Составляющие чернил в древней руси: как и из чего делали чернила в Средние века

Химики определили состав чернил на древнеегипетских папирусах

Европейские ученые установили состав черных и красных чернил на древнеегипетских папирусах римского периода (около 100-200 годы нашей эры). С помощью комплекса методов микроанализа химики определили, что за красный цвет чернил отвечает охра. Наличие солей свинца в образцах, распределение их по поверхности папируса и отсутствие красного пигмента или белил, содержащих свинец, привело авторов к выводу о том, что в производстве чернил использовали соединения этого элемента как сиккативы. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

История использования чернил в письменности насчитывает более пяти тысяч лет. Наиболее ранними примерами записи человеческой мысли с помощью чернил на гибком и прочном материале являются древние папирусы, которые использовали в Египте примерно 3200 году до нашей эры. Черными чернилами писали основной текст, а заголовки и некоторые фрагменты выделяли красными. В основном чернила делали из сажи и охры, которые смешивали со связующим (гумиарабиком) и водой или другими жидкостями вроде животного клея, растительного масла и уксуса.

За последние десять лет исследований истории и технологии создания чернил в древнем Египте и средиземноморских цивилизациях ученые установили, что новые черные чернила, содержащие медные и свинцовые пигменты разрабатывали эмпирически и использовали наряду с углем и сажей. В качестве пигментов в красных чернилах обычно использовали красную охру (Fe2O3), однако иногда исследователи встречают в подобных объектах органические пигменты или обнаруживают свинец наряду с железом. Ученые предполагают, что присутствие этого элемента может объясняться наличием свинцовых белил или красного пигмента свинцового сурика (Pb3O4), однако до сих пор эти соединения не находили в древнеегипетских папирусах до 1650 года до нашей эры.

Чтобы узнать состав чернил на Египетских папирусах и больше узнать о технологии их создания Томас Кристансен (Thomas Christiansen) с коллегами из университета Копенгагена исследовали 12 фрагментов древнеегипетских рукописей римского периода (примерно 100-200 лет нашей эры), на каждом из которых были как черные, так и красные чернила. Для получения информации о составе чернил исследователи использовали несколько чувствительных спектроскопических методов анализа: микрорентгенофлуоресцентную спектроскопию, микрорентгеновскую дифракцию и инфракрасную микроспектроскопию с Фурье-преобразованием. Использование этих методов позволило исследователям получить информацию об элементном составе чернил на участках в миллиметровом и субмикронном масштабе, а также об их молекулярном и структурном составе.

В большинстве исследованных образцов красной краски обнаружили свинец и железо. Железосодержащие компоненты чернил авторы отнесли к охрам, так как в участках с железом детектировали алюминий, и в образцах был гематит (оксид трехвалентного железа). Свинец оказался связан с фосфат-, хлорид-, сульфат- и кабоксилат-ионами.

Исследовав распределение элементов в чернилах по поверхности папируса, авторы заметили, что свинец, фосфор и сера на микронном масштабе располагались кольцами вокруг частиц охры согласно эффекту кофейных колец, а также в клеточных стенках папируса. Аналогичную картину авторы наблюдали и в образцах черных чернил и сделали вывод о том, что и в создании чернил на основе углерода использовали те же компоненты, содержащие свинец.

Тот факт, что содержащих свинец пигментов, таких как свинцовый сурик (Pb3O4) или свинцовые белила (церуссит и гидроцеруссит) в чернилах не обнаружили, говорит о том, что вещества, содержащие свинец в чернилах, играли скорее роль сиккативов, которые ускоряли высыхание чернил, чем пигмента. Подобное использование солей свинца практиковали при создании масляных картин в Европе в XV веке.

По словам авторов, полученные ими результаты представляют собой важнейшую информацию о технологии создания и составе чернил, использовавшихся в древнем Египте и Риме около двух тысяч лет назад. Однако, чтобы воссоздать полную картину о составе и технологии производства этих чернил требуются дополнительные эксперименты.

Изучение химического состава красок необходимо не только для определения технологии создания рукописей и картин, но также часто помогает и в сохранении произведений искусства. Этой весной исследователи сообщили об истинных причинах выцветания картины «Крик» Эдварда Мунка. Оказалось, что повышенное содержание влаги в окружающей среде влияет на содержащиеся в картине минеральные пигменты.

Алина Кротова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Исследовательский проект «Из истории чернил»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 158»

Калининский район

Секция: история

Исследовательский проект

«Из истории чернил»

Выполнила: Цейлих Ксения Дмитриевна,

ученица 4А класса

Руководитель: Гребенщикова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

контактный телефон: 8-913-939-42-86

Новосибирск

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………. ..2

Глава 1. Теоретические основы исследования 4

1.1. История изобретения чернил 4

1.2. Интересные факты о чернилах 7

Глава 2. Материал и методика исследования 9

Рецепты чернил 10

2.1. Чернила из бузины 10

2.2. Чернила из кожуры грецких орехов 10

2.3 Чернила из раствора дубовой коры 10

2.4 Чернила из пепла 10

2.5. Галловые чернила 10

2.6. Чернила из каштанов 11

3. Эксперимент 11

Заключение 12

Литература 14

Введение

Трудно встретить человека, который не пользовался бы чернилами и не знал, что это такое. Но многие ли из нас знают историю возникновения, состав чернил, процесс производства? 

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, поскольку на современном этапе чернила, как правило, производят на специализированных химических заводах и фабриках, а химическое производство наносит серьезный ущерб экологии и здоровью человека.

Тогда как в прошлом чернила изготавливались из естественных природных компонентов.

Цель исследования изготовление чернил в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Выяснить всегда ли были чернила? Кто их изобрёл?

  2. изучить информацию по данной теме с помощью литературы и интернет- источников;

  3. изготовить устойчивые чернила в домашних условиях;

  4. сделать записи полученными чернилами и сравнить результаты.

Заявленные цель и задачи исследования определили методы, использованные в данной работе, а именно: анализ теоретического материала, описательный метод, наблюдение, эксперимент.

Объектом исследования выступают рецепты изготовления чернил в домашних условиях.

Предмет исследования: чернила

Методы исследования: сбор и анализ информации, эксперимент

Инструменты исследования: компьютер, интернет- ресурсы, печатные издания, материалы и вещества для изготовления чернил

Гипотеза исследования: в природе добывают какой-то порошок и разводят водой и на современном этапе представляется возможным изготовить чернила по ряду сохранившихся старых рецептов и найти им применение.

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. История изобретения чернил

Прежде чем представить рецепты изготовления чернил, нужно определить, что же такое чернила. Для этого обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова и к ресурсам Интернет.

  • русском языке слово

    чернила происходит от слова чёрный (так же и в ряде других языков: фин. musta, швед. bläck), с глубокой древности известны чернила разных цветов [11]. «Чернила – красящая жидкость для писания» [2, с. 861]. «Чернила — жидкий краситель, пригодный для письма и создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов и штампов [11]. Из данных определений следует, что чернила в первую очередь предназначены для письма.

А как появились чернила?

Чернила появились тогда, когда у человечества появилась необходимость записывать что-то на бумаге. Тогда люди разных народов изобретали свои чернила, чтобы сохранить свою историю для будущих поколений.

На основе изученных материалов[2], [3], [5], [9], [11], я составила таблицу о том, какие чернила использовали в разных странах.

География чернил

Таблица 1

Древний Египет

Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. В античные времена люди делали чернила из… каракатиц. У каракатиц и их двоюродных братьев осьминогов есть особый чернильный мешок, из которого животные в минуту опасности выпускают «чернильную бомбу» — для маскировки.

Чернильные мешочки сушат на солнце, толкут, добавляют щелок и нагревают, потом добавляют серную кислоту, опять сушат и прессуют.

Китай

Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах.

Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.

Греция, Рим

В ІІІ веке до н.э. в Греции и Риме применялось несколько типов чернил. Красные, «придворные», использовались для государственных документов и строго охранялись стражей. Черные делались из сажи, плодовых косточек, древесного и костяного угля.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду.  Затем три — четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали .

.. всего один грамм краски!

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил.

А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила были очень дороги, их стерегла специальная стража.    

Русь

На Руси таких строгостей, связанных с красными чернилами, не было. Их делали из насекомых червецов, которых толкли в порошок. Красные чернила были для наших предков очень нужны. Почему? Потому что в XI-XIII веках монахи переписчики книг не разделяли слова при письме, все писалось сплошным текстом. Читать такое было сложно. Поэтому все разделы в книге отмечали красной буквой, часто нарисованной в виде картинки.

Это облегчало чтение. Отсюда и пошло понятие «красная строка» — абзац.

Очень красивы были золотые и серебряные чернила, их чаще всего применяли для оформления религиозных книг. Но применение золота и серебра для изготовления чернил вовсе не было из ряда вон выходящим. Византийские и русские переписчики растирали мед с тонкими золотыми и серебряными листочками, потом мед вымывали, а нарядные золотые и серебряные буквы остались. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится «серебряная библия», которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила».  ХV век дал новый рецепт — «вареные чернила» — чернила из отвара коры дубильных растений. Для их изготовления использовали корни ольхи, ореховую или дубовую кору. Из этого варили чернильное сусло и опускали в него куски железа. Для упрочнения чернил добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости — квасцы, имбирь и гвоздику.

В ХVIII веке появился железный купорос, который стали использовать вместо кусков ржавого железа, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи   ХVI- ХVII веков.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. Это наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Из орешков-галлов выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея – получались стойкие чернила с красивым отблеском. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Но у таких чернил был и недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был бесцветным.

Америка

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».

Германия

В 1885 году саксонский учитель Леонгарди совершил переворот в «чернильном деле». Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые. На бумаге они переходили в глубокий черный цвет. Это достигалась с помощью краппа – продукта особой обработки корней восточного растения марены. Позднее крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики — танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент – анилиновые чернила, например, фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель.

Вывод: Таким образом я узнала, что в качестве чернил использовали сажу, золу, уголь, клейкий сок растений, ягоды черники, каракатиц и осьминогов, насекомых. Это всё — натуральные красители. С развитием науки химии появились синтетические красители и чернила улучшали свои качества.

1.2. Интересные факты о чернилах [13], [11], [15],

        

Среди материалов, которые использовались для приготовления чернил, заметную долю составляли… грибы. На пустырях, на богатой азотом почве, на навозе нередок гриб копринус. Его шляпки на тонкой ножке поднимаются на 20-30 сантиметров над поверхностью почвы. Существуют они недолго. Старея, копринусы буквально расплываются, образуя водянистую массу интенсивного черного цвета. Вот ее-то и используют в качестве чернил. Такие чернила использовали во Франции еще 200 лет назад.

В Древнем Риме того, кто осмеливался украсть с императорской канцелярии пузырёк с чернилами, сразу приговаривали к смерти.
         Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило написать ими текст и немного подождать, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф.

 Остался загадкой рецепт «чернил драгоценных камней» – рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-буддийцы в Бирме, Таиланде и Шри-Ланке.

Когда читаешь про старые способы получения чернил, то, кажется, что их сочиняли большие лакомки. Чего только в чернила не добавляли! Мед и патоку, чернику и бузину, молоко и яйца, квас и простоквашу, даже кислые щи.

У древних жителей Средней Азии тоже были свои секреты. Как-то в пещерах полуострова Мангишлак были найдены книги и рукописи. Учёные обнаружили, что в состав чернил, которыми они написаны, входят сахар и просо.

Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

Для проведения своих опытов по приготовлению чернил, я нашла рецепты в интернете. [9]

Требования к чернилам

К чернилам предъявляют следующие основные требования:

  1. Они не должны действовать разъедающим образом на перо, не должны давать в чернильнице осадка, не должны иметь в своем составе сильно ядовитых веществ.

    1. Чернила должны легко сходить с пера и не содержать нерастворимых твердых частиц, чтобы можно было провести самую тонкую линию.

    1. Кроме того, они должны быть прочными и не должны покрываться плесенью.

    1. Особое внимание уделяется насыщенности и стойкости цвета в течение длительного времени при нормальных условиях хранения,

относительная дешевизна, доступность и безопасность компонентов и готовых чернил [11].

К чернилам могут применяться дополнительные требования:

  1. повышенные водостойкость или стойкость к определённым растворителям;

  2. повышенные термо-, свето-, морозо- устойчивость;

  1. возможность смешивания различных цветов однотипных чернил для получения заданного оттенка [11].

Список возможных дополнительных требований не исчерпывается приведёнными требованиями.

Глава 2. Материал и методика исследования

  • качестве основных критериев при выборе того или иного рецепта изготовления чернил определим следующие: 1) чернила должны быть безопасны при изготовлении и использовании, 2) составные компоненты чернил должны быть доступны, 3) чернила должны быть экологически безопасными, 4) чернила должны иметь сферу применения.

Мы будем изготавливать устойчивые и проявляющиеся чернила в соответствии с данной классификацией.

Рецепты чернил2.1. Чернила из бузины

100г спелых ягод черной бузины раздавливают и выдавливают сок. В 5г уксуса растворяют 2г квасцов и 5г железного купороса. И прибавляют этот раствор к соку ягод.

2.2. Чернила из кожуры грецких орехов

100г зеленой кожуры грецких орехов варят в 400г воды, 4г железного купороса и 4г квасцов. Получаются прочные и красивые чернила.

2.3 Чернила из раствора дубовой коры

Понадобится: дубовая кора, вода- железный купорос (раствор). Способ приготовления: настругать дубовую кору, прокипятить стружку в воде в течении 15-20 минут, когда вода потемнеет и станет тёмно-коричневой, необходимо процедить её от стружки, добавить к отвару раствор железного купороса до получения чёрного цвета, настоять в течении нескольких часов.

2. 4 Чернила из пепла

Сожгите дотла обычную канцелярскую бумагу, растолките пепел в порошок, и смешайте с малым количеством воды, до состояния жидкой мази. Туда и макайте перо. А для надежности и сохранности — добавьте капельку глицерина.

2.5. Галловые чернила

Понадобится: галлы (наросты на дубовых ветках и листьях) металлическая банка, вода, медный купорос (раствор).

Способ приготовления: сложить галлы в металлическую банку и залить водой так, чтобы она полностью их покрыла- когда вода немного потемнеет, добавить в банку небольшое количество раствора железного купороса до консистенции чернил и настоять в течении нескольких часов.

2.6. Чернила из каштанов

Варят 200г зеленой кожуры каштанов в 1л воды в течение нескольких часов, отвар процеживают и смешивают с железным купоросом и квасцами.

3. Эксперимент

Меня очень заинтересовала возможность самой сделать древние чернила, и я решила провести эксперимент по их созданию. В этом мне помогала мама. Из возможных рецептов мы выбрали следующие: чернила из пепла, чернила из коры дуба, чернила из ягод черники, из активированного угля. Эксперимент удался! Свои наблюдения я оформила в таблице.

Таблица 2

рецепт

цвет

наблюдения

Из пепла

серый

Густые чернила, не растекаются, клякс нет, равномерно распределяются на листе

Из дубовой коры с медным купоросом

Серый с зеленовато-желтым оттенком

Чернила жидкие, не держатся на пере, писать тяжело

Добавили купороса

Ничего не изменилось

Добавили глицерин

Консистенция более густая. Блеск.

Из активированного угля

Темно-серый

Консистенция достаточно густая. Блеск.

Из черники (вместо бузины)

фиолетовый

Чернила жидкие, не держатся на пере, писать тяжело- растекаются, впитываются в бумагу

Добавили глицерин

Густые чернила, не растекаются, клякс нет, равномерно распределяются на листе, стали светлее

Из дубовой коры с железным купоросом

Почти черный

Густые чернила, не растекаются, клякс нет, равномерно распределяются на листе

Добавили глицерин

Посветлели, приобрели блеск

Вывод: Таким образом, самыми лучшими мне показались чернила из пепла. А ведь это самые древние чернила на Руси. Это так называемые «копченные чернила».

Проведя исследование, я узнала много новой и интересной для себя информации о чернилах, о различных видах и способах их получения. Кроме того, я проверила своё предположение о возможности самостоятельно изготовить чернила в домашних условиях. У меня получилось сделать записи пером и своими чернилами.

Заключение

  • ходе проведенного исследования нам удалось установить, что первые чернила были изобретены еще в глубокой древности. Рецепты изготовления чернил постоянно изменялись в соответствии с теми природными материалами, которые были доступны на каждой конкретной территории, и совершенствовались в связи с развитием науки и техники.

До нас дошли разнообразные рецепты изготовления чернил. Изготовление многих чернил возможно в домашних условиях, однако не все чернила являются, на наш взгляд, безопасными.

Таким образом, все задачи исследования, поставленные во введении данной работы, решены, цель исследования достигнута. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.

Перспективным представляется создание творческой работы большего размера с использованием большего количества доступных для изготовления в домашних условиях чернил.

И ещё раз я убедилась в том, что открывать что- то новое для себя очень увлекательно и интересно!

Литература

1. Валянский, С. Писчие материалы и инструменты для письма [Текст]

/ С. Валянский, Д. Калюжный // Энергия. – 2004. – № 9. – С. 72–74.

2. Где изобрели чернила? http://allforchildren.ru/why/where1-12.php

3. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. 2-е русское изд. — Л.: Химия, 1985.

4. Дыбина О.В. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов.

— М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.: цв.

5. Интересные факты о чернилах

https://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post309247575/

6. История развития чернил http://www.olmikans.ru/articles/history6.php

7.История чернильницы http://www. mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/57-bronz 8.История чернил http://moskvaforum.moibb.ru/viewtopic.php?f=21&t=333

9. Как сделать настоящие чернила?

http://www.topauthor.ru/kak_sdelat_nastoyashchie_chernila_bb51.html

10.Каллиграфия. Развитие искусства красивого письма [Электронный ресурс]

// Интернет: http://elitepen.ru/info/info17.htm

11. Когда и как появились чернила? http://vse-znaykin.ru/chernila.php

12. Е. Кох. История инструментов для письма [Электронный ресурс]

/ Е. Кох // Интернет http://www.n-t.org/tp/it/ip.htm

13.Непищевое применение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Навозник_серый

14. Б.Д.Степин Л.Ю. Аликберова Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995.

15.Самые первые чернила и инструменты для письма

http://www.wild-mistress. ru/wm/wm.nsf/publicall/2011-06-19-1221247.html

16. Энциклопедия Тайн и загадок. «Загадки и тайны обычных вещей». М., 2001.

секретов древнеегипетской письменности раскрыты в свитках папируса 2000-летней давности Касталия Медрано

Часть папируса Артемидора, исключительного артефакта птолематического периода, выставленного в Палаццо Брихерасио в Турине 8 февраля 2005 года. Свиток папируса был написан в середине I века до н.э. ПАКО СЕРИНЕЛЛИ/AFP/Getty Images

Технологии и наука Археология Древний Египет Медь Древний

Черные чернила, которые древние египтяне использовали для написания текстов на папирусе, частично были сделаны из металла. Сотрудничество международных исследователей впервые показало, что, несмотря на то, что их происхождение варьируется во времени и пространстве, древние египетские папирусы содержали чернила, которые имели буквальный общий элемент: медь.

Исследователи использовали тексты из коллекции папирусов Карлсберга Копенгагенского университета, которые они разделили на две группы. Один из них содержал личные документы солдата по имени Хорус, находившегося в военном лагере на юге Египта. Лагерь Патирис пал в результате гражданской войны в 88 г. до н.э. Тексты, извлеченные из руин, относятся к концу второго и началу первого веков до нашей эры. Вторая группа происходит из храмовой библиотеки Тебтуниса, которая остается единственной известной крупной древнеегипетской библиотекой, сохранившейся до наших дней. Исследователи отобрали из нескольких сотен папирусных рукописей и фрагментов I–III вв. н. э.

Исследователи изучили химический состав чернил, используя комбинацию трех методов: лабораторный точечный РФ-анализ, рамановскую спектроскопию и сканирующую электронную микроскопию с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией, проведенную в Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле, Франция. Статья с подробным описанием исследования была опубликована в научном журнале Nature .

«Несмотря на их расстояние во времени, пространстве и социальном контексте, — писали исследователи в статье, — исследование пришло к выводу, что черные чернила пафириса и тебтуниса обнаруживают сходные черты и что — помимо углеродных чернил — два других различных типа черные чернила использовались не менее 300 лет: свинецсодержащие угольные чернила и медьсодержащие угольные чернила».

Предыдущие исследования показали, что медь была предпочтительным сплавом древних египтян для различных целей, пока не появилась бронза (которая более твердая). Сама медь состояла из трех основных компонентов: куприта, азурита и малахита. Исследователи отметили в своей статье, что все три были обнаружены во многих местах вверх и вниз по восточной пустыне и на Синае, и что они также использовались для создания чернил синего и зеленого оттенков.

«Точно так же египетская краска для глаз или черная краска для глаз, которая тесно связана с производством содержащих свинец углеродных чернил, производилась в мастерских, где обрабатывались стекловидные материалы», — продолжила газета.

Статуэтка бегемота, окрашенная «египетской лазурью». Википедия

Теория также подтверждается тем фактом, что знаменитая «египетская лазурь» — широко мифологизированный краситель, который является одним из старейших известных искусственных пигментов, — также производился из побочных продуктов меди. Исследователи написали, что, по их мнению, их работа будет способствовать обсуждению многих оставшихся неизвестных переменных древнеегипетской письменности; логическим следующим шагом может быть анализ ручек.

«Почему и когда медьсодержащие угольные чернила были введены в Древнем Египте, еще предстоит объяснить, — заключила газета, — но, возможно, это связано с типом пера, используемого для написания рукописей, поскольку четыре папируса, по-видимому, был написан греческим тростниковым пером (каламос), а не египетской тростниковой кистью».

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Премиум-подпискаЦифровая + Ежемесячная (пробная версия без рекламы)
  • Журнал Newsweek с доставкой на дом
  • Неограниченный доступ к Newsweek. com
  • Newsweek.com без рекламы
  • Доступ к приложениям для iOS и Android
  • Все информационные бюллетени + подкасты

Подписаться сейчас

  • Неограниченный доступ к Newsweek.com
  • Без рекламы Опыт Newsweek.com
  • Доступ к приложению для iOS и Android
  • Все информационные бюллетени + подкасты

Подписаться

Древние «невидимые чернила», обнаруженные с помощью нескольких методов

маленький кусок папируса, который был раскопан на острове Элефантина на реке Нил чуть более 100 лет назад. Команда использовала несколько методов, включая неразрушающие методы в BESSY II. Работа исследователей, о которой сообщается в Журнале культурного наследия, прокладывает путь для дальнейшего анализа коллекции папируса в Берлине.

Первое, что бросается в глаза археологу на маленьком кусочке папируса с острова Элефантина на Ниле, — это пустое пятно. Исследователи из Египетского музея, берлинских университетов и Центра Гельмгольца в Берлине теперь использовали синхротронное излучение BESSY II, чтобы раскрыть его секрет. Это открывает широкие возможности для анализа гигантской берлинской коллекции папирусов и многого другого.


Более века многочисленные металлические ящики и картонные коробки хранились в Египетском музее и коллекции папирусов в Берлине, все они были раскопаны Отто Рубенсоном в 19с 06 по 1908 год с острова под названием Элефантина на реке Нил на юге Египта, недалеко от города Асуан. Восемьдесят процентов текстов на папирусе в этих контейнерах еще предстоит изучить, и это уже вряд ли можно сделать традиционными методами. Тысячи лет назад египтяне тщательно сворачивали или складывали письма, контракты и амулеты до крошечного размера, чтобы они занимали как можно меньше места. Чтобы прочитать их, папирусы нужно было так же осторожно снова развернуть. «Однако сегодня большая часть этого папируса значительно устарела, поэтому ценные тексты могут легко рассыпаться, если мы попытаемся развернуть или развернуть их», — описывает величайшее препятствие, стоящее перед египтологами, которые жаждут раскопать научные сокровища, ожидающие в коробках и ящиках в берлинском Египетском музее.

Проверка хрупкого папируса неразрушающими методами


Физик из Центра Гельмгольца в Берлине благодаря многолетним исследованиям знал, как анализировать хрупкий папирус, не разрушая его: если на образец направить луч рентгеновского излучения, атомы папирус приходит в возбуждение и отправляет обратно свои собственные рентгеновские лучи, очень похожие на эхо. Поскольку соответствующие элементы демонстрируют разное поведение рентгеновской флуоресценции, исследователи могут различать атомы в образце по энергии возвращаемого ими излучения. Поэтому ученые давно разработали лабораторное оборудование, использующее рентгеновскую флуоресценцию для анализа чувствительных образцов без их разрушения.


Древнеегипетские ученые обычно писали черными сажевыми чернилами, сделанными из обугленных кусков дерева или кости и состоявшими в основном из элементарного углерода. «Однако для определенных целей древние египтяне также использовали цветные чернила, содержащие такие элементы, как железо, медь, ртуть или свинец», — объясняет Хайнц-Эберхард Манке. Если древние египетские писцы использовали такие «металлические чернила» для надписи на той части папируса Элефантины, которая сейчас выглядит пустой, то рентгеновская флуоресценция должна была выявить следы этих металлов. Действительно, используя оборудование в своей лаборатории, исследователи смогли обнаружить свинец в пустом участке папируса.

Выявление более четких деталей в BESSY II с помощью «рентгенографии края поглощения»


На самом деле им даже удалось различить символы, хотя и в виде размытого изображения. Чтобы получить гораздо более четкое изображение, они изучили его с помощью рентгеновской радиографии на BESSY II, где синхротронное излучение освещает образец множеством рентгеновских фотонов высокой когерентности. Используя «рентгенографию края поглощения» на станции BAMline BESSY II, они смогли увеличить яркость этой техники для исследуемого образца и, таким образом, лучше отличить символы, написанные на папирусе, от структуры древней бумаги. До сих пор не удалось перевести персонажа, но предположительно он мог изобразить божество.

Состав невидимых чернил, выделенный в лаборатории Ратгена


Анализ в БЕССИ II не определил тип свинцовых чернил, которые древние писцы использовали для написания этих символов на папирусе. Только с помощью «инфракрасного спектрометра с Фурье-преобразованием» ученые исследовательской лаборатории Ратгена в Берлине смогли окончательно идентифицировать вещество как карбоксилат свинца, который на самом деле бесцветен. Но зачем древнему писцу писать на папирусе такими «невидимыми чернилами»? «Мы подозреваем, что персонажи изначально могли быть написаны ярким суриком (красный свинец) или, возможно, угольно-черным галенитом (свинцовый взгляд)», — говорит Хайнц-Эберхард Манке, резюмируя размышления исследователей.


Если такие чернила слишком долго подвергаются воздействию солнечного света, энергия света может вызвать химические реакции, изменяющие цвет. Даже многие современные красители со временем тускнеют на ярком солнце. Поэтому легко представить, что за тысячи лет ярко-красный сурик или угольно-черный галенит превратился в невидимый карбоксилат свинца, только чтобы озадачить исследователей заметным пустым пространством на фрагменте папируса.

Метод, разработанный для бесконтактного изучения сложенных папирусов


Своим исследованием д-р Тобиас Арльт из Технического университета Берлина, профессор д-р Хайнц-Эберхард Манке и их коллеги широко открыли двери для будущих исследований по расшифровке текстов даже на тонко сложенных или скрученных папирусах из Египетского музея. без необходимости разворачивать их и рисковать уничтожить драгоценные находки. В частности, исследователи разработали новую технику для виртуального открытия ценных папирусов на компьютере, даже не касаясь их.


Проект Elephantine, финансируемый Европейским исследовательским советом (ERC) и возглавляемый профессором доктором Вереной Леппер (Stiftung Preußischer Kulturbesitz-Statliche Museen zu Berlin), таким образом, находится на пути к изучению многих других скрытых сокровищ в коллекция папируса в Берлине и других частях мира, и, таким образом, узнать больше о Древнем Египте.

Ссылки
Хайнц-Эберхард Манке, Тобиас Арльт, Даниэль Баум, Ганс-Кристиан Хеге, Феликс Хертер, Норберт Линдоу, Инго Манке, Цулия Сиопи, Ева Меней, Марк Этьен, Верена Леппер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *