Международная железнодорожная перевозка грузов
Особенности железнодорожных перевозок
Международная железнодорожная перевозка грузов и пассажиров представляет собой перевозку грузов, пассажиров, а так же багажа железнодорожным транспортом с использованием транспортных сообщений двух и более стран.
Железнодорожный транспорт имеет ряд положительных факторов: перевозка крупногабаритных грузов и в больших объемах; перевозка таких грузов на дальние расстояния; высокая грузоподъемность транспорта; перевозка особых, специфичных и специальных грузов. Еще одним из неоспоримых преимуществ железнодорожной перевозки является его сравнительная дешевизна, обусловленная низкой трудоемкостью, отсутствием востребованности в дорогом жидком топливе, прочность и долговечность такого транспорта. Наиболее существенным недостатком железнодорожных перевозок является его ограниченность, вытекающая из привязанности такого транспорта к непосредственно железнодорожной сети, а так же довольно таки высокая себестоимость погрузочно-разгрузочных операций, а так же самих станций.
В большинстве своем железнодорожные перевозки используются для транспортировки на большие расстояния значительных объемов грузов, такие перевозки эффективны на территориях с развитой структурой железных дорог.
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов:
— Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК)
— Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии и Северной Африки.
Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении. Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов:
— большой скорости 40 километров в сутки;
— малой скорости 300 километров в сутки.
КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза.
Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии:
— Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке.
— Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).
Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.
Схема и документальное оформление международной железнодорожной перевозки
Осуществление внешнеторговых перевозок грузов железнодорожным транспортов в РФ осуществляется Российскими железными дорогами (РЖД). При осуществлении перевозок грузов как на экспорт, так и по импортным контрактам российские компании взаимодействуют с подразделениями РЖД. Рассмотрим схему такого взаимодействия на примере поставки российской компании экспортером груза на условиях CFR, с российской железнодорожной станции.
— Отправка российской компанией экспортером извещения импортеру о готовности товара к отгрузке.
— В свою очередь импортер направляет в адрес российского экспортера инструкцию по отправке, а так же инструкцию о распределении документов.
— Российская компания экспортер оформляет договор на перевозку груза с РЖД, через его подразделение Технологический центр подготовки документов (ТехПД).
— После чего экспортер передает заявку на заказ вагонов непосредственно на станцию, с которой будет отправляться груз, одновременно согласовываются план подачи вагонов и дата их отгрузки.
— Со стороны железнодорожной станции оформляются и передаются экспортеру счета на оплату установленных услуг, а так же на оплату железнодорожного тарифа.
— После оплаты указанных платежей экспортер готовит комплект сопроводительных документов на груз и передает их перевозчику. В данном случае такими документами могут быть: сертификаты, упаковочный лист, 4-ый лист ГТД.
— По результатам отгрузки товаров экспортер отправляет в адрес импортера извещение об отгрузке.
— Прибыв на станцию назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз, а так же уведомление о прибытии груза вместе с самим грузом.
Комплект сопроводительных документов, оформляемых компанией экспортером, содержит пять листов, а именно:
— оригинал накладной, следует до станции назначения вместе с грузом, где передается импортеру непосредственно с грузом и упаковочным листом;
— дорожная ведомость, следует вместе с грузом до пункта назначения, при прибытии груза передается станции назначения;
— дубликат накладной, после оформления договора перевозки передается отправителю;
— лист выдачи груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии остается на дороге назначения;
— лист уведомления о прибытии груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии передается импортеру непосредственно с грузом и оригиналом накладной.
Железнодорожная накладная представляет собой документальное подтверждение заключения договора перевозки, участниками которого выступают отправитель груза и администрация железной дороги. Для международных перевозок грузов железнодорожным транспортом используются формы накладных, утвержденные конвенциями МГК и СМГС непосредственно по грузовым перевозкам. При оформлении железнодорожной накладной текст печатается на утвержденных стандартных бланках, как правило, на двух языках. Оформление накладной производится отправителем груза либо его экспедитором. Оригинал железнодорожной накладной и ее дубликат скрепляются печатью перевозчика, что является подтверждением заключения договора перевозки. После простановки печати перевозчиком, дубликат накладной остается у грузоотправителя, оригинал накладной следует с грузом, вместе с остальными товаросопроводительными документами.
Порядок расчетов согласовывается сторонами, существуют следующие схемы взаиморасчетов:
— полная 100%-ная оплата авансом;
— исходя из подекадных плановых платежей;
— взаиморасчетами.
Международные железнодорожные перевозки грузов, Международные перевозки
Статьи по теме:
Единые правила к договору о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении
Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы
Международная железнодорожная перевозка грузов в соответствии с СМГС
Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)
Международные ЖД перевозки: особенности организации
Железнодорожный транспорт – один из наиболее развитых в России и мире. От работоспособности железнодорожной структуры зависит экономика многих стран. Жд транспорт позволяет перевозить товары внутри государства и за его пределами. Такой вид сообщения стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Растущая популярность данного вида сообщения объясняется запуском прямых скоростных контейнерных поездов из дальневосточных регионов и основных промышленных центров в крупные города России, стран СНГ и Европы. Международные жд перевозки позволяют доставать большие партии товаров на значительные дистанции.
Плюсы и минусы международных жд перевозок
Международные перевозки жд транспортом обеспечивают следующие преимущества:
- Оптимальные тарифы в сравнении с другими видами транспортировки. Чем длиннее маршрут, тем дешевле доставка;
- Развитая инфраструктура и высокая проходимость жд транспорта, в том числе, в местах, где нет автомобильных магистралей. Гарантируется доставка грузов по графику вне зависимости от погоды. На железной дороге нет пробок, крайне редко случаются аварии;
- Повышенная безопасность. Обеспечивается практически 100% сохранность грузов. Спутниковое и компьютерное ПО отвечает за мониторинг движения на всей протяженности маршрута. Особо хрупкие товары доставляются в специальных контейнерах;
- Универсальность. Обеспечивается возможность транспортировки любых типов грузов – тяжеловесных, крупногабаритных, насыпных, опасных, спецтехники и других.
Однако кроме преимуществ международные перевозки грузов жд транспортом имеют и некоторые недостатки. Ими могут являться:
- относительно невысокая скорость транспортировки;
- расходы по погрузку и выгрузку,
- привязка к определенному маршруту,
- ограничение по доставке в пункт назначения (грузовой транспорт доставит продукцию только до жд станции).
Сопроводительная документация
Согласно Конвенции о железнодорожных перевозках грузов (МГК), грузы могут допускаться к транспортировке при наличии сопроводительных документов. Необходимо предоставить следующие бумаги:
- Договор (соглашение на перевозку). В документе перечисляется вся сопроводительная документация, актуальные достоверные сведения для прохождения таможенного контроля;
- Товаротранспортные документы. Подается оригинал и дубликат ТТН, листы выдачи и получения товаров, дорожная ведомость. В накладной отражается основная информация о транспортируемом грузе. Документ оформляется на языке страны-отправителя, дублируется на русском или китайском – одних из общепринятых рабочих языков;
- Платежные документы. Данные о том, что будет оплачивать отправитель, а что получатель отражаются в договоре;
- Карнет АТА. Требуется при международных перевозках грузов, не предназначенных для реализации (для выставок, концертов, соревнований и пр.). Карнет АТА заменяет таможенную декларацию, позволяет исключить лишние финансовые траты, не требует перевода на язык страны-получателя;
- CMR (ТТН международного образца). Документ содержит данные об отправителе, компании-перевозчике, получателе груза, количество и время доставки груза. Заполняется CMR в трех экземплярах;
- Сертификационная документация. Сюда могут входить сертификаты качества, фитосанитарная, карантинная и прочая документация.
Для внесения изменений в маршрут в пределах своей страны (например, можно указать другой пункт отправления или прибытия, сменить грузополучателя), подается специальное заявление.
Таможенное оформление на жд станциях
Разветвленная железнодорожная сеть в большинстве стран нашего континента использует таможенное оформление на железнодорожных станциях. Экспортные и импортные товары оформляются на специализированных постах, которые размещаются непосредственно на территории этих станций.
Все пункты таможенной службы имеют современное оборудование, что позволяет оперативно оформлять убывающие и прибывающие грузы.
Время прохождения процедуры зависит от типа перевозки, пути следования, специфики груза. Мультимодальная перевозка грузов в международном сообщении жд предполагает перевалку товаров на данный вид транспорта или перенос отдельных вагонов в состав другого поезда. Ожидание проходит на специальном складе СВХ, что позволяет освободить жд пути для обслуживания других поставок.
Тип груза влияет на скорость таможенного оформления. Некоторые грузы нуждаются в особых условиях хранения и транспортировки, могут иметь класс опасности, требовать дополнительного контроля и досмотра. Все мероприятия, включая досмотр и проверки, осуществляются на территории жд станции. Это существенно упрощает процесс, сокращает временные издержки, снижает стоимость оформления.
Компания КВАТРО Логистик предоставляет полный спектр услуг оформлению разрешительной документации на таможенных постах. Мы обеспечиваем следующие преимущества:
- оперативное оформление грузов,
- быстрая проверка документов,
- обслуживание грузов разных товарных групп,
- высокая скорость выполнения погрузочно-разгрузочных операций.
КВАТРО Логистик предоставляет обширный пакет услуг не только по организации грузоперевозок, но и по оперативному таможенному оформлению. Опытные таможенные брокеры посодействуют в получении декларации, самостоятельно выполнят все необходимые мероприятия, предусмотренные процедурой.
Пассажирский | МСЖД – Международный союз железных дорог
На долю пассажирских железных дорог приходится 50 % железнодорожной деятельности, 8 % мировых пассажирских перевозок и менее 2 % выбросов парниковых газов пассажирским транспортом, и считается, что они станут основой мобильности будущего.
Общий контекст деловой активности
С появлением новых технологий, изменениями в поведении клиентов и их выборе в отношении мобильности, а также с развитием конкуренции в железнодорожном секторе железнодорожные предприятия и управляющие инфраструктурой переходят к более ориентированному на клиента подходу при предоставлении услуг. услуги, инвестируя в инновации и исследования, чтобы предлагать более персонализированные и удобные путешествия.
На этом фоне Пассажирский департамент МСЖД выступает в качестве рычага для преобразования железнодорожного бизнеса, предлагая отраслевые технические решения (IRS), возможности для обмена знаниями, сетевые платформы и инструменты, а также поддержку всего железнодорожного сектора: железнодорожные предприятия и инфраструктура. руководителей, но также лиц, принимающих решения, исследовательских центров, университетов или продавцов билетов по всем аспектам, связанным с железнодорожными пассажирскими перевозками.
Ссылка на организацию бизнеса
Пассажирская деятельность МСЖД основана на участии его членов в Глобальном форуме пассажиров, возглавляемом Манелем Вильяланте И Льяурадо (Renfe). Форум подразделяется на пять областей деятельности:
- Группа обслуживания пассажиров (PSG)
- Комитет междугородных и высокоскоростных поездов
- Пригородные и региональные поезда (CRTS)
- Глобальная группа управляющих станциями
- Туристические возможности для железных дорог
И специальная группа:
- RIC/A (Договоры об обмене и использовании пассажирских вагонов и самоходных единиц в международном железнодорожном сообщении)
Global Passenger Forum
UIC была создана для того, чтобы участники со всего мира могли совместно принять глобальный подход к пассажирской деятельности МСЖД, охватывающий пять пассажирских секторов (междугородние и высокоскоростные, пригородные и региональные поезда, станции, группа обслуживания пассажиров и TopRail) и соответствующие проекты, а также обсудить и установить общие приоритеты, стратегии и директивы, которые в конечном итоге должны быть согласованы с другими форумами и платформами, где это уместно.
Целью Глобального пассажирского форума МСЖД является:
- Определение глобального и стратегического видения пассажирской деятельности МСЖД, определение руководящих принципов и приоритетных направлений работы;
- Поперечная координация и контроль работы, связанной с пассажирами, проводимой пятью группами и комитетами;
- Собирать результаты и результаты различных предпринятых мероприятий и проектов с целью как можно более широкого распространения результатов среди участников в рамках применимых прав интеллектуальной собственности;
- Выбрать и утвердить кандидатов, выдвинутых на должности председателя или другие роли в группах и комитетах, которые должны быть утверждены Генеральной Ассамблеей МСЖД в соответствии с Уставом МСЖД;
- Координация с Форумом железнодорожной системы и другими платформами, такими как цифровизация, стандартизация, RICG (координационная группа по исследованиям и инновациям), безопасность и т. д., по ключевым вопросам, касающимся деятельности пассажиров;
- Продвижение и организация встреч с другими организациями, имеющими отношение к пассажирским перевозкам, такими как МСОТ (Международный союз общественного транспорта), CIT (Международный комитет по железнодорожному транспорту), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), CER (Сообщество европейских железных дорог и инфраструктуры) компаний), RNE (RailNetEurope), Ассоциация американских железных дорог (AAR) и др.
- Согласованно и последовательно интегрировать и координировать деятельность и проекты, касающиеся пассажирских перевозок, разработанные на региональном уровне МСЖД. Рекомендовать Генеральной Ассамблее одобрить межрегиональные проекты и мероприятия, принятые различными группами и комитетами в рамках Глобального форума пассажиров.
Встреча пассажиров высокого уровня
Встреча пассажиров высокого уровня (HLPM), совместно организованная UIC и CER, является мероприятием
предназначен для руководителей европейских пассажирских компаний для обсуждения стратегических тем, связанных с проблемами, с которыми сталкиваются европейские железные дороги.
Эта встреча объединяет топ-менеджеров пассажирских железнодорожных компаний по всей Европе для обсуждения важных вопросов политики пассажирских железнодорожных перевозок.
Целью этой встречи является рассмотрение ключевых вопросов европейской политики в отношении пассажиров на железнодорожном транспорте, а также решение технических и политических проблем, с которыми в будущем столкнутся пассажирские перевозки.
Во время последнего HLPM 2 октября 2020 г. основное внимание уделялось разработке OSDM (Модель открытых продаж и распространения) в соответствии с резолюцией предыдущего HLPM. Был разработан один стандарт, состоящий из двух частей: OSDM Platform и OSDM Online. Обсуждались и другие темы, например, поддержка компаний во время пандемии Covid-19.пандемии, запуск Международной железнодорожной пассажирской платформы и возможности замены рейсов по железной дороге в Европе.
Следующая HLPM состоится 8 октября 2021 года в Париже, и руководители пассажирских салонов обсудят стратегические вопросы, включая дистрибуцию, «новую норму» и новые услуги.
CIT-Rail.org — The CIT
Комитет по международному железнодорожному транспорту (CIT) является ассоциацией более 200 железнодорожных предприятий и судоходных компаний, осуществляющих международные пассажирские и/или грузовые перевозки.
Новое издание GCC-CIV/PRR 2023-06-07 Поправка 2 МКООП 2023-06-07 АЕК — Приложение 3 2023-06-07 Поправка 3 АЕК 2023-06-07 Новое издание МИРТ 2023-06-07 АЕК — Приложение 1 2023-06-07 АЕК — Приложение 2 2023-06-07