ТТН-новшества: обновленная форма и возможность составлять в электронной форме
19.07.19
107601 11 Печатать
Избранное
Мининфраструктуры приказом от 03.06.2019 г. № 413 внесло изменения в Правила № 363*. Обновлена сама форма «общей» ТТН — в ней сократилось количество реквизитов. И что самое важное — появилась возможность оформлять электронные ТТН (е-ТТН). В этой статье ознакомимся с новшествами в оформлении ТТН и пройдемся по основным вопросам, которые чаще всего возникают с применением этого транспортного документа.
Казанова Марина, налоговый эксперт, CAP.
Что изменилось в оформлении ТТН?
Отметим, что изменения вступают в силу со дня официального опубликования приказа № 419 (опубликован 12.07.2019 г.). С этого же дня будет действовать и форма ТТН в новой редакции (приложение 7 к Правилам № 363).
Важно! При этом напомним, что ТТН можно оформлять и без точного соблюдения формы, приведенной в приложении 7 (п. 11.1 «обновленного» Порядка № 363). Главное — чтобы в ней были все обязательные реквизиты, которые названы в п. 11.1 Порядка № 363.
Итак, что изменилось?
Изменено само определение ТТН.
А вот для учета ТМЦ: их оприходования, списания, складского, оперативного и бухгалтерского учета ТТНможет использоваться только в качестве одного из (!) документов.
Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Ведь старое определение ТТН в свое время было «находкой» для фискалов, чтобы не признавать факт приобретения ТМЦ при отсутствии ТТН (см., к примеру, письмо ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22911/6/99-99-19-02-02-15

— подтверждает факт предоставления услуг по перевозке ТМЦ;
— является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке ТМЦ.
Иначе говоря, при отсутствии ТТН налоговики могут не признать только расходы по перевозке. При этом само по себе отсутствие ТТН не должно лишать предприятие права на расходы в сумме стоимости приобретенных ТМЦ.
Е-ТТН. Общую ТТН (т. е. не на специфические виды товаров, для которых предусмотрена своя типовая форма ТТН) можно теперь оформлять в электронном виде (е-ТТН). То есть можно оформлять как бумажные, так иэлектронные (без бумажного варианта) ТТН.
67151241″>Особенности е-ТТН:1. Е-ТТН должны подписываться электронной подписью (1) водителя (и/или экспедитора перевозчика), (2) ответственных лиц грузоотправителя и (3) ответственных лиц грузополучателя.
Для оформления е-ТТН у водителя должна быть электронная подпись.
Какая именно это должна быть электронная подпись? Квалифицированная, как и для подписания налоговой отчетности?
В ИНК ГФСУ от 21.06.2019 г. № 2841/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

** Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 г. № 2155-VIII.
Если оформляется е-ТТН, то все сопроводительные документы также должны быть «электронными» — с наложением электронной подписи. Если оформляется бумажная ТТН, то все сопроводительные документы прилагаются в бумажной форме с подписью ответственных лиц.
Обратите внимание! Даже если оформляется е-ТТН, водителю все равно нужно оформить «печатный»экземпляр ТТН (т. е. распечатать ее копию на бумаге) в одном экземпляре для предъявления «на дороге». Ведь согласно ст. 48 Закона № 2344*** ТТН относится к перечню документов, которые должны быть предъявлены по требованию лиц, уполномоченных осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения. То есть заказчик (грузоотправитель) распечатывает в одном экземпляре ТТН, подписывает ее и выдает водителю. Водитель (и/или экспедитор перевозчика), в свою очередь, ставит свою подпись на бумажной копии е-ТТН о принятии им груза для перевозки. Сопроводительные документы при этом печатать не нужно.
*** Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.
Отметим, что стороны самостоятельно могут выбрать себе программу для обмена электронными ТТН (как и для обмена электронными первичными документами).
И, кстати, ни в каком госреестре/электронных базах данных «обычные» ТТН регистрировать не нужно.
3 экземпляра ТТН. ТТН теперь можно оформлять в 3 экземплярах, а не в 4. Раньше было так. Заказчик (грузоотправитель) составлял ТТН. Подписывал все 4 экземпляра и передавал их водителю (и/или экспедитору перевозчика). Водитель тоже расписывался на всех 4 экземплярах ТТН. Далее — 1-й оставался у заказчика (грузоотправителя). Остальные три передавались водителю. 2-й, 3-й, 4-й экземпляры ТТН водитель передавал грузополучателю. Тот их подписывал. 2-й экземпляр грузополучатель оставлял у себя, а 3-й и 4-й — отдавал водителю. 3-й и 4-й экземпляры передавались перевозчику, 3-й из которых передавался заказчику для оплаты.
Теперь составляют 3 экземпляра ТТН. Опять же все их составляет заказчик (грузоотправитель). Он же подписывает эти экземпляры и передает водителю. Водитель подписывает тоже все 3 экземпляра ТТН (подтверждая прием товара).
Если ТТН оформляется в бумажном виде — 1-й экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя). Два остальных передаются водителю (экспедитору). Водитель передает их грузополучателю и тот подписывает оба экземпляра.
Понятно, что если участников перевозки больше (например, есть еще и экспедитор, который нанимает перевозчика), то можно увеличить количество экземпляров ТТН.
Реквизитов ТТН стало меньше. В заглавной части ТТН теперь нет полей:
— «Переадресування вантажу». Если это поле вам нужно, то Порядок № 363 (абз. 6 п. 11.1) разрешает сторонам вносить в ТТН любую другую информацию, которую они считают необходимой;
— для указания реквизитов доверенности на получение груза «відпуск за довіреністю вантажооредржувача» — т. е. данные о доверенности теперь в ТТН можно не указывать;
— о соответствии/несоответствии груза правилам перевозки — «Вантаж наданий для перевезення у стані, що ________ правилам перевезень відповідних вантажів, номер пломби (за наявності)».
Также не нужна в заглавной части ТТН (1) подпись бухгалтера (ответственного лица грузоотправителя) и (2) лица, который разрешил отпуск груза.
Кроме того, нет теперь и поля «Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником» — т. е. не нужно указывать виды операций и услуг, которые перевозчик выполняет для заказчика.
Табличые части ТТН «Відомості про вантаж» та «Вантажно-розвантажувальні операції» остались без изменений. Только вот сократилось количество подписей после табличной части «Відомості про вантаж».

Так что оформление ТТН несколько упростится.
В общем-то это и все новшества.
При этом учитывая, что тема ТТН «горячая», обратим внимание еще на несколько моментов.
Риски, связанные с ТТН
Как отмечают сами фискалы, бестоварные операции с нереальными перевозчиками — одна из самых распространенных схем уклонения от налогообложения. Поэтому ТТН, их оформление, перевозчики и заказчики являются объектом особого внимания контролирующих органов.
При этом фискалы сотрудничают с МВД. В частности, выясняют, кому принадлежат автомобили (кто собственник, сотрудничал ли он с перевозчиком), может ли таким автомобилем в принципе осуществляться перевозка соответствующего груза и т. п.
67163956″>Поэтому фискалы рекомендуют проверять перевозчика, услугами которого вы планируете воспользоваться.Ответы на популярные ТТН-вопросы
Далее приведем ответы на самые «хитовые» вопросы, связанные с применением ТТН.
Вопрос | Ответ |
Когда можно работать без ТТН? | Если производится перевозка «для себя»: своим транспортом и для собственных нужд. То есть когда грузоотправитель, грузополучатель, заказчик — одно лицо и при этом оно же и перевозчик, который осуществляет перевозку на собственном (или арендуемом) автомобиле. Пример — перевозка собственными силами своего товара с одного склада на другой. |
Когда ТТН нужна обязательно? | Если перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом на договорных условиях (т. е. когда есть услуга перевозки груза). ТТН (специальной типовой формы) обязательно нужна и в случае, если вы перевозите (неважно — по договору или для своей хоздеятельности) специфические товары: спирт, алкогольные напитки, высокооктановые кислородсодержащие добавки, нефтепродукты/нефть, молочное сырье, древесину, хлебобулочные изделия |
Нужна ли ТТН, если мы доставляем товар покупателям на собственном транспорте? | Если стоимость доставки выделена отдельно в договоре, то, по сути, предоставляются услуги перевозки и ТТН нужна. Но, к примеру, Мининфраструктуры в том же письме № 5615/25/10-14настаивает на том, что ТТН нужна и в этом случае (поскольку владелец товара изменяется, пусть и на конечном этапе). Поэтому лучше ее оформлять. Если это мнение проигнорировать, можно нажить проблем с налоговиками. В частности, они могут признать куплю-продажу без ТТН фиктивной операцией |
Нужна ли ТТН, если покупатель сам забирает товар? | Если это «самовывоз» (т. е. покупатель забирает товар собственным транспортом), то ТТН не нужна. Хотя на практике даже в случае «самовывоза» товара собственным транспортом клиенты все равно просят оформить им ТТН. Тогда в поле «Замовник» ТТН можно поставить прочерк (или как вариант — указать здесь наименование предприятия-покупателя). Если перевозка осуществляется с привлечением перевозчика(которого нанимает покупатель) — ТТН обязательна в любом случае |
Нужна ли ТТН экспедитору, если он сам не осуществляет перевозку, а только привлекает перевозчика? | 67175757″>Да, экспедитору лучше иметь один экземпляр ТТН — как подтверждение предоставления экспедиторских услуг. Практика проверок свидетельствует, что в случае отсутствия у экспедитора экземпляра товарно-транспортного документа фискалы могут поставить под сомнение реальность сделки в части предоставления экспедиторских услуг |
Кто должен выписывать ТТН? | Заказчик транспортных услуг (п. 11.3 Правил № 363). При этом чаще всего ТТН выписывает грузоотправитель, поскольку именно он владеет полной информацией о товаре |
Достаточно ли одной ТТН, если одна машина развозит товар в несколько торговых точек (разные адреса в пределах города)? | Нет, для каждой торговой точки нужно выписать отдельную ТТН (по 3 экземпляра) |
67176340″>Должны ли совпадать даты в ТТН и расходной накладной? | Часто такой вопрос может возникнуть, если на поставщика возлагается обязанность по доставке товара и товар считается переданным покупателю, если он доставлен в распоряжение покупателя в определенном договором месте. В этом случае не совпадает дата отгрузки товара со склада поставщика с датой возникновения дохода от продажи товара покупателю. На практике, как правило, используют такой вариант. ТТН и расходную накладную составляют в день отгрузки. А в качестве доказательств возникновения дохода у продавца на дату его возникновения составляют дополнительный первичный документ, например, акт приема-передачи товаров |
Нужна ли ТТН при доставке товара «Новой почтой»? | Для перевозки до склада «Новой почты» ТТН не нужна. Что касается непосредственной перевозки товара «Новой почтой», то стоит учесть, что «Новая почта» является оператором почтовой связи. А Правила № 363 не регламентируют правила перевозки почты (о чем сказано в преамбуле этих Правил). Поэтому операторы почтовой связи вправе не оформлять ТТН. Расходы перевозки в данном случае отражаются на основании акта предоставленных услуг |
Другие материалы из «Бухгалтер911», 2019, № 28:
Топливный бак — никакой не акцизный склад!
Если директор подписал документы в отпуске…
Заполнение акцизных накладных: рекомендации по рекомендуемой форме
С 1 июля расследуем несчастные случаи по-новому
Разработка ПО VS IТ-льгота: отвечает Комитет ВРУ
Бесплатные раздачи товаров в рекламных целях: когда без НДС
Хранение горючего без лицензии: админштраф никто не отменял
Индексируем зарплату за июль 2019 года
Может ли единоналожник «обНДСить» ремонт своей автобетономешалки?
Подписаться на «Бухгалтер911»
Рубрика:
- Прочее
- /
- Бухгалтерский учет и первичная документация
- /
Отключить рекламу
оригинал и копии в международном контексте
Адрес материала: http://bamap. org/information/smi/17573/
Время распечатки: 06.05.2023 09:54:23
Источник информации: CargoNews
В Литве экспедитору и заказчику экспедиции (если он не является отправителем груза, которому и так принадлежит оригинал накладной) – нет необходимости иметь товарно-транспортную накладную «CMR». Во всех ситуациях (в судах, во время проверок государственными органами, при получении банковского кредита и пр.) достаточно иметь заверенную копию накладной «CMR».
Несмотря на это, литовские экспедиторы и даже заказчики перевозок зачастую требуют у перевозчиков оригинал накладной «CMR», поэтому мы предлагаем международную информацию о том, на что нужно обратить внимание, чтобы это, не всегда обоснованное требование, не стало дополнительной проблемой (например, не вызвала задержку или отсутствие оплаты и т.д.).
Оригинальная товарно-транспортная накладная «CMR» — доказательство доставки груза?
Экспедиторы требуют у перевозчика оригинал накладной «CMR», так как, по их словам, это лучшее доказательство доставки груза. Адвокат Реда Алексинайте отмечает, что важно различать ситуации, когда доставка становится причиной спора и когда спора нет, т.е. получатель не отрицает получение груза. «В случае спора перевозчик обязан доказать доставку груза и факт его передачи получателю. Идеальным доказательством является оригинал накладной «CMR», однако факт доставки груза можно доказать также с помощью копий накладной, упаковочных листов, складских форм, актов приёма-передачи». Если же спора по поводу доставки груза не возникает, непредставление накладной «CMR» не может быть основанием для отказа от оплаты за услугу, несмотря на условия договора. Поэтому нет причины требовать, чтобы перевозчик отдал свой экземпляр накладной, если только сам перевозчик согласен это сделать.
Оригинал товарно-транспортной накладной также должен оставаться у перевозчика потому, что на протяжении всего срока давности иска (1-3 года) перевозчик сможет защищаться от возможных претензий с помощью своего оригинала товарно-транспортной накладной. Это значит, что оригинал «CMR» должен оставаться у тех сторон, которым он принадлежит согласно Конвенции КДПГ – отправителю груза, получателю груза и перевозчику.
Договор — это документ, дающий право экспедитору требовать оригинал товарно-транспортной накладной
Некоторые экспедиторы, пытаясь «перестраховаться», вносят в договора пункт о том, что перевозчик будет обязан представить им хотя бы один оригинал накладной «CMR». На самом деле, вопрос, кому сколько принадлежит оригиналов накладной — дело обоюдного согласия, оформляемого в заявке или в договоре. Вот почему в первую очередь нужно внимательно проанализировать содержание договора и обратить особое внимание на условия оплаты.
Если заранее известно, что оригиналов накладной меньше, чем их требует договор, то нужно до начала перевозки выяснить с заказчиком цель представления указанного количества оригиналов и попытаться достичь приемлемых для обеих сторон условий. На практике встречаются случаи, когда в договоре перевозчик соглашается отдать свой экземпляр накладной с целью получить оплату. В таком случае у экспедитора появляется предлог требовать, чтобы оригинал был передан ему, хоть при отсутствии спора о факте доставки груза непредставление оригинала не может быть основанием отказа от оплаты услуг. Важно знать, что ни Конвенции, ни национальные законодательства не запрещают заполнять бóльшее количество экземпляров накладной, которые, по словам Р. Алексинайте, в принципе не отличаются от оригинала и также могут быть использованы с целью произвести оплату за услуги.
Судебная практика в Литве
Адвокат Реда Алексинайте: «В решениях литовских судов уже не раз было сказано, что экспедитор, не имеющий транспортных средств (фактически не перевозящий грузы), также может быть назван перевозчиком в рамках Конвенции КДПГ. Такому перевозчику-экспедитору на протяжении всего срока давности иска могут быть выставлены требования по поводу возмещения убытков, хотя фактически он не перевозил груз и Конвенция КДПГ не предусматривает для него наличия отдельного экземпляра накладной «CMR». Поэтому в таком случае всё зависит от ситуации, условий договора, спора по поводу доставки груза и прочего».
Накладные «CMR» в Российской Федерации
Директор московского ООО «Transport Law Agency» Нелли Мандрыкина говорит: «В Российской Федерации всё зависит от того, кто является заказчиком: если заказчик не резидент России, то обычно он не требует оригинала накладной. Если же услуги по перевозке заказывает резидент России, и особенно экспедитор, то он строго требует и иногда даже «шантажирует» перевозчиков, говоря, что произведёт оплату только после получения оригинала накладной «CMR», — рассказывает Н. Мандрыкина.
Практика российских судов в отношении оригиналов накладной «CMR» также неоднозначна. Иногда суды не принимают копий накладной в качестве существенного доказательства, иногда — наоборот. В любом случае, желая присудить фрахт, перевозчик должен доказать факт оказания услуг перевозки, и если ответчик оспаривает факт доставки, суд требует представить оригинал товарно-транспортной накладной. Н. Мандрыкина рекомендует своим клиентам либо оставлять у себя оригинал накладной, либо требовать, чтобы заказчик представлял заверенную копию накладной в обмен на оригинал.
Ситуация с накладными «CMR» в Латвии
Юрист Латвийской национальной ассоциации перевозчиков «Latvijas Auto» Людмила Власенко: «В Латвии всё зависит от условий договора. Именно они определяют, какие документы подтверждают факт перевозки и получения груза. Если стороны договариваются о передаче оригинала экспедитору, то перевозчик, передавая свой оригинал накладной со всеми подписями, лишается возможности оставить этот документ у себя в бухгалтерии для отчёта. Налоговая инспекция, проверяя документы перевозчика, определяет, совершил ли он перевозку, облагаются ли его услуги налогами, согласно наличию накладных «CMR». Согласно Конвенции КДПГ, один экземпляр накладной должен оставаться у перевозчика. Иногда экспедиторы, желая также получить документ, подтверждающий, что они оплатили не просто за что-то, а за конкретную работу, вынуждают перевозчиков подписать такой договор, который бы предусматривал передачу «CMR» экспедитору. В самом же договоре стороны могут договориться о любых условиях и любом порядке оплаты услуг. Если же они сошлись на том, что оплата будет произведена после получения экспедитором экземпляра (оригинала) накладной, то непредставление оригинала будет означать невыполнение условий договора. И всё же экспедитор не должен требовать экземпляр (оригинал) накладной в качестве доказательства доставки груза, так как заказчик сам имеет подтверждение того, доставлен ли его груз получателю или нет».
Ситуация с накладными «CMR» в Польше
Представитель Польской национальной организации перевозчиков «ZMPD» Томаш Малышко рассказал, что в Польше, как и в других странах, главным документом является Конвенция КДПГ и принадлежность оригиналов сторонам регламентируется данной Конвенцией. Несмотря на это, на практике всё чаще наблюдаются случаи, когда стороны договариваются и вносят в договор пункт о том, что в целях оплаты услуг экспедитору должен быть передан оригинал накладной «CMR». В таком случае дальнейшие действия сторон попадают под положения местного законодательства.
Экспедитору необязательно иметь оригинал «CMR»
Позиции, выраженные юристами разных стран, подтверждают, что экспедиторам необязательно иметь накладную «CMR». Более подробные аспекты использования накладной «CMR» анализируются в Конвенции КДПГ, которая действует в ЕС, СНГ и других странах. Всё, что не регламентируется Конвенцией, рассматривается с точки зрения местного законодательства каждой страны. Сегодня главной проблемой, связанной с «CMR», является оплата услуг, поэтому экспедиторы должны обратить особое внимание на то, что, по Конвенции КДПГ, отсутствие накладной не является причиной не платить за оказанные услуги.
Важно отметить, что перевозчик, даже не предоставив оригинал «CMR», может требовать у экспедитора оплатить пеню за каждый день просрочки оплаты, однако в этом случае всё зависит от положений договора. По словам Р. Алексинайте, пеню можно требовать, если она предусмотрена договором, однако суд имеет право уменьшить размер пени, учитывая, что перевозчик не выполнил своего обязательства представить оригинал накладной «CMR».
Сравнительная геномная гибридизация с применением массивов и цифровая ПЦР с использованием капельной ДНК выявляют повторяющиеся вариации числа копий области сегментарной дупликации тайтина
%PDF-1.7 % 1 0 объект >/Метаданные 4 0 R/Страницы 2 0 R/StructTreeRoot 3 0 R/Тип/Каталог/ViewerPreferences 5 0 R>> эндообъект 4 0 объект >поток Приложение Microsoft® Word 2019/pdf
Как легко перенести устройства на TTN v3 из v2 — BARANI
/ Ян БараниВОПРОС: Как заставить устройства LoRaWAN отключаться от TTN v2 и снова подключаться к TTN v3 без необходимости ручного сброса?
ОТВЕТ : Настройте следующие параметры в The Things Network v3 (TTN v3), чтобы ваши устройства правильно работали в LoRaWAN. Вам потребуется перезагрузить устройство, чтобы оно снова присоединилось к TTN v3. Сбросьте MeteoHelix IoT с помощью прилагаемого магнитного стержня, сбросьте MeteoWind IoT с помощью переключателя сброса в коробке.
Версия LoRAWAN (MAC) и версия региональных параметров (версия PHY)
План частот LoRAWAN для датчиков метеостанций BARANI DESIGN Technologies
ЕС, Африка и другие страны региона 1 ITU: RX2)
США, Канада, Бразилия, Мексика и др.
: США 902–928 МГц, FSB 2 (используется TTN)
Южная часть Тихого океана, Южная Азия, Австралия и др.: Австралия 915–928 МГц, FSB 2 (используется TTN)
Специальные устройства сети LoRaWAN являются нормой для Новой Зеландии и Австралии
Как добавить частотные планы LoRaWAN для других регионов мира в TTN и TTI https://en.wikipedia.org/wiki/ITU_Region:
Регион 1 включает Европу, Африку, бывший Советский Союз, Монголию и Ближний Восток к западу от Персидского залива, включая Ирак.
Регион 2 охватывает Америку, включая Гренландию, и некоторые острова восточной части Тихого океана.
Район 3 включает большую часть Азии, не входящей в бывший Советский Союз, к востоку от Ирана и включая большую часть Океании.