Трубопроводный транспорт в россии: Трубопроводный транспорт России — урок. География, 9 класс.

Проблемы и перспективы трубопроводного транспорта России

В России построена широкая сеть магистральных нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов, которая проходит по территории многих субъектов страны. За годы независимости резко поднялась роль трубопроводного транспорта в поддержании стабильного роста российской экономики.

Трубопроводный транспорт России

Для лучшего понимания значимости трубопроводного транспорта, необходимо рассмотреть основные количественные и качественные показатели эффективности трубопроводного транспорта. Общий объём транспортировки газа с 483 миллионов кубометров в 1994 году вырос до 549 миллионов кубометров в 2017 году. Объёмы перекачки нефти тоже значительно выросли с 300 миллионов тонн в 1994 году до 423 миллионов тонн в 2017 году.

Трубопроводный транспорт России оказывает решающее воздействие на формирование и позитивное развитие топливно-экономического комплекса государства в целом и регионов, будучи его составной частью, и обеспечивает:

  • пересылку полученных и переработанных ресурсов;
  • несет на себе нагрузку распределительной системы отрасли;
  • отправку за рубеж элементов экспорта.

Характеристики трубопроводного транспорта

Составной частью трубопроводного транспорта являются магистральные нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Особая значимость трубопроводного транспорта для России, заключается в том, что основные месторождения находятся на значительном удалении от конечных потребителей, а также в том, что эти три ключевые составляющие, формируют большую часть экспертной корзины страны.

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых достигает 150 см. уложенных на глубину до 250 см. Система нефтепроводов оборудована агрегатами для удаления влаги из нефти и ее дегазации, а так же системами, подогревающими особо вязкие сорта сырой нефти.

На газопроводах имеются специальные агрегаты для сушки и дезодорации газа. С целью создания требуемого давления, с определенным промежутком сооружают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали — главные, а через каждые 150-200 км. — промежуточные. Общая протяженность системы трубопроводного транспорта в России равняется 220 000 км.

, включающих в себя 151 000 км. газопроводов, 47 000 км. Нефтепроводов и 18 000 км. нефтепродуктопроводов.

Основные преимущества трубопроводного транспорта следующие:

  • Возможность проложить его практически в любом месте, зачастую недоступном для других видов транспортировки (в подводных переходах, под землей и т. п.).
  • Относительно низкая стоимость услуг по доставке сырья или продукции.
  • Полная герметичность труб обеспечивает лучшую сохранность качества. Это особенно важно при прокладке систем магистральных нефтепроводов.
  • Минимальная капиталоемкость.
  • Автоматизация процессов налива, перекачки, перегонки и слива.
  • Возможность непрерывной транспортировки.
  • Полное отсутствие негативного влияния магистральных нефтепроводов на окружающую среду при транспортировке горючих материалов.

Единственным весомым недостатком трубопроводного транспорта является узкая направленность его эксплуатации.

Проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы трубопроводного транспорта это то, что в настоящее время волнует профессионалов области. В контексте решения указанных проблем, в нынешнее время реализуется несколько проектов по строительству технологичных систем трубопроводного транспорта, которые позволят расширить перечень решаемых отраслью задач. Послеперестроечные годы, оказались самыми тяжелыми в истории данной отрасли государства.

Скорость работ по геологоразведке, по буровым работам, модернизации материально-технической базы очень отставали от фактических объемов добычи и экспорта сырья. Деятельность в сфере трубопроводного транспорта определяется и регулируется государством на законодательном уровне. В государстве регламентирован алгоритм прокладки составных частей трубопроводного транспорта во внутренних морских водах.

Иными подзаконными актами определен порядок образования консорциума для организации и финансирования создания системы трубопроводов. К примеру, с целью скорейшего запуска в эксплуатацию определенного участка системы, прокладка и пусконаладочные работы могут проводиться, как за счет собственных средств заказчика, так и за счет кредитных средств.

Лицензионный контроль

Деятельность по использованию трубопроводного транспорта, в обязательном порядке, подлежит лицензированию и включает в себя:

  • тестирование линий трубопроводного транспорта, при завершении строительства или ремонта;
  • тестирование линий технологического трубопровода, оборудования, возведений, емкостей и иных агрегатов трубопроводного парка;
  • использование магистралей, а также техническое обслуживание компрессоров и перекачивающих станций, резервуаров, и линейной системы магистрали, в том числе с системой химзащиты;
  • употребление объектами магистрали;
  • пользование подземным хранилищем газа;
  • ликвидацию и приостановку деятельности участков магистрали.

Лицензионный контроль за эксплуатацией трубопроводного транспорта ведет Российский Федеральный горный и промышленный надзор. Также в Российской Федерации обязательному лицензированию подлежит процесс эксплуатации газопроводом и ее систем.

Особо тщательному контролю подлежат, пользование трубопроводами, соблюдение норм трудового законодательства, а также норм в сфере безопасности труда и мерам принимаемым для обеспечения безопасности трубопроводов.

Государство регламентирует:

  • алгоритм действий при закачке и транспортировке продукции по магистралям;
  • условия поддержания качества нефтепродуктов в системах трубопроводного транспорта;
  • передачу продукции в нефтехранилища, АЗС и склады.

Государство на законодательном уровне утвердило количественный показатель естественной потери нефтепродуктов в ходе приема, хранения, транспортировки и выдачи. Все, что экспортируется посредством трубопроводного транспорта, подлежит обязательному таможенному обложению пошлиной.

Регламентированию подвергается пользование нефтепроводами, нефтепродуктопроводами и терминалами в морских портах для экспортных нужд. При этом для юридических лиц в чьем уставном капитале имеются иностранные инвестиции, предусмотрен доступ вне очереди. На ровне с указанным, так же регламентируется порядок доступа к газораспределительным сетям.

Заказать консультацию

Ваше имя*

Ваш телефон*

Трубопроводный транспорт России: исторический и экономический анализ Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

Российская Федерация – крупнейший экспортер минеральных ресурсов.

В соответствии с официальными статистическими данными в 2018 г. в товарной структуре экспорта России преобладали минеральные продукты и составили 64,8%. Это дало возможность стране привлечь 292 млрд долл. США, что равнялось 2/3 поступлениям от всего экспорта страны [1, с. 511].

Структура выпуска по отраслям экономики показывает, что добыча полезных ископаемых стабильно занимает третью позицию, уступая лишь обрабатывающей отрасли и рознично-оптовой торговле [1, с. 190−191].

Согласно консолидированному бюджету Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов налоги за пользование природными ресурсами формируют наибольшую доходную часть, равную 5,9% к ВВП.  

В настоящее время на территории России добываются 18,8% угля в мире, 7,9% нефти, 5,6% природного газа и многие другие полезные ископаемые [2, с. 163−168].

В I квартале 2020 г. в России добыто 140,1 млн т нефти, из которых на экспорт было направлено 63,1 млн т. Доля экспорта в добыче составила 45% [3].

Трубопроводный транспорт в России является важнейшим видом транспорта, с помощью которого осуществляется транспортировка сырой нефти, природного и попутного газа. По итогам 2018 г. по трубопроводному транспорту осуществлена перевозка 1169 млн т груза: 566,4 млн т газа, 561 млн т нефти и нефтепродуктов на 41,8 млн т.

История создания трубопроводного транспорта нефти в России связана со строительством в 1878 г. по проекту В.Г. Шухова инженерно-технического сооружения диаметром 76 мм и длиной 9 км, с помощью которого осуществлялась транспортировка углеводородов до 1300 т в сутки. Первый нефтепровод Российской империи доставлял нефть с Балаханского месторождения до заводов Чёрного города (г. Баку, Азербайджан).

Эффективность трубопровода способствовала развитию инфраструктуры данного вида транспорта, появлению новых заказов на строительство и созданию научных методик по инженерному проектированию и строительству трубопроводных сетей. В результате к 1883 г. общая протяженность нефтеперекачивающих линий составила 96 км, к 1895 г. – 317 км, что положило начало зарождения нефтяной промышленности в России и дальнейшего развития технологий в данной области.

Стоит отметить, что перегруженность железных дорог в южных нефтеносных регионах, таких как Баку, Грозный, Майкоп, и сложность транспортировки нефти по ней также послужили причиной строительства и развития трубопроводного транспорта.

Первый крупный российский магистральный нефтепровод Грозный-Туапсе в 1928 г. позволил доставлять нефть с Грозненских нефтепромыслов в порты Черного моря и выйти на экспорт в юго-западном направлении.

Нефтепровод Гурьев-Орск в 1935 г. соединил Эмбинские нефтяные промыслы (Казахстан) с Орским нефтеперерабатывающим заводом (Россия, Оренбургская область), что способствовало развитию топливно-энергетического комплекса страны.

К началу Великой Отечественной войны общая протяженность нефтяных трубопроводов составила 3600 км.

В послевоенный период дальнейшее развитие нефтетранспортной инфраструктуры способствовало экономическому росту Советского Союза. После войны начался рост удельного веса трубопроводного транспорта в перевозках грузов [4, с. 12]. Были построены новые инженерно-технические сооружения, такие как Туймазы-Омск-Новосибирск-Иркутск протяженностью 3662 км, Альметьевск-Пермь, Альметьевск-Горький, Горький-Рязань, Рязань-Москва.

Большим событием в экономике СССР стало строительство в 1964 г. трансъевропейского нефтепровода «Дружба» протяженностью 5500 км, связывающей месторождения Татарстана с восточно-европейскими потребителями.

В связи с открытием месторождений нефти в Западной Сибири были построены и введены в эксплуатацию новые объекты. В частности, в 1965 г. трубопровод Шаим-Тюмень, 1967 г. – Усть-Балык – Омск, 1969 г. – Нижневартовск – Усть-Балык.

Перед распадом Советского Союза общая протяженность трубопроводных сетей страны составляла 70 тыс.

км, обслуживанием и эксплуатацией которых занимались 16 управлений под руководством Главного управления Главтранснефти.

Протяженность магистрального трубопроводного транспорта современной России показана на рис. 1 [5, с. 476].

В настоящее время 91% перевозки нефти и нефтепродуктов в мире осуществляется через трубопроводный транспорт. Об этом свидетельствуют статистические данные [6], представленные в табл. 1.

Таблица 1

Перевозка нефти и нефтепродуктов

Вид транспорта

1960 г.

1965 г.

1970 г.

1975 г.

1980 г.

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

Ж/д

36,5

22,3

50,3

18,7

59,6

15,0

59,3

11,0

37,7

6,0

Морской

9,5

5,8

11,5

4,2

17,1

4,3

15,1

2,8

17,3

2,7

Трубопроводный

115,4

70,6

205,3

76,2

314,6

78,9

458,0

85,2

574,0

90,9

 

Около 60% нефти экспортируется морским путем через порты России. Транспортировка российской нефти также осуществляется по системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» и частично по железной дороге.

В табл. 2 представлены объемы перевозки отечественной нефти и нефтепродуктов по основным направлениям, свидетельствующие о высоких показателях доставки углеводородов морским видом транспорта [7].

Таблица 2

Объемы поставок российской нефти в распределении по основным маршрутным направлениям

Направление

Маршрут

Вид транспорта

Объем экспорта, млн т

2011

2012

2013

2014

2015

Запад

Усть-Луга

Морской порт

0

11,5

17,2

14,3

17,6

Приморск

Морской порт

66,6

64,4

50,6

41,9

45,1

Андреаполь-Полоцк

Нефтепровод

н/д

7,2

3,0

3,1

3,9

Самара-Унеча

Нефтепровод

н/д

81,5

95,0

92,2

97,1

Восток

Россия-Казахстан-Китай

Нефтепровод

6. 6

6,0

7,1

7,0

н/д

Козьмино

Морской порт

15,2

16,3

21,3

24,9

30,4

Де-кастри

Морской порт

7,8

н/д

н/д

7,6

н/д

Порты Сахалина

Морской порт

н/д

н/д

н/д

5,3

н/д

Сковоромордино-Мохэ

Нефтепровод

15,0

15,1

15,8

15,6

16,0

Юг

Новороссийск, Туапсе

Морской порт

35,0

32,0

30,9

26,9

26,7

Север

Варандей

Морской порт

3,9

3,1

5,4

5. 9

6,0

 

В табл. 3 приведены данные по добыче и переработке нефти, а также объем экспорта [8].

Таблица 3

Энергетическая статистика России по добыче, экспорту и переработке нефти

 

Единица измерения

Ноябрь, 2015

Декабрь, 2015

Январь, 2016

Февраль, 2016

Март, 2016

Апрель, 2016

Добыча

млн т

44,1

45,7

46,1

43,1

46,1

44,3

Экспорт

млн т

20,1

20,2

20,9

20,0

21,8

22,4

Переработка

млн т

23,8

25,2

23,9

22,3

23,5

21,8

 

В связи со снижением добычи нефти ее экспорт на февраль 2016 г. существенно снизился до 20 млн тонн в день.

Заметим, что уменьшение добычи и торговли российским сырьем связано с выходом на международную арену сланцевой нефти США и созданием технологий получения сжиженного природного газа [9].

Динамика объемов экспорта российской нефти показана на рис. 2.

К основным преимуществам использования магистральной трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов относятся:

  • возможность прокладки трубопровода в любом направлении, учитывая местность и характер окружающей среды;
  • непрерывная поставка полезных ископаемых потребителям по максимально возможному кратчайшему пути;
  • существенная доля автоматизации технологического процесса;
  • повышенная надежность и упрощенность эксплуатации.

К недостаткам применения данного стратегического вида транспорта следует отнести, прежде всего, большие первоначальные затраты и длительную окупаемость инвестиционных проектов. Сложность проектирования и создания новых ответвлений магистральных трубопроводов также являются его слабым местом [10].

Для улучшения сложившейся ситуации необходимо принять определенные меры, разработать новые подходы и решения. Реализация намеченных проектов и перспектив развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов позволит решить следующие задачи:

− во-первых, переход от системы транзитной перекачки нефти к параллельному развитию портовой и внутренней инфраструктуры;

− во-вторых, позволит улучшить трубопроводную логистику в восточном направлении, позволяющую соединить сибирские нефтяные запасы со странами-потребителями тихоокеанского региона;

− в-третьих, создание и внедрение новой технологии разработки высоковязкой нефти, а также снижение технологических потерь при транспортировке углеводородов.

Таким образом, сложившаяся система трубопроводного транспорта нефти, начало которой положено в конце XIX в. и испытавшая значительный прогресс в развитии в советский период, ставшая экономическим базисом для создания топливно-энергетического комплекса современной России и основным источником денежных поступлений, на сегодняшний день испытывает временный спад и нестабильность и требует значительных инноваций.

Россия готова возобновить поставки газа в Европу по газопроводу Ямал-Европа-Новак

  • Сводка
  • Компании
  • Москва готова возобновить поставки газа по газопроводу Ямал-Европа
  • Россия обсуждает дополнительные поставки через Турцию
  • 9 В переговорах увеличить поставки в Азербайджан, Узбекистан, Казахстан

  • Москва может в долгосрочной перспективе поставлять газ в Афганистан, Пакистан

25 дек (Рейтер) — Москва готова возобновить поставки газа в Европу по газопроводу Ямал-Европа, вице-премьер РФ Об этом агентству ТАСС сообщил министр Александр Новак.

«Европейский рынок остается актуальным, так как сохраняется дефицит газа, и у нас есть все возможности возобновить поставки», — цитирует ТАСС комментарий Новака, опубликованный агентством в воскресенье.

«Например, трубопровод Ямал-Европа, который был остановлен по политическим причинам, остается неиспользованным.»

Трубопровод Ямал-Европа обычно течет на запад, но с декабря 2021 года он в основном изменил направление, поскольку Польша отказалась от покупки газа в России в пользу использования запасов газа, хранящихся в Германии.

В мае Варшава расторгла соглашение с Россией после того, как ранее отклонила требование Москвы платить в рублях.

Российский поставщик «Газпром» (GAZP.MM) в ответ прекратил поставки, а также заявил, что больше не сможет экспортировать газ через Польшу после того, как Москва ввела санкции против фирмы, владеющей польским участком газопровода «Ямал-Европа».

Последние обновления

  • Категория устойчивых рынковCERAWEEK — Реформы разрешений США, необходимые для достижения целей Закона о снижении инфляции — Генеральный директор Conoco, статья с изображением

  • Сетевые системы и инфраструктуракатегорияCERAWEEK-Европа будет обеспечена бесперебойными поставками газа еще 2 зимы, говорит генеральный директор Equinor, статья с изображением концентратора там.

    Он также сообщил, что Москва рассчитывает поставить в Европу в 2022 году 21 млрд кубометров сжиженного природного газа (СПГ).

    «В этом году мы смогли значительно увеличить поставки СПГ в Европу», — сказал Новак. . «За 11 месяцев 2022 года они увеличились до 190,4 млрд куб. м, к концу года ожидается 21 млрд куб. поставки газа для внутреннего потребления

    «В будущем, когда они увеличат добычу газа, мы сможем обсудить свопы», — сказал он

    Москва также обсуждает увеличение поставок своего газа в Казахстан и Узбекистан, сказал он

    Новак также сообщил, что в перспективе Россия может направлять свой природный газ на рынки Афганистана и Пакистана либо с использованием инфраструктуры Центральной Азии, либо в свопе с территории Ирана.

    Репортаж в Мельбурне, Лидия Келли; Под редакцией Лесли Адлер, Ника Зимински и Майкла Перри

    Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

    Обеспечение надежности трубопроводного транспорта

    Компания проводит системную всестороннюю работу по повышению надежности трубопроводного транспорта. Обладая огромным опытом эксплуатации трубопроводов в условиях различных геологических и природных условий, ЛУКОЙЛ использует лучшие инженерные решения и опирается на проверенные высокоэффективные методы.

    Система менеджмента в России

    Система управления надежностью внутрипромысловых и магистральных трубопроводов в России приведена в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил, корпоративных стандартов.

    Политика Общества определяется федеральным законом ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», федеральными нормами и правилами промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов», локальными нормативными актами.

    Все события, связанные с нарушением целостности трубопровода, регистрируются, анализируются связанные с этим причины и осуществляется поиск решений, обеспечивающих максимальную безопасность эксплуатации трубопровода.

    Система управления охватывает все уровни от высшего руководства до специализированных служб в организациях Группы «ЛУКОЙЛ». Ответственные за безопасную эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта, своевременную диагностику и экспертизу промышленной безопасности назначаются по каждому предприятию внутренними приказами. Центр экспертизы сосредоточен вокруг сетевой команды ПАО «ЛУКОЙЛ» «Повышение надежности внутрипромысловой эксплуатации трубопроводов и насосно-компрессорных труб».

      Комплексные мероприятия

      В рамках инвестиционной программы запланированы работы по реконструкции трубопроводов и капитальному строительству. На каждом российском нефтегазодобывающем предприятии действует программа «Реконструкция и техническое перевооружение объектов трубопроводного транспорта». Для контроля ключевых факторов эксплуатационной безопасности трубопровода устанавливаются цели и количественные показатели на каждый отчетный год и на среднесрочную перспективу.

      В основе повышения эксплуатационной надежности внутрипромысловых и магистральных трубопроводов лежит комплексный подход, включающий следующие основные мероприятия:

      • техническое обслуживание и текущий ремонт;

      • современная диагностика;

      • капитальный ремонт;

      • экспертиза промышленной безопасности и техника диагностики;

      • реконструкция, в том числе сероводородная;

      • ингибитор и электрохимическая защита улучшают работоспособность трубопровода и увеличивают его срок службы;

      • внедрение труб с внутренним защитным покрытием и из инновационных и альтернативных материалов.

      Приоритетами в реализации концепции повышения эксплуатационной надежности трубопроводов являются ингибирование, использование неметаллических и коррозионностойких труб.

        Прогнозные мероприятия

        Прогнозные мероприятия включают в себя регулярные проверки промышленной безопасности, своевременную инженерную диагностику и коррозионный контроль состояния трубопроводов с ранжированием опасности выявленных дефектов и аномалий. По результатам осмотров выявляются потенциально опасные участки трубопровода, требующие ремонта или замены.

        В целях предотвращения разливов и снижения экологических рисков ежегодно проводится подготовка трубопроводов к осенне-зимнему сезону и весенним паводкам. Эта работа включает осмотр линейной запорной арматуры и золотниковых узлов, проверку наличия оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти, более частые обходы (визуальные осмотры), особенно на участках трубопровода, расположенных в зонах возможного затопления или гидроизоляции.

          Отношения с производителями труб

          Компания на регулярной основе осуществляет контроль качества трубной продукции на предприятиях-изготовителях и расширяет взаимодействие с поставщиками по вопросам качества. В рамках этой работы разработаны требования к содержанию неметаллических включений в трубах, проводятся аудиты предприятий-изготовителей, входной контроль продукции, осуществляется контроль операций и выдаются рекомендации по внедрению методов и технологий контроля качества. При неоднократном выявлении некачественной продукции организация заносится в реестр недобросовестных поставщиков и не допускается к участию в торгах.

          Ведется постоянная работа по сохранению конкурентной среды при поставках трубной продукции с внутренним защитным покрытием: новые виды защитных покрытий проходят обходные опытно-промышленные испытания с выдачей экспертных заключений на соответствие продукции техническим требованиям ЛУКОЙЛ требования.

            Области повышения безопасности

            ЛУКОЙЛ постоянно ищет решения, которые помогут повысить надежность трубопроводов.

            Ключевым направлением усовершенствования компании на коррозионно-активных участках трубопроводов является использование труб из альтернативных (неметаллических) материалов. Биметаллические трубы также имеют более длительный срок службы и лучший запас прочности, поскольку они изготовлены из высокопрочных сталей.

            БПЛА используются для площадного патрулирования промышленных объектов и наблюдения за изменением условий в случае возникновения инцидента. Сотрудники ЛУКОЙЛ взаимодействуют с подрядчиками, оказывающими услуги по патрулированию территории, для получения более подробной информации о методах съемки и улучшения обработки данных.

            • Автоматический контроль

            На объектах трубопроводов устанавливаются системы обнаружения утечек и контроля доступа, позволяющие выявлять даже незначительные утечки нефти.

            Для обеспечения безопасности трубопроводов высокого давления на потенциально опасных участках применяют стабилизаторы давления, предотвращающие разрушение от внутреннего гидравлического удара.

              Оценка эффективности деятельности

              В целях достижения более высокой надежности трубопровода эффективность деятельности, проводимой в этой области, оценивается на ежегодной основе.

              • Выборочная комплексная проверка деятельности нефтегазодобывающих предприятий. В ходе проверки анализируется частота аварий, методы, используемые для регистрации случаев нарушения целостности трубопровода, и намечаются соответствующие меры по улучшению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *