Истории почта россии – История

Любимая Почта России — Истории из жизни

Пошла недавно на почту – посылку забирать. По треку отслеживания увидела, что пришла она пару дней назад, почта в эти дни работала, извещения или хотя бы звонка никакого не было. Естественно, я спросила об этом у операторов, на что мне ответили:

– Девушка, а вы знаете, сколько у нас работы?

Ответили грубо, таким тоном, словно я что-то сверхъестественное спросила. Я сказала, что это очень важная посылка, в ней лекарственные препараты, и они нужны срочно, без таких вот задержек. Мне снова в ответ нагрубили, сославшись знаете на что? На низкую заработную плату! Якобы, они за копейки работают, могут и нарушить порядок иногда. Прекрасно просто! А кто вас просит за копейки работать, не нравится – уходите, ищите другую работу, а раз уж устроились, то выполняйте всё, что должны.

Короче, нахамили мне там знатно, пришла домой, естественно, злая. Заказывать что-то по почте желание пропало окончательно. Я знаю, что там систему пытаются хоть как-то наладить, вон в социальных сетях стабильно посылки отслеживают, на вопросы в течение пары минут отвечают, мониторят и работают. Почему только в социальных сетях? Почему уже нельзя как-то наладить оффлайн работу Почты России? Над нами весь мир смеется за потерянные посылки, за хамоватых теток, за вечный бардак на почте.

А ещё была ситуация. Заказные письма и маленькие пакеты они, по идее, должны приносить в почтовый ящик. Муж ждал важное заказное письмо, его всё не было и не было, поехал на почту. Они там заявляют:

– Мы вам в начале недели звонили, сказать, что ваше письмо пришло, вы трубку не брали.

Естественно он трубку не брал, он был на работе! И они позвонили один раз, сами, разумеется, к нам домой не пошли, ведь зачем оно надо, можно ведь всё свалить на получателя, сам виноват. Я от этой наглости просто в шоке!

 

Автор: n######@mail.ru

Фото: Skitterphoto

Навигация по записям

y-story.ru

Почта России - история - часть 2

В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами. В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью. После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.

После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов. В марте 1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой - из-за нехватки лошадей в основном простаивал. услуг.

.С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.

В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники. На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт. К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

В 1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи.

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет. родным

Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения. В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности. В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления. Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами – предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.

Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.

mirznanii.com

История почты России Википедия

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси[ | ]

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу[en] коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III (1462—1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да

ru-wiki.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».

[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1]

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Азия Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Америка Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Африка Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия
экс-британские
колонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
Австралия
Океания
Антарктика
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Почтовые
отделения
за границей
Австрийские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

Британские

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

Германские

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

Российские
Французские

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

Японские

в Корее

Колониальная
почта

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Связанные
темы

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1]

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Азия Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Америка Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Африка Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия
экс-британские
колонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
Австралия
Океания
Антарктика
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Почтовые
отделения
за границей
Австрийские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

Британские

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

Германские

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

Российские
Французские

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

Японские

в Корее

Колониальная
почта

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Связанные
темы

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1]

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Азия Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Америка Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Африка Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия
экс-британские
колонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
Австралия
Океания
Антарктика
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Почтовые
отделения
за границей
Австрийские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

Британские

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

Германские

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

Российские
Французские

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

Японские

в Корее

Колониальная
почта

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Связанные
темы

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dvc.academic.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1]

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Азия Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Америка Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Африка Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия
экс-британские
колонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
Австралия
Океания
Антарктика
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Почтовые
отделения
за границей
Австрийские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

Британские

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

Германские

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

Российские
Французские

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

Японские

в Корее

Колониальная
почта

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Связанные
темы

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

xzsad.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *