Мерчендайзинг » Товарно-транспортная накладная (ТТН): определение, задачи и значение
Простыми словами, товарно-транспортная накладная – это документ, который подтверждает факт передачи товара между компанией-получателем с одной стороны и компанией-отправителем с другой стороны. В нём указывается подробная информация по транспортировке груза: способ перевозки, ожидаемые сроки и прочие условия доставки.
Насколько важна накладная
Если сравнить грузовые перевозки с пассажирскими, то ТТН – это билет вашего продукта на доставку между производителем или поставщиком до места назначения – ваш розничный магазин. Человеку нужно купить билет на поезд, автобус, самолёт, а для товаров необходима точно составленная накладная.
Итак, у неё 2 основные задачи:
- Товарно-транспортная накладная подтверждает, что сторона А отправила ваш заказ в полном объёме, а сторона В его принимает. Таким образом, исключается пересорт, нехватка позиций или поставка большего количества продукции, чем нужно.
Если сотрудники ритейл-магазина халатно относятся к ТТН, они ставят под угрозу себя и весь магазин. Так, ответственный человек за приём товара всегда ставит подпись в этом документе. Если в партии что-то не так, а подпись есть, то никто не сможет предъявить поставщику претензии. В итоге минута лени может стоит серьёзных финансовых потерь для компании.
Ответственность за груз по накладной
Любые транспортные компании отвечают за безопасность и качество доставки товара. Тот, кто подписывает накладную, подтверждает, что перевозка осуществлена правильно и в полном объёме, а значит у ритейлера к компании-перевозчику нет претензий. Почему это так важно? Дело в том, что владелец магазина и ответственное за приём товара лицо – это в 99% случаев разные люди. А ещё чаще представитель перевозчика видит первого попавшегося сотрудника в магазине и направляется к нему за подписью.
Это нормальная практика, но достаточно рискованная для собственника магазина.unsplash-logochuttersnapВ ТТН указываются даже конкретные особенности перевозки. Например, ящики нужно складировать только вертикально и не более 2 штук друг на друга. Если в вашей товарно-транспортной накладной подробно указаны эти условия, а перевозчик их проигнорировал – смело отказывайтесь принимать такой товар и подписывать документы.
Поэтому убедитесь, что при каждой поставке вы или ваш сотрудник будете внимательно осматривать грузовик и контролировать работу грузчиков во время разгрузки. Более того, вы имеете право вскрыть каждую коробку и проверить содержимое по описанию в накладной. Что если коробки выглядят целыми, а внутри не хватает единиц товара или он повреждён? Заметьте, что это не проверка самого товара, а оценка того, что ящики полностью заполнены продукцией без явных дефектов.
Помните, что ТТН – это не счёт-фактура. В ней не будут указаны порядок и прочие условия оплаты (смотрите их в счёте). Считается хорошей практикой хранить товарно-транспортную накладную с другими важными документами, например, упаковочным бланком, инвойсом или заявкой на покупку.
Товарно-транспортная накладная – это важная составляющая вашего документооборота. Не оценивайте каждую ТТН как простой бумажный мусор и не спешите выбрасывать её сразу же после завершения приёма груза. В первую очередь это свидетельство ответственной работы перевозчика и его готовности брать на себя ответственность за невыполнение транспортировочных договорённостей. Но получатель тоже имеет множество выгод от этого документа: возможность отслеживания, сверки качества и количества товара.
Товарно-транспортная накладная: порядок заполнения в деталях
Редакция документа: 6 февраля 2014 14 сентября 2016 15 июля 2019Газета № 132 / 2019
Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) сегодня является документом, подтверждающим факт перемещения товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) для всех участников данного процесса. Вот поэтому роль ТТН не стоит недооценивать. Поскольку сейчас, к сожалению, нет действующей инструкции или порядка ее заполнения, попытаемся разобраться в данном вопросе.
В свою очередь, мы обратим внимание на недавние важные изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 г.
Среди прочего изменилось определение ТТН, отредактирована ее форма из приложения 7 к Правилам перевозок грузов (сокращено количество информации, которую указывают в ТТН) и определен порядок оформления электронных ТТН (об э-ТТН мы расскажем в отдельном материале нашей темы недели)
Согласно обновленному определению, ТТН — единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета ТМЦ на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который могут использовать для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами перевозки грузов.
Существуют специальные ТТН для перевозки алкогольных напитков, спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей, нефтепродуктов, молочного сырья, хлебобулочных изделий и общая ТТН — для всех остальных ТМЦ. Мы, в свою очередь, подробно ознакомимся с последней, ведь именно для нее сейчас не разработан детально регламентованный порядок заполнения.
Когда необходимо применять ТТН
ТТН — обязательный документ для осуществления внутренних перевозок грузов (исключение — у водителя есть другой определенный законодательством документ на груз) (ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III, далее — Закон об автотранспорте).
Более того, согласно п. 11.1 Правил перевозок грузов ТТН по форме из приложения 7 к данным Правилам — основной документ на перевозки грузов.
Как и ранее, ТТН следует оформлять при перевозке груза автомобильным транспортом на договорных началах, т. е. когда предоставляется услуга по перевозке груза. Ведь ТТН как обязательный документ названа только для водителя юрлица или физлица-предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях (п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, приведенного в приложении к постановлению КМУ от 25.02.2009 г. № 207, далее — Перечень № 207).
Вместе с тем оформление перевозок грузов ТТН осуществляется независимо от условий оплаты за работу автомобиля (п. 11.2 Правил перевозок грузов). В свое время Мининфраструктуры в письме от 03.09.2013 г. № 10092/25/10-13 ( далее — Письмо № 10092) акцентировало внимание на том, что ТТН оформляют даже в случае, когда груз перевозится арендованным транспортом.
Косвенное подтверждение по поводу того, что ТТН нужна только при перевозке на договорных условиях, содержит и п. 14.4 Правил перевозок грузов, посвященный расчетам за перевозки. В нем указано, что счет за выполненные перевозки выписывается только на основании надлежащим образом оформленных ТТН.
Полная версия материала доступна подписчикам издания «Интерактивная бухгалтерия»
войти | Попробовать бесплатно |
или
Оформить подписку
Тариф СтандартУзнать больше о тарифе |
Нуждаетесь в помощи?
Обратитесь в службу поддержки: 0 800 210 103.
Звонки бесплатные с любого номера.
Что такое коносамент? 3 вещи, которые вам нужно знать
Вы новый экспортер и ищете руководство по коносаментам? Или, может быть, вы находитесь на противоположном конце спектра — опытный профессионал, ищущий справку или учебное пособие.
В любом случае, эта статья для вас! Мы объясним простыми словами три вещи, которые вам нужно знать о форме коносамента. (И когда вы закончите, если есть другие общие экспортные документы, которые вы хотите использовать для начинающих, мы расскажем вам здесь.)
1. Что такое определение коносамента?
Коносамент — это договор между вами, владельцем товара, и перевозчиком, в котором указывается, какие товары вы отправляете, откуда идет груз и куда он направляется. Он также служит квитанцией, выдаваемой перевозчиком после получения вашего груза.
Коносамент (или фрахтовый коносамент, или накладная) также может служить документом, подтверждающим право собственности, который позволяет лицу, владеющему им, претендовать на владение вашим грузом. Есть несколько конкретных коносаментов, которые мы подробно обсудим ниже.
Коносамент обычно не выдается иностранному покупателю товаров. Чаще всего он передается экспедитору, складу, упаковочной компании, другой третьей стороне или международному перевозчику. Если он не будет немедленно отправлен международному перевозчику, экспедитор или другая третья сторона должны будут передать его перевозчику после того, как они будут идентифицированы.
Он может быть подготовлен внутренним перевозчиком или грузоотправителем, а затем подписан, когда перевозчик принимает или забирает груз. Сторона, ответственная за заполнение коносамента, зависит от того, какой Инкотермс используется для условий продажи.
2. Когда и где я могу использовать специальную форму коносамента?
В зависимости от того, какой метод перевозки товаров вы используете, следует использовать определенные формы коносаментов. Вот несколько распространенных примеров:
Прямой коносамент
Этот коносамент обычно используется для отправки товаров покупателю, который уже заплатил за них.
Для заказа коносамента
Для заказа коносаментов обычно являются оборотными документами и позволяют передать право собственности на товары, указанные в коносаменте, другой стороне после одобрения стороной, указанной в документе в качестве конечного грузополучателя. Часто по условиям аккредитива коносамент выписывается «по заказу» или «по заказу [названного] банка».
Внутренний коносамент
Внутренний коносамент часто является первым транспортным документом, выдаваемым для международной перевозки. Они используются для перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом, но не морем. Скачайте бесплатную форму внутреннего коносамента.
Морской коносамент
Этот коносамент используется для отправки товаров за границу. Он уполномочивает владельца или другую сторону вступить во владение товаром. Морские коносаменты могут быть прямыми коносаментами или отправленными «на заказ» коносаментами. Загрузите бесплатную форму океанского коносамента.
Авианакладная
Авианакладная (AWB) является эквивалентом морского коносамента для воздушного транспорта. Однако, в отличие от морского коносамента, он не может быть оборотным; другими словами, он не может быть отправлен «на заказ». Скачать бесплатную форму авианакладной.
Мультимодальный коносамент
Этот тип используется при комбинировании способов доставки. Например, товары, доставленные из Омахи, штат Небраска, в Нью-Йорк, а затем отправленные в Европу, соответствуют требованиям мультимодального коносамента.
3. Зачем нужен коносамент?
Есть четыре важных причины использовать форму коносамента:
Это квитанция о ваших товарах и гарантия того, что вы должным образом застрахованы.
Вам нужен , чтобы иметь запись о том, что включено в отгрузку, что и обеспечивает накладная. В коносаменте описываются отправляемые товары, куда идет груз, кто платит и как он туда попадет.
Лицо, забирающее товар, подписывает нижнюю часть коносамента. Подпись подтверждает, что то, что вы говорите, есть на самом деле там . В целях страхования это является доказательством того, что находится на борту, и информирует вас о страховом покрытии, если ваши вещи будут повреждены в пути.
Свидетельствует о заключении договора перевозки между экспортером и перевозчиком.
Коносамент объясняет все детали того, как товары будут отправлены, поэтому нет сомнений в том, кто отвечает за каждый шаг.
Это гарантирует, что ваши поставки не будут задержаны.
Правильно заполненный коносамент устраняет любые вопросы или проблемы с отгрузкой. Любые ошибки в счете могут привести к задержке отправки или, что еще хуже, к задержке вас 9.0057 получает оплату за вашу посылку.
Это гарантирует, что вы получите оплату за свои товары.
Ежегодно теряется более 10 000 транспортных контейнеров. Без правильно заполненного коносамента очень сложно получить компенсацию за ваши потери.
В заключение
Как и в случае с большей частью любой экспортной документации, в отношении коносамента следует помнить, что он должен быть правильно заполнен. Важно, чтобы вся ваша экспортная документация была согласованной.
В зависимости от того, что вы экспортируете, как вы это отправляете и какие документы требуются для вашего груза, вам, вероятно, потребуется заполнить документы в другом порядке. Это означает много бумажной работы, много избыточности и много места для ошибок.
Вот почему мы создали лучший способ. Программное обеспечение для экспортной документации от Shipping Solutions позволяет вам заполнять экспортные документы в пять раз быстрее, чем при традиционном ручном процессе. Вместо того, чтобы копировать одну и ту же информацию снова и снова, вы вводите информацию только в одном месте, что снижает вероятность дорогостоящих ошибок.
Позвольте показать вам, как работают решения для доставки. Зарегистрируйтесь для получения бесплатной онлайн-демонстрации программного обеспечения.
Нравится то, что вы читаете? Подпишитесь сегодня на блог международной торговли, чтобы получать последние новости и советы для экспортеров и импортеров на ваш почтовый ящик.
Эта статья была первоначально опубликована в мае 2014 года. Она была обновлена, чтобы включить текущую информацию, ссылки и форматирование.
Что такое коносамент?
Определение коносамента
Коносамент – это документ, имеющий юридическую силу, в котором кратко излагаются условия перевозки конкретной партии груза. Это соглашение между заказчиком доставки или третьей стороной и перевозчиком.
Коносамент (BoL) — это юридический документ, в котором описывается, что перевозится между грузоотправителем и логистической компанией, в каком количестве и куда оно направляется. Это также доказывает, что вы владеете описанными товарами или распоряжаетесь ими.
Товарная накладная, которая должна быть подписана обеими сторонами, отправляется вместе с грузом.
В зависимости от типа BoL он может быть отправлен получателю товара или третьему лицу, например, экспедитору, международному перевозчику или тому и другому.
BoL необходим для надлежащей обработки и выставления счета за доставку.
Имеет ли коносамент юридическую силу?
BoL является свидетельством договора между грузоотправителем и перевозчиком и поэтому имеет юридическую силу.
«Коносамент — это правоустанавливающий документ в морском секторе, — говорит Жан-Франсуа Лорен, советник BDC по международной логистике и соблюдению нормативных требований. «Когда перевозчик подписывает коносамент, перевозчик становится владельцем товара. Затем они передают право собственности грузополучателю. Вот почему это очень важный документ».
Является ли коносамент тем же, что и счет-фактура?
Нередко BoL называют транспортной накладной или счетом-фактурой, говорит Лорин. «Когда человек использует термин «фрахтовый счет», он может на самом деле не иметь в виду грузовой счет. Разница между фрахтовой накладной и коносаментом как день и ночь».
Транспортная накладная — это просто счет-фактура, говорит он, в то время как основное различие между фрахтовой накладной и коносаментом заключается в законности.
Если поставка приведет к юридическому спору или страховому иску из-за ущерба или потери, BoL выступает в качестве доказательства контракта, получения товаров и права собственности.
Кроме того, в BoL не указана стоимость доставки, как это можно было бы найти в счете за перевозку.
Но BoL похож на фрахтовую накладную в одном отношении: оба идентифицируют груз с указанием размеров, количества и веса.
Коносамент и фрахтовая накладная
Коносамент | Транспортная накладная | |
Описание товара | Идентифицирует товары, количество, кубический объем и вес отгруженных товаров. | Также идентифицирует товары, количество, кубический объем и вес отгруженных товаров. |
Транспортные расходы | Нет в списке. | Подробная информация обо всех сборах и услугах перевозчика для отдельных и сводных расходов на доставку. Предоставляет важную информацию об условиях и способах оплаты. |
Юридический статус | Действует как юридический документ, подтверждающий право собственности на описываемые товары. В нем также представлены доказательства отгрузки, согласованные сроки и условия транспортировки товаров. | Не имеет юридического статуса. |
Зачем нужен коносамент?
Без имеющего юридическую силу соглашения BoL ваш перевозчик может доставить товар любому, кому он посчитает нужным.
Кто получает коносамент?
Разные стороны могут получить BoL.
Выдаваемый перевозчиком (судовладельцем/эксплуатантом, экспедитором или посредником в перевозках), BoL подтверждает, что груз принят на борт в том же состоянии, в котором грузоотправитель отправляет его. Как правило, BoL предоставляется:
- грузоотправителю или экспортеру
- брокер, экспедитор или сторона, управляющая таможней
- покупатель или грузополучатель
Каковы три основные функции коносамента?
BoL функционирует следующим образом:
Подтверждение контракта
BoL обязывает перевозчика доставить груз только лицу, указанному в качестве грузополучателя, или его уполномоченному представителю.
Подтверждение получения — BoL подписывается перевозчиком после передачи ему ваших товаров. Эта подпись подтверждает, что описанные товары были переданы в хорошем состоянии.
В случае повреждения товаров при транспортировке подписанный вами BoL служит доказательством того, что на самом деле было отправлено.
- Подтверждение права собственности — BoL — это правоустанавливающий документ, заверенный подписями уполномоченных лиц и показывающий на всем пути следования, какой организации принадлежит груз.
Образец коносамента
Увеличить изображениеСколько типов коносаментов имеется в отгрузке?
Коносаменты бывают разных форм.
«Коносамент, используемый для морских перевозок, — говорит Лорин, — не имеет тех же обязательств и условий, что и коносамент, используемый для авиаперевозок или автомобильных перевозок. Чтобы избежать недоразумений, важно, чтобы вы понимали, какой из них у вас в руках».
Различные факторы влияют на определение соответствующего BoL для вашей ситуации, например:
- назначение BoL
- отношения покупателя и продавца
- средств защиты, предоставленных покупателю
- способ передачи
Две основные категории коносаментов
При морских перевозках коносаменты можно разделить на две основные категории: оборотные и необоротные.
Оборотный — С оборотным СС контракт может быть передан третьей стороне, например, логистической компании. При таком соглашении право собственности на груз переходит от грузоотправителя или грузоотправителя к грузополучателю. В момент передачи грузополучатель берет на себя финансовую ответственность за товар и право собственности.
Оборотный BoL путешествует с товарами для обеспечения действительности контракта. Как только товар прибудет в порт, получатель должен предъявить подписанный оригинал BoL для выдачи груза.
Необоротный BoL —Только один конкретный грузополучатель, покупатель или организация может получить товары с необоротным BoL, что означает, что он не подлежит передаче. В этом ключевое отличие оборотного BoL. Обычно используемый прямой BoL является примером необоротного BoL.
Что такое основной коносамент (MBL)?
Основной коносамент выдается перевозчиком, либо судовладельцем, либо оператором, экспедиторам или обычным перевозчикам, не эксплуатирующим суда. (NVOCC продают грузовое пространство на судоходных линиях тем, с кем у них есть соглашения об объемных фрахтах.)
Либо экспедитор, либо NVOCC указан в качестве грузоотправителя, грузополучателя и уведомляющей стороны в MBL. (Уведомляющая сторона относится к любой стороне, которая должна быть проинформирована, когда груз достигает места назначения.)
Если вы экспортируете или импортируете груз, который заполняет менее одного контейнера, вы, вероятно, никогда не увидите MBL. Это посредники, такие как NVOCC или экспедитор, которые работают с компаниями, отправляющими груз такого размера.
Что такое внутренний коносамент (HBL)?
Внутренний коносамент выдается экспедиторским посредником фактическому экспортеру после того, как груз благополучно находится на борту. Таким образом, HBL действует как формальное получение товара. HBL в деталях идентичен MBL, за исключением организаций, перечисленных в графах грузоотправителя, грузополучателя и уведомляющей стороны.
Кто является грузоотправителем в коносаменте?
Грузоотправитель является экспортером.
Кто является грузополучателем в коносаменте?
Грузополучатель является получателем груза.
Кто является «уведомляющей стороной» в коносаменте?
«Уведомляющая сторона» — любая сторона, запрашивающая информацию об отгрузке.
Что такое оригинал коносамента?
Оригинал коносамента обычно выдается комплектами по три штуки. Для выдачи груза один из оригиналов коносамента необходимо предъявить перевозчику в пункте назначения.
Что такое телекс-релиз?
Эту цифровую копию BoL можно предъявить перевозчику для выдачи товара. Это требует, чтобы грузоотправитель был оплачен заранее. Когда грузоотправитель запрашивает разрешение по телексу, он не обязан отправлять оригиналы коносаментов покупателю или грузополучателю. Разрешение телексом ускоряет таможенное оформление и избавляет грузоотправителя от расходов на отправку курьера с оригиналами коносаментов.
Что такое экспресс-коносамент или морская накладная?
Экспресс-коносамент также известен как экспресс-релиз или морская накладная. Как и в случае с телексом, его преимуществом является скорость. Однако он отличается тем, что не имеет печатных копий.
Неудивительно, что экспресс-релиз предполагает высокую степень доверия между двумя торговыми партнерами и часто используется, когда грузоотправитель и грузополучатель работают на одну и ту же компанию.
Что такое сменный коносамент?
Сменный коносамент выдается перевозчиком (или его посредником) взамен оригиналов, сделанных, когда товары покидают порт происхождения. В сменных коносаментах формат документов, груз и его стоимость остаются прежними, но часть исходной информации редактируется перевозчиком.
Существуют различные причины для редактирования БЖ:
- груз был перепродан в пути, порт назначения необходимо изменить
- покупатель предпочитает консолидировать товары под одним балансовым счетом
- посредник не хочет, чтобы покупатель знал имя поставщика
Чтобы запросить переключение BoL, сторона должна иметь три оригинала.
Если вы отправляете груз за границу, а товары застряли в терминале из-за того, что в вашем коносаменте не указана верная информация, владелец судна может оставить товар у себя навсегда.
Что делать, если в коносаменте отсутствует информация?
Экспортеры не всегда придают достаточное значение тому, что написано в BoL, замечает Лорин.
«Они обращаются с ним как с повседневным документом, вроде грузовой накладной. Но очень важно, чтобы коносамент содержал правильную информацию, потому что он передает право собственности. Если вы отправляете товар за границу, а товар застрял в терминале из-за того, что в вашем коносаменте не указана верная информация, владелец судна может оставить товар у себя навсегда».
Поскольку BoL является контрактом, любые неточности в описании груза становятся частью контракта. Предположим, вы экспортируете 10 000 виджетов, и ваш клерк случайно указал 1000 виджетов в BoL. Если ваша посылка повреждена, утеряна или оспаривается, этот неправильный BoL становится основным документом, подтверждающим ваше страховое требование.