Из чего делали чернила летописцы: Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Содержание

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Автор: Суздальцев Андрей Геннадьевич

Научный руководитель: Черняк Ольга Валентиновна

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07

Статья просмотрена: 19913 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/885/ (дата обращения: 25.03.2023).



До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.

На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте.

Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.

На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.

Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного

писала.

Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, т. к. оно имеет удобный угол для письма правой рукой. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Кончик пера затачивали наискось. Перочинный ножик был всегда у писца. Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.

Литература:

  1. Беренбаум И. Е. История книги. — М.: Книга, 1984. — 248 с.
  2. Балязин В. Н. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. М.: Первое сентября, 2001.
  3. Драчук В. Дорогами тысячелетий. — М.: Молодая гвардия, 1977. – 256 с.
  4. Немировский Е. П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991.
  5. Павлов И. П. Про твою книгу: Научно-популярная лит-ра. — Л.: Дет. лит., 1991. — 113 с.
  6. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… — М.: Изд-во Московского университета, 1975.
  7. www.bibliotekar.ru/rus — подборка научных, литературных и изобразительных трудов по истории Древней Руси.

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, чернила, Новгород, письмо, воск, камедь.

Похожие статьи

История создания славянской системы

письма
| Статья в журнале…

Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи…

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале…

Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…» В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и…

История возникновения торгового мореплавания на

Руси

Статья посвящена истории торгового мореплавания, которая охватывает период с древнейших времен и период становления и расцвета Древнерусского государства — Киевской Руси. Определены период и причины возникновения торгового мореплавания на Руси.

К вопросу о датировке бересты с изображением святой Варвары

В 2001 году была опубликована статья академиков Российской Академии Наук А. А. Зализняка и В.Л. Янина [1], посвященная в основном двум находкам, сделанным археологами в Великом Новгороде, – листу бересты с записанной на нем датой, а также Новгородской псалтыри…

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения…

Искусство иконописания возникло на Руси с принятием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на

Русь иконах

В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор РПЦ направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс…

История выработки простейших стеклянных изделий

В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены.

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы.

..

1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976. 2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи…

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси.

В результате поход монголов на Северо-Восточную Русь описывается Антонием дважды…

Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о царской…»

«Поэма о Царской семье» стала итоговым произведением Марины Цветаевой. Из писем Цветаевой узнаем, что поэма была написана полностью, однако она не сохранилась и до нас дошли лишь несколько фрагментов.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

История создания славянской системы

письма | Статья в журнале…

Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи…

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале…

Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…» В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и. ..

История возникновения торгового мореплавания на

Руси

Статья посвящена истории торгового мореплавания, которая охватывает период с древнейших времен и период становления и расцвета Древнерусского государства — Киевской Руси. Определены период и причины возникновения торгового мореплавания на Руси.

К вопросу о датировке бересты с изображением святой Варвары

В 2001 году была опубликована статья академиков Российской Академии Наук А.А. Зализняка и В.Л. Янина [1], посвященная в основном двум находкам, сделанным археологами в Великом Новгороде, – листу бересты с записанной на нем датой, а также Новгородской псалтыри…

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения…

Искусство иконописания возникло на Руси с принятием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах

В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор РПЦ направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс…

История выработки простейших стеклянных изделий

В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены.

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы…

1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976. 2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи…

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси.

В результате поход монголов на Северо-Восточную Русь описывается Антонием дважды…

Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о царской…»

«Поэма о Царской семье» стала итоговым произведением Марины Цветаевой. Из писем Цветаевой узнаем, что поэма была написана полностью, однако она не сохранилась и до нас дошли лишь несколько фрагментов.

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине.

Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто — мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала — что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

Церы – деревянные таблички с воском для нанесения текста./Фото: ruvera.ru

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.

Берестяная грамота, посвященная сватовству./Фото: cont.ws

Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста — пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого — слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап — отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым — при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный — киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники — и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша — вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений — зелёные.

Для письма на воске применялись писало из дерева, камня или кости./Фото: budzma.by

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

В течение долгих веков для письма чернилам использовали гусиные перья./Фото: shkolazhizni.ru

Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди — писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

Металлические перья со временем вытеснили птичьи./Фото:

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Хроники Чернильницы: Чернила Элспета, Книга 1 (Твердый переплет)

Заполните свои полки большим количеством Книг во всех Закоулках и во всех Укромных уголках.

Нет доступных событий

подробнее

Автор J. D. Peabody

16,99 $

Добавить в список желаний

Обычно доставляется в течение 1-5 дней

Описание


, и мальчик, который жаждет оставить свой след.

Когда их отец пропал без вести после таинственного крушения поезда, Эверетт и его младшая сестра Беа находят в его вещах любопытную ручку, и ее волшебные чернила начинают переписывать их когда-то обычные жизни. Чернила приводят их в мир, о существовании которого они никогда не подозревали, — мир, полный невероятной магии, грозных союзников и злодеев, полных решимости уничтожить все, что им дорого. Вместе Эверетт и Беа отправляются в приключение по секретным туннелям в Англии и Шотландии, чтобы найти и защитить последнюю чернильницу и, в конечном итоге, спасти своего отца. Но для этого Эверетт должен найти способ задействовать самую магическую силу из всех: свою храбрость. Идеально подходит для любителей Серебряная стрела , Книгостранники и Чернильное сердце , эта классическая битва добра и зла сталкивает творчество с силами, которые стремятся стереть его навсегда.
 

Об авторе


Джей Ди Пибоди с детства оттачивал свои навыки рассказывания историй в самых разных контекстах, таких как реклама, тексты песен, сценарии и проповеди. Он очень рад, что Хроники Чернильницы ознаменовали его дебют в детской литературе. Он и его жена живут на дождливом, но красивом тихоокеанском северо-западе. Джей Ди также является автором Идеально подходит: доспехи Бога для тревожного ума .
 

Слава…


Насыщенный действиями и полным воображения миростроительством, ставки этой истории осязаемы. Читателям понравится находить литературные отсылки к таким произведениям, как «Приключения Алисы в стране чудес» и «Излом времени» . Kirkus Reviews

Ностальгическая и изобретательная, история очаровательна, а магия неотразима. Фантастическое чтение вслух.— Джордан Стратфорд, автор серии книг о детективном агентстве Уоллстонкрафт

Это волшебное приключение сталкивает отважных юных героев и их верных союзников с по-настоящему злыми злодеями и наверняка вдохновит читателей от мала до велика. Мне понравилось, и я не могу дождаться новых «Хроник Чернильницы»! — Элизабет С. Банс, лауреат премии Эдгара, автор книги «Тайны Миртл Хардкасл»

При поддержке трех восхитительно эксцентричных авторов (знаменитых «Инклингов» К. С. Льюиса, Дж. Р. Р. Толкина и Дороти Сэйерс) брат и сестра отправляются в в героическом поиске своего похищенного отца. Пристегнитесь и отправляйтесь в захватывающую дух прогулку по волшебному миру, наполненному чернильной тьмой и мерцающим светом. Джей Ди Пибоди написал блестящую историю. Тур де сила воображения. Удивительный дебют. Conrad Wesselhoeft, автор Dirt Bikes, Drones и других способов летать


. 13 сентября 2022 г.
Страницы: 384
Язык: Английский
Серия: Хроники Чернильницы
Рекомендуемый уровень чтения
Минимальный возраст: 8
Максимальный возраст: 12
Минимальный уровень обучения: 3
Максимальный уровень обучения: 7

Хроники Чернильницы: Чернила Элспета, Книга 1

Дж. Д. Пибоди

Текущая цена: $16,99

Дата публикации: 13 сентября 2022 г.

Издатель:

ДостойныеДети

ISBN:

9781546001980

Страницы:

384

Righton Books

В наличии, по состоянию на 25 марта 00:51

(8-12 детей)

Сейчас на полках

Описание

Погрузитесь в эту динамичную фантастику для среднего класса о волшебных чернилах, тайном обществе и мальчике, который жаждет оставить свой след.

Когда их отец пропал без вести после таинственного крушения поезда, Эверетт и его младшая сестра Беа находят в его вещах любопытную ручку, и ее волшебные чернила начинают переписывать их когда-то обычные жизни. Чернила приводят их в мир, о существовании которого они никогда не подозревали, — мир, полный невероятной магии, грозных союзников и злодеев, полных решимости уничтожить все, что им дорого. Вместе Эверетт и Беа отправляются в приключение по секретным туннелям в Англии и Шотландии, чтобы найти и защитить последнюю чернильницу и, в конечном итоге, спасти своего отца. Но для этого Эверетт должен найти способ задействовать самую магическую силу из всех: свою храбрость. Эта классическая битва добра и зла, идеально подходящая для поклонников «Серебряной стрелы», «Книгостранников» и «Чернильного сердца», противопоставляет творчество силам, которые стремятся стереть его навсегда.
 

Об авторе

Дж. Д. Пибоди с детства оттачивал свои навыки рассказывания историй в таких разнообразных контекстах, как реклама, тексты песен, сценарии и проповеди. Он очень рад, что «Хроники Чернильницы» станут его дебютом в детской литературе. Он и его жена живут на дождливом, но красивом тихоокеанском северо-западе. Джей Ди также является автором книги «Идеально подходит: доспехи Бога для беспокойного разума».
 

Хвала за Хроники Чернильницы: Чернила Эльспета, Книга 1

Насыщенный событиями и наполненный воображением мир, ставки этой истории осязаемы. Читателям понравится находить литературные отсылки к таким произведениям, как Приключения Алисы в стране чудес и Излом времени.— Kirkus Reviews

Ностальгическая и изобретательная история очаровательна, а магия неотразима. Фантастическое чтение вслух.— Джордан Стратфорд, автор серии книг о детективном агентстве Уолстонкрафт

Это волшебное приключение сталкивает отважных юных героев и их верных союзников с по-настоящему злыми злодеями и наверняка вдохновит читателей от мала до велика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *