Социальная Роль Транспорта В Экономике Региона
Author
Listed:
Registered:
Abstract
В статье рассматриваются отраслевой и социально-экономический подходы к формированию и развитию транспортного комплекса. Представлены особенности социально-экономического подхода, позволяющие выявить социальные параметры транспортного комплекса и факторы, определяющие влияние транспорта на социально-экономическое развитие региона. Указанные факторы характеризуются показателями. На основе анализа показателей влияния транспортного комплекса на социально-экономическое развитие региона определяется роль транспорта в экономике территории.
Suggested Citation
Handle: RePEc:scn:015306:15413481
as
HTMLHTML with abstractplain textplain text with abstractBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Download full text from publisher
File URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rol-transporta-v-ekonomike-regionaDownload Restriction: no
—>
More about this item
Keywords
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА; СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС; ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ; УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ;All these keywords.
Statistics
Access and download statisticsCorrections
All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item’s handle: RePEc:scn:015306:15413481. See general information about how to correct material in RePEc.
For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: . General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .
If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.
We have no bibliographic references for this item. You can help adding them by using this form .
If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the «citations» tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.
For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: CyberLeninka (email available below). General contact details of provider: http://cyberleninka. ru/ .
Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.
Открытое образование — Экономические основы транспортной деятельности
Select the required university:
———
Курс познакомит слушателей с современными научными представлениями о системной роли транспорта в экономике, его развитии в ходе социально-экономической эволюции, факторах, определяющих эффективность транспортной деятельности и методах ее повышения.
- About
- Format
- Information resources
- Requirements
- Course program
- Education results
- Formed competencies
- Education directions
About
Пользователи курса смогут овладеть методами системного анализа, технико-экономических расчетов, оценки эффективности инвестиций и текущей экономической деятельности в сфере транспорта.
Курс поможет студентам овладеть знаниями об основных тенденциях развития транспортной деятельности, с углубленным изучением развития железнодорожного транспорта, играющего ведущую роль в транспортной системе России; основных компонентах транспорта; показателях транспортной деятельности и возможностях их улучшения; о роли инноваций на транспорте и стратегических направлениях его развития.
Курс нацелен на решение профессионально значимых задач, связанных с формированием базовых знаний об экономических основах транспортной деятельности и методах повышения ее эффективности, необходимых как для дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся, так и для повышения общей компетентности в области экономических наук.
Format
Курс рассчитан на 12 недель. Недельная нагрузка обучающегося по курсу — 18 академических часов.
Еженедельные занятия будут включать:
· просмотр тематических видео-лекций;
· изучение иллюстрированных тематических материалов, включающих 2-3 вопроса на самопроверку усвоения теоретического материала
1. Головачёв А. А. (2016). История железнодорожного дела в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС.
2.Могилевкин И. М. (2005). Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М.:Наука.
3. Dobbin F. (1994). Forging Industrial Policy. The United States, Britain, and France in the Railway Age. NY: Cambridge University Press.
4. Quinet E. Principes d`Economic des Transports. Economica, Paris, 1998.
5. Лапидус, Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее [Текст] / Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет // — М.: КРАСАНД, 2012. – 234 с.
6. Maddison A. Contours of the World Economy, 1–2030 AD. Essays in Macro-Economic History. – N. Y.: Oxford University Press, 2007.
Requirements
Курс базируется на объеме ранее изученного материала в курсах «Экономическая теория», «Математика», «Экономика»
Course program
Курс состоит из двенадцати разделов:
Раздел 1. Социально-экономическое значение транспорта
Раздел 2. Развитие транспорта и появление железных дорог
Раздел 3. Эволюция железнодорожного транспорта
Раздел 4. Роль инноваций в развитии железных дорог
Раздел 5. Перспективы инновационного развития транспорта
Раздел 6. Особенности развития и социально-экономическая роль железнодорожного транспорта в России
Раздел 7. Основные компоненты железнодорожного транспорта и их технико-экономическая роль
Раздел 8. Грузовые и пассажирские перевозки
Раздел 9. Экономическая оценка эксплуатационной работы железных дорог
Раздел 10. Транспортные издержки
Раздел 11. Экономическая эффективность и методы ее определения на транспорте
Раздел 12. Стратегические направления развития транспортной системы в Российской Федерации до 2030 года
Education results
В результате освоения курса «Экономические основы транспортной деятельности» студент будет способен:
- Знать основные понятия о транспорте, транспортных системах, критерии эффективности функционирования и технико-экономические параметры транспорта;
- Охарактеризовать особенности и место транспорта в современном обществе, его роль в функционировании экономики, основные принципы формирования, функционирования и развития транспортного комплекса страны;
- Понимать основы государственного управления транспортным комплексом страны и транспортного обслуживания;
- Анализировать основные закономерности исторического значения транспорта, транспортных систем в развитии общества;
- Понимать сущность управленческих решений, виды управленческих решений при определении роли транспорта в функционировании экономики страны;
Определять критерии эффективности функционирования и технико-экономические показатели транспорта
Formed competencies
● Применение основ по методам реализации основных управленческих функций в сфере транспорта (ОПК-2 ФГОС ВО 38. 00.00) — средний уровень
● Сочетание навыков анализа и исследования основных закономерностей исторического значения транспорта, особенностей транспортных систем и его роль в развитии общества (ОК-2 ФГОС ВО 38.00.00) – высокий уровень
● Использование полученных навыков и знаний о месте и роли транспорта в функционировании экономики страны, применение критериев эффективности функционирования транспорта и технико-экономических параметров транспортной отрасли (ОК-3 ФГОС ВО 38.00.00) — высокий уровень
● Владение навыками самостоятельного приобретения новых знаний при помощи современных интерактивных методов обучения, владение навыками поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 7, ФГОС ВО 38.00.00) – высокий уровень
Education directions
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
26. 00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
38.00.00 Экономика и управление
Российский университет транспорта (МИИТ)
Мачерет Дмитрий Александрович
Доктор экономических наук, Профессор
Position: Первый заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД», Заведующий кафедрой «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью» РУТ (МИИТ)
Соколов Юрий Игоревич
Доктор экономических наук, Профессор
Чернигина Ирина Алексеевна
Кандидат экономических наук, Доцент
Position: Доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте» РУТ (МИИТ)
Гринчар Николай Николаевич
Кандидат экономических наук, Доцент
Position: Доцент кафедры «Современные технологии социально-экономического образования»
Similar courses
8 February 2021 — 31 December 2023 г.
Основы бизнеса
СПбГУ
8 February 2021 — 31 December 2023 г.
Язык эффективной коммуникации в цифровой среде
СПбГУ
15 February 2021 — 31 December 2023 г.
Язык эффективной коммуникации
СПбГУ
К сожалению, мы не гарантируем корректную работу сайта в вашем браузере. Рекомендуем заменить его на один из предложенных.
Также советуем ознакомиться с полным списком рекомендаций.
Google Chrome
Mozilla Firefox
Apple Safari
Greener Vision Связь между транспортом и экономикой
Транспорт имеет важное значение для эффективной работы экономики, объединяя ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг, и доставляя продукты производственного процесса потребителям.
«Оценки показывают, что если бы все другие факторы роста увеличились на 10%, а транспортная инфраструктура осталась бы неизменной, то реальный рост доходов составил бы всего 9%, т.е. на 1% меньше, чем в противном случае».
– Венейблс, Лэрд и Оверман, 2014
Потенциальные экономические последствия усовершенствований транспорта, вероятно, будут не только значительными и широкомасштабными, они также могут зависеть от контекста. Например, некоторые отрасли промышленности выигрывают от того, что они являются частью кластера аналогичных или связанных предприятий с доступом к обширным и глубоким пулам специалистов, другие отрасли в большей степени полагаются на подключение к международным шлюзам для доступа к зарубежным рынкам, в то время как другие отрасли функционируют идеально. ну где бы они не находились.
Развитие понимания транспорта и связанных с транспортом проблем и возможностей, с которыми сталкиваются альтернативные отрасли промышленности, является важным первым шагом в разработке инвестиционной программы для повышения производительности и конкурентоспособности.
Инвестиции в транспортные сети могут повлиять на функционирование рынков труда, производительность бизнеса и конкурентоспособность. Эти воздействия взаимодействуют во времени и могут привести к улучшению экономического производства и географического распределения экономической деятельности. Они также могут влиять на окружающую среду, качество жизни и общую привлекательность городов.
Улучшения в транспортной связности, обусловленные увеличением пропускной способности сети, сокращением времени и затрат в пути вместе с повышением надежности сети, приводят к повышению производительности за счет того, что иногда называют «экономией агломерации».
Снижение транспортных расходов означает, что предприятия могут:
- Свяжитесь с потенциальными поставщиками, чтобы они могли получить доступ к более качественным и/или более дешевым ресурсам.
- Свяжитесь с потенциальными клиентами, чтобы они могли поставлять товары на более отдаленные рынки.
- Подключайтесь к более широкому кругу талантов на рынке труда, чтобы навыки лучше соответствовали возможностям трудоустройства.
Снижение транспортных расходов означает, что люди могут:
- Участие в рынке труда.
- Получите доступ к более широкому кругу рабочих мест, увеличивая шансы найти должность, которая лучше соответствует их навыкам.
- Используйте возможности для отдыха и розничной торговли, предоставляя им доступ к более широкому ассортименту товаров или приобретая аналогичные товары по более низким ценам и способствуя повышению конкурентоспособности местных предприятий.
С помощью этих механизмов улучшение связи может привести к повышению производительности и занятости, что приведет к увеличению объема производства.
В тех случаях, когда инвестиции в транспорт носят «трансформационный» характер, они также могут влиять на местонахождение экономической деятельности, например позволяя предприятиям перемещаться в более продуктивные места с лучшим доступом к навыкам, другим ресурсам и клиентам. Инвестирование в транспортную связность может не только повлиять на уровень экономической активности в регионе, но и на его местонахождение.
Рисунок 1.1 Инвестиции в транспорт и экономический рост
На рис. 1.1 представлена схема, показывающая, каким образом инвестиции в транспорт при определенных обстоятельствах могут стимулировать экономические показатели. На рисунке показано, как прямое воздействие инвестиций может повысить эффективность рынка, что, в свою очередь, может привести к изменениям в производительности и экономическому росту. К механизмам оказания экономического воздействия относятся:
На рисунке показано, как прямое воздействие инвестиций может повысить эффективность рынка, что приведет к принятию решений об инвестициях и переселении, что, в свою очередь, может привести к изменениям в производительности и экономическому росту. К механизмам оказания экономического воздействия относятся:
- Преимущества для пользователей транспорта . Экономия времени за счет сокращения времени в пути и повышения качества частоты и надежности транспортных сетей и услуг. Выгоды для пользователей транспорта могут также включать в себя выгоды от улучшения общественной сферы и/или привлекательности маршрута.
- Преимущества для непользователей . В случае инвестиций в общественный транспорт они включают в себя снижение отрицательных внешних эффектов от поездок на автомобиле (т. е. снижение заторов и выбросов CO2) и альтернативные ценности (т. е. стоимость, которая придается сохранению общественного актива или услуги, даже если вероятность того, что человек, фактически когда-либо его использующий).
- Влияние на производительность . Воздействие на производительность достигается за счет повышения эффективности в результате улучшения связи, что эффективно сближает предприятия, поставщиков и работников. Эти преимущества являются дополнительными к преимуществам для пользователей и непользователей на национальном уровне.
- Воздействие инвестиций . Изменения в уровне или местоположении инвестиций частного сектора в результате инвестиций в транспорт. Эти преимущества зависят от контекста и могут быть частично вытеснены из других областей.
- Влияние на занятость . Воздействие на рынок труда в результате улучшения связи, которое может позволить людям перейти на более продуктивную работу или выйти на рынок труда в результате сокращения и удешевления поездок на работу и обратно.
- Воздействия регенерации . Местное экономическое воздействие в результате улучшения местного имиджа и привлекательности развития землепользования. В некоторых случаях транспорт может выступать в качестве катализатора местного экономического роста. Эти выгоды могут не быть полностью дополнительными на национальном уровне и могут возникать в результате смещения экономической деятельности из других мест.
Помимо потенциального долгосрочного воздействия на производительность, строительство крупных инфраструктурных проектов обеспечивает вливание ресурсов в местную экономику во время строительства, что может создать новые возможности для трудоустройства. Хотя эти расходы могут быть просто перенаправлены с другой государственной деятельности, местные последствия могут быть как значительными в краткосрочной перспективе, так и каталитическими в долгосрочной перспективе.
Продолжить чтение ниже
Роль транспорта в экономическом развитии
Одним из основных показателей макроэкономики является экономический рост. Узнайте больше о том, какую ключевую роль в этом играют логистика и транспорт.
© Университет Ковентри. CC BY-NC 4.0
Одним из ключевых показателей макроэкономики является экономический рост, ключевую роль в котором играют логистика и транспорт.
Для стимулирования экономического роста правительствам необходимо инвестировать в логистическую инфраструктуру, такую как дороги, железные дороги, аэропорты и порты. Кроме того, правительствам необходимы государственные инвестиции, чтобы заботиться об окружающей среде и защищать права граждан на чистый воздух, достойные места для жизни и работы, а также основные права человека и равенство. Бизнес не интересуется этими вопросами, потому что нет стимула для получения прибыли. Правительства разных стран имеют разное отношение и приоритеты в отношении того, сколько внимания они уделяют этим вопросам.
В смешанной экономике одним из способов измерения успешности влияния правительства на экономику является сравнение того, как оно повлияло на рост логистики и транспорта.
Помните, что правительству нужна эффективная транспортная система, потому что она облегчает перемещение рабочей силы от домохозяйств к фирмам, товаров и услуг между фирмами и от фирм к домохозяйствам. Кроме того, это позволяет рабочей силе легко перемещаться между фирмами, а товары и услуги от фирм к домохозяйствам. Низкий уровень безработицы демонстрирует, что это происходит.
Существует мнение, что существует прямая связь между транспортом и экономическим благосостоянием. Если мы посмотрим на график роста ВВП Великобритании по сравнению с количеством грузовых автомобилей, зарегистрированных для коммерческого использования через систему лицензирования операторов, то увидим четкую корреляцию (Department for Transport 2019).
По материалам Министерства транспорта (2019 г.). Нажмите, чтобы развернуть.
Если вдуматься в логику этого рассуждения, то чем выше уровень экономической активности, тем больше потребность в эффективном транспорте, чтобы товары были в нужном месте. Это создает спрос на улучшение логистики и транспортной инфраструктуры. Это приводит к росту спроса и вступает в силу эффект мультипликатора, за которым следует рост ВВП. Если более высокий спрос означает, что страна превысила имеющиеся у нее факторы производства, они начинают торговать с другими странами, чтобы получить необходимые им скудные ресурсы.
Транспорт и конкуренция
Транспортные услуги и связанная с ними инфраструктура также могут дать государству сравнительное преимущество над экономикой других стран. Пример сравнительного преимущества на транспорте можно найти в отрасли железнодорожных грузоперевозок США. В Великобритании у нас низкие мосты и вообще нельзя штабелировать контейнеры в поезде. Американские поезда можно штабелировать в два контейнера высотой, потому что у них нет ограничений по высоте или низких мостов. Следовательно, они имеют сравнительное преимущество перед другими странами с низкими мостами. У США абсолютное преимущество над странами, не имеющими железных дорог, такими как большая часть Африки и Южной Америки.
Отделение транспорта от ВВП
Ожидать, что как ВВП, так и транспортная деятельность будут постоянно расти, нереально. Должна существовать точка предельной полезности, при которой дополнительная единица роста не влияет на ВВП.
Существует также множество неэкономических факторов, таких как загрязнение окружающей среды и пробки, которые отделяют транспортную деятельность от роста ВВП. Использование земли может иметь негативные последствия для окружающей среды, и никто не ожидает, что вся земля будет использоваться под дороги и другую логистическую инфраструктуру.
Наконец, более эффективный транспорт стоит меньше, поэтому ВВП должен расти быстрее, чем транспорт, из-за повышения производительности и экономии за счет масштаба, демонстрируя тем самым, что произошло отделение транспорта от ВВП.
Предложение или спрос?
Наконец, нам необходимо рассмотреть вопрос о том, обусловлено ли расширение транспортных и логистических услуг спросом или предложением. Почему это важно? Потому что нас интересует причинно-следственная связь: нам нужно знать, реагирует ли логистика на рост, вызванный нашими действиями и создающий транспортные мощности, или же она реагирует на рост, на который мы не влияли.
Под влиянием предложения — это когда рост стимулируется вашими действиями. Увеличение транспортных и логистических активов и инвестиций в инфраструктуру со стороны как правительства, так и компаний создаст больше возможностей для производства продуктов или услуг, что создаст больший спрос. Инвестиции в инфраструктуру — классический шаг правительств, направленный на повышение уровня экономического роста. Больше транспорта, логистики и связанной с ними инфраструктуры ведет к экономическому развитию. Повышение качества транспортных средств ведет к доступу к большему количеству рынков, а эффективный транспорт дешевле, поэтому используется больше транспорта. Масштабные проекты транспортной инфраструктуры опосредованно повлияют на местную экономику; срабатывает эффект мультипликатора, который стимулирует рост логистического бизнеса.
рост, обусловленный спросом, не так уж поддается контролю. Инвестиции в общее экономическое развитие приводят к спросу на транспорт, поэтому спрос исходит от потребителей. Спрос должен изначально существовать, чтобы было выгодно предоставлять транспортные услуги, тогда как рост, обусловленный предложением, связан с расширением транспортных и логистических мощностей. Спрос может возникать из двух источников: явного и скрытого спроса. Выявленный спрос основан на реальных перемещениях товаров, т.е. людей, желающих перевезти больше вещей. Скрытый спрос – это потенциальный спрос, который не может быть удовлетворен из-за неадекватной транспортной инфраструктуры. Примером скрытого спроса является строительство торгового центра за пределами города; спроса нет, пока проект не построен.
Ваша задача
Изучите и сравните последние статистические данные о ВВП с грузовыми или транспортными перевозками, чтобы доказать связь между ВВП и логистикой.