костяного угля.
Столетием позже пользовались чернилами из отвара коры дубильных растений.
Оба типа писчих чернил применяли на Руси и звали соответственно «чернилами копчеными» и «чернилами вареными».
В XVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение до наших дней. Вот как их делали на Руси.
«Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положити кору в горшок и налити воды или квасу добраго или сусла яшнаго, а коры наклади полон горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железины немного и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейти чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железо обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедити сквозь плат и палити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двенадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило».
Кроме ореховой или дубовой коры, вскоре стали пользоваться чернильными орешками — патологическими наростами на листьях различных растений.
Измельченные чернильные орешки и железный «уклад» образовывали на дне сосуда «чернильное гнездо», куда вместо готовых чернил подливали свежий прилив, сделанный из ольховой коры. Гнездо служило долго — «лет до семи или десяти». Железо в гнездо помещали в виде связки пластинок, а нередко просто клали «замки, ключи, пробои, цепи, блесты кусьем рассекая». Кто брал железо «чистое без ржа», а иные предпочитали «железо нарочито ржавое».
Чтобы легче было выдержать одинаковые сроки нахождения чернил на гнезде, завели обычай: ставить чернила на гнездо, когда появится молодой месяц. Иногда в чернила вводили камедь (вишневый клей) — «ради утверждения», если чернила «бредут сквозь бумагу». Добавляли также квасцы, имбирь и гвоздику для уменьшения вязкости. «А чернила с пера не пойдут, класть гвоздику тертую и от гвоздики хотки будут», или «а с пера не побежит, то квасцей положити».
В XVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали звать «чернила добрыя».
Смысл старинных чернильных рецептов стал проясняться после открытия дубильных кислот и был окончательно понят после идентификации в 1876 году великим химиком Карлом Вильгельмом Шееле галловой (орешковой) кислоты. При варке из ольховой коры в воду поступают дубильные кислоты, с которыми железо дает закисные железистые соли. Процесс идет в кислой среде, для чего и добавляли «квасу добраго, или сусла яшнаго», или просто кислых щей. Получившийся раствор слабо окрашен, но при высыхании железо окисляется и темнеет. Образуется окись железа, нерастворимая в воде и имеющая высокую устойчивость к действию света. Подобно таннину ольховой коры, реагирует с железом галловая кислота, которая содержится в чернильных орешках. С этого времени процесс изготовления железо-галловых чернил значительно упростился.
В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в Мексике и на островах Карибского моря. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил.
Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».
Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о чернило черничном» сохранился в рукописи XVI— XVII веков.
Несмотря на свою веками проверенную стойкость, железные чернила в древних рукописных текстах иногда выцветают. Для восстановления таких текстов рукопись обрабатывают парами сернистого аммония, который образует с железом сульфид серо-черного цвета, и утраченный было текст становится видимым.
Известно много попыток оправдать пословицу «что написано пером, не вырубить топором». «Вырубали», а точнее, сводили или выводили весьма успешно. Единственно надежный рецепт предложил Берцелиус: раствор экстракта сандала синего с добавкой ванадиево-кислого аммония. Текст, написанный ванадиевыми чернилами, можно уничтожить только вместе с бумагой.
А вот рецептов невидимых, или симпатических, чернил великое множество. Первый рецепт секретных чернил описан в 1653 году в сочинении, изданном в Париже П. Борелем. который использовал свойство свинцового сахара, известного также под именем «свинцовой примочки», чернеть в присутствии сероводорода.
Другой вид чернил для скрытого письма основан на свойстве хлористых солей кобальта и никеля изменять окраску при нагревании.
В первой половине прошлого столетия люди стали свидетелями появления особой модификации чернил — чернильной пасты, а затем и шариковых авторучек. Правда, бойкий шарик потеснил своих предшественников не сразу. Автор этих строк еще застал обычаи носить в школу чернильницу-непроливайку и с удовольствием играл в теперь уже не существующую игру «перышки».
Ассортимент металлических перьев был достаточно велик: «лягушка», «солдатик», № 55, узорчатое 86-е и разные другие, которые не запомнились, и среди всех «рондо», которым писать в школе категорически запрещалось.
Со всеобщим распространением шариковой авторучки закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества — жидких чернил. По времени это соответствует началу освоения космоса. Возможно, здесь не простое совпадение. Ведь жидкие чернила не годятся для письма в невесомости. Однако, не найдя применения на небе, жидкие чернила продолжают трудиться на Земле.
umeha.3dn.ru