Россия получит баллистические ракеты «Ярс-М» с новой системой доставки боеголовок: отчеты
Россия собирается начать производство новой версии своей межконтинентальной баллистической ракеты РС-24 «Ярс», или МБР, с последней ступенью, которая включает в себя гораздо более мобильную по имеющимся данным, независимые боеголовки. Ожидается, что изменения значительно усложнят противнику отслеживание и перехват оружия, а также повысят его точность и общие возможности. Хотя в прошлом Россия испытывала боеголовки такого типа, последние данные свидетельствуют о том, что страна готова начать серийное производство этих ракет, которые первоначально будут установлены на мобильных пусковых установках.
Новость об этой российской разработке МБР была размещена на официальном сайте госзакупок страны, сообщает MilitaryRussia.ru, через свой канал в социальной сети Telegram. Сообщается, что в настоящее время на ряде различных оборонных заводов ведутся работы по подготовке их к созданию новой ракеты.
Межконтинентальный баллистический ракетный комплекс «Ярс» проезжает по Красной площади в Москве во время репетиции военного парада в честь Дня Победы в 2015 году.На сайте правительства сообщается, что корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) готовится начать производство мобильного варианта новой МБР «Ярс-М», сообщает MilitaryRussia.ru. В частности, МИТ будет производить твердотопливную ракету 15Ж80, которая отличается от более ранних «Ярсов» и других российских межконтинентальных баллистических ракет использованием независимых разгонных блоков, или ИПБВ, известных в России как блок индивидуального разведения (БИР).
Россия (и Советский Союз до нее) давно проявляют интерес к мерам противодействия межконтинентальным баллистическим ракетам и другим баллистическим ракетам, о чем вы можете узнать больше здесь и здесь. Для межконтинентальных баллистических ракет IPBV, по-видимому, является последней.
С точки зрения разработки боеголовок, как объяснялось в прошлом в Зоне боевых действий , большинство межконтинентальных баллистических ракет с несколькими боеголовками несут несколько головных частей с независимым наведением или РГЧ, каждая из которых способна поразить отдельную цель.
Интервальная съемка повторного входа РГЧ в атмосферу во время испытания ракеты LGM-118A Peacekeeper. Армия СШАОбычно последняя ступень ракеты удерживает все РГЧ и отделяется от остальной части межконтинентальной баллистической ракеты. После выхода из атмосферы Земли последняя ступень может самостоятельно маневрировать, выпуская каждую боеголовку (а также ложные цели) для каждой отдельной цели. Поскольку все РГЧ прикреплены к одному и тому же основному блоку, который летит по довольно прямолинейному курсу, боеголовки могут быть распределены только по целям, которые находятся относительно близко к этому пути. В то же время конфигурация РГЧ также увеличивает время, в течение которого вся ракета может быть перехвачена, что теоретически упрощает ее отслеживание и, возможно, перехват.
Только в прошлом году российские государственные СМИ предоставили беспрецедентные снимки полезной нагрузки для МБР шахтного базирования Р-36М2, известной на Западе как SS-18 Mod 5 Satan. Это оружие включает в себя конфигурацию РГЧ и одну из самых тяжелых полезных нагрузок среди всех межконтинентальных баллистических ракет, когда-либо разработанных и развернутых, и вы можете узнать больше об этом здесь.
Вид внутри грузового автобуса Р-36М2, где находятся боеголовки. Российские государственные СМИ через Дмитрия Корнева. собственную боеголовку. Это означает, что одиночная межконтинентальная баллистическая ракета лучше способна поражать независимые цели.В конце концов, используя IPBV, каждая боеголовка может следовать по курсу, который гораздо более независим от траектории основной ракеты, что позволяет одной межконтинентальной баллистической ракете сбрасывать боеголовки на гораздо более широкую географическую территорию. Этот тип наведения также может быть более точным, поскольку транспортные средства не ограничены одной траекторией полета.
В то же время, и это, пожалуй, самое главное, IPBV лучше способны преодолевать противоракетную оборону, которая может оказаться на их пути. В типичной конфигурации MIRV боеголовки остаются сгруппированными вместе как единый объект в течение более длительного периода времени и потенциально могут быть уничтожены как единое целое. В IPBV боеголовки движутся независимо друг от друга, вероятно, по разным траекториям, что усложняет их отслеживание и перехват с помощью систем противоракетной обороны.
Независимо от того, задействованы ли РГЧ или IPBV, факт остается фактом: перехват любой межконтинентальной баллистической ракеты — это очень сложный процесс, для начала, реальность, к которой Зона боевых действий обращалась в прошлом.
Что касается того, как может выглядеть ракета с конфигурацией IPBV, сегодня в отчете московского Центра анализа стратегии и технологий (CAST) есть рисунок, опубликованный в домашнем журнале Массачусетского технологического института в 2020 году. Он дает базовое изображение IPBV. МБР типа.
Показана трехступенчатая ракета, причем первая ступень ракеты 15Ж80 должна быть такой же, как у оригинального «Ярса». По данным CAST, вторая ступень новой ракеты может отличаться от базовой ракеты «Ярс», вероятно, с другой установкой двигателя. Что наиболее важно, третья ступень ракеты несет IPBV.
Неясно, сколько именно IPBV может быть размещено на ракете «Ярс-М» и какую взрывную мощность они могут нести. На схеме MIT в качестве полезной нагрузки показаны четыре модуля, но это вполне может не отражать реальность новой ракеты 15Ж80. Также стоит отметить, что ракета на рисунке выглядит довольно типичной и имеет постоянный диаметр, в отличие от «Ярса», который тоньше к носу. Хотя профиль «Ярса-М» также может измениться, его изображение в целом похоже на те концепции IPBV, которые мы видели в России в прошлом, как показано в твите ниже.
Несмотря на сходство чертежа с ракетой 15Ж80, CAST отмечает, что модульная компоновка ракеты должна предусматривать множество различных вариантов полезной нагрузки, которая может включать в себя разное количество боеголовок, боеголовки с разной мощностью, а также разную бронепробиваемость СПИД, или ПЕНЭЙДС.
CAST также указывает на один потенциальный недостаток версии межконтинентальной баллистической ракеты IPBV по сравнению с исходным «Ярсом», заключающийся в том, что уменьшенная общая масса третьей ступени означает, что ракета быстрее теряет энергию, что, вероятно, влияет на ее максимальную дальность. . Заявленная дальность полета «Ярса» составляет более 6500 миль.
Также было высказано предположение, что уменьшенная масса также приведет к меньшим и более легким боеголовкам, что, в свою очередь, может снизить их мощность. Сообщается, что в базовом «Ярсе» каждая РГЧ имеет мощность от 150 до 250 килотонн, хотя точное количество неясно — в то время как российские СМИ сообщают, что каждая ракета «Ярс» несет до 10 отдельных ядерных зарядов, многие эксперты считают, намного ниже.
Основываясь на документах на веб-сайте закупок, CAST также считает вероятным, что новая ракета «Ярс-М» сохранит достаточную общность с исходной ракетой, чтобы она могла использовать ту же мобильную ракету-носитель, МЗКТ-79221. Эта транспортно-установочная пусковая установка (ТЭЛ) 16×16 была спроектирована и разработана в Беларуси и также используется в дорожно-мобильной версии более старой МБР «Тополь-М». На каком-то этапе Россия надеялась представить аналогичный ТЭЛ собственного производства КамАЗ-7850, хотя работа над ним, похоже, застопорилась или, возможно, была полностью прекращена.
Сообщения о том, что Россия испытывает «экспериментальную боеголовку» ракеты «Ярс», появились в 2019 году.
Рассматриваемые испытания на космодроме Плесецк на северо-западе Архангельской области, по-видимому, включали адаптацию межконтинентальной баллистической ракеты с конфигурацией из трех боеголовок, предположительно для использования IPBV. Неясно, было ли это первым подобным испытанием «Ярса» с боеголовкой такого типа, поскольку первоначальная версия ракеты поступила на вооружение РВСН в декабре 2010 года9. 0003 Колонна пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» следует за бронетранспортером на базе Ракетных войск стратегического назначения недалеко от города Тейково, к северо-востоку от Москвы, 2011 год. АНДРЕЙ СМИРНОВ/AFP via Getty Images
всегда ассоциировался с разделяющимися боеголовками, хотя изначально с РГЧ. Принято считать, что первоначальная версия «Ярса» была просто модификацией более раннего «Тополя-М» с одинарной боевой частью, но с РГЧ. Соединенные Штаты утверждали, что новое обозначение «Ярса» было попыткой обойти положения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истек, который налагал ограничения на общее количество боеголовок, которые американские и российские силы могут иметь на межконтинентальных баллистических ракетах, а также по модификации существующих ракет. За СНВ последовал Новый СНВ, хотя Россию обвиняли в его несоблюдении до того, как в начале этого года она объявила о полном выходе из договора.
Для Соединенных Штатов «Ярс-М», если предположить, что он действительно будет запущен в серийное производство, представляет собой новые вызовы для их системы противоракетной обороны.
Что касается обнаружения, то американской сети спутников, радаров, других датчиков и узлов связи будет сложнее идентифицировать, а затем отслеживать пуски ракет и последующие выбросы боеголовок. Межконтинентальная баллистическая ракета, которая выпускает IPBV, направляющиеся по разным траекториям, может даже угрожать перегрузкой этой сети.
Если предположить, что различные IPBV идентифицированы и могут быть отслежены, проблема становится проблемой их успешного перехвата в середине полета. Опять же, несколько боеголовок, движущихся по разным траекториям, только увеличат их шансы уклониться от наземных перехватчиков средней дальности (GMD) и SM-3 Block IIA, и неясно, выдержит ли будущий перехватчик следующего поколения или NGI. намного лучше, тем более, что только 21 из них будет выставлено. Ограниченный характер защитного зонтика, предлагаемого NGI, — это то, что мы подробно исследовали в прошлом.
Испытание наземной системы противоракетной обороны с базы ВВС Ванденберг, Калифорния, в июне 2014 г., в ходе которой успешно перехвачена цель: которые доставляются другими межконтинентальными баллистическими ракетами, Россия, безусловно, прилагает согласованные усилия для укрепления своего потенциала ядерного сдерживания.
Это еще до того, как принять во внимание отрезвляющую реальность того, что нынешняя система противоракетной обороны США сама по себе недостаточна для защиты от полномасштабного российского ядерного удара. Даже нынешний российский арсенал более чем способен подавить противоракетную оборону любой другой страны.
Однако после полномасштабного вторжения Москвы в Украину подобная шумиха только усилилась, а отношения России с Западом продолжают ухудшаться. В то же время ядерные угрозы со стороны кремлевского руководства, будь то завуалированные или нет, резко возросли.
На данный момент давление войны на Украине явно ощущается Министерством обороны России. Что касается бюджетов, им все чаще приходится удовлетворять требования этого конфликта, и, кроме того, задолго до вторжения давние вопросы о способности России платить за более совершенные системы вооружений. Вдобавок к этому санкции сейчас усложняют производство высокотехнологичного оружия в целом. В этом контексте «Ярс-М» как более скромная модернизация существующей МБР представляется более привлекательным вариантом, чем разработка новой стратегической ракеты с нуля.
В то же время появились недавние сообщения о том, что Россия приступила к ранним разработкам новой межконтинентальной баллистической ракеты подводного базирования, или БРПЛ, которая в конечном итоге заменит текущую ракету «Булава». На данный момент неясно, предусматривается ли совершенно новое оружие, модернизация или дальнейшее развитие существующей ракеты. Бывший командир подводной лодки контр-адмирал Всеволод Хмыров заявил российскому информационному агентству «Известия », что новая БРПЛ «должна гарантированно преодолевать любую систему противоракетной обороны и обеспечивать высокую точность при увеличенной дальности полета».