3 крупнейших газопровода и нефтепровода россии: Трубопроводы — Пути российской нефти

Трубопроводы — Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Трубопроводы — это длинные трубы, используемые, прежде всего, для транспортировки воды, нефти, нефтепродуктов или природного газа. Но по трубопроводам транспортируют также различные жидкие и газообразные продукты нефтехимического производства, (например, аммиак, этилен и др.), газожидкостные смеси, состоящие из воды, нефти и газа, твердожидкостные смеси (пульпы), состоящие из твердых частиц и несущей их воды, аэросмеси — смеси твердых частиц и воздуха, в частности различных порошков. Более того, существует даже трубопроводный транспорт штучных грузов в специальных капсулах—контейнерах (так называемая пневмопочта в пределах предприятия), а также контейнерный трубопроводный пневотранспорт, т.е. транспорт сыпучих и твердых грузов в специальных вагонетках (или сцепок таких вагонеток), перемещаемых внутри трубопровода воздухом, нагнетаемым воздуходувной станцией.

Трубопроводы применяют там, где они дешевле других видов транспорта или для сокращения объемов железнодорожных перевозок.

Трубопроводы от нефтяных месторождений (магистральные нефтепроводы — аббревиатура «МН») обычно ведут от мест добычи нефти к терминалам, где нефть загружается в танкеры, либо к нефтеперерабатывающим заводам, на которых из нефти вырабатывают множество нефтепродуктов. Трубопроводы от нефтеперерабатывающих заводов ведут также к морским, речным или железнодорожным терминалам для последующего распределения между потребителями. Трубопроводы от газовых месторождений (магистральные газопроводы — аббревиатура «МГ») транспортируют природный газ от мест его добычи до потребителей или крупных хранилищ, как правило, подземных.

Многие крупные магистральные трубопроводы проходят через малонаселенные регионы, например, тундру, тайгу, степи и пустынные местности, и имеют протяженность несколько сотен или даже тысяч километров. Эти трубопроводы, как правило, находятся под поверхностью земли и состоят из труб с диаметром от 300 до 1400 мм, уложенных иногда в два или три параллельных ряда (многониточные трубопроводы), однако могут прокладываться также над землей (надземные трубопровода) или под водой (подводные), в т.

ч. глубоководные трубопроводы.

Движение нефти и нефтепродуктов в трубопроводе обеспечивают нефтеперекачивающие станции (аббревиатура «НПС»), а движение природного газа — компрессорные станции (аббревиатура «КС»), расположенными на определенном удалении друг от друга (как правило, 100-120 и более километров).

Трубопроводы вместе с инфраструктурой, обеспечивающей процесс транспортировки жидкой или газообразной продукции — это сложнейшие инженерные сооружения, требующие глубоких знаний физики, математики, механики, термодинамики и инженерного дела. В системе трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа работают сотни тысяч специалистов различного профиля, но в ней постоянно требуются все новые и новые специалисты, обогащенные современными знаниями в фундаментальной и прикладной науке, а также опытом инженерного дела.

ТЭК России | Российский газ для Европы и Азии

Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа, её доля составляет 25% от общемировых. Отечественная газотранспортная система также является крупнейшей на планете. Средняя дальность транспортировки газа составляет 2,6 тыс. км при поставках для внутреннего потребления и 3,3 тыс. км при поставках на экспорт. Протяженность магистральных газопроводов на территории России — 171,2 тыс. километров. Однако расширять объём трубопроводных поставок газа на мировой рынок становится все сложнее из-за политической ситуации.

Во времена СССР в нашей стране была создана широкая система трубопроводов для доставки углеводородов в Европу. Основная ее часть построена в 80 х годах прошлого века. Сегодня четыре магистральных газопровода, экспортирующих «голубое топливо» из России в Европу, являются крупнейшими в мире. Это «Уренгой — Помары — Ужгород», построенный в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири потребителям в странах Центральной и Западной Европы. Общая длина газопровода — 4,45 тыс. ки­ло­метров.

Экспортный магистральный газопровод «Союз», протяженностью 2,75 тыс. км, принят в эксплуатацию в 1980 году.

Транснациональный магистральный экспортный газопровод «Ямал — Европа», длина которого превышает 2 тыс. км, введён в действие в 1999 году. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу через газотранспортные системы YAGAL­Nord и STEGAL–MIDAL — «ПХГ Реден».

Проходящий по дну Балтийского моря из России в Германию магистральный газопровод «Северный поток» является крупнейшим подводным маршрутом экспорта газа в мире. Его протяжённость составляет 1,22 тыс. километров.

Новые мощности для Европы

Осталось два года до того момента, когда истечет транзитный контракт «Газпрома» на прокачку газа через Украину, с которой в этом вопросе в последние годы у нашей страны возникли большие проблемы. В сложившейся ситуации российская компания хочет избежать рисков транзита через Украину или свести их к минимуму. Для этого планируется построить новую ветку в обход соседнего государства.

Власти европейских стран в решении этого вопроса оказались в противоречивом положении. С одной стороны, им нужны стабильные поставки российского газа, с другой — руководство Евросоюза продолжает поддержку нынешнего политического режима Украины и при этом не готово идти на какие либо жертвы ради неё.

Выходом из этого положения могло бы стать решение европейских компаний и банков взять на себя модернизацию украинских газопроводов и обеспечить долгосрочную стабильность маршрута, но они этого не делают.

Чтобы после 2019 года отказаться от украинского газового транзита, «Газпрому» нужно определиться с альтернативами — «Турецким потоком» и «Северным потоком­2». Оба проекта выглядят рискованными из за политической нестабильности в Турции и противодействия части европейских стран. Планы России по строительству этих магистралей могут лишить Украину статуса транзитной зоны для поставок российского газа в Европу.

Северный маршрут российского газа

Эксплуатационные расходы и транспорт транзитом через Украину в Европу обходятся «Газпрому» дороже, чем поставки газа по северному маршруту по дну Балтийского моря в Германию.

Компания начала оптимизацию газотранспортных мощностей. Согласно оценке экспертов «Газпрома», стоимость доставки газа из России в Германию по газопроводу «Северный поток» будет в 1,6 раза ниже, чем транзитом через Украину при существующем тарифе.

Сокращение мощностей в направлении Украины объясняется также смещением центра добычи «Газпрома» из Надым­Пуртазовского района на Ямал и изменением потребления газа в Европе. В последнее время заметно увеличивается потребление газа в Северной Европе. В этой связи кратчайший путь в Северную Европу из Ямала проходит по прямой, через газопроводы «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок» и «Северный поток­2».

Проект «Северный поток­2» одно время выглядел наиболее перспективным. Российской экспортной монополии обещали экономическую и политическую поддержку её давние партнеры в лице немецких компаний E. ON и Wintershall, англо­голландской Shell, австрийской OMV и французской Engie. Потенциальные проблемы казались на какое то время разрешимыми.

Газопровод «Северный поток­2» дал бы возможность транспортировки в Германию в обход Украины 55 млрд куб. м газа. C действующими газопроводами удвоение пропускной способности «Северного потока» могло бы позволить транспортировать в страны Евросоюза все экспортные объемы. Реализация такого подхода может сделать Германию хабом, распределяющим практически все российские газовые потоки в Европу.

В случае если Россия построит «Северный поток­2», а также «Турецкий поток», то к 2020 году количество газа, проходящего транзитом через Украину, будет равно нулю. Выручка «соседа» от транзита российского газа в Европу сегодня составляет 10% госбюджета. Когда Украина потеряет статус транзитной зоны, то экономику страны ждут серьезные проблемы, отмечают отраслевые эксперты.

Противодействие польских партнёров

Официально от «Северного потока­2» никто не отказался, но пока у него нет схемы финансирования. В последнее время проект столкнулся с серьезными препятствиями.

Отрицательное отношение к этому проекту Польши было известно и ранее, но не выглядело угрозой, потому что прямого отношения к газопроводу страна не имеет. Тем не менее, несмотря на уже полученное одобрение от антимонопольной службы Германии, польский антимонопольный регулятор UOKiK всё же возразил против заявки о формировании консорциума «Северный поток­2». Отказ в одобрении проекта привел к срыву соглашения его акционеров.

Польша активно выступает в целом против увеличения «Газпромом» поставок газа в Европу по северному направлению и строительства газопровода. Варшава заблокировала создание совместного предприятия для строительства газопровода с партнерами монополии. Инвесторам до сих пор не удалось найти новую модель реализации проекта, но в «Газпроме» считают, что готовы и дальше продолжить работу в этом направлении.

По мнению экспертов, объективно эта ситуация фактически является противоборством между Германией и Польшей за газовые потоки и влияние на рынке.

Пока в Европе не утихают страсти по поводу целесо­образности строительства «Северного потока­2», в России реализуются новые маршруты транспортировки газа, связанные с этим проектом. Так, в январе 2017 года была расширена единая система газопроводов в северном коридоре для обеспечения поставок экспортного трубопровода «Северный поток­2». Это произошло с вводом в эксплуатацию газопровода «Бованенково — Ухта­2». Новый газопровод расширяет возможности добычи на Бованенковском нефте­газоконденсатном месторождении, которое является крупнейшим на полуострове Ямал. С вводом новых мощностей «Газпром» обеспечивает подачу газа с Ямала в единую систему газоснабжения страны в объеме 264 млн куб. м газа в сутки.

«Турецкий поток» — come back

Какое то время ситуация со строительством «Турецкого потока» представлялась невозможной из за сбитого Турцией российского военного самолёта Су­24, к тому же этот проект и прежде продвигался с трудом. «Газпром» и турецкая госкомпания Botas за 2015 год не смогли договориться ни о маршруте, ни о количестве ниток газопровода, а спор о скидке на газ в итоге привел обе страны в арбитражный суд, чего раньше не было. Тогда казалось, что «Газпром» сосредоточится на северном маршруте, а южный — оставит до лучших времен.

По итогам 2016 года всё изменилось. Осложнившаяся внутренняя ситуация вынудила Турцию договариваться с Россией. Отношения между странами улучшились, и «Турецкий поток» получил второй шанс. В сентябре 2016 года «Газпрому» выдали необходимые разрешения, и в октябре стороны подписали межправительственное соглашение по двум ниткам. Был выбран и подрядчик в лице швейцарской Allseas.

Отраслевые эксперты отмечают, что Турция является сложным партнером и, получив рычаг влияния в виде газопровода, вполне может использовать его для изменения условий поставок газа. К тому же «Турецкий поток» не может заменить «Северный поток­2», который предназначен для Северной Европы и имеет большую мощность.

Время поджимает

Украина в 2016 году впервые не покупала российский газ, получая его реверсом из стран Евросоюза. Это позволяло странам ЕС откладывать на неопределенный срок решение транзитной проблемы. Но при угрозе холодной зимы иллюзия независимости от России на фоне минимальных закачек сырья в украинские подземные хранилища газа может быстро рассеяться.

Европейские страны уже сталкивались с такой ситуацией. Как и в 2014–2015 годах, нынешней зимой Еврокомиссия опять была вынуждена проводить совещания по вопросу украинских газовых запасов. И чем глубже члены Еврокомиссии погружалась в проблемы Украины, тем быстрее развеивались их прежние иллюзии.

Если в 2014 году участники Евросоюза были убеждены, что все беды Украины происходят из за неравноправного контракта с «Газпромом», то теперь у них появляется осознание, что быстро решить проблемы Киева невозможно.

На этом фоне Еврокомиссия попыталась закончить один из самых старых и болезненных газовых споров с Россией об использовании сухопутного газопровода OPAL, который является отводом «Северного потока» и позволяет увеличить поставки в обход Украины.

Газопровод OPAL мощностью 36 млрд куб. м соединяет «Северный поток» с Германией и Чехией. Трубопровод выводит газ на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. По решению Европейской комиссии «Газпром» прежде имел право лишь на 50% мощностей, но в конце октября 2016 года Еврокомиссия одобрила исключение 50% мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета. В этом вопросе надо отметить, что прежде, когда действовало ограничение на использование маршрута OPAL для «Газпрома», происходил рост цен на спотовом рынке на севере Европы.

После решения Еврокомиссии «Газпром» получил доступ почти ко всем мощностям трубы, с оговоркой, что их нужно выиграть на открытых аукционах. Но конкурировать там было не с кем. Тогда Польша и Украина решили оспорить это в суде, что привело к конфликту вокруг трубопровода OPAL. В результате те отношения, которые раньше называли противостоянием России и Евросоюза, переросли в статус внутриевропейской неразберихи.

Польская государственная компания PGNiG оспорила в суде ЕС решение Еврокомиссии, разрешившей «Газпрому» увеличить поставки по газопроводу OPAL. В решении Брюсселя PGNiG видит угрозу интересам Польши и нарушение правил Евросоюза. В этой связи, отмечают отраслевые эксперты, недовольство Польши понятно — если «Газпром» будет больше прокачивать газ через другие направления, это обернётся потерей выручки для польских компаний, поэтому они пытаются использовать все доступные способы, чтобы изменить ситуацию.

В этом вопросе «Газпром» пытался увеличить долю российского газа в Европе, а страны ЕС хотели получить взамен скидки. Но теперь, с приближением срока истечения транзитного контракта на прокачку газа через Украину, нужно решать, какой из новых маршрутов российского газа будет оптимальнее, и начинать реализацию проекта. В нынешних условиях приоритетным, скорее всего, может стать «Турецкий поток».

Поставки российского газа в Европу растут

В 2016 году «Северный поток», пропускная способность которого составляет 55 млрд куб. м, был загружен в среднем на 80%, по данным компании Nord Stream, являющейся оператором этого газопровода. Потребителям в Евросоюзе в том же 2016 году было поставлено 43,8 млрд куб. м газа. Однако уже в начале января 2017 года «Газпром» установил рекорд по экспорту газа в Европу и полностью загрузил газопровод «Северный поток» в обход Украины.

Ценовая ситуация в первом квартале благоприятствует продажам российского газа, который стал дешевле, чем у конкурентов, а во втором квартале, скорее всего, подорожает, отмечают эксперты. Это усиливает позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной, и Киеву в случае холодной зимы придется вернуться к закупкам российского газа в феврале — марте текущего года.

Благодаря соглашению с Еврокомиссией о полном доступе к газопроводу Opal «Газпром» может загрузить «Северный поток» на полную мощность. В конце декаб­ря и начале января перераспределение углеводородов проводилось за счет сокращения транзита через Украину, а с 3 января 2017 года «Газпром» увеличил использование газопровода из за роста спроса.

Освоение нового рынка

Если на европейском направлении в наследство от СССР досталась обширная система магистральных нефте­ и газопроводов, то на восточном направлении для экспорта углеводородов России приходится все строить с нуля.

Когда появилась возможность выйти на азиатский рынок с аналогичным предложением, то оказалось, что для этого нет инфраструктуры. Для транспортировки газа нужны газопроводы или заводы по сжижению газа, к которым тоже должны быть подведены трубопроводы, что приводит к удорожанию стоимости доставки. В итоге для развития азиатского направления решено экспортировать газ с шельфа Сахалина.

Для экспорта газа в рамках проекта «Сахалин­2» в 2009 году был построен первый в России завод СПГ мощностью 9,6 млн т в год. Предприятие включает в себя две технологические линии, на которых осуществляется подготовка и сжижение газа. В 2015 году «Газпром» и Shell подписали меморандум по реализации проекта строительства третьей технологической линии. Основные объемы газа с завода экспортируются в Японию, а также в Республику Корея.

Газопровод или завод СПГ?

На северном направлении, на Балтийском море, в планах «Газпрома» также рассматривался вопрос строительства завода «Балтийский СПГ». Однако его экономическая рентабельность находилась под вопросом и в период высоких цен на газ. Сейчас проект заморожен до улучшения ценовой конъюнктуры на внешних рынках. А на южном направлении транспорт СПГ за пределы черноморского бассейна осложнён из за позиции Турции, не готовой пропускать опасный груз через свои проливы.

У нашей страны нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения, а строительство завода СПГ представляет собой очень капиталоемкий проект, поэтому покупка оборудования за рубежом заметно снижает итоговую валютную выручку от газового экспорта. В ситуациях выбора между СПГ и трубопроводом последний вариант оказывается оправданнее, в том числе и потому что загружает заказами российскую промышленность.

Считается, что заводы СПГ лучше всего строить там, где месторождение газа находится в море или расположено на суше недалеко от берега. Такой вариант реализуется сейчас в рамках проекта «Ямал СПГ». В качестве ресурсной базы завод будет использовать газ Южно­Тамбейского месторождения на полуострове Ямал.

С другой стороны, значительная часть запасов газа находится в глубине континента. Если в долгосрочной перспективе в России возможно массовое строительство производств по крупнотоннажному сжижению природного газа, то, по мнению экспертов, уже сейчас нужно активно инвестировать в соответствующие разработки и их реализацию. В этой связи в мае 2016 года Минэнерго предложило создать в России единый инжиниринговый центр для разработки отечественных технологий сжижения природного газа.

Ориентир на азиатское направление

На азиатские рынки из Восточной Сибири сначала начали транспортировать нефть. Для этого был построен нефте­провод «Восточная Сибирь­Тихий океан» («ВСТО») от города Тайшет в Иркутской области до порта Козьмино в Приморском крае, откуда нефть переваливается на танкеры и экспортируется.

Посередине пути «ВСТО», у города Сковородино, от магистрального нефтепровода сделано ответвление на Китай. Это даёт возможность экспортировать российскую нефть в Поднебесную. Но большая часть российской нефти транспортируется непосредственно до побережья.

Для вывода на азиатский рынок восточносибирского газа в 2012 году принято решение о строительстве газопровода «Сила Сибири». В 2014 году «Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали договор купли­продажи российского газа по восточному маршруту по газопроводу «Сила Сибири». Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год.

В 2014 году «Газпром» приступил к строительству первого участка газопровода. В 2015 году российская компания и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по западному маршруту (или газопроводу «Сила Сибири­2»). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год. Прежде дата пус­ка газопровода намечалась на вторую половину 2018 года, но позже сроки сдвинули до 2019 года.

Эксперты «Газпром экспорта» считают, что при необходимости теоретически можно соединить сахалинский газопровод с «Силой Сибири». Сейчас пока есть блок сахалинского газа и блок, который будет обеспечиваться «Силой Сибири». Расстояние между ними составляет 1 тыс. километров. Если сделать эту перемычку, то «Газпром» сможет перенаправлять эти потоки в любом направлении — в Европу или Китай, полагают в «Газпром экспорте».

Китаю российский газ

Согласно китайской энергетической стратегии до 2030 года Поднебесной, необходимо перевести собственную промышленность с угля на газ, и внутреннее потребление газа с нынешней отметки в 53 млрд куб. м в год за ближайшие семь лет должно увеличиться до 270 млрд кубометров. В этой связи эксперты полагают, что «Сила Сибири» могла бы закрывать потребности Китая в газе более чем на половину. В такой ситуации вполне логично строительство второй ветки восточного маршрута. Общая стоимость проекта оценивается в $44,3 миллиарда.

Если возникнет потребность строительства СПГ­завода на Дальнем Востоке, то ее, по мнению экспертов, нужно будет реализовывать не на запасах газа Восточной Сибири, а прежде всего на сахалинских месторождениях, где расходы на транспортировку минимальны.

С учетом изменений структуры потребления топлива в мировой энергетике, а также структуры российских нефте­газовых запасов в долгосрочной перспективе развития газотранспортной системы газовый экспорт будет расти, а нефтяной — снижаться. Понимание этого дает основание к дальнейшему обсуждению долгосрочной стратегии России о принципах газового экспорта. В какой степени в ней будут задействованы трубопроводный транспорт, а в какой — заводы СПГ и танкерный флот? На этот вопрос пока нет однозначного ответа.

Что первый российский газопровод в Китай рассказывает о планируемом втором

Россия сейчас находится в гораздо худшем положении на переговорах, чем в 2014 году. Оказавшись во власти покупателя-монопсониста, она мало что может сделать.

Ключевой темой обсуждения во время недавнего визита лидера КНР Си Цзиньпина в Москву стал проект газопровода «Сила Сибири-2», по которому планируется экспортировать российский природный газ с полуострова Ямал в Западной Сибири в Китай. После войны на Украине и последовавшего за ней коллапса торговли с Европой, из-за которого российские газовые запасы оказались в затруднительном положении, трубопровод приобрел новое значение и актуальность. Хотя условия контракта остаются предметом переговоров и окутаны тайной, будущие контуры его формулы ценообразования можно различить из существующего российско-китайского газового контракта: для первоначального трубопровода «Сила Сибири».

«Газпром» давно рекламирует первую «Силу Сибири» как высокодоходный и успешный проект, при этом изо всех сил стараясь не раскрывать фактические параметры текущей торговли. В июне 2014 года, когда проект был запущен, были обнародованы следующие цифры: Россия будет продавать Китаю 38 миллиардов кубометров (млрд. 400 долларов за 1000 куб.

Газпром никогда не раскрывал формулу ценообразования, ограничиваясь публикацией годовых объемов продаж. Китайские таможенные органы также скрывают параметры импорта трубопроводного газа и прекратили публикацию данных об объемах импорта в начале 2022 года. обоснованно предположите структуру контрактов и сравните закупки газа Китаем в Туркменистане, Мьянме, Казахстане, Узбекистане и России.

На приведенной выше диаграмме видно, что «Газпром» явно получил худшую сделку среди всех поставщиков трубопроводов Китая. Хотя контракт с Мьянмой, подписанный в начале 2000-х годов на относительно небольшие объемы, не может быть хорошим ориентиром, сравнение с двумя странами Центральной Азии более показательно. Разница в цене между российским и туркменским контрактом составляет в среднем 55 долларов за тысячу кубометров.

Скидка в узбекском контракте по сравнению с туркменским может быть объяснена географическим положением: трубопровод берет начало в Туркменистане и проходит через Узбекистан, попутно собирая газ, вероятно, по более низкому транспортному тарифу. Но между российским Чаяндинским месторождением и границей с Китаем проложено 2150 километров трубопровода, а туркменское месторождение Галкыныш находится в 1830 километрах от границы с Китаем. «Сила Сибири» входит в Китай в Хэйхэ на промышленном северо-востоке, в 500 км от Харбина и в 1600 км от Пекина, а трубопровод Центральная Азия — Китай пересекает границу с Синьцзяном, в 3000 км от Пекина через пустыню Гоби, поэтому стоимость газа на западной границе Китая также должно быть меньше, чем на северо-востоке.

Также очевидно, что ценообразование по всем контрактам на китайский трубопроводный газ идет параллельно, скорее всего, в результате использования так называемой средней 6-3-3 Brent, что означает, что цена фиксируется на три месяца на основе полугодовая средняя с трехмесячной задержкой: т. е. цена газа за октябрь–декабрь определяется путем усреднения цены на нефть за январь–июнь.

Это наблюдение позволяет вывести простую линейную зависимость для формулы в договоре купли-продажи газа Газпрома. Формула, по крайней мере, для наблюдаемого ценового диапазона:

ГП=2,5*ОП+20,
где GP — цена газа за 1000 куб. м, OP — цена нефти марки Brent за баррель по усреднению 6-3-3. (Реальные коэффициенты регрессии немного отличаются, но, скорее всего, это круглые числа, оговоренные в контракте.)

Китай не предоставил данных об объемах за 2022 год, а Россия — только на годовой основе. Если сделать очень упрощенное предположение о траектории объемов, получится следующая траектория полной цены в 2020–2022 гг.

Было много нелестных сравнений между ценами, которые России удалось получить на европейских рынках и на китайском рынке. В целом, эти сравнения не являются идеальным инструментом, поскольку газовые рынки по-прежнему разделены. Американские и канадские производители продают свой газ в Северной Америке по значительно более низким ценам, чем американский СПГ продается в Европе, не подвергаясь наказанию за некачественные контракты на внутренние продажи. Китай является единственным жизнеспособным рынком для восточносибирского газа, и, как мы установили, российский контракт соответствует остальной части китайского портфеля импорта газа, хотя и с 15-20-процентной скидкой.

Тем не менее, интересно сравнить цены, которые Россия получала на европейском рынке, например, российские продажи в Италию, средние цены импорта в Германию и европейские спотовые цены. Это сравнение имеет смысл провести для двух разных периодов: один до конца 2020 года (до потрясений на европейских газовых рынках), а другой — с 2021 года по настоящее время. Формульность цены в китайском контракте, основанная на цене на нефть с девятимесячным лагом, позволяет прогнозировать цену экспорта российского газа в Китай и сравнивать ее с форвардными ценами в Европе.

На этом фото можно заглянуть в мысли руководителей Газпрома, когда велись переговоры о первоначальной «Силе Сибири». В 2009–2014 годах цены на нефть колебались от примерно 30 до более 110 долларов за баррель. Как видим, в конце 2000-х цены на газ в Европе рассчитывались по той же схеме Brent 6-3-3, что и китайский контракт, но с премией $150–200 за 1000 куб. м к российско-китайской формуле. К 2014 году «Газпром» уже был вынужден отказаться от ценообразования, привязанного к нефти, и перейти на европейскую газовую биржу. Этот переход произошел в 2016 году, и на момент подписания китайского контракта руководство «Газпрома» вполне могло чувствовать, что уровни цен европейских контрактов, основанные на параметрах, согласованных в 1970-е и 1980-е годы в совершенно иной рыночной среде перестали быть устойчивыми и были готовы на некоторые уступки. Действительно, летом 2014 года, когда цена на нефть исчислялась трехзначными числами, цены на газ в Европе уже снижались, а цена по китайской формуле была на одном уровне с ценами на европейском рынке.

Первая половина 2014 года была последним этапом великого ралли цен на нефть, но это стало очевидно позже. Летом 2014 года большинство ценовых прогнозов предполагали, что будущая цена на нефть твердо превысит 100 долларов за баррель. В условиях высоких цен на нефть контракты с нефтяной индексацией, даже с посредственными параметрами, будут, по крайней мере, на уровне спотового рынка по сравнению с контрактами из Центральной Азии. Руководители «Газпрома», по-видимому, полагали, что низкие цены маловероятны, и основывали свои планы на долгосрочном сценарии цен на нефть около 125 долларов за баррель. Кстати, в формуле китайского контракта эта оценка дает цену в 380 долларов за тысячу кубометров, озвученную руководством «Газпрома» на момент подписания контракта. Очевидно, они были уверены, что волна нарастает, и им казалось более важным иметь контракт, чем тратить время на то, чтобы сделать его прочным. Контракт, вероятно, оказался далеко не таким катастрофическим для «Газпрома», как предполагали некоторые критики, но он определенно не был прибыльным.

Тем не менее, привязанная к нефти формула усреднения цены за длительные периоды оказалась очень полезной во время пандемии COVID, когда китайский рынок был намного прибыльнее европейского, и даже падение цен на нефть за тот же период этого не изменило. Потрясения на европейском газовом рынке, вызванные сначала экстремальными погодными явлениями по всему миру, а затем усиленные попыткой России ввести газовую блокаду, изменили эту динамику.

Газовые контракты с привязкой к нефти стали для Китая убежищем на фоне почти десятикратного роста цен на газ в Европе и соответствующей динамики на рынках СПГ. Европейские цены на газ с тех пор снизились со своего пика, и до конца 2023 года форвардная рыночная цена находится в районе 500 долларов, в то время как китайская цена, вероятно, достигнет 300 долларов, а затем снизится до 285 долларов. Это все еще выше допандемических цен в 200–250 долларов для продаж в Европу, но далеко от 380 долларов, гордо объявленных в 2014 году, даже если мы не вспомним, что 380 долларов в долларах 2014 года эквивалентны 470 долларам в 2023 году9.0003

Десять лет спустя Россия и «Газпром» могли бы извлечь уроки из саги о «Силе Сибири 1» и решить быть более жесткими в переговорах по «Силе Сибири 2». По крайней мере, Россия могла бы попытаться провести сравнение с ценообразованием формулы для стран Центральной Азии. В конечном счете, однако, прецедент уже создан, и сейчас Россия находится в гораздо худшем переговорном положении, чем в 2014 году. Оказавшись во власти покупателя-монопсониста, она мало что может сделать.

Автор:

  • Сергей Вакуленко

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Россия | Газопроводный журнал

Новости 10.05.2023

Безопасность / Мониторинг / Нефть / Россия и СНГ / Европа / Инфраструктура / Инспекция / Целостность / Трубопровод

Российский нефтепроводный оператор «Транснефть» сообщил в среду, что атаке подверглась заправочная точка на ведущем в Европу трубопроводе «Дружба» в российском регионе, граничащем с Украиной, сообщает ТАСС со ссылкой на компанию.

Pipeline & Gas Journal / Май 2023, Том. 250, № 5

Северная Америка / Центральная и Южная Америка / Европа / Азия/Тихоокеанский регион / Австралия / Россия и СНГ / Ближний Восток / Африка / Инфраструктура / Трубопровод

Последние разработки отрасли.

Pipeline & Gas Journal / Май 2023, Том. 250, № 5

Мониторинг / Безопасность / Европа / Россия и СНГ / Инфраструктура / Инспекция / Целостность / Техническое обслуживание / Трубопровод / Блокнот редактора

(P&GJ) — В то время как расследование того, кто преднамеренно взорвал Nord Stream, продолжается, оператор ранее функционировавшей первой нитки, похоже, серьезно рассматривает, как он будет герметизировать и опорожнять трубопровод, прежде чем произойдет новый ущерб.

Новости 25.04.2023

Природный газ / Россия и СНГ / Азиатско-Тихоокеанский регион / Газ / Транспортировка газа / Распределение / Инфраструктура / Трубопровод

Россия рассматривает возможность поставок природного газа в Китай по трубопроводу протяженностью 2600 км (1620 миль) от компаний, отличных от контролируемого Кремлем «Газпрома», который в настоящее время является монополистом на экспорт российского газа по трубопроводам, заявил во вторник представитель министерства энергетики.

Новости 25.04.2023

Газ / Хранение газа / Транспортировка газа / Природный газ / Европа / Россия и СНГ

Нафтогаз провел переговоры с Exxon Mobil, Halliburton и Chevron о проектах в Украине, поскольку страна надеется привлечь иностранные инвестиции в свой энергетический сектор, сообщила Financial Times в пятницу. Нафтогаз надеется подписать контракт с Halliburton, который поможет увеличить добычу до 13,5 млрд кубометров в этом году.

Новости 17.04.2023

Нефть / Безопасность / Северная Америка / Россия и СНГ / Инфраструктура / Инспекция / Целостность

Министерство финансов США в понедельник опубликовало предупреждение американским компаниям о возможном уклонении от ограничения цен на российскую нефть, экспортируемую через трубопровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) и порты на востоке России.

Новости 13.04.2023

Природный газ / Россия и СНГ / Проекты / Газ / Транспортировка газа / Инфраструктура

Российский производитель природного газа «Новатэк» заключил выгодную сделку по покупке доли Shell в энергетическом проекте «Сахалин-2», сообщили аналитики в четверг.

Новости 12.04.2023

Регулирование / Северная Америка / Нефть / Россия и СНГ / Хранение

Администрация Байдена планирует в ближайшее время пополнить Стратегический нефтяной резерв США и надеется пополнить его при более низких ценах на нефть, если это будет выгодно налогоплательщикам в течение оставшейся части года, заявила в среду министр энергетики США Дженнифер Гранхольм.

Новости 11.04.2023

Природный газ / Переработка / СПГ / Европа / Россия и СНГ / Трубопровод

Министр иностранных дел Венгрии заявил во вторник, что российский энергетический гигант «Газпром» сохранит за собой право на дополнительные поставки газа в Венгрию в этом году в дополнение к поставкам, согласованным в рамках долгосрочной сделки.

Новости 11.04.2023

Переработка/СПГ/Северная Америка/Центральная и Южная Америка/Европа/Австралия/Азиатско-Тихоокеанский регион/Россия и СНГ/Ближний Восток/Африка

Министры по вопросам климата стран Большой семерки на данный момент отказались от прежних формулировок, рекламирующих растущий будущий спрос на СПГ, вместо этого отметив, что может существовать «значительная неопределенность» в отношении потребления.

Pipeline & Gas Journal / Апрель 2023, Том. 250, № 4

Северная Америка / Центральная и Южная Америка / Европа / Азия/Тихоокеанский регион / Австралия / Россия и СНГ / Ближний Восток / Африка

Экспорт СПГ из США бьет рекорды, поскольку производство Freeport возвращается, Гранхольм говорит, что пополнение стратегических запасов нефти США может занять годы, страны ЕС ищут законный способ остановить импорт российского СПГ, нефтяные компании останавливают или сокращают добычу в Иракском Курдистане и многое другое!

Новости 28. 03.2023

Переработка/СПГ / Европа / Россия и СНГ / Транспортировка газа

Страны Европейского Союза во вторник договорились искать юридический вариант, чтобы остановить российские компании, отправляющие СПГ в страны ЕС, не позволяя российским фирмам бронировать мощности инфраструктуры.

Новости 27.03.2023

Безопасность / Россия и СНГ / Инфраструктура / Трубопровод

Москва может потребовать компенсацию за ущерб, нанесенный газопроводу «Северный поток» в результате двух взрывов в сентябре прошлого года, но судьба проектов неясна, заявил российский дипломат, которого цитирует РИА Новости.

Новости 24.03.2023

Безопасность / Россия и СНГ / Европа / Инфраструктура / Инспекция / Техническое обслуживание / Трубопровод

В пятницу Кремль заявил, что важно идентифицировать объект, обнаруженный рядом с одним из трубопроводов Nord Stream, и заявил, что продолжающееся расследование взрывов, произошедших на трубопроводах в сентябре прошлого года, должно проводиться с полной прозрачностью.

Новости 24.03.2023

Природный газ / Переработка/СПГ / Европа / Россия и СНГ / Газ / Транспортировка газа

Правительство Испании попросило покупателей СПГ воздержаться от подписания новых контрактов на поставку российского газа после истечения срока действия существующих контрактов, сообщили Рейтер в пятницу два источника, знакомых с этим вопросом.

Новости 23.03.2023

Нефть / Азия/Тихоокеанский регион / Россия и СНГ / Ближний Восток / Дистрибьюция

Казахстанская государственная компания «Казмунайгаз» (КМГ) начала отгрузку нефти по трубопроводу БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан) в Азербайджане, сообщили Рейтер три источника, знакомых с ситуацией, поскольку она ищет альтернативы экспорту через российские порты.

Новости 23.03.2023

Природный газ / Азиатско-Тихоокеанский регион / Россия и СНГ / Распределение / Инфраструктура / Трубопровод

Москва присматривается к трубопроводу протяженностью 2 600 км (1 620 миль), который будет иметь пропускную способность 50 миллиардов кубометров газа в год, как способ заменить утраченный экспорт в Европу.

Новости 22.03.2023

Природный газ / Россия и СНГ / Азиатско-Тихоокеанский регион / Газ / Хранение газа / Транспортировка газа / Трубопровод

Президент России Владимир Путин и китайский лидер Си Цзиньпин встретились в Москве в течение двух дней переговоров, завершившихся во вторник, в ходе которых они обсудили новый крупный инфраструктурный проект «Сила Сибири-2» по доставке газа в Китай через Монголию.

Новости 20.03.2023

Природный газ / Азиатско-Тихоокеанский регион / Россия и СНГ / Трубопровод

В сентябре 2022 года Путин, Си и президент Монголии провели переговоры о предлагаемом новом газопроводе «Сила Сибири-2», способном поставлять 50 млрд кубометров газа в год из России в Китай через Монголию. Москва выдвинула эту идею много лет назад, но она приобрела актуальность, поскольку Россия обращается к Китаю, чтобы заменить Европу в качестве своего основного покупателя газа.

Новости 16.03.2023

Проекты / Строительство / Россия и СНГ / Инфраструктура / Трубопровод

Газопровод предназначен для подачи морского газа Черного моря в национальную сеть после того, как два производителя газа примут окончательное инвестиционное решение, заявил в четверг премьер-министр Николае Чука.

Новости 15.03.2023

Россия и СНГ / Азиатско-Тихоокеанский регион / Природный газ / Газ / Транспортировка газа / Инфраструктура / Трубопровод

Монголия примет решение о том, какая часть ее территории будет использована для строительства газопровода Россия-Китай, после того, как ее соседи договорятся о затратах, заявил премьер-министр страны.

Новости 15.03.2023

Европа / Россия и СНГ / Инфраструктура / Техническое обслуживание / Трубопровод

Акционеры оператора газопровода «Северный поток-1» обсуждают, как герметизировать и опорожнить поврежденный газопровод, чтобы остановить коррозию от морской воды, сообщил финансовый директор E. ON, одного из владельцев.

Новости 14.03.2023

Регулирование / Европа / Россия и СНГ / Инфраструктура / Инспекция / Целостность

Президент России Владимир Путин заявил, что реакция Германии на взрыв трубопровода в Северном море показала, что страна остается «оккупированной» и не может действовать независимо спустя десятилетия после капитуляции в конце Второй мировой войны.

Новости 13.03.2023

Бизнес и рынки / Природный газ / Водород / Европа / Россия и СНГ / Газ / Хранение газа / Транспортировка газа

Крупнейший поставщик природного газа в Европу Норвегия не обеспокоена тем, что схема Европейского Союза по совместной покупке газа на мировых рынках приведет к созданию картеля покупателей, заявил в пятницу министр нефти и энергетики Норвегии.

Новости 09.03.2023

Природный газ / Европа / Россия и СНГ / Газ / Хранение газа / Транспортировка газа

Украина примет участие в схеме Евросоюза по совместной закупке газа на мировых рынках, чтобы до следующей зимы закупить 2 миллиарда кубометров топлива, заявил в четверг глава ЕС по энергетической политике.

Новости 08.03.2023

Природный газ / Европа / Россия и СНГ / Транспортировка газа

Министр обороны Германии Борис Писториус в среду предостерег от преждевременных выводов о том, кто несет ответственность за взрыв газопровода «Северный поток», предположив, что атака также могла быть операцией «под чужим флагом», чтобы обвинить Украину.

Новости 08.03.2023

Проекты / Переработка/СПГ / Россия и СНГ / Азиатско-Тихоокеанский регион

Qilak LNG планирует инвестировать 5 миллиардов долларов в предлагаемый объект СПГ на Аляске в Норт-Слоуп, чтобы конкурировать с российским проектом Ямал для азиатских клиентов к концу этого десятилетия, сказал его исполнительный директор.

Новости 07.03.2023

Безопасность / Мониторинг / Регулирование / Европа / Россия и СНГ / Инфраструктура / Инспекция / Целостность / Техническое обслуживание / Трубопровод

Новые разведывательные данные, с которыми ознакомились официальные лица США, предполагают, что проукраинская группировка осуществила нападение на газопровод Nord Stream в прошлом году, сообщила во вторник газета New York Times.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *