5 аргументов юристов в защиту электронной транспортной накладной
грузоперевозки
Весна 2018 года ознаменовалась для рынка логистики важным событием. Ряд компаний провели пилотные проекты по обмену ЭТрН – электронной транспортной накладной. Среди них – FM Logistic, GroozGo, Itella в России. Несмотря на положительный и продуктивный опыт использования электронной транспортной накладной, у грузополучателей и грузоотправителей есть определенные опасения. Совместно с независимыми экспертами – практикующими юристами Антоном Смородниковым и Дмитрием Хитровым – попытаемся их развеять.
Для затравки посмотрите небольшое видео о том, как в рамках пилотного проекта в транспортной компании «ОБОЗ» обычный водитель уже работает с ЭТрН. Реальная перевозка, реальный водитель и самое настоящее подписание:
В транспортной накладной не обязательно заверять любое исправление
Порядок заполнения транспортной накладной определен разделом III Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 15. 04.2011 года № 272). Пунктом 26 данных Правил установлено, что перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 свои замечания и оговорки при приеме груза.
Мнение участников рынка грузоперевозок о том, что любые отметки водителя должны заверяться грузоотправителем (грузополучателем), неверно. Скорее всего, это заблуждение происходит из абзаца 3 п. 9 Правил, где прописано, что любые исправления в транспортной накладной заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами. Но отметка в специально отведенной для этого графе — не исправление, поэтому ее заверять не нужно. Антон Смородников делится экспертным мнением по этому вопросу:
«По поводу несовпадения мнений водителя и грузоотправителя относительно состояния упаковки груза при погрузке могу сказать следующее. Для отметок водителя отведена 12-ая графа транспортной накладной. Он пишет в ней всё, что считает нужным. Если он полагает, что коробка повреждена — он вправе сделать соответствующую отметку. Грузоотправитель не вправе чинить препятствия водителю при внесении отметок в транспортную накладную. Предположим, водитель ошибочно внесет отметку о том, что упаковка груза помята или замочена. Грузополучатель как лицо, заинтересованное получить товар, оприходовать и начать извлекать из его владения прибыль (продавать, использовать как средство производства и т. п.), увидит, что коробка повреждена несущественно и потребительские свойства товара сохранены. Таким образом, никаких конфликтов между грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком не возникнет».
В электронной транспортной накладной не обязательна подпись фактического перевозчика
Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 года № 26 закрепил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик». Причем договорным перевозчиком является каждое лицо, которое приняло от своего клиента (не важно – отправителя, получателя или экспедитора) заказ на перевозку груза и обязалось выполнить доставку.
Заключая договор, клиент чаще всего поручает экспедитору доставить груз. Данное соглашение вступает в действие в тот момент, когда водитель принимает товар к перевозке. Заказчику не важно, как будет выполнена перевозка – своими или наемными машинами.
«Сделки не порождают обязательств у лиц, в них не участвующих. Поэтому указывать в ЭТрН некое лицо, которое фактически выполняет перевозку груза, будет излишним»,
– уверяет Антон Смородников.К тому же фактического исполнителя не всегда просто установить. В идеале это тот, кто выдает путевые листы, но таковые бывают далеко не у каждого водителя. Считать перевозчиком собственника автомобиля тоже нельзя – он мог заключить договор аренды с третьим участником, а тот, в свою очередь, так же мог арендовать автомобиль у другого лица и так далее.
Электронную транспортную накладную можно представлять в суд
Определение термина электронного документа содержится в Федеральном законе №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27. 07.2006 года. Согласно закону электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Соответственно, электронная транспортная накладная — такой же равноценный документ, как и привычные нам уже электронные акты, накладные или обязательные счета-фактуры.
Электронный документ имеет одну отличительную особенность – электронную подпись. Именно при условии ее наличия электронный документ признается равнозначным аналогу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (ст. 6 Федерального закона №63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.11 года).
Дмитрий Хитров, председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ делится своим мнением и примерами из опыта.
Применяемые правила использования электронной подписи не только упрощают и ускоряют обмен документами, но и не позволяют подписанту отказаться в одностороннем порядке от факта их подписания. Арбитражный суд Курской области в своем решении по делу А35-6257/2018 указал, что если документ подписан электронной подписью (а в указанном случае использовалась усиленная квалифицированная подпись), то такой документ в силу статьи 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» считается подписанным собственноручно, т. к. использование принадлежащего заявителю ключа электронной подписи недопустимо без его согласия.
Таким образом, электронная подпись служит для защиты документа от внесения изменений, исключения отказа от подписания недобросовестным контрагентом, а также позволяет идентифицировать владельца электронной подписи.
Когда именно документ был подписан и передан контрагенту, сможет подтвердить оператор передачи данных, именуемый оператором ЭДО счетов-фактур.
Дмитрий подтверждает, что работать с электронными документами в рамках судебных разбирательств можно и нужно:
В эпоху, когда информация в течение суток может измениться несколько раз, нужно успевать обмениваться ей настолько быстро, насколько это возможно. Корпоративный документооборот ежедневно генерирует электронные акты выполненных работ, счета-фактуры, счета и договоры, которые просто необходимо перевести в электронный вид.
В суд в качестве доказательств эти «документы нового формата» представляются именно в электронной форме – поэтому в решениях судов о таких доказательствах бывает написано: «предъявлены на обозрение суда на компьютере, переданы в суд на диске, флэш-карте». Все подписи на них будут являться электронными, а значит, по сути, сделанными «без права отречения», а документ будет полностью юридически значимым.
В Российских судах пока не так активно, но достаточно успешно в качестве доказательств в материалы дела приобщаются электронные документы, полученные в ходе обмена между контрагентами.
У судов появилась реальная возможность рассматривать электронные документы в качестве полноценных и неопровержимых письменных «улик», предъявляя их суду на электронных носителях. Увы, действующая система подачи электронных документов через сеть интернет пока не так совершенна, но часть документов через нее подать получается.
Судебная практика такова, что при предъявлении электронного документа к участию в деле привлекается и оператор связи, обеспечивающий передачу данных между контрагентами.
В новом формате, с 2019 года выносятся в «электронном» формате и судебные решения (опять же при наличии технической возможности).
Антон Смородников дополняет комментарий коллеги красноречивыми примерами из собственной юридической практики:
«Арбитражные суды тоже используют электронные подписи судебных актов все чаще, и речь идет не только об арбитражах Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Например, дела № А70-20645/2018 (АС Тюменской области), А65-39189/2018 (АС Республики Татарстан), А55-30184/2018 (АС Самарской области) — это те дела, которые я вел, по которым вынесено решение в электронном виде.
В суды общей юрисдикции также можно представлять документы, подписанные электронной подписью. Делается это на портале «Электронное правосудие». Там же выполняется вся процедура подачи иска в электронной форме».
Конечно, можно представить документы в суд и на бумажных носителях. Если говорить о ЭТрН, то ее достаточно распечатать из сервиса Synerdocs со штампами о подписании документа электронными подписями. Далее заверить печатью и подписью руководителя организации и представить по месту требования. Плюс есть возможность запросить у оператора заключение о том, что документ был передан через сервис обмена, которую клиенты Synerdocs успешно используют.
Остановил инспектор ГИБДД. Что делать?
На сегодняшний день нет правовых норм, которые бы регулировали представление электронных транспортных накладных сотрудникам ГИБДД. Под вопросом и техническая оснащенность самих проверяющих. Одно дело – представить документ на экране смартфона или планшета, а другое – проверить его оригинальность и подписи. Тем не менее, мы, эксперты сервиса обмена электронными документами Synerdocs, предлагаем водителям предъявлять инспектору бумажный экземпляр транспортной накладной, подписанный грузоотправителем и водителем.
Также часто компании опасаются перехода на электронный документооборот, считая, что сотрудники ГИБДД могут запросить бумажную товарную накладную или иные документы на груз. Что думает по этому поводу Антон Смородников?
«Для простоты восприятия следует разграничить понятия «груз» и «товар» (товарно-материальные ценности). Под грузом понимается материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. Товар – это продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена.
Перевозчик доставляет груз и водителю необходимо предъявить на него документы, поэтому сотрудник ГИБДД вправе требовать транспортную (товарно-транспортную) накладную. Запрос инспектора предоставить товарную накладную, счет-фактуру, универсальный передаточный документ и другие им подобные документы заведомо противоречит закону, так как приемку груза водитель производит именно по транспортной накладной».
Водители смогут подписать электронный документ
Опыт пилотных и текущих проектов по внедрению электронных транспортных накладных только подтверждает эту возможность. Водителям не сложно подписать документы, используя чат-бот в Viber и SMS. К тому же наши консультанты всегда готовы прийти им на помощь: выслать подробную инструкцию, провести обучающий вебинар, организовать техническую поддержку.
Доказательством того, что в работе с ЭТрН нет ничего фантастического, послужило видео в начале статьи. Надеюсь, я развеяла основные возражения по использованию электронных транспортных накладных и темных пятен в этой теме стало для вас еще меньше.
Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.
0 0 vote
Article Rating
Как заполнить коносамент
Коносамент — это важный юридический документ, используемый при перевозке товаров морем, воздухом или сушей. Он служит договором между грузоотправителем и перевозчиком, в котором излагаются условия перевозки. Коносамент также служит распиской в отношении отправляемых товаров и обеспечивает регистрацию состояния груза при его передаче перевозчику.
Если вы занимаетесь грузовыми перевозками, будь вы грузоотправителем или перевозчиком, важно знать, как правильно заполнять коносамент. В этой статье мы шаг за шагом проведем вас через весь процесс и предоставим полный список всех полей, которые необходимо заполнить в коносаменте.
Шаг 1: Определите стороны, участвующие в перевозке
Первым шагом в заполнении коносамента является идентификация сторон, участвующих в отгрузке. Сюда входят грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Грузоотправитель — это лицо или компания, отправляющая товары, перевозчик — это транспортная компания, отвечающая за перемещение товаров, а грузополучатель — это лицо или компания, которые получат товары.
Шаг 2: Опишите товары
Следующим шагом является описание отгружаемых товаров. Это включает в себя тип товара, количество и любую другую соответствующую информацию, такую как вес, объем или размеры. Важно быть как можно более конкретным при описании товаров, чтобы избежать путаницы или споров в дальнейшем. Также укажите грузовую классификацию товара.
Шаг 3: Объявление стоимости товаров
Следующим шагом является объявление стоимости отгружаемых товаров. Это важно для целей страхования, а также может использоваться для расчета любых таможенных пошлин или налогов, которые могут применяться.
Грузовая перевозка
Шаг 4: Укажите условия доставки
Следующим шагом является указание условий доставки. Это включает в себя способ транспортировки, место отправления, пункт назначения и любые конкретные инструкции для перевозчика, такие как инструкции по маршруту или требования к доставке. Также укажите морскую накладную, если это морская отправка.
Транспортные расходы
Шаг 5: Укажите транспортные расходы
Следующим шагом является указание транспортных расходов. Это включает в себя стоимость доставки товаров и любые дополнительные расходы, такие как страхование или сборы за обработку. Важно быть максимально точным при расчете стоимости перевозки, чтобы избежать споров в дальнейшем.
Шаг 6: Укажите номер накладной
Следующим шагом является указание номера накладной. Это уникальный номер, присваиваемый отправлению транспортной компанией и используемый для отслеживания отправления на протяжении всего пути следования.
Шаг 7: Укажите, есть ли несколько единиц фрахта
Если посылка состоит из нескольких единиц фрахта, укажите количество единиц и дайте описание каждой единицы.
Шаг 8. Укажите наличие опасных материалов
Если груз содержит опасные материалы, укажите это в коносаменте и предоставьте всю необходимую информацию о материалах.
Шаг 9: Подпишите и проставьте дату в коносаменте
Автоматизация создания коносамента
Последним шагом является подписание и проставление даты в коносаменте. Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель должны подписать документ, чтобы подтвердить свое согласие с условиями, изложенными в коносаменте. Важно обеспечить точную дату документа, чтобы избежать путаницы в отношении того, когда товары были отгружены.
Программное обеспечение ERP, такое как Inecta Food ERP, может помочь с заполнением коносамента, который является одним из наиболее важных отгрузочных документов, используемых при транспортировке товаров. Программное обеспечение может автоматизировать процесс создания и заполнения формы коносамента, которая содержит важные сведения об отгрузке, такие как тип перевозимого товара, количество, пункт назначения и перевозчик.
Inecta Food ERP также может упростить процесс создания коносамента, извлекая соответствующую информацию из других модулей в системе, таких как модуль инвентаризации, модуль заказа на продажу и модуль заказа на покупку. Это устраняет необходимость ручного ввода данных и снижает риск ошибок.
Программное обеспечение также может предоставлять такие функции, как электронная подпись и отслеживание груза, что обеспечивает юридическую силу коносамента и подтверждение доставки.
В целом, использование программного обеспечения Inecta Food ERP для производства продуктов питания для создания и заполнения коносамента может сэкономить время, уменьшить количество ошибок и упростить процесс доставки, что делает его важным инструментом для любого предприятия по производству или распределению продуктов питания.
«Что такое коносамент и почему он важен?» Брайан О’Коннелл, TheStreet.com: https://www.thestreet.com/personal-finance/what-is-a-bill-of-lading-15071173
«Как заполнить коносамент», Шана Томпсон, Школа судоходства: https://www. shippingschool.com/how-to-fill-out-a-bill-of-lading/
«Коносамент Основы коносамента», Ингрид Линдберг, The Balance Small Business: https://www.thebalancesmb.com/bill-of-lading-basics-393487
Что такое коносамент?
Что такое коносаментКоносамент, также известный как BL или BoL, является юридически обязывающим документом, который выдается перевозчиком и передается лицу, осуществляющему отправку, в котором указывается, какой тип товаров они будут доставлять, количество этих товаров и куда эти товары будут отправлены. Он также будет подписан получателем товара, подтверждающим, что все необходимые товары были собраны.
Коносамент используется в качестве квитанции об отправке и должен путешествовать с отправкой на каждом этапе доставки, независимо от того, какой вид транспорта используется. Этот документ должен быть подписан уполномоченным представителем грузоотправителя, перевозчика и получателя.
Для продавцов электронной коммерции коносамент может отображаться в большей степени при заказе материалов или товаров оптом/за границу или при отправке заказов оптом/за границу.
Что содержится в коносаментеВ коносаменте всегда указываются имя и адрес лица, осуществляющего отправку, и лица, получающего груз. Там также будет место, чтобы указать, в какой день была сделана отгрузка, количество и вес всего, что отгружается, и классификация груза.
Другими областями, которые необходимо заполнить в документе, являются тип используемой упаковки, определение того, могут ли товары быть классифицированы как опасные, полное описание отгружаемых товаров, конкретные номера для отслеживания и любые конкретные инструкции для перевозчика.
Примеры коносаментаКоносамент можно увидеть в любом виде бизнеса, который связан с грузовыми перевозками. Но давайте взглянем на пару разных примеров для продавцов электронной коммерции.
Допустим, у вашего предприятия электронной коммерции также есть розничный магазин. Менеджер магазина замечает, что у них заканчивается определенный товар. Они заполняют заказ на поставку, чтобы пополнить этот товар, и отправляют заказ на покупку поставщику, с которым они работают.
Затем продавец соберет необходимое количество предметов, упакует их и подготовится к отправке вам. Перед этим они и перевозчик подписывают коносамент. Как только груз прибудет в розничный магазин, представитель проверит, соответствует ли информация в заказе на поставку и коносаменте, и действительно ли запрошенные товары находятся перед ними. Если все выглядит хорошо, получатель также подпишет коносамент и заплатит продавцу.
Этот процесс гарантирует, что ваш бизнес платит только за то, что он получает, и не оставляет места для предметов, которые могут ускользнуть.
В качестве другого примера предположим, что у вашего бизнеса электронной коммерции нет розничного магазина, но у вас есть место, где производятся ваши продукты. Возможно, вам потребуется заказать расходные материалы или сырье оптом. Когда вы это делаете, применяются те же принципы.
Вы отправляете заказ на покупку продавцу, они и перевозчик подписывают коносамент с указанием того, что они отгружают, а затем вы подтверждаете, что вся информация верна при доставке.