Условия перевозки живой рыбы: Перевозка живой рыбы: особенности и правила транспортировки

Зоотакси ПетсКар. Каким требованиям должны соответствовать службы перевозки животных по России? Опрос.

Живую рыбу, рыбопосадочный материал (мальков, молодняк) относят к категории специальных грузов (по разделам спецификации: скоропортящийся, влажный, живые животные). Перевозка рыбы автотранспортом осуществляется в специальных автоцистернах или в изотермических контейнерах. Наличие специального оборудования, обеспечение оптимальных условий транспортировки рыбы и опыт специалистов фирмы-перевозчика имеют определяющее значение при выполнении данного вида работ. 

Длительная перевозка живой рыбы осуществляется под наблюдением экспедитора. Своевременный анализ состояния груза, проведение мероприятий по аэрации, оксигенации и поддержанию заданного температурного режима водной среды обеспечат доставку без потерь.

 Подготовка к перевозке живой рыбы. 

Отправитель предоставляет фирме-перевозчику полную информацию о состоянии и характере груза, а также передает ветеринарные свидетельства, сертификаты соответствия (качества), выписанные в день транспортировки рыбы с указанием сроков ее доставки.

Перед погрузкой проводят проверку автомобиля и оборудования, поддерживающего жизнедеятельность груза в пути. Емкости для рыбы тщательно очищают, дезинфицируют, промывают чистой водой. Непосредственно для перевозки рыбы воду в цистерны следует набирать из среды обитания перевозимой партии. 

Температура воды в цистерне должна соответствовать температуре воды садка, где до этого находился груз, при резком скачке рыба может испытать температурный шок. Не допускается использование хлорсодержащих препаратов для дезинфекции воды. Расчет количества воды на 1 кг живого веса определяют исходя из вида и возраста рыбы, а также времени в пути. Наполняемость емкости для транспортировки рыбы должна составлять не более 70% от общего объема. 

В момент погрузки специалист должен контролировать состояние перевозимой партии и удалять из нее больные экземпляры. Вялых, истощенных и травмированных особей также нужно отбраковывать. Гибель в пути одной или нескольких особей может повлечь за собой массовый мор перевозимой рыбы.

 

За сутки до отправки рыбу перестают кормить, обрабатывают пятипроцентным раствором поваренной соли, и несколько часов выдерживают в проточной воде,  чтобы уменьшить риск отравления продуктами жизнедеятельности. 

Условия перевозки живой рыбы. 

Перевозка рыбы автотранспортом должна быть выполнена максимально быстро. Выбор маршрута, профессионализм водителя, наличие специального оборудования и состояние техники являются определяющими факторами для доставки живого груза в целости и полной сохранности. В дороге водитель (экспедитор) регулярно проверяет состояние цистерн, контролирует показания приборов, обеспечивая требуемые параметры температуры, чистоты и насыщенности воды кислородом.  

При длительной транспортировке в воду поступают вредные вещества, количество кислорода сокращается. Поэтому, если перевозка рыбы осуществляется в емкостях, автоматически не поддерживающих режимы жизнедеятельности, то оптимальные условия поддерживают охлаждением (колотый лед) и добавлением воды нужной температуры.

Процедуру проводят в несколько этапов, небольшими порциями. Чтобы сохранить груз живым проводят насыщение воды кислородом и озоном. Для этого используют специальное оборудование и баллоны со сжиженным газом. При отсутствии спецтехники аэрацию проводят механически – перемешиванием, такой способ перевозки рыбы допустим, если время в пути не превышает 3–4 часа. 

Погрузку и выгрузку живого груза проводят по возможности аккуратно, избегая повреждений. По прибытии на место, экспедитор проверяет состояние груза. Среда, куда будет выгружена доставленная рыба, не должна резко отличаться от привычной для нее. Не соблюдение данных рекомендаций может вызвать массовую гибель всей партии. Если рыба предназначается для дальнейшего разведения, то она должна пройти обязательный карантин в течение 20 суток в карантинных прудах или специальных бассейнах. 

При выявлении заболеваний привезенной рыбы ее размещают в водоемы, на которые накладывают длительный карантин. Когда отсутствует такая возможность, по рекомендации ветеринарного надзора рыбу следует использовать в пищу, либо уничтожить. При этом составляется акт, который подписывают представители ветеринарной службы, транспортной организации, грузополучателя и лица, сопровождавшего рыбу во время перевозки. Воду из цистерн после разгрузки рыбы необходимо сливать в специальные приемники для обезвреживания, после этого цистерны обязательно дезинфицируют и промывают водой. 

ВНИМАНИЕ: Запрещается перевозка рыбы из хозяйств, в которых диагностированы такие заболевания, как фурункулез, краснуха, бранхиомикоз, вертеж лососевых, инфекционная анемия и дискокотилоз форели. Также не допускается перевозка живой рыбы, у которой наблюдается пучеглазие, ерошение чешуи, вздутие брюшка, разрушение жабр и их побеление, искривление позвоночника, почернение задней части тела, а также наличие не характерных для данного вида рыбы темных точек на поверхности тела, плавников и жабр.


Назад в раздел «Статьи»

Условия перевозки живой рыбы: основные правила транспортировки

При разведении водных питомцев часто возникает необходимость их перемещения из одного хозяйства в другое. Условия перевозки живой рыбы отличаются в зависимости от вида транспорта, возраста и породы, а также климатических условий и продолжительности транспортировки. Чтобы рыбы нормально перенесли поездку, им нужно обеспечить оптимальный температурный режим и использовать специальную тару для сохранения жизнеспособности особей.

Особенности подготовки рыбы в перевозке, правила транспортировки автомобилем, самолетом и железной дорогой будут описаны в данной статье.

Содержание:

  1. Подготовка рыбы к перевозке
    1. Особенности
  2. Как происходит транспортировка
    1. Технология транспортировки личинок и молоди
  3. Перевозка на большие дистанции
  4. Нормы температуры для транспортировки
  5. Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)
    1. Авто перевозка
      1. Правила перевозки автотранспортом
    2. По железной дороге
    3. По воде
    4. Авиатранспортом

Подготовка рыбы к перевозке

Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.

Особенности

Успех транспортировки зависит, в первую очередь, от подготовки самой рыбы. Для этого следует:

  • За несколько часов до перемещения держать ее в чистой проточной воде. Это помогает очистить жабры и тело, а также освободить кишечник от остатков еды;
  • Необходимо заранее подготовить емкости, наполнив их водой, обогащенной кислородом. Количество воды зависит от породы и количества особей;
  • Температура воды в емкости должна быть такой же, как и в водоеме для содержания. В летнее время для охлаждения воды используют обычный лед.

Если в процессе нужно менять воду, ее нужно набирать в реках, озерах или других чистых природных водоемах. Водопроводную воду использовать нельзя.

Как происходит транспортировка

Размер тары определяется не только видом и количеством, но и длительностью транспортировки. Оптимальной считается тара, в которой рыба не угнетается. Примеры таких емкостей приведены на рисунке 1. 

Распространенными емкостями считаются:

  • Полиэтиленовые пакеты, канны, бидоны
    используются для перемещения небольшого поголовья, а также личинок и мальков. Однако, если в емкости нет кислорода, длительность пребывания в ней должна составлять не более 5 часов. Канны изготавливают из оргстекла. Они легкие, прочные и могут вмещать до 40 литров воды в зависимости от размера.
  • Полиэтиленовые пакеты – одна из самых распространенных емкостей . Такая тара легкая, безопасная и достаточно прочная. Кроме того, в них можно перемещать достаточно много особей без угнетения.
  • Лотки или ящики применяют для живых годовиков или сеголеток. Их обрызгивают водой, а на дно ящика укладывают влажную марлю или ткань. Особей можно укладывать в несколько слоев, прикрывая влажной травой. Без воды их можно перемещать не дольше 4 часов, причем продолжительность транспортировки зависит от температуры в ящике (в нем не должно быть жарко).
Рисунок 1. Тара для перемещения с водой и без воды

Отдельно стоит остановиться на пакетах для транспортировки, так как именно эта тара считается самой распространенной. 

Примечание: Пакеты могут быть стандартными и крупногабаритными. Вместимость стандартных составляет до 40 литров, а крупногабаритных – до 300 литров.

Сначала пакет наполовину наполняют водой и запускают в него поголовье. Дополнительно нужно наполнить пакет кислородом из баллона. После этого тару закрывают специальным зажимом и укладывают в картонную коробку.

Технология транспортировки личинок и молоди

Правила перевозки живых личинок и молоди, ничем не отличаются от условий для взрослых особей. Разница лишь в том, что транспортировка, как правило, осуществляется на небольшие расстояния: от инкубатора до водоемов для доращивания.

Рисунок 2. Условия перемещения молоди и личинок

Личинок и молодь перемещают в пластиковых пакетах с кислородом под давлением. Пакеты желательно аккуратно уложить в ящики, чтобы в процессе не было сильных всплесков, так как они могут вызвать гибель личинок (рисунок 2).

Особенно ценных мальков помещают в двойные пакеты, которые укладывают в специальные коробки.

Перевозка на большие дистанции

Если рыбу планируют перевозить на расстояние более 150 км, живности потребуются особые условия. Главное – правильно подготовить ее к транспортировке.

В первую очередь особей делят по размерам, чтобы крупные рыбы не повредили мелких. Их перевозят в специальном транспорте, оборудованном термоконтейнерами. В каждом из них должна присутствовать система принудительно аэрации воды. Это не даст особям ощущать недостаток кислорода и они успешно перенесут перевозку. Кроме того, такие контейнеры позволяют поддерживать внутри стабильную температуру, вне зависимости от погодных условий.

Нормы температуры для транспортировки

Температуры воды является одним из важнейших условий. Нужно следить, что у жидкости была та же температура, что и в водоеме, где находилась взрослые особи или мальки.

Резкое колебание температур может вызвать стресс. Кроме того, вода должна быть только чистой, а не взятой с водоема с другими водными обитателями, так как в ней могут быть болезнетворные микробы.

Зимой поголовье перемещают только на небольшие расстояния в специальных пакетах и утепленных коробках.

Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)

Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.

В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами

:

  • Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
  • Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
  • Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
  • Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.

Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.

Авто перевозка

Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.

Читайте также: Причины, симптомы и лечение заболеваний у рыб

Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).

Правила перевозки автотранспортом

Если вас интересует, как происходит транспортировка автотранспортом, вам следует знать, что для этой цели лучше использовать специальные машины-цистерны. Однако это условие распространяется лишь на те случаи, когда поголовье перемещают с места до отлова до места реализации.

Рисунок 3. Правила перевозки автотранспортом

Мальков и ценные породы автомобильным транспортом перевозят только в специальных пакетах, которые помещают в ящики с бортами из пенопласта. Каждый пакет наполняют чистой водой с кислородом, а в процессе перевозки регулярно проверяют состояние особей.

По железной дороге

Больше всего рыбы перевозится именно железнодорожным транспортом. Для этого оборудуют специальные вагоны с водой и принудительной системой аэрации. В самых современных моделях дополнительно устанавливают небольшую автономную электростанцию, которая приводит в работу насосы и обеспечивает освещение (рисунок 4).

Рисунок 4. Особенности перевозки по железной дороге

В один вагон можно поместить несколько тонн рыбы, в зависимости от вида и температуры воды. К примеру, при температуре от 5 до 10 градусов в одном вагоне можно перевозить 8 тонн карпа, 10 тонн карася или 2,5 тонны форели.

По воде

Транспортировку по воде осуществляют с помощью живорыбных барж, прорезей или изотермических судов.

Самой лучшей считается перевозка в прорезях – специальных судах с плавучими садками. В один такой садок помещается несколько тонн водных питомцев, причем все особи находятся в абсолютно естественной среде и не испытывают стресса. Однако следует учитывать, что при повышенной температуре среды плотность посадки следует увеличит, а при сниженной – уменьшить. Кроме того, нельзя развивать слишком высокую скорость, чтобы не травмировать особей течением воды.

Авиатранспортом

Авиатранспортом можно перевозить не только взрослых особей, но также мальков, оплодотворенную икру и личинок. Материал помещают в плотные пластиковые пакеты с водой и кислородом, причем объем воды должен составлять не меньше половины массы рыбы.

Крупных особей перевозят под наркозом. Это снижает стресс от перевозки и снижает возможность получения травм.

Перевозка живой рыбы. Обзор

Перевозка живой рыбы. Обзор

ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ EIFAC
48

Перевозка живой рыбы Обзор

СОДЕРЖАНИЕ


by
R. Berka 900 04 НИИ рыбного хозяйства
Научно-информационный центр
389 25 Водняны
Чехословакия

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВНУТРЕННЕЕ РЫБОЛОВСТВО
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМИССИЯ
(ЕИФАК)

Используемые обозначения и представление материалов в данной публикации не означают выражение какого бы то ни было мнения о часть Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций относительно правового статус любой страны, территории, города или области или его полномочий или относительно делимитации его границ или пределов.

М-47
ISBN 92-5-102380-8

Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть воспроизведена, храниться в поисковой системе или передаваться в любой форме и любыми средствами, электронным, механическим, фотокопировальным или иным способом без предварительного разрешение правообладателя. Заявки на такое разрешение, с указанием цели и объема воспроизведения, следует адресовано директору Отдела публикаций отдела продовольствия и сельского хозяйства Организация Объединенных Наций, Виа делле Терме ди Каракалла, 00100 Рим, Италия.

ПОДГОТОВКА НАСТОЯЩЕГО ДОКУМЕНТА

Настоящий документ основан на общем обзоре существующей литературы по перевозка живой рыбы. Она была подготовлена ​​автором в 1983–1984 гг. в качестве добровольного взноса. за что EIFAC очень благодарен.

Фотография на обложке сделана А. Г. Коше. Представляет собой транспортировку мальков карпа в пластике. мешки с добавлением кислорода.

РЕЗЮМЕ
Основные принципы перевозки рыбы и основные факторы, влияющие на нее (виды рыб, стадии развития и качество рыбы, время транспортировки, температура, содержание кислорода, продукты метаболизма рыб и др.) оценивают на основе анализа соответствующей литературы. Для двух основных рыб транспортные системы закрытые и открытые, транспортные единицы описанных и плотности транспортируемой рыбы на единицу объема при фактических условия сведены в таблицу для справки. Опрос дополняется описание существующих методов химической обработки среды внутри транспортных систем и для обработки рыбы перевозимых, таких как рыбные анестетики, химическая обработка воды и антибактериальное лечение.

Распространение : Для библиографических целей этот документ следует цитировать следующим образом :
Автор 9 0004 Список рассылки EIFAC
Департамент рыболовства ФАО
Региональные сотрудники ФАО по рыболовству
 

Берка Р. , 1986 Перевозка живой рыбы. Обзор. EIFAC Tech.Pap. , (48):52 с.


ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Рим, © ФАО 1986


Гиперссылки на интернет-сайты, не принадлежащие ФАО, не подразумевают официального одобрения или ответственности за мнения, идеи, данные или продукты, представленные на этих сайтах, и не гарантируют достоверность предоставленной информации. Единственной целью ссылок на сайты, не принадлежащие ФАО, является предоставление дополнительной информации, доступной по соответствующим темам.

Этот электронный документ был отсканирован с помощью программы оптического распознавания символов (OCR). ФАО снимает с себя всякую ответственность за любые расхождения, которые могут существовать между настоящим документом и его оригинальной печатной версией.


1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТРАНСПОРТИРОВКОЙ РЫБЫ

2.1   Качество рыбы

2.2 Кислород

2,3 pH, углекислый газ и аммиак

2.4 Температура

2.5 Плотность и активность транспортируемой рыбы

2.6 Биохимические изменения и стресс у транспортируемой рыбы

2.7 Общие примечания

3. ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ РЫБОТРАНСПОРТА

3.1 Полиэтиленовые пакеты

3.2 Другие герметичные контейнеры

3.3 Плотность мальков в пластиковых пакетах

3.4 Общие указания по транспортировке молоди в мешках

3.5 Перевозка крупной рыбы в мешках

3.6 Общие указания по транспортировке маточной рыбы в мешках

4. ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ РЫБОТРАНСПОРТА

4.1 Общие технологические примечания

4.2 Технические проекты транспортных единиц

4.2.1 Малые транспортные единицы

4.2.2 Большие транспортные цистерны

4. 2.3 Специализированные транспортные грузовики

4.3 Аэрация/оксигенация воды и температура

4.4 Плотность рыбы в транспортных единицах

4.5 Перевозка судака

4.6 Железнодорожный рыбный транспорт

5. ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ВОДЫ И РЫБЫ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

5.1 Использование рыбных транквилизаторов

5.2 Применение хлорида натрия и хлорида кальция

5.3 Химические вещества как источники кислорода

5.4 Бактериостатические химикаты

5.5 Буферы

5.6 Контроль аммиака

5.7 Противопенные химикаты

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7. ССЫЛКИ


Живая транспортировка выращиваемой рыбы

Перевозка рыбы включает отлов, погрузку, транспортировку, разгрузку и зарыбление и поэтому может вызвать сильную стрессовую реакцию, от которой рыбе потребуется много времени для восстановления. Плохие условия во время транспортировки, такие как скученность и неадекватное качество воды, могут нанести непоправимый ущерб рыбе и даже привести к ее гибели.

В 2004 г. экспертная группа ЕС «AHAW» опубликовала отчет о благополучии рыбы во время транспортировки 1 . В ЕС существует пять основных способов транспортировки рыбы, из которых, вероятно, чаще всего используются цистерны и пластиковые пакеты:

  • лодки-колодцы (лодки с колодцем для содержания рыбы)
  • буксировка клетей буксирами
  • вертолетная перевозка открытых контейнеров
  • изотермических емкостей и герметичных полиэтиленовых пакетов в изотермических ящиках.

При транспортировке рыбы рыба подвергается ряду стрессовых воздействий во время транспортировки:

  • при обработке перед транспортировкой (например, осушение прудов, голодание перед транспортировкой для очистки кишечника)
  • во время погрузки (например, ловля рыбы сетью) и
  • во время путешествия (например, плохое качество воды, ведущее к снижению уровня кислорода и накоплению CO 2 и продуктов выделения).

Физиология стресса рыб прямо сопоставима с физиологией млекопитающих и птиц 9Было показано, что 0184 2 и стрессовые стимулы оказывают на перевозимую рыбу разнообразные эффекты, такие как метаболические гормональные и поведенческие изменения. Иммуносупрессивные эффекты и проблемы с осморегуляцией могут активировать латентные болезнетворные микроорганизмы и являются основной причиной смерти при обращении с рыбой и ее транспортировке.

Для ряда видов было показано, что первоначальная загрузка рыбы в контейнер является наиболее стрессовым этапом транспортировки. Поверхность кожи всех рыб чрезвычайно нежная, и рыба может быть повреждена сеткой, которая является наиболее широко используемой процедурой для этого. Использование насосов и перекачки в системах водопровода может значительно снизить травматизацию кожи и уровень кортизона, связанный с такой перекачкой.

Снижение температуры, при которой перевозится рыба, увеличивает плотность посадки, которую рыба может выдержать, поскольку более низкая температура замедляет обмен веществ (снижается потребность в кислороде), но резкие перепады температуры вызывают у рыб стресс. Изменения температуры, которым подвергается рыба во время транспортировки, были отмечены как серьезная проблема благополучия рыбы во время транспортировки на форуме заинтересованных сторон, организованном Ассоциацией гуманного убоя скота 3 , а также попадание смолта в морскую воду до того, как он сможет справляться физиологически, и механические поломки, которые приводят к «значительному количеству смертей» во время транспортировки.

Анестетики могут помочь уменьшить стресс, но в настоящее время ни один из них не лицензирован в Европе для пищевой рыбы. Использование анестетиков и других соединений, связанных с благополучием, в ЕС в настоящее время сильно ограничено механизмами лицензирования лекарственных средств, которые делают недорогие соединения недоступными из-за высокой стоимости лицензирования всех ветеринарных терапевтических средств.

Некоторые виды, такие как пангасиус, карп, тилапия и угорь, обычно перевозятся по суше без воды. Хотя эти виды способны выживать в таких условиях, они, вероятно, испытывают сильный стресс из-за нехватки кислорода, физической вибрации, давления и температуры 9.0184 4 .

Всемирная организация по охране здоровья животных (МЭБ) опубликовала рекомендации по благополучию при перевозке рыбы. 5 Полное обсуждение вопросов благосостояния выращиваемой рыбы доступно в следующем документе:
Исследование по оценке ежегодного количества выращенной рыбы, погибающей в мировой аквакультуре ( 540 КБ ) 40 страниц. Июль 2012 г.

   

____________________________________________________________________________

1. Мнение Научной группы по здоровью и благополучию животных по запросу Комиссии, касающемуся благополучия животных во время транспортировки. Журнал EFSA (2004) 44, 1-36. http://www.efsa.europa.eu/en/efsajournal/doc/44.pdf.

2. Научное заключение Группы по здоровью и благополучию животных по запросу Европейской комиссии по общему подходу к благополучию рыб и концепции разумности рыб. Журнал EFSA (2009) 954, 1-26. http://www.efsa.europa.eu/en/efsajournal/pub/954.хтм.

3. Безопасность рыбы во время транспортировки. Форум организован Ассоциацией гуманного убоя. 25 октября 2006 г. Отель Thistle, Инвернесс. http://www.hsa.org.uk/Resources/Fish%20Transport%20proceddings.pdf.

4. Lines, J.A. и Спенс, Дж., 2012 г. Обеспечение благополучия выращиваемой рыбы при вылове. Физиология и биохимия рыб. Том 38, номер 1 (2012), 153-162, DOI: 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *