Заполнение путевого листа в 2023 году: что надо знать
Совсем скоро, 1 марта 2023 года вступит в силу Приказ Минтранса от 28.09.2022 № 390, которым вводится новый порядок заполнения путевых листов. Нововведений немного — но они есть.
Поэтому чтобы не запутаться, самое время свести воедину нашу базу знаний о путевых листах. Кто должен заполнять путевые листы, какие графы обязательны, а какие — нет? Что вообще надо знать про путевые листы в 2023 году?
Начнем с главного.
Кто должен заполнять путевой лист
Пропустим вопрос о том, что такое путевой лист и для чего он нужен, мы об этом писали подробно. Давайте разберемся, кто обязан заполнять путевые листы.
Напомним, что ст. 6 УАТ требует оформлять путевой лист «при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях».
— Это перевозки, с ними все понятно, — скажете вы. — А если просто поездки по собственным нуждам компании — здесь-то путевой лист зачем? Он вовсе не обязателен.
Однако суды смотрят на эту ситуацию по-другому. Они указывают, что организации и ИП, которые перевозят сотрудников и грузы для нужд компании, обязаны:
- соблюдать требования законодательства в сфере БДД,
- проводить предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния автотранспорта и предрейсового (послерейсового) медосмотра водителя.
А значит, как отметил Верховный Суд РФ, «наряду со всем прочим соблюдать порядок заполнения путевых листов».
Некоторые суды толкуют законодательство еще более расширительно и признают, что путевые листы должны оформляться при эксплуатации ТС не только водителем, а вообще любым работником.
Пример. В прошлом году Пермский краевой суд рассматривал жалобу исполнительного директора одного ЧОП, которого оштрафовали за езду без путевого листа. Исполнительный директор ехал по делам на служебной машине. Ехал сам, без водителя, не перевозил ни пассажиров ни грузы — но его все равно привлекли к административной ответственности и наложили штраф. Однако краевой суд только еще раз подтвердил, что штраф наложен правильно. (Решение Пермского краевого суда по делу № 72-621/2022 от 06.07.2022 г.) |
Отметим, что с 1 марта 2023 года вступят в силу поправки в статью 6 УАТ РФ, которая посвящена путевым листам. В новой редакции указано, что путевой лист «подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В случае, если транспортное средство предоставлено во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляется арендодателем.
Таким образом, появилось только новое правило о том, что путевой лист должен оформляться арендодателем, оказывающим услугу по аренде и управлению транспортным средством.
Отметим, что в новой редакции отсутствует указание на тех лиц, которые осуществляют «перевозки пассажиров или грузов для собственных нужд». Изменится ли в связи с этим правоприменительная практика, можно только гадать.
Как заполнять путевой лист
С 1 марта 2023 года вступят в силу новые правила оформления путевых листов и поправки в статью 6 УАТ РФ, которая также посвящена путевым листам.
В целом, обязательные реквизиты для заполнения путевых листов остались прежними. Указано, что путевой лист должен содержать сведения:
- о сроке действия путевого листа;
- лице, оформившем путевой лист;
- транспортном средстве;
- водителе (водителях) транспортного средства;
- виде перевозки и виде сообщения.
Заметьте, что сейчас вместо сведений о собственнике транспорта будут сведения о лице, оформившем путевой лист. Этот реквизит должен включать в себя:
- для юрлица — полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН ЮЛ;
- для ИП — фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН ИП.
Обратите внимание! В число обязательных реквизитов больше не входят наименование и номер путевого листа. Впрочем, вероятно, что на практике в силу удобства путевые листы по-прежнему будут нумероваться.
У нас на сайте есть образцы заполнения путевых листов для разных видов транспорта.
Изменения в порядке заполнения путевых листов
Есть и другие нововведения в порядке оформления путевых листов, о которых важно знать.
✓ Уточнены требования к отметкам о прохождении предрейсового / предсменного и послерейсового / послесменного медосмотра водителя и контроля технического состояния автотранспорта.
Так, отметку: «Прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» проставляют, если у водителя отсутствуют признаки воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Заверить отметку медработник может на бумажном носителе — собственноручной подписью, в электронном документе — усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или неквалифицированной ЭП, созданной на портале Госуслуг (УНЭП). Точно так же заверяется и отметка о прохождении послесменного / послерейсового медосмотра. Это становится актуальным в свете вступления в силу норм и дистанционных медосмотрах.
✓ Результатом проведения контроля техсостояния автомобиля может быть как привычная отметка «Выпуск на линию разрешен» — если с техническим состоянием транспорта все в порядке, так и отметка «Выпуск на линию не разрешен» — если при контроле выявлены какие-то несоответствия.
✓ Уточнены требования к работнику, ответственному за проведение технического контроля транспортных средств. Теперь это «должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, назначенное решением руководителя организации».
✓ Дата и время выпуска транспортного средства на линию, показания одометра при выезде и возвращении, а также отметки о проведения предрейсового / предсменного и послерейсового / послесменного техосмотра проставляются указанным должностным лицом и заверяются на бумажном носителе — его собственноручной подписью, в электронном документе — УКЭП или УНЭП с указанием ФИО. Таким же образом заверяются отметки при приеме-сдаче транспортного средства другому водителю в случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов на каждого из них.
✓ Вести журнал регистрации выданных путевых листов сейчас необязательно — во всяком случае, это требование в новых правилах осталось за скобками.
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина
Вот что мы еще писали о путевых листах:
👉 Путевой лист бензовоза: как заполнять
👉 Путевой лист: ответы на актуальные вопросы
👉 Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист
👉 Нужно ли вписывать в путевой лист водителя-наставника?
👉 Как оформить путевой лист, если рейс длится больше 1 дня?
👉 Надо ли оформлять путевые листы, если автомобиль еще не зарегистрирован в ГИБДД
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!
Подписываюсь!
Новые требования к путевым листам
Изменение 1 – новые правила оформления путевых листов
По новым правилам путевой лист необходимо заполнять на любое транспортное средство, которое использует компания или ИП.
То есть из старых правил убрали оговорку, по которой путевой лист оформляют при эксплуатации авто только при перевозке пассажиров или грузов.
Получается, что в 2021 году оформит путевой лист придется, даже если автомобиль будет без пассажиров. Но тут есть одна нестыковка. В статье 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ сказано, что путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров и грузов. Получается, что положения нового приказа противоречат Закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Пока Минтранс этот момент никак не комментирует.
Изменение 2 – новый обязательный реквизит
В путевом листе появился новый реквизит – «Сведения о перевозке». В нем отражают информацию о видах сообщения и видах перевозок.
Например, вид сообщений – пригородное, междугородное, международное сообщение, а вид перевозки – регулярные пассажирские, перевозки по заказам и т. д. (ст. 4 и 5 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В 2020 году компании и ИП такой реквизит в листах не указывают.

Изменение 3 – новые правила заполнения реквизита «Сведения о транспортном средстве»
По новым правилам в сведениях о транспортном средстве нужно указывать дополнительные данные – марку транспортного средства. Ранее Минтранс хотел видеть в этом поле только тип и модель.
Кроме того, правила дополнили новым порядком отражения показаний одометра. В 2021 году эти данные надо приводить как при выезде транспортного средства с парковки, так и при заезде на парковку. В действующем в 2020 году приказе есть условие, что показания отражают только при выезде с парковки.
Изменение 4 – новый порядок проставления отметки о прохождении технического контроля
Кроме того, в новом приказе уточнили, что контроль технического состояния проводит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Изменение 5 – дополнительные правила ведения журналов путевых листов
Порядок дополнили правилом, что журнал можно вести на бумаге или в электронной форме. Страницы бумажного журнала должны быть прошнурованы и пронумерованы. Если журнал ведется в электронном виде, организация или ИП должны обеспечить возможность его печати.
Кроме того, электронный журнал надо будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. В действующем порядке такие правила не прописаны.
ВЫВОДЫ:
Путевой лист необходимо оформлять на каждое транспортное средство организации.
Согласно порядку, путевой лист должен содержать:
наименование и номер путевого листа;
сведения о сроке действия путевого листа;
сведения о собственнике транспортного средства;
сведения о транспортном средстве;
сведения о водителе;
сведения о перевозке.
Сведения о сроке действия путевого листа содержат дату, в течение которой путевой лист можно использовать. Если путевой лист оформляют более чем на один день, то нужно указать начало и окончание срока, в течение которого путевой лист можно использовать.
В сведениях о собственнике транспортного средства нужно указать:
для юрлиц – наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
для ИП – фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
В сведениях о транспортном нужно указать:
тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а также марку и модель прицепа, если транспортное средство используют с прицепом или полуприцепом;
государственный регистрационный номер транспортного средства, а также номер прицепа, если транспортное средство используют с прицепом или полуприцепом;
показания одометра – полные километры пробега при выезде транспортного средства с парковки, которую используют для стоянки автомобиля по возвращении из рейса и окончании смены, а также при его заезде по окончании смены;
дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, если это требование предусмотрено законодательством; дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
В сведениях о водителе нужно указать:
фамилию, имя, отчество;
дату и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя.
В сведения о перевозке нужно указать информацию о видах сообщения и видах перевозок.
На путевом листе также можно указывать дополнительные реквизиты, которые учитывают особенности перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Владельцы транспортных средств должны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Приказ Об утвержении обязательных реквизитов заполнения путевых листов и порядок их заполнения.
Объяснение авианакладной (AWB) и электронной AWB
Время чтения: 11 минут
Если вы имеете дело с международными отправлениями, бумажная волокита — неизбежное зло. С ним нужно обращаться осторожно, так как ошибки или неточности могут вызвать нежелательные трудности и привести к значительным потерям. Однако в большинстве случаев ваш груз даже не будет перемещен, если у вас нет полной и надлежащей документации.
Мы уже говорили о коносаментах, важнейшем документе в морской торговле. Теперь мы рассмотрим требования к авиаперевозкам и изучим авианакладные, т. е. как они работают, что должно быть включено и как оцифровать все эти хлопоты.
Что такое авианакладная?
Авианакладная или AWB (также называемая авианакладной или сопроводительной накладной ) является юридически обязательным транспортным документом, который сопровождает товары, отправляемые авиаперевозчиком.
С точки зрения непрофессионала, AWB довольно похож на этикетку доставки Amazon, которую вы можете найти на любой посылке, которую вы получаете после покупок в Интернете в Черную пятницу (или, давайте будем честными, множество других). Выданный авиаперевозчиком или агентом перевозчика, AWB предоставляет всю информацию о перевозимом грузе и позволяет отслеживать.
Стандартная форма AWB была разработана Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). IATA также предоставляет инструкции о том, как правильно заполнить форму AWB в рамках решений The Air Cargo Tariff and Rules (TACT).
Итак, прежде всего, давайте посмотрим, что входит в AWB и почему.
Включены функции и информация AWB
AWB является основным документом, регулирующим воздушные перевозки. Чтобы получить четкое представление о том, что такое AWB и почему он используется, мы должны полностью понять его назначение и какую информацию он содержит. Итак, вот список функций AWB в процессе авиаперевозки.
Договор перевозки – соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, в котором перечислены условия перевозки грузов.
Доказательство получения товаров авиакомпанией – после подписания является юридическим доказательством того, что авиаперевозчик получил товары для перевозки (в случае возникновения споров).
Отслеживание груза – номер AWB является важной информацией, позволяющей отслеживать груз. Детали маршрута и коды аэропортов также включены.
Контактная информация среди всех сторон – контактная информация всех вовлеченных сторон.
Фрахтовая накладная – информация о сборах, связанных с процессом отгрузки, поэтому AWB может служить счетом или счетом-фактурой вместе с подтверждающими документами. Он также поддерживает процесс бухгалтерского учета.
Таможенная декларация – один из основных документов, требуемых таможенными органами для разрешения грузовых перевозок.
Описание товара – сведения о количестве, весе, габаритах, стоимости и характере перемещаемых товаров.
Руководство по обработке и доставке товаров – могут быть включены специальные инструкции по обращению с грузом, например, для опасных, хрупких или чувствительных к температуре грузов.
Страховой сертификат – подтверждение того, что груз застрахован, с подробной информацией о страховом покрытии.
Образец AWB. Источник: Редактор AWB
Самая необходимая и важная информация указана на одной первой странице AWB. Оборотная сторона авианакладной выглядит как обычный договор и содержит условия перевозчика (например, пределы ответственности и претензионный порядок).
Отдельно стоит упомянуть номер AWB . Это 11-значный уникальный идентификационный код, обычно расположенный в правом верхнем углу и используемый для отслеживания. Общий шаблон состоит из трех частей: первые три цифры — это префикс авиакомпании (идентификационный номер перевозчика), следующие семь цифр — серийный номер AWB, а последняя цифра рассчитывается путем деления серийного номера AWB на семь (это называется контрольная цифра). В зависимости от оператора связи могут быть дополнительные символы.
Образец номера AWB, где 518 — код авиакомпании Canadian North , 4102010 — серийный номер, а 3 — контрольная цифра. что AWB очень похож на коносамент (BOL), который также является юридически обязывающим соглашением о перевозке товаров. AWB даже иногда описываются как один из типов BOL. Поэтому возникает естественный вопрос, чем они отличаются.
AWB против коносамента
Ну, как мы уже говорили, BOL в основном используется в морской и автомобильной промышленности, в то время как AWB регулируют грузовые авиаперевозки. Но основное различие между ними заключается в том, что авианакладные — это необоротных документов (которые, кстати, четко напечатаны поверх каждого AWB), а коносаменты обычно оборотные . В двух словах это означает, что право собственности не передается вместе с AWB, в отличие от BOL.
AWB в основном служат только для получения товаров и контрактов на транспортировку, но BOL может быть так называемым товарным документом или доказательством права собственности. Это означает, что тот, кто имеет должным образом индоссированные BOL, имеет право распоряжаться и владеть товарами.
AWB и BOL
Типы AWB: AWB конкретной авиакомпании или нейтральная AWB
Что касается формата авианакладной, существует два типа AWB: специфичная для авиакомпании и нейтральная.
AWB для конкретной авиакомпании включают сведения о грузовом авиаперевозчике, т. е. название, логотип, а также адрес головного офиса и контактные данные. Такие AWB выдаются на бланке компании конкретного перевозчика и должны иметь предварительно напечатанный номер авиагрузовой накладной. Они также должны соответствовать правилам IATA и одной из международных авиационных конвенций (Варшавская конвенция, Гаагская поправка, Монреальская конвенция и т. д.).
Нейтральные AWB обычно имеют аналогичную компоновку и формат, но в них не вносится информация о перевозчике. Они также не обязаны следовать правилам IATA или авиационным соглашениям.
Типы AWB: основная AWB и собственная AWB
В зависимости от того, кто выдает AWB, можно выделить два типа авианакладных: домашняя авианакладная (HAWB) и мастер авианакладная (MAWB).
Домашняя авианакладная (HAWB) выдается экспедитором отправителю товаров в качестве подтверждения получения и заключения договора на отгрузку. Обычно он имеет нейтральную форму AWB, не содержит никакой информации о перевозчике и регулирует только отношения между грузоотправителем и экспедитором. Номер HAWB выдается экспедитором и не может использоваться для отслеживания на веб-сайте перевозчика или третьей стороны.
Генеральная авианакладная (MAWB) выдается перевозчиком грузоотправителю или экспедитору, который действует от имени грузоотправителя. MAWB выдаются на предварительно напечатанной форме перевозчика и содержат предварительно заполненные идентификационные данные перевозчика, а также номер для отслеживания. MAWB — это то, что обычно называют AWB, поскольку это документы, регулирующие ответственность перевозчика за перемещение груза.
Теперь кратко обсудим процесс грузовых авиаперевозок и роль AWB в нем.
AWB в процессе перевозки
В очень распространенном сценарии процесса авиадоставки грузов участвуют четыре стороны: грузоотправитель, экспедитор (эти ребята служат только посредниками и не являются неотъемлемой частью цепочки), перевозчик, и получатель или грузополучатель. Давайте посмотрим, как все происходит шаг за шагом.
AWB в воздушном грузопотоке
- Грузоотправитель поручает экспедитору перевезти груз, подготавливает предметы к отправке и передает их экспедитору. Экспедитор выдает HAWB в качестве доказательства получения и договора перевозки.
- Экспедитор договаривается с авиаперевозчиком и передает груз, часто объединяя его с другим грузом. После того, как все экспортные таможенные формальности улажены, авиакомпания заполняет MAWB, который после подписания перевозчиком и отправителем (в нашем случае экспедитором) становится имеющим юридическую силу контрактом со всеми перечисленными выше функциями.
- При доставке груз передается грузополучателю (или агенту/экспедитору), который предъявляет копию AWB. Получатель получает копию AWB либо от отправителя (почтой/курьерской доставкой или через банк), либо от авиаперевозчика по прибытии в пункт назначения. AWB вместе с другой документацией необходим для импортного таможенного оформления и свидетельствует о завершении контракта и приеме груза.
Итак, AWB выпускается в 8 экземплярах (или более) разных цветов, которые предназначены для каждой участвующей стороны.
Копии AWB
Номер AWB для отслеживания авианакладных
Все стороны, вовлеченные в процесс перевозки, хотят знать, где находится груз. Номер AWB позволяет всем заинтересованным сторонам отслеживать статус груза и проверять всю информацию, связанную с грузом.
Как правило, грузовые авиаперевозчики обеспечивают отслеживание через собственный веб-сайт для удобства своих клиентов.
Отслеживание груза с помощью Air India
В качестве альтернативы вы можете воспользоваться сторонними агрегаторами информации об отслеживании (например, track-trace или Ship24), чтобы получать информацию о статусе вашего груза. Это особенно удобно, когда нужно отслеживать несколько отправлений, перемещаемых разными перевозчиками. В большинстве случаев вы можете получить доступ к их функциям через их веб-сайты, в то время как некоторые провайдеры позволяют пользователям интегрировать отслеживание в свои собственные цифровые продукты (например, проверьте track-traceConnect).
Кроме того, некоторые экспедиторы предлагают своим клиентам функцию онлайн-отслеживания через свои платформы управления грузоперевозками.
Объем авиаперевозок продолжает расти. В 2021 году он превысил 66 миллионов метрических тонн. Поскольку для каждой отправки требуется до 30 типов документов с несколькими копиями, представьте, сколько документов потребовалось бы, если бы не внедрение электронных AWB.
Электронная авианакладная (e-AWB) и как ее реализовать
Для каждой перевозки требуется набор сопроводительных документов, которые необходимо хранить, распространять и отслеживать. В 2010 году IATA представила 9Электронная авианакладная 0011 (электронная авианакладная или e-AWB), которая с 1 января 2019 года стала договором перевозки по умолчанию для всех грузовых авиаперевозок. Она является частью программы IATA e-Freight по оцифровке отрасли и переходу на безбумажный транспорт. Он направлен на повышение эффективности, качества данных, рентабельности и устойчивости (устранение более 7800 тонн бумажных документов ежегодно) среди других преимуществ для отрасли грузовых авиаперевозок.
Сегодня в соответствии с Резолюцией 672 Многосторонней электронной авианакладной бумажные AWB больше не требуются. Это означает, что их по-прежнему можно использовать, но IATA и ее члены в основном перешли на электронную версию, которая быстрее обрабатывается и обменивается, ее легче хранить и систематизировать, а также лучше для окружающей среды.
У нас есть очень подробное руководство для экспедиторов по интеграции e-AWB, поэтому здесь мы лишь кратко перечислим основные шаги. Руководство по внедрению e-AWB от IATA представляет собой дорожную карту для присоединения к цифровой инициативе.
5 шагов внедрения e-AWB. Источник: пособие по внедрению e-AWB
- Присоединяйтесь к многостороннему соглашению e-AWB . Экспедиторы и авиакомпании должны подписать соглашение (бесплатно), чтобы разрешить обмен e-AWB. Вы можете проверить список участвующих авиакомпаний и экспедиторов в IATA Matchmaker. Чтобы включить обмен e-AWB, вам необходимо отправить запрос на активацию каждому оператору связи, с которым вы хотите работать.
- Проверьте, поддерживает ли ваша технология e-AWB . IATA рекомендует использовать интернет-формат Cargo-XML для обмена электронной информацией (также существует старый стандарт Cargo-IMP, но он больше не поддерживается с 2014 года, хотя все еще используется). Чтобы получить спецификации и рекомендации, вы можете приобрести набор инструментов IATA Cargo-XML.
- Обеспечение высокого качества электронных сообщений . Чтобы обеспечить качество данных, вы можете либо использовать функции контроля качества, предоставляемые авиакомпаниями, либо проверять свои сообщения с помощью бесплатного инструмента IATA Cargo-XML AutoCheck.
- Настройка бизнес-процессов . Возможно, вам придется адаптировать свои бизнес-процессы к новому безбумажному способу работы.
- Разверните e-AWB . Определите свою стратегию развертывания e-AWB. Авиакомпаниям на этом этапе рекомендуется не забыть активировать своих экспедиторов в Matchmaker.
Вам решать, создавать ли собственную систему e-AWB с платформой Cargo-XML или использовать готовое программное обеспечение e-AWB. Рассмотрим подробнее второй вариант.
Программное обеспечение e-AWB
Ожидается, что для оптимизации процесса доставки решения e-AWB помогут с
- созданием электронной документации, соответствующей IATA,
- распечатка документов при необходимости,
- обмен сообщениями с авиаперевозчиками и
- отслеживание отправлений.
Такие системы могут поставляться как отдельные инструменты или как часть комплексного программного обеспечения для экспедирования грузов. Вот некоторые из провайдеров, которые предлагают функциональность e-AWB.
Инструменты e-AWB для экспедиторов: Riege, Magaya, Logitude, eAWB
Link и SmartAWB Scope от Riege Software — полнофункциональная экспедиторская платформа для управления морскими и воздушными международными перевозками. Функционал авиаперевозок включает в себя автоматическое создание e-AWB, администрирование номеров AWB перевозчика, подключение к системам Cargo Community для обмена сообщениями и многое другое.
Редактор e-AWB. Источник: Scope Air Freight Software
Цифровая грузовая платформа Magaya автоматизирует несколько рабочих процессов цепочки поставок, включая соединения с операторами связи через AWB и e-AWB exchange.
Logitude также предлагает полноценную облачную экспедиторскую платформу с надежными услугами e-AWB, которые включают не только создание и обмен e-AWB, но и мониторинг статистики, отслеживание графика отгрузки, отчетность и многое другое.
eAWB Link был создан в результате партнерства IATA, Descartes и Mphasis. Этот специализированный инструмент позволяет пользователям создавать и управлять электронной грузовой документацией, передавать ее авиакомпаниям, а также отслеживать ее статус.
SmartAWB — это очень простое в использовании облачное решение, которое позволяет экспедиторам создавать, распечатывать, отправлять и отслеживать электронные AWB.
Платформы обмена информацией о грузовых авиаперевозках: TRAXON CargoHUB, CCNhub, WIN, Cargonaut
Альтернативой приобретению конкретного инструмента может быть интеграция с одной или несколькими платформами обмена данными. Эти глобальные сообщества грузовых авиаперевозок обеспечивают точный и эффективный обмен информацией, объединяя все стороны, участвующие в процессе перевозки (авиакомпании, грузовые агенты/экспедиторы, агенты по наземному обслуживанию, грузоотправители, таможню и т. д.). Вот самые большие.
TRAXON CargoHUB by CHAMP — это крупнейшая общественная служба грузовых авиаперевозок, которая обеспечивает электронную связь между более чем 100 авиакомпаниями и более чем 3000 экспедиторами. Это помогает автоматизировать бронирование, операции, обработку документов и таможенные процессы. TRAXON поддерживает все типы сообщений, среди которых те, которые связаны с обменом e-AWB, бронированием, проверкой статуса, сообщениями об ошибках и другими. Для подключения к платформе предоставляются API.
CCNhub насчитывает более 10 000 пользователей и предлагает решения для обмена данными, услуги консьержа по бронированию, функции отслеживания отгрузки и производительности, услуги локализации, систему электронных платежей и выставления счетов за груз (EPIC) и многое другое.
Всемирная информационная сеть (WIN) — это платформа, предназначенная в основном для независимых экспедиторов и предлагающая им простое подключение к более чем 160 авиакомпаниям для электронного бронирования и создания, обмена и отслеживания электронных AWB. Доступ к WIN можно получить через Интернет или через интеграцию API веб-сервиса. Кроме того, он предлагает мобильное приложение для грузоотправителей, которое поддерживает отслеживание доставки, отправку запросов о тарифах и т. д.
Cargonaut управляет информационной платформой Cargo Community в Схипхоле, крупнейшем голландском грузовом узле. Он поддерживает обмен данными между всеми сторонами груза и оптимизирует соответствующие процессы в аэропорту.
Если вы работаете только с определенной авиакомпанией, вы можете проверить, предлагает ли она самообслуживание в режиме онлайн. Подробнее об этом в следующем разделе.
Услуги e-AWB от авиакомпаний
Большинство крупных грузоотправителей обращаются к профессионалам в области экспедирования грузов, чтобы справиться со всеми документами и таможенными проблемами. Помимо глубокой отраслевой экспертизы, грузовые посредники наладили связи с перевозчиками, что облегчает и ускоряет весь процесс, поэтому сами авиакомпании рекомендуют привлекать специалистов по грузоперевозкам.
Однако в работе напрямую с авиаперевозчиком нет ничего плохого. Некоторые крупные авиакомпании предоставляют инструменты для бронирования грузовых мест, получения ценовых предложений и управления отгрузками, включая создание и отслеживание электронной AWB. Например, проверьте инструмент myCargo от KLM/Air France или портал aacargo.com от American Airlines.
eAWB бросает вызов
Проникновение e-AWB неуклонно растет, и с середины 2020 года более 70 процентов специалистов по грузовым авиаперевозкам выдают e-AWB (по крайней мере, по данным IATA). Со всеми его преимуществами он кажется волшебной палочкой и меняет правила игры для всей индустрии грузовых авиаперевозок. Но действительно ли он такой блестящий и идеальный?
По-прежнему существует ряд проблем, которые мешают бесперебойной работе программы электронных грузовых перевозок и глобальному внедрению. Вот некоторые из них.
Нормативные ограничения . Некоторые правительственные постановления накладывают ограничения на цифровые инициативы авиационной отрасли, особенно в отношении вопросов безопасности. В результате многие аэропорты по-прежнему полагаются на бумажную документацию в своих рабочих процессах.
Плохая стандартизация . Процедуры e-AWB до сих пор не полностью согласованы между перевозчиками, экспедиторами, агентами по наземному обслуживанию и другими вовлеченными сторонами.
Унаследованная или отсутствующая технология . Большинство игроков отрасли по-прежнему используют устаревшие технологии, которые не могут создавать и обменивать электронные AWB. Например, авиакомпании полагаются на устаревший формат сообщений CargoIMP на основе EDI, который имеет ряд ограничений по сравнению с более новым форматом CargoXML, который является более гибким и безопасным. Между тем, независимые экспедиторы часто неохотно внедряют новые технологии из-за связанных с этим затрат (даже несмотря на то, что некоторые авиакомпании берут больше за обработку бумажной документации).
Низкое качество сообщения . Часто электронные сообщения не имеют обязательных атрибутов и не могут быть правильно обработаны. Очевидно, что вместо ускорения это замедляет весь процесс.
Сложности подключения . Когда экспедиторы имеют дело с несколькими авиакомпаниями, они должны подключаться к каждой из них отдельно, отправляя запрос на активацию и синхронизируя процесс обмена сообщениями.
Транспортная этикетка, накладная, таможенная накладная и документы для отправки с DHL
Ваше имя Электронная почта получателя
Предмет
https://mydhl.express.dhl/us/en/help-and-support/shipping-advice/what-documents-do-i-need. html УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. Это сообщение отправлено компанией DHL и может содержать конфиденциальную деловую информацию. Оно предназначено исключительно для использования лицом, которому оно адресовано. Если вы не являетесь предполагаемым получателем, свяжитесь с отправителем и удалите это сообщение и все вложения из вашей системы. Несанкционированная публикация, использование, распространение, пересылка, распечатка или копирование данного Электронного письма и его вложений строго запрещены.
Сообщение
Извещение об отправке груза
Будьте готовы перед отправкой!
Наряду с транспортной этикеткой для отправлений могут также потребоваться другие документы, такие как таможенная накладная или документы, относящиеся к месту назначения, для сопровождения груза.
|
|
|
На транспортной этикетке содержится вся информация, необходимая DHL для обеспечения перемещения вашей посылки по сети к конечному пункту назначения.
Информация, обычно содержащаяся на этикетке:
- Адреса и контактная информация отправителя и получателя
- Полное описание содержимого посылки – что это за товары и количество каждого включенного товара
- Количество упаковок/штук в отправлении, общий вес отправления и габариты
Сведения о таможенной накладной (коммерческой/проформе) предоставляются грузоотправителем и используются для декларирования соответствующей информации таможенным органам в целях оформления. Подробная информация помогает таможенным органам в оценке и определении применимых пошлин и налогов, проведении оценки рисков и других соответствующих процедурах.
Детали таможенной накладной должны включать всю ключевую информацию и полную информацию о товаре для эффективного и своевременного таможенного оформления. Некоторые ключевые элементы данных включают (но не ограничиваются):
- Адреса и контактные данные отправителя/экспортера и получателя/импортера
- Идентификационный номер и/или ИНН грузоотправителя и/или получателя
- Разбивка операционных издержек, таких как стоимость товаров, страхование, фрахт и упаковка
- Код валюты, используемый в транзакции
- Инкотермс и применяемое место
- Причина экспорта, например продажа, подарок, возврат, образец
Каждый товар в партии должен быть указан с этими данными
Каждый товар в партии должен быть указан с этими данными
- Описание товара точным и понятным языком
Код Гармонизированной системы (ГС)
Страна происхождения (где изделие было произведено или изготовлено)
Количество, единица измерения
Вес
Значение
При необходимости требования должны быть задокументированы
При необходимости требования должны быть задокументированы
- Заявление о подтверждении происхождения
- Разрешения на экспорт/импорт, лицензии и сертификаты
- Другие государственные требования
Типы счетов
Типы счетов
Для таможенного оформления требуются счета-фактуры двух разных типов: коммерческие или предварительные.