Движение письма – Отслеживание почтовых отправлений почты России

Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений — Университеты и ВУЗы Белгорода

Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений
Наличие и особенности проявления этой группы признаков во многом зависят от глазомера пишущего. Они дают возможность эксперту судить о навыке пишущего, определенным образом раз­мещать текст относительно краев листа, частей текста относитель­но друг друга и различных ориентиров. Необходимо отметить, что эксперт сможет выявить эти признаки и оценить их с точки зрения устойчивости только при исследовании большого по объему руко­писного текста. Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они вы­полняются, устойчивы и поэтому имеют определенное идентифи­кационное значение при установлении исполнителя текста. Не под­вержены они значительным изменениям и при умышленном изме­нении почерка.
Рассмотрим особенности этой категории общих признаков почерка.
Размещение самостоятельных фрагментов до­кументов — заголовков, обращений, дат, подписей, резолюций из­учается относительно основного текста и срезов листа бумаги, на котором исполнена исследуемая рукопись. В рукописях разных лиц заголовки, обращения могут размещаться на определенном расстоянии от первой строки основного текста, слева, справа или в центре листа бумаги.

Дата может быть расположена в конце или в начале текста, а также слева, справа или в центре (относительно основного текста).
Подпись в рукописи рассматривают (изучают) по отношению к основному тексту. Она может быть расположена справа, слева или в центре под текстом. Подпись рассматривается также по по­ложению относительно нижнего среза листа бумаги — параллель­ному или наклонному.

Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений
Наличие и особенности проявления этой группы признаков во многом зависят от глазомера пишущего. Они дают возможность эксперту судить о навыке пишущего, определенным образом раз­мещать текст относительно краев листа, частей текста относитель­но друг друга и различных ориентиров. Необходимо отметить, что эксперт сможет выявить эти признаки и оценить их с точки зрения устойчивости только при исследовании большого по объему руко­писного текста. Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они вы­полняются, устойчивы и поэтому имеют определенное идентифи­кационное значение при установлении исполнителя текста. Не под­вержены они значительным изменениям и при умышленном изме­нении почерка.

Рассмотрим особенности этой категории общих признаков почерка.
Размещение самостоятельных фрагментов до­кументов — заголовков, обращений, дат, подписей, резолюций из­учается относительно основного текста и срезов листа бумаги, на котором исполнена исследуемая рукопись. В рукописях разных лиц заголовки, обращения могут размещаться на определенном расстоянии от первой строки основного текста, слева, справа или в центре листа бумаги.
Дата может быть расположена в конце или в начале текста, а также слева, справа или в центре (относительно основного текста).
Подпись в рукописи рассматривают (изучают) по отношению к основному тексту. Она может быть расположена справа, слева или в центре под текстом. Подпись рассматривается также по по­ложению относительно нижнего среза листа бумаги — параллель­ному или наклонному.
Определенное идентификационное значение имеет и такой при­знак рассматриваемой группы, как взаимное размещение под тек­стом подписи и даты (рис. 1, а, б, в).

 

 

Рис. 1. Размещение под текстом подписи и даты относительно друг друга

 

 

Рис. 2. Размер полей:
а — малый, б — средний, в — большой

Наличие или отсутствие полей, их размер, фор­ма, конфигурация линий полей. Эти признаки рассмат­риваются относительно левого и правого срезов листа бумаги и предыдущей строки. У каждого человека при письме вырабатыва­ются определенные навыки по размещению начальных и заклю­чительных движений. Их положение в строке рукописи образует левые или правые поля, или те и другие. Чаще пишущий оставляет поля слева, реже — справа.
Поля считаются малыми, если расстояние от левого (правого) среза листа бумаги до начальных (заключительных) движений в каждой строке не превышает одного сантиметра. Средние имеют от одного до трех сантиметров. Большими принято считать такие поля, где указанные расстояния превышают три сантиметра. Обыч­но в рукописях пишущий оставляет средние по размеру поля, при­мерно, около двух сантиметров (рис. 2, а, б, в).
По форме площадь полей может быть прямоугольной или тра­пециевидной. Это зависит от расстояния начальных и заключи­тельных движений в каждой строке текста. При одинаковых рас­стояниях от левого (правого) среза листа бумаги до начального (заключительного) движения в каждой строке форма полей будет прямоугольной (рис. 3).

Трапециевидными поля в рукописи считаются, когда расстояния от левого (правого) срезов листа бумаги до начальных (заключи­тельных) движений в каждой последующей строке равномерно увеличиваются или уменьшаются. В зависимости от увеличения или уменьшения этого расстояния стороны трапеции будут право-наклонными или левонаклонными (рис. 4, а, б).
Конфигурация линий полей в зависимости от различных изме­нений расстояний от срезов листа бумаги до начальных (заклю­чительных) движений при выполнении строк на протяжении всей рукописи может быть прямой, вогнутой, выпуклой, ломаной, изви­листой (рис. 5, а, б, в, г, д).
В экспертной практике чаще всего встречаются рукописи с пря­мой конфигурацией линий полей слева.
Размер красной строки или размещение начального дви­жения в первой строке абзаца относительно начала предшествую­щей строки и других строк зависит от расстояния, на которое отступила рука пишущего от левого среза листа бумаги. При обуче­нии письму в школе ребенка учат делать абзацные отступы при­мерно в три сантиметра. В процессе обучения письму и дальней­шей жизни под влиянием факторов объективного и субъективного характера у людей формируется письменно-двигательный навык, проявляющийся на письме в виде различной по размеру красной строки.
Размер красной строки считается средним, если расстояние от начала первой строки абзаца до начального движения в остальных строках этого же абзаца будет приблизительно два с половиной — три сантиметра. Размер красной строки считается малым, если это расстояние не превышает двух сантиметров, большим, — если три сантиметра и более (рис. 6, а, б, в).

 

 

Рис. 3. Прямоугольная форма полей

 

 

 

Рис. 4. Трапециевидная форма полей:
а — правонаклонная, б —левонаклонная

 

 

Рис. 5. Конфигурация линий полей:
а — прямая, б — вогнутая, в — выпуклая, г — извилистая, д — ломаная

 

Абзацы на письме, как одна из форм усиления основных по­ложений (мыслей) автора рукописи, могут быть выделены не толь­ко с помощью красной строки, но и увеличением интервалов между строками (первой и второй строками абзаца). В экспертной прак­тике встречаются рукописи, где единственным средством выделения абзацев служит не красная строка, а увеличенные интервалы между первой и второй строками абзаца (рис. 7).

 

Рис. 6. Размер красной строки:
а — малый, б — средний, в —  большой

Идентификационная значимость красной строки меньше, чем наличие такого признака, как увеличенные интервалы.
Размер интервалов между строками. Этот общий признак почерка может быть изучен только при исследовании ру­кописи, выполненной не на линованной бумаге. В процессе обуче­ния письму стандартный размер между строками определен нали­чием линовки. В дальнейшем при формировании почерка у каждого человека вырабатывается определенный навык в размещении дви­жений при перемещении руки влево вниз при переносе ее от конца одной строки до начала другой. Размер интервалов между строками определяется относительно высоты строчных букв. Большим ин­тервалом считается, если расстояние между строками больше высоты двух строчных букв; средний интервал равен двойной высоте строчной буквы; малый —равен или несколько больше высоты буквы (рис. 8, а, б, в).

 

 

Рис. 7. Выделение абзацев увеличением интервалов между строками

Этот признак менее устойчив, чем перечисленные выше, и поэтому при письме в необычных условиях или умышленном изме­нении почерка привычный размер интервалов между строками мо­жет нарушаться.

 

 

Рис. 8. Размер интервалов между строками:
а — большой, б — средний, в — малый
Размер интервалов между словами. Малый интервал равен ширине одной буквы; средний—двойной ширине букв; боль­шой интервал превышает ширину двух букв (рис. 9, а, б, в).

Чаще всего встречаются рукописи со средними по размеру ин­тервалами между словами. Так же как и размер интервалов меж­ду строками, этот признак является сравнительно неустойчивым. Он изменяется при выполнении рукописи в необычных условиях, при маскировке почерка, в случаях ускорения темпа письма.

 

 

Рис. 9. Размер интервалов между словами:
а — малый, б — средний, в — большой

Размещение линии письма относительно блан­ковой строки. Строки в рукописях (размещение линии письма) относительно графления листа бумаги могут располагаться: над линовкой, под линовкой, совмещаться с линовкой (рис. 10, а, б, в).

 

 

Рис. 10. Размещение линии письма относительно бланковой строки:
а — над линовкой, б — на линии линовки, в — под линовкой
Довольно редко встречается в рукописях расположение линии письма под типографской линовкой. Этот признак относительно устойчив.

Положение строк относительно горизонталь­ного среза листа бумаги (направление линии письма в строке). Этот признак характеризует размещение заключительных движений при выполнении букв относительно друг друга на протя­жении всей строки. Определенное выражение признака во многом зависит от степени усвоения человеком в школьный период техни­ческих и гигиенических правил. Направление линии письма в строке может быть горизонтальным — параллельным горизонталь­ному срезу листа бумаги; поднимающимся и опускающимся (рис. 11, а, б, в).

 

 

Рис. 11. Положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги:
а — поднимающееся, б — горизонтальное, в — опускающееся
Наиболее часто встречаются рукописи с горизонтальным поло­жением строк; реже — с явно выраженными поднимающимися или опускающимися направлениями. Этот признак относительно устой­чив и сохраняется даже при намеренном искажении почерка.

Форма линии письма в строке. Разнообразие форм обусловлено многими обстоятельствами субъективного и объектив­ного характера: положением руки на письме, способом держания пишущего прибора, расстоянием постоянной точки опоры, степенью активности различных частей руки и т. д. В зависимости от этих факторов форма линии письма бывает: прямая, выпуклая, вогну­тая, извилистая, изломанная (ступенчатая) (рис. 12, а, б, в, г, д).

 

 

Рис. 12. Форма линии письма в строке:
а-прямая, б—выпуклая, в — вогнутая, г — извилистая, д — ступенчатая

Наиболее часто встречаются рукописи, в которых форма линии письма прямолинейная или извилистая. Этот признак довольно устойчив и сохраняется при умышленном изменении почерка (кроме случаев перемены пишущей руки). Может изменяться форма линии письма в строке и при выполнении рукописи в состоянии алкогольного опьянения.
Размещение движений при выполнении знаков препинания относительно предшествующего слова, относи­тельно линии письма или линии строки и положение знака пере­носа слов относительно линии строки бывает различным. Размер интервала между знаком препинания и предшествующим словом считается большим, если превышает ширину двухэлементной бук­вы; средним—в пределах ширины такой буквы; малым—меньше ширины (рис. 13, а, б, в

).

 

 

Рис. 13. Размер интервалов между знаком препинания и    предшествующим словом:
а — большой, б — средний, в — малый
Знаки препинания в рукописях могут находиться на линии письма или бланковой строки, либо выше или ниже ее (рис. 14, а, б, в). Эти признаки характеризуются относительной устойчивостью.

 

 

Рис. 14. Размещение знака препинания относительно линии письма:
а—на линии письма, б—выше линии письма, в—ниже линии письма
Положение знака переноса слов, так же как и пре­дыдущие признаки, отличается относительной устойчивостью. Зна­ки переноса слов относительно линии строки могут располагаться в рукописи на линии строки или ниже ее, параллельно линии стро­ки или под углом к ней (рис. 15, а, б, в).

 

 

Рис. 15. Положение знака переноса слов относительно линии письма:

а — параллельно линии письма, б — под углом, в — ниже линии письма

student31.ru

Координация движений при письме — КиберПедия

Координацию движений можно рассматривать с точ­ки зрения двух степеней точности:

а) точность в соблюдении параметров движения (главным образом, направления и протяженности) в пределах выполнения элементов букв и

б) точность в соблюдении параметров движений (направления, протяженности, размещения и других) при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.

Неточность движений первой степени выражается в уже известных признаках: извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.

Указанные признаки неточности движений при фор­мировании навыка письма неодинаково проявляются в разных элементах письменных знаков:

1) точность движений достигается прежде всего при выполнении основных элементов букв (сгибательные движения). В то время как основные элементы букв уже выполняются ровными и плавными движениями, соединительные и заключительные (разгибательные движения) имеют еще мелкую извилистость;

2) точность движений достигается раньше при выполнении прямолинейных по форме основных элементов
чем дугообразных. Последние являются более сложными.

В процессе обучения письму и формирования почер­ка, как уже отмечалось, координированность движений при выполнении элементов букв становится достаточной и признаки неточности движений 1-й степени исчезают.

Признаки неточности движений 2-й степени сводятся к несоразмерности параметров движений (протяженно­сти, направления, размещения) во всей рукописи.

При переходе на быстрое и связное письмо пишущий должен согласовывать свои движения в процессе письма в более короткие отрезки времени. В этот период не каждому пишущему удается (да и не каждый ставит перед собой такую задачу) выдержать все параметры при быстром письме. Отсюда появляется или сохраняется неравномерность в протяженности, направлении и дру­гих признаках, проявляющаяся иногда даже в высоко­выработанных почерках.

Возможность проявления своеобразия координации движений в почерке разных людей при письме в норме обычно исчерпывается степенью точности движений.

Дифференциация почерков по степени координации в пределах групп проводится главным образом в зави­симости от выраженности: маловыработанных школь­ных почерков — признаков неточности движений 1-й сте­пени; маловыработанных практических почерков — приз­наков неточности движений как 1-й, так и 2-й степени; средне- и высоковыработанных почерков — признаков неточности движений 2-й степени.



Координация движений — признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных ус­ловиях письма. Она прежде всего нарушается при из­менении внешней обстановки письма. Особенно отчет­ливы нарушения согласованности движений при измене­нии позы и состояния пишущего, а также при некоторых способах намеренной маскировки почерка посредством изменения механизма письма (например, перемена пи­шущей руки).

В случаях, когда снижение координации движений становится не единовременным, а стойким, например при нервных заболеваниях, характер и степень сниже­ния координации приобретают большую идентификаци­онную ценность, чем обычно.

При необычном письме неточность движений ранее проявляется в признаках 2-й степени. Если нарушение координации более глубокое, появляются признаки неточности движений 1-й степени. Последние касаются прежде всего элементов, выполненных разгиба­тельными движениями, и тех частей элементов, где имеется плавный переход сгибательного движения в разгибательное. Знание характера, объема и последова­тельности нарушений координации движений в зависимостиот непривычных факторов, а также необычного состояния пишущего помогает эксперту правильно объ­яснить возможную причину нарушения координации и оценить идентификационные признаки.

Темп движений при письме

Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно раз­личается в почерках разных лиц, находящихся в преде­лах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естествен­но, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кро­ме того, даже находясь на одной стадии обучения пись­му, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.



Различие в темпе письма сказывается в уже извест­ных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их со­четаний.

В группе высоковыработанных почерков эксперимен­тально установлена зависимость темпа выполнения ру­кописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложнен­ные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положение занимают простые (прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упро­щения и усложнения.

Темп письма — признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показате­лем темпа

Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и дру­гих признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, при­способленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным - на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и простые, почерки; меньшая вариационности наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк.

Темп письма в ряде случаев замедляется при влия­нии на процесс письма необычных условий или состояния. Как правило, замедление темпа о сопутствует наме­ренному изменению почерка с целью демаскировки.

cyberpedia.su

Письмо освобождения. Ответы, которые всегда с тобой

27 ноября 2018

24850 просмотров

В какой-то момент я поняла, что изменилась. Вроде и не я совсем. Точнее, это я, но очень симпатичная себе. Такая, какой всегда хотела быть.

Глубокая, но без надрыва. Оперативная в решениях, но не в ущерб результату, а учитывающая все исходные переменные.

Радостная, позитивная, но не за счет волевых усилий, а естественным образом, откуда-то изнутри.

Будто я живу на новом уровне понимания. И это не только не утомляет, но окрыляет (вопреки опасениям), поднимает меня над обыденным и привычным.

Я всем своим существом осознаю, что это значит — жить в радостном предвкушении. Когда поняла это, остановилась и задумалась: что, собственно говоря, изменилось?

Город тот же, деятельность та же, образ жизни стабильно приближен к желаемому. Изменений в окружении и личной жизни — ноль, просветление пока не достигнуто.

Словом, видимые причины для перемен отсутствуют, но при этом они налицо.

Лишь потянувшись привычным движением с бумагой, я вдруг осознала — конечно, дело именно в этом!

Ответ на вопрос пришел, когда я привычно потянулась за листком бумаги и ручкой.
Источник фото: Flickr.com

Свободное письмо, фрирайтинг или интуитивное письмо (имен много, суть одна) я применяю в свой жизни около пяти лет.

Обращалась к нему по разным поводам и в разных формах, совершенно бессистемно. Хотя последние пару месяцев, как-то незаметно для себя, стала пользоваться этим инструментом очень активно. С разными целями, длительностью, техникой, но практически каждый день. По любому поводу.

Иногда — чтобы разгрузить ум, когда понимала, что мозг не в состоянии справиться с элементарными задачами.

Пару раз — чтобы подготовиться к деликатному разговору и понять истинную причину разногласий, выпустив лишние, зачастую придуманные эмоции.

Глобально проработала несколько подвисших многолетних проблем. Время от времени применяла фрирайтинг для ускорения вдохновения, когда нужно было немного покреативить в процессе работы.

Чаще всего я садилась и писала просто от желания прислушаться к себе, дать своему тихому глубинному голосу возможность донести то важное, что в ежедневной суете моментально скрывается из виду.

Чем регулярнее садилась за письмо, тем активнее, энергичнее и легче я становилась. Чувствовала, насколько быстрее и проще решаются текущие проблемы.

Кажется, совершенно без каких-либо усилий приходят ответы на вопросы более тонкого порядка: о душе и Боге, о карме, предопределенности и всем остальном, что сопровождает каждого ищущего человека.

Вокруг меня появилось свободное чистое пространство для самой жизни.
Источник фото:
pixabay.com

Когда осознала, что стало источником моей свободы, решила разобраться — как это работает?

О сути метода

Итак, вы хотите найти ответ на какой-либо вопрос, решить проблему любого характера: личного, творческого, мировоззренческого, бытового и т.д.

Формулируете вопрос/задачу и начинаете писать. С ограничением времени или без, на компьютере или от руки (детали будут позже). Просто записываете все, что приходит в голову.

Пишете настолько быстро, насколько можете. Без оценки, переписывания, проверки, выявления связей, корректировки, прочтения и прочих отвлечений.

Так быстро, чтобы не успевать осмысливать написанное. Без остановки. Без усилий. Без попытки понять.

И через какое-то время получаете ответ, который выводите собственной рукой.

Несколько слов или фраз, которые все расставляют по своим местам и порой обескураживают своей глубиной и очевидностью.

В этом весь метод. Вот просто и гениально.

Что лежит в основе этой простоты? Каким образом в этом хаосе, казалось бы, беспорядочных слов вдруг возникает пронзительно-ясный и самый важный ответ?
Источник фото: Flickr.com

Не найдя объяснения этому феномену в русскоязычных источниках, я обратилась к… Самому инструменту.

Да 🙂 Я села за письмо, чтобы понять, как оно функционирует.

Система, познающая сама себя. Испытание на прочность. Из путешествия я вернулась с базовыми принципами, которые оставалось уложить в термины.

Почему нам бывает сложно разобраться в причинах происходящего?

Проблема нашего времени не в отсутствии информации, а в в ее переизбытке и неумении упорядочивать.

Мысль настолько хаотична и неконтролируема, а новая информация так быстро отвлекает наше внимание, что суметь одним усилием воли запустить последовательный процесс мышления, по цепочке переходя от одного уровня к другому в поисках нужного ответа, становится практически невыполнимой задачей.

Предположим, у меня возник некий вопрос. Я начинаю осознанно обдумывать его.

В первые минуты мышление идет на поверхностном уровне, включая в кругооборот привычные, реактивные мысли, которыми я оперирую чаще всего и с завидным постоянством.

Мышление строится стереотипно. Поэтому, пытаясь сознательно что-то обдумывать, я запускаю собственный стандартный шаблон, который будет гонять меня по одному и тому же кругу, не пуская вглубь.

Поскольку этот процесс очень длительный и промежуточных звеньев бывает много (особенно по залежалым, многолетним проблемам), то без должной степени концентрации я не успеваю дойти до первоисточника, до корня проблемы, отвлекаясь на внешние раздражители.

По этим причинам мысленное раздумье часто оказывается неэффективным.

В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений. Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности — произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас — автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине — базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно.
Николай Козлов

Задав вопрос в письме, мы тоже запускаем мышление. С аналогичным механизмом действия. Первые ответы, появляющиеся на бумаге из верхнего слоя, будут близкими к запросу, но избитыми.

Теми, которые мы уже не раз давали себе — стандартными и известными. Но в письменном формате поток образов не прерывается, так как мы сосредоточены на процессе.

Процитировать в Твиттере

Чем дольше мы пишем, тем глубже проникаем в процесс.

Контроль сознания с каждой минутой ослабевает. С поверхностного слоя мы переходим на автоматический уровень, потом к базовым установкам. В бессознательное, где хранятся ответы на все вопросы, которые управляют нашей жизнью.

Выражаясь образно, мы ступаем по фрагментам слов, словно по страховке, и спускаемся в пещеру бессознательного. Мы не знаем, что нас там ждет, не оцениваем картины, меняющиеся по ходу движения. Доверившись, мы просто позволяем увлечь себя на самое дно.

Что хранит наше бессознательное?

Наши знания — обрывочные и концептуальные, воспоминания, отношения, впечатления, оценки, опыты, мысли, идеи, эмоции, ценности, ощущения, смутные и явные символы, образы и другие продукты жизнедеятельности, приобретающие в зависимости от своей эмоциональной значимости бОльший или меньший вес в совокупности всего опыта.

Процитировать в Твиттере

Самые сильные и глубинные мысли формируют наши базовые установки, являющиеся основной движущей силой.

В зависимости от мировоззрения, для кого-то этот запас информации будет ограничиваться текущей жизнью, для кого-то суммой всех предыдущих воплощений — это не так уж важно.

Механизм одинаков, вне зависимости от объемов хранилища.

Приоритет в открытии бессознательного, как автономного, независящего от сознания безличного начала человеческой души, принадлежит Фрейду: «Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное».

Что для нас важно в этом вопросе?

Кажущееся хаотичным поле информации и процессов пронизано ассоциациями.

Физиологическую основу возникновения ассоциаций составляет открытый И. П. Павловым механизм образования временной нервной связи, т. е. проторение нервного пути между различными участками коры головного мозга, замыкание возбуждений этих участков. Ассоциация составляет основу всех более сложных образований психики человека.
Философский словарь

Мы мыслим ассоциативно. Крепим новые впечатления к сформировавшимся цепочкам, нанизывая их словно бусинки на нитку.

В течение жизни мы плетем несчетное число таких «ожерелий», цепляющихся и пересекающихся друг с другом и создающих прочные сети образов.
Источник фото: Flickr.com

Когда мы пишем, запускаем обратное действие. Слово за словом распутываем эту цепочку, возвращаясь к самому началу, к первому звену.

При изучении этого вопроса нельзя обойти гуру бессознательного — Зигмунда Фрейда, отказавшегося в определенный момент от гипноза в пользу метода свободных ассоциаций.

По мнению Фрейда, в свободных ассоциациях обнаруживается тесная связь между прошлым и настоящим.

Случайно пришедшая в голову мысль может иметь прямое отношение к какому-то забытому представлению.

Правда, в психике пациента работает механизм сопротивления, препятствующий воспоминаниям и переводу вытесненного бессознательного в сознание. Поэтому в произвольно высказанной пациентом мысли часто нет прямого сходства с тем, что скрыто в бессознательном.

Тем не менее, в этой мысли содержится намек на нечто такое, что является чрезвычайно важным в плане выявления истинных причин.

Во время психоаналитического сеанса пациент может утверждать, что ему ничего не приходит на ум, что у него нет никаких ассоциаций по поводу какого-то слова или образа. Фрейд считал, что на самом деле не существует подобного отказа со стороны мыслей. В действительности у пациента начинает работать сопротивление, выступающее в различных формах критики, сомнения в ценности пришедшей в голову ассоциации. Психоаналитик призывает пациента не критиковать свои мысли. Материал, который представляется пациенту не заслуживающим внимания, отбрасывается как ненужный, сомнительный или вызывающий отвращение, стыд, как раз и является наиболее ценным для психоаналитика. По словам Фрейда, именно этот материал из мыслей представляет собой для психоаналитика руду, из которой с помощью искусства толкования можно извлечь драгоценный металл.
Валерий Лейбин «Словарь-справочник по психоанализу»

Три положения техники свободных ассоциаций

  • Мысль склонна следовать в направлении того, что значимо для человека.
  • Потребности пациента в лечении и осознание, что его лечат, направят его ассоциации на то, что значимо, за исключением тех ситуаций, когда действует сопротивление.
  • Сопротивление становится минимальным при расслаблении и максимальным при сосредоточении.
    Психотерапевтическая энциклопедия

Таким образом, метод свободных ассоциаций — один из самых естественных и эффективных способов доступа в бессознательное.

Именно свободное письмо или, как его еще называют, ассоциативное позволяет взять все выгоды от данного метода и одновременно исключить элементы сопротивления, которые при устном контакте с другим человеком требуют длительной подготовки и проработки.

Высокая скорость письма позволяют устранить контроль сознания и достаточно быстро вовлечь в процесс бессознательное.

Отсутствие зрителей и читателей автоматически вносит элемент расслабления и позволяет изначально снизить порог критицизма и напряжения, который в ходе письма сглаживается полностью.

Любопытно, что метод свободных ассоциаций Зигмунду Фрейду опосредованно подсказал немецкий писатель и публицист Людвиг Берне в своем рассказе «Искусство в три дня стать оригинальным писателем»:

«… Возьмите несколько листов бумаги и в течение трех дней записывайте все, что придет вам в голову. Пишите все, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гете, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках. Через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей. В этом и заключается искусство в три дня стать оригинальным писателем».

Проверяем действие свободного письма на себе

В каких случаях особенно полезен фрирайтинг? Делюсь только теми направлениями, которые применяю сама, однако, диапазон применения неисчерпаем:

Выявление негативных установок, убеждений в любой сфере жизни. Надеяться обнаружить их сознательным путем — губительно и неэффективно. Мы прекрасно умеем заблуждаться и обманывать самих себя. Поэтому для самостоятельной работы сложно придумать что-то лучше. Вам не нужно ни с кем говорить, отвечать на вопросы, смущаться, играть роли. Вопрос в данном случае сформулировать следующим образом: «Какие установки, убеждения мешают мне … (сделать карьеру, найти спутника жизни и так далее)».

Поиск ответов на вопросы, казавшиеся риторическими: в чем мое предназначение, что такое Душа, каков смысл жизни? Да-да, для меня знакомство с фрирайтингом началось именно с этого вопроса. Тогда я получила ответ, до которого сознательно вряд ли добралась бы, и от которого я вдохновлено парила несколько дней. И, конечно, это стало началом больших перемен в моей жизни и привнесло в нее совершенно новые смыслы.

Способ найти истинную причину своего нестабильного состояния: что тебя гложет, Ева?! В моменты внутренней дисгармонии спросите себя: что именно вызывает у меня раздражение (гнев, скуку, злость)?Наше мышление многослойно, а  в условиях информационного ажиотажа настолько перегружено, что порой мы неспособны понять самих себя. Простые и понятные явления превращаются в недоступные осознанию.

Генерирование новых идей (в любой сфере). Не проглатывать раз за разом тонны однотипной информации в поиске готового ответа, а обратиться за новым взглядом вглубь себя. Наша память хранит все, что когда-либо коснулось нашего сознания. Тома прочитанных книг, миллиарды услышанных слов, вагоны фраз, звуков, запахов, эмоций… Все это позволяет нам создавать неограниченную никакими пределами вариативность идей. Бесконечное множество, которое в сознательном состоянии, к сожалению, ходит по кругу поверхностных ассоциативных цепочек, упираясь в одни и те же решения. Поэтому новые идеи посещают нас, когда мы испытываем какие-то нестандартные впечатления, меняем вид деятельности или расслабляемся. Иногда достаточно одного слова, прикосновения, зыбкого образа, чтобы возбудить внутри новый ассоциативный ряд и привести нас к свежему взгляду и нестандартному решению.

Творчество. Многие писатели рекомендуют начинающим писать быстро и стремительно, не останавливаясь. Но это можно дополнить еще и мини-сессиями (интенсивное письмо с ограничением времени). Подробнее описано в книге Марка Леви «Гениальность на заказ». Забег в писательский марафон отлично помогает встряхнуть сюжет и выстроить новые связи, увидеть неожиданные повороты. Мне этот прием помог сгенерировать финал своей книги, ставший логичным и живым окончанием идей, положенных в основу сюжета. Возможно, длительное обдумывание с течением времени привело бы меня к тому же (что не факт), однако письмо существенно ускорило процесс, причем не в ущерб качеству.

А еще фрирайтинг поможет вам разобраться в отношениях с кем угодно (близкие, коллеги, дети, друзья), понять причины ситуаций, своего поведения, нетипичной реакции.

Базовый алгоритм

  1. Сформулировать и написать точный запрос. Постарайтесь это сделать максимально честно. Не в «приличных» формулировках, а именно в тех, которыми вы мыслите.
  2. Как только вопрос появился на листе, сразу же начинайте писать, как можно быстрее. Не оценивая, насколько далеко или близко вы находитесь от исследуемого вопроса. Ассоциативный ряд не поддается осмыслению, даже не пытайтесь его понять.
  3. Не останавливайтесь, не прерывайтесь на «попить воды» или «погладить кошку». Прерветесь — придется начинать заново. В случае генерирования идей процесс менее напряженный, чем при поиске ответов на конкретные вопросы, но и в этом случае качество результата зависит от степени бессознательности письма. А оно достигается исключительно непрерывностью и скоростью.
  4. Каждый раз, садясь за стол, отдавайте себе отчет, что это только для вас. Если вы будете думать с оглядкой, практика потеряет смысл. Не анализируйте ответы: глупые, странные, повторяющиеся — совершенно неважно. Никто не будет читать это, можете потом все уничтожить, сохранив лишь отдельные моменты, показавшиеся вам интересными и перспективными.

От руки или на компьютере?

Если не владеете методом слепой печати, лучше от руки.

  • Минусы рукой: поначалу она болит, потому что пишешь быстро настолько, насколько можешь. Но со временем боль проходит. Разогнавшись, рука будто получает заряд силы. Это как тренировка, только здесь все происходит в считанные минуты.
  • Минусы компьютера: остановки и возвраты от порыва исправить текст. Потому что ты либо видишь ошибки и опечатки, либо чувствуешь их, даже если не смотришь на экран. Такой постоянный возврат чреват мини-разрывами ассоциативной цепочки по причине подключения сознания.

С ограничением времени или без?

Зависит от цели. И это принципиально.

  • Если вам нужно генерирование идей, креативность, творческий подход — обязательно установите таймер. Мы уже говорили, что творческие идеи бесконечны. Поэтому в таких поисках есть смысл устанавливать временнЫе границы.

Бонусом является то, что интенсивно запущенное бессознательное мышление по окончании сеанса не прекращает свою работу. Если в отпущенное время на бумаге не появилась вожделенная гениальная идея, которая перевернет мир, продолжайте работать в обычном режиме (читать, писать, развивать идеи, выуженные в процессе сеанса). И со временем она выкристаллизуется.

  • Если ваша цель — найти четкий ответ на конкретный вопрос (Где живет мой Бог? Какие установки мешают мне создать семью? Кто виноват и что делать), никаких ограничений  быть не может. В зависимости от глубины установки и витиеватости ассоциативного пути вы можете добраться до ответа за десять минут, а можете за час.

Особенность таких изысканий в том, что когда ответ придет, он будет однозначен и конечен. Если определить лимит времени (например, двадцать минут), вы можете так и не добраться до ответа. Это вас очень разочарует и обессилит, так как процесс запущен, а цель не достигнута.

Задавая вопрос, вы внутренне настраиваетесь на то, что не прекратите, пока не найдете ответ на него.

В конце концов, что значит цена в полчаса или даже час жизни за радость сбросить бремя проблемы, мучившей вас месяцами, а то и годами?

Если в силу разных причин вам все же пришлось прерваться, рекомендую вернуться к письму и продолжить, как только позволят обстоятельства.

Самое важное — нюансы

Напоследок несколько слов о нюансах. Не потому что они не очень-то важны. Напротив — от их соблюдения во многом зависит успешный результат.

1.    Вода — стакан перед началом сессии и стакан после. Зачем? Даже если мы не осмысливаем написанное, процессы в мозгу от этого не становятся менее интенсивными. Вы думаете на пределе своих скоростей. а это обезвоживает мозг.

2.    Очень важно: отключить телефон, интернет, уединиться в комнате, то есть исключить любые источники извне. Крайне важно.

Если вы будете реагировать на них (а вы будете), это станет грубым вмешательством в ход мышления, который вы выстроили. Ассоциативный ряд разрушится, и вам придется начинать заново.

Плюс ко всему чувствительность обостряется, так что может возникнуть раздражительность на внешние факторы, а это нежелательно.

Если вы понимаете, что мысленно переключились на что-то постороннее — вылейте на бумагу свое негодование, пусть оно останется на бумаге.

Уменьшить сопротивление и вернуться к процесс помогает повторное формулирование вопроса.

3.    Если вы почувствовали скуку, злость, гнев или дискомфорт во время упражнения — напишите об этом, только не прерывайтесь.

Подсветите возникшие эмоции, чтобы они не нарушили связь, которую вы построили с бессознательным. Эмоции не бывают случайными. Возможно, это отклик на одно из звеньев или возникший протест при касании нужной темы.

4.    Не бросайте. С вероятностью в 99% такое желание посетит вас на финишной прямой, когда разумные ответы и объяснения закончатся, а новых вы не увидите. Когда начнутся повторения, и вам будет казаться, что вы зашли в тупик.

На самом деле именно в этот момент идет переход с автоматического уровня на бессознательный. Вероятнее всего, в ближайшие минуты ответ всплывет на поверхность.

Ум привык изощряться, а глубинная установка, являющаяся движущей силой, всегда имеет одну формулировку. Иначе ее действие не проявлялось бы одинаково. Если бросите писать, будете чувствовать лишь раздражение от потраченного времени и отсутствия результата. До которого, как я уже упоминала, вероятнее всего, были считанные шаги.

5.    Как правило, один сеанс закрывает проблему/вопрос. Если вы по какой-то причине сопротивляетесь поиску ответа, то процесс может затянуться. Если такое происходит, возможно, есть смысл начать с ответа на вопрос: почему я не хочу разбираться с этим вопросом?!

6.    Как узнать, что вы дошли именно до первоисточника? Что ответ на вопрос найден? Всегда это будет некий знак тела (смех, слезы радости, что-то другое).

Вспомните состояния, посещающие вас в моменты озарений, соприкосновения с чем-то доселе непознанным.

Сигнал будет схожим, но не прогнозируйте и не ждите ничего конкретного. Когда это произойдет, вы узнаете совершенно точно.

Облегчение, ясность и четкое понимание, что писать больше нет смысла. Процесс окончен. Легкость в теле и уме будут служить сигналом освобождения от разрушительной обусловленности. В этом и заключается смысл практики без ограничения времени.

В противном случае вы можете добраться лишь до промежуточного звена цепочки, вскрыть часть айсберга, а его основа так и останется дрейфовать, обрастая новыми ассоциациями. Сам вопрос так и не решится, просто обретет иную формулировку.

Высвобождая конструкцию за конструкцией, мы упорядочиваем свои мыслеформы, делая шаблоны мышления прозрачными, познавая природу собственных поступков, выявляя причинно-следственные связи.
Источник фото: freepik.com

Мы начинаем понимать, как создали те или иные ситуации в своей жизни. Совершенствуемся в моделировании жизни, и уже никто в здравом уме не позволит нерешенным вопросам накапливаться, цепляясь за ворох прошлого.

Мы учимся отлавливать мысли и оценивать целесообразность присутствия их в нашей жизни. И чем дальше идем, тем глубже постигаем суть вещей.

Мы освобождаем себя для интересных задач и красивых вопросов, становимся источниками прекрасных ответов, которые всегда внутри нас.

Были, есть и будут. Только протяни руку.

 

Ближе познакомиться с фрирайтингом вы сможете, подписавшись на бесплатный мини-курс «Как написать интересную жизнь».
 
За четыре недели вы познакомитесь с возможностями этой несложной письменной практики для самоорганизации, самоисследования и самовыражения.

Курс бесплатный. Подписаться на рассылку с заданиями можно здесь. 

Саморазвитие #Письменные практики #Фрирайтинг 

interesno.co

движение в защиту обучения письму

Движение в защиту обучения письму
Обращение к профессиональной общественности

"Разница между письмом и печатанием в том, что в первом случае буквы полностью воссоздаются от начала до конца, а во втором - предлагается, нажав кнопку, всего лишь сделать выбор между готовыми буквами." - И.Гольдберг, о пользе почерка

Друзья, коллеги и компетентные специалисты смежных областей, нам нужна ваша помощь!

Исследуя психофизиологию письма и историю письменности, и понимая, к чему может привести отказ учиться писать в будущем (см. аналитические статьи "Апокалипсис по Броуди" и "Будущее почерка.. или цивилизации? Лишний пережиток или залог выживания?", вышедшие в журнале за июль-август/ сентябрь-октябрь 2011 и сентябрь-октябрь/ ноябрь-декабрь 2012), коллегия специалистов в области графоанализа под руководством Инессы Гольдберг взяла на себя инициативу сделать все возможное, чтобы предупредить кризис, связанный с возможной отменой обучения письму в школах. Первые признаки этого кризиса уже коснулись некоторых развитых городов мира, снижается успеваемость, грамотность, общее развитие детей – будущих поколений.

Мы обращаемся ко всем специалистам: в первую очередь к педагогам, психологам, психиатрам, ученым, неврологам, нейрологам, нейропсихологам, антропологам, историкам, а также компетентным в данной теме журналистам.

Нам нужна помощь – мы создаем наиболее полный список фактов, наблюдений, исследований, научных данных, которые наглядно и логично смогут осведомить чиновников, педагогов и родителей в разных странах о незаметном процессе отказа от почерка, ликвидация последствий которого для общества будет сложной, длительной и затратной.

Есть шанс, что вместе нас услышат. Мы собираем специалистов, которым есть что сказать по данному вопросу, а затем полученный всеобъемлющий материал переведем на иностранные языки, чтобы как можно больше людей в мире задумались о тревожных тенденциях. Вклад каждого из вас будет отмечен, информация будет размещена (если Вы не против) с публикацией Вашего имени, образования или профессии, города и т.д.

Будем рады взаимодействию с другими энтузиастами. Связь - через Инессу Гольдберг: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или специальный раздел форума, посвященный нашему движению.


"Прогрессивность – в том, чтобы уметь использовать с пользой и старое, и новое, но не в слепом позволении технологии контролировать свою жизнь. Почерк – не роскошь каллиграфов или музейный экспонат, это наша Личность, наш индивидуальный жизненный стиль, путь коммуникации с миром и собой.   Жизненно важно не отказываться от Своего Почерка".

И.Г.

inessa-goldberg.ru

Творческая связь: движение и письмо | Dvamolotka.ru

Когда вы перестали получать удовольствие от танца, рисования, письма, пения, которое испытывали в детстве? Научиться получать истинное удовольствие от самого процесса, а не от его результата — вот путь, который позволит вновь обрести чувство счастья, которое творчество приносило когда-то каждому из нас. Научиться этому вновь можно в любом возрасте.

Как именно можно это сделать, рассказывает известный американский психолог-практик Натали Роджерс, в своей книге «Творческая связь», недавно опубликованной издательством «Манн, Иванов и Фербер». Метод Натали основывается на попытки пробудить внутреннюю, творческую энергию человека и использовать ее в терапевтических целях, причем, многим приемам и упражнениям, приведенным в книге, может воспользоваться каждый из нас, не прибегая к помощи специалистов.

Терапия на основе экспрессивных искусств использует все возможные виды искусств: танец, живопись, письмо, пение, скульптуру и любые виды импровизации для стимуляции личного роста и исцеления личности. Почему именно искусство? Мы выражаем наши внутренние чувства и подсознательные переживания через создание внешних форм, поэтому иногда на картине, нарисованной человека видно больше правды о его состоянии, чем в тщательно выверенных словах беседы. При этом, всем мы, так или иначе, творим, рисуя каракули в блокноте во время телефонного разговора, напевая, пока ведете машину, или совершая пешие прогулки. Все эти бессознательные действия помогают нам успокоиться и привести мысли в порядок. Связь очевидна: движение влияет на то, как мы пишем и рисуем, а это, в свою очередь, влияет на то, как мы чувствуем и думаем.

Памятка: используя различные виды искусства в духовно-терапевтических целях, вы не должны заботиться о результате и совершенстве ваших творений. Их используют для облегчения, самовыражения, а не для того, чтобы они нравились абстрактным критикам.

Натали Роджерс не просто предлагает различные упражнения для стимуляции творческой активности, а парадоксальным образом соединяет, на первый взгляд, несовместимые вещи, например, движение под музыку и письмо. Что из этого может получиться, вы можете узнать самостоятельно, если проделаете несколько необычных, но простых упражнений.

Исцеление через движение

Движение — это жизнь. Если вы в этом сомневаетесь, постарайтесь просидеть абсолютно неподвижно хотя бы пару минут. Именно поэтому процесс самоисцеления и возвращения к радости творчества имеет смысл начать именно с кинестетического опыта. Мы можем часами говорить о гнетущих нас проблемах, но ничего не изменится. Если же постараться выразить своим эмоции через пластику, можно достаточно легко трансформировать свои чувства.


Фото: relax-be-breathe

Суть упражнения проста. Вам понадобится комфортная обстановка, полчаса и подборка приятной вам, спокойной музыки. Весьма желательно, чтобы упражнение это вы проделывали в паре с другим человеком, нужным для создания безопасного для вас эмоционального пространства. Вы станете свидетелем его движения, а он — вашего. Тот, кто будет двигаться первым, должен закрыть глаза и провести 10 минут в процессе «таянья и роста» под музыку. Постарайтесь раскрепоститься, помня, что в ваших движениях не может быть ничего правильного или неправильного. Позвольте музыке войти в вас и постоянно наблюдайте за своими чувствами, позволяя себя буквально таять и расти.

Через 10 минут следует обсудить свой опыт с наблюдателем, рассказывая, как менялись ваши чувства. Свидетель тоже должен рассказать о том, что увидел, но обязательного от первого лица. Например: «Когда ты свернулся калачиком, мне показалось, что ты чувствовала себя ребенком». После обсуждения вы меняетесь ролями.

Мы становимся осознающими свои чувства, когда уделяем пристальное внимание посланиям своего тела, исцеление же происходит, когда тело принимает и переживает те стороны я, которые отвергает сознание. Многие люди, участвовавшие в тренингах Натали, признавались, что это простое упражнение стало для них по-настоящему раскрепощающим и позитивным опытом самопознания.


Фото: Niccolò Dionisi

Осознание через письмо

Однако без соединения с другим аспектом творчества, эффект от упражнения будет неполным. Сознательное понимание процесса приходит только через рефлексию, письмо или изобразительное искусство, совершающееся непосредственно после движения.

Оставьте время после упражнения, чтобы подумать о только что завершившемся процессе и обязательно напишете о нем, проясняя для себя полученный эмоциональный и физический опыт и привнося в него интеллектуальное понимание происходящего.

Памятка: выражение опыта с помощью различных экспрессивных средств и каналов углубляет значение любого нашего опыта.

Натали рекомендует использовать для этого технику фрирайтинга, о которой мы уже не раз писали. При этом, сделать его еще более неформальным поможет как раз комбинация письма и движения под музыку.

Описание всех этих опытов кажется довольно простым, однако суть метода Натали Роджерс в том, чтобы действительно попробовать сделать это самому, а не просто читать о том, как возвращение к творчеству может изменить повседневную жизнь абсолютно каждого из нас.

За предоставленную книгу редакция благодарит издательство «Манн, Иванов и Фербер».

dvamolotka.ru

Работа с цилиндрами фараона. Движение

Итак, как это происходит?

Есть много применений, но сначала расскажу самую интересную для меня вещь, которая меня сейчас занимает больше всего.

На жаргоне цилиндровладельцев это называется "поза фараона в движении". Название звучит неточно, а у меня аллергия на неточные названия, но своего пока не придумал.

В общем встаешь, лучше босиком, и лучше в хорошем спокойном месте и на какой-нибудь естественной поверхности.

Рекомендуют встать лицом к солнцу. Подтверждаю, так лучше.

Берешь цилиндры в руки: солнечный (медный) в правую, лунный (цинковый) - в левую. То есть соединяешь плюс цилиндров с плюсом тела, а минус - с минусом тела.

(Интересный и пока не ясный для меня вопрос: как быть левшам? У меня есть интуиция, что у них плюс в левой руке. Энергетики, прокомментируйте, пожалуйста).

Руки - это крайние точки энергетического контура, то есть, если держишь цилиндры в руках, все чакры оказываются задействованы, и в поле действия цилиндров попадает все тело.

Цилиндрам требуется время, чтобы "включиться". Сколько времени - зависит от твоего текущего энергетического состояния. У меня это обычно от полуминуты до двух-трех минут. Глаза лучше закрыть (обычно закрываю), но не обязательно.

Это время просто держишь их, прислушиваясь к тому, что происходит. Я обычно ощущаю покалывание, как от слабого тока, сильнее  почему-то в левой руке.

У меня есть движение, включающее и расправляющее энергию тела. Оно пришло ко мне несколько лет назад: руки опущены вдоль тела, потом идут вперед и вверх до предела, и затем широкий круг, каждая рука в свою сторону до предела, открытыми ладонями вовне.

Сейчас делаю его с цилиндрами в руках.

Это сразу же меняет всю картину. Тело "просыпается" и цилиндры сразу же просыпаются вместе с ним.А вот дальше начинается творчество. Нужно слушать, что говорит тело и что говорят цилиндры и двигаться в соотвествии с их желанием. Руки могут захотеть описывать небольшие волны, совсем не обязательно симметричные, или пойти широкими движениями. Скорость движения или остановки тоже диктуются телом и цилиндрами.Сфера, которую сейчас исследую: в этом состоянии очень отчетливо локализуются проблемы, которые есть в теле. С "разогретыми" цилиндрами в руках, стоит прислушаться - и становится очевидно где в теле находится боль, воспаления, зажимы или другие энергетические проблемы. А дальше я пытаюсь нащупать, что нужно сделать, как разместить цилиндры, чтобы эта проблема начала исчезать? Когда движение найдено правильно - ты цилиндрами буквально "расправляешь" энергию, и боль начинает исчезать.

Продолжение следует

tot-samy-yustas.livejournal.com

Грамотное письмо не просто движение пишущей руки

« Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки,

А особая речевая деятельность; каждое написанное

речевая деятельность....Чем развитие ребенок. Чем богаче

его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,

тем легче ему дается ему и правописание»

Н.С. Рождественнский.
Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное написание приводит к ошибке в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка. Казалось бы, не вызывается языковыми причинами: пропуск букв - «мшина» вместо « машина»; замена букв - «золопой» вместо «золотой и т. д.. Кроме того в начальных классах часты ошибки в начертании букв: вместо — ш — и ( две палочки с загибом вместо трех), вместо д — а и т. тп..

Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботится об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.

Учителю необходимо на начальном этапе обучения каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика — 1,5 — 2 см. Учитель должен проверить, насколько свободно ребенок держит ручку в руке, так как закрепится неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами в кулаке. При письме букв в тетради активно участвуют мелкие мышцы пальцев, кисти, а также для продвижения вдоль строки - поворот кисти и предплечья. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ .

Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе .

С первого класса необходимо ввести правила посадки, положения тетради, а потом уже правила письма. Анализ элементов при письме должен быть подчинен закономерностям этого момента. Так как важным является формирование графического навыка.

Ритм движения, процесса письма запечатлевается в самом результате письма. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление ритмического узора. Ритм пишущего напрямую зависит от скорости письма. Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать легкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развивать большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и прочее. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей "писать" то пальцами, то кистью, в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно . Таким образом, видно, что данная методика по совершенствованию каллиграфического навыка, разработанная Е. Соколовой, помогает получить не только хорошее качество работы, но и грамотное письмо.

Список используемой литературы.

М.Л. Львов « Правописание в начальных классах»

Начальная школа. - 1997. №5. С. 37-39.

М.: Просвещение, 1984. - 224 с. . Михайлова Н. С. Совершенствование каллиграфического навыка в первом классе//Начальная школа.

Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. - М.: Просвещение, 1969. - с.52.

odtdocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *