Трубопроводный транспорт история развития: Новейшая история трубопроводного транспорта — летопись побед — Бизнес России

Новейшая история трубопроводного транспорта — летопись побед — Бизнес России

1990-е годы стали точкой отсчета новейшей российской истории: именно этот период сыграл ключевую роль в формировании государственной социально-экономической системы в ее современном виде. Реформы тех лет затронули все отрасли экономики, однако наиболее мощное влияние они оказали на топливно-энергетический комплекс. Одним из судьбоносных решений, принятых на самом высоком уровне, стало решение о создании единой системы управления всеми нефтепроводными предприятиями страны. Осенью 1992 года Президент РФ Борис Ельцин подписал указ № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий <…> в целях повышения эффективности работы нефтяного комплекса Российской Федерации, обеспечения надежного снабжения потребителей нефтью и нефтепродуктами». Менее чем через год во исполнение этого указа было принято постановление Совета министров — Правительства РФ об учреждении новой акционерной компании по транспорту нефти.

Компания получила имя «Транснефть»

От государственной структуры к акционерному обществу

Первая в отечественной истории централизованная структура, созданная в целях управления транспортом углеводородов, появилась в 1970-х годах — на волне освоения крупнейших месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Западной Сибири.

Обеспечение приемки сырья от нефтепромыслов и доставки его отечественным и зарубежным потребителям было возложено на Главное управление по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть). Именно это ведомство контролировало функционирование всесоюзной трубопроводной сети, общая протяженность которой к концу века превысила 94 тысячи километров.

В состав Главтранснефти тогда входило 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий и даже два аварийных поезда.

В момент распада СССР большая часть всей трубопроводной сети была разделена между 15 государствами-преемниками. На долю России при этом пришлось 48 тысяч километров магистралей, 404 насосные станции и резервуарный парк вместимостью 13,2 миллиона кубометров. Система управления этим мощным ресурсом отчаянно нуждалась в модернизации — ведь профильное министерство, ведавшее вопросами развития нефтегазового комплекса, прекратило свою деятельность, вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. 

Однако на руинах союзной структуры была образована новая компания, объединившая под своим крылом 16 нефтепроводных предприятий.

Образование акционерного общества «Транснефть» стало одним из зримых доказательств перехода к новому экономическому укладу и новому этапу в истории отечественного магистрального нефтепроводного транспорта.

Появившаяся на изломе 1992–1993 годов организация уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями — она аккумулировала в себе ресурсы самостоятельной отрасли и одновременно стала крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.

От Балтики до Японского моря

Новый мощный импульс к развитию нефтегазотранспортной отрасли произошел в 1999 году — вновь как закономерное следствие роста объемов добычи углеводородного сырья.

За последующие годы «Транснефть» ввела в строй тысячи километров новых нефтепроводов, а также инициировала масштабные реконструкции имеющихся магистралей.

Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку — Тихорецк — Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале — в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска.

В 2001 году было завершено строительство 259-километрового нефтепровода «Суходольная — Родионовская». Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

В этом же году начала функционировать Балтийская трубопроводная система (БТС), созданная для решения проблем диктата транзитных стран в отношении условий поставок нефти.

Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. К концу 2006 года пропускная способность БТС вышла на уровень 74 миллионов тонн нефти в год.

Вторая половина нулевых годов ассоциирована сразу с несколькими значимыми проектами. Наиболее важным из них, вне всяких сомнений, может быть названо строительство первой и второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) — крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Строительство первой очереди ВСТО началось в 2006 году в районе Тайшета. Работа проходила в тяжелейших условиях — трубы и сопутствующая инфраструктура (железные дороги и автострады, системы связи и т. д.) прокладывалась в глухой тайге, при низких температурах.

В январе 2010 года — параллельно со строительством, а потом и расширением ВСТО, началось сооружение ТС ВСТО-2. Спустя без малого три года по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев прошли 2045 км трубопроводов.

Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.

Триумфальные 2010-е

В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе — Самотлор протяженностью 429 километров, мощностью 25 миллионов тонн год.  

Эта магистраль не только позволила принять всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и выступила связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.

Трасса стала частью единого проекта с уникальным нефтепроводом «Заполярье — Пурпе» (мощность — до 45 миллионов тонн нефти в год, протяженность — 485 километров), призванного поставлять нефть с месторождений Мессояхской, Большехетской впадины, а также новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края. Проект был завершен в 2017 году и стал примером выполнения работ в экстремально сложных условиях: 170 километров трубопровода проложены за полярным кругом, более 50% территории, по которой проходит нефтепровод, являются многолетнемерзлыми грунтами, 70% из них заболочены и обводнены, нефтепровод пересекает более 160 водотоков, в том числе такие крупные реки, как Таз и Пур. Эти и другие факторы повлекли за собой необходимость применения колоссального числа новейших методов строительства с использованием передовых российских технологий.

 В ходе работы над проектом ПАО «Транснефть» защитило 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.

Еще один мощный проект, первый этап которого был завершен в 2017 году, — строительство магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет, призванного обеспечить транспортировку черного золота, добываемого на новых месторождениях Красноярского края — Юрубчено-Тохомском и Куюмбинском, — на Хабаровский, Комсомольский НПЗ, а также на экспорт. Расчетная мощность этого объекта составляет до 15 миллионов тонн нефти в год, протяженность — 697 километров.

Решение о начале проекта было принято в 2012 году и зафиксировано в распоряжении Правительства РФ № 532-р от 17.04.2012 года. Маршрут новой магистрали начинается в поселке Куюмба (Красноярский край) и проходит через Эвенкийский, Богучанский и Нижнеигашский районы Красноярского края и Тайшетский район Иркутской области. Его конечная точка — головная нефтеперекачивающая станция «Тайшет» трубопроводной системы ВСТО.

Помимо собственно трубы система включает в себя две нефтеперекачивающие станции (ГНПС № 1 «Куюмба» и НПС № 2 «Юрубчен»), объем резервуарного парка — 160 тысяч кубометров. Электроснабжение системы обеспечивают собственная ВЛ-110 кВ протяженностью 26 километра, три распределительных подстанции 110/10 кВ суммарной мощностью 25,6 МВт.

Подобно проекту «Заполярье — Пурпе», трубопроводная система «Куюмба — Тайшет» строилась в очень сложных условиях: экстремальный климат, отличающийся резкими перепадами температур; отсутствие развитой промышленной, дорожной и иной инфраструктуры; заболоченные и вечномерзлые почвы; необходимость пересечения 90 водных преград и трех крупных рек (в том числе Ангары, ширина которой в месте перехода превышает 1,5 километра). Чтобы справиться с этими и другими сложностями, для эксплуатации нефтепровода был построен вдольтрассовый проезд протяженностью 332 километра, а также пять мостовых переходов.

Реализацию второго этапа проекта планируется завершить в 2023 году.  

Помимо этого, в настоящее время компанией «Транснефть» активно ведется работа над проектом «Север», в рамках которого планируется увеличение экспортных объемов перекачки дизельного топлива в направлении порта Приморск.

Первый этап проекта был завершен в 2016 году, на втором этапе планируется увеличение экспорта дизельного топлива с 15 до 25 миллионов тонн в год в направлении порта Приморск до конца 2018 года. Реализуется и проект «Юг», целью которого является обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Воскресенка — Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск» на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.


ПАО «Транснефть» эксплуатирует более 70 тысяч километров магистральных трубопроводов, 500 насосных станций, 22 миллиона кубометров резервуарных емкостей, транспортирует около 90% добываемой в России нефти и около 30% производимых в стране нефтепродуктов, а также значительные объемы углеводородного сырья стран СНГ. Современное состояние трубопроводной системы компании соответствует самым высоким требованиям надежности и экологической безопасности, обеспечивает бесперебойную доставку нефти на внутренний и внешний рынки.

По данным официального сайта ПАО «Транснефть».

Краткая история и перспективы развития трубопроводного транспорта газа.

 

 

Газовая промышленность занимает ведущую роль в народном хозяйстве страны.

 

Основным средством транспорта газа от месторождений до потребителя являются трубопроводы.

 

В развитии отечественного трубопроводного транспорта газа можно выделить три этапа:

 

Первый этап 1917-1940 г. в основном транспорт попутного газа по газопроводам небольшого диаметра до 300 лишь на короткие расстояния незначительная доля газа в топливном балансе страны.

 

Второй этап 1941-1955 г.-развитие дальнего транспорта газа на расстояние до 1400 км по газопроводам большого диаметра д 700 мм-рост объема разведочных работ на газ, медленное повышение доли газа в топливном балансе страны.

 

Третий этап с1956 г.-развитие Единой системы магистральных газопроводов страны со значительным объемом подземных хранилищ газа, рост роли газа в топливно-энергетическом балансе страны.

 

В 1940-1941 г был построен первый в нашей стране МГ Дашава-Львов диаметром 300мм и длиной 69 км.Доля газа в топливном балансе страны в 1940 г. составляла 1,9%

 

Второй этап можно считать периодом становления отечественного трубопроводного транспорта газа. В 1946 г построен первый в нашей стране крупный магистральный газопровод Саратов-Москва протяженностью 843 км из труб диаметром 320 мм.

 

В 1950 год Ставрополь-Москва.

 

В 1952 г. введен в эксплуатацию второй крупный МГ Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженности 1300 км из труб диаметром 500 мм.Доля газа в топливном балансе страны в 1955 г. составляла 2.2 %

 

Для третьего этапа развития магистрального трубопроводного транспорта газа в нашей стране характерно формирование единой системы МГ.

 

В 1960 г. Бухара-Урал 2 нитки Конец 60 начало 70 годов газопровод Сияние Севера.

 

В 60-е годы Игрим-Серов.

 

70 годы Средняя Азия-Центр 5 ниток Конец 70ых Оренбург-Западная граница

 

80 годы –Центр-Западная Сибирь, Надым-Пунга. Урегой –Помары –Ужгород 1420

 

Прогресс,  Ямбург-Елец 1, Ямбург-Тула 1,Тула 2,Ямбург-Поволжье.

 

 

 

       23 сентября 1953 года. Вблизи поселка Березово из первой  разведочной скважины, пробуренной на территории Западной Сибири, ударил мощный газовый фонтан и уже 1 марта 1961 года было организовано первое газодобывающее предприятие по освоению газовых месторождений на территории Западной Сибири.

 

1963 г., г. Ивдель – высадился десант специалистов Дирекции по строительству первого газопровода (ДСГ) Игрим-Серов во главе с ее руководителем Дерновым Дмитрием Андреевичем.

 

1964г. Передислокация ДСГ в п. Эсс  (будущий п. Комсомольский и г. Югорск) – точку схождения проектируемого газопровода Игрим-Серов со строящейся железной дорогой Ивдель-Обь.

 

1966г.,  январь — эстафету по эксплуатации построенного газопровода «Игрим — Серов» от ДСГ принимает сформированное Северо-Уральское Управление Магистральных Газопроводов (СУУМГ).

 

К 1970 г. общая протяженность системы газопроводов достигла 1300 км, природный газ пришел в промышленные центры Среднего Урала – Североуральск, Краснотурьинск, Серов, Нижнюю Туру, Нижний Тагил.

 

В 1972 г. СУУМГ был преобразован в Тюменское управление магистральных газопроводов (ТУМГ). Строительство газопроводов продолжалось и особенно высоких темпов достигло в 1972 — 1975 г. В этот период ежегодно вводится по пять компрессорных станций. Вместе с ними строились и жилые поселки:  Белый Яр, Сорум,  Лонг-Юган и др. В эксплуатацию введено Пахромское месторождение, газ которого по газопроводам Пахрома — Казым и  Казым — Пунга влился  в газопровод Игрим — Серов — Нижний Тагил.

 

1973г. Новый этап в истории предприятия начался с освоения месторождения Медвежье, от которого питается мощная газотранспортная система Северные районы Тюменской области – Урал (СРТО — Урал), и впервые тюменский газ поступил к потребителям центральных районов европейской части страны.

 

В 1974 г. ТУМГ было реорганизовано в производственное объединение по транспортировке газа “Тюментрансгаз”.

 

С 1980 по 1985 г. продолжена программа форсированного развития газовой промышленности Западной Сибири за счет освоения Уренгойского месторождения: были выведены на проектную мощность газопроводы Уренгой — Грязовец, Уренгой — Петровск, Уренгой — Новопсков, Уренгой – Ужгород, Уренгой — Центр I,  Уренгой — Центр II. В 1981 г. за ускоренный ввод в действие мощностей по транспортировке газа объединение “Тюментрансгаз” было награждено орденом “Знак Почета”.

21 апреля 1984 г. системой газопроводов “Тюментрансгаза” был принят от промыслов триллионный кубометр газа с начала эксплуатации.

 

И уже в июне 1994 года (через 10 лет от первого триллиона)  в систему газопроводов предприятия было принято 5 трлн м3 газа.

 

С 1985 года началось освоение Ямбургского месторождения и строительство газопроводов Ямбург — Елец I, II, Ямбург — Западная граница, Ямбург — Тула I, II, Ямбург – Поволжье, СРТО — Урал.

 

история развития – Белтпс

«Трубопровод» чаще всего ассоциируется у пользователей с разводкой водопровода и бытового газа, встречающейся в поселках и городах. Обычным пользователям сложно представить, что основная масса трубопроводов имеет гигантские диаметры. Практически вся территория нашей страны пронизана такими трубопроводами. Это магистральные трубопроводы, по которым газ и нефть транспортируются в промышленных объемах наподобие артерий. О них известно немного, потому что эти трубопроводы для безопасного использования скрыты от глаз под землей, реками и горными системами.

Благодаря этим трубопроводам продукты нефти и газа транспортируются к потребителям по странам и континентам. Трубопроводы могут достигать диаметра до 1422 мм и иметь длину более тысячи километров. Транспортировка нефтегазовых продуктов осуществляется без остановок, поэтому большое значение имеет надежность и безопасность конструкции трубопровода. Эффективная работа нефтегазовой отрасли является основой развития национальных экономик и благосостояния населения. Нефть и газ обеспечивают большую часть мировых потребностей в энергии. И хотя тенденция предполагает постепенный переход к «экологичным» видам топлива, реальность такова, что на нефть приходится до 34% мирового производства энергии, а на газ — 21%.

Хотя трубопроводы являются важной частью современной энергетической системы, их происхождение насчитывает тысячи лет. Прототипы первых трубок можно найти в различных цивилизациях древнего мира. Доисторические трубопроводы использовались для снабжения водой городов и пахотных земель. Медные трубы использовались в Древнем Египте, бамбуковые в Китае и обожженная глина в Греции. Знаменитые на весь мир римские акведуки для городского водоснабжения сохранились до наших дней и вызывают восхищение даже у наших современников. Что касается транспорта энергии, то достоверно известно, что еще в 400 г. до н.э. улицы древнего Пекина освещались уличными фонарями, питавшимися природным газом посредством скрепленных между собой бамбуковых трубок. В то же время китайцы уже добывали природный газ из недр с помощью длинных бамбуковых шпал. С середины 19ХХ века, с развитием нефтяной промышленности, начинается эра трубопроводов для перекачки нефти. В 1865 году был построен первый нефтепровод диаметром всего 152 мм. С этого времени трубопроводы стали очень быстро распространяться по миру. В 1878 году в Баку братья Нобель построили первый трубопровод длиной 10 км и диаметром 76 мм. Эпоха длинных трубопроводов начинается в начале ХХ века: в 1906 году в США был построен трубопровод протяженностью 755 км из Оклахомы в Техас. В то же время длинные нефтепроводы начинают охватывать США, Канаду и Азию. Основным фактором развития отрасли строительства трубопроводов является увеличение спроса на бензин с ростом автомобильной промышленности. В 20-е годы 20 века общая протяженность построенных трубопроводов достигла 184 000 километров.

С развитием спроса на нефтепродукты для промышленности, войн и технологических революций наступила эра трубопроводов большого диаметра для перекачки нефти и газа. Такие трубопроводы были впервые построены в США в 1940-х годах и на какое-то время смогли удовлетворить растущий спрос на ресурсы с началом Второй мировой войны и возросшие потребности промышленности в энергии.

Открытие месторождений газа с середины 20 века стимулировало повсеместный переход на природный газ и развитие газотранспортной системы. И ключевым решением для безопасного и надежного способа транспортировки этого уникального газового топлива стало строительство магистральных газопроводов. Только их эксплуатация позволяла покрывать растущие потребности в бытовом газе даже в отдаленных регионах.

Конец ХХ века ознаменовался строительством сверхдлинных высоконапорных нефте- и газопроводов, способных перекачивать продукты под значительным давлением.

Исследования подтвердили, что трубопроводы являются более чистым и экономичным способом доставки энергии: в 40 раз безопаснее, чем железнодорожные цистерны, и в 100 раз безопаснее, чем автоцистерны.

Трубопроводы имеют огромную пропускную способность и их работа не прекращается ни на час. Глобальные исследования подтверждают, что потребность в энергии неуклонно растет, а потребность в освоении новых территорий и увеличении количества трубопроводов будет постоянной. По оценкам экспертов, протяженность магистральных газопроводов увеличится на 3 500 000 км, из них 64% для газотранспортной системы, 19% для системы транспорта нефти и 17% для системы транспорта сырой нефти.

Безусловно, ключевым моментом при строительстве и обслуживании трубопроводов остается вопрос международных правил и стандартов безопасности, так как их трасса чаще всего проходит через несколько стран. Соответственно, качество трубопровода должно соответствовать строительным нормам каждого заинтересованного государства.

С 1965 года ОАО «БЕЛРУБОПРОВОДСТРОЙ» принимает активное участие в развитии отрасли строительства магистральных трубопроводов. Специалисты компании преобразовали отрасль и открыли новые возможности для удовлетворения растущего спроса на ресурсы. В настоящее время география строительных проектов БЕЛТРУБОПРОВОДСТРОЙ достигает европейских масштабов. Компания остается лидером отрасли, обладая уникальным набором знаний, опыта и решений для строительства трубопроводов, способных учесть интересы всех субъектов отрасли. Клиенты, которым нужна надежная система, способная выдержать бесперебойный поток огромных объемов ресурсов без сопутствующих затрат на техническое обслуживание и ремонт. Экологи – хотят, чтобы трубопроводы и коммуникации соответствовали действующим международным стандартам и нормам и минимизировали экологические риски не только при эксплуатации, но и при строительстве. Потребители – желающие получить экологически чистое топливо высокого качества в короткие сроки и без перебоев для устранения возможных недостатков в транспортной системе.

 

*фотографии носят иллюстративный характер

Нефтяные компании впервые построили трубопроводы в 1860-х гг.; С тех пор они оспаривались | Умные новости

Первая нефтяная скважина Эдвина Л. Дрейка. Беттманн/КОРБИС

После того, как на прошлой неделе Палата представителей приняла свою версию закона Keystone XL, Сенат готовится принять свою версию. Законопроект Сената по-прежнему не имеет права вето, как сообщил его автор Fox Sunday в эти выходные, но верхняя палата все еще может проголосовать по законопроекту сегодня.

Keystone XL, который соединит нефть битуминозных песков из Альберты, Канада, с нефтеперерабатывающими заводами на побережье Мексиканского залива в Техасе, вызвал споры в контексте изменения климата. Но до тех пор, пока нефтяная промышленность пыталась транспортировать свою продукцию по трубопроводам, они были оспорены. В отличие от сегодняшних активистов, которые хотят, чтобы нефть оставалась в земле, в 19 веке реформаторы были счастливы иметь нефть — они возражали против того, как компании контролировали ее.

Нефтепроводы существуют с 1860-х годов: в то время фургоны и платформы были наиболее распространенными средствами транспортировки бочек с нефтью, но отрасли требовалось что-то получше. Считается, что первый нефтепровод, построенный из двух деревянных досок, соединенных в форме буквы V, был проложен в 1862 году на скважине Филлипс № 2 в долине Ойл-Крик, штат Пенсильвания. помощь гравитации.

Но, как отмечает историк Самел Т. Пис, высокие транспортные расходы и трудовые споры мотивировали нефтяников продолжать разработку трубопроводной технологии. К 1863 году в Пенсильвании был проложен железный трубопровод протяженностью две с половиной мили с насосами, помогающими перекачивать нефть на 500-футовый уклон. Этот трубопровод назвали «экспериментальным», особенно когда насос вышел из строя и протекал в соединениях. Первый полностью успешный трубопровод, в котором использовалось кованое железо и усиленные соединения для транспортировки от 1,950 и 2 000 баррелей нефти в день через пять миль суши — пришли в 1865 году. (Сегодня самый длинный в мире нефтепровод проходит около 2 353 миль с 82 насосными станциями, обеспечивающими поток более 1,6 миллиона баррелей в день, но в 1865 году пять миль и 2000 баррелей — это все равно неплохо.)

Первоначально эти трубопроводы предназначались для того, чтобы позволить частным компаниям контролировать транспортировку нефти, и активисты возражали против этой власти. К концу 19 века Standard Oil контролировала 80 процентов рынков транспортировки нефти в Америке, а нефть была слишком важным ресурсом, чтобы так прочно находиться в руках одной частной компании, считали реформаторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *