Порча груза: ГК РФ Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа \ КонсультантПлюс

Содержание

Транспортная компания повредила груз юр. лица

Ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза, произошедшее после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, предусмотрена пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации [далее – ГК РФ], а экспедитора – пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [далее – ЗоТЭД]. Там же указано, что перевозчик и/или экспедитор освобождается от ответственности, только если докажет, что повреждение (порча) груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Для правильного толкования этих норм существенное значение имеют сформулированные судебной практикой позиции.

Так, в разделе 1 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) [далее – ОСП ВС] разъяснено, что перевозчик отвечает за повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай (случайный вред), если иное специально не предусмотрено законом. Основанием для освобождения перевозчика от ответственности могут быть только такие обстоятельства, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми. В частности, столкновение автомобиля перевозчика и автомобиля третьего лица, повлекшее повреждение груза, не считается таким обстоятельством, поскольку коммерческая организация, как профессиональный перевозчик, не может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Вместе с тем перевозчик не несет ответственности за повреждение (порчу) груза, произошедшее ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз [разд. 2 ОСП ВС].

В разделе 1 «Обзора судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Пятого арбитражного апелляционного суда 02.05.2017) [далее – ОСП 5ААС] отмечено, что непроявление экспедитором должной осмотрительности при приемке и размещении груза (в частности, принятие упакованного груза лишь по внешнему осмотру, без взвешивания и проверки количества и состояния содержимого внутри упаковки) не освобождает его от ответственности.

Между тем на экспедитора не может быть возложена ответственность за повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя, за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял ручательство за исполнение договора перевозки [разд. 9 ОСП ВС]. Экспедитор также отвечает за повреждение (порчу) груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик) [разд. 8 ОСП ВС]. Причем наличие у грузоотправителя права требовать возмещения непосредственно с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований грузоотправителя к экспедитору, если последний тоже несет ответственность за сохранность груза [разд. 10 ОСП ВС].

Согласно действующему законодательству, груз считается получен неповрежденным (при отсутствии доказательств обратного), если во время выдачи груза получатель не уведомил экспедитора в письменной форме о повреждении (порче) груза и не указал общий характер повреждения (порчи) [п. 1 ст. 8 ЗоТЭД]. Если повреждение (порча) груза не могло быть установлено при приеме груза обычным способом, то уведомление экспедитору должно быть сделано не позднее чем в течение 30-ти календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором [п. 2 ст. 8 ЗоТЭД]. В части 1 раздела 7 «Обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров по договорам транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Седьмого арбитражного апелляционного суда 30.06.2014) [далее – ОСП 7ААС] разъяснено, что обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий несовершения подобных действий. В случае непредоставления получателем документов, свидетельствующих о том, что при приемке груза обычным способом не могла быть установлена недостача (либо порча), в удовлетворении его требований может быть отказано.

Гражданско-правовая ответственность перевозчика за повреждение (порчу) груза выражается, прежде всего, в обязанности возместить реальный ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости [абз. 3 п. 2 ст. 796 ГК РФ]. Экспедитор тоже обязан возместить реальный ущерб за повреждение (порчу) груза, но в более дифференцированном размере, а именно:

— если груз принят для перевозки с объявлением ценности, то в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности [подп. 3 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД];

— если груз принят для перевозки без объявления ценности, то в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере действительной стоимости груза [подп. 4 п. 1 ст. 7 ЗоТЭД]. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары [абз. 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ], конкретнее – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования (либо в день принятия судебного решения, если требование не было добровольно удовлетворено) [п. 6 ст. 7 ЗоТЭД].

Как следует из судебной практики, при установлении факта повреждения (порчи) груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить [разд. 4 ОСП ВС]. Размер ущерба должен определяться из объявленной стоимости переданного к экспедированию груза, а при ее расхождении с рыночной стоимостью – исходя из пропорционального соотношения объявленной и рыночной стоимости с учетом принципов разумности и справедливости [разд. 3 ОСП 5ААС].

Кроме того, перевозчик обязан возвратить провозную плату, взысканную за перевозку поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза [п. 3 ст. 796 ГК РФ]. В договоре транспортной экспедиции тоже может быть установлено условие, обязывающее экспедитора возвратить клиенту уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) в размере, пропорциональном стоимости поврежденного (испорченного) груза [п. 3 ст. 7 ЗоТЭД].

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением вознаграждения, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с произошедшим по вине экспедитора повреждением (порчей) груза [п. 4 ст. 7 ЗоТЭД]. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено [п. 2 ст. 15 ГК РФ]. При определении размера упущенной выгоды действует принцип реальности доходов, которые потерпевший рассчитывает получить при обычных условиях гражданского оборота. Если представленный расчет является вероятностным и составлен без учета расходов, которые клиент понес бы в условиях гражданского оборота [ч. 1 разд. 6 ОСП 7ААС].

Важно помнить, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом [п. 1 ст. 797 ГК РФ]. При этом Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [далее – УАТ] и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [далее – УЖДТ] предусматривают несколько различающиеся порядки предъявления претензий к перевозчикам.

Так, претензия к перевозчику груза автомобильным транспортом подлежит предъявлению в течение срока исковой давности [п. 6 ст. 39 УАТ]. Претензия же к перевозчику груза железнодорожным транспортом должна быть предъявлена в течение 6-ти месяцев, которые исчисляются со дня выдачи поврежденного (испорченного) груза. При этом к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования [ст. ст. 120 и 123 УЖДТ].

Для предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, также является обязательным претензионный порядок, если экспедиционные услуги оказываются для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 12 ЗоТЭД]. Претензия к экспедитору предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документов, подтверждающих количество и стоимость отправленного груза [п. 3 ст. 12 ЗоТЭД], в течение 6-ти месяцев, исчисляемых со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан [п. 4 ст. 12 ЗоТЭД].

Перевозчик, равно как и экспедитор, обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения (удовлетворении или отклонении) в течение 30-ти дней со дня получения претензии; в случае отклонения претензии (либо лишь частичного ее удовлетворения) – указать в уведомлении основание принятия им такого решения, а также возвратить заявителю представленные вместе с претензией документы [п. п. 1 и 2 ст. 40 УАТ, ст. 124 УЖДТ, п. 5 ст. 12 ЗоТЭД].

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок [п. 2 ст. 797 ГК РФ]. При этом установлен специальный (сокращенный) срок исковой давности, а именно – один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами [п. 3 ст. 797 ГК РФ].

Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза автомобильным транспортом, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного повреждением (порчей) груза, – со дня выдачи груза [ст. 42 УАТ]. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии [ст. 125 УЖДТ].

Для исков к экспедитору (требований, вытекающих из договоров транспортной экспедиции) установлен тоже годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление иска [ст. 13 ЗоТЭД].

Между тем из судебной практики известно, что течение срока исковой давности по требованию к перевозчику и/или экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается [разд. 17 ОСП ВС].

Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [далее – АКП РФ] установлено, что экономические споры и иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подведомственны арбитражным судам. Согласно правилам подсудности, иск к перевозчику, вытекающий из договоров перевозки грузов, в том числе в случае, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика [ч. 3 ст. 38 АПК РФ].

Порча или повреждение груза при грузоперевозках

В обязанности логистических компаний входит не только непосредственная транспортировка груза и его доставка в указанное место, но и сохранение его свойств и товарного внешнего вида. Важным моментом любой грузоперевозки является соблюдение оговоренных с заказчиком сроков. Любая транспортная компания может допустить ошибку или же столкнуться с форс-мажорной ситуацией, из-за чего товар доставляется не в том состоянии, в котором необходимо. Причин на это может быть великое множество.

Что собой представляет порча груза и ее разновидности?

Порчей называют один из вариантов повреждения груза, из-за чего он теряет свой первоначальный вид и может лишиться желаемых характеристик. При этом ущерб может не зависеть от факторов внешней среды, например, в случае продуктов питания с определенным сроком годности и требованиями хранения. Нужно дифференцировать понятия «поврежденного» и «испорченного

» товара: в первом случае имеется в виду утрата продукцией своих первоначальных характеристик, тогда как во втором предполагается изменение только потребительских свойств.

Основные разновидности порчи грузов:

  • Механическая. Причинами механических повреждений могут стать неосторожное обращение с товаром грузчиками, ненадежная фиксация в кузове грузового автомобиля.
  • Температурная. Некоторые грузы нуждаются в создании и соблюдении определенного температурного режима, так как в противном случае транспортировка чревата порчей не только этого типа товара, но и попутных грузов.
  • Атмосферная. Достоверно предугадать, какие погодные условия будут в день, когда запланирована транспортировка товара, невозможно. В таком случае важно обеспечение надежной защиты от атмосферных осадков и катаклизмов с помощью прочного и надежного тента или перевозки в цельном контейнере;
  • Порча, связанная с хищением продукции.

Во время грузоперевозки вся ответственность за товар переносится на логистическую компанию. В этом случае заказчик никак не может повлиять на сохранность груза: для того, чтобы не понести существенный финансовый ущерб, вследствие повреждения продукции, рекомендуется застраховать товар перед отправкой.

Кто несет ответственность за порчу груза?

Ответственность за порчу груза могут нести:

  • Водитель. Нередко водитель является одновременно и экспедитором груза, то есть несет ответственность не только за транспортное средство, но и за сохранность товара во время погрузки, грузоперевозки по Киеву и выгрузки.
  • Логистическая компания. Транспортное предприятие несет определенные обязательства за продукцию с момента ее принятия до момента выдачи получателю. При этом компания может избежать ответственности в случаях, когда предотвратить обстоятельства, вызвавшие повреждение груза, или исправить последствия было невозможно.
  • Грузоотправитель. В редких случаях ответственность за порчу груза несет клиент. Если одной из причин повреждения продукции стало несоответствующее качество упаковочных материалов, вина за порчу товара лежит на грузоотправителе, ведь его обязательством является надлежащая подготовка товара к отправке.

Согласно действующему законодательству Украины, получатель имеет полное право требовать компенсировать финансовый ущерб и отказаться от груза, если свойства во время транспортировки изменились настолько, что он не может эксплуатироваться по прямому назначению. В зависимости от типа порчи возмещение затрат отличается: в случае утраты определенного количества товара компенсируется полная стоимость недостающей продукции, а если груз поврежден – возвращается сумма, на которую уменьшилась ее стоимость

.

Важным моментом является тип продукции, ведь если речь идет о естественных утратах по типу усушки или утруски во время грузоперевозки по Украине, логистическая компания или водитель-экспедитор освобождаются от ответственности. Это же касается продукции, которая была повреждена либо во время погрузки в автомобиль, либо во время производства.

Как нужно действовать при обнаружении испорченной продукции?

Если по прибытию в пункт назначения водитель транспортного средства обнаружил, что товар был испорчен во время перевозки, ему стоит в первую очередь осмотреть продукцию и зафиксировать все видимые деформации и дефекты. Данная информация станет фундаментом для составления специального документа – акта о повреждении груза. В некоторых ситуации лучше прибегнуть к консультации эксперта торгово-промышленной палаты, который сможет определить точный размер нанесенного ущерба.

Акт составляется в присутствии водителя-экспедитора и получателя груза или непосредственно в момент доставки, или на следующий день. В документе должна быть указана следующая информация:

  • место;
  • дата;
  • данные о лицах, которые принимали участие в составлении документа;
  • подробная информация о повреждении груза;
  • точный размер ущерба;
  • подписи всех людей, принимающих участие в составлении документа.

К документу обязательно должны прилагаться фото- или видео- доказательства наличия повреждения товара. В дальнейшем они позволяют определить точную причину появления дефектов и виновную сторону.

В случаях, когда сотрудники логистической компании отказываются оформлять или подписывать акт, получатель груза может составить документ самостоятельно, уведомив об этом владельца транспортного предприятия.

В дальнейшем необходимо заполнение бланка с претензией, к которому прилагается вся сопроводительная документация. Обращение может рассматриваться логистической компанией на протяжении одного месяца с момента получения. Если стороны не смогли прийти к компромиссному решению, грузоотправитель имеет право обратиться в суд.

Почему стоит сотрудничать с логистической компанией АСД-Логистик?

Сотрудничество с АСД-Логистик – гарантия аккуратной транспортировки груза с дальнейшей передачей ее получателю в целости и сохранности. Международные грузоперевозки – ответственное задание для всех участников: отправителя, грузчиков, перевозчика и получателя. С АСД-Логистик вы можете быть уверены в компетентном и своевременном выполнении всех обязанностей со стороны сотрудников логистической компании.

причин, по которым происходит повреждение груза, и советы по его предотвращению

20 сентября 2022 г.

Нет ничего хуже, чем досмотреть свой груз только для того, чтобы обнаружить скрытое повреждение.

Это не только приведет к значительным финансовым потерям, но и может повредить вашей репутации, отношениям с клиентами и росту компании. Знание некоторых распространенных ситуаций, которые приводят к повреждению груза, является вашим лучшим оружием, чтобы вы могли должным образом осмотреть груз по прибытии. Если вы занимаетесь доставкой, существуют некоторые превентивные меры для защиты и безопасной доставки груза.

 

 

Как повреждается груз?

Некоторые повреждения непредвиденны, другие можно предотвратить при правильном обращении. Общие причины повреждения груза включают:

  • Безрассудное вождение, неровные дороги, непредсказуемые погодные условия и автомобильные аварии могут привести к несчастным случаям
  • Неравномерная укладка ящиков, хаотичное размещение груза и несоблюдение инструкций
  • Небрежное обращение
  • Плохая упаковка, неправильная герметизация и неправильная амортизация
  • Неравномерное распределение веса, чрезмерный вес груза и неправильное обращение с негабаритным грузом
  • Халатность со стороны склада или грузоотправителя
  • Подвергать груз опасности из-за сокращения пути в целях экономии денег и времени. Обычно это происходит при транспортировке блоков материала, гранита, стали и других тяжелых предметов
  • .
  • Отсутствие знаний о типе, размерах и весе отправляемого груза
  • Отсутствие проверки груза на предмет его надлежащего крепления

 

Общие претензии, связанные с грузом

Каждый год страховые компании получают сотни тысяч жалоб как от грузоотправителей, так и от грузополучателей. Физическое повреждение является наиболее распространенной претензией по грузу, за которой следуют рефрижераторы, контейнеры, утерянные за борт, кража, намокание, недостача, затопление, загрязнение и заражение.

 

Физические повреждения

Физические повреждения обычно возникают, когда предметы повреждаются в результате ударов, поломок, перекатывания и падений.

 

Рефрижераторное оборудование

Обычно это происходит из-за сбоя питания, неправильного обращения или поломки рефрижераторного оборудования. Также это может произойти из-за не предварительного охлаждения груза, неправильной установки температуры, неправильной упаковки, перегрузки груза.

 

Инвазия

Инвазия вызывается грызунами, животными или насекомыми в грузе. Это может произойти, когда контейнеры с предыдущим грузом не были должным образом проверены на наличие насекомых. Заражение также может произойти при переносе насекомых или грызунов с зараженного склада во время погрузки груза. Наличие большого количества вредителей может вызвать заболевания и повреждение контейнеров и самого груза.

 

Меры предосторожности

При упаковке груза для отправки необходимо принять некоторые меры для предотвращения повреждений:

  • Размещать тяжелые предметы на люльке, ящике и ящике
  • Разместите тяжелые предметы на дне для максимальной устойчивости
  • Равномерно распределить вес
  • Будьте осторожны, не превышайте максимальный вес и размеры
  • Соблюдайте правила упаковки опасных грузов

Существуют также некоторые меры, которые необходимо соблюдать для предотвращения повреждений, связанных с рефрижераторами, в том числе очистка контейнеров, предварительное охлаждение при необходимости и установка правильной температуры во время транспортировки.

Следует избегать размещения контейнеров на открытом воздухе и во влажной среде. При доставке грузов морским транспортом также следует принять некоторые меры для предотвращения повреждений от инвазии. Попросите вашего перевозчика предоставить контейнеры для пищевых продуктов при отправке продовольственного груза и убедитесь, что он не содержит грызунов и насекомых во время хранения.

Что такое поврежденный груз, как его предотвратить и как с этим справиться

Существует так много разных сторон, которые обрабатывают полные контейнерные грузы в процессе перевозки, начиная с зарубежного завода и заканчивая доставкой в ​​конечный пункт приема в пункте назначения.

На типичном международном маршруте перевозки полных контейнеров ниже указаны стороны, которые могут физически обрабатывать груз:

  • Поставщик/завод, осуществляющий погрузку груза.
  • Местный дальнобойщик, который доставляет груз на местный склад.
  • Местная ломовая компания, которая перемещает груз со склада на терминал.
  • Терминал отправления.
  • Перевалочный терминал.
  • Терминал порта прибытия.
  • Таможня или таможенный склад (при наличии таможни).
  • Местный дальнобойщик в порту прибытия для окончательной доставки.
Более того, во время океанского путешествия и в неспокойных водах, если груз не закреплен должным образом, он будет смещаться.

Наиболее распространенными причинами повреждения груза являются повреждения водой, удары, которые получил контейнер, а также повреждения из-за неправильной увязки и набивки.

Повреждение водой может произойти по следующим причинам:

1. Конденсация внутри контейнера, особенно если контейнер заполняется при высокой температуре влажности.
2. Изменения температуры во время рейса судна могут также увеличить конденсацию внутри контейнера, что может привести к намоканию груза.
3. Вода может попасть внутрь контейнера, если на нем есть небольшие отверстия, особенно во время рейса, если судно попадает в неблагоприятные погодные условия.

Неправильное крепление и набивка:

Чрезвычайно тяжелый груз и неравномерное распределение веса, неправильная загрузка поддонов и плохое крепление являются одними из причин повреждения груза в зависимости от его типа, веса и количества штук. Есть так много деталей, когда речь заходит о том, как правильно наполнить контейнер и правильно закрепить груз.

При поступлении контейнера на склад необходим тщательный осмотр. Проверьте, нет ли видимых снаружи повреждений контейнера. После начала разгрузки, если есть какие-либо видимые повреждения груза, немедленно остановите процесс разгрузки и сообщите об этом вашему перевозчику и вашей страховой компании, если груз застрахован.

Ваш перевозчик может решить послать сюрвейера для совместной разгрузки груза, если изначально сообщается о значительных повреждениях.

Чтобы потребовать возмещения ущерба от вашего перевозчика, вам необходимо отправить перевозчику следующие документы:

  • Первое уведомление о намерении предъявить претензию
  • Отчет об обследовании (при наличии независимого отчета об обследовании с фотографиями или если какое-либо обследование проводилось в интересах и от имени груза. )
  • Фото
  • Коммерческий счет грузоотправителя
  • Подробное претензионное заявление (Расчет убытка на основе коммерческой стоимости груза.)
  • Упаковочный лист
  • Уведомление о доставке
  • Счетная ведомость по удалению содержимого контейнеров
  • Свидетельство о спасательной стоимости/Свидетельство о независимом уничтожении (Для подтверждения того, что груз действительно поврежден и может быть продан на вторичном рынке.)
Перевозчик рассмотрит претензию и определит место возможного повреждения.

Если повреждение происходит, когда груз находится под ответственностью морского перевозчика, они определяют сумму претензии и отправляют письмо об урегулировании претензии для завершения претензии. Однако, если будет установлено, что повреждение могло быть вызвано другими причинами, такими как неправильная набивка, тогда они будут отрицать это, если они не являются стороной, наполнившей контейнер. В этом случае вам нужно будет подать иск другим сторонам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *