Как правильно распределить груз по осям фуры: Как правильно распределить груз при перевозке на фуре: допустимая загрузка

Как правильно распределить груз в кузове автомобиля

Правильное распределение нагрузки по осям крупнотоннажного грузовика влияет на безопасность движения, коэффициент использования грузоподъемности, экономию топлива, износ механизмов и узлов грузовой тележки. Прицеп для КамАЗа имеет разную протяженность в зависимости от назначения кузова и типа грузовой платформы, других нюансов. При рассредоточении груза важно знать определенные параметры – длину кузова, грузоподъемность, высоту борта, количество осей на переднем и заднем мосту.

Допустимый вес грузовых автомобилей

По правилам перевозок предусмотрены ограничения для грузовиков по общему весу и по нагрузке на переднюю и заднюю части кузова. Допустимые предельные ограничения установлены для сохранения асфальтного покрытия, которое разбивается под большим весом транспортных средств. Пустой прицеп или полуприцеп всегда уложится в норму, так как при отсутствии груза нагрузка будет ниже требуемого диапазона. В расчетную величину включают параметры:

  • собственную массу машины;
  • вес пассажира и водителя;
  • вес груза, который принимают по номинальной грузоподъемности.

На дорогах можно встретить знаки с ограничением нагрузки на одну ось – до пяти или десяти тонн. На контрольных пунктах есть весы – автомобиль заезжает в указанную инспектором зону и на электронном табло высвечивает вес на ось с наибольшей осевой нагрузкой. При нарушении перевозчик получает штраф, поэтому важно знать нормативы распределения груза по кузову.

Правила загрузки без перегруза по осям

Принцип рассредоточения весовой нагрузки заключается в увеличении тоннажа при удалении от передней оси тягача, подробнее в нашей статье «Как работает автоматическое взвешивание грузовиков» от автоэкспертов.

  1. Поддон с самым маленьким весом ставят на переднюю часть прицепа или полуприцепа, далее средний вес распределяют на задние оси, затем еще большим весом нагружают тележку полуприцепа.
  2. По нормативам и стандартам груз располагают на поддонах – увязывают или оборачивают упаковочной пленкой.
  3. На территории Российской Федерации разрешены три типа паллет, на территории ЕС – единый стандарт транспортной тары. Масса каждого грузового места отражается в товарно-транспортной накладной.
  4. Расчет веса на поддонах рассчитывает программа, по которой организована работа склада. В каждой карточке товара указан вес, поэтому можно заранее распределить по поддонам грузы, зная суммарный вес каждой пачки.

Допускается ли перегруз на ось?

По Законодательству РФ допустимо превышение веса на 2% от максимально возможной массы. Данный перевес не будет считаться нарушением правил дорожного движения при перевозках грузов.

  1. Например, полная масса седельного тягача с полуприцепом составляет 40 тонн. Допустимый перегруз получают 40 000*0,02=800 кг.
  2. Превышение веса составляет 100 кг. Например, допустимый предел нагрузки – 5 тонн, тогда разрешенный вес равен 5 100 кг на одну ось.

Не все грузы можно упаковать в ящики и ровно поставить на поддоны. Например, оборудование сложной формы и с центром тяжести со стороны конструкции, машины и спецтехника. В данном случае невозможно распределить груз по осям, хотя по грузоподъемности превышения по номинальным показателям не существует. В этом случае необходимо обосновать необходимость перевозки и получить разрешение в ГИБДД. На машины с военным грузом ограничения не распространяются.

Как перегруз влияет на техническое состояние машины

Перегруз машины грозит повышенными штрафами, но искушает большими заработками. Если машина сможет перевезти больше груза, чем рассчитано на бортовые прицепы или полуприцепы-фургоны для седельных тягачей, перевозчик сделает меньше ездок или рейсов, но получит хорошие выплаты. Автовладелец должен понимать, что сиюминутные выгоды в будущем обернуться серьезными проблемами:

  • ускоренный износ запчастей;
  • разрывы колес и быстрое стирание рельефа шин;
  • перегрузка давит на пружины, рессоры, другие комплектующие моста, передней или задней оси.

Машина, работающая с постоянным перегрузом, требует частой смены запчастей, обслуживания и ремонтов. В большинстве случаев из-за сложных условий эксплуатации транспортное средство не доходит установленный до капремонта пробег.

Способы расчета нагрузки на ось

Фактическая нагрузка может отличаться номинальной, которую рассчитывают исходя из документов на груз, собственной массы машины, указанной в техническом паспорте. Определение фактического веса и нагрузки происходит в процессе взвешивания. Расчетный и фактический варианты должны совпадать, но на практике бывают расхождения из-за погрешности весов, ошибок в расчетах, неправильном оформлении документов.

При погрузке на прицеп самосвальный КамАЗ, который предназначен для транспортировки сыпучих материалов, с колесной формулой 6*4 используется в коммунальном и дорожном хозяйстве, строительной индустрии. Номинальная нагрузка на ось при грузоподъемности 15 т и собственной массе 10 т распределена следующим образом:

  • полная масса прицепа – 13 тонн;
  • снаряженная масса – 10,05 тонн;
  • нагрузка на заднюю двухосную тележку – 5,8 т;
  • нагрузка в передней части – 4,25 т;
  • полная масса автомобиля КамАЗ составляет 25,2 т;
  • нагрузка на заднюю тележку – 19 т;
  • нагрузка в передней части составляет 6,2 т.

Для сохранения устойчивости на дороге кузов самосвала условно делят на две части – переднюю ось и заднюю усиленную двухосную тележку. По техническим характеристикам распределяют груз – на начало самосвального кузова приходится 6 т, а на заднюю часть давит до 19 т. Значительно меньший вес передней части самосвала связан с тем, что на переднюю ось приходится вес кабины, двигателя, коробки передач и других комплектующих карьерного грузовика. Равномерное рассредоточение груза по кузову гарантирует безопасную транспортировку груза и сохранение эксплуатационных характеристик машины.

Как распределить груз по осям и избежать штрафа за перегруз осей

Как избежать перегрузки осей?

Превышения осевых нагрузок установлены Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 12 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”.

Есть 2 пути, чтобы избежать перегрузки осей:

  • подобрать транспортное средство,
  • изменить расположение груза.
Рассмотрим эти способы на следующем примере. Необходимо погрузить Швеллер, Лист и Трубы общей массой 17 тонн. В примере для простоты просмотра результатов используется по одному грузу каждого вида. При реальной работе программа позволяет проводить расчеты для любого введенного пользователем набора грузов автоматически.

Предположим, в наличии есть несколько транспортных средств – это различные МАЗ тягачи с двухосными и трехосными полуприцепами. Форма задания конфигурации осей показана на следующем рисунке. Здесь указываются положения тележек с осями, число осей в тележках, начальные и предельные значения нагрузок.

При погрузке в трехосный тягач с трехосным полуприцепом получаем следующее распределение нагрузок по осям (видим, что ограничения не превышены):

Теперь попробуем разместить тот же груз в двухосном полуприцепе с двухосным тягачом. Наблюдаем перевес Оси №2 и Сцепки.


Проанализируем расположение груза.

Изменим его положение (тут же, с помощью мыши), пододвинув грузы ближе к двери, тем самым передвинув центр тяжести груза к осям 3,4.

Теперь ограничения на оси и сцепку не превышены.

Таким образом, мы смогли разместить наш груз, не нарушая заданных ограничений, в более экономном транспортном средстве за счет изменения расположения груза. Также отметим, что подбор оптимального положения груза в программе с помощью мышки значительно менее трудоемок, чем аналогичное многократное взвешивание грузовика в реальных условиях и изменение положения многотонного груза.

Примеры использования для анализа нагрузок на оси

  • Расстановка паллет в фуре без перегруза осей с расчетом оптимального отступа от торца
  • Максимальное затаривание продукцией в паллетах и навалом с расчетом осевых нагрузок
  • Анализ правонарушения о перегрузе осей транспортного средства
  • Проведение судебной экспертизы по отмене лишения прав и штрафа за перегруз осей
  • Как превысить ограничения и не платить штраф за перевес

Программа может быть дополнена и адаптирована для конкретных задач Вашей организации.

Почему важно распределение веса грузовых автомобилей по осям

Грузы большегрузных автомобилей должны быть стабильными и соответствовать государственным и федеральным правилам перевозки грузов . Осознавая ограничения грузовика и его осей, вы можете снизить риск раскачивания или смещения груза во время транспортировки и, таким образом, обеспечить безопасность своих водителей, грузовиков и груза.

Но как вы, как водитель, знаете, что ваш груз хорошо сбалансирован в грузовике и что он не превышает допустимую нагрузку на ось? Как вы можете это вычислить? Давайте пройдемся по самым важным шагам.

Что такое оси грузовых автомобилей?

Оси грузовых автомобилей представляют собой стержни или валы, которые вращают колеса и поддерживают вес транспортного средства. Количество осей грузовика зависит от его размера и от того, буксирует ли он другие прицепы, но чаще всего число осей

колеблется от 2 до 5 .

Больше осей означает, что на грузовик можно загрузить больший вес, но при погрузке необходимо учитывать более сложное распределение веса, а во время транспортировки следует выполнять более осторожные маневры.

Распределение веса грузовика зависит от общего веса, который приходится на каждое колесо и ось. Вес должен быть равномерно распределен по колесам и осям грузовика, и вес ни в коем случае не должен превышать максимальную поддерживаемую грузоподъемность, указанную производителем шасси (которая может быть разной для каждого производителя). 1

Принципы распределения веса между осями

Проблема распределения веса по осям возникает после подготовки продуктов или поддонов.

Эта проблема зависит от нескольких ключевых факторов, включая тип перевозимого груза, размеры грузовика и количество осей.

Чтобы убедиться, что ваш груз распределен правильно, вам необходимо рассчитать вес ваших товаров и то, как они будут расположены на грузовике.

Одна из самых важных вещей, о которой следует помнить при создании груза, заключается в том, что вес должен быть равномерно распределен по всем осям автомобиля. Это помогает предотвратить нестабильность и убедиться, что нагрузка не превышает установленного законом предела веса.

Вот три ключевых момента, о которых следует помнить при распределении веса в вашем грузовике:

  1. самые тяжелые предметы должны располагаться в передней части грузовика. Это поможет сохранить устойчивость грузовика во время движения.
  2. Избегайте чрезмерной нагрузки на одну ось . Это может вызвать проблемы с рулевым управлением и торможением.
  3. Убедитесь, что все ваши грузы надежно закреплены. Незакрепленные предметы могут быть опасны, а также могут вызвать дисбаланс в распределении веса грузовика.

Помимо обеспечения соблюдения предельных значений веса оси и общего веса, вы также должны учитывать последовательность загрузки, чтобы грузоотправитель мог выгрузить товар без необходимости вывозить ненужные товары для доставки время.

 

Как рассчитывается нагрузка на оси?

Несмотря на то, что соблюсти размеры грузовика (длину, ширину, высоту) и общую максимальную грузоподъемность несложно, обеспечение соблюдения всех предельных значений отдельных осей обычно требует больше усилий.

Расчет нагрузки на ось основан на общей массе грузовика и центре тяжести груза. Чтобы рассчитать вес на любой заданной оси, необходимо выполнить следующие шаги: 2

  1. Определите общий вес груза и центр тяжести (ЦТ) для комбинированного груза. Центр тяжести – это место, где сосредоточена большая часть веса.
  2. Умножьте расстояние от центра тяжести до передней оси по весу полной нагрузки (расстояние x вес), чтобы получить момент.
  3. Разделите момент на колесную базу (расстояние от середины передней оси до середины задней оси), чтобы получить нагрузку на заднюю ось.
  4. Вычтите нагрузку на заднюю ось из общей массы, чтобы вычислить нагрузку на переднюю ось .

В приведенных ниже примерах показано, как вес на оси может изменяться в зависимости от распределения нагрузки по всему грузовику. В следующих примерах предполагается, что пустой грузовик ничего не весит, а учитывает только вес груза.

Последствия неправильного расчета распределения веса

В то время как перегрузка транспортного средства является результатом ошибок, допущенных в процессе загрузки грузовика, ответственность за грузовик и его груз ложится на водителя, а не на судоходной компании во время проверок. 3

Перегруженный грузовик небезопасен и незаконен. Однако, если грузовик постоянно перевозит меньше своей грузоподъемности, грузоотправитель не реализует оптимальную скорость загрузки и, таким образом, теряет возврат инвестиций. Однако перегрузка может привести к преждевременному износу деталей автомобиля, таких как тормоза, а также к увеличению тормозного пути и повышению риска опрокидывания.

Центр тяжести грузового автомобиля также влияет на устойчивость грузовика. Штабелированные поддоны приводят к высокому центру тяжести и, опять же, увеличивают риск опрокидывания. Перегруженная передняя ось (или управляемая ось) может усложнить маневрирование, а недостаточная нагрузка может ограничить сцепление с дорогой и сделать грузовик слишком легким для безопасного управления. Аналогичные принципы применяются при неправильном распределении веса по оси Y транспортного средства. Если грузовик загружен меньше, чем грузовик, груз будет закреплен с помощью метод блокировки и крепления . 4

Кроме того, перегрузка грузовика или неправильное распределение веса в грузовике может привести к серьезным штрафам . Они могут варьироваться от 2-значных до даже 5-значных чисел , в зависимости от страны.

В каждой стране Европы есть свои учреждения, контролирующие соблюдение ограничений по весу. Например: Bundesamt für Güterverkehr (BAG) в Германии, Федеральное транспортное управление (FTO) в Австрии и Inspectie Verkeer en Waterstaat (IVW) в Нидерландах. Каждое из этих учреждений имеет разные нормы, касающиеся допусков на превышение пределов общей массы и нагрузки на ось. 5

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что каждая грузовая и судоходная компания разработала способы загрузки своих транспортных средств предсказуемым и безопасным грузом. Более серьезные проблемы возникают, когда грузы смешаны (что бывает чаще всего) или когда грузоотправителям необходимо выполнять перевозки молока, а груз должен загружаться и выгружаться в определенном порядке.

Это может быть сложно при традиционных принципах загрузки грузовиков, поэтому может потребоваться внедрение новых технологий планирования загрузки, чтобы увеличить скорость заполнения грузовиков, сократить пробег транспортных средств и, что наиболее важно, обеспечить безопасность ваших водителей, грузовиков и груза. .


Источники:

[1] Алонсо, М. Т., Альварес-Вальдес, Р., Парреньо, Ф., и Тамарит, Дж. М. (2016). Алгоритмы формирования поддонов и загрузки вагонеток в задаче междеповских перевозок. Mathematical Problems Engineering, 2016.

[2] О’Грэйди, С. (2018). Как рассчитать вес осей. Источник: https://truckscience.com/calculate-axle-weights/

[3] Парк, Дж. (2021 г.) Как загружать прицепы и распределять вес: обучение водителей. Из: https://www.trucknews.com/features/how-to-load-trailers-and-distribute-weight-trucking-202/

[4] Департамент автотранспортных средств. Справочник коммерческого водителя. Из: https://www.dmv.ca.gov/portal/handbook/commercial-driver-handbook/section-3-transporting-cargo-safely/

[5] M&W Spedition. Высокие штрафы за перегрузку транспортного средства в международных перевозках. Из: https://www.mw-spedition.com/en/high-penalties-for-overloading-a-vehicle-in-international-transport/

Как загружать прицепы и распределять вес: Обучение водителей

Установка большой груз на прицепе может потребовать немного математики и воображения, чтобы правильно рассчитать нагрузку на ось. Но движение со слишком большим весом на одном конце или на другом может повлиять на динамическую устойчивость автомобиля и эффективность торможения.

Шины на легконагруженных осях имеют меньшее сцепление с дорогой, чем тяжелонагруженные шины. Неправильная загрузка также может привести к перегрузке подвески и, скорее всего, к штрафу за перевес, если вас поймают.

(Фото: istock)

Выяснение того, как разместить ваш груз в трейлере или на нем, — это отчасти наука, отчасти искусство. Легко решить, где разместить груз, состоящий из нескольких поддонов с одинаковым весом. С множеством разнородных грузов иногда приходится проявлять творческий подход.

Если вы еще не знаете вес пустой оси вашего грузовика, расчеты начинаются со взвешивания грузовика. Масса большинства шоссейных тягачей варьируется от 18 000 до 21 000 фунтов, а большинство тандемных прицепов-фургонов весят около 15 000 фунтов. Разумеется, трехосные и многоосные прицепы будут тяжелее, как и прицепы-рефрижераторы.

Водители должны ознакомиться с государственными и/или провинциальными нормами веса транспортных средств, а также с нагрузкой на ось своего грузовика без груза. (Иллюстрация: Оптимизация транспортного склада)

Начните с веса вашего грузовика

Установите седельно-сцепное устройство и оси прицепа в «нормальную» конфигурацию, при этом шкворень немного впереди центра ведущей оси, а оси прицепа центрированы на отметке 41 фут, чтобы обеспечить соответствие оси шкворня и прицепа. правила измерения. В идеале топливные баки должны быть полными, потому что это будет ваш худший сценарий.

Мы будем использовать круглые числа для ясности. Если пустой вес пятиосного сухого фургона с тягачом с прицепом составляет 35 000 фунтов, вес можно распределить примерно так:0005

  • Управляющая ось: 11 000 фунтов (4990 кг)
  • приводные оси: 14 000 фунтов.

    Опять же, для ясности, мы будем использовать американские пределы нагрузки на ось в 12 000 фунтов на управляемую ось и 34 000 фунтов на ведущую и прицепную оси. Цифры будут другими (5 500 кг, 17 000 кг и 17 000 кг), но то же самое относится и к канадским гирям.

    В этом случае максимальная полезная нагрузка может составлять 1 000 фунтов на рулевое управление, 20 000 фунтов на приводы и 24 000 фунтов на ось прицепа — или 46 000 фунтов для полной массы транспортного средства 80 000 фунтов.

    Прежде чем идти дальше, нужно учесть несколько моментов. Включает ли вес, указанный в коносаменте или грузовом манифесте, вес поддонов и связанного с ними груза? Известно ли, что грузоотправитель надежен, когда дело доходит до сообщения веса груза? Может ли ваш грузовик выдержать тот вес, который вас просят поднять?

    Если бы вы знали вес своей тары, вы бы заранее знали, сможете ли вы погрузить груз на грузовик. После того, как вы погрузились, вы должны убедиться, что вес соответствует закону, или попросить грузоотправителя убрать часть груза, если можете. Помните, что вы можете остаться ниже общего веса, но по-прежнему превышать лимит на группу осей, и это также принесет вам билет.

    При размещении поддонов в прицепе постарайтесь получить нагрузку около 800 фунтов на фут длины прицепа. Используйте два или три поддона в среднем с поддонами неравномерного веса и размещайте более тяжелые поддоны посередине, а более легкие поддоны в носовой и задней части. (Иллюстрация: Оптимизация транспортного склада)

    Миллион возможностей

    Вы можете загрузить от 26 до 30 стандартных поддонов размером 40 × 48 дюймов на 53-футовый прицеп — 26, если вы загрузите их прямо (размеры 48 дюймов спереди назад), или 30 из которых вы перевернете половину поддонов боком. . Такая полная загрузка не дает никакой свободы выбора, когда дело доходит до размещения поддонов, поэтому, надеюсь, груз достаточно легкий, чтобы не повлиять на вес вашей оси.

    С другой стороны, у вас может быть груз из 11 поддонов весом 4000 фунтов каждый или, что еще хуже, смешанный груз с поддонами разной высоты, размеров и веса.

    Также необходимо позаботиться о креплении груза — даже внутри прицепа-фургона. Придорожные инспекторы достаточно часто любят заглядывать внутрь. Если они увидят груз, который не закреплен, чтобы предотвратить движение вперед или вбок, они могут быть очень взволнованы. Вы должны не только учитывать нагрузку на ось при размещении груза на прицепе, но и быть уверенным, что он не сдвинется при транспортировке.

    Хорошей отправной точкой является визуализация поддонов на полу весом около 800 фунтов на фут площади пола спереди назад. Другими словами, два 48-дюймовых поддона, установленных рядом, могут весить до 3200 фунтов или около 1600 фунтов на поддон. Если бы это было так чисто и просто, вы могли бы загрузить до 28 из 1600 фунтов. поддоны бок о бок и спереди назад для полезной нагрузки 44 800 фунтов.

    Выделение поддонов, как правило, не лучшая идея с точки зрения безопасности груза, но часто необходима для правильного распределения веса. (Иллюстрация: Оптимизация транспортного склада)

    Другие соображения

    Но это редко бывает так просто. Допустим, у вас было 18 2500 фунтов. поддоны, ведущие к 45 000 фунтов. полезная нагрузка. Бок о бок и от носа до хвоста весь этот вес приходится на первые 36 футов прицепа. Скорее всего, вы будете тяжелее на ведущих осях и легче на осях прицепа.

    Но если вы разместите поддоны в шахматном порядке так, чтобы было два бок о бок, за которыми следует один единственный поддон, и чередуйте эту схему до задней части трейлера, вы загрузите примерно до 48-футовой отметки — прямо над трейлером. оси. Нагрузка на пол на фут будет составлять 7500 фунтов на восемь футов, и это довольно близко к 800 фунтам на фут, к которым мы стремимся.

    В этом случае может быть целесообразно разместить два отдельных поддона в ряд ближе к передней части, поскольку ведущие оси тяжелее осей прицепа в порожнем состоянии. (Представьте расположение поддонов, которое идет 2-1-1-2-1-1-2-1-2, пока вы не дойдете до задней двери.)

    Если поддоны завернуты в термоусадочную пленку, и погрузчик плотно прижимает их к поддону впереди, они, вероятно, никуда не уйдут или не упадут при транспортировке.

    Средний вес

    С грузом поддонов разного веса вам придется использовать калькулятор, чтобы вычислить, какие поддоны можно поставить бок о бок, чтобы получить желаемые 800 фунтов на фут. Для этого может потребоваться расширение схемы загрузки на восьми- или 12-футовые сегменты, а не на четырехфутовые (48-дюймовые) сегменты, и усреднение 800 фунтов на фут по восьми или 12 футам.

    Здесь в игру вступает искусство заряжания, наряду с наукой. Вы должны распределять вес более или менее равномерно спереди назад, но вы можете немного перекосить свои фигуры, чтобы нагрузить немного тяжелее в середине и легче спереди и сзади. Это помогает более равномерно распределить вес по длине прицепа.

    В таком случае вы можете рассчитывать на шаг от 8 до 12 футов. Например, это может означать 3000 фунтов. поддон и 2000 фунтов. поддон, загруженный рядом, затем 1500-фунтовый и 2500-фунтовый, а затем один 2000-фунтовый. Что вы даете вам 11 000 фунтов на 12 футов, что разумно.

    Пустоты, возникающие при загрузке одного поддона, вызывают беспокойство. Вы хотите избежать такой ситуации, когда можете, но не всегда возможно. Некоторые грузоотправители предлагают картонные подушки или надувные подушки безопасности, чтобы помочь заполнить пустоты. Полезны удерживающие ремни для груза, а также удерживающие или настилающие стержни. Грузовые замки, как правило, не считаются подходящими устройствами для удержания груза, и любопытный придорожный инспектор может их не принять, поэтому не полагайтесь на них, чтобы удерживать отдельные поддоны. Они определенно неприемлемы в качестве передних удерживающих устройств, когда впереди ничего нет.

    Размещение груза на прицепе или в нем будет влиять на нагрузку на ось. Определить, где разместить груз, — это не только наука, но и искусство. (Фото: Джим Парк)

    Это ваша ответственность

    Таким образом, многие грузоотправители разработали способы загрузки прицепов прямыми и предсказуемыми грузами. Более сложная задача возникает со смешанными грузами или когда вы загружаете прицеп для нескольких разгрузок, а груз необходимо загружать в определенном порядке.

    Как лицо, отвечающее за грузовик, вы несете полную ответственность за то, как он загружается. Грузоотправители просто хотят, чтобы фрахт был отправлен со своего дока, поэтому, если вас не устраивает способ, которым они хотят его загрузить, позвоните начальнику и обсудите ситуацию. Лучше быть знающей занозой в шее, чем тем, у кого билет с лишним весом.

    Любой груз, вес которого превышает 10 000 фунтов от вашего общего веса, заслуживает особого внимания при распределении нагрузки. Можно поместить 35 000 фунтов груза в 30-футовый прицеп, но весь вес будет спереди. Это не так, как должно быть.

    Делайте заметки о том, сколько весит пустой грузовик, как он загружен и куда уходит вес, когда он находится в грузовике. Когда вы узнаете, как вес распределяется по осям, вы научитесь лучше распределять нагрузку спереди назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *