Погрузо разгрузочные работы: Погрузо-разгрузочные работы

Как проводить погрузочно-разгрузочные работы. Справочник СОТ

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ и размещение грузов регламентируется Правилами по охране труда, утвержденными приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н (Далее — Правила).

Согласно пункту 5 Правил выполнять погрузочно-разгрузочные работы и размещать грузы могут работники не моложе 18 лет, прошедшие:

  • обязательный предварительный и периодический медицинский осмотр;
  • обучение по охране труда;
  • проверку знаний требований охраны труда.

Предельно допустимые нормы разового подъема тяжестей (п. 32 Правил от 17 сентября 2014 г. № 642н):

  • для мужчин – не более 50 кг;
  • для женщин – не более 15 кг.

Если во время погрузочно-разгрузочных работ используют грузоподъемные машины, то работники должны иметь удостоверение на право производства работ.

Работодатели и их объединения могут устанавливать свои требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, улучшающие условия труда работников.

Средства коллективной и индивидуальной защиты выдают с учетом требований безопасности для каждых конкретных видов работ и профессий.

Как подготовить рабочие места

Перед выполнением работ на постоянных площадках проводят подготовку рабочих мест:

  • погрузочно-разгрузочную площадку, проходы и проезды освобождают от посторонних предметов;
  • ликвидируют ямы, рытвины;
  • скользкие места посыпают противоскользящими средствами;
  • проверяют и обеспечивают исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах;
  • обеспечивают безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест;
  • осматривают рабочие места.

О выявленных перед началом производства работ недостатках и неисправностях работники сообщают непосредственному руководителю работ. Приступать к работе можно после устранения всех недостатков и неисправностей.

Как использовать оборудование и инструмент

Перед использованием оборудование и инструмент осматривают, чтобы убедиться в исправности, у электрооборудования проверяют защитное заземление.

Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных машин выполняют по технологическим картам и проектам производства работ (п. 19 Правил от 17 сентября 2014 г. № 642н).

Ответственный за безопасное производство работ руководит:

  • подъемом грузов, если нет данных о массе и центре тяжести груза;
  • погрузкой и разгрузкой грузов
    , на которые не разработаны схемы строповки.

Выходы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, закрывают на замок. Сотрудников на них допускают по наряду-допуску.

В зоне возможного нахождения людей ограждают:

  • канаты, блоки и грузы натяжных устройств на высоту их перемещения, участок пола под ними;
  • загрузочные и приемные устройства;
  • нижние выступающие части конвейера, пересекающие проходы и проезды.

Перед тем как запустить конвейер, находящихся вблизи людей предупреждают с помощью сигнала.

Как обеспечить безопасность во время работ

Погрузку и разгрузку грузов производят:

  • если масса груза от 80 до 500 кг – с помощью грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов;
  • если груз больше 500 кг – только с помощью грузоподъемных машин.

Погружать и разгружать вручную можно только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. При этом нагрузка на одного работника не должна превышать 50 кг.

Во время погрузочно-разгрузочных работ и размещения груза запрещено использовать тару с дефектами, обнаруженными при внешнем осмотре.

Запрещено перевозить работников в кузове транспортного средства (п. 99 Правил от 17 сентября 2014 г. № 642н).

Перемещать вручную можно груз массой до 80 кг и на расстояние не больше 25 метров. В остальных случаях используют тележки, вагонетки, тали. Груз тяжелее 50 кг поднимают или снимают вдвоем, груз поднимают на спину или снимают со спины работника другие работники.

Если груз перемещает вручную группа работников, они должны идти в ногу.

Для перемещения длинномерных грузов (бревен, балок) используют специальные захваты. При этом масса груза на одного работника не должна превышать 40 кг.

Грузы неизвестной массы перемещают с помощью грузоподъемного оборудования после того, как определят их фактическую массу. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность оборудования.

Зону подъема и перемещения грузов электромагнитными и грейферными кранами ограждают (п. 102 Правил от 17 сентября 2014 г. № 642н).

Как проводить работы с опасными грузами

Погрузку, транспортировку и перемещение, а также разгрузку и размещение опасных грузов проводят в соответствии с требованиями технической документации заводов-изготовителей на эти грузы. Запрещено проводить работы, если тара и упаковка повреждены или на них отсутствует маркировка и предупредительные надписи.

Погружать и разгружать опасные грузы можно только при выключенном двигателе. Исключение – налив и слив с помощью насоса, который приводится в действие двигателем транспортного средства. Водитель транспортного средства в этом случае находится у места управления насосом.

Во время перевозки сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и легковоспламеняющихся жидкостей запрещено курить:

  • в кабине и вблизи транспортного средства;
  • ближе чем в 10 метрах от места нахождения опасных грузов, ожидающих погрузки или разгрузки.

Запрещено погружать и разгружать в общественных местах населенных пунктов без разрешения надзорных органов безводную бромистоводородную кислоту, безводную фтористоводородную кислоту, сероводород, хлор, двуокись серы и двуокись азота, хлорокись углерода (фосген).

Легковоспламеняющиеся жидкости и баллоны с газами перевозят специальным транспортом с искроуловителями на выхлопных трубах, металлическими цепочками для снятия зарядов статического электричества, укомплектованными средствами пожаротушения и имеющими соответствующие обозначения и надписи.

Электротранспорт для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей и ядовитых веществ можно использовать только в качестве тягача. При этом его оборудуют средствами пожаротушения.

Запрещена погрузка баллонов с растворенным под давлением, сжатым, сжиженным газом, легковоспламеняющихся жидкостей совместно:

  • с детонирующими фитилями мгновенного действия;
  • с железнодорожными петардами;
  • с детонирующими запалами, безводной соляной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом;
  • с поддерживающими горение веществами;
  • с ядовитыми веществами;
  • с азотной кислотой и сульфоазотными смесями;
  • с органическими перекисями;
  • с пищевыми продуктами;
  • с радиоактивными веществами.

Сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом закрепляют в кузове транспортного средства так, чтобы они не могли опрокинуться и упасть.

В кабинах транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны, запрещено находиться работникам, не связанным с обслуживанием этих перевозок.

Материал создан при поддержке Система Охрана Труда.

Какие работы относятся к погрузочно-разгрузочным

Погрузочно-разгрузочными работами называются мероприятия, которыми устанавливается место, состав, очередность и длительность осуществления погрузочно-разгрузочных действий, тип обрабатываемых грузов, методы их хранения и строповки, виды используемой грузоподъемной техники и машин. Также под такими процессами понимают определение состава звена рабочих, принимающих участие в процессах.

При осуществлении соглашений все стороны имеют полное право составить отдельный документ или внести определенные поправки, относящиеся к процедурам разгрузки и погрузки в рамках главного соглашения транспортировки. В подобном случае, если планируется перевозка посредством автотранспорта на длительной основе, выделяются обязательства по осуществлению погрузочных и разгрузочных мероприятий в профильном приложении к главному соглашению.

Основные правила

Перечислим основные правила, которые относятся к процессу погрузочно-разгрузочных работ для выполнения дальнейшей грузоперевозки автотранспортом:

  • Комплексное поддержание складов проведения погрузки на должном уровне ложится на отправителя груза.
  • Перевозчик должен дать разрешение на внесение технических поправок в конструкцию транспорта.
  • Если вес груза больше 50 килограмм, обязательно нужны специализированные механические приспособления в работах.
  • Части груза не должны превышать по габаритам уровни бортов.
  • Тяжелые грузы должны располагаться в нижней части.
  • Обязательно надо проводить качественную фиксацию груза для исключения вероятности появления потертостей, падения изделия или сдвигов.
  • Объем груза не должен превышать 4-ех метров от фактического уровня дорожного покрытия.

Методы погрузочных работ

Места, где осуществляются погрузочно-разгрузочные процедуры, называют пунктами переработки грузов. Каждый подобный пункт имеет разный грузопоток. Последний отличается по ряду признаков: вид товара, направление его перемещения и количество, проходящее через пункт за определенное время. Грузы, которые перерабатываются автокранами, по методу появления грузового места подразделяются на штучные, пакетированные и транспортируемые в тарах.

Погрузочно-разгрузочные работы – работы, выполняемые одним из следующих способов:

  1. ручной;
  2. механизированный;
  3. полумеханизированный;
  4. автоматический.

Если предстоит погрузка и разгрузка небольших партий грузов, то рекомендован ручной способ. Его удобство заключается в возможности закрыть внутреннее пространство транспорта полностью. Естественно, одна поездка вместо нескольких значительно уменьшит транспортные затраты при сборной грузоперевозке. Ручной способ дает возможность уложить транспортируемые грузы как можно плотнее друг к другу, не задействуя при этом специальные агрегаты для того, чтобы их зафиксировать.

Транспортная погрузка-разгрузка считается сложным мероприятием в различных производственных областях. Довольно развитое производство подразумевает, что для проведения таких процессов будет применен также ручной труд, что приводит к значительному увеличению расходов.

В строительстве погрузочные работы механизированы. Кроме кранов и различных подъемников и экскаваторов, для их осуществления выделяются специальные агрегаты, среди которых обязательно присутствуют разные типы погрузчиков.

Такелажные работы

При транспортных погрузочных процессах чаще всего применяются специальные механизмы, которые дают возможность передвигать и фиксировать грузы и промышленные установки – такелажа. Они используются в ситуациях, когда ручные процессы и выгрузка грузов по различным обстоятельствам невозможна. Главной особенностью такелажных механизмов является его надежность. Устойчивость тросов и фиксаторов напрямую влияет на сохранность грузов и безопасность рабочего штата.

Такелажная техника представлена цепями и тросами. Наиболее часто используются карабины, рым-болты, скобы, зажимы и др. Они используются для того, чтобы зафиксировать и поднимать тяжеловесные товары. В основном, в их производстве используется сталь. При проведении такелажа используются грузовые и специальные платформы, роликовые тележки, которые имеют компактные размеры и высокие показатели грузоподъемности.

Для проведения погрузочно-разгрузочных и такелажных мероприятий задействуются специализированные компании, в штате которых профильные сотрудники. Если сохранность транспортируемых товаров для вас актуальна, то к выбору фирмы, которой вы доверите проведение подобных процессов, следует подойти основательно.

Что нужно знать об авиаперевозках грузов

Воздушные перевозки — это быстрый и эффективный способ доставки товаров. Авиакомпании перевозят более 52 миллионов метрических тонн товаров в год, что составляет более 35% мировой торговли по стоимости, но менее 1% мировой торговли по объему. Это эквивалентно товарам на сумму 6,8 трлн долларов в год или товарам на 18,6 млрд долларов каждый день. Однако влияние COVID-19 на отрасль резко сказалось на авиационной отрасли, в том числе на грузовых авиаперевозках. Доступные грузовые тонно-километры в 2020 году сократились по отрасли на 21,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако к концу года общеотраслевые грузовые тонно-километры вернулись к значениям, близким к показателям, существовавшим до пандемии. Учитывая, что по всему миру отправляется так много авиагрузов и так много различных сторон, участвующих в цепочке поставок, важно обратить внимание на обработку грузов для воздушного транспорта.

Обработка грузов — это сегмент цепочки поставок, который обрабатывает товары на территории грузового терминала. От доставки в аэропорту отправления до момента, когда он будет готов к погрузке в самолет, до разгрузки в пункте назначения и передачи грузополучателю/экспедитору — обработка груза включает в себя множество шагов, которые необходимо тщательно соблюдать, чтобы обеспечить безопасную доставку груза. и надежно. Эти этапы указаны в Генеральном плане эксплуатации груза (MOP).

Что такое Генеральный оперативный план грузов (MOP)?

Главный операционный план (MOP) описывает ключевые процессы и подпроцессы, связанные с транспортировкой грузов воздушным транспортом от грузоотправителя к грузополучателю на систематической и согласованной основе. Он предоставляет цепочке поставок грузовых авиаперевозок первое одобренное отраслью стандартное описание сквозного процесса перевозки грузов по воздуху.

В результате MOP включает 19 основных процессов и 78 подпроцессов, разделенных на пять категорий действий следующим образом:

  • Отправитель отправления
  • Перевозчик происхождения
  • Транспортный перевозчик
  • Перевозчик назначения
  • Целевой экспедитор

Основной целью приемки и обработки авиагрузов является обеспечение готовности грузов к перевозке в соответствии с правилами эксплуатанта и ИАТА, а также с правилами экспорта и импорта стран, через которые груз будет транзитом. Как правило, все предметы, перевозимые коммерческими самолетами, должны пройти процесс приемки. Существуют определенные процедуры, которые необходимо соблюдать независимо от типа груза. Другие процедуры могут применяться только к определенным видам грузов.

В разделе ниже представлен краткий обзор некоторых ключевых шагов MOP.

Бронирование и планирование отгрузок

Процесс обработки грузов начинается с бронирования и планирования отгрузок, многое нужно сделать еще до того, как груз покинет объект. Наличие четкого плана действий позволяет беспрепятственно бронировать и предотвращает меньше проблем в дальнейшем. Чтобы правильно забронировать груз, необходимо выполнить следующие шаги. Эти действия также включают этапы, выполняемые экспедиторами, как указано ниже:

  • Прием запросов грузоотправителей и проверка статуса безопасности
  • Получение информации о грузоотправителе
  • Планирование прямой маршрутизации или консолидации
  • Запрос мощности в отношении запасов экспедитора или перевозчика
  • Подтвердить емкость
  • Организовать получение груза
  • Получено от грузоотправителя

Порядок получения авиагруза и его приемки к отправке

Следующим шагом в логистике является получение и приемка авиагруза к перевозке. Это многоэтапный процесс, в котором участвуют различные акционеры, в том числе автотранспортные компании, а также поставщики грузовых и наземных услуг.

На протяжении всего процесса перевозки безопасность остается приоритетом для всех участников цепочки поставок грузовых авиаперевозок. Например, важно обеспечить четкую и правильную маркировку и идентификацию упаковок. Кроме того, сами упаковки должны соответствовать содержимому и защищать товар от любых повреждений.

Давайте подробнее рассмотрим, что происходит после того, как груз получен перевозчиком, когда речь заходит об обработке авиагруза, так как здесь происходит большая часть подготовки к полету.

Получение отправлений в домен перевозчика

После того, как экспедитор прибывает в домен перевозчика и водитель грузовика информирует агента по обработке грузов об их прибытии, домен перевозчика может получить товары. Они должны были получить следующую информацию заранее, поэтому всегда рекомендуется подавать в электронном виде:

  • Информация об электронной авианакладной
  • Информация об электронной внутренней накладной для сборных отправлений
  • Номер и тип грузовика (при наличии)
  • Расчетное время прибытия (при наличии)
  • Необходимость проверки безопасности (если известно/доступно)

После того, как информация будет получена и грузовик прибудет, водителю будет назначен слот для разгрузки и позиция. Различные слоты предоставляются в соответствии с потребностями, такими как опасные грузы, живые животные, ULD, товары для здоровья и многое другое.

Принимать отправления как готовые к перевозке

При приемке груза как готового к перевозке персонал аэропорта и наземного обслуживания должен предпринять несколько шагов, чтобы выполнить требования к доставке товаров по воздуху. Во-первых, они должны проверить, прошли ли поставки проверку безопасности. Затем они должны выполнить проверку готовности к перевозке. Это влечет за собой проверку того, что вся информация соответствует фактической поставке, и обеспечение применения всех эмбарго и операционных ограничений. После того, как все будет проверено, информация сверяется с бронированием и обновляется. Основная цель состоит в том, чтобы гарантировать, что грузы соответствуют

  • Требования к перевозчику
  • Местные правила и нормы экспорта
  • Правила и положения транзитного(ых) аэропорта(ов) и воздушного пространства (при наличии)
  • Правила импорта страны назначения
Подготовка груза к полету

После приема грузов, готовых к перевозке, персонал аэропорта и наземного обслуживания может подготовить воздушный груз к полету. Товары в пути должны быть получены и пройти проверку безопасности еще раз. Товары, оставленные на борту воздушного судна, находящиеся в пути, считаются транзитным грузом. Грузовые и наземные службы должны проводить проверку безопасности этого транзитного груза, включая рентгеновский досмотр и проверку на наличие следов взрывчатых веществ (ETD). Производится детальный осмотр е-AWB, целостности груза, поштучности. После того, как детали предварительного плана получены от перевозчика, необходимо подготовить план сборки, в котором указывается, какой авиагруз должен быть построен для полета, и информация отправляется на склад.

Отправка грузов на рейс

Теперь пришло время переместить загруженные ULD в безопасную зону ожидания рейса, не забывая при этом обо всей конфиденциальной информации, такой как товары с регулируемой температурой и опасные грузы. Чтобы не было задержек рейсов, ULD могут быть выстроены в линию, чтобы, если это известно, подготовиться к транспортировке по трапу. Необходимо соблюдать все протоколы безопасности на рампе. Во избежание несчастных случаев необходимо помнить обо всем наземном вспомогательном оборудовании в процессе погрузки и разгрузки. Вот почему надлежащее обучение правилам и положениям ИАТА является обязательным для всего грузового и наземного персонала.

В это время управление авиагрузом переходит от оператора склада к оператору рампы. Перевозка грузов с грузового терминала на самолет представляет собой многоэтапный процесс, который лучше всего описан в Руководстве по обработке грузов ИАТА (ICHM). Выполнив каждый из этих шагов в явном виде, вы загружаете самолет в соответствии с планом загрузки, делая пометки о специальных грузах. После загрузки воздушного судна любые несоответствия должны быть устранены путем обновления электронного полетного манифеста. Теперь самолет может вылететь, но процедура загрузки груза не будет завершена без отправки полетного манифеста, информации о загрузке и перевозке.

Выгрузка авиагруза

Процесс выгрузки авиагруза включает в себя меньше шагов для грузовых и наземных операторов аэропорта, чем процесс доставки и погрузки. Однако по-прежнему существует множество правил и норм, которые должны соблюдать грузовой и наземный персонал. Соблюдение протоколов безопасности на перроне при методичном выполнении задач помогает уменьшить количество несчастных случаев и контролировать время оборота самолета. Согласно Руководству по обработке грузов ИАТА, следующие конкретные шаги при разгрузке авиагруза:

  • Разгрузка и отправка груза на склад
  • Отправления с регистрацией
  • Прибытие грузов
  • Передача отправлений экспедиторам           

Какие последние шаги перед доставкой?

После того, как грузовик забрал товар из домена перевозчика, он передается в экспедиторский узел, где его разгружают и проверяют. Часто перед отправкой товаров через филиал экспедитора перед передачей грузополучателю, а затем они, наконец, доставляются конечному покупателю. Эти шаги относятся к следующим главам ICHM, где вы найдете более подробную информацию о каждом шаге:

  • Прибытие груза на узел экспедитора
  • Передача груза на узле экспедитора
  • Загрузить грузовик и составить техпаспорт
  • Доставка, получение подтверждения доставки и завершение цикла

Что такое Руководство по обработке грузов ИАТА?

Руководство ИАТА по обработке грузов (ICHM) представляет собой публикацию самых последних рекомендуемых практик, которым должны следовать заинтересованные стороны авиакомпаний. Он предоставляет всю необходимую документацию в доступном пошаговом формате. Он был разработан советом IATA под названием ICHC (Консультативный совет IATA по обработке грузов), основанным в 2011 году Консультативным советом по грузовым перевозкам (CAC). «Руководство по обработке грузов ИАТА (ICHM) охватывает все рабочие инструкции от двери до двери, от грузоотправителя до грузополучателя, уделяя особое внимание деятельности между аэропортами, где работают грузоотправители и авиакомпании», — говорит Андре Махерес, Cargo Mail & E-Commerce. Операционный менеджер IATA.

Текущий выпуск содержит 19 глав в соответствии с Генеральным оперативным планом (СС). Он включает в себя самые последние правила, касающиеся обработки грузов, и 10 дополнений по теме, включая глоссарий, схемы, различные соглашения и многое другое.

Кому необходимо руководство по обработке грузов IATA?

Любой участник цепочки поставок грузовых авиаперевозок должен пользоваться Руководством по обработке грузов ИАТА (ICHM). Сюда входят авиакомпании, грузоотправители, грузовые агенты и многие другие. Это позволяет вам увидеть, где существует каждый уровень риска при обработке авиагруза. Это руководство соответствует рекомендациям каждой авиакомпании, что важно, поскольку слишком многие аэропорты требуют, чтобы их грузчики работали в соответствии с рекомендациями каждой конкретной авиакомпании. Это может означать соблюдение 100 различных рабочих инструкций, что вполне ожидаемо и является дорогостоящей и своевременной практикой. Используя руководство IATA по соблюдению правил и положений, вы экономите время и деньги.

Где найти дополнительную информацию?

Дополнительную информацию о самых последних правилах обработки грузов, достаточно строгих для каждой авиакомпании, можно найти в Руководстве IATA по обработке грузов (ICHM). В нем вы найдете все необходимое для соблюдения правил и положений, а также для выполнения 19 шагов MOP для снижения рисков при обработке авиагрузов.

Корабль | Определение, типы, старые и факты

пассажирское судно

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сэр Марк Изамбард Брюнель Сэр Джон Грэм Керр Уильям Фруд Дэвид Уотсон Тейлор
Похожие темы:
военный корабль подводная лодка круизное судно крейсер военный корабль

Просмотреть весь соответствующий контент →

корабль , любое большое плавучее судно, способное пересекать открытые воды, в отличие от лодки, которая обычно представляет собой меньшее судно. Раньше этот термин применялся к парусным судам с тремя и более мачтами; в наше время обычно обозначает судно водоизмещением более 500 тонн. Подводные корабли обычно называют лодками независимо от их размера.

При проектировании кораблей используется множество технологий и направлений инженерии, которые также используются на берегу, но императивы эффективной и безопасной эксплуатации в море требуют контроля со стороны уникальной дисциплины. Эта дисциплина правильно называется морской инженерией, но термин военно-морская архитектура обычно используется в том же смысле. В этом разделе последний термин используется для обозначения гидростатических и эстетических аспектов морской техники.

Размеры кораблей даны по длине, ширине и глубине. Длина между перпендикулярами — это расстояние по летней (максимальной) грузовой ватерлинии от носовой стороны форштевня в крайней носовой части судна до кормовой стороны рудерпоста в крайней задней части или до центра баллер руля, если нет рудерпоста. Ширина – это наибольшая ширина корабля. Глубина измеряется посередине длины, от вершины киля до вершины палубной балки со стороны самой верхней непрерывной палубы. Осадка измеряется от киля до ватерлинии, а надводный борт измеряется от ватерлинии до кромки палубы. Эти термины вместе с некоторыми другими, важными для конструкции корабля, приведены на рисунке.

В основе кораблестроения лежит принцип Архимеда, который гласит, что вес статически плавающего тела должен равняться весу вытесняемого им объема воды. Этот закон плавучести определяет не только осадку, при которой судно будет плавать, но и углы, которые оно примет, находясь в равновесии с водой.

Britannica Quiz

Путешествия и навигация

Судно может быть спроектировано для перевозки определенного веса груза, а также таких необходимых материалов, как топливо, смазочное масло, экипаж и средства жизнеобеспечения экипажа). Они объединяются, чтобы сформировать общую сумму, известную как мертвый груз. К дедвейту следует добавить вес конструкции корабля, двигательных установок, корпусной техники (недвижительные механизмы) и оборудования (стационарные предметы, имеющие отношение к жизнеобеспечению экипажа). Эти категории веса вместе известны как вес порожнего. Сумма дедвейта и веса корабля порожнем составляет водоизмещение, то есть вес, который должен быть равен весу вытесненной воды, если корабль должен плавать. Конечно, объем воды, вытесняемый кораблем, является функцией размера этого корабля, но, в свою очередь, вес воды, который должен соответствовать водоизмещению, также является функцией размера корабля. Таким образом, на ранних стадиях проектирования корабля трудно предсказать размер корабля, который потребуется для суммы всех весов. Ресурсы военно-морского архитектора включают основанные на опыте формулы, которые обеспечивают приблизительные значения для таких прогнозов. Последующие уточнения обычно дают точные предсказания осадки корабля, то есть глубины воды, на которой будет плавать готовый корабль.

В некоторых случаях судно может быть предназначено для перевозки грузов с таким высоким коэффициентом загрузки (т. е. объемом на единицу веса), что обеспечение требуемого внутреннего объема является большей проблемой, чем обеспечение конкретного дедвейта. Тем не менее, проблема проектирования под водоизмещение, соответствующее весу корабля, по сути та же.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Статическая остойчивость

Точное предсказание осадки судна является необходимым результатом правильного применения гидростатических принципов, но далеко не достаточным. Если многие элементы веса на корабле не распределены с достаточной точностью, судно будет плавать под нежелательными углами крена (боковой наклон) и дифферента (поперечный наклон). Ненулевые углы дифферента могут приподнять концы лопастей гребного винта над поверхностью или увеличить вероятность того, что носовая часть врежется в волны в плохую погоду. Ненулевые углы крена (которые, как правило, намного больше, чем углы дифферента) могут затруднить любую деятельность человека на борту; более того, они опасны тем, что уменьшают запас прочности на опрокидывание. В общем, чтобы избежать таких наклонностей, необходимо распространить принцип Архимеда на первые моменты весов и объемов: совокупный первый момент всех весов должен равняться первому моменту веса вытесненной воды.

На рисунке показано поперечное сечение корабля, плавающего под углом крена θ, вызванным размещением груза ( w ) на определенном расстоянии ( d ) от осевой линии. При этом угле опрокидывающий момент, вычисляемый как w × d × cos θ, равен восстанавливающему моменту Δ × G Z , (Δ — обозначение смещения, G Z — расстояние от центра тяжести [ G ] до центра плавучести [ Z ]). В этих условиях говорят, что корабль находится в статическом равновесии. Если w убрать, опрокидывающий момент станет равным нулю, а восстанавливающий момент вернет корабль в вертикальное положение. Таким образом, судно оценивается как стабильное. Момент будет действовать в стабильном направлении только до тех пор, пока точка M («метацентр», точка пересечения выталкивающей силы с средней плоскостью) находится выше G (центр тяжести корабля и его содержимого). . Если M ниже G , силы веса и плавучести будут стремиться увеличить угол крена, и равновесие будет неустойчивым. Расстояние от G до M , принимаемое за положительное, если M выше G , называется поперечной метацентрической высотой.

Значение метацентрической высоты обычно находится только для условия нулевого крена; следовательно, это точная мера устойчивости только для небольших возмущений, например таких, которые вызывают крен не более чем на 10 °.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *