Импорт и экспорт африки: ЮАР | Импорт и Экспорт | Весь мир | Все товары | Стоимость (долл. США) и Изменение стоимости, г/г (%) | 2010

Содержание

Внимание на Африку. Об экономических перспективах РФ на южном континенте

© AP Photo/Themba Hadebe

Идея о том, что России необходимо искать и находить новые модели экономического роста, далеко не нова. Эта тема неоднократно обсуждалась, в том числе и на самом высоком уровне еще до начала затянувшейся волны экономических неурядиц в стране и в мире. История России достаточно явно указывает на то, что серьезные преобразования в ней зачастую носят вынужденный характер. Однако это не отменяет отсроченного позитивного результата.

В настоящее время становится очевидным, что очередная попытка интеграции России в экономику объединенной Европы на равных условиях вновь может оказаться неудачной. В качестве объективного препятствия для этого выступает затянувшийся и уже устоявшийся режим внешних санкций в отношении РФ со стороны коллективного Запада. Дополнительным барьером в ближайшие годы должна стать европейская климатическая инициатива по введению механизма трансграничного углеродного регулирования. Свою негативную роль играет и пока непобежденная глобальная вспышка COVID-19. Вирус послужил неожиданным мощным тормозом для мирового экономического роста и торговли.

По итогам 2020 года Евросоюз остался крупнейшим внешнеторговым партнером РФ с долей 38,5% товарооборота на сумму $192,4 млрд. Вместе с тем пик внешней торговли России с ЕС был пройден еще в 2013 году. Тогда объем товарооборота между странами достиг $417,7 млрд, что вдвое больше результата минувшего года.

Поворот на юг

В текущих сложных условиях Россия в очередной раз вынуждена обратить внимание на так называемые страны третьего мира. Исторически так обозначались государства, которые не принимали прямого участия в холодной войне между социалистическим содружеством и капиталистическим блоком. По ряду объективных причин относящиеся к указанному классу государства отставали по уровню экономического развития от мировых лидеров. Это в значительной степени характерно для них и сейчас.

Читайте также

Россия — Африка: старые друзья и перспективные партнеры

Вполне логично, что Россия вновь вынуждена демонстрировать политический и экономический крен в сторону таких регионов мира, как Азия, Африка и Латинская Америка. При разговоре о перспективных внешних рынках для России обычно речь идет про такие государства, как Индия и Китай. При этом Африканский континент нередко незаслуженно обходится вниманием — суммарное население Африки сейчас приближается к 1,37 млрд человек. Для сравнения: численность населения Индии оценивается в 1,38 млрд, а Китая — в 1,44 млрд. Это практически сопоставимые цифры и во многом сопоставимые рынки.

Кроме того, многие африканские страны относятся к числу мировых лидеров по темпам прироста населения. Разница заключается в том, что Африка остается самым бедным регионом мира по среднему уровню благосостояния домохозяйств. Однако это не отменяет долгосрочной тенденции к росту общего уровня благосостояния населения в мире. Так или иначе, но Африка представляет собой большой и очень перспективный рынок. Он не относится к премиальным. Но зато он и не столь притязателен к качеству продукции и к экологичности процесса ее производства.

Очевидно, что развитие экономического сотрудничества России со странами Африки необходимо строить на уже существующем фундаменте. Дополнительные объемы внешней торговли не появятся сами собой на пустом месте.

Что уже имеем?

Самая свежая статистика по внешней торговле от Министерства экономического развития РФ указывает на ряд африканских стран-лидеров по двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству. К их числу относятся Египет, Марокко, Мозамбик, Нигерия (первая по численности населения страна Африки с населением порядка 210 млн человек), Судан, Эфиопия (вторая по численности населения страна Африки с населением более 100 млн), ЮАР (самая экономически развитая страна в Африке).

Конечно, это не полный список, поскольку на Африканском континенте насчитывается 54 государства. Однако взгляда на торговлю с названными странами вполне достаточно для понимания характера текущего и перспективного экономического взаимодействия с указанным регионом.

Египет занял 26-е место среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту в 2020 году с объемом взаимной торговли $4,54 млрд. Здесь и далее я указываю процентные доли отдельных товарных групп в стоимостном выражении экспорта/импорта. Из России в эту страну поставляются пшеница и меслин (смесь пшеницы и ржи)— 44,7%, оружие и боеприпасы — 12,3%, медь и изделия из нее — 7,7%. Основными импортными товарами выступают цитрусовые — 35,4%, картофель — 14,3%, лук и чеснок — 8,3%, виноград — 5,5%, электрические машины и оборудование — 5,2%. Как мы видим, из Египта в Россию рентабельно завозить не только цитрусовые, но и производимый в РФ картофель.

Читайте также

Россия и США остаются крупнейшими экспортерами оружия в мире

Королевство Марокко по итогам минувшего года вышло на 63-е место среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту, который составил $1,2 млрд. Ключевой статьей российского экспорта в эту страну выступают минеральные продукты (каменный уголь, нефть, нефтепродукты) — их доля в стоимостной структуре составила 63,2%. Кроме того, из России в Марокко поставляется продукция химической промышленности (19,4%), а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (12,6%). Из африканской страны в Россию традиционно поставляются цитрусовые — 33,9%, текстиль, готовая одежда и обувь — 36,3%, томаты — 13,5%.

Казалось бы, структура товарооборота между РФ и Марокко соответствует расхожему представлению об Африке как об отсталом в промышленном плане регионе. Но не стоит забывать, что до 2020 года в РФ поставлялись автомобили марки Renault, собиравшиеся на заводе именно в этой стране. Кроме того, в Марокко существуют достаточно мощные промышленные кластеры по производству электронных компонентов и электронной техники, а также деталей для сборки авиационной и космической техники. Очевидно, что текущие масштабы сотрудничества РФ и Марокко в технической сфере оставляют пока желать лучшего.

К слову, в 2018–2019 годах неоднократно выходили сообщения о планах российской «Группы ГАЗ» по запуску на территории Марокко производства коммерческих автомобилей, ориентированного на указанную страну и на соседние государства. Возможно, этим планам помешала пандемия коронавируса.

Довольно скромный внешнеторговый оборот России с Республикой Мозамбик составил $120,7 млн по итогам 2020 года. В эту страну из РФ преимущественно поставляются все те же пшеница и меслин — 86,3%, а также азотные удобрения — 7,6%. Ключевой статьей импорта в Россию являются табачное сырье и табачные отходы — 96,4%. Указанная структура двусторонней торговли соответствует аграрному характеру экономики Республики Мозамбик. Вместе с тем стоит отметить, что в стране налажена добыча угля, но у России нет в нем потребности.

Объем товарооборота России с Нигерией в 2020 году составил $461,4 млн. При этом годовое положительное сальдо внешней торговли с указанной страной составило $385,8 млн. Основными статьями экспорта в Нигерию стали пшеница и меслин — 48,9%, нефть и нефтепродукты — 10,2%, калийные удобрения — 9,2%, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали — 6,5%. Ключевым импортным нигерийским товаром для России выступает какао и продукты из него — 83,7%. Вторым заметным объектом импорта из указанной страны является растительное сырье для парфюмерии, фармации — 7,5%.

По-видимому, крупное положительное сальдо внешней торговли РФ с Нигерией отражает тот факт, что ключевой статьей нигерийского экспорта выступают нефть и нефтепродукты. Вместе с тем экономика Нигерии не замыкается только на экспорте углеводородов. Указанная страна — лидер своего континента по величине номинального ВВП.

Читайте также

Глава Российского экспортного центра: важно решить жизненную ситуацию экспортера под ключ

Тем временем Судан занял 82-е место среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту в 2020 году. Объем торговли с указанной страной составил $374,49 млн с относительно крупным положительным сальдо. Основные экспортные товары: пшеница и меслин — 75,6%, подсолнечное масло — 15,6%, летательные и космические аппараты военного назначения и их части — 5%. Главным импортным товаром стал природный шеллак — 73,3%. Другой значимой статьей импорта стали некоторые виды энергетического оборудования, в основном проходящие по процедуре реимпорта, — 19,5%. Считаю, что это не является показательным фактом в плане структуры импорта.

Внешнеторговый оборот России с Эфиопией в 2020 году составил всего лишь $49,1 млн. К числу ключевых экспортных товаров относятся пшеница и меслин — 41%, а также металлопрокат — 12%. Основными импортными товарами стали кофе — 69,5% и фасоль — 9,2%. В целом это отражает тот факт, что Эфиопия остается небогатой даже по африканским меркам сельскохозяйственной страной.

К числу относительно крупных внешнеторговых партнеров РФ на Африканском континенте относится ЮАР с оборотом взаимной торговли по итогам 2020 года $980,6 млн. В ЮАР из России поставляются пшеница и меслин — 39,9%, сырая нефть — 14,5%, удобрения — 12,7%, металлопрокат — 8,3%. Из ЮАР в Россию импортируются цитрусовые плоды — 24,1%, руды и марганцевые концентраты — 19,5%, яблоки, груши и айва — 12,6%. Еще одна заметная статья импорта — это автомобили. Возможно, это кого-то удивит, но некоторые модели премиальной марки Mercedes-Benz поставляются в РФ из ЮАР.

Сырьевая экспансия

Приведенной статистики более чем достаточно для того, чтобы понять, что ключевым российским экспортным товаром на африканском направлении выступает пшеница и меслин (смесь мягкой пшеницы и ржи для выпечки серого хлеба). Видными статьями экспорта являются нефть и нефтепродукты, удобрения, а также металлопрокат и металлоизделия. Основная статья импорта из Африки в Россию — различного рода сельскохозяйственная продукция, в основном, по российским меркам, экзотическая.

Таким образом, торговля РФ со странами Африки носит преимущественно сырьевой характер по вполне объективным причинам. Если же говорить про высокотехнологичные товары, то представителей указанного континента в основном интересуют поставки оружия, но не мирной продукции. Согласно приведенным в СМИ оценкам, более 20 африканских стран закупают вооружение в России.

Вместе с тем в начале текущего года один из представителей Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) заявлял о том, что годовой объем российского военного экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки составляет не менее $6 млрд. Часть от указанной суммы представляется слишком скромной цифрой для того, чтобы делать погоду при торговле России с целым континентом.

Читайте также

Евразийский консенсус сотрет американскую гегемонию и «британскую мечту»

С другой стороны, попытка сделать из России вторую мировую фабрику по образцу Китая, скорее всего, обречена на провал. Очевидно, что на макроэкономическом уровне имеет смысл не пытаться копировать чужой успех, а максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества страны. Например, текущие успехи России в экспорте отдельных зерновых культур прямо обусловлены ее климатическими особенностями. Очень перспективным смежным экспортным направлением способна стать нарождающаяся отечественная отрасль производства органических продуктов. Вероятно, РФ сохранила весомый потенциал и для будущего коммерческого успеха в биотехнологической отрасли. Недавний опыт показал, что в стране имеется несколько предприятий, сумевших в сжатые сроки разработать ряд вакцин от COVID-19.

Возвращаясь к вопросу о перспективах переориентации российского экспорта с европейского направления на африканское, отметим, что это возможно лишь отчасти. В настоящее время Африке не нужно завозить извне столько нефти, нефтепродуктов и природного газа, сколько потребляет Европа. Кроме того, Африка не лишена собственных запасов углеводородного сырья. Напомним, что, согласно текущим оценкам, Россия обладает рентабельными для разработки запасами нефти на срок порядка 19 лет. Не будем забывать и о том, что РФ выступает на мировой арене как один из лидеров по добыче нефти, но не по ее запасам. В данном случае мы опять возвращаемся к вопросу о необходимости нахождения новой модели экономического роста страны.

Рискнем предположить, что одной из таких моделей способно стать создание класса мощных транснациональных добывающих предприятий. Вполне вероятно, что это будут компании с государственным участием и с государственной поддержкой на внешнеполитическом уровне. Преимущество такого сценария заключается в том, что он не требует радикальной перестройки сложившейся структуры отечественной экономики.

Собственно говоря, мы наблюдаем зачатки такой модели «сырьевой экспансии» уже в настоящее время. Российские нефтяные компании давно не ограничиваются добычей и переработкой только на территории РФ. Например, ГМК «Норильский никель» является участником совместного предприятия по производству никелевого концентрата в ЮАР и завода по переработке сырья на территории Финляндии. Алюминиевая компания «Русал» в настоящее время работает в 13 странах на пяти континентах. Алмазодобывающая компания «Алроса» принимает участие в разработке кимберлитовой трубки Катока в Республике Ангола.

Этот список можно продолжать. Но в целом надо признать, что Африканский континент, несмотря на разные сложности, предлагает весьма перспективные возможности для развития в указанном направлении. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

Выход на рынок ЮАР: государственная поддержка экспорта

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в ЮАР продукции

К основным законам, регулирующим внешнеторговые операции в ЮАР, относятся:

1. Закон о таможенном регулировании и налогах (Customs and Excise Act, 1964), посвященный вопросам регулирования импорта, экспорта, запрета и ограничения ввоза товаров, расчета и уплаты таможенных платежей, налогов и других сборов, определения страны происхождения товара, таможенным брокерам и агентам, другим подобным вопросам.

2. Закон о международной торговой администрации (International Trade Administration Act, 2002), предусматривающий регулирование вопросов проведения антидемпинговых расследований, определение наличия демпинга, нормальной стоимости товара, экспортной цены.

3. Закон о налоге на добавленную стоимость (Value-added Tax Act, 1991) регулирует вопросы, связанные с оплатой НДС при ввозе в страну товаров.

4. Закон о защите потребителей (Consumer Protection Act, 2008) определяет условия добросовестной торговли, устанавливает стандарты защиты потребителей, информационного обеспечения, добросовестной торговой практики и регулирует другие вопросы, связанные с торговой деятельностью в стране.

5. Закон о безопасности мясной продукции (Meat Safety Act, 2000) регулирует вопросы безопасности и гигиены мясной продукции, определяет стандарты для скотобоен, вопросы импорта и экспорта необработанного мяса.

6. Закон о банковской деятельности (Bank Act, 1990) является основополагающим актом, регулирующим банковскую деятельность в стране, так же как операции с иностранной валютой.

7. Закон об алкогольной продукции (Liquor Products Amendment Act, 1989) регулирует вопросы производства, продажи, импорта и экспорта определенных видов алкогольной продукции (вино, фруктовые алкогольные напитки, алкогольные напитки, ликеры), их состава.

8. Закон об удобрениях, кормах, ветеринарных лекарствах (Fertilizers, Farm Feeds, Agricultural Remedies, and Stock Remedies Act, 1947) регулирует вопросы регистрации удобрений, кормов, ветеринарных лекарств, лабораторий по стерилизации, операторов, занятых в сфере контроля за вредителями, и определяет условия запрета или ограничения импорта, продажи, приобретения, утилизации и использования удобрений, кормов и ветеринарных лекарств.

9. Закон об обороте табачной продукции (Tobacco Products Control Act, 1993) устанавливает максимальные значения содержания смол, никотина и других веществ в табачной продукции.

Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию ЮАР

ЮАР, являясь членом таможенного союза SACU, применяет единый внешний тариф (Common External Tariff, CET), согласованный и установленный всеми членами этого таможенного союза на основе режима наибольшего благоприятствования. В отдельных случаях оказывается, что этот тариф не всегда выгоден отдельным членам союза.

Южноафриканский тариф базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 2007 г. Всего определено 6695 товарных позиций по 8 знакам. Полный актуальный действующий импортный тариф ЮАР можно загрузить по ссылке: http://www.sars.gov.za/AllDocs/LegalDoclib/SCEA1964/LAPD-LPrim-Tariff-2012−04%20-%20Schedule%20No%201%20Part%201%20Chapters%201%20to%2099.pdf

Страны-члены союза периодически пересматривают политику таможенных ограничений, корректируя ее в соответствии со своими интересами.

По согласованию между членами союза средний уровень ставки импортных тарифов был снижен с 11,4% в 2002 г. до 8,1% в 2009 г. При этом основное внимание было уделено переносу защитных мер в сферу торговли продукцией сельского хозяйства. Так, средний уровень тарифа этой группы товаров был зафиксирован на отметке 10,1% (в 2009 г.), тогда как в 2002 г. этот показатель был равен 9,6%. Средняя ставка на не сельскохозяйственные товары была снижена с 11,6% (в 2002 г.) до 7,8% (в 2009 г.).

Структура тарифа также претерпела изменения в сторону упрощения. Так, количество позиций, по которым установлены ставки «ad valorem», в 2009 г. было доведено до 96,8% с имеющихся 75% в 2002 г. Количество товарных позиций с фиксированной импортной ставкой было снижено с 1774 (в 2002 г.) до 98 в 2009 г. Количество позиций со специфическими ставками было также сокращено со 195 (в 2002 г.) до 109 в 2009 г.

Смешанные ставки тарифов применяются к сельскохозяйственной продукции, углю, текстильным товарам и обуви. Специфические пошлины, в основном, применяются к 94 позициям сельхозпродукции, углю, некоторым позициям текстильных товаров. Эти ставки, установленные на принципе «ad valorem», варьируются в пределах от «0%» до «60%». Комбинированные пошлины больше не устанавливаются странами — членами союза, но все еще имеются некоторое количество тарифных позиций, по которым ставки рассчитываются по формуле.

В таможенном союзе закреплено обязательство по установлению тарифов для всех стран-членов союза на принципе «ad valorem». Установление ставок странами-членами союза по другим принципам может привести к несоответствию с их индивидуальными обязательствами по ВТО.

Южная Африка в соответствии с обязательствами по ВТО имеет полномочия по установлению тарифных квот на импорт текстильных товаров, одежды и некоторых видов сельхозпродукции (мясомолочные продукты, зерновые, чай, кофе, табак, вина, хлопок), хотя в отношении сельскохозяйственных товаров этот вид тарифов не применялся. Большинство квот (70%) были определены по историческому принципу, 20% были выделены для поддержки малого и среднего бизнеса и 10% — для компаний, участников программы широкомасштабного вовлечения чернокожего населения в экономическую деятельность (BBB-EE).

К импорту из Российской Федерации применяются обычные ставки импортного тарифа, квотные ограничения по каким-либо товарным группам не установлены.

Южная Африка применяет торговые санкции, введенные Советом Безопасности ООН, Африканским Союзом или Сообществом развития Юга Африки. Ограничения также вводятся в соответствии с международными обязательствами ЮАР (например, по Конвенции по международной торговле исчезающими видами (дикой) флоры и фауны).

ЮАР, как член ВТО, активно использует национальное нормативно-правовое регулирование по защите внутреннего рынка, основываясь на Соглашении ВТО о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994).

В соответствии с Законом о международной торговой администрации — International Trade Administration Act 2002, в 2003 г. в ЮАР был учрежден орган — Комиссия по международному торговому администрированию (International Trade Administration Commission, ITAC), в обязанности которой входят вопросы проведения антидемпинговых расследований, определение наличия демпинга, нормальной стоимости товара, экспортной цены.

В 2017 календарном г. южноафриканской стороной антидемпинговых расследований инициировано не было. В мае 2017 г. для защиты национальных производителей стали была ведена дополнительная пошлина на импорт горячекатаного листового проката в размере 12% на 3 г. с ежегодным ее снижением на 2%.

Обычно, по практике проведения расследований отмечается длительность процедур. Так, по проведенным расследованиям среднее время, занятое на эту работу, составило 482 дня (240 дней — на предварительное расследование и 253 — на вынесение окончательного решения).

Местное законодательство мало различает местных производителей и импортеров. Импортеры и экспортеры для ведения бизнеса в ЮАР должны быть зарегистрированы в Южноафриканской службе налогов для целей налогообложения, в случае если стоимость товаров превышает 20,0 тыс. рэндов (примерно 2,0 тыс. долл. США). Регистрация, в среднем, занимает один день, после чего заявитель получает таможенный кодовый номер. Этот номер должен быть вписан во все таможенные декларации. Однако имеется возможность в случае срочной поставки (экспорт/импорт) товара использовать общий номер, выдаваемый таможенной службой зарегистрированным трейдерам.

Все сопроводительные документы (коносамент, коммерческие счета и т. п.) подаются в таможенную службу вместе с таможенной декларацией в порту перед поставкой товара. Коммерческий счет должен содержать все необходимые реквизиты, позволяющие таможенным чиновникам определять стоимость товара для начисления таможенной пошлины.

Сертификат и декларация о стране происхождения необходимы в случае применения преференциального режима или установления антидемпинговых и компенсационных пошлин. Разрешение на импорт также необходимо для товаров, включенных в список продукции, подпадающей под это регулирование.

Товары, импортируемые в ЮАР, подлежат обложению таможенными пошлинами и местными налогами, включая налог НДС, акцизам (на вино, пиво, другие алкогольные напитки, топливо и др.) и сборам (некоторые виды сельскохозяйственных товаров, экологический налог, и т. п.). С 2004 г. в ЮАР был введен налог (Environmental Levy for Plastic Bags) на пластиковые пакеты и мешки, независимо от того произведен он на местном рынке или импортирован, в 2018 г. составляет 12 центов. Специальный сбор установлен на некоторые виды нефтепродуктов, также независимо от того, произведены они на местном рынке или импортированы. Так, например, на бензин установлен сбор в размере 3,37 рэндов на литр [1].

С 1 апреля 2018 г. ставка налога на добавленную стоимость (НДС), применяемого к большинству местных и импортируемых товаров, увеличена с 14% до 15%. Товары, предназначенные на экспорт, некоторые базовые пищевые товары (темные сорта хлеба, кукурузная мука, куриные яйца, молоко, фрукты и овощи), некоторые товары, используемые в сельском и фермерских хозяйствах (корма, семена, удобрения, пестициды, ветеринарные препараты), некоторые виды топлива (парафин, дизельное топливо, газолин), международные перевозки грузов и пассажиров освобождены от уплаты этого налога в настоящее время, однако данный подход может быть пересмотрен при планировании бюджета на последующие годы, где нулевые ставки НДС могут быть упразднены.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются финансовые услуги, подарочные товары и услуги, некоторые виды образовательных, транспортных и жилищных услуг. Также этим налогом не облагается временный ввоз/вывоз товаров.

Налог НДС начисляется на базе «местного рынка» для национальных товаров и на базе таможенного ФОБ (ФОБ +невозвращаемые таможенные пошлины) + 10% — для импортируемых товаров.

Товары, ввозимые из Южноафриканского таможенного союза (Southern African Customs Union, SACU), не облагаются таможенными пошлинами и акцизами. Преференциальный режим предоставляется товарам из стран-членов SADC и странам, имеющим двусторонние договоры о свободной торговле (ЕС, EFTA, Малави, Мозамбиком, Зимбабве).

Товары, разрешенные к временному ввозу в ЮАР для целей переработки, ремонта, очистки или обогащения, переделки или производства товаров для экспорта, освобождены от уплаты таможенных пошлин и акцизов. Товары, временно ввезенные, а затем реэкспортированные обратно в страну, откуда они ввезены, также не подлежат оплате импортных пошлин.

Товары, ввезенные из «бондового» таможенного склада на территорию страны, подлежат обложению импортными пошлинами и налогами. Товары, импортированные для переработки в специальных индустриальных зонах (IDZ), не облагаются налогами и пошлинами. Импортные товары также могут быть ввезены на условиях возврата налогов при условии размещения в Таможенных контрольных зонах (CCA), совмещенных с IDZ.

Процесс сертификации

Южная Африка имеет хорошо разработанный нормативный режим. Многие стандарты были разработаны в течение нескольких десятилетий и отражают требования к товарам и окружающей среде. Южноафриканское бюро стандартов (South African Bureau of Standards (SABS)(https://www.sabs.co.za/)) является специализированным юридическим агентством Южной Африки, отвечающим за продвижение и поддержание стандартизации и качества товаров и услуг. SABS — это специализированное агентство Департамента торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) (http://www. dti.gov.za/). Его задачи включают:
 — публикацию национальных стандартов;
 — тестирование и сертификацию продуктов и услуг по стандартам;
 — разработку технических регламентов;
 — мониторинг и обеспечение соблюдения законодательства о метрологии;
 — продвижение дизайна;
 — проведение обучения по аспектам стандартизации.

SABS аккредитован на национальном уровне Южноафриканской национальной системой аккредитации (South African National Accreditation System (SANAS)(http://www.dti.gov.za/agencies/sanas.jsp)) и признан на международном уровне голландским Raad voor Accreditatie (RvA)(https://www.rva.nl/). SABS участвует в Международной организации стандартизации (International Organization of Standardization (ISO)) и Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission (IEC)(https://www.iec.ch/)).

SABS соответствует стандартам ISO, IEC и Европейского комитета по стандартизации (CEN). Стандарты Соединенных Штатов не действуют и не признаются. Британские и немецкие отраслевые стандарты признаются и пользуются преимуществами в системе SABS по историческим и техническим причинам.

Закон о стандартах, Nr. 29 из 1993 предоставил SABS право участвовать в нормативных актах, регулирующих защиту потребителей. Все стандарты разделяются на добровольные и обязательные. Только 53 из примерно 5000 стандартов SABS на самом деле являются обязательными. Однако, в зависимости от законов, другие стандарты также могут считаться обязательными (например, стандарты на электроэнергию).

Что касается защиты потребителей, SABS занимает жесткую позицию относительно компаний, которые нарушают обязательные стандарты. Это происходит после измененного Закона о защите прав потребителей 2008 года, который с 1 апреля 2011 года изменил многие аспекты бизнеса в Южной Африке, введя новое законодательство, касающееся производителей и поставщиков услуг. Эта правовая основа направлена на защиту потребителя посредством контроля над обязательствами по продуктам, сбытовой и маркетинговой практикой и справедливости в потребительских контрактах.

Производители имеют возможность проводить оценку своей продукции со стороны SABS. SABS имеет право прекратить продажу продукции, если она получает достаточное количество жалоб. Хотя такое бывает крайне редко.

Стандарты, изданные SABS, соответствуют Закону об охране окружающей среды и применяются для всего импорта и экспорта. Все иностранные компании, создающие себя в Южной Африке, должны иметь сертифицированную систему управления окружающей средой (EMS). Эта сертификация должна обновляться каждый год, чтобы гарантировать соблюдение компанией южноафриканских стандартов.

Директорат здоровья и качества растений (Directorate of Plant Health and Quality) в Национальном департаменте сельского хозяйства (National Department of Agriculture)(https://www.daff.gov.za) отвечает за установление стандартов для некоторых сельскохозяйственных продуктов. Эти стандарты охватывают такие аспекты, как состав, качество, упаковку, маркетинг и маркировку, а также физический, физиологический, химический и микробиологический анализ.

Испытания, оценка соответствия и маркировка
Обязательной сертификации в ЮАР, главным образом, подлежат электротехнические изделия, лекарственные препараты и медицинские изделия. Основные южноафриканские организации, участвующие в оценке соответствия это:

 — National Metrology Institute of South Africa (NMISA)(http://www.nmisa.org/_layouts/15/start.aspx#/Pages/default.aspx) — Национальный институт метрологии Южной Африки — разрабатывает первичные научные стандарты физических величин.
 — South African Bureau of Standards (SABS)(https://www.sabs.co.za) — Южноафриканское бюро стандартов — правительственное агентство, регулирующее стандарты.
 — South African National Accreditation System (SANAS)(http://www.dti.gov.za/agencies/sanas.jsp) — Южноафриканская национальная система аккредитации.
 — National Regulator of Compulsory Specifications (NRCS)(https://www.nrcs.org.za) — Национальный регулятор обязательных спецификаций — правительственное агентство, осуществляющее надзор за стандартами EHS и защитой потребителей.

В ЮАР действуют обязательные спецификации (Compulsory Specifications (CS)(https://www.gov.za/documents/national-regulator-co…)) — это технические правила — аналоги технических регламентов, которые требуют соответствия продукта или услуги требованиям стандартов охраны здоровья, безопасности или защиты окружающей среды. Разработкой CS занимается NRCS. CS устанавливают как требования к товарам, так и порядок подтверждения соответствия.

Как и в других странах, часть товаров не требует обязательной сертификации, и гарантия соответствия может быть декларирована производителем под свою ответственность. Однако не все торговые партнеры готовы сотрудничать на таких условиях. Зачастую торговый партнер может потребовать гарантий соответствия продукта перед импортом. Такой гарантией обычно является сертификат соответствия. Производитель может пройти сертификацию и получить маркировку SABS. Для этого ему необходимо пройти несколько этапов:

 — Продукт должен соответствовать стандартам SABS / SANS
 — Затем продукт подлежит испытаниям
 — Ваша система качества оценивается по ISO 9000 или по другим стандартам качества
 — Если продукт и система качества соответствуют требованиям, выдается разрешение на применение маркировки
 — Регулярное тестирование продукта проводится в течение года, и дается обратная связь о результатах испытаний
 — Не реже двух раз в год проводится аудит системы менеджмента качества.
В результате производитель получает маркировку SABS:

В Южной Африке существует хорошо разработанный режим нормативных стандартов, который контролирует требования к маркировке для следующих категорий товаров:
 — химическая продукция;
 — электротехнические изделия;
 — продукты питания и товары для здоровья;
 — продукция машиностроения;
 — строительные материалы;
 — добыча полезных ископаемых;
 — услуги;
 — транспорт;
 — косметика.

Требования к содержанию этикеток относятся главным образом к текстилю, обуви и сумочкам, где должна отображаться постоянная этикетка с указанием производителя и страны происхождения. Этот процесс осуществляется Комиссией по международной торговле ЮАР (International Trade Administration Commission (ITAC) (http://www.itac.org.za/)). Другие контролируемые импортные товары, подлежащие предварительной оценке (вредные химические вещества, фармацевтические препараты, бактериологические, ядерные / радиоактивные и опасные / летучие вещества), импортируются зарегистрированными импортерами, чьи требования к маркировке и содержанию этикетки определяются на специальной основе во время оценки соответствия продукта.

При реализации товаров в рознице импортируемые технические изделия должны содержать инструкции по безопасности или другие руководства пользователя на английском языке. Также для пользователя указывается информация об официальном южноафриканском сервисном агенте для продукта и, реже, информация об импортере продукта. В инструкции пользователя также указывается информация о гарантии.

Закон о защите прав потребителей в южноафриканских странах (CPA) в 2011 году дает потребителям больше юридического влияния при предъявлении претензий по возмещению убытков по товарам. Этот акт возлагает большую ответственность на иностранных производителей в дополнение к их дистрибьюторам в случае, если кто-то предъявит иск за ущерб. Допускается также конфискация активов иностранной компании в Южной Африке для выплат по убыткам, причиненным некачественным продуктом. Положения CPA особенно важны, когда речь заходит о маркировке. Производители должны проявлять особую осторожность в отношении любого продукта, для которого требуются предупреждающие этикетки или информационные листы, объясняющие использование продукта. Ответственность при этом несут как местный розничный торговец, так и производитель.

Топ-10 импорта Африки

Топ-10 импорта Африки

Статьи 

Африка стала привлекательным рынком для экспортно-ориентированных компаний и производителей во всем мире, поскольку спрос на потребительские товары и средства производства в Африке растет быстрыми темпами. устойчивыми темпами в последние несколько лет. Появление богатого среднего класса с располагаемыми доходами во многих африканских компаниях во многом способствовало увеличению торговли с Африкой.

Если вы ориентируетесь на африканских покупателей на новых и развивающихся африканских рынках, вот список из 10 основных африканских импортных товаров, основанный на текущей африканской статистике импорта и экспорта:

Автомобили

Автомобильная промышленность предоставляет бесчисленные прибыльные возможности на этом быстро развивающемся континенте. Высокие темпы экономического роста и урбанизации привели к последующему повышению уровня доходов. Это означает, что все больше и больше людей теперь могут приобретать автомобили как для личных, так и для коммерческих целей, поскольку они переходят из статуса с низким доходом в мобильный средний класс.

Однако континент может похвастаться очень небольшим производством автомобилей. Кроме того, основные фирмы-импортеры в Африке ориентируют свой бизнес на дорогих покупателей, которые могут позволить себе дорогие новые модели автомобилей. Это оставляет пробел на рынке недорогих подержанных автомобилей для большего процента покупателей.

Долгое время Япония и Корея доминировали в этой узкой нише рынка, но в последние годы США и Китай также пытаются отхватить кусок пирога. Рынок все еще созрел, и возможности безграничны, учитывая тот факт, что процент владения транспортными средствами на большинстве африканских рынков все еще очень низок.

Компьютеры и другие продукты ИТ

Еще одна неиспользованная возможность экспорта в Африку связана с продажей продуктов ИТ. Во многом это стало результатом продолжающейся тенденции к компьютеризации, охватившей весь континент. Несмотря на то, что в Африке есть несколько производителей ИТ-оборудования, они не в состоянии удовлетворить уровень спроса на рынке, и в результате большинство трейдеров вынуждены импортировать.

Африка имеет один из самых высоких темпов роста рынка ИТ-продуктов во всем мире. В результате многонациональные производители сосредоточили свои усилия на рынке, производя в больших количествах товары, специально предназначенные для африканского рынка.

Компьютерный рынок Южной Африки, например, оценивается более чем в 1 миллиард долларов. Одним из факторов роста в этом секторе является тот факт, что многие организации переходят с традиционных настольных компьютеров на более персональные и портативные ноутбуки и ультрабуки. Кроме того, высокие темпы внедрения инноваций в отрасль и обратно пропорциональное снижение цен также способствовали росту спроса.

ОАЭ занимают львиную долю этого рынка благодаря своему стратегическому положению относительно африканского континента, что предполагает низкие транспортные расходы. Кроме того, нормативные требования, регулирующие торговлю в обеих странах, способствовали цикличности спроса и предложения. В этом регионе очень высокая конкуренция в ИТ-бизнесе, в результате чего цены считаются одними из самых дешевых в мире.

Автомобильные запасные части

Большинство африканских покупателей покупают значительное количество автомобильных аккумуляторов, шин, запасных частей, шарикоподшипников, водяных насосов и множество автомобильных запчастей на зарубежных рынках для продажи их с прибылью в своих странах. .

Помимо автомобильных запасных частей, в последние годы основной статьей импорта во многие африканские страны были шины, аккумуляторы и смазочные материалы.

Одежда и модные аксессуары

Модная и текстильная промышленность предоставляет еще одну быстро развивающуюся возможность для экспорта в Африку. Новая импортная одежда завоевала популярность как символ статуса и является резервом богатства континента. Стремясь идти в ногу с постоянно меняющимися тенденциями в мире моды, они не жалеют ни копейки на покупку самых эксклюзивных лейблов в лучших мировых модных точках.

Такие страны, как Китай, предлагают более дешевые варианты одежды для населения в целом, используя в своих интересах высокий уровень индустриализации, а также доступность дешевой рабочей силы в производственном процессе.

Подержанная одежда также пользуется большим спросом в Африке среди людей с низким доходом. Соединенные Штаты являются крупнейшим экспортером подержанной одежды в мире, продавая почти 700 миллионов долларов в год, большая часть которых экспортируется в Африку.

Тем не менее, бизнес по подержанной одежде столкнулся с рядом проблем, поскольку некоторые африканские страны планируют запретить ввоз подержанной одежды.

Pharmaceuticals

Мир постоянно находится в поиске более доступных лекарств, и Африка не является исключением из этого правила. Здравоохранение вызывает большую озабоченность у большинства африканцев, которые не могут позволить себе дорогостоящее медицинское обслуживание. Кроме того, существует огромный разрыв в цепочке спроса и предложения, поскольку в Африке нет крупных крупных производителей фармацевтических препаратов.

Фармацевтическая продукция составляет большую часть индийского экспорта в Африку. Во многом это связано с тем, что Индия стала одним из крупнейших в мире центров производства непатентованных лекарств. Торговля фармацевтическими препаратами Индии с Африкой составляет более 17 миллиардов долларов в год.

Мобильные телефоны

Африканская мобильная революция произвела фурор во всем мире, поскольку континент занимает второе место по величине рынка мобильных устройств после Китая. В Африке больше пользователей мобильных устройств, чем стационарных. К 2020 году количество устройств, используемых на африканском континенте, по прогнозам, достигнет примерно 1,8 миллиарда.

Впоследствии продажи мобильных телефонов постоянно росли с каждым годом, и цифры взлетели до невообразимых уровней, поскольку производители постоянно выпускали на рынок улучшенные модели. Учитывая, что нынешнее использование мобильных телефонов в основном связано с звонками и отправкой коротких сообщений, ожидается, что цифры будут продолжать расти, поскольку стоимость использования Интернета в большинстве африканских стран снижается.

В течение последних пяти лет ежегодные темпы роста числа мобильных пользователей составляли около 65%. Это делает Африку идеальным рынком для международных трейдеров, стремящихся обеспечить жизнеспособные экспортные возможности в Африке.

Нигерия снова стала лидером на континенте на рынке мобильных телефонов, за ней следует Южная Африка. Однако даже в менее развитых странах, охваченных войной, таких как Сомали, индустрия мобильной связи продолжает процветать.

Платформы мобильных денег внесли особый вклад в этот рост, предложив большую часть услуг, которые ранее были резервом банковских учреждений. Огромное население континента, не имеющее доступа к банковским услугам, теперь пользуется этими функциями благодаря удобству своих мобильных телефонов. На этом рынке все еще есть большой потенциал для роста, что создает идеальные инвестиционные возможности для экспортеров.

Канцелярские товары

Предприимчивые торговцы нашли большой рынок для канцелярских товаров в Африке. Этот рост спроса стал результатом увеличения числа академических учреждений и того значения, которое африканцы придают образованию. Поскольку производственных мощностей для этой продукции не хватает, спрос на канцелярские товары в Африке удовлетворяют зарубежные компании.

Дубай зарекомендовал себя как один из самых надежных поставщиков в этом секторе, предлагающий конкурентоспособные цены и подходящие условия для импортно-экспортной торговли.

Продукты питания

Хотя Африка когда-то была крупным экспортером сельскохозяйственной продукции в другие страны, существует ряд факторов, которые привели к повороту событий, и теперь на нее приходится огромная доля рынка импорта продуктов питания. К ним относятся постоянно растущее население, плохая инфраструктура, неэффективное управление местными сельскохозяйственными предприятиями и появление среднего класса. Хотя это может означать гибель для его населения, это лучшая новость, которую хотел бы услышать международный трейдер.

Поскольку средний класс, как ожидается, будет продолжать расти, рынок импорта продовольствия в Африке будет продолжать расти в течение некоторого времени, поскольку в сельскохозяйственном секторе ощущается нехватка рабочей силы. Как всегда, Нигерия и Южная Африка лидируют в списке крупнейших импортеров региона, и вместе с Анголой на них приходится почти половина всего импорта на континент.

Электроника

Африканский рынок еще не смог достичь самоокупаемости в секторе электроники и полагается на внешних игроков в отрасли, чтобы удовлетворить свои растущие потребности в бытовой технике и электронике.

Электронные товары из Азии приобретают все большую популярность на африканских рынках благодаря хорошо оборудованным производственным и сборочным мощностям, а также конкурентоспособным ценам. В отличие от европейских и американских производителей, азиатские производители имеют легкий доступ к электронным компонентам и, следовательно, могут предлагать более низкие цены.

Машиностроение и продукция машиностроения

В Африке отсутствует сильная и диверсифицированная база, необходимая для производства большей части продукции машиностроения. Они относятся ко всем материалам, необходимым для производства других продуктов. Они составляют базу для таких сильных стран-производителей, как Китай и Индия, и превратили их в крупнейших экспортеров продукции в Африку.

Это еще один важный продукт в списке товаров, которые можно импортировать в Нигерию в силу динамичного характера и быстрого темпа урбанизации страны. Поэтому она разработала благоприятные двусторонние торговые соглашения с этими крупными производителями, чтобы максимально использовать возможности для торговли.

Химикаты

Спрос на химикаты на африканском рынке намного превышает возможности предложения. Нынешние темпы роста промышленности и общий спрос на продукцию со стороны ее растущего населения обусловливают необходимость ввоза этой продукции.

Сельскохозяйственный сектор является одной из областей экономики Африки, которая создала большую потребность в продуктах. Существует растущая тенденция к использованию современных методов ведения сельского хозяйства, в которых органические химикаты используются в большей степени, чем когда-либо прежде. Косметическая промышленность также быстро растет, и возрастает потребность в сырье для производства мыла, одеколонов, косметики и различных туалетных принадлежностей.


Как выйти на африканский рынок

Привлечение нужных африканских покупателей является проблемой для большинства международных компаний. Нехватка информации и неорганизованный характер бизнеса во многих африканских странах действительно являются проблемой для тех, кто хочет экспортировать в Африку.

Купить базу данных африканских импортеров

Africa Business Pages, ведущий портал B2B, соединяющий африканских покупателей с международными поставщиками с 1996 года, составил базу данных африканских компаний. База данных африканских импортеров помогла многим международным компаниям найти потенциальных деловых партнеров на новых и развивающихся рынках Африки. Доступная для загрузки с сайта Africa Business Pages база данных африканских компаний содержит список импортеров в Африке и доступна для загрузки в формате Excel по адресу https://importers.africa-business.com.

Рекомендуемое размещение на африканских бизнес-страницах

Многие международные компании смогли найти покупателей на африканских рынках, разместив свои компании на специализированных африканских порталах B2B, таких как африканские бизнес-страницы. Разместив вашу компанию в соответствующем торговом секторе, многие поставщики со всего мира смогли привлечь потенциальных покупателей от африканских импортеров.

Реклама в Африке — Печатный и цифровой маркетинг в Африке

Реклама всегда была предпочтительным средством для известных производителей, торговцев и поставщиков для охвата своей целевой аудитории по всему миру. Размещая рекламу в печатных журналах, таких как Africa Business Pages, вы можете привлечь внимание африканских покупателей и импортеров к своей компании.

Планы цифрового маркетинга, предлагаемые Africa Business Pages, также приносят хорошие результаты рекламодателям. План цифрового маркетинга включает в себя электронный маркетинг для африканских покупателей, баннерную рекламу, контент-маркетинг, привлечение потенциальных клиентов, поиск деловых партнеров, а также рекламу в социальных сетях.

Разоблачение неверных представлений об импорте продовольствия в Африку

Стремительный рост расходов на импорт продовольствия в страны Африки к югу от Сахары, который в 2019 году составил 43 миллиарда долларов, привлекает все большее внимание как тревожная тенденция. В течение многих лет многие ученые мужи задавались вопросом, почему Африка кажется все более неспособной прокормить себя, несмотря на то, что в мире остается большая часть неиспользуемых пахотных земель.

Университетский профессор сельского хозяйства, экономики продовольствия и ресурсов — Мичиганский государственный университет

Этот тревожный рассказ во многом неточен. Наше исследование, которое дезагрегирует показатели торговли сельскохозяйственной продукцией в странах Африки к югу от Сахары (АЮС) по странам и типам, показывает, что на четыре страны — Нигерию, Анголу, Демократическую Республику Конго (ДРК) и Сомали — приходится большая часть чистого сельскохозяйственного импорта АЮС. позиция. Остальные страны региона фактически являются чистыми экспортерами сельскохозяйственной продукции. Это хорошая новость не только сегодня, но и для будущего экономического роста Африки за счет торговли, как мы объясним ниже.

Из нашего анализа вытекают три ключевых факта.

Импорт продовольствия в страны Африки к югу от Сахары не растет . В то время как стоимость импорта продовольствия в ЮАР быстро росла в 2005-2011 гг., годовая стоимость этого импорта фактически немного снизилась, а затем стабилизировалась с 2011 г., как показано на рисунке 1. Хотя Африканский банк развития прогнозировал, что импорт продовольствия в Африку достигнет 90 долл.

США миллиардов к 2030 году, эти прогнозы основаны на тенденциях 2000–2010 годов — периода, когда мировые цены на продовольствие быстро росли, — и не отражают более поздние 2011–2019 годы.период, в течение которого стоимость импорта продовольствия АЮС оставалась относительно неизменной. Тот факт, что даже при быстро растущем спросе на продукты питания, вызванном ростом населения и ростом доходов на душу населения, стоимость импорта продуктов питания из ЮЮА не продолжала расти в течение последнего десятилетия, можно объяснить успехами региона в расширении производства продуктов питания. Фактически, в АЮС зафиксированы самые высокие темпы роста сельскохозяйственного производства среди всех регионов мира с 2000 года.

Экспорт сельскохозяйственной продукции Африки также растет. Сегодня АЮС импортирует гораздо больше продовольствия, чем два десятилетия назад, но и экспортирует гораздо больше (рис. 2). Действительно, за последние четыре года регион импортировал примерно 40 миллиардов долларов в год, а экспортировал примерно 35 миллиардов долларов.

Более того, страны региона с доходом ниже среднего, во главе с Кот-д’Ивуаром, Ганой и Кенией, стали центрами экспорта сельскохозяйственной продукции с чистым положительным сальдо торговли сельскохозяйственной продукцией более 5 миллиардов долларов в год. Основными статьями экспорта SSA являются в основном тропические товары, такие как какао, кофе, чай и хлопок, а основными статьями импорта продуктов питания являются пшеница, рис, соевые бобы, другие масличные культуры и замороженные мясные продукты.

Дефицит торговли сельскохозяйственной продукцией АЮС приходится на четыре страны. Два типа стран несут ответственность за ситуацию с чистым импортом сельскохозяйственной продукции в АЮС: страны, экспортирующие нефть и полезные ископаемые, и государства, охваченные конфликтами. Эти страны почти полностью несут ответственность за чистый дефицит торговли сельскохозяйственной продукцией в регионе. Только Нигерия является чистым импортером сельскохозяйственной продукции на сумму более 5 миллиардов долларов в год, в то время как на Анголу, ДРК и Сомали приходится еще 5 миллиардов долларов в год вместе взятых.

Роль роста цен на сырьевые товары в стимулировании импорта продовольствия через механизмы «голландской болезни» видна на рисунках 2 и 3, поскольку импорт продовольствия в странах, богатых природными ресурсами, существенно подскочил во время подъема цен на сырьевые товары в 2007–2012 годах, а затем снова упал. Большинство нестабильных государств региона также являются нетто-импортерами сельскохозяйственной продукции.

Примечание. К странам с низким уровнем дохода относятся Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Эритрея, Эфиопия, Гамбия, Гвинея-Бисау, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда (n=18). К странам с доходом ниже среднего относятся Кабо-Верде, Камерун, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Джибути, Эсватини, Гана, Кения, Лесото, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал (n = 11). Богатые ресурсами (на 2005 г.) включают Анголу, Республику Конго, Мавританию, Нигерию, Замбию (n=5). К уязвимым относятся Центральноафриканская Республика, Чад, Демократическая Республика Конго, Гвинея, Сомали, Судан, Южный Судан, Зимбабве (n=8).

Африка может извлечь выгоду из своего быстро растущего спроса на продукты питания за счет роста производительности сельского хозяйства и региональной торговли

По мере роста и обогащения населения региона спрос на продукты питания, особенно на ценные сельскохозяйственные культуры и продукты животноводства, будет продолжать расти. Действительно, быстро растущий спрос на продукты питания в Африке создает значительный неиспользованный потенциал для внутриафриканской торговли. Доля импорта продовольствия африканскими странами, происходящего из других африканских стран, в настоящее время очень низка, постоянно составляя в среднем около 20 процентов за последние несколько десятилетий, при этом на одну страну — Южную Африку — приходится более трети этой внутриафриканской торговли продовольствием (рис. 1). Эффективное осуществление Африканского континентального соглашения о свободной торговле станет важным шагом, позволяющим африканским фермерам и агропредприятиям в большей степени удовлетворять растущий спрос региона на продукты питания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *