Цистерна поезд – Жд цистерна цена, где купить в России

Содержание

Вагон-цистерна — Википедия. Что такое Вагон-цистерна

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

Общая характеристика

8-ми осный вагон-цистерна для светлых нефтепродуктов безрамной конструкции

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов;
    • специальные — для определённых видов грузов.
  • По конструкции:
    • цистерны, имеющие раму;
    • цистерны безрамной конструкции.
  • По числу осей:
    • четырёхосные;
    • шестиосные;
    • восьмиосные.
  • По ёмкости.
Отсеки снизу котла для установки трубчатых электронагревателей вагона-цистерны для каменноугольного пека

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

Конструкция

Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год

Кузов вагона-цистерны представляет собой горизонтальную ёмкость цилиндрической формы, закрытую с боков эллиптическими днищами. Ёмкость цистерны или её отдельные секции имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Сосуды специальных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя ёмкость делится на несколько секций. В цистернах, у которых ёмкость укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, ёмкость в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции ёмкость является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости ёмкостей вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

Особенности конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов

Узкоколейные цистерны

ВЦ20, Ширина колеи, 750мм.

Четырёхосная цистерна грузоподъёмностью 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1]. Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной, цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневматическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2]. Цистерны:

История цистерн в России

Двухосный вагон-цистерна

Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина отгружаемого с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров

[3].

Производились специальные виды цистерн. Так, для перевозки спирта использовались цистерны с котлом, для защиты от нагревания помещенным внутрь крытого нормального вагона. Такие крытые вагоны имели специальные отличительные знаки. По спецзаказам производились цистерны для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и прочих химических веществ.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котел, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.

В 1905-1911 годах начался процесс увеличения грузоподъемности цистерн, с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов), что делалось за счет дополнительной надстройки у нормальных цистерн.

В 1895 году Гротен разработал трехосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырехосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось еще несколько типов четырехосных цистерн грузоподъемностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличного типа.

В основном парк цистерн в России до революции состоял из нормальных 750 и 1000-пудовых вагонов, которые эксплуатировались до конца 50-х годов.[4]

Производители вагонов-цистерн

«Поезд-газовоз» состоящий кроме локомотива из вагонов-цистерн разной модификации и производителя со сжиженной пропан-бутановой фракцией углеводородов
Россия
Украина

Модели цистерн

Сертифицированные модели цистерн на территории России (по состоянию на 2017 г.)[5]
МодельСпециализацияЗаводГрузоподъёмность, тОбъём, м³Срок службы, лет
Цистерны химические
15—150—05МетанолУралвагонзавод6585,632
15—6880МетанолТихвинХимМаш738832
15—1240МетанолРузхиммаш658232
15—6880—01МетанолТихвинХимМаш71,79432
15—157Серная кислотаУралвагонзавод
69
3918
15—9545Серная кислотаТихвинХимМаш774418
15—210—03БензолРузхиммаш667324
15—150—04ББензолУралвагонзавод6685,624
15—6900Натр едкийТихвинХимМаш7354,532
15—157—02Натр едкийУралкриомаш683932
15—6900—01Натр едкийТихвинХимМаш76,554,532
15—1230Соляная кислотаРузхиммаш66,86218
15—1614—01Соляная кислотаАзовмаш68,66318
15—5181ХимияУралвагонзавод73,576,330
15—6900—01ХимияТихвинХимМаш76,554,532
15—6900ХимияТихвинХимМаш7354,532
15—1224ОлеумРузхиммаш6838,132
15—157—01ОлеумУралвагонзавод6838,832
15—1556—03ХлорЗМК57,54624
15—1547—04СпиртАзовмаш6585,630
Цистерны для легкозатвердевающих продуктов
15—1257ПекРузхиммаш69,563,124
15—1534—03ПекАзовмаш6263,424
15—9544Сера расплавленнаяНМЗ71,542,232
15—6913
Сера расплавленная
ТихвинХимМаш724432
15—1256Сера расплавленнаяРузхиммаш6538,432
15—1232—03КФСРузхиммаш66,453,532
Цистерны газовые и аммиачные
15—1209Пропан — БутанРузхиммаш5183,840
15—9872Пропан — БутанАлтайвагон5283,940
15—588—01Пропан — БутанУралвагонзавод528640
15—1288—01Пропан — БутанРузхиммаш5686,840
15—6855Пропан — БутанТихвинХимМаш6186,740
15—588С—01Криогенные газыУралкриомаш5544 28
15—588С—04Криогенные газыУралкриомаш57,649,128
15—5106Криогенные газыУралкриомаш31,665,420
15—1288—02АммиакРузхиммаш5687,140
15—1201—02АммиакРузхиммаш427440
15—6926АммиакТихвинХимМаш60,292,740
15—5183АммиакУралвагонзавод45,68640
15—2148АммиакАлтайвагон50,185,640
Цистерны для пищевых продуктов
15—150—04ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—1213ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,530
15—5103—7ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—2132ПРастительное маслоАлтайвагон6686,530
Цистерны для нефти и светлых нефтепродуктов (бензин [моторный], керосин [авиационный], дизельное топливо)
15—5103—07Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—150—04Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—9993Бензин — НефтьТихвинХимМаш73,38832
15—5157—03Бензин — НефтьУралвагонзавод6887,132
15—5157—05Бензин — НефтьУралвагонзавод7387,132
15—2132Бензин — НефтьАлтайвагон6686,532

Источник: портал «Промышленные грузы»

Некоторые вагоны-цистерны разного назначения и конструкции:

Различные вагоны-цистерны специально оборудованные для перевозки некоторых опасных грузов:

См. также

Примечания

  1. ↑ Цистерны.
  2. ↑ Развитие отечественного вагонного парка. Авторы: Л.А.Шадур, Издательство: Москва «Транспорт»
  3. Мокршицкий Е.И. История вагонного парка железных дорог СССР. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1946. — С. 63. — 205 с.
  4. Молочников Р., Дорошенко Я. Нормальная цистерна // Моделист-Конструктор : журнал. — 1993. — № 10. — С. 24-27.
  5. ↑ Бочковая палитра // РЖД-Партнёр, №15-16 (355-356), август 2017

Литература

Ссылки

wiki.sc

железнодорожная цистерна — с русского на английский

См. также в других словарях:

  • Железнодорожная цистерна —         (a. tank cars; н. Eisenbahnkesselwagen; ф. wagons citernes; и. vagon cisternas, vagones tanque) ёмкость для перевозки жидких грузов (нефти, бензина, масел и др. нефтепродуктов, сжиженных газов, кислот, едких и ядовитых жидкостей и др.) по …   Геологическая энциклопедия

  • железнодорожная цистерна — автоцистерна — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы автоцистерна EN tank car …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна — железнодорожная цистерна: Мера вместимости. [ГОСТ Р 8.595, пункт 3.3] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Железнодорожная цистерна — Вагон цистерна на железной дороге Union Pacific Вагон цистерна вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты,… …   Википедия

  • железнодорожная цистерна для горючего — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN fuel truck …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна потребителя — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN consumer tank wagon …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна, цистерна — 3.1 железнодорожная цистерна, цистерна: Металлический сосуд в форме цилиндра (котла), горизонтально лежащего на опорах тележки, с овалоидными, торосферическими и эллиптическими днищами, с колпаком или горловиной, применяемый для транспортирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • изотермическая железнодорожная цистерна для перевозки сжиженных газов — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN isothermal liquefied gas tank car …   Справочник технического переводчика

  • нефтеналивная железнодорожная цистерна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil tank car …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная нефтеналивная цистерна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil car …   Справочник технического переводчика

  • Железнодорожная терминология — Эта страница глоссарий. Железнодорожная терминология …   Википедия

translate.academic.ru

цистерна — это… Что такое Вагон-цистерна?

Вагон-цистерна на железной дороге Union Pacific

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента.

Общая характеристика

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов
    • специальные — для определённых видов грузов
  • По конструкции:
    • цистерны имеющие раму
    • цистерны безрамной конструкции
  • По числу осей:
    • четырёхосные
    • восьмиосные
  • По ёмкости
    • 60 тонн
    • 120 тонн
    • 125 тонн

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость используемая для перевозки груза именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C) используются вагоны-цистерны имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия, или добавка в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

Конструкция

Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год Вагон-цистерна для перевозки нефтепродуктов

Кузов вагона-цистерны представляет собой котёл цилиндрической формы, закрытый с боков эллиптическими днищами. Котлы цистерны имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Котлы специальных цистерн могут иметь тепло-изоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя полость котла разделяется на несколько секций. В цистернах, у которых котёл укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, котёл в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции котёл является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости котлов вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка котла подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём котла цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

Узкоколейные цистерны

ВЦ20, Ширина колеи, 750мм.

Четырёхосная цистерна грузоподъёмность 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1]. Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной. Цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневма-тическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2].

Производители вагонов-цистерн

См. также

Примечания

Литература

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 496. — ISBN 5-85270-115-7

dic.academic.ru

Железнодорожная цистерна — это… Что такое Железнодорожная цистерна?


Железнодорожная цистерна
        (a. tank cars; н. Eisenbahnkesselwagen; ф. wagons-citernes; и. vagon-cisternas, vagones tanque) — ёмкость для перевозки жидких грузов (нефти, бензина, масел и др. нефтепродуктов, сжиженных газов, кислот, едких и ядовитых жидкостей и др.) по жел. дороге. Различают Ж. ц. специальные (транспортируют один вид груза) и специализированные (транспортируют разные виды грузов, цистерна перед сменой груза каждый раз зачищается). Ж. ц. — спец. ж.-д. вагон, состоящий из горизонтального котла с эллиптич. днищами, смонтированного на жёсткой раме с вагонными тележками. В верх. части Ж. ц. имеют одну или две горловины, предназначенные для заполнения Ж. ц., а также осмотра и ремонта внутр. полости котла. Кроме того, они оборудуются площадками, наружными и внутр. лестницами, а также, как правило, ниж. сливными приборами и предохранит. устройствами. Ж. ц. для перевозки сжиженных газов наливаются и опорожняются через спец. трубы с вентилями, установленными на крышке горловины резервуара; там же расположены пружинный предохранит. клапан, вентили контроля заполнения и опорожнения цистерны, а также подачи и отбора паровой фазы. Ж. ц. для перевозки вязких грузов оборудованы паровой рубашкой для быстрого разогрева и слива продукта. Ж. ц. изготавливаются из материалов, химически нейтральных к транспортируемому грузу (нержавеющие стали, алюминий и его сплавы, стеклопластики, стали с внутр. защитным покрытием или без него). В СССР распространены четырёхосные Ж. ц. грузоподъёмностью 60 Т. А. Д. Прохоров.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

  • Железная шляпа
  • Железнодорожный карьерный транспорт

Смотреть что такое «Железнодорожная цистерна» в других словарях:

  • железнодорожная цистерна — автоцистерна — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы автоцистерна EN tank car …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна — железнодорожная цистерна: Мера вместимости. [ГОСТ Р 8.595, пункт 3.3] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Железнодорожная цистерна — Вагон цистерна на железной дороге Union Pacific Вагон цистерна вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты,… …   Википедия

  • железнодорожная цистерна для горючего — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN fuel truck …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна потребителя — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN consumer tank wagon …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна, цистерна — 3.1 железнодорожная цистерна, цистерна: Металлический сосуд в форме цилиндра (котла), горизонтально лежащего на опорах тележки, с овалоидными, торосферическими и эллиптическими днищами, с колпаком или горловиной, применяемый для транспортирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • изотермическая железнодорожная цистерна для перевозки сжиженных газов — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN isothermal liquefied gas tank car …   Справочник технического переводчика

  • нефтеналивная железнодорожная цистерна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil tank car …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная нефтеналивная цистерна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil car …   Справочник технического переводчика

  • Железнодорожная терминология — Эта страница глоссарий. Железнодорожная терминология …   Википедия

dic.academic.ru

Железнодорожная цистерна Википедия

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

ru-wiki.ru

Железнодорожная цистерна Википедия

Поезд в составе локомотива 2ЭС4К и вагонов-цистерн, перевозящий нефтепродукты

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.

Общая характеристика

8-осный вагон-цистерна для светлых нефтепродуктов безрамной конструкции

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов;
    • специальные — для определённых видов грузов.
  • По конструкции:
    • цистерны, имеющие раму;
    • цистерны безрамной конструкции.
  • По числу осей:
    • четырёхосные;
    • шестиосные;
    • восьмиосные.
  • По ёмкости.
Отсеки снизу котла для установки трубчатых электронагревателей вагона-цистерны для каменноугольного пека

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость, используемая для перевозки груза, именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов, имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C), используются вагоны-цистерны, имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия или добавку в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

Конструкция

Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год

Кузов вагона-цистерны представляет собой горизонтальную ёмкость цилиндрической формы, закрытую с боков эллиптическими днищами. Ёмкость цистерны или её отдельные секции имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Сосуды специальных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя ёмкость делится на несколько секций. В цистернах, у которых ёмкость укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, ёмкость в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции ёмкость является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости ёмкостей вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и больше.

Особенности конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов

Узкоколейные цистерны

ВЦ20, ширина колеи — 750 мм.

Четырёхосная цистерна грузоподъёмностью 10 и 20 тонн предназначена для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол) по железным дорогам узкой колеи [1]. Цистерны безрамной конструкции, несущий котел сварной, цистерна оборудована специальным нижним сливным двусторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода, со штурвалом, расположенным сверху внутри колпака. Для доступа к колпаку имеется лестница и верхняя площадка. Цистерна оборудована автоматическим пневматическим тормозом и типовым для узкой колеи ударно-тяговым прибором [2]. Цистерны:

История цистерн в России

Двухосный вагон-цистерна

Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина, отгружавшегося с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров[3].

Производились специальные виды цистерн. Так, для перевозки спирта использовались цистерны с котлом, для защиты от нагревания помещенным внутрь крытого нормального вагона. Такие крытые вагоны имели специальные отличительные знаки. По спецзаказам производились цистерны для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и прочих химических веществ.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котел, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.

В 1905-1911 годах начался процесс увеличения грузоподъемности цистерн, с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов), что делалось за счет дополнительной надстройки у нормальных цистерн.

В 1895 году Гротен разработал трехосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырехосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось еще несколько типов четырехосных цистерн грузоподъемностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличного типа.

В основном парк цистерн в России до революции состоял из нормальных 750 и 1000-пудовых вагонов, которые эксплуатировались до конца 50-х годов.[4]

Производители вагонов-цистерн

«Поезд-газовоз», состоящий, кроме локомотива, из вагонов-цистерн разной модификации и производителя со сжиженной пропан-бутановой фракцией углеводородов
Россия
Украина

Модели цистерн

Сертифицированные модели цистерн на территории России (по состоянию на 2017 г.)[5]
МодельСпециализацияЗаводГрузоподъёмность, тОбъём, м³Срок службы, лет
Цистерны химические
15—150—05МетанолУралвагонзавод6585,632
15—6880МетанолТихвинХимМаш738832
15—1240МетанолРузхиммаш658232
15—6880—01МетанолТихвинХимМаш71,79432
15—157Серная кислотаУралвагонзавод693918
15—9545Серная кислотаТихвинХимМаш774418
15—210—03БензолРузхиммаш667324
15—150—04ББензолУралвагонзавод6685,624
15—6900Натр едкийТихвинХимМаш7354,532
15—157—02Натр едкийУралкриомаш683932
15—6900—01Натр едкийТихвинХимМаш76,554,532
15—1230Соляная кислотаРузхиммаш66,86218
15—1614—01Соляная кислотаАзовмаш68,66318
15—5181ХимияУралвагонзавод73,576,330
15—6900—01ХимияТихвинХимМаш76,554,532
15—6900ХимияТихвинХимМаш7354,532
15—1224ОлеумРузхиммаш6838,132
15—157—01ОлеумУралвагонзавод6838,832
15—1556—03ХлорЗМК57,54624
15—1547—04СпиртАзовмаш6585,630
Цистерны для легкозатвердевающих продуктов
15—1257ПекРузхиммаш69,563,124
15—1534—03ПекАзовмаш6263,424
15—9544Сера расплавленнаяНМЗ71,542,232
15—6913Сера расплавленнаяТихвинХимМаш724432
15—1256Сера расплавленнаяРузхиммаш6538,432
15—1232—03КФСРузхиммаш66,453,532
Цистерны газовые и аммиачные
15—1209Пропан — БутанРузхиммаш5183,840
15—9872Пропан — БутанАлтайвагон5283,940
15—588—01Пропан — БутанУралвагонзавод528640
15—1288—01Пропан — БутанРузхиммаш5686,840
15—6855Пропан — БутанТихвинХимМаш6186,740
15—588С—01Криогенные газыУралкриомаш554428
15—588С—04Криогенные газыУралкриомаш57,649,128
15—5106Криогенные газыУралкриомаш31,665,420
15—1288—02АммиакРузхиммаш5687,140
15—1201—02АммиакРузхиммаш427440
15—6926АммиакТихвинХимМаш60,292,740
15—5183АммиакУралвагонзавод45,68640
15—2148АммиакАлтайвагон50,185,640
Цистерны для пищевых продуктов
15—150—04ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—1213ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,530
15—5103—7ПРастительное маслоУралвагонзавод6685,630
15—2132ПРастительное маслоАлтайвагон6686,530
Цистерны для нефти и светлых нефтепродуктов (бензин [моторный], керосин [авиационный], дизельное топливо)
15—5103—07Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—150—04Бензин — НефтьУралвагонзавод6685,632
15—9993Бензин — НефтьТихвинХимМаш73,38832
15—5157—03Бензин — НефтьУралвагонзавод6887,132
15—5157—05Бензин — НефтьУралвагонзавод7387,132
15—2132Бензин — НефтьАлтайвагон6686,532

Источник: портал «Промышленные грузы»

Некоторые вагоны-цистерны разного назначения и конструкции:

Различные вагоны-цистерны, специально оборудованные для перевозки некоторых опасных грузов:

См. также

Примечания

  1. ↑ Цистерны.
  2. ↑ Развитие отечественного вагонного парка. Авторы: Л.А.Шадур, Издательство: Москва «Транспорт»
  3. Мокршицкий Е.И. История вагонного парка железных дорог СССР. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1946. — С. 63. — 205 с.
  4. Молочников Р., Дорошенко Я. Нормальная цистерна // Моделист-Конструктор : журнал. — 1993. — № 10. — С. 24-27.
  5. ↑ Бочковая палитра // РЖД-Партнёр, №15-16 (355-356), август 2017

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Железнодорожная цистерна — это… Что такое Железнодорожная цистерна?


Железнодорожная цистерна
Вагон-цистерна на железной дороге Union Pacific

Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока, патоки. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки и цемента.

Общая характеристика

Различают цистерны:

  • По типу:
    • общего назначения — для перевозки нефтепродуктов
    • специальные — для определённых видов грузов
  • По конструкции:
    • цистерны имеющие раму
    • цистерны безрамной конструкции
  • По числу осей:
    • четырёхосные
    • восьмиосные
  • По ёмкости

Котёл вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы). В последнем случае ёмкость используемая для перевозки груза именуется сосудом (по аналогии с сосудами под давлением). Для перевозки в сжиженном виде газов имеющих точку кипения ниже нормальных условий (0 °C) используются вагоны-цистерны имеющие криогенные сосуды. Для защиты металла котла от коррозии под воздействием перевозимых в нём веществ применяют специальные внутренние покрытия, или добавка в перевозимый груз ингибиторов коррозии.

Конструкция

Слив нефтепродуктов из вагона. ГДР, 1962 год

Вагон-цистерна для перевозки нефтепродуктов

Кузов вагона-цистерны представляет собой котёл цилиндрической формы, закрытый с боков эллиптическими днищами. Котлы цистерны имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза. Котлы специальных цистерн могут иметь тепло-изоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием. В некоторых цистернах внутренняя полость котла разделяется на несколько секций. В цистернах, у которых котёл укладывается на раму, воспринимающую продольные нагрузки, возникающие в поезде, котёл в передаче этих нагрузок к другим вагонам поезда не участвует. У вагона-цистерны безрамной конструкции котёл является цельнонесущей конструкцией, воспринимает и передаёт продольные тяговые и ударные усилия, выполняя функции рамы. Для повышения прочности и жёсткости котлов вагонов-цистерн большого диаметра и длины цилиндрическая обечайка котла подкрепляется кольцами — шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём котла цистерны колеблеся в широких пределах от 15-20 м³ в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м³ (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и выше.

Производители вагонов-цистерн

См. также

Примечания

Ссылки

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. ISBN 5-85270-115-7

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Железнодорожник (футбольный клуб)
  • Железнодорожное полотно

Смотреть что такое «Железнодорожная цистерна» в других словарях:

  • Железнодорожная цистерна —         (a. tank cars; н. Eisenbahnkesselwagen; ф. wagons citernes; и. vagon cisternas, vagones tanque) ёмкость для перевозки жидких грузов (нефти, бензина, масел и др. нефтепродуктов, сжиженных газов, кислот, едких и ядовитых жидкостей и др.) по …   Геологическая энциклопедия

  • железнодорожная цистерна — автоцистерна — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы автоцистерна EN tank car …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна — железнодорожная цистерна: Мера вместимости. [ГОСТ Р 8.595, пункт 3.3] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • железнодорожная цистерна для горючего — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN fuel truck …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна потребителя — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN consumer tank wagon …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная цистерна, цистерна — 3.1 железнодорожная цистерна, цистерна: Металлический сосуд в форме цилиндра (котла), горизонтально лежащего на опорах тележки, с овалоидными, торосферическими и эллиптическими днищами, с колпаком или горловиной, применяемый для транспортирования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • изотермическая железнодорожная цистерна для перевозки сжиженных газов — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN isothermal liquefied gas tank car …   Справочник технического переводчика

  • нефтеналивная железнодорожная цистерна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil tank car …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожная нефтеналивная цистерна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil car …   Справочник технического переводчика

  • Железнодорожная терминология — Эта страница глоссарий. Железнодорожная терминология …   Википедия

3dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *