Большегрузные самосвалы: оправдывают ли они свою стоимость?

Содержание

оправдывают ли они свою стоимость?

Чем больше самосвал, тем меньше денег на него тратится. Для примера: наши эксперты сравнивали, сколько экономит машина, грузоподъемностью 40 тонн по сравнению с 20-тонником: 15 центов на тонне груза за счет экономии топлива, амортизации, человеко-часов и других факторов. В объемах горнодобывающей промышленности в год это выливается в миллионы долларов. Если же говорить о большегрузной технике, экономия составит десятки миллионов долларов ежегодно. 

Самый крупный самосвал, который предлагает Komatsu — 980E-4 грузоподъемностью 369 тонн. На момент 2020 года ни одной такой машины в СНГ нет. Не потому, что мы не можем ее предоставить, а потому что нет покупателей. Самая крупная модель, с которой нам приходилось сталкиваться на практике — Komatsu 830 – самосвал способен перемещать 221 тонну груза. Для нашего рынка это единичный, почти мифический случай. 

Почему при видимой экономии компании остаются с техникой среднего класса? Нужны ли российской горнодобывающей промышленности большие самосвалы? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим на мировую практику и отечественные реалии.

 

Большегрузные самосвалы в мире: история, география и ассортимент

Первые серийные большегрузные самосвалы начали делать в США и Канаде. Там же производство сосредоточено и сегодня. Из этих стран машины начали импортировать в латинскую Америку, позже — в Австралию и Африку. Наблюдается следующая тенденция: мир переходит на крупногабаритную технику, так как она позволяет экономить. Производители уже начинают реагировать на это: в 2020 году ожидается начало серийного выпуска 186-тонного Komatsu 730 на территории Японии.

Что сейчас есть в мире


Мировой рынок большегрузной техники представлен 5 крупными производителями:

  • Komatsu — японский бренд, который известен долговечностью своих машин, любовью к инновациям и электронике. В классе тяжелой техники предлагает 4 самосвала, грузоподъемностью от 186 до 369 тонн.
  • Caterpillar — самый крупный в мире производитель тяжелой техники, предлагает 10 моделей карьерных самосвалов разной грузоподъемности.
  • Hitachi — японская компания, одним из направлений бизнеса которой является выпуск строительной и карьерной техники.  
  • Terex — американская компания, которой принадлежат десятки заводов по всему миру.
  • Liebherr — немецкая компания, использующая нестандартные технические решения. С одной стороны, это дает их агрегатам определенные преимущества в характеристиках, с другой — требует дополнительного обучения механиков. 

Мы не берем в счет БелАЗ, потому что эти машины делают на заказ только для рынка СНГ.

Почему в России неохотно переходят на большегрузные самосвалы

В России уже есть практика применения большегрузных самосвалов: некоторые уральские компании перешли на машины, грузоподъемностью 220-240 тонн. Но это единичные случаи и, как правило, переход делают на автомобили отечественного производства. 

В нежелании или боязни закупки крупных самосвалов есть много причин, которые можно разделить на две основные группы: инфраструктурные и экономические. Каждую из них рассмотрим по отдельности. 

Экономика карьера: почему экономисты не закупают крупную технику

Повышение коэффициента «доллар/тонна» — важный показатель, к которому стремятся в мире. Но, при этом, большегрузная техника имеет ряд ограничений, которые не дают компаниям моментально перейти на нее.

Первое ограничение — узость рынка. Если карьер относительно небольшой и машина на нем будет работать год-два, ее придется перепродавать. Так как немногие используют такую технику, сделать это будет очень сложно. В итоге получится огромное количество «замороженных» денег. По этой же причине подрядчики, которые получают контракт на выработку определенного объема сырья, покупают технику среднего класса — если соглашение не продлят, машины легче продать.

За границей проблем с перепродажей крупной техники нет. Существуют крупные компании, которые выкупают большегрузные агрегаты, чинят их и перепродают. Некоторые даже дают гарантию покупателям. Самым ярким примером выступает Ritchie Bros. Auctioneers – компания, которая, в том числе, организует живые и онлайн-аукционы.

Второе ограничение — долгий период окупаемости. Большегрузная техника окупает себя годами. Она приносит экономию, но все же является долгосрочным вложением. Часто отделы снабжения или экономисты просто не хотят брать на себя такую ответственность.

Третье ограничение — существующая техника. На карьере работает несколько десятков машин. Если нужно использовать новые, старые необходимо продать, а мы уже писали о том, что сфера достаточно узкая и очень сложно найти покупателя. 

Часто, при расчете экономики карьера, продажа техники даже не рассматривается: закупают новые машины и рассчитывают, что они проработают вплоть до полного выхода из строя.

Какая инфраструктура нужна карьерному самосвалу

Чтобы понять сложность закупки большегрузных самосвалов на уже существующий объект, нужно понимать, как создаются карьеры. Это трудоемкий процесс, который разбит на несколько этапов:

  1. Предварительный расчет в институте — инженеры строят план местности, подсчитывают количество ископаемых, которые можно добыть, предварительно просчитывают экономику.
  2. Геологическая разведка — геологи замеряют местность, дают оценку залежей и составляют геологическую карту. 
  3. Создание плана карьера. По полученным от геологов данным, создают план карьера, в котором просчитывают, какая техника нужна, чтобы разрабатывать месторождение с той или иной скоростью. 

Необходимая техника «закладывается» в сам план карьера: под нее строят дороги, делают уклоны с определенным градусом, завозят электрогенераторы и пр. Поэтому  подстраивать инфраструктуру существующего объекта под более крупные машины часто невозможно или экономические нецелесообразно.

О напрасных опасениях: чего не стоит бояться при покупке большегрузного самосвала

Существует два возражения экономистов: боязнь, что поломка машины приведет к огромным потерям, и сложность в обучении операторов. Komatsu помогает и с тем, и с другим. 

Чтобы операторы могли эффективно использовать машины, компания проводит инструктажи, организовывает курсы повышения квалификации. Кроме того, чтобы максимально обезопасить машины от поломки, Komatsu присылает на месторождение своего инженера, который следит за техникой. При крупных поломках, например, выходе из строя двигателя, часто самосвалам просто меняют рабочий агрегат, а сломанный отправляют в ремонт. Так выходит быстрее, а, следовательно, дешевле из-за отсутствия простоя.

Иногда возможно заключение марк-контракта: своеобразного соглашения об аренде мотто-часов техники по определенной цене, но при условии, что она всегда готова к работе. Тогда финальная стоимость машины получается чуть выше, но заказчик страхует себя от рисков.

Кейс: когда большегрузный самосвал точно не нужен

Бывает, что карьер недостаточно большой, чтобы ставить на него большегрузную технику. Машину нужно обеспечивать работой, иначе она станет бесполезной тратой денег. Поэтому нет смысла покупать 200-тонник, чтобы разработать карьер за 1 месяц вместо 10 — потом этот агрегат будет сложно продать. На этот счет есть история из практики.  

Компания купила крупные погрузчики и самосвалы на карьер. Когда снимали шапку месторождения, машины работали на полную мощь, потом дошли до тела – выработка снизилась. Экскаваторы заменили, а самосвалы — нет. По какой причине так произошло, точно не знаем. Скорее всего, просто не нашли покупателя на технику. В итоге машины долго простаивали, ездили полупустыми, тратили топливо и принесли больше расходов. 

Несколько советов по выбору большегрузного самосвала

Подобрать  технику на месторождение — непростая задача. Для этого институты совместно с инженерами и экономистами делают много расчетов. Все усложняется тем, что на рынке есть много производителей, техника отличается десятком характеристик, поэтому при одинаковой грузоподъемности машины могут давать совершенно разные результаты. 

У «Комек Машинери»  есть отдельный специалист, который помогает с выбором техники — инженер поддержки. Он хорошо знает продукцию компании и, получив план месторождения, может дать предварительные рекомендации и расчеты, которые помогут сделать правильный выбор и сэкономить средства.  

Выводы

Мир постепенно переходит на большегрузную технику, потому что она  приносит больше денег. Рано или поздно тенденция дойдет до России и Европы, поэтому при разработке новых месторождений стоит тщательно посчитать экономику: скорее всего, окажется, что крупные машины — это то, что позволит снизить себестоимость продукции и стать более конкурентоспособными на рынке. 

Самосвал Komatsu 830E-AC

Мощность1000-5000 л.с.

Узнать больше о модели


Карьерные самосвалы, самые большие карьерные самосвалы

Карьерный самосвал — машина грузоподъемностью до 450 тонн с саморазгружающимся кузовом. Основная сфера его применения — перевозка породы на разработке полезных ископаемых. Именно большие самосвалы составляют основу парка горно-добывающих компаний. Они имеют преимущества как перед конвейерным транспортом в условиях перемещения горных пород с разными физико-механическими свойствами, так и перед железнодорожным транспортом, позволяя упростить процесс отвалообразования.

Особенности конструкции

От обычного самосвала карьерный в первую очередь отличается большими размерами: к примеру, «компактный» Komatsu HD325-7 имеет габариты 8466х3660х4150 мм, а флагман Komatsu 930E-4 почти в два раза больше — 15 600х8690х7370 мм. Второй, серьезной особенностью является кузов, который способен выдержать удары ковша во время погрузки экскаватором. Традиционно платформа изготавливается из низколегированной стали с высокой прочностью на растяжение, а ее вместимость у тяжелых моделей может достигать от 100 до 170 м3. Так в кузов Komatsu 960E-1 с учетом «шапки» можно загрузить 214 м3 или 326 585 кг породы.

В качестве разгрузочного привода большого самосвала применяют мощное гидравлическое подъемное устройство — телескопические гидроцилиндры, позволяющие опрокидывать кузов назад на угол 43–65° и выгружать грузы массой до 300 тонн. Эта операция занимает от 9 до 30 с: средний по грузоподъемности Komatsu 830E-4 освобождает свой кузов от 162 505 кг груза всего за 25 с.

Одна и та же модель самосвала для разных условий эксплуатации может быть оснащена кузовами различного исполнения — с плоским двускатным днищем, ковшового типа, с футеровкой, с запираемым задним бортом. Все кузова карьерных самосвалов по требованию стандарта FOPS (защита от падающих сверху предметов) оснащены защитным козырьком над кабиной.

Еще одна особенность карьерных самосвалов — применение силовых установок больших мощностей, до 4600 л. с. Это влечет за собой использование принципиально иной трансмиссии. Привод на колеса осуществляется от двигателя через гидромеханическую коробку передач (на самосвалах грузоподъемностью до 100 т) или от системы дизель-электрического привода с мотор-колесами, оснащенными индивидуальной силовой установкой — электродвигателем.

Доставка на объект

Из-за своих больших габаритных размеров карьерный самосвал не может перегоняться по дорогам общего пользования. Обычно после окончательной сборки и обкатки на территории завода самосвал снова разбирают на части, которые по габаритным размерам и весовым параметрам можно транспортировать на железнодорожном транспорте, после чего отправляют на ближайшую к месту эксплуатации станцию. На станции самосвалы либо собирают заново и перегоняют своим ходом, либо перегружают на тралы и так же по частям доставляют в карьер, где уже специалисты дистрибьютора собирают и тестируют машину. Например, для перевозки компонентов среднеразмерного карьерного самосвала задействуют 3–4 трала: отдельно транспортируются колеса, шасси с двигателем, мосты, разобранный на составные части кузов, коробка, кабина, поручни и другие элементы.


Самые большие

У больших карьерных самосвалов тоже есть свой топ-5 самых-самых.

1. Рейтинг возглавляет БелАЗ 75710. При грузоподъемности в 450 000 кг его полная масса достигает почти 810 000 кг. Самосвал длиной 21 м, шириной 10 м и 8 м высотой, оснащенный двумя дизельными двигателями суммарной мощностью 4600 л. с., а также полным приводом, способен разгоняться до 60 км/ч.

2. Вторую строчку занимает карьерный самосвал Komatsu 980E-4. Его полная масса 625 000 кг, а грузоподъемность 369 000 кг. 18-цилиндровый дизельный двигатель Komatsu SSDA18V170 мощностью 3500 л. с. позволяет развивать скорость 61 км/ч, что для самосвала длиной 14 м, шириной 10 м и высотой 8 м совсем не мало.

3. На третьем месте — Caterpillar 797F, способный перевезти 363 000 кг груза, имея при этом полную массу 624 000 кг. Силовая установка Cat C175-20 развивает мощность 4000 л. с. Максимальная скорость автомобиля может достигать 67,6 км/ч! Представляете, каково в этот момент водителю осознавать, что в его руках — гигант длиной 15 м, шириной 9,7 м и высотой 7,7 м.

4. Четвертую позицию занимает Terex MT6300AC полной массой 599 000 кг и грузоподъемностью 363 000 кг. Автомобиль оснащен 3750-сильным двигателем MTU/DDC 20V4000, способным разогнать самосвал до скорости 64 км/ч. Габаритная длина 15,5 м, ширина 9,5 м, а высота 7,7 м.

5. Замыкает пятерку лидеров Liebherr T282C. Полная масса самосвала 592 000 кг при грузоподъемности 363 000 кг. Автомобиль может оснащаться либо 18-цилиндровым 3500-сильным двигателем Cummins QSK 78, либо 20-цилиндровым дизелем MTU DD 20V4000 мощностью 4000 л. с. При габаритной длине 15,7 м, ширине 9,7 м и высоте 8,3 м максимальная скорость составляет 64 км/ч.

Как видим, подавляющая часть «топовых» карьерных самосвалов обладает грузоподъемностью в диапазоне от 360 000 кг до 370 000 кг при полной массе от 590 000 кг до 625 000 кг и двигателями примерно одинаковой мощности — от 3500 до 4000 л. с. Схожесть основных характеристик дает возможность эксплуатационникам при выборе модели сконцентрироваться на особенностях конструкции и используемых комплектующих, которые позволят максимально использовать потенциал машины в конкретных условиях работы определенного карьера.


Тяжелый самосвал — Mack Defense

Тяжелый самосвал M917A3

Тяжелый самосвал Mack Defense M917A3 — это коммерческий самосвал Mack® Granite®, разработанный как лучшее в своем классе тактическое транспортное средство от единственной компании, которая может предоставить такие непревзойденные возможности. в армию США. Mack Defense собрала команду мирового уровня с одной целью — , чтобы предоставить армии США лучший в своем классе тяжелый самосвал, отвечающий всем военным требованиям.

Спецификация и брошюра для загрузки (.pdf)

Тест Результат
Вертикальная ступенька
Ступенька Статическая устойчивость на наклонном столе
Поворотный круг от стены до стены
Переход через траншею
Скорость на уклоне 0 %
Скорость, остановка и пуск на уклоне 30 %
Устойчивый поворот
Ходовые качества – полукруглые
Тестирование подвижности
Окружающая среда
Фординг – 20 дюймов
Стандартная температура от -25°F до 120°F, возможна температура от -40°F до 120°F с добавлением комплекта для холодной погоды