Cортиментовоз Scania G 480 CB6X6EHZ на всероссийском туре SCANIA ROAD SHOW 2016
Идеология лесовоза
Даниил Минаев, фото автора
Когда стартовал всероссийский тур SCANIA ROAD SHOW 2016, приуроченный к 125-летнему юбилею компании Scania AB, в колонне я приметил этот сортиментовоз. И решил уточнить некоторые детали машины.
Впервые всерьёз с технологиями лесоперевозки я познакомился минувшей зимой, поэтому дополнить и систематизировать полученные сведения на примере Scania G 480 CB6X6EHZ было полезно и интересно. У этих шведских грузовиков, как обычно, многое может рассказать сама маркировка автомобиля. С неё и начну. Итак, согласно шифрограмме из Сёдертелье, передо мной грузовик с колёсной формулой 6х6, двигателем мощностью 480 л.с и просторной спальной кабиной CG19N. Следующий буквенный символ «С» относит шасси к строительной технике, работающей в особо тяжёлых условиях «Е» с максимальным клиренсом «Н», и о том, что все три оси выполнены на рессорной подвеске, свидетельствует литера «Z». Неплохой набор для бездорожья.
Трансмиссионный комплекс
Особенность работы сортиментовоза плюс ко всем тяготам ещё и в том, что мало быть просто мощным, надёжным, грузоподъёмным и выносливым. Необходимо быть хозяином тайги не только на делянке и зимнике среди себе подобных, но и не ударить лицом в грязь в потоке на трассе.
Для решения комплекса разнообразных режимов движения собрана хитроумная КП с 12-ю передачами переднего хода и двумя для движения назад. Кроме того, КП дополнена демультипликатором и делителем с двумя понижающими передачами.

Педалей в кабине всего две, благодаря системе переключения передач Scania Opticruise. КП при помощи карданной передачи связана с «раздаткой», распределяющей крутящий момент на переднюю и задние оси. Задние мосты, грузоподъёмностью по 13 т каждый, проходные. Главная передача с блокировкой дифференциала и передаточным отношением «и вашим и нашим» – 4,27, что недвусмысленно доказывает возможность и движения по дорогам общего пользования с достаточно высокой скоростью.
Тормоз для водителя
В кабину ведёт лестница с мягким подвесом нижней подножки. Важное, но не главное, – всевозможные ящички, ниши и полочки для обустройства. На первый план – возможности и способности. Режим управления блокировками трансмиссии – всего одна «крутилка», а КП переключается маленьким подрулевым рычажком.
Вспомнился тест в карьере под Барселоной, почти пять лет назад: умышленная остановка на подъёме, «ручник», нейтраль. Перевожу подрулевой рычаг управления трансмиссией в положение «АО», что соответствует автоматическому силовому режиму работы в условиях бездорожья, плавно снимаюсь с тормозов, одновременно давлю на педаль подачи топлива, и… откатываюсь, откатываюсь назад.
За это время, не прошедшее для конструкторов даром, алгоритм работы системы Opticruise менялся четыре раза. Теперь грузовик никуда не скатывается и не трогается с места без нажима на педаль акселератора вне зависимости от рельефа. Небольшой круг по территории площадки за рулём выявил ещё одну интересную особенность органов управления. К педальному узлу, если садишься не на привычную повседневную машину, всегда надо хоть немного привыкнуть, адаптироваться, а здесь как будто я вчера только приехал из рейса на этой машине. Мышечная память? Оказалось, не только.

Дело в том, что для модельного ряда 2016 года в тормозной системе с электронным управлением педаль выполняет большей частью функцию не пневмокрана, а контроллера, получающего информацию о том, какая интенсивность замедления требуется водителю. Далее электроника управляет работой пневматики. Для движения по скользким обледенелым зимникам и делянкам это хорошее подспорье, только важно, чтобы такие факторы, как влага и перепад температур, не сбили электронный интеллект.
Для сортировки
По расчётам колёсная база 4500 мм позволяет оптимизировать осевые нагрузки на перевозке пачки. Двускатная же ошиновка задних мостов позволяет увеличить опорную площадь автомобиля, что очень важно на технологических дорогах и необустроенных дворах заготовительных участков.
Alucar XL3 – лесовозная надстройка из Финляндии состоит из алюминиевого надрамника и четырёх пар стальных коников Titan 50 / 70 / XL. За кабиной установлен алюминиевый щит. По требованиям безопасности предусмотрена дополнительная защита топливного бака.


В корме смонтирована крановая колонна гидроманипулятора Palfinger Epsilon M100L97. Компоновка в задней части предполагает использование машины в качестве тягача для прицепа-сортиментовоза – задняя траверса снабжена евросцепкой VBG 8500 Pin 50.
Выдвижная гидрофицированная стрела краново-манипуляторной установки (КМУ) с полноповоротным ротатором и клещевым захватом FG43 обеспечивает самостоятельный процесс погрузочно-разгрузочных работ как на тягаче, так и на прицепе. Вылета стрелы в 9 метров достаточно для складов и делянок, тем более что сейчас древесину складируют впритык с колеёй.
Для увеличения опорного контура на раме КМУ смонтированы два интегрированных гидравлических аутригера. Они обеспечивают автоматический поворот опор на 45°, а в ручном – на 180°.
Наличие своего КМУ, конечно, снижает грузоподъёмность, но что такое 2 т для подобной махины, если уже сама надстройка весит 1,9 т? На верхние делянки лес в рачительном хозяйстве сейчас свозят либо форвардеры, либо трелёвочные тракторы, где их ждёт бригада распиловщиков. Здесь сейчас редко используют логстаккеры (это такие погрузчики с клыкастым бревнозахватом). Тем более при погрузке он может зацепить коники сортиментовоза при погрузке.
На верхнем складе древесину маркируют по четырём сортам и деловую древесину уже, как правило, отделяют от технической. Поэтому наличие собственной КМУ позволяет на бирже или нижнем складе разгружать отдельно, независимо от настроения стропальщика или крановщика. Без КМУ сортиментовоз подобен обычному грузовику и водителю остаётся лишь ждать, когда его заметит ленивый козловой кран или оператор ярдера.
Параметр | Значение |
---|---|
Снаряжённая масса, кг | 16 500 |
Грузоподъёмность, кг | 18 000 |
Полная масса, кг | 34 500 |
Распределение полной массы по осям, кг | 8500/ 13 000/ 13 000 |
Двигатель:
| Scania DC13 101 Турбодизель, I-6, Euro 4 (SCR) 12 742 480 (353) при 1900 мин-1 2400 при 1000–1350 мин-1 |
Коробка передач:
| Scania GRS905, автоматизированная 12/2 1:4,27 |
Тормозная система: | Пневматическая, с электронным управлением, тормозные механизмы всех колёс барабанные |
Подвеска спереди | Параболлические рессоры |
Подвеска сзади | Многолистовые рессоры |
Вместимость топливного бака, л | 600 |
Ёмкость аккумуляторных батарей, А∙ч | 225 |
Шины | 315/80 R22,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 89 |
Масса надстройки Alucar XL3 | 1900 |
Кран-манипулятор | Palfinger Epsilon M100L97 |
Масса КМУ без масла и грейфера, кг | 1930 |
Грузовой момент КМУ, кН∙м | 92 |
Грузовой момент поворота, кН∙м | 24 |
Вылет стрелы, мм | 9700 |
Угол поворота колонны, град | 425 |
Грузоподъёмность на вылете 9 м, кг | 960 |
На этой странице Вы можете купить грузовик Scania G480CA 6x6EHZ, 2018 года выпуска, за 9 380 000 РУБ Добавлено: 28 авг 2018, Просмотров: 68 9 380 000 РУБ
Контактная информация
Смотрите также в продаже |
www.stroyteh.ru
Scania P440 LA6х2HNA E4 FL

Даниил Минаев, фото автора
Чем интересны грузовики из Швеции марки Scania? Не только высоким качеством, надёжностью и оригинальным дизайном. Эта марка интересна ещё и тем, что не конкурирует в сегменте полной массы менее 10 т, а также известный факт – часто Scania предлагает клиенту не выбирать автомобиль из каталога, а построить направленное транспортное решение для конкретного сценария эксплуатации. Недавно мне представилась возможность познакомиться с очередным таким решением.
Речь не пойдёт об особенностях комплектации и наборе опций типовой машины, заказанной одним из многочисленных клиентов. Спецификация этого седельного тягача, недавно прибывшего из Сёдертелье, обсуждалась задолго для того, как он оказался на площадке готовой продукции.
Область применения – Центральная Россия
Седельный тягач с колёсной формулой 6х2 и «ленивым» подъёмным задним мостом заказала топливная компания для того, чтобы таскать цистерну со светлыми нефтепродуктами. Полная масса полуприцепа объёмом 32 м3 при полной загрузке дизельным топливом составляет около 27 т, что неизбежно пробивает на перегруз заднюю ось тягача, но частично загруженная ёмкость и менее плотные нефтепродукты сводят на нет целесообразность использования полноценного трёхосного тягача: неоправданно возрастает расход топлива, да и цены на трёхосники 6х4 при нынешнем курсе валют кусаются.
Логистика перевозки наливных опасных грузов такова, что технические пробеги отцепленного в одиночку седельного тягача не ограничиваются потребностями его ремонта или обслуживания. Регион эксплуатации этих автопоездов – Москва и Московская область, где почти нет затяжных подъёмов и спусков, довольно мягкая зима, в пору которой дороги обильно обрабатывают противогололёдными реагентами, так что откровенно скользкая дорога бывает не так уж часто. Предвидение всех этих факторов и побудили эксплуатанта применить третий не лишний, но «ленивый» мост, который к тому же позволит сэкономить ещё и на износе шин. Дальше в содружестве со специалистами Scania пошёл буквально творческий процесс создания специального автомобиля.
Низкая кабина, пламенный мотор и автомат…
Когда перевозчик-частник может позволить лично себе топовые версии тягачей, он не скупится. Иногда бывает, что твёрдо стоящий на ногах автопарк балует лучших водителей дорогими комплектациями, где по умолчанию «есть всё». А наш сегодняшний тягач со стороны может показаться несуразным набором дорогих и бюджетных опций, но это лишь на первый взгляд.


Первое, что бросается в глаза, – низкая кабина CP19N на дорогом и сложном шасси с мощным двигателем. Этот вопрос представители заказчика будто ждали: всё дело в том, что многие терминалы, где производится загрузка цистерн, построены ещё при советской власти и рассчитаны на небольшую габаритную высоту автопоезда, как правило, не выше 3,4 м. Нередки случаи, когда обладателям высоких кабин приходится демонтировать козырьки, спойлеры и иное оборудование, установленное сверху, чтобы встать под загрузку. Зато здесь на заводе в Швеции сразу смонтировали оранжевые проблесковые маячки на изящном и прочном трубчатом каркасе в соответствии с требованиями для перевозки опасных грузов. Поскольку эксплуатироваться тягач будет исключительно на территории России, дома его оснастили цифровым тахографом с учётом национальных требований с блоком СКЗИ «ШТРИХ Тахо Рус».

Признаки заботы о человеке за рулём
Перевозка светлых нефтепродуктов не предполагает работу на длинном плече, поэтому одного спального места вполне достаточно, прикорнуть водителю всё равно удастся лишь в ожидании загрузки на нефтебазе. Кстати, для такого режима ожидания эксплуатант не забыл предусмотреть жидкостный автономный отопитель с функцией предпускового подогрева марки Eberspacher Hydronic, а в летнее время кабину охладит базовый кондиционер. КП заказали автоматизированную, давно знакомую Opticruise GRS905, имеющую три динамических режима работы: экономичный, стандартный и мощностный. В трансмиссии применена магистральная главная пара, передаточным отношением 3,08. Доставка топлива по Москве и области предполагает жёсткий трафик – применение «автомата» в трансмиссии свидетельствует о явной заботе о водителе. Но на рабочем месте – скромная панель и нет кожаной отделки и дорогой аудиосистемы, условия работы на бензовозе совсем не тепличные, и роскошные опции на развозной работе по доставке топлива на АЗС не совсем уместны. Но вот тяговитый двигатель DC13 мощностью 440 л. с. с крутящим моментом 2300 Н∙м вполне уместен для автопоезда полной массой 44 т. Ходовая часть вполне соответствует поставленным задачам.

Подвески и тормоза
Теперь пройдёмся немного по спецификации автомобиля. Как уже говорилось, особенность ходовой части этого тягача – подкатная задняя ось с пневматическим механизмом подъёма. Грузоподъёмность задней тележки – 17 600 кг, из них 10 500 – на ведущую ось и 7100 – на подкатную. Управлять задней пневмоподвеской можно из кабины или при помощи пульта дистанционного управления с функцией системы регулировки уровня шасси. В тормозной системе дисковые механизмы, электронное перераспределение тормозных сил (EBS), система предотвращения скатывания на уклоне и электронная система курсовой устойчивости ESP, моторный замедлитель с ручным и автоматическим управлением. Подвеска спереди – малолистовые рессоры, сзади пневматика. Стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси увеличенной жёсткости. Задний мост с блокировкой дифференциала и масляным фильтром редуктора.
Вопрос цены
Предвижу мнение скептиков, которые станут утверждать, что такая индивидуальная постройка автомобиля вряд ли выйдет дешевле, чем купить стандартный тягач и дооборудовать его для перевозки опасных грузов. И потом, кого такая спецтехника заинтересует на вторичном рынке? Действительно, эти машины недёшевы, но, во-первых, перевозчик заказал не один тягач, ведь даже малая серия, как известно, всегда благоприятно влияет на цену. Во-вторых, правильно подобранный автомобиль неизменно и стабильно будет держать планку стоимости километра пробега и тонно-километра на протяжении всего срока службы. Что до вторичного рынка, так ведь ничто не мешает использовать такой тягач и для совершенно стандартных перевозок, при чём здесь нефтепродукты и опасные грузы? Думаю, что состарившаяся Scania P440 LA6х2 вполне приглянется и следующему владельцу…
Колёсная формула | 6х2 |
Полная масса, кг | 24 700 |
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 7100/ 10 500/ 7100 |
Двигатель:
| Scania DC13 102 440 (Euro 4), турбодизель, I-6 12 742 440 при 1900 мин-1 2300 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
| Opticruise GRS905, автоматизированная 12+2/ 2 3,08 |
Подвеска спереди | Малолистовые рессоры |
Подвеска сзади | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая |
Размер шин | 315/70 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 400 |

www.gruzovikpress.ru