Договор перевозки груза – :

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — это… Что такое ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ?


ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
договор, по которому транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Д.п.г. — возмездный договор, основная форма регулирования взаимоотношений перевозчика и клиентуры.

При заключении и исполнении Д.п.г. все его стороны имеют одну цель (она и характеризует предмет Д.п.г.) и выражают совпадающее и направленное на достижение этой цели волеизъявление — доставить принятый к перевозке груз в установленное место и выдать (получить его) управомоченному лицу.

Заключение Д.п.г.

можно разделить на две части. Первая — заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком, в котором грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз. а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть — это подключение к договору грузополучателя. В большинстве случаев этим моментом является поступление в его адрес грузовой квитанции (коносамента), что, как правило, происходит задолго до прибытия самого груза. С момента получения такой квитанции у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.). Однако возможны случаи, когда грузовая квитанция (либо коносамент) по тем или иным причинам не получена.

Тем не менее согласно ст. 37 ТУЖД и ст. 92 УВВТ СССР грузоотправитель (грузополучатель) вправе и в этом случае осуществить переадресовку груза (в указанных статьях ничего не говорится о необходимости иметь в этот момент грузовую квитанцию). В соответствии со ст. 102 УВВТ предусмотрена обязанность грузополучателя дать в установленные сроки указание перевозчику о том, как поступить с грузом, задержанным в пути в связи с помехой в виде длительного препятствия к движению. Поэтому грузополучатель является стороной в Д.п.г. и без наличия грузовой квитанции.

По своей правовой природе Д.п.г. является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют определенные права и обязанности.

Лит..-Петров И.Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность груза. М. 1974; Тарасов М.А. Договор перевозки. Изд.Ростовского университета. 1965; Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964;М. 1957;Яичков К.К. Договор перевозки грузов по советскому праву. М., 1958; Смирнов В.Т. Советское гражданское право. Т. 2. Л., 1971. С. 222; Александров-Дольник М.К. Содержание до-говера грузовой перевозки//Совгоспра-во, 1954, №4.

Егиазаров В.А.

Энциклопедия юриста. 2005.

  • ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
  • ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

Смотреть что такое «ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ» в других словарях:

  • ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч.… …   Юридический словарь

  • Договор Перевозки Грузов — договор между отправителем и перевозчиком на перевозку грузов транспортом, по которому перевозчик обязуется перевезти груз отправителя в пункт назначения и передать его получателю, а отправитель(получатель) обязуется уплатить за перевозку… …   Словарь бизнес-терминов

  • ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — по гражданскому законодательству РФ одна из разновидностей договора перевозки (гл. 40 ГК РФ): договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза… …   Юридическая энциклопедия

  • договор перевозки грузов — договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч.… …   Большой юридический словарь

  • ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.… …   Большой экономический словарь

  • ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — по гражданскому законодательству РФ одна из разновидностей договора перевозки (см. гл. 40 ПС РФ): договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ДОГОВОР — ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ …   Юридическая энциклопедия

  • ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ДОГОВОР — (см. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Договор Морской Перевозки Грузов — договор между отправителем (фрахтователем) и перевозчиком (фрахтовщиком) на перевозку грузов морем, по которому фрахтовщик обязуется перевезти груз фрахтователя в порт назначения и передать его получателю, а фрахтователь обязуется уплатить за… …   Словарь бизнес-терминов

  • Договор перевозки — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Договор перевозки  договор, предметом которого являе …   Википедия

Книги

  • Правовое регулирование отношений по морской перевозке грузов в линейном сообщении в Российской Федерации. Монография, Т. Н. Иванова, Данная работа представляет собой первое комплексное монографическое исследование всех аспектов морской перевозки грузов в линейном сообщении. Автор выявил правовую сущность линейного… Издатель: Юстицинформ, Подробнее  Купить за 389 руб
  • Организационные договоры в гражданском праве. Монография, Е. Б. Подузова, Данная книга посвящена организационным договорам — договорам, направленным на заключение иных (основных) договоров. В российском гражданском праве организационные договоры весьма… Издатель: Проспект, Подробнее  Купить за 215.1 руб
  • Журнал предпринимательского и корпоративного права № 2 (6) 2017, , Журнал выпускается издательством Юридический Дом «Юстицинформ» и является федеральным научным и научно-практическим изданием. Главной задачей издания является публикация аналитических статей… Серия: Журнал «Журнал предпринимательского и корпоративного права» 2017 Издатель: Юстицинформ, Подробнее  Купить за 210 руб электронная книга

dic.academic.ru

Договор перевозки груза.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК PФ).

По юридической природе договор перевозки грузов является:

  • реальным;
  • возмездным;
  • двусторонним.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 31 ТУЖД, ст. 109 ВК).

В регулировании отношений по перевозке большое значение отводится отраслевым нормативным актам. Общие условия перевозки грузов и ответственность сторон определяются в договоре, если иное не предусмотрено уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Как правило, для договора перевозки не обязательно составление единого письменного документа. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Если в законе или ином нормативном акте не установлен размер провозной платы, то стороны вправе самостоятельно в договоре определить стоимость услуг по перевозке (п. 1 ст. 790 ГК РФ).

Договор будет считаться заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).

Существенные условия для конкретных видов перевозки определяются уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, когда на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные.

Договор перевозки грузов носит публичный характер (п. 2 ст. 789 ГК РФ).

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон.

Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ).

Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Доставка груза – основная обязанность перевозчика.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Внесение провозной платы (фрахты на морском транспорте) и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Исключение сделано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Размер этого тарифа определяют федеральные исполнительные органы управления субъектов Российской Федерации.

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на получателя (например, ст. 163 КТМ РФ).

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, ст. 160 КТМ РФ и др.).

Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.11.2000 N 2687/00).

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитования документов или выкупа груза, и удостоверено соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и в сроки, которые установлены на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины.

По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, то есть грузы, прибывшие без сопроводительных документов.

Юридические аспекты перевозок и экспедирования: Видео

legalquest.ru

Статья 909. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначение и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю),

а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Договор перевозки груза заключается в письменной форме.

3. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транс-портных накладной (коносамента или иного документа, установленного транспортными кодексами (уставами).

4. Законом могут быть предусмотрены особенности заключения и выполнения договора перевозки груза.


Комментарий:

1. Законодательство о всех видах транспорта определяет договор перевозки груза как таковой, который заключается на перевозку определенного груза и формой которого является накладная, коносамент и т.п.. Такой договор считается заключенным с момента передачи груза грузоотправителем перевозчику. Наряду с этим предусматривается заключение долгосрочных договоров. Статья 914 ГК избегает того, чтобы называть долгосрочные договоры договорам перевозки. В части третьей ст. 128 КТМ по морским перевозкам долгосрочные договоры именуются договорами об организации морских перевозок.

2. Перевозчиками по договорам перевозки груза могут быть юридические лица и физические лица — предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление перевозок грузов. Более подробные определения лиц, имеющих право быть перевозчиками, приводится в актах законодательства, касающегося отдельных видов транспорта.

3. Перевозчиком в договоре перевозки груза морским транспортом является владелец судна или его фрахтователь, осуществляющего перевозки от своего имени. Законодательство Украины не препятствует тому, чтобы право собственности на морское торговое судно на территории Украины вступило любое юридическое лицо, в том числе и зарегистрирована в другой стране, или физическое лицо, в том числе иностранный гражданин или лицо без

гражданства. Такое лицо вправе осуществлять морские перевозки в соответствии с общими правилами. Но статус украинского судна, то есть суда, на которое распространяется юрисдикция Украины, морское торговое судно может иметь только при условии, что осуществлена государственная регистрация судна в Украине и что судно получило право плавания под Государственным флагом Украины. Такое право может быть предоставлено только судну,

в государственной собственности или находится в собственности физического лица — гражданина Украины или юридического лица, зарегистрированного в Украине и основана исключительно украинскими владельцами. Судно также получает при соответствующих умора право плавания под Государственным флагом Украины, если оно зафрахтован названными лицами на условиях бербоут-чартера (без экипажа).

4. Перевозчиками по договорам перевозки грузов по внутренним водным путям являются лица, осуществляющие эксплуатацию собственных или арендованных речных судов.

5. Стороной в договорах перевозки грузов железнодорожным транспортом следует признать железной дороги. Они принимают заказы отправителей на перевозку (п. 18 СЗУ), принимают на себя обязанность доставить в пункт назначения вверенный им груз (ст. 22 СЗУ), к ним предъявляются претензии, возникающие из перевозки грузов (п. 1 Правил заявления и рассмотрения претензий [415]). Железная дорога — это уставное территориально-отраслевое объединение, в состав которого входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и осуществляющее перевозки (ст. 1 Закона «О железнодорожном транспорте» [77]).

В сферу управления Государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзализныця» принадлежит шесть железных дорог — Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-Западная и Приднепровская (п. 1 Положения о Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины [263]). Однако каждая отдельная железная обычно не выполняет непосредственно все обязанности перевозчика, вытекающих из договора, поскольку в основном грузы перевозятся в прямом железнодорожном сообщении, в котором принимают участие две или несколько железных дорог. И все же перед грузоотправителями и грузополучателями ответственность несет одна железная дорога. Это — железная назначения.

6. Перевозчиками грузов автомобильным транспортом являются субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют лицензии и осуществляют перевозки (ст. 48 Закона «О авто-мобильный транспорт» [190]).

7. Воздушным перевозчиком признается любое юридическое или физическое лицо, имеющее эксплуатанта авиационной техники и выполняет воздушные перевозки (часть первая ст. 59 Воздушного кодекса Украины [21]).

8. Другой стороной договора перевозки груза является грузоотправитель. Им может быть юридическое или физическое лицо. Не исключается, чтобы грузоотправитель был и грузополучателем. Но обычно грузополучателем является другое лицо. Статус грузополучателя определяется по-разному. Если он является субъектом предпринимательской деятельности или юридическим лицом, договор перевозки, заключенный грузоотправителем и перевозчиком, порождает обязательство между перевозчиком и грузополучателем, в котором обе стороны имеют права и несут обязанности (в частности, ч. 2 ст. 310 ГК [31] возлагает на получателя обязанность принять груз, прибывший в его адрес).

Несколько иным является статус грузополучателя, который не является ни субъектом предпринимательской деятельности, ни юридическим лицом. Заключение договора перевозки грузополучателем и перевозчиком непосредственно не порождает обязательства между перевозчиком и грузополучателем, но является предпосылкой его возникновения. Непосредственно такое обязательство порождается выявлением грузополучателем свободы получения груза. Это касается и тех случаев, когда в законе указывается на обязанности грузополучателя перед перевозчиком (например, ст. 135 КТМ [23]).

9. Договор перевозки относится к той категории договоров, по которым законодатель избегает прямого определения формы и отмечает способы заключения договора. В данном случае ч. 2 ст. 909 ГК требует заключения договора перевозки в письменной форме. Но подписание сторонами документа, который бы назывался «договор», не предвидится, хотя и не исключается. Зато устанавливается, что заключение

договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа, установленного транспортными кодексами или уставами).

10. В соответствии со ст. 134 КТМ наличие и содержание договора перевозки груза-утверждаются коносаментом или другими письменными доказательствами, прежде всего — до-ментом, выданный перевозчиком грузоотправителю в подтверждение получения груза для перевозки. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, содержащего сведения, признаются реквизитами коносамента (ст. 138 ГК). Это — сведения об отправителе, получателе, о грузе и т.п.. По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров коносамента тождественного содержания с указанием в каждом из них количества составленных экземпляров коносамента.

Коносамент является не только подтверждением заключения договора перевозки, но и товарно-распорядительным документом. Поэтому в соответствии с абзацем вторым ч. 2 ст. 334 ГК вручение коносамента (как и другого товарно-распорядительного документа на имущество) приравнивается к передаче имущества. Коносамент может быть именным, ордерным и на предъявителя (ст. 140 КТМ).

11. Заключение договора перевозки груза по внутренним водным путям во-подтверждается накладной, подписывается грузоотправителем, представляется им перевозчику, сопровождает груз и вручается получателю вместе с грузом,

а также квитанции, которую перевозчик выдает грузоотправителю в подтверждение получения груза для перевозки (п. 67 СВВТ [487]).

12. Заключение договора железнодорожной перевозки груза подтверждается накладной. Накладная предоставляется отправителем станции погрузки на каждое отправление груза. Накладная сопровождает груз и выдается грузополучателю вместе с грузом. В удостоверение принятия груза к перевозке станция выдает отправителю квитанцию. Форма накладной и квитанции утверждается Министерством транспорта (ст. 23 СЗУ [278]).

13. Попытка придать документам, которые составляются и выдаются в подтверждение заключения договора автомобильной перевозки, значение документов строгой отчетности оказалась безуспешной. Статья 48 Закона «Об автомобильном транспорте» признает ТТН документом, должны иметь автомобильный перевозчик, водитель автотранспортного средства.

14. Заключение договора перевозки грузов воздушным транспортом подтверждается авиационной грузовой накладной, составляется в трех экземплярах, которые признаются оригиналами, и копиями (от шести до одиннадцати).

15. В проповеди в ч. 4 ст. 909 ГК на то, что законом могут быть предусмотрены особенности заключения и выполнения договора перевозки груза, не имеет признаки такого уровня определенности, который был бы основанием для утверждения о том, что такие особенности не могут устанавливаться подзаконными актами, как это предусмотрено абзацем вторым ч. 2 ст. 908 ГК. Поэтому нет оснований отрицать силу, например, ст. 63 СЗУ, согласно которой перевозки грузов на особых условиях осуществляется по отдельным договорам, которые могут предусматривать дополнительную ответственность за выполнение обязательств по перевозке грузов.

juristoff.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *