Электронная транспортная накладная все ближе. Что нужно об этом знать :: РБК Pro
Pro Партнер проекта*
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
Материал раздела Основной
Логистика   · Госрегулирование Цифровизация бизнеса
Инструкции Крок
С сентября в России заработает Государственная система электронных перевозочных документов. Это очередной шаг к внедрению электронной транспортной накладной. Виктор Смирнов («Крок») рассказал, как компании подготовиться к текущим и будущим изменениям
Фото: Marcio Jose Sanchez / AP
1 сентября будет запущена Государственная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Это ресурс, который позволит быстрее перемещать грузы по стране и избавит участников рынка от бумажных документов. С помощью операторов электронного документооборота они смогут обмениваться данными с ГИС ЭПД, формировать и утверждать электронные транспортные накладные (ЭТрН). Есть прогнозы, что к 2023 году использование ЭТрН может стать обязательным для всех участников рынка грузоперевозок.
ЭТрН — аналог бумажной транспортной накладной, который позволяет в любой момент выяснить статус доставки груза и подписать накладную в пару кликов. Этот документ необходим компаниям, чей бизнес строится на регулярных поставках грузов. То есть это не только представители отраслей транспорта и логистики, но и ретейл, FMCG, производство, промышленность и другие игроки.
Электронная транспортная накладная решает одну из главных проблем в грузоперевозках — недостаточно оперативный расчет и товарооборот между контрагентами. За счет ускорения этих процессов можно избежать кассовых разрывов в операционной деятельности.
Также компании смогут быстрее организовывать цепочки поставок.
ТРАСТ — Электронные транспортные накладные
Всё об электронных транспортных накладных с 2022 года: кто обязан применять и когда
С 2022 года участники грузоперевозок могут подключиться к государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Рассказываем, зачем и кому это нужно, как подготовиться к переходу на «цифру».
С чего началось и зачем нужны ЭТрН
В октябре 2020 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Отправители грузов, перевозчики и грузополучатели оформляли и подписывали документы через операторов электронного документооборота (ЭДО). А ГИБДД и Ространснадзор контролировали процесс через тестовую информационную систему. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.
Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО, который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.
Бизнес начал подключаться к системе с 1 января 2022 года. Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.
Также планируется, что переход на электронные документы сократит количество выездных проверок контролирующих органов и нагрузку на бизнес. Надзорные ведомства увидят данные о перевозке после того, как компания разместит накладную в ГИС ЭПД, а водитель подтвердит приёмку груза. Как действует схема передачи электронных документов
Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.
Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:
1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. Ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
Что представляет собой электронная транспортная накладная
Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.
Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.
Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. Необходимые форматы ЭТрН, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда уже утверждены Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.
Кто обязан применять электронную транспортную накладную
С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи.
Что касается обязательного обмена электронными транспортными накладными, то планируется, что такая обязанность наступит с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.
Когда не надо оформлять ЭТрН
Документ не создают, если:
• товар доставляет сам продавец без привлечения перевозчика, стоимость доставки в договоре включена в стоимость продукции, а товар передан в собственность покупателю на складе грузополучателя;
• покупатель перевозит товар собственным транспортом.
Что нужно сделать для обмена ЭТрН
1. Получить сертификат КЭП для уполномоченных лиц.
Специалисты, которые будут подписывать ЭТрН от лица компании, должны получить сертификат КЭП на уполномоченного сотрудника. Это может быть кладовщик, менеджер по логистике. Такие сертификаты выдают аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ), можно получить в АО «НТЦ СТЭК».
Кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение, например, Криптопро CSP.
Все можно будет приобрести в АО «НТЦ СТЭК».
2. Подключиться к оператору ЭПД.
Оператор будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Принцип работы в сервисах провайдеров зависит от интеграционного решения.
Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН.
3. Приобрести технические средства.
Сотрудникам, которые будут принимать, перевозить и отгружать товар, нужен смартфон или планшет с доступом к ЭДО. Также необходим тариф с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи.
Данные решения находятся в разработке и будут реализованы в 4квартале 2022г.
Что такое коносамент? — Наземная, морская и воздушная доставка
В чеке регистрируется любая покупка, совершенная вами в магазине. Если вы являетесь владельцем чека на купленный вами товар, он служит доказательством того, что товар является вашей собственностью. Эта концепция применяется непосредственно к логистической отрасли с коносаментом.
Управление правом собственности на товары в международном транзите не так просто, как покупка продуктов в местном магазине. Документы должны быть оформлены до мельчайших деталей, когда товар перешел в собственность между продавцом и покупателем. Именно эту роль играет коносамент (BOL) в процессе транспортировки.
Что такое коносамент?Коносамент играет несколько ролей. Как указывалось ранее, коносамент служит квитанцией о приобретенных товарах. Квитанция свидетельствует о том, что груз надлежащим образом погружен на транспортное судно (пароход, самолет, грузовой поезд и т. д.). Во-вторых, коносамент служит доказательством заключения договора перевозки. Другими словами, BOL детализирует тип, количество и место назначения отгружаемых товаров, а также состояние, в котором они могут находиться. Наконец, коносамент играет роль названия товара, то есть владельца груза. это тот, у кого есть коносамент.
Что указано в коносаменте?Вот основной контрольный список того, что должно быть указано в коносаменте:
- Имя и подпись перевозчика ИЛИ капитан судна ИЛИ законный представитель любой из этих сторон
- Дата подтверждения погрузки товаров на судно
- Порт погрузки и порт назначения
- Условия перевозки или ссылка на эти условия, перечисленные в другом документе
- Описание товаров в пути (количество, стоимость, размер, маркетинг, вес и т. д.)
- Имя грузополучателя
- Специальные инструкции по транспортировке
Наиболее часто используемые типы коносаментов:
Прямой BOLПрямой коносамент является необоротным документом. Коносамент может называться «Прямой BOL», когда товары полностью оплачены и отправлены непосредственно указанному грузополучателю.
Оригинал BOLОригинал Коносаменты используются для контроля права собственности на товары, когда грузополучатель не оплатил груз в полном объеме. Когда покупатель полностью расплачивается с продавцом и предъявляет все оригиналы документов, груз может быть выдан грузополучателю.
BOL заказа грузоотправителяBOL заказа грузоотправителя будет использоваться, если BOL приобретается в кредит и обрабатывается через банк. В отличие от «прямого BOL», который не подлежит обороту, BOL заказа грузоотправителя является оборотным документом. Он служит наименованием отгружаемых товаров. Тот, кто имеет оригинал (или копию оригинала) коносамента грузоотправителя, считается владельцем груза и может вступить во владение им в пункте назначения.
АвианакладнаяАвианакладная является необоротным документом, который используется исключительно для грузов , перевозимых по воздуху .
Внутренний BOLВнутренний коносамент используется, когда груз перевозится грузовым поездом или грузовиком.
Мультимодальные/комбинированные перевозки BOLТовары, которые перемещаются несколькими видами транспорта, такими как морской, воздушный, железнодорожный или автомобильный, должны иметь мультимодальный/комбинированный транспортный коносамент.
Сквозной BOLA Сквозной BOL очень похож на мультимодальный/комбинированный транспортный коносамент, однако Сквозной BOL учитывает все распределительные центры и виды транспорта. Океанский и внутренний BOL должны быть эффективными для выдачи сквозного коносамента.
Переключатель BOLПереключатель BOL чаще всего используется при перевозках из-за рубежа. Это коносамент, который помогает в «контроле конфиденциальности», поскольку будет два набора счетов, которые «переключаются» или «обменяются» для защиты информации поставщика и грузополучателя друг от друга.
ЗаключениеВышеупомянутые коносаменты являются наиболее часто используемыми (хотя они составляют лишь часть существующих). Выбор или понимание правильного типа BOL может быть пугающей задачей, если вы работаете с новым проектом. груз, отвечающий за эту задачу в первый раз, или работающий с новым бизнесом, который обрабатывает свои поставки иначе, чем вы.
Если вы когда-нибудь запутались в том, какой тип BOL вам следует выбрать, или просто ищете дополнительную информацию о коносаменте, который вы использовали до сих пор, позвоните в Interlog USA и мы будем рады вам помочь.
Что такое коносамент и почему он важен? – Redwood Logistics: Redwood Logistics
Независимо от того, отправляете ли вы LTL или бандеролью, использование коносамента имеет жизненно важное значение. Этот юридический документ не только предоставляет перевозчикам подробную информацию об отгрузке, но также обеспечивает бумажный след информации, которая защищает права грузоотправителя. Хотя несколько транспортных компаний оптимизировали свои операции, включив в них компьютер или электронные коносаменты или отгрузочные накладные, они по-прежнему выполняют несколько важных функций.
Ниже мы расскажем, что такое коносамент и почему его так важно использовать — независимо от способа доставки.
Что такое коносамент?Коносамент представляет собой документ или электронный счет-фактуру, который заполняется перевозчиком и предоставляется грузоотправителю при получении груза для доставки. Есть несколько отдельных компонентов, которые необходимы для правильного заполнения коносамента.
• Имена и полный адрес грузоотправителя и получателя. Это часто рассматривается как информация о грузополучателе.
• Контрольный номер заказа на поставку или счета-фактуры. Это используется в качестве постоянной записи в целях контроля.
• Дата отгрузки. Хотя это может показаться элементарным, указание точной даты и времени отгрузки может быть использовано в качестве доказательства в судебном деле. Он также служит уведомлением об ответственности перевозчика или сторонних поставщиков логистических услуг.
• Специальные инструкции. Хотя процесс перемещения груза из пункта отправления в пункт назначения кажется простым, иногда требуются специальные инструкции по обработке. Коносамент служит платформой для грузоотправителя и перевозчика для открытого документирования любых особых требований к отгрузке товара. Некоторые примеры этого могут включать холодное хранение, специальное отслеживание или доставку с несколькими остановками.
• Особенности доставки. В этом разделе грузоотправитель согласовывает с перевозчиком тип упаковки (например, коробки, салазки, поддоны, бочки или контейнеры), количество упаковки или единиц отгрузки, количество места, которое она занимает в транспортном контейнере или платформе, и размеры.
• Описание товаров. Важно, чтобы груз был описан в коносаменте для целей идентификации.
• Уведомление об особом обращении. В любом коносаменте также должны быть указаны любые особые требования к обращению, такие как опасные материалы.
• Объявленная стоимость. DV используется для страхования ответственности. В нем указывается «объявленная стоимость» груза. В большинстве случаев заявленная стоимость представляет собой стоимость производства, а не розничную стоимость.
Коносамент обычно заполняется в режиме онлайн или перевозчиком, а затем предоставляется для проверки грузоотправителю во время фактического получения груза. Благодаря передовым технологиям все больше перевозчиков переходят на облачные коносаменты и выставление счетов, что позволяет как грузоотправителю, так и перевозчику в режиме реального времени вносить важные обновления в сведения об отправке.
Существует несколько типов коносаментов, которые используются для определенных видов перевозок, включая OBL (морской коносамент), AWB (воздушный коносамент), ProBill: (обычно для наземных транспортных услуг или грузовых перевозок).
Почему важна форма коносамента?Первая и наиболее очевидная причина важности коносамента – юридические цели. Коносамент защищает как перевозчика, так и грузоотправителя, документируя факты об отгрузке. Однако, помимо простого «бумажного следа», коносамент также выполняет три важные функции:
• Свидетельство отгрузки или перевозки: Хотя часто предполагается, что BOL — это просто контракт между продавцом и покупателем, это не совсем точно. Контракт существует, когда заказ размещен, а не отправлен. Коносамент служит доказательством того, что ранее согласованная покупка передается в соответствии с договоренностью.