Сколько платят дальнобойщикам за километр в россии: Сколько зарабатывают дальнобойщики в России – и на самом ли деле у них высокие зарплаты?

Латвийский дальнобойщик, как тебе работается в Европе?

Латвийский дальнобойщик, как тебе работается в Европе?

Дальнобойщик… В 90-х годах именно дальнобойщики являлись главными поставщиками дефицитных товаров в страну победившего социализма. Жвачки Turbo, видеомагнитофоны, джинсы. Дальнобойщик в 90-х — рискованная, но очень хорошо оплачиваемая профессия. На дворе XXI век, романтика 90-х улетучилась, но возить грузы по-прежнему нужно. ABW.BY задался целью сравнить, как работается дальнобойщикам в Европе и странах бывшего Союза. Сегодня — интервью с дальнобойщиком из Латвии.

Константин родился в Латвии еще во времена СССР недалеко от белорусской границы — в городе Даугавпилсе. Население здесь на 80% русскоговорящее, поэтому Костя считает себя «русским жителем Латвии». Он работает дальнобойщиком всего два года, но уже успел побывать во многих странах Европы. Это и неудивительно, ведь с 2004 года Латвия — член Евросоюза, а с 2008-го — полноправный участник Шенгенской зоны.

— Расскажите немного о том, как вы стали дальнобойщиком и на чем сейчас ездите?

— Не помню, подписывал ли я «соглашение о неразглашении», поэтому скажу просто: работаю в одной из латвийских фирм-перевозчиков. Она уже 22 года на рынке, в основном работа идет в географических пределах Испания — Россия. Возим на рефрижераторе продукты, «молочку», фрукты-овощи — «холодильник» лучше оплачивается. Я вообще считаю, что мне повезло. После двух стажировочных рейсов пересел на новый Volvo Fh23 из салона. Сейчас автомобилю полтора года, он уже откатал 340 тысяч километров. Самый экономный рейс был со средним расходом 26,5, самый неэкономный — 30 литров на 100 километров. Хороший аппарат, с радостью бы продолжил на нем ездить, если бы не одно но — скоро мне должны дать новый Mercedes Actros.

Слышал от коллег, что он более экономичный, в нем больше пространства, чем в «старом» Volvo. Так что придется с ним распрощаться — Mercedes обещает быть лучше. Еще в нашем автопарке есть другие, более новые, Volvo.

В них мне не нравится только одно — AdBlue хватает на 2000 километров, а на нашем Volvo можно 11.000 проехать.

— AdBlue? Что это такое и с чем его едят? И почему вы так заостряете внимание на экономичности?

— AdBlue — это такой реагент, который расщепляет выхлопные газы, делая их более безопасными для экологии. На расход топлива он никак не влияет, если я не ошибаюсь. Эта система начала применяться с двигателей Евро-4: стоит отдельный бак для AdBlue, и если жидкость в нем заканчивается, машина начинает «тупить» и не хочет ехать больше 70 километров в час.

А насчет расхода топлива — большое внимание ему уделяется потому, что это один из основных критериев, по которому рассчитывается заработная плата.

— Про зарплату подробнее, пожалуйста.

— Начнем с того, что в рейс у нас отправляют двух водителей. Поодиночке в «дальняки» мы не ездим. Перед поездкой выдают каждому по 100 евро на личные расходы. Дальнейший расчет происходит исходя из километража и среднего расхода топлива. Допустим, рейс — 10.000 километров, на него установлен средний расход 27 литров на «сотню». Считаем: мне заплатят за 5000 километров плюс 14,9 евроцента за каждый километр, если я проехал маршрут с заявленным расходом. Если удавалось экономить, то за каждые сэкономленные 0,5 литра топлива мне добавят к зарплате 0,004 евро за километр. Например, при расходе 26,5/100 — 15,3 евроцента за километр, 27/100 — 14,9, 27,5/100 — 14,5. Получается, что с рейса в 5000 километров можно получить прибавку к зарплате от 20 евро только за счет экономии.

Если ехать более расточительно, то зарплата будет уменьшаться в тех же пропорциях. В общем, экономия в нашем деле — это очень хорошо.

— И какая получается в итоге месячная зарплата?

— За месяц выходит примерно 1500 евро. Бывало, что и 2200 евро «срывали». Зарплата у нас начисляется по множеству критериев, как конструктор. Кроме вышеописанных километража и экономичности учитывается еще и стаж работы в компании. По истечении двух лет можно достигнуть максимального уровня по стажу. Есть еще премии: если едешь рейс Испания — Швеция, то добавляют 100 евро к зарплате каждому; когда Испания — Англия — плюс 60 евро. Почему именно столько и именно за эти рейсы — не знаю. Просто добавляют, а мы и не жалуемся.

Если отработал 20 дней за календарный месяц, то добавляют еще 250 евро к зарплате, за 21 день — 300 евро. И так до максимальных 450 евро за 24 календарных дня.

Если считать за год, как это принято на Западе, то выходит 12.000 евро, то есть в среднем 1000 евро в месяц. Но это я подсчитывал за прошлый год, в котором у меня было два отпуска по полтора месяца, то есть при желании можно и больше заработать.

— Два отпуска по полтора месяца? Наверное, хотя бы один из них пришлось брать за свой счет?

— В том-то и дело, что у нас все отпуска за свой счет, — можешь брать, когда хочешь и сколько понадобится. Правда, если во время празднования Нового года оказался дома, то в следующем году отправят в рейс. Зато с бонусом 100 евро.

— Зарплаты хватает на жизнь? Если смотреть в среднем по стране, нормально зарабатываете?

— Если сравнить с моей прошлой работой, помощником машиниста на тепловозе, то я зарабатываю в два, а то и в два с половиной раза больше. Сейчас на мне висит кредит за квартиру, еще немного осталось кредита за машину. Супруга сидит с ребенком и пока не работает. Кроме того, наша база находится в Риге, а живу я в Даугавпилсе — приходится еще и на дорогу тратиться. Но все равно каждый месяц можно купить что-то в квартиру или гаджет какой-нибудь. Или подкопить на что-то более стоящее. Супруга говорит: «В магазине мы покупаем не что дешево, а что хочется».

В принципе в Беларуси и Латвии цены сопоставимы. Что-то у нас дешевле, что-то у вас. Единственная существенная разница — в стоимости коммунальных платежей: если у вас можно снимать квартиру за 300 долларов и платить около 50 долларов коммунальных платежей, то у нас одна «коммуналка» обойдется в 250-300 евро. Поэтому хозяева квартир часто вообще не берут арендную плату.

— А сколько зарабатывают коллеги из других европейских стран?

— Точно не скажу, но что-то в районе 3000 евро. Разговаривал с молдаванином, который живет в Италии. Так он сказал, что если нет работы и приходится дома сидеть, то в месяц выходит 1500 евро в качестве пособия. А если с работой все в порядке, то зарплата составляет чуть больше 2000 евро. Поэтому в его случае даже выгоднее не работать. Но так долго дома никто не даст сидеть.

— Сколько времени вы проводите в дороге?

— Рейсы бывают разные по продолжительности. Самый минимальный у меня был четверо суток — в Италию и обратно. А самый долгий — 21 день. Но в среднем получается две недели. Мы стараемся вернуться домой до «сорокапятки», чтобы не проводить ее в рейсе. «Сорокапятка» — это обязательный отдых, который предоставляется водителю раз в две недели. Если быть более точным, то после 6 рабочих дней подряд должен идти отдых, равный двадцати четырем часам. Вот и получается, что либо отдыхаешь раз в неделю 24 часа, либо раз в две недели, но уже 45 часов.

Понятно, что если рейс длится больше недели, то нет смысла в нем отдавать 24 часа на отдых. Поэтому мы стараемся вернуться из рейса так, чтобы «сорокапятка» настигла нас уже дома, а не в дороге. В противном случае придется почти на двое суток останавливаться и ничего не делать. Эти требования регламентированы трудовым законодательством для водителей-дальнобойщиков, поэтому за их выполнением следит и работодатель, и контролирующие органы, то есть транспортники.

— В каких странах уже бывали? Где больше всего понравилось?

— Много где побывал, в большинстве стран Европы — Литва, Польша, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция, Англия, Шотландия, Швейцария, Австрия, Италия, Словакия, Словения, Венгрия, Чехия, Швеция, Дания, Норвегия и Эстония. Сервис больше всего понравился во Франции: много паркингов, иногда встречаются даже заправки с паркингами; везде есть бесплатные туалеты, а на юге станы даже можно найти обычную придорожную стоянку с душем.

— А Латвия как-нибудь преобразилась после вступления в Евросоюз?

— Латвия преобразилась только визуально, валюта изменилась с лата на евро. Зато минусов вступления в Еврозону полно: набрали кредитов у европейских стран, закрылось много производств. Заводы закрыли, потому что наши товары были очень конкурентоспособными в Европе, а теперь эти конкуренты сбывают нам свою продукцию. Живем только за счет железной дороги, по которой товары транзитом из России в Европу идут и обратно.

— Не появилось желания в другую страну уехать? С открытыми границами должно быть проще.

— Я об этом не думаю. Конечно, мое гражданство и стаж позволяют уехать в Англию, Норвегию или Швейцарию и продолжить там работать дальнобойщиком, но я не хочу. Мне нравится мой город, это моя Родина.

— Если вернуться к работе, как обстоят дела с дорогами в Европе? До нас относительно недавно дошла BelToll, претензии к которой не утихают с момента начала работы системы. Как обстоят дела с платными дорогами и системами сбора оплаты в Европе?

— Во-первых, везде дороги платные, кроме Эстонии. С прошлого лета в Латвии для грузовых автомобилей сделали платными дороги государственного значения. Проезд по ним стоит 11 евро в сутки. То же самое и в Литве. Сутки считаются не календарные, а с момента оплаты проезда. В Польше также все дороги платные. Но оплачиваются они с помощью аппарата на лобовом стекле. Кстати, как и у вас, в Беларуси, такие же коробочки. Таксу польскую я не знаю, у нас аппарат работает в автоматическом режиме: мы проезжаем — счет отсылается на фирму. Но есть старые добрые «платежки» — там мы платим топливными картами или наличкой. А вот автомагистрали вокруг городов в основном бесплатные.

В Германии с оплатой дорог вообще просто: аппарат тоже автоматический, но он считывает положение авто по GPS. Германия платная только для грузовиков и только по автобанам. Во Франции и Испании один аппарат. При подъезде к «платежке» он пикает, автоматически открывается шлагбаум. Но больше всего мне нравится оплата в странах Бенилюкса (Бельгия, Голландия, Люксембург) и Даниии со Швецией. Проезд стоит 8 евро в сутки для нашей машины, а если берешь на неделю — 33 евро. Правда, здесь уже отсчет происходит с начала календарных суток. А нравится вот почему: где бы я ни купил дорогу на один день, могу, если успею, до конца дня по всем пяти странам проехать за одну оплату.

При внесении платежа учитывается, какого года машина, какой у нее выхлоп (Евро-4, -5 или другой), количество осей. У нашего Volvo — Евро-5. А вот Mercedes уже будет Евро-6, то есть дорога должна быть еще дешевле.

— Что можете сказать по поводу культуры вождения в европейских странах?

— Уступают дорогу лучше всего в Англии. В других странах раз на раз не приходится — люди разные бывают. В основном поляки тормозят: как знак «70» увидят, так сразу едут 50 — боятся чего-то. О полицейских, стоящих впереди, предупреждают не везде. Да и нужно это только там, где нет автобанов, — в Польше, Литве и Латвии. В других странах просто штрафы большие, рисковать нет смысла.

— В Европе много стран, в каждой свои правила и требования — все, наверное, не упомнишь. С полицией или транспортниками проблемы бывают?

— За полтора года моей работы меня останавливали транспортники три раза. Но это все были «бои местного значения»: проверили документы, и все. Полиция меня не останавливала, надеюсь, повода им не дам.

Однажды перед посадкой на паром из Англии во Францию нас зазвала на проверку охрана порта. Обыскали, отобрали ножи. Они были, конечно, не кухонные, но резали мы ими только еду. В итоге перед суточными нас оставили без ножей.

Еще был курьез в первом рейсе. Мы ехали груженые, а рядом с нами — порожняя фура. Естественно, с горы мы ехали быстрее, зато он нас обгонял в гору. В общем, на одной из таких гор он нас догоняет, я смотрю на него, а он мне показывает средний палец. Что к чему? Я ему там явно не мог мешать при обгоне — две полосы в одну сторону. Вот тебе и Европа.

— Скажите честно, удается какой-нибудь «левак» с работы утащить?

— Единственное, что может перепасть, — это фрукты или овощи, которые мы перевозим. Бывает, что угощают водителей там, где загружаемся. Топливо сливать смысла нет, так как от среднего расхода зависит зарплата, это просто нам не выгодно. Да и в остальном мы связаны по рукам и ногам — у нас дигитальные тахографы, которые, как старую «шайбу», уже не обманешь. Есть, конечно, старые версии на 3-4-летних машинах. Вот на них еще можно поставить магнит и проехать без учета спидометра. Тогда машина «думает», что не едет, и не считает километраж. Но для нас это тоже невыгодно. Нам ведь важно, чтобы она насчитала как можно больше километров. Вдобавок, если попадешься на подобных махинациях, можно попасть на приличный штраф. И проверяют очень досконально.

В нашей машине такая «фишка» даже не «прокатила» бы, потому что у нас керамический датчик скорости, магнит не работает. Но еще раз повторюсь: основной мотиватор не жульничать — это размер штрафов. Самые жестокие в этом плане немцы — можно нарваться на штраф от 1000 евро и выше.

Большой нужды в проворачивании всяких махинаций нет — меня и так работа и зарплата устраивают. Я бы на долгое время остался здесь работать, если бы не постоянные разлуки с семьей. Сейчас кредиты выплачу и буду искать что-то похожее, но чтобы все поездки были в пределах Латвии. Хочется видеть родных хотя бы раз в два дня, а не раз в две недели.

Фото: abw.by

Схемы выплаты зарплаты водителям дальнобойщикам

Мало кто из современных людей любит распространяться о собственных заработках. Тоже самое, можно сказать и о дальнобойщиках. Большинство водителей начинает вести себя настороженно и закрыто, как только речь заходит об их зарплате. При этом, чаще всего, у них спрашивают не о том, какова зарплата водителя дальнобойщика, а каким образом происходят выплаты: «белым», «серым» или «черным» способом.

Зарплата водителя дальнобойщика — «Белая схема»

По словам одного из руководителей большой транспортной фирмы, однажды он предложил своим сотрудникам получать зарплату открытым («белым») способом. К его немалому удивлению обнаружилось, что большинство водителей, для которых профессия дальнобойщик стала смыслом жизни, было категорически против данного предложения и даже пригрозило увольнением.

На дорогах нашей страны можно встретить множество водителей. Некоторые из них получают официальную заработную плату и считают такой способ оплаты самым правильным. Водители приводят немало аргументов в пользу «белых» начислений. Они ассоциируют данный способ со стабильностью и возможностью удобного планирования собственного бюджета. Помимо этого, водители, чей возраст приближается к пенсионному, считают, что официальная зарплата гарантирует начисление будущей пенсии. К тому же, их деятельность учитывается на официальном уровне, а значит и засчитывается в трудовой стаж.

Водители более молодого возраста по-другому аргументируют свои предпочтения в способе получения «белой» зарплаты. Их пенсия наступит еще не скоро, да и пенсионные законы в нашей стране могут поменяться еще не раз. А вот банки гораздо быстрее дают кредиты на приобретение машины или квартиры, если заемщик получает официальную заработную плату. Конечно, некоторые банковские работники позволяют указывать в анкете весь доход, но в любом случае, они отдадут предпочтение клиенту, получающему «белую» зарплату.

К сожалению, на некоторых предприятиях распространена штрафная система. Водителя могут оштрафовать за опоздания, беспочвенное отклонение от первоначального маршрута, запоздалую передачу сведений о своем местонахождении или за подачу грязного (неподготовленного) транспортного средства. При этом, некоторые дальнобойщики говорят, что официальная зарплата позволяет им оспаривать штрафные санкции за какое-либо несоблюдение трудового договора, ведь при получении денег водитель сразу видит их недостачу и может поинтересоваться, за что были произведены удержания. К слову сказать, мало кому из работников известно, что ТК РФ не предусматривает штрафные вычеты за невыполнение трудовых обязательств.

Некоторые противники официальной зарплаты считают, что «белые» выплаты позволяют женам контролировать своих мужчин. В водительской среде ходит немало трогательных и смешных историй о том, как легко женщины тратят деньги, которые с таким трудом были заработаны их мужьями. И только самые опытные водители слушают такие разговоры с доброй усмешкой, считая, что заначку способен сделать любой мужчина.

Зарплата водителя дальнобойщика — Больничные листы

А вот больничные листы не вызывают большого воодушевления у основной массы водителей дальнобойщиков. Оплачиваются они по минимуму, а доказать, что человек заболел в рейсе, бывает проблематично. Дальнобойщики берут больничные листы только по очень уважительной причине (серьезному заболеванию или травме). Чаще всего, водители лечатся самостоятельно (лекарствами, походами в баню или другими народными средствами) или договариваются с начальством о нескольких отгулах (которые затем им, конечно, приходится отрабатывать).

Зарплата дальнобойщика — «Серая схема» 50/50

Зарплата дальнобойщика может выплачиваться не только «белым» способом. Основная масса водителей призналась, что получает деньги 50/50: часть на карточку, а часть – в конверте. Никто из дальнобойщиков так и не сказал, что им платят только «черным» способом. Может быть, таких и не существует, а может быть, они хорошо «прячутся».

Водитель из Татарстана по имени Сергей рассказал нашему корреспонденту, что он думает по поводу собственной зарплаты. По его мнению, получение денег 50/50 позволяет дальнобойщику экономить на налогах. Кроме того, устраиваясь на работу, он сразу был поставлен перед фактом: зарплата будет перечисляться «серым» способом (немного – на карточку, а основная часть – на руки). Сергей говорит, что не питает особого доверия к нашему государству, так как ему и его родителям пришлось пережить немало экономических спадов, поэтому он привык рассчитывать только на собственные силы. Помимо этого, водитель часто выполняет дополнительные поручения от начальства, за которые ему доплачивают лишние деньги. Он ярый противник кредитов и живет только на то, что получает. Кроме того, Сергей понимает, что и начальству тоже выгодны «серые» выплаты, так как они позволяют руководству платить меньше налогов.

Проведенный опрос водителей Казани показал, что большой заработок бывает только у четверной части всех водителей.

Дальнобойщики, подобные Сергею, не считают действенными аргументы о том, что поступающие налоги идут на содержание больниц, школ и зарплаты бюджетных работников. Водители имеют немало претензий как к руководству бывшего Советского Союза, так и к нынешним руководителям страны. Дальнобойщики не могут реально воздействовать на их решения и поэтому пытаются таким «нестандартным» способом «вернуть себе свое». Они считают, что лучше сегодня получать за свою работу хорошие деньги, чем ждать будущих «дивидендов». С подобной позицией можно соглашаться или нет, но с фактами не поспоришь: дальнобойщиков, придерживающихся принципа «здесь и сегодня», можно очень часто встретить на российских дорогах.

Среди общей массы водителей выделяется только один дальнобойщик, который не стал распространяться о своем имени. На вопрос о выгоде «серой» зарплаты он честно ответил, что она позволяет ему платить меньше алиментов. Такая позиция может вызывать множество осуждений, но, может быть, в качестве компенсации за нехватку денег он дает своим детям что-либо другое?

Зарплата дальнобойщика — Хозяева собственной фуры

Среди водителей, участвующих в опросе, встречались и хозяева собственного автопоезда. Может быть, мы выбрали для интервью неудачное время, а может быть, дальнобойщики просто не привыкли распространяться о своих достижениях, но большинство из них не выглядели счастливыми людьми. Дальнобойщики практически не говорили о своих заработках.

Большая часть их монолога была наполнена жалобами на диспетчеров грузоперевозок, занижающих стоимость транспортировки, или на то, как много денег требует содержание автомобиля. Водители рассказывали, как им мешают некачественные дороги, жаркая летняя погода, затяжные дожди и «вечный» ремонт на трассах… Складывалось мнение, что они зарабатывают деньги не для какой-либо практической цели, а просто ради «зарабатывания».

Все хозяева собственного автопоезда отметили лишь одно преимущество своего положения, а именно, относительный выбор маршрутов передвижения. Тем не менее, подобная категория дальнобойщиков в большей степени зависит от внешних обстоятельств, чем наемные водители.

Таким образом, выбор той или иной формы зарплаты водителя дальнобойщика является делом сугубо личным. Прежде, чем принять решение, водитель должен еще раз обратить внимание на все «плюсы» и «минусы» каждой схемы. Может быть, кому-то из дальнобойщиков помогут приведенные выше доводы, и он сделает для себя самые правильные выводы.

Видео: Сравниваем зарплаты Российских дальнобойщиков и Канадских Тракеров

  • Автор: Анастасия