Ттн и транспортная накладная в каких случаях оформляется
Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.
ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.
Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования
Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.
С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.
Товарно-транспортная накладная: кому и почему необходима
Если осуществляется доставка груза нетоварной группы, по которому не может вестись складской учет, но есть возможность опередить количество путем геодезического замера (например, карт песка или грунта), либо путем взвешивания или замера, то товарно-транспортная накладная заполняется в трех экземплярах. Третий остается у грузоотправителя, а первые два экземпляра передаются автоперевозчику, причем по окончании рейса первый из них возвращается подписанный грузоотправителю (заказчику) вместе со счетом. Второй экземпляр остается для учета у владельца автотранспорта.
Товарно-транспортная накладная заполняется в четырех экземплярах (для грузоотправителя, грузополучателя, транспортной организации). В качестве бланка используется утвержденная в 1997 году унифицированная форма документа № 1-Т. Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения ТМЦ, так и для расчетов за автоперевозку.
Страна Советов
— утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
По договору доставить товар до склада покупателя должны мы (поставщик). Для этого мы нанимаем транспортную компанию. При заполнении ТТН возник вопрос: кого указать в заголовочной части ТТН в графе «Плательщик»: нас (мы оплачиваем услуги транспортной организации) или нашего покупателя (он оплачивает товар, перевозимый по этой накладной)?
Новости компании
Согласно п. 6 новых Правил перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. При этом договор считается заключенным, если перевозчик принял к исполнению заказ на транспортировку груза. Если между сторонами уже заключен договор перевозки, то основанием для оказания транспортных услуг будет заявка грузоотправителя. Не обязательно составлять договор в письменном виде, подписанная транспортная накладная сама подтверждает факт заключения договора перевозки.
«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».
Правила оформления транспортной накладной
В список документов, которые могут использоваться для транспортировки грузов автотранспортом, включена транспортная накладная. Она заполняется по форме грузоотправителем (если в договоре не указано иное) и передаётся перевозчику, который может проверить содержащиеся сведения на соответствие действительности, после чего бумага сопровождает объект перемещения на протяжении всего маршрута и вручается в пункте назначения получателю вместе с товаром. Транспортная накладная подтверждает законность перевозки и удостоверяет факт наличия договора с поставщиком услуг по грузоперевозкам, отражает содержащиеся в нём данные, касающиеся груза, обязанностей сторон, нюансов перевозки, расходов и пр.
Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2019 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.
Какова разница между ТТН и ТН
- в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
- в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
- в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).
Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.
Оформление транспортной накладной
Одновременно продолжают действовать «Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.
При этом согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок грузов грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18. 09.2008 № 152.
Отличия между товарной накладной и товарно-транспортной накладной
ТТН регламентирует трехсторонние отношения продавца, покупателя и перевозчика. Документ обязательно остается в грузоотправителя, перевозчика и возможна его передача получателю материальных ценностей (зависит от правил транспортировки). Всего продавец делает 4 копии накладной, 2 из которых остаются для отчетности компании-перевозчику.
Если получатель товара занимается его транспортировкой, то ТТН не составляют. Документ является обязательным при перевозке товара и имеет общую , а также специализированные формы в зависимости от вида товара (международные перевозки, транспортировка спирта, нефти, зерна и так далее).
Ттн и транспортная накладная в каких случаях оформляется
Включать стоимость доставки в ТОРГ-12 нельзя, нужен отдельный документ Поставщик везет нам товар собственным транспортом и не выписывает ТТН. Доставка товара по условиям договора оплачивается отдельно.
Какой документ должен быть оформлен на услуги доставки? Можно ли стоимость доставки указать в ТОРГ-12 отдельной строкой? Указывать стоимость доставки в ТОРГ-12 отдельной строкой неправильно.
Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.
Для каких случаев предназначена новая форма транспортной накладной
Нередко по условиям договора продавец должен за свой счет доставить товар до склада покупателя. Если собственных машин у поставщика нет, ему приходится прибегать к услугам перевозчика. В этом случае нужно оформить два комплекта документов: отдельно на доставку, и отдельно на куплю-продажу.
Кроме того, поставщику необходимо ответить еще на один важный вопрос: можно ли считать доставку частью сделки купли-продажи? Или надо оформить второй договор на оказание услуг по перевозке? Мы считаем, что никаких дополнительных соглашений не нужно. Во-первых, Гражданский кодекс допускает заключение «смешанных» сделок, где присутствуют элементы разных договоров (в нашем случае купли-продажи и доставки). Во-вторых, если на территории продавца введена «вмененка» в отношении перевозок грузов, и на балансе продавца не более 20 машин, то в случае отдельного договора ему, скорее всего, придется заплатить ЕНВД. Если же рассматривать транспортировку не отдельно, а в рамках торговой деятельности, то «вмененного» налога удастся избежать.
Когда, кому и зачем нужна ТТН
: Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Выдача коносаментов
Озабоченный ростом числа претензий, полученных им в результате неправильной выдачи коносаментов, Клуб издал в 1996 году два циркуляра; один касается проблем, которые могут возникнуть при выдаче коносаментов «получено к отгрузке», а другой — различных видов мошенничества с коносаментами. В свете продолжающихся претензий они повторяются ниже:
Выдача коносаментов «Принято к отгрузке»
Во многих странах судовых агентов просят выдать грузоотправителям коносаменты «получено к отправке». Эти коносаменты используются как в качестве квитанции на товар, так и в целях финансирования. Такая практика может создать проблемы для агента и его принципала, и целью настоящего циркуляра является выявление некоторых из них.
Если исходить из того, что ответственность перевозчика за груз начинается с захвата судна, то выдача агентом перевозчика коносамента «получено к отправке» может означать, что перевозчик оказывается вовлеченным в претензии в связи с утерей или повреждением товара до отгрузки или за задержку в отгрузке, чего он в противном случае избежал бы.
Эта практика также является традицией торговли во многих странах, и отказ выполнить требование о выдаче коносаментов «получено к отправке» может означать, что перевозчик потеряет свой бизнес. Однако агент всегда должен получить разрешение своего принципала перед выдачей таких коносаментов; в противном случае, когда принципал оказывается втянутым в споры с грузоотправителями или грузополучателями, он может обратиться к своему агенту за возмещением.
Безусловно, наиболее потенциально опасной практикой является выдача второго комплекта коносаментов «отправлено на борт» до того, как будут получены коносаменты «получено к отправке».
В еще худшем случае у агента появилась привычка выдавать коносаменты «получено к отгрузке» до того, как груз был получен. Коносаменты использовались для «предварительного финансирования», но снова наступил момент, когда грузоотправитель столкнулся с серьезными финансовыми трудностями, использовал коносаменты для получения «предварительного финансирования» и объявил о банкротстве, так и не купив товар.
В обеих этих ситуациях участвующими грузоотправителями были крупные компании, которые занимались перевозками по рассматриваемым линиям в течение многих лет. В обоих случаях для судового агента также стало «обычаем порта» выдавать два комплекта коносаментов на один и тот же груз. Большинство судовых агентов уже имеют системы и средства контроля, предназначенные для предотвращения описанных проблем. Тем не менее, соблюдение следующих правил также поможет:
Не выдавать коносаменты «принято к отправке»:
- без разрешения перевозчика;
- до получения груза.
Не выдавать коносаменты «отправлено на борт»:
- без предварительного получения коносаментов «получено к отгрузке».
Мошенничество с коносаментами
Несколько лет назад Клуб включил статью об опасностях, связанных с «предварительной датировкой и оговоркой» коносаментов, в свой информационный бюллетень «Посредник». Недавние события показали, что дальнейшее предупреждение членов об опасностях выдачи коносаментов, содержащих неверную информацию, является своевременным.
Почему грузоотправитель запрашивает коносамент, содержащий неверную информацию?
В большинстве случаев ему будет выплачено посредством аккредитива, и если коносамент точно не соответствует его условиям, ему не будет выплачено. Грузоотправитель, перевозчик и агент знают или, как предполагается, знают, что в подавляющем большинстве случаев коносамент будет использоваться для согласования оплаты.
Наиболее частые запросы от грузоотправителей о выдаче коносамента:
неверная дата, подтверждающая погрузку на дату до или после даты погрузки груза. Предварительная датировка коносамента всего за два или три дня до того, как груз был фактически погружен на судно, является мошенничеством;
неверное описание груза
с неверным описанием качества, количества или состояния груза. Наиболее частым неправильным определением груза является фраза «чистый на борту» в отношении груза, о котором известно, что он каким-либо образом был поврежден;
«погружено на борт» пункт «погружено на борт» до погрузки груза. В некоторых случаях до прибытия судна в порт или даже при осознании того, что груз был исключен из соответствующего рейса;
подпалубные коносаменты на навалочные грузы, отправляемые на палубу, с пометкой «отправляемые под палубой» (или без ссылки на отгрузку на палубе) для грузов, о которых известно, что они были погружены на палубу;
неверный порт отгрузки
с указанием неправильного порта отгрузки, чтобы избежать бойкотов путем сокрытия порта происхождения. Коносаменты часто «подменяют» в промежуточных портах, чтобы скрыть происхождение груза и воспользоваться импортными квотами промежуточной страны, например, в ЕС.
Клуб сталкивался со многими другими видами мошенничества с коносаментами и перечислил только самые распространенные формы. Агент может чувствовать, что он лично не виновен в мошенничестве, потому что он просто следует указаниям своего принципала. Это мало влияет на юридическую позицию; если агент умышленно искажает статус груза, он в равной степени виновен со своим принципалом в том, что обманным путем побудил невиновную третью сторону заплатить за товары, которые не соответствуют коносаменту.
Дело, рассмотренное в Англии в 1995 г. (Стандарт Чартерд Банк против Пакистанской национальной судоходной корпорации), иллюстрирует проблемы, которые могут возникнуть, когда агент подписывает фальшивый коносамент, зная, что он фальшивый. Здесь подсудимые знали, что дата погрузки была неверной, и несли ответственность за обман. Однако состояние товара и порт отгрузки являются не менее важными моментами, которые не должны представляться в ложном свете. Агент может считать, что он закрепил свое положение, получив письмо о возмещении убытков либо от своего принципала, либо от грузоотправителя. Такое возмещение является бесполезным документом, поскольку оно было выдано для подтверждения мошенничества; поэтому он является незаконным и недействительным и не может быть приведен в исполнение в суде.
Агент должен осознавать тот факт, что его принципал, вероятно, не застрахован от последствий выдачи мошеннического коносамента его агентом и что мошенничество может лишить его принципала ограничений, включенных в коносамент погрузка.
Хотя мошенничество со стороны сотрудников покрывается Клубом в соответствии с Правилом 2 (b), мошенничество, направленное на предоставление выгоды Члену, исключается. Преднамеренный риск, на который агент идет в качестве услуги своему принципалу или обычному грузоотправителю, почти наверняка будет рассматриваться как риск «в интересах члена». Клуб столкнулся с претензиями на миллионы долларов в результате выдачи поддельных коносаментов. Агенты подвергаются значительному давлению со стороны принципалов и грузоотправителей, но всегда должны осознавать, что в их обязанности не входит обязательство сознательно участвовать в мошенничестве.
Если требуется дополнительная информация, обращайтесь в клуб. Содержание этой статьи должно быть доведено до сведения всех сотрудников, участвующих в выдаче коносаментов.
Что такое коносамент? 3 Основные функции в деталях.
Если вы хотите импортировать или экспортировать товары по морю, возможно, вы уже встречали термин «Коносамент» и задаетесь вопросом, что же представляет собой этот, казалось бы, важный документ. Вот что вам нужно знать, прежде чем организовать эту доставку.
Что такое коносамент?Коносамент является важным юридическим документом, используемым при отгрузке товаров. Проще говоря, он предоставляется грузоотправителю (грузовладельцу или его агенту) перевозчиком (судоходной линией) при погрузке товара. При доставке он передается покупателю/грузополучателю для передачи права собственности и разрешения грузоотправителю выпустить товар.
Рассмотрим три основные функции коносамента более подробно:
1. Он служит подтверждением условий договора перевозки В коносаменте будет подробно указано, что отгружается, включая тип груза, его количество и пункт назначения. Иногда также упоминается состояние груза. Обратите внимание, что коносамент сам по себе не является фактическим договором, а просто документом, подтверждающим его наличие.
Когда перевозчик выдает грузоотправителю коносамент, он подтверждает, что товары погружены на транспортное судно. Грузоотправителю обычно выдается несколько оригиналов коносаментов, которые могут передаваться различным сторонам по пути следования, фактически передавая контроль над грузом.
3. Действует как право собственности на товар (представляет право собственности) В коносамент обычно включаются сведения о получающей стороне (покупателе/грузополучателе), которой перевозчик отправляет товар. Однако до тех пор, пока коносамент не будет передан принимающей стороне, право собственности не передается. Грузоотправитель может направить копию коносамента принимающей стороне в качестве доказательства отгрузки, но тот, кто имеет оригинал коносамента, сохраняет право собственности на груз. Коносамент обычно передается принимающей стороне только после полной оплаты.
- Информация, указанная в коносаменте, может включать:
- Информация о грузоотправителе
- Данные получателя (грузополучателя)
- Данные перевозчика и подпись для подтверждения получения
- Дата загрузки
- Порт погрузки
- Порт назначения
- Подробная информация об отгружаемых товарах
- Условия доставки
- Любые особые требования к транспортировке (например, если груз является опасным)
Условия перевозки особенно важны, так как в них указано, кто несет ответственность за груз на каком этапе и кто несет ответственность за оплату доставки (Инкотермс перевозки). Обратите внимание, что в коносаменте могут быть указаны не все условия перевозки, но, по крайней мере, в нем должна быть ссылка на них.
Почему важен коносамент? Коносамент является важным документом для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Коносамент не только содержит важную информацию об отгрузке, но и является свидетельством договора между грузоотправителем и перевозчиком. Также важно, чтобы покупатель мог проверить правильность поставки и принять на себя право собственности на нее.
Поскольку коносамент используется для оформления перехода права собственности к покупателю, перевозчик может отказать в его выдаче, если оплата за перевозку не произведена. Он также может удерживаться грузоотправителем до полной оплаты товара. И наоборот, покупатель может отказаться от коносамента, если груз не доставлен, как ожидалось.
Обратите внимание, что, чтобы избавить покупателя от ожидания получения оригинала коносамента от грузоотправителя по почте, грузоотправитель может поручить перевозчику вместо этого выдать коносамент «Экспресс-релиз» (или телекс). Это может быть использовано грузополучателем/покупателем для оформления таможенного оформления (если это входит в его обязанности) и получения груза.
Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, что такое коносамент и почему он так важен.