Презентация «история школьных принадлежностей». Основные виды школьных досок
Широко распространена в учебных заведениях и является эффективным методом передачи визуальной информации. Само слово «доска» встречалось еще в Псковской Судной грамоте, где оно означало вид письменного договора, займа на небольшую сумму или, по-другому, неформальный документ.
История использования классных досок берет свое начало в европейских школах XVIII-XIX веков. Именно там ученики записывали информацию на небольших грифельных досках. Эти доски были изготовлены из аспидного сланца серого цвета, а записи на них делались черным грифелем. Небольшие персональные доски принято считать прообразом большой классной доски, изобретение которой принадлежит Джеймсу Пиллансу.
Учитель, преподававший географию в одной из школ Эдинбурга, в 1801 году повесил в своем кабинете доску и с помощью цветных мелков наносил на неё изображение карт. Изобретение шотландца получило широкое распространение, и в настоящий момент практически каждое учебное заведение использует классную доску.
В основном, в школьных заведениях используются доски с темной поверхностью – черной, коричневой или зеленой для письма одноцветным белым мелом. Почти двести лет это сочетание было основным для любой школы, а прогресс в данной сфере касался, преимущественно, материалов, из которых изготавливались доски. Помимо деревянных вариантов появились металлические и стеклянные доски , покрытые темной эмалью. Также доски нередко изготавливались из шероховатого фарфора, который отлично сопротивляется истиранию и служит до 20 лет.
Затем появились различные варианты для более удобного использования, например, вращающиеся доски, которые можно легко переворачивать на другую сторону, сохраняя написанный текст. Кроме того, появились раскладные доски с несколькими поверхностями для письма и варианты, оснащенные вращающимися цилиндрами. Последние изготавливаются из пластика, длинный лист которого натягивается между параллельно расположенными цилиндрами. Посредством вращения цилиндров лист пластика перемещается и создает дополнительную поверхность для письма.
Меловые надписи легко стираются губкой или влажной тряпкой, а также специальным ластиком, который представляет собой брусок с наклеенной войлочной подушечкой. Удобство использования меловых досок неоспоримо, однако они имеют один существенный недостаток – во время письма на поверхности возникает меловая пыль, пачкающая одежду. Кроме того, меловая пыль плохо влияет на чувствительную технику, например, компьютеры.
В середине XX века появилась доска, на которой можно было писать маркерами. Магнитно маркерная доска изготавливается из металла, покрытого специальной эмалью, пластиком или стеклом. Если для письма используются маркеры с водной основой, написанное стирается влажной тряпкой, а если написание информации осуществляется маркерами сухого стирания – салфетками и специальным спреем.
Такие доски начали активно использовать не только в школах, но и в различных компаниях для презентаций. Использование маркеров позволяет не пачкать одежду, а также защитить чувствительную офисную технику от повреждения. Использование разноцветных маркеров, возможность крепить бумажные носители информации — графики, таблицы и фотографии с помощью магнитов – все это сделало данный инструмент просто незаменимым в условиях постоянно растущих бизнес-коммуникаций.
В офисах активно используются флип-чарты. Это подобие большого блокнота, установленного на подставке. Листы флип-чарта скреплены прижимной планкой и при необходимости отрываются и меняются на новые.
В ХХ веке в обиход вошли пробковые доски – приспособления, изготовленные из натуральной спрессованной пробки, обтянутой тканью. Данные доски используют не для записей, а для крепления различных бумажных носителей при помощи специальных булавок и силовых кнопок.
Существуют также комбинированные модели досок, сочетающие в себе несколько поверхностей, например, маркерная доска с распашными поверхностями из пробковой доски. Данная модель позволяет не только писать маркерами, но и крепить бумажные носители силовыми кнопками.
Самой современной моделью, которая появилась благодаря стремительному развитию компьютерных технологий, является интерактивная доска. Интерактивные доски представляют собой экран, который используется для вывода информации с компьютера при помощи специального проектора. Кроме того, интерактивный вариант доски чувствителен к нажатию, то есть представляет собой сенсорный экран.
Доска оснащена резистивным покрытием либо набором светодиодов и датчиков, установленных по краям. Они отслеживают координаты точки соприкосновения доски со стилусом – пластиковым стержнем, по форме напоминающим маркер. Таким образом, высокотехнологичная доска позволяет оставлять рукописные пометки на изображении, проецируемом на экран, и сохранять все данные на компьютере.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Классная доска (синоним: школьная доска) — используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала. Классные доски используют также в различных учреждениях, чтобы оставлять записки и объявления о новых событиях, для записи счёта в небольших соревнованиях.
Разновидности
Грифельная доска
В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей — аспидная доска , сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца . Писали на них грифелем , а стирали записи тряпочкой. Учитель подходил к каждому ученику и проверял написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.
Меловая доска
Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом . Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. Их изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью , обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные доски делают с покрытием из шероховатого фарфора , который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.
Существует также вариант классной доски, в которых поверхность для записей представляет собой длинный лист пластика , натянутый между двумя параллельными вращающимися цилиндрами. Вращая цилиндры, можно перемещать намотанный на них пластик, таким образом создаётся дополнительная поверхность для письма без необходимости постоянно стирать уже написанное.
Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.
При всём своём удобстве меловые доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию . Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование — например, компьютеры .
Доска для рисования маркерами
В середине XX века в школах стали появляться безмеловые доски белого цвета, на которых можно писать маркерами . Такие доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стеклом или пластиком. Если используются маркеры на водной основе, то надписи с доски стирают влажной тряпкой, если маркеры сухого стирания — специальным очистителем. К доскам, сделанным из стали, удобно крепить магнитами различные дополнительные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).
Флип-чарт
Флип-чарт используется в основном для проведения семинаров и конференций. Это подобие огромного блокнота — большие бумажные листы скреплены специальной прижимной планкой. Исписанный верхний лист отрывается или заменяется на новый. Флип-чарты удобны тем, что писать на них можно не только специальным маркером, но и обы
www.kalinark.ru
Презентация «история школьных принадлежностей». История школьной доски
Меловые школьные доски Появление школьных меловых досок относят к началу 19 века. Тогда у каждого школьника была собственная доска для записей, сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца. Писали на них грифелем, а стирали записи тряпочкой. Позже стали использовать мел.
Чтобы проверить, как ученики поняли задание, учителю надо было подойти к каждому ученику и проверить написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.
Позже появились меловые школьные доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что до сих пор используются в образовательных учреждениях. Меловые школьные доски изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью, обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные школьные меловые доски делают с покрытием из шероховатого фарфора, который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.
Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.
При всём своём удобстве, меловые школьные доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию. Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование, например компьютеры.
В середине двадцатого века в школах стали появляться белые доски, на которых можно писать цветными маркерами. Белые школьные доски давали более яркое и контрастное изображение, что облегчало процесс зрительного восприятия изображения.
Белые школьные доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стекла или пластика. Самые непрочные из них — школьные доски с пластиковым покрытием, а самые долговечные — доски, покрытые эмалью, или металлокерамические доски, как их еще называют.
В зависимости от того используются ли маркеры на водной основе или маркеры сухого стирания с данной поверхностью доски, надписи с доски стирают либо влажной тряпкой или специальным очистителем. Использование маркеров на водной основе более экономично в долгосрочной перспективе, так как не надо тратить средства на покупку очистителя.
Мета
icaev.ru
Исследовательская работа по теме: «Возможности классной доски»
XXIII муниципальная научно-практическая
конференция школьников НОУ «Поиск»
Омского муниципального района Омской области
Тема: «Возможности классной доски»
Учебно-исследовательская работа
Выполнила:
обучающаяся 3 класса
МБОУ «Покровская СОШ»
Глумова Арина Владимировна
Руководитель :
учитель начальных классов
МБОУ «Покровская СОШ»
Федячкина Елена Фёдоровна,
I квалификационная категория
2016 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………………….с.3
Глава I
1.1. Школьные доски – немного из истории возникновения……………………с.4
1.2. Разновидности школьных досок………………………………………………с.5-8
Глава II
2.1. Результаты опроса педагогов и обучающихся школы…………………… с.9
2.2. Статистические данные качества и успеваемости………………………….с.10
Заключение ………………………………………………………………………………………….с.11
Список используемых источников ……………………………………………………….с.12
Приложения………………………………………………………………………………………с.13-18
ВВЕДЕНИЕ
В нашей школе мы (я и мой 3 класс) единственные обладатели электронной доски. И более того — до недавнего времени в нашем кабинете первой появилась зелёная магнитная доска. Во всех остальных кабинетах школы использовались старые деревянные доски. Лишь в кабинете информатики имеется единственная маркерная доска.
У меня возник вопрос: насколько это влияет на знания обучающихся и влияет ли вообще?
Цель данной исследовательской работы: определение влияния разных видов досок на уровень качества знаний и успеваемости в целом.
В соответствии с целью я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться более подробно с историей школьных досок.
2. Узнать, какие виды досок существуют сейчас.
3. Выяснить, какие доски наиболее удобны для использования.
4. Оценить влияние определённого вида доски на качество знаний и успеваемость обучающихся.
Гипотеза: использование современных досок повышает интерес обучающихся к учёбе и способствует повышению качества знаний.
Объект исследования: классная доска.
Предмет исследования: влияние вида школьной доски на повышение качества знаний и успеваемости школьников.
Методы исследования:
письменный опрос;
беседа;
статистический анализ;
поиск информации в сети Интернет.
ГЛАВА I
1.1. Школьные доски – немного об истории возникновения
Оказывается, привычная всем коричневая (а иногда и зелёная) деревянная классная доска — относительно недавнее изобретение. Если учесть, что первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры, то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века. Получается, что как минимум пять тысяч лет учителя спокойно обходились без классных досок. Если говорить об исключительно технической стороне вопроса, а не о её практическом применении именно учителем, первым предметом, который позволял многократно наносить на него знаки и рисунки, стала деревянная дощечка.[1] Ученикам всегда был необходим черновой материал: большую часть их учёбы занимало механическое переписывание существующих в то время памятников литературы и культуры. Папирус, пергамент, а впоследствии и бумага были слишком дорогим в производстве материалом, поэтому не могли использоваться под учебные нужды. Вот почему дети при выполнении заданий учителя довольствовались самыми бросовыми и ходовыми ресурсами: писали на непросохших глиняных табличках; дети Египта — палочкой на небольших пластинках известняка. А школьные дощечки, на которых можно было писать и ошибаться сколько угодно, а потом стирать написанное ветошью, были упомянуты известным персидским энциклопедистом Аль-Бируни в XI веке. К XIX веку прочные позиции в классе заняли аспидные дощечки — пластины из прочного цветного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой из алюминия, след от которых легко стирался губкой или тканью. Итак, вплоть до позапрошлого века в ходу были прочные, долговечные и дешёвые досочки-планшеты для детей, на которых они могли практиковаться в чистописании, изучении другого языка и арифметике, а учитель продолжал довольствоваться предоставлением раздаточного материала (ну, например, свитков с переписанными от руки документами). Дети копировали содержание свитка во время урока, а дома отрабатывали написание и зубрили спряжения (Приложение 1).
Меловые школьные доски
Появление школьных меловых досок относят к началу 19 века. Тогда у каждого школьника была собственная доска для записей, сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца. Писали на них грифелем, а стирали записи тряпочкой. Позже стали использовать мел. Чтобы проверить, как ученики поняли задание, учителю надо было подойти к каждому ученику и проверить написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.
Позже появились меловые школьные доски, на которых стали писать белым или цветным мелом (Приложение 2). Они оказались настолько удачными, что до сих пор используются в образовательных учреждениях. Меловые школьные доски изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью, обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные школьные меловые доски делают с покрытием из шероховатого фарфора, который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.
Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.
При всём своём удобстве, меловые школьные доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию. Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование, например компьютеры.
Маркерные белые доски
В середине двадцатого века в школах стали появляться белые доски, на которых можно писать цветными маркерами (Приложение 3). Белые школьные доски давали более яркое и контрастное изображение, что облегчало процесс зрительного восприятия изображения. Белые школьные доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стекла или пластика. Самые непрочные из них — школьные доски с пластиковым покрытием, а самые долговечные — доски, покрытые эмалью, или металлокерамические доски, как их еще называют.
В зависимости от того используются ли маркеры на водной основе или маркеры сухого стирания с данной поверхностью доски, надписи с доски стирают либо влажной тряпкой или специальным очистителем. Использование маркеров на водной основе более экономично в долгосрочной перспективе, так как не надо тратить средства на покупку очистителя.
Металлокерамические школьные доски часто являются и магнитными досками, то есть с помощью магнитов можно поместить на доске различные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).
Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными.
Флип-чарт
Флип-чарт используется в основном для проведения семинаров и конференций. Это подобие огромного блокнота — большие бумажные листы скреплены специальной прижимной планкой. Исписанный верхний лист отрывается или заменяется на новый. Флип-чарты удобны тем, что писать на них можно не только специальным маркером, но и обычной ручкой или карандашом (Приложение 4).
Магнитная доска
Изготавливается из смеси магнитного порошка и резиноподобных полимерных материалов. Магнитные доски позволяют легко закреплять различные съемные таблички (буквы, цифры, и др.). Используются в детских садах, школах и для создания различных информационных табло. Обрамляют магнитные доски в алюминиевый профиль, для придания прочности и функциональности (Приложение 5).
Пробковая доска
Используется не для записей, а для крепления различных информационных материалов и иллюстраций с помощью кнопок и булавок. Изготавливается из натуральной прессованной пробки или другого пористого материала, обтянутого тканью (Приложение 6).
Комбинированные доски
Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными. С появлением новых разновидностей досок стало возможным комбинировать их. Например, существуют доски, в которых основная рабочая поверхность — это маркерная доска, а распашные вспомогательные поверхности представляют собой магнитную доску и флип-чарт (Приложение 7).
Копирующие доски
Впервые «интеллект» в школьную доску внесла японская компания PLUS в конце 80-х годов прошлого столетия. Именно ей принадлежит право первенства создания первой копирующей доски, идею которой успешно подхватила и претворила в жизнь компания Panasonic, выпустив на рынок копирующие доски PanaBoard и CopyBoard. Идея копирующей доски была поистине гениальной — чтобы снабдить аудиторию написанной на доске информацией, не надо переписывать все от руки — достаточно нажать одну кнопку и все, что написано на доске, распечатывается на одной странице (Приложение 8).
Первые электронные интерактивные доски
Если рассматривать все виды интерактивных досок, то нужно заглянуть в ХХ век. В начале 90-х годов появились первые электронные интерактивные доски. Такие доски выглядели как обычные маркерные доски, при этом все записи, сделанные на электронной доске, мгновенно появлялись на экране персонального компьютера. Теперь записанную информацию можно было сохранять в файл, распечатывать, посылать по факсу, по электронной почте и передавать в реальном времени по сети.
Электронная интерактивная доска представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классическую презентацию с демонстрацией информации из интернета, с компьютера или с флэш-памяти, с видеоплеера, видеомагнитофона или с видеокамеры.
Говоря о копирующих, электронных и интерактивных досках 90-х годов, надо признать, что они в первую очередь были предназначены не для школ, а для крупных компаний, т.к. цены на такие доски были слишком высоки для школьных классов.
Электронные интерактивные доски в образовании
В 21 веке ситуация изменилась: основное применение электронные интерактивные доски все чаще и чаще находят в начальном, среднем и высшем образовании, широко используются в начальной и средней школе, в высших учебных заведениях и в детских садах. Все сильнее цифровой мир проникает в реальную жизнь, в наш мир — мир подрастающего поколения. В большой степени на применение электронных интерактивных досок в образовании повлияло и снижение цены.
В настоящее время интерактивные доски компании Smart — наиболее распространенные интерактивные доски в России и за ее пределами (Приложение 9).
Существует несколько типов видов интерактивных досок в зависимости от применяемых технологий: интерактивные доски с сенсорной, электромагнитной и инфракрасной технологией. Интерактивная доска с сенсорной технологией реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. В электромагнитных интерактивных досках используется в качестве передатчика электромагнитных волн пишущее устройство, которым может быть либо специальный электронный карандаш, который часто называют электронным стилусом (выглядящий как пластмассовый стержень со скруглённым концом, обычно имитирующий по форме маркер). Электромагнитные интерактивные доски обладают прочной антивандальной поверхностью (что отличает их от сенсорных интерактивных досок в лучшую сторону), однако возможность работать с интерактивной доской при помощи пальца в них отсутствует. Инфракрасные интерактивные доски так же, как и электромагнитные интерактивные доски обладают твердой антивандальной поверхностью, но при этом работать на них можно и маркером, и пальцем.
Настоящая революция произошла в 2009 году, когда компании PolyVision представила интерактивную доску PolyVision eno — первую в мире интерактивную доску без проводов. Eno — это прочтенное справа налево английское слово ‘one’, означающее «один», «одна», и она одна действительно может быть использована как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран [2].
Вывод по Главе 1: изучив информацию из истории школьных досок и их разновидностях, я выяснила, что человечество всегда пытается совершенствовать существующие предметы. Каждая появляющаяся школьная доска превосходила свою предшественницу. Тем не менее, угнаться за временем, тем более сельской школе, очень сложно. Поэтому я продолжила своё исследование, изучив мнение педагогов нашей школы и обучающихся, а также поработала со статистикой качества и успеваемости последних пяти лет.
Глава II
2.1. Результаты опроса педагогов и обучающихся школы
Учителям нашей школы я задала два вопроса: хотели бы Вы иметь в своём кабинете интерактивную доску и как по-вашему, влияет ли доска (её вид) на качество знаний обучающихся? Все педагоги на оба вопроса дали утвердительные ответы.
У ребят я спросила: хотели бы они, чтобы все предметы преподавались с использованием интерактивных досок и повлияло бы это на их успеваемость, стали бы они учиться лучше? Большинство ребят (93%) ответили «да» на первый вопрос. 79 % уверены, что стали бы учиться лучше, учёба была бы более интересной.
2.2. Статистические данные качества и успеваемости
Для сравнения статистических данных я взяла результаты по итогам года обучающихся 2 классов с 2011 года (последние 5 лет).[4]
Эти данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.Статистические данные качества знаний и успеваемости 2-х классов
Результаты нашего класса представлены в последнем столбце. Как видно из диаграмм (Приложение 10), на успеваемость использование интерактивной доски особого влияния не оказывает, качество увеличилось по русскому языку (на 12%) и литературному чтению (на 5%).Вывод по второй главе: в результате опроса обучающихся и учителей школы я убедилась в том, что все без исключения учителя хотят работать и большинство обучающихся хотят учиться с использованием современной интерактивной доски. Её использование действительно повышает интерес ребят к учебной деятельности и способствует повышению качества знаний.
Заключение
Cсуществует мнение, что в будущем не будет этого неотъемлемого элемента интерьера учебного класса. Школьные классные доски заменят мониторы компьютеров и каждый обучающийся, таким образом, получит свою собственную школьную доску. Что же, технический прогресс не стоит на месте, вполне возможно, что это предположение перерастет в уверенность. [3]
Подводя итоги проделанной работы, я могу сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. Современные интерактивные доски действительно повышают интерес к учебной деятельности, способствуют повышению качества знаний и успеваемости.
К сожалению, до сих пор ещё не все школы, классы могут себе позволить такие доски. Хочется надеяться, что эта ситуация продлится недолго. А пока их нет, ребятам следует помнить, что не только использование современных средств обучения приводит к высоким результатам. В наше время даже в компьютерных классах большинства школ висят самые обычные стеклянные или деревянные аудиторные доски, которые помогли в учебе не одному поколению школьников. Дружная работа всего класса, огромное желание каждого ученика добиться успехов всегда были основой хорошей учёбы.
Источники
1. https://newtonew.com/discussions/a-v-prezhnie-to-vremena-istorija-shkolnoj-doski
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Классная доска
3. http://www.uch-mebel.com/articles/shkol_nie__f3e2b/
4. Мониторинг эффективности образовательной деятельности МБОУ «Покровская СОШ», 2011-2015.
Приложение 1
Аспидная доска
Приложение 2
Меловые доски
Приложение 3
Маркерные белые доски
Приложение 4
Флип — чарт
Приложение 5
Магнитная доска
Приложение 6
Пробковая доска
Приложение 7
Комбинированные доски
Приложение 8
Копирующая доска
Приложение 9
Интерактивные доски
Приложение 10
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
ИЗО
ТЕХНОЛОГИЯ
infourok.ru
Презентация «история школьных принадлежностей». От аспидной до школьной доски
Привычная всем чёрная классная доска — относительно недавное изобретение. Если история педагогики как искусства организованной передачи накопленных знаний новому поколению насчитывает несколько тысяч лет (первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры), то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века. Хотя в исследованиях музыковедов упоминается, что при обучении музыке в Европе эпохи Возрождения использовались большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное.
Получается, что как минимум пять тысяч лет учителя спокойно обходились без классных досок. Если говорить об исключительно технической стороне вопроса, а не о её практическом применении именно учителем, первым предметом, который позволял многократно наносить на него знаки и рисунки, стала деревянная дощечка.
Альберт Анкер, «Школьник с аспидной доской в снежный пейзаж», 1875 г. Источник: Wikimedia
От деревянной дощечки к аспидной доске
Ученикам всегда был необходим черновой материал: большую часть их учёбы занимало механическое переписывание существующих в то время памятников литературы и культуры. Папирус, пергамент, а впоследствии и бумага были слишком дорогим в производстве материалом, поэтому не могли использоваться под учебные нужды. Вот почему дети при выполнении заданий учителя довольствовались самыми бросовыми и ходовыми ресурсами. Шумерские дети писали на непросохших глиняных табличках; дети Египта — палочкой на небольших пластинках известняка. А школьные дощечки, на которых можно было писать и ошибаться сколько угодно, а потом стирать написанное ветошью, были упомянуты известным персидским энциклопедистом Аль-Бируни в труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» в XI веке:
В их школах пишут на чёрных дощечках, и пишут вдоль длинной стороны, а не короткой, и пишут белым материалом слева направо.
Судя по всему, это были обожжённые деревянные дощечки, а в качестве пишущего средства использовалась одна из пород известняка.
К XIX веку прочные позиции в классе заняли аспидные дощечки — пластины из прочного цветного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой из алюминия, след от которых легко стирался губкой или тканью.
Итак, вплоть до позапрошлого века в ходу были прочные, долговечные и дешёвые досочки-планшеты для детей, на которых они могли практиковаться в чистописании, изучении другого языка и арифметике, а учитель продолжал довольствоваться предоставлением раздаточного материала (ну, например, свитков с переписанными от руки документами). Дети копировали содержание свитка во время урока, а дома отрабатывали написание и зубрили спряжения.
Портрет Луки Пачоли, 1495-1500 гг. На столе — инструменты математика: аспидная доска, кусочек мела, циркуль, палочка для письма. Художник точно не установлен. Источник: Wikimedia
Первые доски в шотландской школе
Так продолжалось до начала XIX века, пока Джеймс Пилланс, школьный директор из Шотландии, не придумал совместить несколько традиционно использующихся небольших дощечек для проведения урока географии. В 1814 году в своём письме Джереми Бентаму , британскому философу и реформатору, Пилланс описывает опыт ведения занятий в своей школе. Помимо интереснейшего опыта преподавания латыни, греческого и античной литературы, в письме излагается новый подход в преподавании географии.
Набросок границ каждой изучаемой страны учитель рисует белым мелом на доске; горы обозначает зелёным цветом, реки — голубым. Ученикам показывается доска с уже готовым рисунком, а учитель с помощью указки показывает и объясняет географические особенности страны, выделяет основные горные цепи и близлежащие реки. Поскольку доска не перегружена деталями, глаз ученика, а вместе с ним и мышление, с готовностью принимает и запоминает новую информацию. На этом же занятии вводятся понятия долготы и ширины.
На этом Пилланс не останавливался — создав на доске своеобразный географический каркас изучаемой страны, на следующих занятиях он наносил на него крупные города, рассказывал о населении, важных исторических событиях, отношениях с соседними странами и крупных битвах, происходивших на этой территории. Красным мелом он обводил места этих битв. Кстати, для производства цветного мела он создал собственный рецепт, в состав которого входил толчёный мел, красящий пигмент и овсянка.
Пилланс подчёркивал важность визуального подкрепления точной информации, которую надо запомнить и затем использовать эти знания для установления взаимосвязей между разными школьными предметами.
Доску он использовал и для проверки знаний, вызывая учеников к доске по отдельности и давая им разнообразные задачи: подписать названия городов и других географических объектов, рассказать о событии и показать, где оно происходило — почувствовать себя учителем.
Одна из государственных школ г. Вашингтон, 1890-1900 гг. Источник: loc.gov
Очень знакомые приёмы, правда? Даём слово, что на уроках географии вашего детства вы занимались приблизительно тем же самым.
И пусть с первого взгляда это нововведение мистера Пилланса кажется не таким уж и важным, оно стало в итоге важнейшим элементом классической классно-урочной системы, развившейся в эпоху реформаторства и оставшейся с нами по сей день.
Эпидемия классных досок в XIX веке
Почти одновременно с Пиллансом практику использования крупноформатной школьной доски ввёл в США английский математик Джордж Барон. В 1801 году он работал профессором математики в Военной Академии США (Вест-Пойнт), и одну из своих лекций иллюстрировал пометками мелом на школьной доске. Как выяснилось, это оказалось наиболее эффективным способом демонстрации сложных формул большой аудитории студентов.
Процесс распространения классных досок в США был настоящей эпидемией: уже к 1809 году они были в каждой школе Филадельфии . Тогда их изготавливали из грубых сосновых досок и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.
К 1840 году такие доски стали производить в промышленных масштабах из качественно обработанной плотной древесины с нанесением керамического покрытия. В XX веке доски стали металлическими, а в 30-х годах цвет покрытия превратился из чёрного в зелёный.
Тогда же практически п
netrs.ru
История школьной доски | Тайны и Загадки истории
Появление школьных меловых досок относят к началу 19 века. Тогда у каждого школьника была собственная доска для записей, сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца. Писали на них грифелем, а стирали записи тряпочкой. Позже стали использовать мел.
Чтобы проверить, как ученики поняли задание, учителю надо было подойти к каждому ученику и проверить написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.
Позже появились меловые школьные доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что до сих пор используются в образовательных учреждениях. Меловые школьные доски изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью, обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные школьные меловые доски делают с покрытием из шероховатого фарфора, который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.
Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.
При всём своём удобстве, меловые школьные доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию. Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование, например компьютеры.
Маркерные белые доски
В середине двадцатого века в школах стали появляться белые доски, на которых можно писать цветными маркерами. Белые школьные доски давали более яркое и контрастное изображение, что облегчало процесс зрительного восприятия изображения.
Белые школьные доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стекла или пластика. Самые непрочные из них — школьные доски с пластиковым покрытием, а самые долговечные — доски, покрытые эмалью, или металлокерамические доски, как их еще называют.
В зависимости от того используются ли маркеры на водной основе или маркеры сухого стирания с данной поверхностью доски, надписи с доски стирают либо влажной тряпкой или специальным очистителем. Использование маркеров на водной основе более экономично в долгосрочной перспективе, так как не надо тратить средства на покупку очистителя.
Металлокерамические школьные доски часто являются и магнитными досками, то есть с помощью магнитов можно поместить на доске различные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.). В мире существует только три производителя металлокерамических поверхностей для белых школьных досок — один из них американская корпорация Steelcase, в которую входит компания PolyVision, — ведущий европейский поставщик белых маркерных досок.
Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными.
Копирующие доски
Впервые «интеллект» в школьную доску внесла японская компания PLUS в конце 80-х годов прошлого столетия. Именно ей принадлежит право первенства создания первой копирующей доски, идею которой успешно подхватила и претворила в жизнь компания Panasonic, выпустив на рынок копирующие доски PanaBoard и CopyBoard. Идея копирующей доски была поистине гениальной — чтобы снабдить аудиторию написанной на доске информацией, не надо переписывать все от руки — достаточно нажать одну кнопку и все, что написано на доске, распечатывается на одной странице.
Первые электронные интерактивные доски
Если рассматривать все виды интерактивных досок, то нужно заглянуть в ХХ век. В начале 90-х годов появились первые электронные интерактивные доски. Пионером стала компания Microfield Graphics (США) с электронной интерактивной доской SoftBoard. Такие доски выглядели как обычные маркерные доски, при этом все записи, сделанные на электронной доске, мгновенно появлялись на экране персонального компьютера. Все, что написано на электронной доске, появлялось на экране компьютера. Теперь записанную информацию можно было сохранять в файл, распечатывать, посылать по факсу, по электронной почте и передавать в реальном времени по сети.
Написанная на электронной интерактивной доске информация сохраняется в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. С помощью цветных маркеров на электронной интерактивной доске можно создавать различные надписи и рисунки, и при наличии цветного принтера, копии тоже будут цветными. Использование цветных маркеров в процессе преподавания позволяет выделить значимую информацию и увеличить эффективность ее восприятия.
Электронная интерактивная доска представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классическую презентацию с демонстрацией информации из интернета, с компьютера или с флэш-памяти, с видеоплеера, видеомагнитофона или с видеокамеры.
Основное достоинство электронных интерактивных досок SoftBoard заключалось в возможности записать процесс создания надписей и рисунков и воспроизвести их впоследствии. Таким образом, в начале 90-х годов программное обеспечение электронных интерактивных досок заложило основу для создания лекций, применимых для дистанционного обучения. Программное обеспечение, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, значительно расширило географию аудитории, позволяя проводить учебные курсы одновременно в нескольких городах страны. Слушатели таких семинаров могли читать информацию со своих мониторов или проецировать на большой экран для коллективного обсуждения.
Примерно к тому же времени относятся доски, имитирующие работу компьютерного монитора, где в качестве компьютерной мыши используется электронный стилус. Впоследствии такие доски стали называть интерактивными досками.
Говоря о копирующих, электронных и интерактивных досках 90-х годов, надо признать, что они в первую очередь были предназначены не для образовательного, а для корпоративного сегмента. Цены на такие доски были слишком высоки для школьных классов: цена на копирующую доску составляла от 1,5 до 5 тысяч долларов, цена на электронные и интерактивные доски варьировались от 3 до 7 тысяч долларов
Электронные интерактивные доски в образовании
Первым производителем электронных интерактивных досок, который обратил внимание на образовательный сектор, была компания Smart. Компания Smart, а потом и другим также удалось обратить на себя внимание руководителей министерств образования, благодаря чему многие школы в Европе, России и во всем мире получили интерактивные доски promethean activboard благодаря целевым федеральным поставкам. В настоящее время интерактивные доски компании Smart — наиболее распространенные интерактивные доски в России и за ее пределами.
В 21 веке ситуация изменилась: основное применение электронные интерактивные доски все чаще и чаще находят в начальном, среднем и высшем образовании, широко используются в начальной и средней школе, в высших учебных заведениях и в детских садах. Все сильнее цифровой мир проникает в реальную жизнь, в мир подрастающего поколения. В большой степени на применение электронных интерактивных досок в образовании повлияло и снижение цены.
tayni.su
История школьной доски
Писать и рисовать на стенах домов в Древнем Риме не возбранялось. И жители охотно это делали. А так как грамотных хватало, то и надписей было столько, что один остроумный горожанин даже нацарапал такие стихи:
Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть, А продолжаешь нести надписей столько дрянных!
Кто же учил римлян грамоте? Как ни странно это может показаться на первый взгляд — рабы. Древний Рим славился своей богатой культурой, и создателями ее в первую очередь являлись не знатные и богатые рабовладельцы, а люди, которые занимали гораздо более скромное положение. Прозаики, поэты, философы, ученые, юристы, врачи, художники, скульпторы, архитекторы, строители, ремесленники в подавляющем большинстве никакого отношения к миру знати не имели. Среди них встречалось очень много представителей покоренных народов, вольноотпущенников и рабов. Почти все городские рабы владели грамотой, более того, учителя и врачи являлись в основном рабами.

Школа. Париж, 1815 г. Школьный класс. Рис. Г. Доре.
И первая классная доска была изобретена, как считают, безвестным рабом-педагогом именно в Древнем Риме. Что подсказало ему это изобретение? Может быть, исписанная стена? Теперь на этот вопрос не ответит никто, но с тех давних пор могучее и еще пока непревзойденное по многим свойствам средство передачи информации получило самое широкое распространение во всем мире.

Доска мало изменилась за последние сотни лет. Но усовершенствовать ее необходимо. Во-первых, размеров доски не всегда хватает, одновременно отвечать урок у нее могут двое, от силы трое учеников. Во-вторых, ребятам небольшого роста, как ни тянись, не достать до верхнего края. В-третьих, много времени уходит на стирание написанного. В-четвертых, даже самые аккуратные чаще всего покидают место у доски с испачканными мелом руками, одеждой. Словом, то, что доску надо совершенствовать, сомнений не вызывает. Но как?

Парта с доской. Конец XIX — начало XX в.
В некоторых японских школах традиционную черную классную доску заменили белой пластмассовой. Пишут на ней авторучкой с толстой кисточкой, пропитанной легко стираемыми чернилами шести цветов.
— Можно сделать доску в виде замкнутой в кольцо ленты, которая бы прокручивалась вручную или с помощью небольшого электродвигателя. Верхний барабан — приводной, а нижний погружен в ванну с водой, где специальное устройство смывает мел. Другой вариант — доска сделана в виде книги. Благодаря этому ее площадь значительно увеличивается.
А что если составить доску из подвижных секций? Так и сделали ученики одной из школ в Курской области под руководством своего учителя математики. Отвечать у такой доски может хоть полкласса, не мешая друг другу, и по ходу урока ничего не надо стирать: ведь ее полезная площадь — 17 квадратных метров. Это втрое больше, чем у обычной доски. Ученик может повернуть свою секцию под любым углом, поднять, опустить, — словом, приладить под себя. Наверное, для школы такая доска наиболее удобна, ведь она проста и не требует специального обслуживания.
Но доски нужны не только в классах, в больших залах тоже — для проведения лекций, конференций, семинаров. Для таких случаев применяют более сложные устройства. Например, вместо деревянной или пластмассовой поверхности используют освещенную стеклянную панель, за которой в нишах расположено множество маленьких магнитиков. На стекле мелом написать не удастся, зато можно воспользоваться электромагнитом. Стоит прикоснуться им к панели, из своих ниш выскочат маленькие магнитики и прилипнут к обратной стороне. Если прикоснуться наскоро и тут же отвести руку, получится точка, а если начать писать, то магнитики в точности повторят ваши движения. Получится слово, чертеж, формула. Для «стираний» изображения включают другой электромагнит, и все магнитики прячутся обратно в ниши.
В больших аудиториях при выступлении все чаще используют экраны с проецируемым на них изображением. Для таких экранов и указка должна быть особенной. Она световая, а в качестве источника света в ней используется портативный лазер с батарейным питанием. Указка высвечивает в нужном месте экрана яркое красное пятно, которое хорошо видно даже при дневном свете.
Возьми на заметку
Присмотрись к доске в вашем классе — не исключено, у тебя появятся интересные идеи. Например, сделать доску для уроков музыки. Какой она будет?
Возможно, «поющей». Как только кончик специальной указки прикоснется к нарисованной ноте, она начинает звучать. Записанную на доске музыкальную фразу с помощью указки можно проиграть.
Похожие статьи
medn.ru
Презентация «история школьных принадлежностей». От аспидной до школьной доски
Невозможно себе представить процесс обучения без использования такого важного предмета мебели, как классная доска . При покупке изделия следует учитывать ряд важных нюансов. Во-первых, поверхность конструкции должна быть прочной, не подверженной деформации даже при каждодневной эксплуатации. Следует выбирать школьные доски , которые помимо своей основной функции (написание материала), позволяют ещё воспринимать полученную информацию через наглядные пособия, которые можно крепить к поверхности при помощи магнитов. Современные конструкции отличаются долгим эксплуатационным сроком, к тому же, они сухостираемы, благодаря чему детям не придётся вдыхать вредную пыль, которая остаётся после использования мела.
Большинство производителей выпускают доски, предназначенные для использования привычного для всех мела, а также маркера. В свою очередь конструкции бывают 1-, 3- и 5-элементными. К стене прикрепляется центральный элемент, а остальные можно свободно открывать и закрывать. Доски бывают матового и зелёного оттенка с несильным отблеском, что гарантирует отличную видимость даже с последней парты. Наличие антибликового покрытия позволяет сохранить зрение учащихся, ведь им не приходится напрягать глаза. В некоторых учебных заведениях пользуются популярностью комбинированные школьные доски, часть элементов в которых предназначается для письма мелом, а другая половина — маркером.
Данный вид школьной мебели, как и все остальные, должен соответствовать определённым нормам и стандартам, изготавливаться из качественных, экологичных материалов, не причиняющих вред здоровью учащихся; обладать повышенным уровнем прочности, стойкостью к разного рода воздействиям (как химическим, так и физическим). Петли многоэлементных досок рассчитаны на большую нагрузку, превышающую 100 килограмм.
Наша компания предлагает своим клиентам большой ассортимент школьных досок . Помимо перечисленных видов, у нас можно приобрести передвижные поворотные конструкции, где в качестве покрытия используется металлокерамика, позволяющая работать мелом и маркером. Данный вид школьной мебели снабжён роликовыми опорами. В некоторых образовательных учреждениях пользуются популярностью доски, имеющие расчерченную поверхность, демонстрационные стенды.
Выбирая продукцию для школы, следует отдавать предпочтение проверенным поставщикам и изготовителям, подтверждающим качество изделий необходимыми сертификатами.
Другие статьи автора:
Разукрашивать стены своих домов в Древнем Риме не возбранялось. В том числе и надписями. И древние римляне делали это с удовольствием.
В то далекое время грамотных было не так уж и мало и надписей было столько, что один житель даже написал на стене такие стихи:
«Я стена тебе удивляюсь, как ты не рухнула под тяжестью стольких надписей.»
Как учились древние римляне грамоте? И кто их учил? Как это не парадоксально, грамоте римлян учили — рабы. Римская империя славилась своей культурой, которую создавали не богатые и знатные рабовладельцы, а люди, с небольшим достатком и занимавшие скромное положение в обществе. Художники, философы, музыканты, врачи, поэты, юристы и ученые, а также архитекторы и скульпторы в основном никакого отношения к знатному происхождению не относились. Очень много среди них было представителей других, покоренных народов, рабов и вольноотпущенников. В основном все рабы из городов владели грамотой. И даже больше,- учителя и врачи являлись в своем большинстве рабами.
И самая первая классная доска изобретена была, как многие ученые считают, неизвестным педагогом -рабом в Древнем Риме. Вероятно, это изобретение подсказали ему исписанные стены Рима? Ответа на этот вопрос теперь не может дать никто, но с того времени школьная (классная) доска получила мощное распространение по всему миру. И не только в школах и других учебных заведениях. Школьная доска для дома тоже стала востребована, когда обучение проходило на дому у знати или жителей, по-бедности не имеющих возможность отправлять детей в школу, но желающих обучаться грамоте.
Школьная доска практически не изменилась за последние несколько сотен лет. Но, все-таки, периодически она совершенствовалась.
1. Размер классной доски не всегда оказывался достаточным когда около нее отвечают одновременно 2-3 ученика.
2. Тем ученикам, рост которых был мал чрезвычайно трудно, а порой и невозможно было достать до верхнего края классной доски.
3. Стирание написанного занимало много времени.
4. После ответа у доски, даже самые аккуратные пачкались мелом.
Так что многие умы пытались хоть как-то усовершенствовать классную доску. Но как же это можно сделать…
Конец XIX — начало XX в. Парта с доской.
Например многие школы в Японии пошли по пути замены черных досок на белые пласстмасовые и пишут на ней специальными ручками с шестью цветами, чернила которых легко стираются и не оставляют никаких следов.
Существует доска в виде кольца замкнутой черной ленты, которая прокручивается вручную или небольшим электродвигателем. Барабан вверху является приводным, а нижний барабан погружен в емкость с водой, где расположенный материал очищает доску от мела. Есть доска, сделанная по принципу книги. Площадь её таким образом значительно увеличивается.
Вариантов изобретения, казалось бы из ничего, на самом деле великое множество… И классную доску продолжают «изобретать» даже в наше время.
Доски необходимы не только в школах, в аудиториях, институтов, крупных организаций и предприятий — для п
buhsp.ru