Индекс фуры: рынок грузовиков покатился с горы | Статьи
Рынок грузовых автомобилей в России снизился на 4% за 11 месяцев 2019 года, об этом свидетельствует статистика аналитического агентства «Автостат Инфо», предоставленная «Известиям». Отечественные компании, широко представленные в сегменте среднетоннажных грузовиков, пока что в плюсе, в то время как иностранные компании ушли в серьезное пике на 14%. Основное падение пришлось на сегмент магистральных грузовиков, а это говорит о падении коммерческих перевозок. Чем меньше по дорогам страны едет фур с товарами, тем сильнее падает экономика, говорят опрошенные «Известиями» эксперты.
Рынок не обнадеживает
С января по ноябрь 2019 года в России было продано 68,8 тыс. грузовых автомобилей, что на 3,8% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 71,5 тыс. машин. Продажи иностранных грузовиков за 11 месяцев составили 30,3 тыс. штук (-13,7%), отечественных — 38,5 тыс. грузовиков (+5,8%). Безусловный лидер грузового рынка КамАЗ за этот период реализовал 24,6 тыс. автомобилей (+8%), ГАЗ занимает вторую строчку с результатом 5,6 тыс. авто (+6%). На третьей ступеньке Scania, реализовавшая 4339 грузовиков, продажи шведского автопроизводителя упали сразу на 22,6% с начала года.
Занимающая четвертое место компания Volvo смогла продать 4921 машину (-14%), замыкает пятерку лидеров грузового рынка Mercedes-Benz (3531 шт.; -14,3%). Далее в десятке популярных грузовых компаний в порядке убывания идут MAN (3941 шт.; -13,3%), Isuzu (2762 шт.; -24,1%), «Урал» (2290 шт.; -1,8%), DAF (2149 шт.; -13,5%), МАЗ (2580 шт.; -5%).
Двигатель тягача на линии сборки грузового автомобиля «КамАЗ»
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Снижение продаж ведущих европейских производителей грузовиков обусловлено в первую очередь общей экономической ситуацией в России и лишь во вторую налоговыми маневрами и финансовым стимулированием со стороны государства, считает начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин.
«Это снижение было прогнозируемым, поскольку прошлый 2018 год был пиком непрерывного стремительного роста после разворота в 2016 году, за которым должно было последовать неизбежное циклическое снижение. Тем не менее Scania в России приближается к концу года в соответствии с намеченным планом. Сохранять позитив нам помогает долгосрочный характер взаимодействия с клиентами и фокус внимания на качество оказываемых услуг, а не на объемы продаж. Если же говорить о прогнозах на 2020 год, то при отсутствии существенного экономического роста транспортные компании в большинстве своем смогут обеспечивать лишь замещение старых автомобилей, но не расширение парка, что в основном они уже успели сделать на протяжении 2017–2018 годов. Поэтому мы прогнозируем дальнейшее снижение объемов продаж на рынке тяжелой грузовой техники», — отметил в разговоре с «Известиями» Бабушкин из Scania.
Россияне в плюсе
В свою очередь, на КамАЗе отмечают, что компания чувствует себя уверенно на падающем рынке за счет расширения модельной линейки.
«КамАЗ чувствует себя лучше рынка по той простой причине, что мы еще несколько лет назад начали внедрять новый модельный ряд, который позволил нам занять те сегменты, в которых мы не были представлены ранее. У нас традиционно продажи были в основном в сегменте строительной техники, полноприводных грузовиках, но не в магистральных тягачах. За счет того, что мы вывели новые модели, в частности 5490 (5490 Neo), мы смогли сохранить и продажи на относительно высоком уровне, и долю рынка», — рассказал руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
Линия сборки кабин грузового автомобиля «КамАЗ»
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Собеседник отметил, что в ближайшие два года КамАЗ намерен дополнительно увеличить свой модельный ряд за счет выхода на рынок легких коммерческих грузовиков. Последние традиционно были козырем ГАЗа, но не менее ощутимую помощь Горьковскому автозаводу в этом году оказали среднетоннажные грузовики.
По прогнозу ГАЗа по итогу этого года объем рынка среднетоннажников останется на уровне прошлого года или покажет небольшой прирост — на 1–2%, при этом рост продаж среднетоннажиков ГАЗа составляет около 10%.
«Объясняется это как в целом ростом продаж «ГАЗона Next», так и ростом спроса на «ГАЗон Next 10», который вышел на рынок в 2018 году. Также драйвером в продажах стал внедорожный грузовик «Садко Next». В следующем году мы ожидаем стагнацию рынка или падения примерно на 2–3%, что связано с отсутствием признаков оживления деловой активности и низкими темпами обновления парков в коммерческом секторе. Мы планируем укрепить свои позиции на рынке за счет расширения линейки грузовиков», — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Группы ГАЗ».
Фура не заводит экономику
Отрицательные результаты иностранных производителей связаны прежде всего со снижением продаж магистральных тягачей. Это немаловажный фактор, поскольку на долю автотранспорта приходится 80% всех перевозок грузов по России. Падение продаж грузовиков находится в корреляции с замедлением динамики розничной торговли в России. По данным Росстата, за три квартала 2019 года перевозки автомобильным транспортом увеличились на 3,1% (до 4,2 млн т).
В целом по итогу года прогнозируется падение коммерческих перевозок автомобильным транспортом, затем будет небольшой прирост (около 2%), отмечает директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, снижение продаж грузовых автомобилей является опережающим экономическим индикатором, который говорит о событиях, которые еще только должны произойти.
Новые грузовые тягачи КамАЗ-5490 NEO
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
«В целом в грузоперевозках автомобильный транспорт занимает очень большую долю. Среднее расстояние, которое проходят автомобили, постоянно растет, сейчас в коммерческих перевозках оно составляет 85 км. В экономике страны коммерческий транспорт играет огромную роль. На покупке грузового автомобиля сказываются показатели экономического роста страны в целом, уверены ли перевозчики и компании, что смогут окупить эти автомобили. Сейчас крупный ритейл снижает активность из-за того, что доходы населения падают, а это непосредственно связано с розничным товарооборотом. Снижение грузоперевозок и продаж грузовиков — один из опережающих индикаторов, которые предсказывают нам, что будет с ВВП в будущем, по этим показателям очень часто прогнозируют состояние экономики», — заметила Кулакова.
Падение продаж грузовиков — общее отражение состояния экономики страны, соглашается с Кулаковой независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Грузоперевозки — это прежде всего товары народного потребления, строительные материалы, руды, сырье, наливные грузы и т.д. Падение продаж магистральных тягачей происходит потому, что закончилась господдержка по лизингу и прямые скидки на технику. Сложность еще в том, что у бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — заключил Бургазлиев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дальнобойщикам конец? Главный конструктор КАМАЗа обещает фуры без водителей на трассах к 2025 году
Автогигант чувствует себя «на удивление неплохо»: «западозамещенные» К5 ждут тысячами с февраля
«На тестовых режимах машины себя хорошо показывают, алгоритмы работают», — рассказал сегодня главный конструктор инновационных машин КАМАЗа Сергей Назаренко, представляя топ-5 новинок автогиганта этого года. Несмотря на санкции, челнинский завод не отказался от своих ноу-хау-проектов, которые были представлены в ходе международного онлайн-форума инновационных транспортных технологий «Автонет-2022». О том, как КАМАЗ движется по пути отказа от водителей, и о планах «Москвича» по выпуску 50 тыс. машин в 2023 году — в материале «БИЗНЕС Online».
Несмотря на санкции, челнинский завод не отказался от своих ноу-хау-проектов, которые сегодня были представлены в ходе международного онлайн-форума инновационных транспортных технологий «Автонет-2022»
Фото: president.
Беспилотные «КАМАЗы» уже ездят в Казань и Нижнекамск
«Мы попали в непростую ситуацию, в отношении нас ввели достаточно серьезные санкции. Множество наших поставщиков из Запада от нас отвернулись. Но в целом можно сказать, что КАМАЗ чувствует себя в этом году на удивление неплохо. Идем практически без снижения плана производства», — начал сегодня свое выступление на форуме инновационных транспортных технологий «Автонет-2022» главный конструктор инновационных автомобилей автогиганта Сергей Назаренко. Топ-менеджер представил участникам главные новинки завода в этом году, половина из которых способна работать без водителя в кабине.
Пожалуй, главная гордость КАМАЗа сегодня — автономный тягач «КАМАЗ-54907» для передвижения по беспилотным логистическим коридорам (БЛК). Напомним, минтранс РФ до 2024 года планирует оборудовать магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом цифровой инфраструктурой для безопасного движения автономных грузовиков всех мировых разработчиков и автопроизводителей.
Первый камазовский грузовик для движения по М11 «Нева» уже изготовлен, сообщил сегодня Назаренко. На данный момент грузовик проходит испытания на заводском полигоне и тестируется на трассе на маршрутах типа Челны – Нижнекамск или Челны – Казань.
Главная гордость КАМАЗа сегодня — автономный тягач «КАМАЗ-54907» для передвижения по беспилотным логистическим коридорам (БЛК) Фото: president.tatarstan.ru
«В ноябре мы планируем завершить калибровочно-отладочные работы, и в декабре машина должна поехать по трассе М11 Москва – Санкт-Петербург с полуприцепом. Машина будет загружена чугунными чушками, то есть пока без реального груза. [Выпустить машину на дорогу] с реальным грузом мы планируем в I квартале уже с компаниями, которые участвуют в проекте „Маяк“. Например, „ГлобалТрак“ и другие логистические компании. Уже с ними будем перевозить реальные грузы, — сказал Назаренко. — Сейчас пока идет тестовый режим. В принципе, уже понятно, что в целом должно все получиться нормально. В тестовых режимах машины себя хорошо показывают, алгоритмы работают».
Несмотря на совершенство системы, машины пока не будут выпускать без человека в кабине, отметил камазовский конструктор: «Понятно, что в первый год, а даже, скорее всего, в первые два, в кабине будет присутствовать водитель-испытатель, который станет осуществлять функции оператора-контролера. Его задачей будет вмешиваться при необходимости, в случае сложных ситуаций. Наша цель — до конца 2023 года довести такие вмешательства до нуля. С 2025-го — вывезти на трассы полностью беспилотные автомобили».
Спикер рассказал, что машина оснащена всем необходимым оборудованием: радарами, лидарами, пятью камерами, звуковыми датчиками, высокоточными навигационными приемниками, дублированной системой связи, электронной тормозной системой и т. д.
«То есть все приводы автомобиля управляются электронными командами. Никаких сервоприводов у машины нет, — подчеркнул он. — Часть каналов у нас задублирована. Вычислители тоже задублированы, работают параллельно. В случае отказа одного функцию управления принимает на себя другой. Плюс в течение 2024–2025 годов мы постараемся ряд блоков автомобиля сделать с дублированным управлением, чтобы соответствовать четвертому уровню автономности».
В ходе своего доклада конструктор рассказал о новом беспилотном карьерном самосвале «Юпитер-30». Уже на стадии проектирования КАМАЗ решил, что это будет автономная машина с грузоподъемностью в 27–30 тонн Фото: «БИЗНЕС Online»
«Юпитер» для Кузбасса, заказ минпромторга и полноприводные автобусы для «Газпрома»
На этом ноу-хау КАМАЗа не закончились. В ходе своего доклада конструктор рассказал о новом беспилотном карьерном самосвале «Юпитер-30». Уже на стадии проектирования КАМАЗ решил, что это будет автономная машина с грузоподъемностью в 27–30 тонн.
«На данный момент автомобиль находится на испытательном полигоне НТЦ и проходит испытания. После завершения всех настроечно-калибровочных работ мы отправим машину на территорию Кузбасса, — рассказал Назаренко. — Там она будет возить вскрышные породы — уголь и так далее. Соответствующие договоренности с компаниями-эксплуатантами Кузбасского региона уже имеются. Там мы отработаем всю технологию перевозки в карьерах беспилотными самосвалами».
Сергей Когогин: «Переориентация на юг и восток привела к тому, что на погранпереходах просто коллапс!»
Представляя следующие новинки для лесозаготовительной отрасли, спикер подчеркнул, что это абсолютно новая тема для КАМАЗа. «Это новое направление развития для нас. Всем известно, что фактически российской техники подобного класса не существует. Есть финские, японские, американские машины, есть похожие белорусские автомобили. Но российского нет», — сказал он, описывая «Харвестер 8×8», который добывает лес, и «Форвардер 8×8», который его вывозит.
«С учетом пожелания министерства промышленности и торговли КАМАЗ пошел в данном направлении. В этом году, в ноябре, мы заканчиваем изготовление первых образцов таких автомобилей, — отметил он. — Машины подключены к системам умной рубки и так далее. Машины тяжелого класса 8 на 8. В данных автомобилях реализована достаточно глубокая степень локализации и российскости компонентов. Испытания начнутся до следующего года».
Последняя новинка автогиганта этого года — полноприводный вахтовый автобус, который был изготовлен по заказу «Газпрома» Фото: president.tatarstan.ru
Назаренко напомнил, что ставшие для многих уже привычные машины семейства «Компас» также вывели на рынок России только в этом году. «Тоже новая тематика для КАМАЗа. Это машины городского класса. Полная масса пока 9 и 12 тонн. В следующем году мы выведем „Компас“ 5 и 6 — автомобили полной массой 3,5 и 6 тонн, — рассказал он о планах. — Машины нашли своего клиента, активно продаются. Можно сказать, что КАМАЗ активно пошел в этом направлении».
Последняя новинка автогиганта этого года — полноприводный вахтовый автобус, который был изготовлен по заказу «Газпрома». После изготовления первой партии в 500 автомобилей челнинцы продолжат выпускать такие автобусы и для других клиентов. «Автомобиль сразу изготавливается с газовым двигателем, в исполнении как с компримированным газом, так и на сжиженном природном газе», — описал он характеристики новинки.
Салон автобуса тоже может быть разным. Есть вариант вахтового исполнения, а также мобильного офиса или передвижной лаборатории
Фото: president. tatarstan.ru
Салон автобуса тоже может быть разным. Есть вариант вахтового исполнения, а также мобильного офиса или передвижной лаборатории.
В заключение Назаренко напомнил, что пока автогигант вынужденно выпускает более старые автомобили семейства К3: «Но с февраля у нас стартуют уже санкционно устойчивые, западозамещенные автомобили К5. Мы вернем в модельный ряд наши самые современные автомобили, которые будут производиться в массовом исполнении — тысячами в месяц».
В заключение Назаренко напомнил, что пока автогигант вынужденно выпускает более старые автомобили семейства К3: «Но с февраля у нас стартуют уже санкционно устойчивые, западозамещенные автомобили К5» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Москвич» планирует выпускать 50 тыс. машин в год
«Москвич», который тесно связан с КАМАЗом, раскрыл на форуме часть своих планов на ближайшее будущее. От лица компании выступила директор по работе с органами власти и корпоративным связям Татьяна Редько.
«Электромобильность стремительно набирает обороты на всех континентах и становится составной частью городского развития. Если коротко вспомним историю, то всем известно, что становление электротранспортной индустрии началось гораздо раньше третьей промышленной революции. На улицах Нью-Йорка в начале XX века электромобилей было значительно больше, чем авто с ДВС, — напомнила она. — Но стремительное развитие электромобильности в тот момент было остановлено массовым производством модели Генри Форда. Повторный интерес к электромобильности возник в 1990-х годах в Калифорнии, когда власти штата начали бороться с загазованностью».
Был Renault – стал «Москвич»: французский концерн ушел из России, а завод оставил государству
Сейчас же практически все автокомпании, находясь под влиянием европейских и американских регуляторов и новой политики, заявляют о необходимости развития электромобильного ряда. Недавно, например, Volkswagen заявил, что компания планирует инвестировать порядка $100 млрд на расширение модельного ряда электромобилей, напомнила Редько. Toyota инвестирует $70 млрд, Mercedes-Benz — $47 млрд, BMW — $35 миллиардов.
Также она привела в пример подходы к электромобилизации городов Швеции, Голландии, США и Франции. «Мы видим, что авторынок вступает в новую, интересную фазу конкуренции. Причем конкуренция станет многомерной, — считает она. — „Москвич“ как предприятие предполагает, что в ближайшее время появятся компании большой мобильности, в которых объединятся и автомобиль, и новые технологии, и управление данными, цепочками поставок. Мы четко следим за изменениями. Предполагаем, что мы также станем драйвером этих новых подходов. Москва в принципе всегда была на передовой электрификации транспорта в России».
По прогнозам, 12% от общего объема рынка РФ к 2030 году составят электромобили, а 35% всей господдержки после 2035-го будет направлено на развитие производства электромобилей Фото: «БИЗНЕС Online»
По прогнозам, 12% от общего объема рынка РФ к 2030 году составят электромобили, а 35% всей господдержки после 2035-го будет направлено на развитие производства электромобилей.
«Электромобиль действительно наше экологическое будущее. Если говорить о наших планах, то мы предполагаем, что в этом году мы приступим к сборке 600 автомобилей — 200 из них будут с электрическим двигателем, — раскрыла планы Редько. — В следующем году у нас планы более амбициозные — это 50 тысяч автомобилей, из которых 10 тысяч будут с электродвигателями. Москва должна стать центром развития электромобильности».
1.210 КАМАЗ Грузовик Стоковые фото, картинки и изображения
Москва, Россия — 21 мая 2022 года: по дороге проезжают два грузовика. фото в высоком качествеPREMIUM
Военная техника на моховой улице в москве во время парада посвященного 75-летию победыPREMIUM
Грузовик ждет погрузки, крупный план передней фары автомобиля. ПРЕМИУМ
Соперничество камазов и мазов на ралли. спортивный грузовик камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда по песку. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия.PREMIUM
Соперничество камаза и маза на ралли. спортивный грузовик камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда по песку. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия.ПРЕМИУМ
Выставка пожарных машин ПРЕМИУМ
Грузовой автомобиль камаз гоночной команды камаз-мастер. показательная гонка. выставка грузовиков Бизон. ростов-на-дону, россия — 20.05.2018PREMIUM
Concept. игрушечная машинка и совок в песке на фоне красивого заката в пустыне дакар. ПРЕМИУМ
Новый уренгой, россия — 26 января 2019 г.: внедорожный бортовой грузовик КАМАЗ 43118 на городской улице. ПРЕМИУМ
Королев, Россия — 04 августа 2020 г.: грузовой автомобиль КАМАЗ стоит на улице города в вечернее время. ПРЕМИУМ
Самосвал выгружает песок на строительной площадке.2020PREMIUM
Камаз 5511 саморазгружающийся грузовик, уничтожен — баку, азербайджан, 16-04-2021PREMIUM
Большие грузовики в наборе. транспорт для перевозки грузов.ПРЕМИУМ
Грузовой автомобиль камаз гоночной команды камаз-мастер. показательная гонка. выставка грузовиков Бизон. ростов-на-дону, россия — 20.05.2018PREMIUM
Коммунальные службы убирают снег после сильного снегопада на улицах и площадях. москваPREMIUM
Оренбург, Россия — 26 мая 2020 г.: строительная площадка, рабочие с использованием строительной техники устанавливают башню ветряной турбиныPREMIUM
Армейский автомобиль КАМАЗ-43101 на военном полигонеPREMIUM
Приморье, Россия — 6 июня 2018 года: два самосвала КАМАЗ движутся по мостуPREMIUM
Уаз — 3962 фургон — баку, азербайджан, 16-04-2021PRE МИУМ
Хоримлаа, саудовская аравия — 7 января 2021 года: гоночный грузовик камаз на старте пятого этапа ралли дакар 2021 editionPREMIUM
бармашово, украина — 18 марта 2022 года: война россии против украины. концепция вторжения. украденный украинский журавль в селе с z фашистским русским символом остался после вторжения bPREMIUM
Самара, Россия — 4 мая 2019 г.: крупный план колеса автомобиля КАМАЗ с шиной КамаPREMIUM
Оренбург, Россия — 26 мая 2020 г. : строительство ветряной электростанции. монтажники с помощью автокрана и автовышки устанавливают ротор ветродвигателяPREMIUM
Многоцелевой бронированный автомобиль «Тайфун-ВДВ» (тайфун К-4386) на во время парада на Красной площади в честь Дня ПобедыPREMIUM
Минск/беларусь, май 25, 2020: красный самосвал камаз-65801-002-68(т5) 8х4 и экскаватор хитачи на стройкеПРЕМИУМ
Спорткар Камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда по пескам. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия. ПРЕМИУМ
Казахстан, Усть-каменогорск, 24 октября 2018 г.: крановщик за работой. автокран на камаз. строительная площадкаPREMIUM
Новый Уренгой, Россия — 2 мая 2015 г.: внедорожник Камаз 43114 на междугородной дороге во время сильной метели. PREMIUM
Грузовик Камаз едет по шоссе на фоне небаPREMIUM
Самара, россия — 7 мая 2022 года: продуктовый магазин «Пятерочка» грузовой автомобиль доставки на городской улицеPREMIUM
Спортивный грузовик камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда на песке. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, россия.PREMIUM
Российский внедорожный пассажирский экспедиционный камаз на горной дорогеPREMIUM
Спортивный камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда в песках. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия.ПРЕМИУМ
Хоримлаа, Саудовская Аравия — 7 января 2021 года: гоночный грузовик камаз стартует 5 этап ралли дакар 2021 editionPREMIUM
грузовик камаз гоночной команды камаз-мастер. показательная гонка. выставка грузовиков Бизон. ростов-на-дону, россия — 20.05.2018PREMIUM
Спортивный грузовик камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда на песке. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия. ПРЕМИУМ
Башкортостан, Россия — 4 января 2012 г.: ярко-оранжевый грузовик КАМАЗ 6460 на междугородной дороге. ПРЕМИУМ
Эр-Рияд, Саудовская Аравия — 7 января 2021 г.: гоночные грузовики команды КАМАЗ-мастер перед стартом пятого этапа ралли «Дакар». на уральской транспортной выставке. ПРЕМИУМ
Тюмень, Россия — 9 мая. 2019: военный парад в годовщину победы в великой отечественной войне. военный автомобиль армейский грузовик камазPREMIUM
Движение автомобилей в лучах осеннего утреннего солнца на центральных улицах тулы, россияPREMIUM
Тюмень, Россия — 9 мая. 2019: военный парад в годовщину победы в Великой Отечественной войне. военный автомобиль армейский грузовик камазPREMIUM
Бетономешалка на ул. строительная техника. оранжевый грузовик. голубое небо. Усть-Каменогорск (Казахстан) ПРЕМИУМ
Россия, Ростов-на-Дону — 2 июня 2022 года: прибыли пожарные машины для тушения пожара, пожарные стоят рядом и оценивают масштабы пожара. ПРЕМИУМ
Спортивный грузовик КАМАЗ получает над сложным участком маршрута во время ралли-рейда на песке. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия.ПРЕМИУМ
Грузовой автомобиль камаз гоночной команды камаз-мастер. показательная гонка. выставка грузовиков Бизон. ростов-на-дону, россия — 20. 05.2018PREMIUM
тамань, россия — 9 июня 2019 г.: самосвал камаз застрял в грязи на обочине дороги. PREMIUM
оренбург, россия — 26 мая 2020 г. : строительство ветряной электростанции. Монтажники с помощью автокрана и автовышки устанавливают ротор ветряной турбины. ПРЕМИУМ
Москва — 20 июля: современная машина для мойки улиц КАМАЗ на улице Москвы в жаркий летний день, 20 июля. 2021 г. в россииПРЕМИУМ
Ирригационно-очистительные машины на базе автомобиля КамАЗ 53605 в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот». кубинка. Московская областьPREMIUM
Краснодар, Россия — 21 октября 2021 года: школьник обдумывает профессию водителя грузовика. PREMIUM
Грузовик на белом фоне. символ. illustration.PREMIUM
Московская область, Россия — 18 августа 2022 года: «Земледелие» — российская инженерная система дистанционного минирования (ИСДМ) крупным планом. международный военно-технический форум «армия-2022»ПРЕМИУМ
Надым, Россия-06 июля 2011: ремонт дорожного полотна федеральной трассы Сургут-Салехард в Ямало-Ненецком автономном округеPREMIUM
Соперничество камазов и мазов на митинге. спортивный грузовик камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда по песку. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия. ПРЕМИУМ
Тюмень, Россия — 8 ноября 2018 года: полицейский Камаз 5350 Мустанг на городской улице возле медицинского центра крови ПРЕМИУМ
Строительная машина работает на строительной площадкеPREMIUM
Оранжевый грузовик мчится по пыльной дорогеPREMIUM
Новый Уренгой, Россия — 2 апреля 2022 года: белый внедорожный полуприцеп Камаз 65221 на городской улице.PREMIUM
90 002 Деревянные дома управляются игрушечным грузовиком на белом фоне. концепция собственности или недвижимости. ПРЕМИУМЯмал, Россия — 8 сентября 2014 г.: внедорожный полуприцеп КАМАЗ 44108 на междугородной дороге. ПРЕМИУМ
Татарстан, Россия — 27 августа 2011 г.: сельскохозяйственный грузовик КАМАЗ 55102 на междугородной дороге. ПРЕМИУМ
Боевая машина дистанционного горно-инженерного комплекса (ИСДМ) на Моховой улице в Москве во время парада, посвященного 75-летию ПобедыПРЕМИУМ
Спорткар Камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда по пескам. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия.PREMIUM
Грузовик камаз гоночной команды камаз-мастер. показательная гонка. выставка грузовиков Бизон. ростов-на-дону, россия — 20.05.2018PREMIUM
Военный полигон Алабино, Московская область, Россия — 21 августа 2018 г.: Многоосное колесное шасси КАМАЗ-7850 из семейства «Платформа-О» на Международном военно-техническом форуме армия-2018PREMIUM
Транспортно-заряжающая машина инженерная система дистанционного минирования на генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы на Красной площади МосквыPREMIUM
Московская область. россия. осень 2020. мусоровоз на сортировочной станции. большой строительный мусоровоз.PREMIUM
Старый автомобиль стоит за деревянным забором в заснеженной СибириPREMIUM
Оренбург, Россия — 26 мая 2020 г.: рабочие с помощью строительной техники проводят монтаж ветряной электростанцииPREMIUM
Оранжевый городской коммунальный грузовик в движении дорога.PREMIUM
Спортивный грузовик камаз преодолевает сложный участок маршрута во время ралли-рейда по пескам. золото кагана-2021. 26.04.2021 Астрахань, Россия.PREMIUM
Актау — 25 мая 2019 года. Кубок мира по ралли ФИА 2019казахстан. автомобили на стоянке. Камаз.PREMIUM
Россия, Ростов-на-Дону — 2 июня 2022 года: пожарные машины прибыли для тушения пожара, спасатели развертывают пожарные рукава. PREMIUM
Оренбург, Россия — 26 мая 2020 года: автокран на базе КАМАЗ на строительной площадке. PREMIUM
Россия, Ростов-на-Дону — 2 июня 2022 года: пожарные прибыли для тушения пожара, спасатели разворачивают пожарные шланги. PREMIUM
Минск/Беларусь, 15 мая 2020 года: красная свалка грузовики камаз-65801-002-68(т5) 8х4 на стройплощадке для перевозки сыпучих грузов. автотранспорт, грузовые перевозкиPREMIUM 9ПРЕМИУМ
Новый уренгой, россия — 4 июня 2020 г.: оранжевый самосвал камаз 65222 на междугородной дороге. PREMIUM
пермь, россия — 19 апреля 2020 г.: оранжевая поливальная машина на базе камаз на дороге, вид сверхуPREMIUM
Машина для уборки улиц. уборка весенней улицы в маленьком городке в россии. город чебоксары, чувашская республика, россия, 05.01.2018PREMIUM
большая коллекция строительных машин — vectorPREMIUM
Москва, россия — 4 мая 2022 года: здание кгб на лубянке, подготовка к военному параду на красной площади в день победыPREMIUM
Новый Уренгой, Россия — 21 марта 2021 г.: серый вахтовый автобус КАМАЗ 4326 на городской улице. ПРЕМИУМ
Тюмень, Россия — 9 мая 2019 г.: военный парад в годовщину победы в Великой Отечественной войне. военный автомобиль армейский грузовик камазPREMIUM
Автомобиль камаз российской гвардии едет по охотному ряду в москвеPREMIUM
Казахстан, усть-каменогорск, 19 декабря 2019 г.: советский военный грузовик камаз 4310. желтый камазPREMIUM
Казахстан , Усть-Каменогорск, 23 июля , 2020: водитель грузовика моет автобетоносмеситель струей воды после заливки цемента. тяжелое оборудование техника для тяжелой промышленности conceptPREMIUM
Грузовой автомобиль камаз гоночной команды камаз-мастер. показательная гонка. выставка грузовиков Бизон. Ростов-на-Дону, Россия — 20.05.2018PREMIUM
Новый Уренгой, Россия — 8 марта 2014 г.: вахтовый автобус КАМАЗ 4326 на городской улице. PREMIUM
Новый Уренгой, Россия — 4 сентября 2015 г.: полуприцеп грузовик камаз 44108 на городской улице.ПРЕМИУМ
Оранжевый городской грузовой автомобиль в движении по дороге.ПРЕМИУМ
Автомобиль специального назначения «Патруль» на базе камаз-43501 Нацгвардии во время репетиции Парада Победы.ПРЕМИУМ
Оренбург, Россия — 26 мая 2020 г.: строительство ветряной электростанции. монтажники с помощью автокрана и автовышки устанавливают ротор ветряной турбиныPREMIUM
Ханты-Мансийский автономный округ, россия — 27 октября 2021 г.: ярко-оранжевый снегоуборочный автомобиль камаз 6520 на междугородной дороге крайнего севера россииPREMIUM
москва, россия — 5 сентября 2019 г.: 15-я международная выставка коммерческого транспорта «Комтранс 2019». Логотип компании Камаз на автомобиле на выставкеPREMIUM
обзор российского рынка новых грузовых автомобилей — Реальное время
09:00, 24. 04.2023
Китайские производители грузовиков заняли более половины авторынка России
Более 53% рынка новых грузовиков в России занимают китайские производители, а самой популярной моделью является SITRAK C7H — вполне достойная и более дешевая копия немецкого MAN. Европейская «семерка» добровольно уступила Россию производителям из Китая, а отечественные производители ориентированы в основном на гособоронзаказ. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что российские грузовики станут «нишевой» продукцией исключительно для государственных нужд, а весь частный рынок захватят китайцы. О прогнозах развития рынка новых грузовиков, самых популярных моделях и продажах КАМАЗ — в обзоре аналитической службы «Реального времени».
Китайское цунами
Санкции и перебои с поставками комплектующих трансформируют российский рынок новых грузовиков. КАМАЗ по-прежнему сохраняет статус бренда №1 и лидера продаж в России (как и Lada), но доля набережночелнинского автогиганта сокращается. В январе 2023 года было реализовано 1 765 автомобилей КАМАЗ, что на 24,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В спину КАМАЗу «дышат» китайские производители: SITRAK, SHACMAN, FAW и HOWO, совокупные продажи которых в январе превысили 3 тысячи машин. Российский ГАЗ находится на шестом месте по популярности, но его продажи в январе также упали на 32,5% — до 414 автомобилей. Другой российский производитель, Урал, рухнул на 66,8% до 178 грузовиков. При этом китайские производители показали рекордные показатели продаж. Чуть лучше россиян почувствовал себя белорусский МАЗ, увеличив продажи на 70,4% до 409.автомобилей, но и на него повлияла волна антироссийских санкций.
В феврале 2023 года продолжилась тенденция сокращения доли российских производителей: продажи КАМАЗ упали на 37,9% по сравнению с прошлым годом — до 2020 автомобилей. Но SITRAK продал на 485 грузовиков больше, чем в январе 2023 года, и сохранил вторую позицию в рейтинге популярных марок новых грузовиков. Продажи SHACMAN, FAW, HOWO и FOTON выросли.
Только китайский JAC начал терять позиции. Здесь проявилась еще одна тенденция, характерная для российского авторынка 2023 года — китайцы конкурируют здесь не только с россиянами и белорусским МАЗом, но и весьма активно друг с другом. И JAC, похоже, больше не выдерживает этой конкуренции. Его продажи упали на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Самой популярной моделью на рынке новых грузовиков в январе стал китайский SITRAK C7H. Второй — тоже китайский FAW CA3310. КАМАЗ 43118 и КАМАЗ 65115 занимают третье и четвертое место соответственно.
При этом продажи КАМАЗ 43118 упали на 18,9%, а российской модели ГАЗ ГАЗОН NEXT — на 34,3%. Для сравнения, продажи китайских FAW CA3310 выросли с 31 грузовика в январе 2022 года до 471 автомобиля в январе 2023 года. SHACMAN SX3318, SHACMAN SX3258 и HOWO T5G активно завоевывают российский рынок.
Топ-модели лидеров продаж в феврале 2023 года не изменились — это SITRAK C7H, FAW CA3310 и КАМАЗ 43118. А вот продажи КАМАЗ 43118, по данным Автостата, продолжают снижаться — в феврале на 32,5% . ГАЗ также продолжал терять позиции — на 32,8%.
Как и ожидалось, российские производители также потеряли долю рынка новых грузовиков за первые 2 месяца 2023 года. Так, доля КАМАЗа упала с 38% до 24,5%, ГАЗ сократил свою долю с 9% до 6%, а Урал — с 7,8 до 3%. SITRAK сразу занял 16% рынка, SHACMAN — 13,9%, СЖК — 9%.
Модель SITRAK C7H заняла 16% рынка, FAW CA3310 — 6,7%, КАМАЗ 43118 — 6,6%.
КАМАЗ по-прежнему удерживает лидерство на рынке новых грузовиков, опережая китайских производителей.
Самыми продаваемыми моделями на российском рынке в первые месяцы 2023 года стали китайские SITRAK C7H и FAW CA3310.
Картинка неполная: Автостат не учел гособоронзаказ
«Исследования российского рынка Автостата основаны на регистрациях транспортных средств в ГИБДД, то есть только на открытых и доступных источниках. В то же время грузовики, которые КАМАЗ и другие российские производители поставляют по гособоронзаказу (данные сведения составляют государственную тайну), не регистрируются в ГИБДД, а потому не попадают в статистику, а на новые территории, где действует система учета транспортных средств до сих пор не налажено», — прокомментировал цифры Олег Афанасьев, директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»9. 0003 «Кроме того, Автостат по непонятным причинам объединяет и оценивает весь рынок коммерческих грузовиков от 3,5 до 40 тонн. Это в корне неверно, так как нельзя сравнивать производство и продажи легких и большегрузных автомобилей, — убежден Афанасьев. — Во всем мире эти сегменты делятся на легкие коммерческие автомобили от 3,5 до 16 тонн и тяжелые грузовые от 16 до 40 т. В России этот отрыв доходит до 14 и свыше 14 т. Мы работаем в тяжелом сегменте свыше — от 14 до 40 т. В этом сегменте мы были и остаемся лидерами, если брать во внимание учитывать все продажи большегрузных автомобилей, а не только те, которые поставлены на учет в ГИБДД».
Олег Афанасьев не назвал цифры реального положения дел на российском рынке большегрузной техники, намекнув, что российские производители, наоборот, в этом году наращивают производство. «Например, мы работаем сверхурочно и по выходным», — привел он в пример. Афанасьев поясняет. При этом российский рынок большегрузных автомобилей является первым в Европе и пятым в мире по объемам. Иностранцы всегда занимали от 30% до 45% его. нас как европейцев», — признал он. — Но у них те же проблемы, что и у европейских производителей — слабая сервисная сеть, что является ключевым моментом в наших реалиях».
Автостат воздержался от комментариев относительно продаж новых грузовиков в России. Эксперт «Автостат-Инфо» Александр Климнов подтвердил, что продажи КАМАЗ, Урал и ГАЗ упали лишь формально: «КАМАЗ работает круглосуточно в две смены по 12 часов (остальные, думаю, тоже), поэтому фактически производят грузовиков больше, чем указано в статистике. Ведь, например, в статистике Автостат-Инфо автомобили указаны еще и по регистрации».
Европейская «семерка» проиграла России
Модель SITRAK C7H технически вполне достойная копия MAN, а именно то, что нужно непритязательным российским перевозчикам, считает Александр Климнов.
«Ведущие китайские производители имеют объемы выпуска на порядок больше, чем наши грузовые и автобусные заводы в лучшие годы. Кроме того, китайские коммерческие автомобили изначально дешевле европейских, японских и корейских за счет меньшей технологичности, меньшей сложности конструкции, более дешевых комплектующих и рабочей силы, — поясняет Климнов.
Параллельный импорт европейских грузовиков еще не налажен. И это тоже причина «китайского цунами» — альтернативы просто нет. Пока российские автозаводы зависят от государственных заказов и дефицита.
По данным Национального агентства промышленной информации, китайские компании уже заняли четыре пятых сегмента вилочных погрузчиков, почти две трети рынка новых тягачей и долю китайских брендов на рынке новой строительной техники (фронтальные погрузчики, бульдозеры и бетоносмесители) в январе-феврале 2023 г. достигла 58%. Китайцы также занимают почти треть рынка новых автопогрузчиков. В январе-феврале, по данным агентства, на долю китайских производителей приходилось 53,4% рынка новых грузовиков. Автостат-инфо говорит о 53,7%.
Данная ситуация может привести к тому, что российские производители коммерческой техники, кроме LCV, станут нишами для закупки силовыми и другими государственными структурами, а частный рынок будут обеспечивать производители из Поднебесной. «Не время ставить протекционистские барьеры против нашего «ключевого друга», — убежден Александр Климнов.
Конкуренция на рынке грузовых автомобилей только усилится
«Причин падения продаж грузовых автомобилей в России может быть несколько. Во-первых, непростая ситуация в экономике в прошлом году привела к тому, что автозаводам пришлось перестраивать производство, искать новых поставщиков и другие выходы», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Во-вторых, многие потребители отказались от покупки новых грузовиков в прошлом году из-за падения доходов, переключились на подержанные автомобили, а иностранные марки привлекли их своей ценой».Дмитрий Баранов не считает рост продаж грузовиков из КНР долгосрочной тенденцией. «Российские производители смогут укрепить свои позиции, когда ситуация нормализуется, и будут продавать больше продукции», — прогнозирует он.
Также, если государство окажет поддержку российским производителям и потребителям, продажи российских грузовиков могут вырасти.