Ттн и транспортная накладная в чем разница: разница между товарной и транспортной накладной, основные отличия

Содержание

Ттн и тн в чем разница

Содержание

  1. Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?
  2. Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?
  3. Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?
  4. Порядок заполнения транспортной накладной
  5. ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов
  6. Что такое ТНН
  7. Что это такое
  8. Электронная транспортная накладная
  9. Чем ТТН отличается от ТН?
  10. Транспортная накладная: кто должен выписывать?
  11. ТН или ТТН: какой документ выдавать?
  12. Чем отличается ТН от ТТН?
  13. Почему ТОРГ-12 и ТН неразрывно связаны?
  14. Транспортная накладная и ТОРГ-12 могут быть не только на бумаге
  15. Для чего нужны транспортная и товарно-транспортная накладные и счет-фактура? Чем отличаются эти документы?
  16. Назначение документов в бухгалтерии
  17. Принципиальные отличия
  18. Могут ли они заменять друг друга?
  19. Заменяет ли ТТН счет-фактуру?

Транспортная накладная — это важнейший документ , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком.

Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная.

Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную. Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял. И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы.

И транспортная, и товарно-транспортная накладные.

Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?

Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения.

Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/[email protected] уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка.

Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов.

В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.

Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр.

по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции.

Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Порядок заполнения транспортной накладной

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.

ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов

Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами.

Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание.

И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.

Что такое ТНН

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б.

Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге.

Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен.

Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Что это такое

В этом вопросе есть серьезная путаница. Сразу поясним, что под сокращением подразумевают зачастую два совершенно разных по виду и предназначению документа. И они никак не коррелируют друг с другом. Разберемся с обоими случаями поэтапно.

Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной.

Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет.

Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.

А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре.

Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ.

Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать интересующий вас бланк в формате Excel или Word
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

В новой транспортной накладной с 17 до 12 сокращено количества разделов. Но, при этом, объем сведений, которые нужно вносить в накладную, стал больше.

В раздел транспортной накладной о стоимости перевозки грузов включили реквизиты для первичного документа: должности, основания полномочий представителей грузоотправителя и перевозчика, даты подписания документа.

Сведения о массе груза (кроме опломбированного) теперь заносятся в документ не только по результатам взвешивания, но и на основании расчета, исходя из объема и техдокументации груза.

Форму дополнили разделом «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)». Этот раздел нужно заполнять, если транспортная накладная используется в качестве первичного документа.

Там нужно указывать:

  • стоимость услуг перевозки без налога,
  • налоговую ставку,
  • сумму налога, предъявляемого покупателю,
  • стоимость услуг перевозки с налогом.

Также в разделе 12 ставятся подписи должностных лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Электронная транспортная накладная

С 1 января 2022 года электронные транспортный накладные наделены таким же статусом, как и документ, оформленный на бумаге.

Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению правительства от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.

Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.

Электронную транспортную накладную нужно направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит правительство.

Если компания подключена к системе и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.

Чем ТТН отличается от ТН?

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать список товаров, которые можно продавать на карантине, и другие нормативные акты по работе бизнеса
  • Скачать полный список пострадавших от коронавируса отраслей и таблицу с новыми сроками уплаты налогов
  • Заполнять и печатать документы онлайн — это очень удобно

Транспортная накладная: кто должен выписывать?

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица.

И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

ТН или ТТН: какой документ выдавать?

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

Чем отличается ТН от ТТН?

Во-первых, следует сказать о том, что выписывать ТН или ТТН необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:

Если грузоотправитель сам выполняет обязанности перевозчика, или грузополучатель самостоятельно забирает ТМЦ у поставщика, и не привлекается сторонняя компания, оказывающая услуги перевозки, то необходимости в составлении транспортной или товарно-транспортной накладной нет.

Некоторые не видят, в чём разница между ТН и ТТН, и считают, что можно оформить любой из этих документов для сопровождения груза. Другие же до сих пор для подстраховки оформляют оба документа, не понимая, какой действительно нужен. На самом деле можно назвать одно основное отличие этих документов — в ТТН есть отдел, описывающий передаваемые ТМЦ, а в ТН товарного раздела нет.

То есть, фактически, ТТН, где описаны передаваемые товары, условия и сроки доставки, реквизиты всех сторон, стоимость перевозки, может являться первичным бухгалтерским документом. А ТН не признаётся первичным документом, так как в этой накладной содержатся сведения только о перевозке и сторонах сделки. Какие ТМЦ были переданы на склад, по ТН понять нельзя.

Собственно, до 2013 года ТТН и признавали сопроводительным документом, который можно было использовать в бухгалтерском учёте. После Минфин упразднил эту форму. Единственное исключение — ТТН по-прежнему требуется для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Причём даже если перевозка осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли транспортная накладная, если есть ТТН, следует ответить утвердительно.

Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН вместо ТТН, но обязательным дополнением является форма ТОРГ-12 — товарная накладная.

Почему ТОРГ-12 и ТН неразрывно связаны?

Сама по себе ТН не может установить, что конкретно перевозит компания. В этом документе есть только сведения о перевозке и участниках сделки, а также отгрузочное (обобщённое) наименование груза. А товарная накладная в унифицированной форме ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки.

В этом документе перечислены наименования и единицы товаров, которые продавец собирается отгружать покупателю. То есть ТОРГ-12 в связке с ТН считается первичным документом, который можно использовать для зачёта по бухгалтерии расходов на перевозку.

С момента составления ТОРГ-12 ТМЦ считаются зарезервированными на складе продавца. Перевозчик получает груз, но не расписывается в форме ТОРГ-12: там свои подписи проставляют только грузоотправитель и грузополучатель. Но водитель расписывается в ТН, когда получает груз на перевозку.

Транспортная накладная и ТОРГ-12 могут быть не только на бумаге

Унифицированную электронную форму ТОРГ-12 ФНС России утвердила ещё в 2019 году. А с января 2022 года в электронном виде можно оформлять и транспортную накладную. При этом электронная транспортная накладная (ЭТрН) является полноценным аналогом бумажного документа, но её не нужно распечатывать и бояться, что она испортится или потеряется в пути.

Грузоотправитель и грузополучатель подписывают ЭТрН усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), а водитель, выполняющий перевозку, в приложении для подписи может использовать простую электронную подпись (ПЭП).

Переход на электронную транспортную накладную — это одна из возможностей автоматизировать процесс оформления грузоперевозок с ЭТрН. И такую возможность может предоставить СберКорус. Прежде чем подключиться к сервису, можно попробовать демоверсию по ссылке.

Для чего нужны транспортная и товарно-транспортная накладные и счет-фактура? Чем отличаются эти документы?

Для подтверждения товарно-денежных отношений между различными организациями разработан перечень документов. Для каждой торговой операции свой документ. Для отгрузки с помощью транспорта один документ. Для подтверждения товарооборота в налоговой службе другой документ.

Рассмотрим в статье, в чем разница между товарно-транспортной накладной (ТТН) и транспортной накладной (ТН), принципиальное ли это отличие, нужна ли первая бумага, если уже есть вторая, для чего выписываются эти документы в бухгалтерии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Назначение документов в бухгалтерии

  • Товарно-транспортная накладная – первичный документ бухгалтерии. Предназначен для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. О том, для чего нужна ТТН и в каких случаях она оформляется, говорится в этой статье.

Принципиальные отличия

Разберем детально, чем отличаются друг от друга товарно-транспортная накладная (ТТН), транспортная накладная (ТН) и счет-фактура.

Счет-фактура распечатывается в двух экземплярах. Один образец для продавца, другой образец для покупателя. Печати на бланках не ставятся. Нужны только подписи продавца.

В документе ставят подписи все три стороны договора поставки товара: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Последний ставит печать, подтверждающую приемку товара.

  • Счет-фактура имеет строгую унифицированную форму.
  • ТТН и транспортная накладная имеют ту форму, которая принята данной организацией. В эти бухгалтерские образцы могут быть как внесены одни графы, так и убраны другие.

    Могут ли они заменять друг друга?

    Заменяет ли ТТН счет-фактуру?

    Если товар доставляется покупателю силами поставщика или при помощи наемного автотранспорта, то оформляется ТТН. Если покупатель забирает товар самостоятельно, то ТТН не оформляется. Исходя из этого, ТТН не может заменить счет-фактуру.

    Потому что заполнение и оформление ТТН под вопросом в случае самовывоза (об особенностях оформления ТТН при самовывозе товара покупателем говорится в нашем материале).

    Налоговики могут запросить ТТН при проверке обоснованности вычетов по НДС. Но основным документом для работы налоговая служба берет счет-фактуру. Если ставка НДС расходится в ТТН и счете-фактуре, учитывают все равно данные по счет-фактуре. Для налоговой службы этот учетный документ приоритетный.

    Также в ТТН не всегда указывается вся информация о товаре. Если перечень большой, то товарная часть оформляется в сокращенном виде с пометкой, что документ не действителен без товарной накладной (ТОРГ-12). Поэтому быть достоверным и полным источником информации о грузе ТТН не может.

  • Чем отличается электронная транспортная накладная от бумажной?

    В чём отличие бланка накладной от её электронного аналога? Что поменяется, когда введут в работу электронные товарно-транспортные накладные?

    Для повышения эффективного и ускоренного процесса в бизнесе при грузовых перевозках и логистике в Российской Федерации планируют внедрить накладные на транспорт в электронном носителе. Оборот документации в электронном виде позволит оптимизировать деятельность тысяч транспортных холдингов и 3PL-операторов, занимающихся аутсорсингом логических услуг. Оптимизируется работа розничных торговцев, дистрибьюторов, товаропроизводителей. Внедрение электронных транспортных накладных подтолкнёт к цифровой перестройке те отрасли бизнеса, которые не успели к ней ещё дойти.

    В чём отличия бумажного аналога от электронного? ЭН также представляет собой документ, имеющий юридическую силу. Формат ЭТРН утверждается на уровне государства: постановление СФ № 272, о правилах перевозок, внесёт соответствующие изменения. С этими изменениями электронный носитель будет использоваться аналогично бумажному бланку.

    Функции у накладной на транспорт в электронном виде будут аналогичны функциям бумажного аналога. Этих функций две:

    1. Подтверждающее заключение контракта на услуги транспорта и экспедиции.
    2. Подтверждение расходной статьи на услуги транспорта для снижения налогов.

    Носитель — это основное отличие электронного договора от бумажного аналога. Электронная транспортная накладная спокойно передаётся по информационной телекоммуникации и обрабатывается в системах информации. Благодаря преимуществам электронных документов имеются выгоды:

    1. Доступ к накладной из любой точки получения

    Бумажный документ при получении отметки, что груз доставлен, занимает время на физическое перемещение обратно. Водитель транспортного средства привозит накладную в офис. В бухгалтерии сотрудник готовит необходимые бумаги и передаёт их заказчику. В документах по оказанию услуг транспорта прописана дата доставки в компанию оригинальных накладных. При введении электронной документации процесс доставки значительно ускорится.

    2. Хранение накладных

    Каждый день в России совершается огромное количество грузовых перевозок. Все перевозки сопровождены документацией. Сегодня всем участникам транспортных перевозок приходится физически сохранять тонны бумажных документов. А при взаимодействии с государственными службами вовремя предоставлять им нужную информацию.

    При проверках Федеральной Налоговой Службы часто требуется предоставление накладных за определённый период времени в отношении конкретного перевозчика либо контрагента. Вот и приходится бухгалтерии разыскивать нужные документы среди архивных бумаг.

    При хранении всей информации в электронном виде организация быстро найдёт нужную накладную по указанным реквизитам. Выборку можно получить в любое время, и на проверку сдать документы в установленный срок, без просрочек.

    3. Внесение правок

    При необходимости внести уточнения или исправить ошибку на бумажной накладной, требовалось всем участвующим в транспортной грузоперевозке заново подписывать документацию с исправлениями. ТН в электронной форме позволяет вновь созданную или исправленную накладную доставить всем сторонам на электронную подпись. В этом случае перевозчику не понадобится время, которое требуется на внесение поправок и получение бумажных документов. С ЭТРН все документы готовы в течение нескольких минут.

    В обменном процессе электронными накладными есть три участника: сторона, отправляющая груз, непосредственно грузоперевозчик и сторона, груз получающая. При возникновении ситуации, что все стороны цепочки доставки груза работают со своими ЭДО (электронный оборот документов), создаётся единый формат. Он нужен, чтобы можно было операторам без лишних проблем принимать накладные, делать их интерпретацию и отправлять получателю.

    Этот объём будет формироваться правительством. Проблемы внедрения ЭТРН в практику грузоперевозок будут решаться. Все стороны цепочки переведут своих физических или юридических участников на оборот документов в электронной форме. И тогда опасений, что один из участников цепочки не будет работать из-за его оператора ЭДО, не будет.

    При обмене документации в электронном исполнении применяют подписи в электронной форме двух типов: простую и квалифицированную подпись.

    Простая ЭП используется при приёме водителем организации-перевозчика груза у организации, которая груз отправляет. Ещё такую подпись используют как подтверждающий факт, что груз организации-получателю доставлен в точку выгрузки.

    Квалифицированная ЭП используется для подтверждения той части документации, которая относится к юридическим лицам у трёх участников грузоперевозки.

    4. «Подводные камни»

    В РФ судебной практики по решению спорных вопросов из-за применения ЭТРН ещё нет. При вынесении решений судом по электронному обороту документов учитывается только цепочка из двух сторон: «поставщик — покупатель».

    Если в грузоперевозке участвует три организации, то при принятии судьёй решений, ситуация будет иной. Когда, например, отправитель груза будет иметь претензии к оператору-логисту, последний отправит их к исполнителю: кто перевозил, кто был подрядчиком или водителем.

    В 2020 году электронная транспортная документация находится на тестировании. Проходит тестирование при обыгрывании различных сценариев в пилотных бизнес-проектах. Прежде чем вкладывать серьезные деньги в новое дело, крупная организация, чтобы не рисковать, проводит своего рода разведку боем, тестирование нового проекта. В транспортных накладных электронного вида пока не отредактированы инструкции и регламенты. В том числе и в «Постановлении правил грузоперевозок» содержатся одни только общие положения.

    Например, если грузоперевозки осуществляются в рамках одной крупной холдинговой компании. В ней отправитель, перевозчик, а также получатель находятся в одном холдинге. И когда нет по отношению к электронной транспортной накладной судебной практики, то для них это не важно. Все проблемы решаются внутри холдинговой компании. Никто на одну из сторон цепочки подавать заявление в суд не будет. Решаться внутренние проблемы будут исключительно административным регламентом холдинга.

    Когда запустится электронная транспортная накладная повсеместно, то данные в автоматическом режиме станут видны и органам, которые контролируют грузоперевозки. И для бизнеса есть плюсы и минусы. Минус — использовать обманные схемы перевозок больше не получится. Плюс — избавление от запросов необходимой документации на проверку.

    Обменный процесс ЭТРН возможен лишь в том случае, когда он будет в обязательном порядке по предложению правительства. И когда все стороны сделки согласуют нюансы. При отказе одного делового партнёра участвовать в передаче ЭТРН, обмениваться электронными накладными среди всех членов цепочки станет невозможно.

    Сейчас водитель предоставляет бумажную накладную для демонстрации её работникам ГИБДД при остановке транспорта с грузом. Перейти на ЭТРН планируется до 2024 г., тогда надобность в бумажных аналогах отпадёт.

    Но, чтобы работать всем сторонам, включая водителей, с электронной документацией, необходимо обеспечить техническую сторону. Передача груза на транспорт осуществляется на складском помещении. Поэтому у складских рабочих должны быть планшеты или смартфоны с приложением для фиксирования действий в электронной форме. Кроме того, должен иметься компьютер с версией программы по работе с документацией. Все участники этой цепочки (грузоотправитель) должны быть технически подготовлены и обучены.

    Операторы электронного оборота документации хотят предусмотреть употребление простой подписи в электронной форме. Возможно как использование мобильных программ, подтверждающих СМС-ок, так и чат-ботов.

    Саботировать или противодействовать работники склада или водители не смогут: у всех имеются сегодня смартфоны. Все водители в работе используют навигаторы для построения такого маршрута, чтобы побыстрее прибыть в пункт грузополучателя, и сэкономить топливо. Практически все перевозчики пользуются свободно сайтами или биржами в поисках заказа или груза.

    Чтобы полностью осуществить переход на транспортные накладные в электронной форме, необходим анализ состояния данных, содержащие ключевую информацию о бизнесе. В ЭТРН подразумевается, что отправитель груза формирует в накладной первую часть. Когда нет порядка в ключевых данных, то накладная создаётся только в ручном режиме. Если, например, нет в системе данных, какие водители, транспорт, перевозчики или юридические лица ответственны за данную перевозку. Если нет порядка, то организация лишается плюсов автоматизации обработки информации и не экономит трудовые затраты.

    Поэтому первым делом при переходе на ЭТРН нужно привести в порядок мастер-данные. Необходимо с перевозчиками закупку довести до автоматического исполнения.

    Какой этап проходит сегодня внедрение ЭТРН

    Сегодня в России организованы рабочие команды, которые объединяют стороны процесса по разным признакам. Это объединения бизнес-групп, операторов оборота документов в электронной форме, объединения перевозчиков. Рабочие группы работают сообща с государственными органами. И передают мнения и указывают на возникающие проблемы, которые наблюдаются при переходе на ЭТРН. Государство лишь делает анализ от обратной связи с рабочими сообществами и вносит корректировку.

    Но, вся работа продвигается в том направлении, что к 2024 году все накладные о грузоперевозках будут в открытом режиме для контроля органов проверки. Чтобы был полный контроль от ФНС до службы полиции.

    Что бизнесу можно делать сегодня

    Обязательным условием перехода на ЭТРН сегодня нет. Сейчас бизнес только может приготовиться к переходу на электронные накладные. А вот тестировать эту систему могут все желающие предприятия. Здесь нет ограничений. Пилотные проекты могут тестировать те компании, которые понимают свою выгоду от внедрения ЭТРН. И которые уже практикуют применение электронной документации.

    Также, чтобы запустить пилотный проект, нужны качественные мастер-данные, которые позволили бы без доработок систем учёта перейти на электронные накладные.

    Каждая холдинговая компания сегодня самостоятельно определяет, нужно ли ей переходить на накладные в электронной форме. Всё зависит от масштаба грузоперевозок. Например, когда водителю предстоит за рабочий день посетить до 18 пунктов доставки груза, то у него может накопиться и 150 накладных. Если посчитать за месяц, то выходит тысячи бумажных листов оборота документов. Поэтому выгодно использование электронных носителей.

    Кто сегодня начинает переходить на электронные товарно-транспортные накладные, тем нужно начинать с электронного обмена информации с контрагентами на этапе заказа и отправления груза. Такой первичный опыт позволит в дальнейшем содержать базу информации в порядке, научит с операторами электронного оборота документов взаимодействовать.


    Разница между переводным векселем и коносаментом

    Переводной вексель

    Переводной вексель определяется как документ для оплаты финансовой операции. Это очень похоже на простой вексель, который по закону требует от покупателя произвести оплату согласованной суммы продавцу за транзакцию к определенной дате. Этот переводной вексель используется при международных перевозках в качестве оборотного документа, который создается продавцом (или экспортером) и передается покупателю (или импортеру). Это юридически обязывающий документ, который предписывает покупателю уплатить сумму сделки продавцу в определенную дату после получения товара или в определенный день после получения товара (например, через 30 дней после получения товара). ).

    Переводные векселя аналогичны чекам в том, что они могут быть выписаны в банках и могут быть переведены через индоссамент переводного векселя. Когда переводной вексель выпускается банком, он называется банковским векселем; если он выдан физическим лицом, его обычно называют торговым векселем. В переводном векселе содержится подробная информация о товарах, отправляемых покупателю, сумма счета-фактуры для оплаты, дата, когда должен быть произведен платеж, и банковские реквизиты.

    Коносамент

    Коносамент помогает перечислить детали всех предметов, которые получает грузоотправитель, и место, куда они отправляются. Он также действует как квитанция о транзакции для второй стороны после получения предметов. Коносамент помогает предоставить подробную информацию о транзакции в документе от грузоотправителя товаров, а также описывает отгружаемые товары, их количество и пункт назначения.

    Коносамент также служит квитанцией о прибытии товаров в пункт назначения. Пункт назначения также указывается в коносаменте. Это свидетельство отгрузки и подтверждение получения товаров от лица или компании, предоставляющих товары для целей отгрузки.

    Разница между переводным и коносаментом

    Существует несколько основных различий между переводным и коносаментом, и мы сосредоточимся на них ниже, чтобы лучше понять тему:

    Переводной вексель

    Коносамент

    Определение

    Переводной вексель определяется как индоссированный документ, который выдается продавцом (или векселедателем) покупателю (или векселедателю) в качестве обещания уплатить деньги по сделке в согласованную дату в будущем.

    Коносамент – товаросопроводительный документ, который экспедитор или перевозчик выдает грузовладельцу в качестве договора перевозки груза.

    Назначение

    Основной целью переводного векселя является облегчение финансирования сделки между двумя сторонами.

    Основная цель коносамента заключается в том, что он выступает в качестве базового документа, позволяющего грузовладельцу заключить контракт с поставщиком логистических услуг на международную доставку груза.

    Организация-эмитент

    Продавец является организацией, выдавшей переводной вексель.

    Поставщик логистических услуг является организацией, выдающей коносамент.

    Заключение

    Существует ряд различий между переводным и коносаментом. Тем не менее, оба они играют решающую роль в финансовых операциях. С развитием технологий и логистики роль обоих этих документов по-прежнему имеет жизненно важное значение для успеха или неудачи любой деловой сделки.

    Часто задаваемые вопросы

    Какие детали указываются в коносаменте, относящемся к транзитному грузу?

    Некоторые детали, указанные в коносаменте, указаны ниже:

    • Вес и размеры груза в пути
    • Описание груза в пути
    • Упаковочный материал транзитного груза
    • Деталь опасного груза
    • Информация о судне, используемом для транзитных грузов
    • Условия договора фрахтования

    Какие реквизиты включаются в переводной вексель?

    Некоторые сведения, включенные в переводной вексель, указаны ниже:

    • Векселедатель
    • Плательщик по переводному векселю
    • Индоссант или получатель переводного векселя
    • Дата погашения переводного векселя
    • Гербовый сбор

    См. также:
    • Класс 11 Бухгалтерский учет Глава 8 Переводной вексель
    • Разница между переводным векселем и простым векселем
    • Mcq на переводных векселях
    • Разница между традиционной коммерцией и электронной коммерцией
    • Значение и характеристики некоммерческих организаций

    Что означает грузополучатель

    Правильно используя термины доставки, характерные для этой отрасли, все могут быть на одной странице в отношении своих ролей и обязанностей. Один из терминов, который вы, возможно, видели, — «Грузополучатель». Вы знаете, что такое грузополучатель в судоходстве? Вы понимаете, как это влияет на доставку вашего бизнеса? Вам следует!

    Кто грузополучатель?

    Грузополучатель в отгрузке указан в коносаменте (BOL). Это физическое или юридическое лицо является получателем груза и, как правило, владельцем отгруженных товаров. Если нет других указаний, грузополучатель является юридическим или физическим лицом, присутствие которого требуется для принятия груза.

    Грузополучателя часто путают с двумя другими отправителями. Хотя эти условия доставки могут пересекаться, они также могут быть разными людьми или организациями.

    • Грузоотправитель/экспортер – это сторона, которая упаковывает и подготавливает отправляемые товары. Они составляют все необходимые документы, чтобы убедиться, что груз доставлен нужному человеку и в нужное место. Грузоотправитель/экспортер, по сути, играет противоположную роль по сравнению с грузополучателем.
    • Уведомляющая сторона — это физическое или юридическое лицо, которое должно быть уведомлено о прибытии продуктов в конечный пункт назначения. Грузополучатель и уведомляющая сторона могут быть одним и тем же юридическим или физическим лицом, но это не всегда так. Уведомляющей стороной может быть покупатель, экспедитор или любое другое лицо. Это физическое или юридическое лицо также часто организует таможенную очистку товаров в конечном пункте назначения.

    О чем грузоотправитель уведомляет грузополучателя?

    Грузополучатель и уведомляющая сторона могут быть одним и тем же лицом, но могут и не быть. Когда они не являются одной и той же стороной, между этими двумя ролями есть довольно существенные различия.

    • Только грузополучатель может требовать товары от перевозчика.
    • Наименование товара напрямую связано с грузополучателем.
    • У каждой поставки должен быть грузополучатель, но наличие уведомляющей стороны не является обязательным.
    • У вас может быть несколько уведомляющих сторон, но может быть только один грузополучатель.

    В общем, уведомляющие стороны звучат так, как они звучат — вы уведомляете их о прибытии груза, но они не могут получить право собственности или право собственности на товар. Если хотите знать — кто грузополучатель? Посмотрите на БОЛ. И грузополучатель, и уведомляющая сторона (или стороны) должны быть указаны в BOL (коносаменте) .

    Когда вы должны добавить получателя уведомления в BOL?

    Вам не всегда нужно, чтобы уведомляющая сторона была отправлена. Вместо этого в дополнение к грузополучателю иногда используется уведомляющая сторона. Уведомляющая сторона необходима только в том случае, если вы хотите, чтобы кто-то еще знал о доставке продуктов, кроме организации или лица, которое будет принимать продукт.

    Примеры потенциальных уведомляющих сторон могут включать:

    • Любой агент грузополучателя, которому необходимо знать об отправке, например, экспедитор или клиринговый агент
    • Торговец или индентирующий агент, который выступил посредником в сделке или отгрузке и хочет следить за отгрузкой
    • Страховые компании, застраховавшие груз
    • Любое другое лицо, заинтересованное в получении информации о прибытии и доставке товаров

    Хотя уведомление может быть запрошено, большинство грузоотправителей не несут никакой ответственности, связанной с несвоевременным уведомлением.

    Как изменить грузополучателя в коносаменте?

    Часто можно изменить грузополучателя в BOL с помощью простой поправки. Этот процесс тем проще, чем раньше стороны смогут выявить несоответствие.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *