интересные факты о гигантском самосвале » MixMovie Сайт хорошего настроения
Карьерные самосвалы «БелАЗ» являются настоящими гигантами среди автомобилей. Эти многотонные машины трудятся по всему миру. В Хакасии мне довелось не только осмотреть эту громадину вблизи, но даже проехать в кабине.
На угольном разрезе «Степной», где я побывал, трудятся свыше полусотни «БелАЗов» различной грузоподъемности.
Самые мощные «БелАЗы» используются при перевозке пустой породы — вскрыши. Здесь работают 130-тонники, то есть «БелАЗы» грузоподъемностью 130 тонн. По весу это примерно четыре самолета Boeing 737-300, или 20 африканских слонов или два железнодорожных вагона угля. Конечно же, самолеты и слонов на «БелАЗах» не возят, цифры я привел для понимания того, насколько много поднимает этот богатырь.
Карьерные самосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью 110-136 тонн предназначены для перевозки горной массы в сложных горнотехнических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации (при температуре окружающего воздуха от -50 до +50 градусов).
Ну что, готовы прокатиться на «БелАЗе»? Тогда для начала придется подняться по лестнице.
Самое лучшее место для фотографии на память. Обратите внимание, кабина полностью защищена козырьком, это нужно для безопасности.
В кабине находятся два кресла. Обзор очень непривычный. Для того, чтобы контролировать обстановку вокруг, установлено множество зеркал.
Водитель «БелАЗа» Виктор Игламович настоящий профессионал, работает на предприятии очень давно. Работой и техникой доволен. За смену он делает более 40 рейсов. Обедает тут же в разрезе, в перерыв приезжает столовая на колесах.
На полу в кабине три педали, но это не привычные «сцепление, тормоз и газ». Сцепления здесь нет, колеса приводятся в движение электродвигателями, зато педалей тормоза сразу две. Один тормоз динамический, другой обычный. Электродинамический тормоз значительно снижает механический износ фрикционных материалов тормозных накладок, классический тормоз используется только на малых скоростях и при маневрировании.
В какой-то степени «БелАЗ» является электромобилем, точнее автомобилем с электрической передачей. Дизельный двигатель вырабатывает электроэнергию, которая приводит в движения мотор-колеса. Алгоритм системы управления оптимизирует параметры системы привода. Соответственно, не требуется переключения передач, обеспечивается плавное изменение мощности при движении. Значительно сокращается количество узлов, подверженных износу. Самосвалы, как и другая техника, работают круглые сутки 365 дней в году.
Бортовой компьютер показывает множество параметров от давления в подвеске, до массы груза и количества рейсов за смену.
В плане электроники «БелАЗы» вполне современные машины.
Есть несколько камер, которые показывают обстановку в кузове.
Автомобильный парк постоянно обновляется, каждый год закупается несколько единиц техники. Привозят их из Белоруссии разобранными на агрегаты, собирают самосвалы уже на разрезе.
Уголь возят на самосвалах поменьше, их грузоподъемность 55 тонн, что тоже немало. Если не ставить эти самосвалы рядом, никто не скажет, что они маленькие.
Во время движения по разрезу «БелАЗы» и другая техника поднимают немалое количество пыли. Для борьбы с ней используются специализированные цистерны на базе «БелАЗов». На других специализированных предприятиях есть даже «БелАЗы», которые закладывают взрывчатку для промышленных взрывов.
Напоследок еще одна фотография из разреза. Здесь гигантские «БелАЗы» выглядят игрушечными, настолько тут все огромное. Но здесь люди своим трудом при помощи машин в прямом смысле сворачивают горы. В такие моменты в полной мере восхищаешься гением инженерной мысли.
Как строят самосвалы БЕЛАЗ — Колеса.ру
Есть в Беларуси такой город – Жодино. Вообще-то он Жодзіна, но мы его будем называть так, как называют его в России. Население в городке скромное, чуть больше 60 тысяч человек. И метро там нет, и аэропорта, и даже ни одного вуза в Жодино не построили. Но никто из этого города не бежит в столицу, никто не жалуется на скуку и безделье. Работы тут хватает всем, и почти все, с кем мне удалось познакомиться в этом городе, любят свою маленькую родину и даже гордятся ей. Потому что в Жодино строят БЕЛАЗы.
От малого до великого
Даже сегодня в мире существует всего несколько компаний, продукция которых может своими масштабами поспорить с тем, что выходит за ворота холдинга «БЕЛАЗ». Само собой, на заре своей деятельности таких машин грузоподъёмностью 360 или 450 тонн не было и быть не могло – это всё детища последнего времени.
Тогда, в 1958 году, первенцем завода стал скромный по сегодняшним мерками 25-тонный МАЗ-525. Но мы заглянем ещё чуть раньше, в 1946 год – именно тогда постановлением №137/308 Верховного Совета БССР было принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. Постановление было подписано 11 сентября, после чего началась эпоха проектирования будущего завода. Длилась она довольно долго, и только в 1948 году Белпромпроект закончил разработку и согласование проекта завода. В этом же году началось строительство первых цехов предприятия.
В начале пути БЕЛАЗу помог другой хорошо известный белорусский гигант – МАЗ. В год, когда БЕЛАЗ обрёл своё нынешнее название, и стартовало производство самосвалов МАЗ-525. С 1957 до 1960 годы МАЗ выпускал карьерный самосвал МАЗ-530, а с 1960 по 1963 годы машины под именем БЕЛАЗ-530 строили уже в Жодино. Это первый и последний в СССР карьерный самосвал с колёсной формулой 6х4.
Уже в начале 1960-х дороги МАЗа и БЕЛАЗа стали расходиться, и строительство карьерной техники стало делом БЕЛАЗа. В 1963 году был выпущен первый БЕЛАЗ–548, ставший базовым автомобилем для серии грузоподъёмностью 40–45 тонн, а в 1968-м свет увидел БЕЛАЗ-549, «отец» линейки 75–80 тонн.
Спустя годы появились самосвалы грузоподъёмностью 110 тонн (БЕЛАЗ-7519) и 170 тонн (БЕЛАЗ-75211). В 1996-ом на БЕЛАЗЕ была выпущена модель БЕЛАЗ–75131 (130 тонн), которая открыла новую эпоху: теперь на белорусских самосвалах можно было встретить уникальную электромеханическую трансмиссию.
Но это всё – только цветочки. Ягодки созрели позже, да какие! В 2005 году заводчане построили БЕЛАЗ-75600 (320–360 тонн), а в 2013 – БЕЛАЗ-75710, который попал в «Книгу рекордов СНГ» и «Книгу рекордов Европы».
Его грузоподъёмность составила 450 тонн, а на испытаниях он перевёз чуть больше 500 тонн. Впрочем, более подробно об этом монстре мы уже рассказывали, сегодня мы поговорим о другом: как строят такие карьерные самосвалы? Наверняка есть свои секреты и особенности? Эта так. Поэтому отправляемся в Жодино и едем на завод – такие вещи надо видеть своими глазами.
***
В «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» входят несколько предприятий: ОАО «БЕЛАЗ» (управляющая компания), СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «Стародорожский механический завод», ОАО «Кузлитмаш», ОАО «БЕЛАЗ-СЕРВИС», ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования». Мы побываем только на одном заводе, там, где самосвалы строят – ОАО «БЕЛАЗ».
Территория предприятия большая, по ней ходят автобусы – идти пешком здесь слишком долго. И хотя численность персонала не запредельно велика (около восьми тысяч человек), но площадь завод имеет большую: как-никак, карьерные самосвалы производят, а не педальные машинки. За один день побывать везде нельзя, поэтому выберем только самое интересное – Производство сверхтяжёлых машин. К последним относятся карьерные самосвалы грузоподъёмностью 420–450 тонн, 320–360 тонн, эвакуаторы на базе карьерных самосвалов (130 и 220 тонн), тяжеловозы грузоподъёмностью 150 тонн и шлаковозы (60–80 тонн).
От пола и до потолка
Цех построили совсем недавно – в 2013 году, специально под серийный выпуск сверхтяжелых машин. Поэтому всё здесь напоминает о масштабах огромных карьерных самосвалов. На заводе не нашлось ни одного помещения, которое имело хотя бы достаточных размеров ворот: построить машину можно (до запуска производства такие самосвалы единично выпускали в соседнем помещении на экспериментальном участке), а вот вывезти её из цеха стало бы огромной проблемой. Да и просто поставить самосвал весом 360 тонн можно не везде, а ведь его ещё во время испытаний надо максимально загрузить.
Под машиной с полной массой 810 тонн трескается асфальт, поэтому даже полы в помещении этого производства – особо прочные.
Все более лёгкие самосвалы собирают на других линиях и по вполне традиционной технологии – на конвейерах. А вот сверхтяжёлый самосвал на конвейер не поставишь, и этому есть несколько причин.
Во-первых, нет смысла строить дорогущий грузовик только для того, чтоб он пылился на складе готовой продукции (а такой склад, как ни странно, на БЕЛАЗе есть). Разумнее строить его под заказ, поэтому о массовом производстве речь не идёт – конвейерная сборки тут просто не нужна. Ну, а во-вторых, попробуйте просто представить, какой должен быть конвейер для постройки этого стального чудовища! Нет, такие машины строят как корабли – на стапеле. Вот их мы и видим слева от входа, на них сейчас собирают сразу несколько машин. Стапели для разных самосвалов разные, но их легко заменить в зависимости от того, на какие авто есть заказ от клиента.
На первый взгляд, производство не выглядит крупным, да и людей здесь не слишком много. Но впечатление обманчиво: непривычно высокие потолки и огромных размеров проёмы и проходы, кажется, искажают пространство, и человек здесь просто теряется. На самом деле площадь производства сверхтяжёлых машин (ПСТМ) составляет 37,5 тысяч квадратных метра. Здесь 115 рабочих мест, общая численность работников – 128 человек. Да и технологического оборудования на ПТСМ тоже немало, 79 единиц, причём большинство оборудования сварочное (33 единицы). За подъём и транспортировку деталей по производству отвечают 24 разных приспособления, хотя одно из средств транспортировки отметим отдельно – это МАЗ с полуприцепом. Некоторые комплектующие БЕЛАЗов так велики, что перевозить их по цеху можно только таким способом.
Оборудование для этого производства (в том числе и испытательное) частично делали здесь же, на БЕЛАЗе, но лишь то, что слишком специфично (подвески, съёмники, подставки и некоторое вспомогательное оборудование). Основная доля – импортная, из России и Европы. В декабре 2015 года в ПСТМ ввели в эксплуатацию итальянский окрасочный комплекс IMEL spa. Его мощности хватает на всё производство, поэтому в этот цех привозят на покраску детали не только сверхтяжёлых самосвалов, но и других машин, сборка которых происходит на сборочных конвейерах в других цехах.
Из цеха сварных конструкций в ПСТМ поступают готовые сварные элементы рам, платформ, кабин и других конструкций, которые проходят крупноузловую сборку. Уже на стапеле раму сваривают окончательно (целиком её провезти по заводу просто невозможно). Затем на ней монтируют переднюю и заднюю подвески. После этого приходит время установки дизель-генератора. Кстати, двигатели, шкафы управления электромеханической трансмиссией (для сверхтяжёлых самосвалов), генераторы, электромоторы – всё это завод покупает у сторонних производителей, поэтому в сборку эти агрегаты приходят уже в собранном виде и после проверки на заводе-изготовителе.
После установки мотора (а в случае с БЕЛАЗ-75710 – двух дизелей) рабочие принимаются за монтаж систем мотора – охлаждения и топливной. Затем приходит время установки гидравлической системы, которая обеспечивает работу тормозов, системы опрокидывания кузова и рулевого управления. Следующий этап – монтаж колёсных моторов. Потом приходит время оперения, кабины, воздушных фильтров. Теперь остаётся провести наладку оборудования и отправить уже готовый самосвал на обкатку. Для этого его ставят на колёса, устанавливают «прошивку» дизеля, производят компьютерную диагностику и регулировку систем автомобиля и отдают его в руки водителя-испытателя. Под его управлением БЕЛАЗ проезжает по полигону 25 километров. В ходе пробега проверяют все системы автомобиля в различных режимах работы, после чего самосвал уходит на ещё одну проверку – к контролёрам. Они выносят своё заключение (как правило – положительное), и новый БЕЛАЗ уходит на отгрузку.
К выбору поставщиков агрегатов подходят очень ответственно, поэтому случаев обнаружения брака по результатам испытаний крайне мало. Например, за последние пять лет претензий к дизелям было всего две и также два раза приходилось дорабатывать генераторы – не подходили по отверстиям крепления.
Дальше – сами
В случае с обычными грузовиками способов поставки, как правило, два: либо машину пригонят заказчику своим ходом, либо её заберёт с завода представитель заказчика. А вот как быть с БЕЛАЗом? Гнать его своим ходом из-под Минска куда-нибудь в Кемеровскую область – безумие чистой воды, в железнодорожный контейнер карьерный самосвал тоже не помещается. Поэтому выход один: разбирать и отправлять самосвал в разобранном виде: по железной дороге, а если потребитель далеко, то морем или большим самолетом. В случае с поездом-товарняком для этого требуются не менее 19 грузовых платформ. Такой «конструктор» приходит заказчику, дело которого – собрать самосвал заново. Для этого нужен хорошо обученный персонал и – что неудивительно – подъёмный кран.
Как меня заверил специалист предприятия, опытная бригада справится со сборкой БЕЛАЗа часов за 8–10. Думаю, что неопытная бригада может собирать самосвал вечно.
Помочь набраться опыта помогут тут же, на БЕЛАЗе. Здесь обучают и обслуживать самосвалы, и водить их. Для последнего требуется получить специальное удостоверение оператора самосвала, с которым, правда, дальше карьера не уедешь.
***
Остался ещё один вопрос, который не даёт покоя. А сколько стоит, например, БЕЛАЗ-75710? Как выяснилось, эта информация – коммерческая тайна. И если вдруг вы пожелаете приобрести этого динозавра себе в карьер, связывайтесь с дилером, только так вам назовут цену. В неофициальных источниках называется стартовая цена приблизительно от двух миллионов долларов США. Но если бы такая сумма не окупалась, то и заказчиков бы на белорусские карьерные самосвалы не было, а они есть. И это хорошо – заводчане искренне гордятся своей продукцией, и хотелось бы, чтобы эта гордость не проходила.
Благодарим российского дилера БЕЛАЗ «БелТрансЛогистик» (входит в группу компаний «Штарк») за помощь при подготовке материала.
www.kolesa.ru
Самый большой БелАЗ — карьерный «исполин»
Потребность человечества в полезных ископаемых большая. Каждый день на нашей планете добывается не только нефть или газ. Проблемной, но в то же время развитой отраслью является разработка месторождений каменного угля. Основное место добычи данного полезного ископаемого – карьер. То есть горное предприятие, предназначенное для разработки месторождения открытым способом. Для добычи в земной коре делаются глубокие выемки, открывающие доступ к цели – каменному углю.
Основные проблемы добывающей отрасли
Добыча угля – это не только разработка карьера. Другой стороной медали является транспортировка полученного сырья на перерабатывающие предприятия. Сооружать в карьере огромный конвейер, выбрасывающий уголь наверх, экономически нецелесообразно, так как его конструкция будет подвергаться постоянным перегрузкам, в результате чего придет в негодность уже через пару месяцев работы. Прокладывать пути для железнодорожного транспорта также очень проблематично, так как доступ к максимальной глубине карьера происходит по спиральной траектории. Поэтому единственно верным решением проблемы транспортировки является самый большой БелАЗ – карьерный самосвал белорусского производства.
Почему карьерный самосвал?
Зачем использовать такой большой транспорт? Это выгодно благодаря его мощности и грузоподъемности. Только представьте, что обычный тягач типа «фура» способен перевезти всего 20 тонн груза, тогда как самый большой БелАЗ 450 тонн перемещает без проблем. Итак, после небольших подсчетов получим, что такая спецмашина способна заменить почти 23 грузовика. Если учесть не очень удобные условия для перемещения транспорта по спиральной дороге карьера, то самосвал подобных размеров просто незаменим.
Преимущества карьерных самосвалов
Если продолжить тему преимуществ, которые имеют карьерные самосвалы, то другим видам транспорта они дают фору по следующим параметрам:
- Самый большой БелАЗ обладает неплохой маневренностью, позволяющей работать на относительно тесных площадках, а также в местах образования труднодоступных забоев.
- Небольшие затраты на сооружение и сервисное обслуживание временной дороги в карьере. Если для перемещения обычного седельного тягача понадобится неплохое дорожное покрытие (как минимум гравийная дорога, тщательно выровненная бульдозером), то самые большие БелАЗы способны подниматься в гору с постоянным уклоном 12% и временным – 18%. В результате карьер может быть более компактным.
- Проходимость карьерных самосвалов значительно превосходит обычные большегрузные автомобили. Это достигается благодаря огромному размеру колес и тщательной проработке конструкции их привода. Так, самый большой БелАЗ имеет рекордные колеса, диаметр которых — около 4 метров.
- В комплексе с одноковшовым экскаватором карьерный самосвал позволит обеспечить максимальную производительность разработки месторождения.
Автомобильный транспорт имеет один значительный недостаток при сравнении с железнодорожным – большие затраты на топливо. Однако ввиду описанных выше обстоятельств на него можно закрыть глаза. Поэтому карьерный самосвал является незаменимым при организации транспортировки рудных пород на небольшие расстояния с последующей погрузкой на железнодорожный состав.
Модельный ряд
Актуальность конструкции стимулирует производителей автомобильной техники к разработке широкой номенклатуры карьерных самосвалов. Выпуском подобных «исполинов» занимаются многие машиностроительные предприятия по всему миру. Одно из них было организовано в сентябре 1948 года в БССР. Остались фотографии, на которых самые большие БелАЗы того времени работают на благо советского социалистического общества на крупных добывающих предприятиях.
Сегодня завод значительно расширил модельный ряд. Классифицируем автомобили по грузоподъемности:
- 30 тонн – 7540А, 7540С, 7540В.
- 45 тонн – 77547, 75473.
- 55 тонн – 7555В, 7555Е.
- 90 тонн – 7557.
- 110-136 тонн – 75137, 75135.
- 154-160 тонн – 7517.
- 200-220 тонн – 75302, 75306.
- 320 тонн – 7560.
Лидером, который стал гордостью разработчиков, является самый большой самосвал БелАЗ 7571 грузоподъемностью 450 тонн.
Примеры внедрения продукции
За время деятельности завод в белорусском городе Жодино значительно расширил свою клиентскую базу, поэтому сегодня может похвастаться каждым третьим карьерным самосвалом в мире со своим логотипом на кузове. Что касается описанного выше рекордсмена, то самый большой БелАЗ успешно функционирует в Кемеровской области России. Размеры карьерного самосвала действительно поражают: длина – 20,6 метра; ширина – 9,87 метра; высота – более 8 метров. Расход топлива при максимальной нагрузке на обе силовые установки составляет почти 600 литров за час работы.
Есть и другие регионы мира, где самосвалы из Беларуси помогают добывать полезные ископаемые. Так, например, в январе этого года стартовала эксплуатация БелАЗов грузоподъемностью 110 тонн в месторождении Таван-Толгой, расположенном в пустыне Гоби (Монголия).
fb.ru