Нефтепроводы и газопроводы россии: Нефте- и газопроводы России — задание. География, 9 класс.

Содержание

Трубопроводы магистральные | Библиотека сибирского краеведения

Главная » Трубопроводы магистральные

ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ, разновидность трубопроводного транспорта. В отличие от пром. трубопроводов (обеспечивающих произв-во в пределах отд. предприятия), магистральные предназначены для передачи нефтяных и газовых продуктов от мест добычи к местам переработки и потребления.

Магистральные трубопроводы Сибири представлены магистральными нефтепроводами и газопроводами с трубами большого диаметра (1 220, 1 440 мм соотв.), конденсатопроводами и продуктопроводами из труб диам. 500–730 мм. Их сеть создана в 1960–80-е гг., гл. обр. в ходе формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Осн. поток нефти и природ. газа из ЗСНГК направлялся в европ. часть России, Белоруссию, на Украину, на экспорт в Вост. и Зап. Европу. В Сибирь и вост. р-ны страны поступало в нач. 1990-х гг. ок. 25 % нефти и 15 % газа. Общая протяженность магистр. газопроводов по тер. Сибири оценивается в размере 30 тыс. км, нефтепроводов – 20 тыс., конденсатопроводов – 3 тыс, продуктопроводов – 1,5 тыс. км.

Все магистр. газопроводы Сибири принадлежат ОАО «Газпром». По состоянию на 2005, по тер. Сибири проходит 20 ниток магистр. газопроводов большого диаметра (1 440 мм) с общей мощностью перекачки ок. 570 млрд куб. м в год (ср. производительность 1 нитки – 30 млрд куб. м в год). Они образуют каркас единой системы газоснабжения России (ЕСГ). Центр сосредоточения газопроводов находится в Надым–Пур–Тазовском р-не Ямало-Ненецкого авт. окр., где разрабатываются крупнейшие в мире газовые и газоконденсатные месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное. Отсюда выходят 4 транспорт. коридора, в каждом из к-рых проходит неск. ниток газопроводов. 1) Сев. коридор мощн. 120 млрд куб. м в год. Его образует трасса трубопровода «Северное сияние»: Уренгой–Надым–р. Казым–Перегребное–планово-распределительный центр Игрим–Комсомольская; далее 1 ветка идет на Ухту, другая (с ответвлением на С.

-Петербург) – на Пермь–Грязовец–Москву–Минск, далее – к зап. границам Белоруссии. 2) Центр. коридор – 330 млрд куб. м. Его осн. трасса проходит вдоль газопровода Ямбург–Уренгой–Надым–Игрим–Комсомольская–Пермь–Тула–Помары–Ужгород (Украина) (см. Уренгой–Помары–Ужгород). 3) Юж. коридор – 90 млрд куб. м: Уренгой–Вынгапур–Тюмень–Челябинск–Поволжье–Донбасс (Украина). 4) Вост. коридор – 40 млрд куб. м: Уренгой–Сургут–Нижневартовск–Парабель (Томская обл.) – Анжеро-Судженск, с разветвлением на: Томск–Новосибирск–Кемерово–Барнаул; Сургут–Тюмень–Омск–Новосибирск.

Все сиб. нефтепроводы принадлежат гос. компании ОАО «АК «Транснефть»». Их годовая производительность по перекачке нефти – 400 млн т. Производительность 1 нитки – 45–60 млн т в год. Нефтепроводы имеют выходы в сеть магистр. нефтепроводов России и к экспорт. терминалам. На тер.

Тюменской обл. имеется 4 транспортно-распред. узла: Нижневартовск, Сургут, Демьянская (Ср. Приобье в Ханты-Мансийском авт. окр.) и Тюмень, где потоки нефти Зап. Сибири распределяются по 4 многониточным транспорт. коридорам. 1) Центр. коридор мощн. 240 млн т в год. Его образует система нефтепроводов: Пур-Пе–Сургут–Демьянская–Тюмень–Уфа–Самара–Новороссийск; Нижневартовск–Демьянская–Тюмень–Альметьевск; Нижневартовск–Демьянская–Тюмень–Уфа–Самара с дальнейшим выходом к экспорт. нефтепроводу «Дружба», идущему на Украину и в страны Вост. Европы. 2) Сев. коридор – 60 млн т, с выходом к Балтийской трубопровод. системе: Пур-Пе–Сургут–Пермь–Клин–Полоцк (Белоруссия) с ответвлением в Приморск (Ленинградская обл.). 3) Вост. коридор – 80 млн т: Усть-Балык–Омск; Нижневартовск–Александровское–Анжеро-Судженск–Новосибирск–Красноярск–Ангарск. 4) Казахстан. коридор – 20 млн т: Усть-Балык–Омск–Павлодар.

В кач-ве приоритет. направлений развития трубопровод. системы Сибири рассматриваются проекты стр-ва трубопроводов с п-ова Ямал в Зап. Европу, а также на восток для поставок нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2006 начато стр-во магистр. нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» с отводом на Китай, протяж. св. 4 тыс. км и проект. производительностью 80 млн т в год. Стр-во 1-й очереди нефтепровода (до 2008) включает прокладку линии Тайшет–Сковородино, 2-й – выход к рос. портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в р-не Сковородино.

Лит.: Экономические аспекты разработки транспортной системы России: Научные доклады. Новосибирск, 2003; Елгин В.В., Коржубаев А.Г., Суслов В.И. Транспортная инфраструктура Востока России // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 7; Харитонова В.Н., Вижина И.А.

Новые коридоры трубопроводного транспорта в стратегии России // Проблемные регионы ресурсного типа. Новосибирск, 2005.

В.Н. Харитонова

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, трубопроводы в России и их история, магистральные нефтепроводы

Трубопровод в РФ

Для России трубопроводный транспорт имеет очень важное значение в социально-экономическом развитии страны. В условиях преобладания в российской экономике топливно-сырьевого сектора, где лидирующие позиции по вкладу ВВП и по доходной части наполнения государственного бюджета занимает как раз-таки нефтегазовый сектор, возможность, эффективность и безопасность транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки носит достаточно критичный характер. В этой связи необходимо особое внимание уделить тому, что  преобладает в производстве, потреблении и экспорте первичной энергии в РФ нефти и газа, огромные расстояния между районами добычи углеводородов и местами их потребления доля трубопроводного транспорта в структуре грузооборота всех видов транспорта достаточно велика.

Пример 1

Таким образом, при объёме перевозимых грузов он занимает третье место, то по грузообороту он прочно закрепился на первом. Необходимо также отметить, что с середины 1990-х гг. трубопроводный транспорт перевозит примерно 50% от всего российского грузооборота.

Определение 1

Магистральный трубопроводный транспорт – это транспорт узкой специализации, которые предназначен для прокачки только трёх видов продукции: нефти, светлых нефтепродуктов и природного газа.

Для данного вида транспорта характерно отсутствие таких показателей, вроде объёма перевозки пассажиров и пассажирооборот.

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы

Стратегия России в отношении развития транспорта нефтегазоресурсов на внутреннем рынке обязана полностью отвечать требованиям национальных интересов и приоритетам экономики страны. По этой причине одной из наиболее важных задач, стоящих перед трубопроводным транспортом, является задача по ускоренному экономическому и демографическому укреплению наименее развитых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Даже в связи с активным развитием морского транспорта углеводородов в РФ, трубопроводная прокачка нефти и газа по-прежнему остаётся наиболее выгодной формой экспорта нефтегазовых ресурсов. Конечно, основным инструментом транспортировки углеводородов выступают магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, газопроводы.

Определение 2

Магистральные нефтепроводы – это инженерные сооружения, которые состоят из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, а также связанных с ними насосных станций, хранилищ нефти и иных технологических объектов, которые способны обеспечить транспортировку, приёмку, сдачу нефти потребителям или перевалку на иной транспорт.

Кроме магистральных трубопроводов существует достаточно развитая система промысловых трубопроводов. Такие трубопроводы предназначены для соединения непосредственных мест добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки.

Замечание 1

Транспортировать нефть по трубопроводу придумал выдающийся русский учёный Д. И. Менделеев. Именно он предложил построить нефтепровод «Баку-Батуми» с целью прокачки нефти из Каспийского региона на заводы по переработке нефти на Черноморском побережье.

Самый первый трубопровод, длина которого составила всего 9 км. Проложили на бакинских промыслах в 1878 г. Этим вплотную занимался великий русский инженер и изобретатель В. Г. Шухов. В 1891 г. первый в мире трубопровод появился в горах «Долляр – Кадабенские медные рудники». Его протяжённость составила 45 км. А трубопровод «Баку – Батуми» стал первым магистральным керосинопроводом, протяжённость которого составила 853 км.

Перед самым началом Первой мировой войны в России был построен нефтепровод «Грозный – Махачкала», его протяжённость составила 162 км. , а его часть в 16 км. стала впервые в мировой практике частью трубопровода, которую проложили по морскому дну Каспийского моря.

В 1928 г. был введён в эксплуатацию ещё один трубопровод «Грозный – Туапсе», его длина составила 618 км., а в 1930 г. сдали вторую очередь строительства трубопровода «Баку – Батуми» протяжённостью 832 км. В 1935 г. был возведён нефтепровод «Эмба- Орск», протяжённость которого составила 850 км, а в 1937 г. был запущен трубопровод «Ишимбаево – Уфа» длиной 166 км.

Во время Великой Отечественной войны проводилась уникальная операция по прокладке в 1942 г. по дну Ладожского озера бензопровода, который использовали впоследствии для доставки в блокадный Ленинград до 600 т. жидкого топлива в сутки.  Этот трубопровод поистине является самым жизненно необходимым и важным, его длина составила 30 км., а диаметр – 100 мм. Ещё одна его особенность в том, что проложили его всего за 42 дня.

Также в 1942 г. с целью обеспечения топливом Саратовской электростанции, которая занималась обслуживанием и производством военной техники, необходимой для Сталинградского фронта, в течении полутора месяца был построен вручную, без использования какой-либо строительной техники, газопровод «Елшанка – Саратов», общей протяжённостью 18 км.

Г. Куйбышев являлся основным топливным центром Поволжья, для его снабжения был построен в 1943 г. газопровод «Бугуруслан – Куйбышев». Одновременно с этим на другом конце страны возводился нефтепровод на Дальнем Востоке «Оха – Софийск», общая длина которого составила 368 км, именно этот нефтепровод стал первым участком будущего магистрального нефтепровода «Оха – Комсомольск-на-Амуре».

В 1944 г. было принято решение заняться строительством первого магистрального газопровода «Саратов – Москва», который уже рассчитывался на строительство и ведение в эксплуатацию в наблюдающееся мирное время и на мирного потребителя.

Вторая половина 1950-х гг. была отмечена возросшими темпами роста добычи нефти и газа. Этому способствовало начало ускорения в развитии трубопроводного транспорта. Примечательно, что основной сырьевой базой роста нефтяной добычи были месторождения в Урало-Поволжском регионе. Именно в это время стали осваиваться наиболее обогащённые земли на нефтяные ресурсы Тюмени, что повлияло на сильный скачок темпов строительства нефтепроводов.

Замечание 2

В 1970 г. доля перевозок нефтяных грузов трубопроводным транспортом составила 51%, в 1985-1990 гг.  60-63%, с 2000 г и по настоящее время этот показатель варьируется в пределах 66-67%.

В таблице ниже представлена динамика структуры перевозки нефтяной продукции по видам транспорта.

ТранспортГод
196019701975198019851990199520002005201020112012
Железнодорожный118219285279266247150155219253278258
Трубопроводный123303428576575558309318482525576555
Морскойн/д374354515326104768

Внутренний водный 

183238403933131217131518
Все виды259591794949931871498495722798875839
Пример 2

На основе представленной таблицы можно сделать вывод, что уровень перевозов нефтяных грузов до настоящего времени не достиг уровня 1990 г. В качестве основной причины падения транспортировки в 1991-2000 гг. считается падение в это время добычи нефти, в том числе уменьшение морской транспортировки нефтегрузов.

Если сравнивать данные показатели, то необходимо обратиться в прошлое. К примеру, в 1980 г. через море перевозилось 54 млн. т. продукции нефтяной промышленности, а в 2005 г. только 3,6 млн. т., что в пятнадцать раз меньше, чем в 1980 г. Это говорит о том, что основная масса нефтеналивных грузов транспортируется под иностранными флагами, иными словами, судами, которые принадлежат зарубежной юрисдикции.

Таблица также вносит ясность в вопрос о том, что же на самом деле является единственным видом транспорта, который нарастил транспортировки с 1990 по 2012 гг. Ответ прост – железнодорожный транспорт. Одновременно с этим себестоимость перевозки нефтяных грузов по железной дороге сократилась в три раза, чем не у нефтепроводов.  Однако даже несмотря на увеличение прокачки нефтепродуктов по трубопроводам её объём до настоящего времени не вышел на уровень РСФСР конца 1970-х гг. Это показано схематично на изображении ниже.

Замечание 3

В общем объёме за период с 1991 по 2013 гг. протяжённость нефтепроводов увеличилась на 3 000 км, а нефтепродуктопроводов на 2,6%.

На изображении ниже представлен график протяжённости магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ.

 

На изображении ниже представлен схематично график перекачки магистральной нефте- и нефтепродуктопроводами в РСФСР и РФ

 

Трубопроводы в России: исторические факты и информация

В 1991 г. общая протяжённость магистральных трубопроводов в СССР составила 90,2 тыс. км. В их число вошли 600 тыс. км. промысловых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Большая часть трубопроводов строилась из труб диаметром 700 мм и более. В начале 1991 г. протяжённость трубопроводов, которые предназначены исключительно для сырой нефти, составила 70,4 тыс. км. и на них работало 572 перекачивающие станции.

В соответствии с официальной статистикой длина нефтепродуктопроводов в 1991 г. составила 20 тыс. км. Однако неофициальные данные разнились на 3-4 тыс. км. в связи с тем, что в официальных данных не учитывались построенные, но не введённые в эксплуатацию трассы, в том числе и некоторые засекреченные объекты.

На изображении ниже на графике представлена доля протяжённости магистральных нефтепродуктопроводов в общей протяжённости магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ. Примечательно, что в общей протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов ул=дельный вес нефтепродуктопроводов по состоянию на 2013 г остался практически на том же уровне, что и в 1990 г.

Примечательно, что после 1990 г. стал наблюдаться огромный спад объёмов грузооборота магистрального трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов, однако не стоит упускать из виду тот факт, что такое положение сложилось и с другими показателями социально-экономического развития в эти год. В этой связи уже к 1995 г. общее падение объёмов составило 86%, что соответствовало уровню середины 1970-х гг. С 2000 по 2005 г. стали прослеживаться положительные динамики в росте и в общем восстановительный рост показателей и уже к 2013 г. грузооборот стабилизировался и вышел на уровень 1980-х гг.

На изображении ниже представлен на графике грузооборот магистрального нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта в РСФСР и РФ.

В качестве оператора всех магистральных нефтепроводов, кроме нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, который находится в международном владении, выступает акционерная компания «Транснефть».

Замечание 4

100% обыкновенных или, как их ещё называют голосующих акций принадлежат государству, что составляет 78,1% акционерного капитала. Владельцы привилегированных акций или, не голосующих, представлены частными акционерами, которые официально не названы.

Газопроводы и их структура в России

В первую очередь, стоит отметить, что среди магистральных трубопроводов лидирующее место по протяжённости занимают именно газопроводы, которые имеют длину более 175 тыс. км. по состоянию на начало 2013 г.

Определение 3

Магистральные газопроводы – это трубопроводы, назначение которых состоит в том, чтобы транспортировать газ в больших объёмах на дальние расстояния от мест добычи или производства до газораспределительных станций.

Определение 4

Ответвление от магистральных газопроводов – это трубопровод, который присоединяется непосредственно к магистральному газопроводу с целью отвода части транспортируемого газа к отдельным населённым пунктам и промышленным предприятиям.

Важно понимать, что из магистрального газопровода газ поступает в газораспределительную сеть.

Определение 5

Газораспределительная сеть – это система трубопроводов и оборудования, которая выполняет функцию транспорта и распределения для газа в населённых пунктах.

Замечание 5

Протяжённость газовых сетей в России составляет свыше 200 тыс. км.

Магистральные газопроводы вкупе образуют систему газоснабжения страны. Единая система газоснабжения страны представляет собой широко разветвлённую сеть магистральных газопроводов, которые в состоянии обеспечить потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей.

История развития газопроводов в России

Вместе с открытием и началом освоения гигантских газовых месторождений севера Тюменской области произошло перемещение основных районов строительства магистральных газопроводов. Произошло это в 1970-х гг. Именно в это время были построены наиболее крупные газопроводы, в их числе: «Медвежье – Надым – Ухта – Торжок – Минск», который имеет ответвление «Надым – Пунга – Пермь», а также газопровод «Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск».

Важным этапом на пути становления современной системы газопровода России стала стройка, которая началась в 1980 г., которая предполагала строительство гигантской газопроводной системы «Западная Сибирь – Европа» в основу которой лёг газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», его общая протяжённость составила 4,5 тыс. км., а мощность – 32 млрд. куб. м. в год. 16 сентября 1983 г. этот трубопровод дошёл до советско-польской границы и был пристыкован к ранее построенному экспортному газопроводу «Союз», его путь «Оренбург – Волгоград – Ужгород» составлял 2,8 тыс. км. Надо отметить, что всего за пять лет с 1980 по 1985 гг. в рамках данной газопроводной системы было введено в эксплуатацию шесть газовых веток, которые имели диаметр 1420 мм, а их общая длина составила более 20 тыс. км. Это позволило газотранспортному коридору прокачать в Европу до 124 млрд. куб. м. газа в год. 

Анализ показателей транспортировки природного газа по магистральным газопроводам в ретроспективе достаточно ограничен. Этому причиной является то, что до 1990 г. сведения о грузообороте и протяжённости газопроводов в статистические данные не вошли.

На протяжении практически всего статистически наблюдаемого периода происходил регулярный рост протяжённости магистральных российских газопроводов. Это следует из изображения ниже.

Начиная с 1991 г. по 2013 г. она увеличилась на 32,1 тыс. км., что в процентном соотношении составляет 22% и к концу 2013 г. составила в общей сложности 176 тыс. км. Важно отметить, что одновременно с этим объём транспортировки почти на изменился он стал меньше, чем объём в 1990 г. на 0,4%. Га изображении ниже представлена схема протяжённости магистральных газопроводов в РСФСР и РФ.

Вместе с тем надо отметить. Что с 1990 по 1995 гг. уменьшился грузооборот на магистральных газопроводах на 15%, однако уже к 2012 г. это отставание удалось сократить до 5%. Это следует из схемы, представленной на изображении ниже.

С 1990 по 2008 г. наблюдалась тенденция к снижению интенсивности транспортировки газа по магистральным газопроводам, это можно наблюдать на схеме, которая представлена на изображении ниже.

Однако экономический кризис в 2009 г. негативно повлиял на данные показатели и произошло резкое их падение, даже несмотря на восстановительный рост, интенсивность прокачки газа в 2013 г. серьёзно отставала от показателей, которые были зафиксированы в 1990 г.

В связи с экономическим кризисом в 2009 г. произошло резкое падение этого показателя и, несмотря на восстановительный рост, интенсивность прокачки газа в 2013 г. значительно отставала от показателя 1990 г.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что даже несмотря на множество проблем, связанных с развитие трубопроводного транспорта, современная российская трубопроводная система по поставке нефти, природного газа и нефтепродуктов сумела выйти, а по некоторым показателям и превзойти существующую нефтегазотранспортную систему СССР. Следует также отметить, что на сегодняшний день она активно развивается и более того, имеет хорошие перспективы для дальнейшего стабильного прогрессивного развития, что позволяет обеспечить транспортную энергетическую безопасность как одной из составляющих экономической и национальной безопасности.

Почему российские нефть и газ до сих пор идут через Украину

Европа | Рудиментарная сеть

Даже во время войны старые трубопроводы и контракты не умирают

| КИЕВ

I Это, как выразился украинский энергетический консультант, предпочитающий остаться неназванным, «иронично и нелепо»: в разгар жестокой войны России с Украиной российские нефть и газ продолжают течь по украинским трубопроводам. Перед войной Европа зависела от России на 40-45% импортируемого газа и примерно на четверть нефти. С тех пор Россия пыталась заставить Европу отказаться от экономических санкций, ограничивая поставки; Европа, в свою очередь, почти полностью отключилась от российской энергии. Но не полностью. Непрекращающийся поток — отчасти пережиток старой системы, отчасти благодаря договорному праву, рыночным реалиям и политической целесообразности.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Сначала возьми масло. В декабре прошлого года Европа запретила импорт морской нефти из России (за некоторыми временными исключениями). Но в уступке странам, не имеющим выхода к морю, трубопроводы были освобождены. В ответ Россия перекрыла трубопровод «Северная Дружба» в Польшу и Германию. При этом нефть продолжала поступать по трубопроводу «Южная Дружба» через Украину на нефтеперерабатывающие заводы в Чехии, Словакии и Венгрии. Последнее помогает Владимиру Путину поддерживать особые отношения с Виктором Орбаном, премьер-министром Венгрии, который последовательно лоббирует Санкции ЕС .

Санкции запрещают этим трем странам экспортировать топливо, которое они производят из своей российской нефти, в другие страны, за одним ироничным исключением: они могут отправлять его в Украину. Украинские нефтеперерабатывающие заводы, в основном на истерзанном войной востоке страны, сильно пострадали. Поскольку ее порты на Черном море заблокированы, Украина может получать бензин только на грузовиках или поездах. «С точки зрения циничной военной стратегии нам все еще нужна эта нефть», — говорит украинский советник по энергетике.

Российский газ тем временем никогда не блокировался. Но как только Европа ввела санкции, Россия стала закрывать краны. Несмотря на таинственное разрушение газопровода «Северный поток» в сентябре, Россия могла поставлять газ европейским потребителям через украинскую сеть. Но когда Украина перекрыла точку входа трубопровода на оккупированной территории, Россия отказалась платить полную стоимость транзита и пригрозила прекратить поставки. Украина предложила перенаправить газ, но Россия отказалась. Украинская государственная энергетическая компания «Нафтогаз» обратилась с российской компанией «Газпром» в Международный арбитражный суд для разрешения спора.

Предупреждение Путина о том, что Европа «замерзнет» без российского газа, так и не сработало: зима была теплая, и Европа нашла другие источники. К марту доля России в европейском импорте газа упала до чуть более 10%. Около половины этого объема — сжиженный природный газ, закупаемый у частной российской компании; еще четверть идет по трубопроводу «Турецкий поток» в Южную Европу. Остальное идет через Украину, в основном в Словакию и Австрию. Аналитики ожидают, что Россия сократит этот сокращающийся поток. Контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» истекает в конце 2024 года, и трудно представить, что он будет продлен.

Украинские официальные лица заявляют, что пока европейцы покупают российский газ, они будут выполнять свои контракты на его транспортировку. Было бы не в их интересах ставить под угрозу европейскую поддержку, поднимая шумиху. Сохранение украинской сети открытой также помогает европейским клиентам, которые судятся с «Газпромом» за их отключение: в противном случае русские могли бы утверждать, что взрыв «Северного потока» сделал доставку невозможной.

Собственная потребность Украины в газе сократилась, при этом большая часть ее промышленности разрушена. Страна производит почти достаточно для своих нужд. Но он импортирует большую часть своей нефти, особенно дизельного топлива для генераторов, которые он использует во время отключений электроэнергии, и для военной техники. Украина закупает дизтопливо у разных трейдеров, и его происхождение зачастую неизвестно. Но украинский советник по энергетике подтверждает с полуулыбкой, что часть топлива для украинских танков, вероятно, российского производства.

Эта статья появилась в печатном издании в разделе Европа под заголовком «Остаточные сети». Течет через Украину

  • Осажденная белорусская оппозиция заигрывает с насилием
  • Что делать с брошенными роскошными яхтами России?
  • Новые забастовки и демонстрации против пенсионной реформы во Франции
  • Наплыв мигрантов достигает Италии
  • Европа не готова к тому, что может произойти в Америке
  • Из выпуска от 1 апреля 2023 г.

    Ознакомьтесь с историями из этого раздела и другими в списке содержания this content

    План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского союза от российского природного газа – анализ

    IEA (2022), План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского Союза от российского природного газа , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/a-10-point-plan-to-reduce-the-european-unions-reliance-on-russian-natural-gas, Лицензия: CC BY 4. 0

    • Поделиться в Твиттере Твиттер
    • Поделиться на Facebook Facebook
    • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
    • Поделиться по электронной почте Электронная почта
    • Выложить в печать Печать

    Скачать

    • Скачать сводную инфографику Скачать «Скачать сводную инфографику»
    • Отчет + инфографика (французский) Скачать «Отчет + инфографика (французский)»
    • Отчет + инфографика (немецкий) Скачать «Отчет + инфографика (немецкий)»
    • Отчет + инфографика (итальянский) Скачать «Отчет + инфографика (итальянский)»
    • Отчет + инфографика (японский) Скачать «Отчет + инфографика (японский)»
    • Отчет + инфографика (испанский) Скачать «Отчет + инфографика (на испанском языке)»
    • Отчет + инфографика (китайский) Скачать «Отчет + инфографика (китайский)»
    • Сводная инфографика (польский) Скачать «Сводная инфографика (польский)»
    Газоснабжение
    • Срок действия контрактов на импорт газа с «Газпромом» на объем более 15 млрд куб. в год должны истечь к концу этого десятилетия.
    • Это дает ЕС четкое краткосрочное окно возможностей для значительной диверсификации своих поставок газа и контрактов с другими источниками, используя возможности импорта, предоставляемые его крупной инфраструктурой СПГ и трубопроводов.

    Воздействие: Использование истекающих долгосрочных контрактов с Россией снизит предусмотренные договором минимальные уровни «бери или плати» для российского импорта и обеспечит большее разнообразие поставок.

    1. Отсутствие новых договоров на поставку газа с Россией
    • В дополнение к предыдущему пункту наш анализ показывает, что добыча внутри ЕС и импорт трубопроводов за пределы России (в том числе из Азербайджана и Норвегии) ​​могут увеличиться в течение следующего года на 10 млрд куб. м с 2021 года. более высокая загрузка импортных мощностей, менее плотный график летнего технического обслуживания и производственные квоты/потолки пересматриваются в сторону увеличения.
    • ЕС имеет больший краткосрочный потенциал для наращивания импорта СПГ, учитывая его широкий доступ к резервным мощностям по регазификации.2 Торговля СПГ по своей природе является гибкой, поэтому решающими переменными в ближайшей те, у которых есть некоторая свобода действий по контракту в отношении пункта назначения, и конкуренция за эти поставки с другими импортерами, особенно в Азии.
    • Теоретически ЕС может увеличить краткосрочные притоки СПГ примерно на 60 млрд куб. которые ограничивают спрос на импорт в других регионах) это будет означать исключительно тесные рынки СПГ и очень высокие цены.
    • Принимая во внимание текущие форвардные цены и баланс спроса и предложения СПГ, мы предусмотрели в нашем Плане из 10 пунктов увеличение импорта СПГ ЕС на 20 миллиардов кубометров в следующем году. Своевременной закупке СПГ может способствовать активизация диалога с экспортерами и другими импортерами СПГ, повышение прозрачности и эффективное использование мощностей регазификационных терминалов СПГ.
    • Увеличение нероссийских трубопроводных поставок и поставок СПГ предполагает согласованные усилия по устранению утечек метана как в Европе, где утечки оцениваются в 2,5 млрд куб. которые сегодня сжигают значительное количество газа.
    • В краткосрочной перспективе потенциал для расширения поставок биогаза и биометана ограничен из-за сроков реализации новых проектов. Но этот многообещающий низкоуглеродный сектор предлагает важный среднесрочный потенциал роста добычи газа в ЕС. То же самое относится к производству низкоуглеродистого водорода посредством электролиза, который зависит от новых проектов по производству электролизеров и ввода в эксплуатацию нового низкоуглеродного поколения. Увеличение производства низкоуглеродистых газов жизненно важно для достижения целей ЕС по сокращению выбросов к 2030 и 2050 годам.

    Воздействие: Около 30 млрд м3 дополнительных поставок газа из нероссийских источников.

    2. Замена российских поставок газом из альтернативных источников
    • Хранение газа играет ключевую роль в удовлетворении сезонных колебаний спроса и обеспечении страховки от непредвиденных событий, таких как скачки спроса или дефицит предложения, которые вызывают скачки цен. Ценность безопасности, обеспечиваемой газовыми хранилищами, еще выше во времена геополитической напряженности.
    • Нынешние узкие сезонные ценовые спрэды на европейских газовых рынках не создают достаточных стимулов для закачки газа в хранилища в преддверии отопительного сезона 2022-2023 гг., о чем свидетельствуют результаты недавних аукционов по хранению газа в ЕС. Согласованный подход к минимальным обязательствам по хранению для коммерческих операторов на едином газовом рынке ЕС вместе с надежными рыночными механизмами распределения мощностей обеспечат оптимальное использование всех доступных мощностей для хранения в ЕС.
    • Наш анализ, основанный на опыте последних лет, показывает, что уровень заполнения не менее 90% от рабочей емкости хранилища к 1 октября необходим для обеспечения адекватного буфера для европейского газового рынка в течение отопительного сезона. Учитывая истощенные сегодня объемы хранилищ, закачка газа в 2022 г. должна быть примерно на 18 млрд куб. м выше, чем в 2021 г.
    • Региональная координация уровней хранения газа и доступа к ним может стать важным элементом солидарности между государствами-членами ЕС и укрепить их безопасность поставок газа в преддверии следующего зимнего сезона.

    Воздействие: Повышает устойчивость газовой системы, хотя более высокие требования к закачке для пополнения хранилища в 2022 году увеличат спрос на газ и поддержат цены на газ.

    3. Ввести минимальные обязательства по хранению газа для повышения устойчивости рынка
    Энергетический сектор
    • Уже ожидается, что в 2022 году рекордное увеличение мощностей солнечной фотоэлектрической и ветровой энергии, а также возвращение к средним погодным условиям увеличат выработку в ЕС этих возобновляемых источников более чем на 100 тераватт-часов (ТВтч), т.е. рост более чем на 15%. по сравнению с 2021 годом.
    • Согласованные политические усилия по ускорению дальнейшего добавления мощностей возобновляемых источников энергии могут обеспечить еще 20 ТВт-ч в течение следующего года. Большинство из них будут представлять собой ветровые и солнечные фотоэлектрические проекты коммунального масштаба, сроки завершения которых могут быть перенесены на более ранний срок путем устранения задержек с получением разрешений. Это включает в себя уточнение и упрощение обязанностей между различными разрешительными органами, наращивание административного потенциала, установление четких сроков для процесса выдачи разрешений и оцифровку заявок.
    • Более быстрое развертывание солнечных фотоэлектрических систем на крышах может сократить счета потребителей. Краткосрочная программа грантов, покрывающая 20% затрат на установку, может удвоить темпы инвестиций (по сравнению с базовым прогнозом МЭА) при стоимости около 3 миллиардов евро. Это увеличит годовую выработку солнечных фотоэлектрических систем на крышах до 15 ТВтч.

    Воздействие: Дополнительные 35 ТВт-ч производства новых возобновляемых источников энергии в течение следующего года, сверх уже ожидаемого роста от этих источников, сократят потребление газа на 6 млрд кубометров.

    4. Ускорить развертывание новых ветровых и солнечных проектов
    • Атомная энергетика является крупнейшим источником электроэнергии с низким уровнем выбросов в ЕС, но в 2021 году несколько реакторов были отключены для технического обслуживания и проверки безопасности. Возврат этих реакторов к безопасной эксплуатации в 2022 году, наряду с началом коммерческой эксплуатации завершенного реактора Финляндия может привести к увеличению выработки атомной электроэнергии в ЕС на 20 ТВт-ч в 2022 году. и еще одно в 2023 году. Временная отсрочка этих закрытий, проведенная таким образом, чтобы обеспечить безопасную работу электростанций, может сократить спрос на газ в ЕС почти на 1 млрд кубометров в месяц.
    • В 2021 году большой парк биоэнергетических электростанций в ЕС работал примерно на 50% от своей общей мощности. Эти станции могли бы производить на 50 ТВтч больше электроэнергии в 2022 году, если будут созданы соответствующие стимулы и устойчивые поставки биоэнергии.

    Воздействие: Дополнительные 70 ТВт-ч выработки электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов, что снижает использование газа для производства электроэнергии на 13 млрд м3.

    5. Максимально увеличить выработку электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов: биоэнергетика и ядерная энергия
    • При сегодняшней структуре рынка высокие цены на газ в ЕС приводят к высоким оптовым ценам на электроэнергию, что может привести к неожиданной прибыли для компаний. Это имеет серьезные последствия для доступности электроэнергии, а также для экономических стимулов для более широкой электрификации конечных пользователей, что является ключевым элементом перехода к экологически чистой энергии.
    • По нашим оценкам, расходы государств-членов ЕС на смягчение воздействия кризиса цен на энергоносители на уязвимых потребителей уже составляют около 55 миллиардов евро.
    • Рост стоимости электроэнергии в определенной степени неизбежен, когда цены на газ (и CO 2 ) высоки. Но нынешние оптовые рынки создают возможности для получения прибыли многими производителями электроэнергии и их материнскими компаниями, которые значительно превышают затраты, связанные с эксплуатацией или возмещением капитала. Текущие рыночные условия могут привести к сверхприбыли в размере до 200 миллиардов евро в ЕС от газа, угля, атомной энергии, гидроэнергетики и других возобновляемых источников энергии в 2022 году. Затем эти налоговые поступления должны быть перераспределены среди потребителей электроэнергии, чтобы частично компенсировать более высокие счета за электроэнергию. Меры по налогообложению сверхприбылей уже приняты в Италии и Румынии в 2022 г.

    Воздействие: Снижает счета за электроэнергию для потребителей, даже когда цены на природный газ остаются высокими, предоставляя до 200 миллиардов евро для смягчения воздействия на уязвимые группы.4

    6. Принять краткосрочные меры для защиты уязвимых потребителей электроэнергии от высоких цен
    Секторы конечного использования
    • Тепловые насосы представляют собой очень эффективный и экономичный способ обогрева домов, заменяя котлы, использующие газ или другие ископаемые виды топлива. Ускорение ожидаемого развертывания за счет удвоения текущих темпов установки тепловых насосов в ЕС позволит сэкономить дополнительно 2 млрд кубометров газа в течение первого года, что потребует дополнительных инвестиций в размере 15 млрд евро.
    • Наряду с существующими рамками политики адресная поддержка инвестиций может стимулировать расширение установок тепловых насосов. В идеале это лучше всего сочетать с модернизацией самих домов, чтобы максимально повысить энергоэффективность и снизить общие затраты.
    • Замена газовых котлов или печей тепловыми насосами также является привлекательным вариантом для промышленности, хотя масштабирование развертывания может занять больше времени.
    • Переход с газа на электричество для отопления зданий может привести к увеличению спроса на газ для производства электроэнергии, в зависимости от ситуации. Однако любое увеличение будет намного ниже, чем общее количество сэкономленного газа. Такой сдвиг также перенесет сезонные колебания спроса с рынка газа на рынок электроэнергии.

    Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления еще на 2 млрд м3 в год.

    7. Ускорить замену газовых котлов тепловыми насосами
    • Энергоэффективность — мощный инструмент для безопасного перехода на экологически чистую энергию, но для достижения значительных результатов часто требуется время. В этом плане мы рассмотрим, как повысить скорость прогресса, сосредоточив внимание на мерах, которые могут быстро изменить ситуацию.
    • В настоящее время только около 1% строительного фонда ЕС обновляется каждый год. Быстрое увеличение до дополнительных 0,7%, нацеленное на наименее эффективные дома и нежилые здания, возможно за счет стандартизированной модернизации, в основном за счет улучшения изоляции. Это сэкономит более 1 млрд кубометров газа в течение года, а также принесет пользу для занятости, хотя и потребует параллельных усилий по совершенствованию цепочек поставок материалов и развитию рабочей силы.
    • Это ускорение темпов модернизации зданий и развертывания тепловых насосов в краткосрочной перспективе ускоряет изменения, которые являются частью политики ЕС. Согласно прогнозам, к 2030 году Директива Европейского союза по энергоэффективности и Директива по энергоэффективности зданий в рамках программы «Fit for 55» сократит спрос на газ в зданиях на 45 млрд кубометров в год по сравнению с сегодняшним днем.
    • Многие домохозяйства устанавливают интеллектуальные средства управления отоплением (интеллектуальные термостаты), чтобы сократить счета за электроэнергию и повысить домашний комфорт, и это простой процесс, который можно быстро масштабировать. Утроение текущей скорости установки, составляющей около одного миллиона домов в год, снизит потребность в газе для отопления домов дополнительно на 200 млн кубометров в год при общей стоимости в 1 миллиард евро. Эти устройства можно стимулировать с помощью существующих программ, таких как субсидии домохозяйствам или схемы коммунальных обязательств.
    • Ежегодное техническое обслуживание газовых котлов может быть использовано для обеспечения того, чтобы водогрейные котлы в домах устанавливались на оптимальную для эффективности температуру, не превышающую 60 °C.
    • Помощь малым предприятиям (МСП) в повышении эффективности позволит сэкономить энергию, а также поможет защитить эти предприятия от волатильности цен. Во многих государствах ЕС действуют эффективные программы, предлагающие МСП аудит энергоэффективности и консультации, которые могут быстро и эффективно экономить энергию. Расширение их масштабов до 5% малых и средних предприятий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере 250 млн м3.

    Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления еще почти на 2 млрд куб. м в год, снижая счета за электроэнергию, повышая комфорт и повышая конкурентоспособность промышленности.

    8. Ускорение повышения энергоэффективности зданий и промышленности
    • Многие граждане Европы уже по-разному отреагировали на вторжение России в Украину, сделав пожертвования или, в некоторых случаях, напрямую помогая беженцам из Украины. Еще одним способом временных действий, позволяющим сэкономить значительное количество энергии, стала бы регулировка систем отопления в зданиях, отапливаемых газом в Европе.
    • Средняя температура отопления зданий по ЕС в настоящее время превышает 22°C. Регулировка термостата для отопления зданий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере около 10 миллиардов кубометров на каждую степень снижения, а также снизит счета за электроэнергию.
    • Кампании по информированию общественности и другие меры, такие как обратная связь о потреблении или корпоративные цели, могут способствовать таким изменениям в домах и коммерческих зданиях. Положения, регулирующие температуру отопления в офисах, также могут оказаться эффективным политическим инструментом.

    Воздействие: Уменьшение температуры термостата для отопления зданий всего на 1°C снизит потребность в газе примерно на 10 млрд кубометров в год.

    9. Поощрение временной регулировки термостата потребителями
    сквозной
    • Ключевой политической задачей ЕС в ближайшие годы является расширение масштабов альтернативных форм гибкости энергосистемы, в частности, сезонной гибкости, а также сдвига спроса и снижения пиковых нагрузок. На данный момент газ является основным источником такой гибкости, и, таким образом, связи между газовой и электрической безопасностью в ближайшие годы будут углубляться, даже если общий спрос на газ в ЕС снизится.
    • Поэтому правительствам необходимо активизировать усилия по разработке и внедрению работоспособных, устойчивых и экономичных способов удовлетворения потребностей в гибкости энергосистем ЕС. Потребуется портфель вариантов, включая улучшенные сети, энергоэффективность, усиление электрификации и реагирование на спрос, управляемое производство с низким уровнем выбросов и различные крупномасштабные и долгосрочные технологии хранения энергии наряду с краткосрочными источниками гибкости, такими как батареи. . Государства-члены ЕС должны обеспечить адекватные рыночные ценовые сигналы для обоснования этих инвестиций.
    • Гибкие меры по сокращению промышленного спроса на электроэнергию и газ в часы пик особенно важны для снижения нагрузки на спрос на газ для производства электроэнергии.
    • Низкоуглеродистые газы из местных источников, включая биометан, низкоуглеродистый водород и синтетический метан, могут стать важной частью решения, но потребуются гораздо большие усилия по демонстрации и внедрению.

    Воздействие: Крупный краткосрочный толчок к инновациям может со временем ослабить прочные связи между поставками природного газа и электроэнергетической безопасностью Европы. Сигналы о ценах на электроэнергию в режиме реального времени могут способствовать более гибкому спросу, что, в свою очередь, снижает потребность в дорогостоящих и газоемких пиковых поставках.

    10. Наращивание усилий по диверсификации и обезуглероживанию источников гибкости энергосистемы
    Дополнительные возможности переключения топлива

    У ЕС есть и другие возможности, если он желает или ему необходимо еще быстрее сократить зависимость от российского газа, но с существенными компромиссами5. Основной краткосрочный вариант предполагает отказ от использования газа в энергетическом повышенный спрос на угольный парк Европы или использование альтернативных видов топлива, в первую очередь жидкого топлива, на существующих газовых электростанциях.

    Учитывая, что эти альтернативы использованию газа увеличат выбросы в ЕС, они не включены в описанный выше План из 10 пунктов. Однако они могли относительно быстро вытеснять большие объемы газа. По нашим оценкам, временный переход с газа на уголь или мазут может снизить потребность в газе для производства электроэнергии примерно на 28 млрд м3 до того, как произойдет общее увеличение выбросов, связанных с энергетикой, в ЕС.

    Большая доля этого потенциального снижения спроса на газ была бы возможна за счет перехода с газа на уголь: дополнительные 120 ТВт-ч в угольной генерации могли бы сократить спрос на газ на 22 млрд куб. м в год. Помимо возможности работать на биометане, почти четверть парка газовых электростанций ЕС способна использовать альтернативные виды топлива — почти все в виде жидкого топлива. Использование этой возможности может сократить потребность в природном газе еще на 6 млрд куб.

    Если бы этот вариант перехода на другой вид топлива был реализован в полном объеме в дополнение к полной реализации Плана из 10 пунктов, описанного выше, это привело бы к общему годовому сокращению импорта газа ЕС из России более чем на 80 млрд кубометров, или значительно более чем наполовину, но все же приводит к небольшому снижению общих выбросов.

    Быстрее и дальше – дополнительные возможности перехода на другой вид топлива в энергетике
    Ссылки
    1. Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.

    2. ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через СПГ-терминалы Великобритании. Однако в некоторых районах, особенно от Испании до Франции, пропускная способность межсетевого соединения ограничена, что ограничивает использование регазификационных мощностей Испании для импорта в другие европейские страны.

    3. При цене на газ 22 евро/млн БТЕ и CO 2 цены 90 евро за тонну.

    4. Суммы будут зависеть от того, как разработаны меры, а также от других факторов, влияющих на общую прибыльность электроэнергетических компаний.

    5. Мы также изучили возможности сокращения промышленного использования, особенно сырья. Что касается последнего, возможности повышения эффективности конверсии ограничены, поэтому сокращение спроса на газ в качестве исходного сырья на практике будет означать сокращение производства химической продукции с серьезными потенциальными эффектами домино в цепочках создания стоимости (например, в 2021 году пищевая промышленность в некоторых странах была нарушено, потому что подача CO 2 для компаний по упаковке продуктов питания был получен с заводов по производству аммиака, производство которых было остановлено из-за высоких цен на природный газ).

    Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.

    ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через британские СПГ-терминалы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *