Татра автомобиль грузовик: Грузовики TATRA :: Tatra.ru

Tatra Второй мировой: на службе Вермахта

  • Главная
  • Статьи
  • Хребтовые рамы, воздушные оппозиты и дизели V12 на службе Вермахта: Tatra Второй мировой

Автор: Евгений Кочнев

Мы уже рассказывали о военных автомобилях Ŝkoda и Praga, которые чешские заводы в годы немецкой оккупации собирали для германских сателлитов. В этой статье обратим внимание на завод Tatra из городка Копрживнице, который на исходе Второй мировой разработал легендарный грузовик Т-111, в мирные годы отдавший всю свою жизнь социалистической Чехословакии.

Весной 1939 года с введением немецкой оккупации Чехословакия превратилась в германский протекторат и в главного поставщика автотехники для нацистской Германии, а создание и применение новых грузовиков поступили в подчинение Вермахта.

На всех предприятиях были введены немецкие администрации, выпуск устаревшей техники прекращён, и постепенно начался переход на левостороннее расположение органов управления.

Военные автомобили завода Tatra

Несмотря на трудности, вся военная продукция завода «Татра», получившего свое «имя» в честь горного массива Высокие Татры, считалась революционным достижением мирового уровня и самыми надежными средствами в трудных дорожных условиях. К ним относились двигатели воздушного охлаждения, несущие трубчатые хребтовые рамы, независимые подвески на поперечных и продольных рессорах с качающимися полуосями привода колёс.

Лёгкие штабные машины и опытные вездеходы

Первые разработки лёгких военизированных машин на базе серийных легковушек Татра-57/57А начались в середине 30-х и заключались в сборке трёх десятков многоцелевых кабриолетов без дверей с вынесенными за задние сиденья двумя «запасками» и дополнительными ёмкостями для топлива или воды на правой подножке.

 

Доработанный четырёдверный 20-сильный кабриолет Т-57 образца 1936 года с откидным передним окном и светозащитными фарами. Фото 1941 года

С началом войны основным чешским штабным автомобилем стала Татра-57К с 23-сильным мотором, упрощёнными кузовами с плоскими боковыми панелями и тентом с надставными окнами. Машины поступали в Вермахт, чешскую полицию и венгерскую армию. До 1945 года собрали 5,5 тысяч машин.

Командирская машина Т-57К с четырёхместным кузовом в немецком многоцелевом исполнении Kfz.1, развивавшая 90 км/ч. 1941-1945 гг.Восстановленный автомобиль «Татра-57К» образца 1943 года на фестивале исторической военной техники (фото автора)

В феврале 1937-го был представлен и испытан суррогатный макетный образец первого четырёхместного «джипа» V750 (4х4) для чехословацкой армии, оборудованный 30-сильным мотором воздушного охлаждения, центральной несущей рамой и подвеской всех колёс на поперечных рессорах.

Испытания упрощенного автомобиля «Татра V750» без боковых дверей и двумя запасными колёсами на задней стенке кузова. 1937 год

В конце 30-х появилось ещё несколько опытных экземпляров четырёх- и пятиместных «кюбельвагенов» V799 и V809 (4х4) собственной конструкции. Их оборудовали рядными и оппозитными двигателями мощностью от 50 до 74 л.с., продольной деревометаллической рамой, трансмиссией с четырьмя или восемью ступенями переднего хода, рессорной или торсионной подвеской и гидравлическими тормозами.

Опытный вариант «Татра V799» с привлекательными формами передка и боковыми выемками с брезентовыми загородками вместо дверей. 1938 годМашина V799 с блокируемыми дифференциалами, боковыми свободно вращавшимися колёсами и штатным одноосным прицепом V407Пробный образец чешского «джипа» V809, оснащенный различными силовыми агрегатами мощностью до 74 сил. 1939-1942 гг.

Уникальные многоцелевые трёхосные военные машины

В небольшой миролюбивой стране истоками военной автотехники с 1926 года считалась трёхосная 24-сильная грузопассажирская машина Т-26/30 со всеми свойственными заводу конструктивными решениями.

В середине 30-х её наследником стало 29-сильное семейство Татра-72 (6х4) с четырехцилиндровым мотором, которое сегодня представлялось бы смесью прогулочных легковушек с развозными грузовичками. Помимо штабных версий в это семейство входили армейские 1,5-тонные машины и носители лёгкого вооружения.

Первый штабной автомобиль Т-72 с горизонтальным оппозитным мотором воздушного охлаждения и шестиместным кузовом. 1933-1935 гг.Военизированный грузовичок Т-72 с двускатными задними колёсами и продольными сиденьями в высокобортном кузове. 1933-1935 гг.

До начала Второй мировой «Татра» успела развернуть выпуск трёхосного 55-сильного семейства Т-82 для штабных нужд и перевозки двухтонных войсковых грузов, в которое входили автомобили с различными кабинами и кузовами, одно- и двускатными задними колёсами и узнаваемой внешностью с широким покатым «носом». На ряде машин имелись лебёдки и боковые опорные катки. Их собрали в 322 экземплярах.

Штабная машина «Татра-82» с новой облицовкой капота, независимой подвеской всех колёс и пятиместным кузовом с тентом. 1936-1940 гг.Интерьер командирского автомобиля Т-82 с правосторонним расположением рулевого колеса и прочих органов управления. 1936 годПробный образец двухтонного военного грузовика «Татра-82» с передними неведущими двускатными колёсами для изучения проходимостиШасси грузовика Т-82 с оппозитным мотором воздушного охлаждения, двумя вентиляторами и центральной трубчатой рамой. 1936 год

Автомобили Татра-92 третьего поколения снабжались верхнеклапанным двигателем V8 воздушного охлаждения в 74 силы и использовались как командирские машины или двухтонные грузовики для монтажа различных кузовов, а также служили для установки закрытых санитарных кузовов.

Лёгкий армейский грузовик Т-92 с цельнометаллическими кабиной с покатым капотом и задними двускатными колёсами. 1938-1940 гг.Армейский санитарный автомобиль Т-92 с 75-сильным мотором V8 был поставлен в румынскую армию в количестве 27 штук. 1937 год

Новое многоцелевое шасси Татра-93 (6х6) нескольких типов с агрегатами от модели Т-92 было создано в рамках контракта с Румынией на поставку 880 военных автомобилей различного назначения, в том числе 699 грузовиков. В целом машин семейства Т-92/Т-93 собрали более 1 300 единиц, в том числе для Вермахта – 500 грузовиков Т-92.

Штабная машина Т-93С со складными сиденьями, столиком для карт и двумя «запасками» была построена в 35 экземплярах. 1938-1941 гг.Одна из 45 разведывательных машин Т-93R для Румынии с продольными скамьями в кузове и четырьмя запасными колёсами. 1937-1941 гг.

Простые и легендарные грузовики «Татра»

C середины 30-х по указанию Вермахта завод «Татра» начали переориентировать на выпуск тяжёлых трёхосных армейских грузовиков, оборудованных несколькими видами бензиновых и дизельных двигателей, V-образными силовыми агрегатами, левым расположением рулевого колеса и хребтовой рамой, которые открыли дорогу более совершенным полноприводным военным автомобилям.

Татра-85/85A (1935-1941 гг.)

В чешской армии служили 80-сильные бензиновые грузовики «Татра-85» (6х4) с цельнометаллическими кабинами с трёхсекционными лобовыми стёклами, механической блокировкой дифференциалов задних мостов и всеми односкатными колёсами с качающимися полуосями.

Их редкой особенностью было применение разных версий машин грузоподъёмностью четыре-шесть тонн с тремя размерами колёсных баз, что позволило приспосабливать их к перевозимым грузам и надстройкам.

Прототип многоцелевого автомобиля «Татра-85» с восьмиступенчатой трансмиссией и средним размером колёсной базы в три метра. 1935 годНемецкие войска на грузовике Т-85 с высокой крышей кабины, выполненном по требованиям Вермахта, вступают в Бреслау. Сентябрь 1940 года

На шасси Т-85А с удлиненной кабиной монтировали топливные автоцистерны и аэродромные заправщики с цистернами вместимостью три тысячи литров, мотором в шесть сил для привода насосов, задним отсеком управления и раздаточными рукавами. Всего до 1941 года собрали 314 машин серии Т-85, из них 224 топливозаправщика, в основном работавших в Вермахте.

Топливная автоцистерна Т-85А для буксировки двухосных прицепов Т-110 ёмкостью 3 000 литров с закрытой кабиной операторов. 1937 годТопливозаправщик Т-85А Военно-воздушных сил Германии при заправке истребителя Focke-Wulf Fw. 190A на аэродроме под Ленинградом. 1943 год

Татра-81 (1939-1942 гг.)

Как только Чехия была оккупирована Германией, по заданию немецкого военного ведомства завод «Татра» начал разработку тяжёлых дизельных армейских автомобилей, на которых проходили испытания принципиально новые силовые агрегаты и узлы.

Первым в ограниченной партии новых машин был построен 6,5-тонный грузовик Tatra-81 (6х4) с традиционной для завода ходовой частью и рядным восьмицилиндровым дизелем водяного охлаждения мощностью 160 л.с., который был известен как предшественник будущего семейства тяжёлой автотехники. За три года построили 220 машин.

Многоцелевой грузовик Т-81 двойного назначения с 12,5-литровым верхнеклапанным двигателем и задней независимой подвеской. 1941 годТяжёлый мелкосерийный армейский грузовик «Татра-81», послуживший основой будущего автомобиля Т-111. 1941-1942 гг.

Татра-111 (1943-1945 гг.)

В 1940-м началась разработка трёхосного полноприводного дизельного автомобиля и нескольких опытных силовых агрегатов к нему, которые первоначально планировалось поставлять в главные страны-сателлиты – вооруженные силы Венгрии и Румынии.

Его основой выбрали 6,5-тонный грузовик Т-81, на котором смонтировали ведущий передний мост, доработанную хребтовую раму и заднюю подвеску на продольных рессорах. Только в 1942-м, после разрешения множества конструктивных проблем, был готов собственный 210-сильный дизельный двигатель Т-103 V12 воздушного охлаждения с двумя вентиляторами и рабочим объёмом 14,8 литров. Исходя из грузоподъёмности, первый грузовик получил заводской индекс

Т6500/111, известный по упрощённым обозначениям «Татра-111» или Т-111.

Автомобиль Т6500/111 с высокой двухместной кабиной и открытой грузовой платформой без тента, внешне идентичный модели Т-81.

В процессе эксплуатации машины Т6500/111 обнаружились недостатки форсированного двигателя, недостаточная герметичность шарниров передних ведущих колёсах и повышенная масса при сравнительно невысокой полезной нагрузке. Дорабатывать её было некогда, поэтому военные решили сократить мощность дизеля до 200 л.с., усилить заднюю подвеску и увеличить грузоподъемность до восьми тонн. Так в апреле 1944-го появился более надежный грузовик Т8000/111 с дефорсированным мотором, поступивший в серийное производство.

Еще одной причиной изменения конструкции этой машины был план немецкого военного ведомства по сокращению номенклатуры своего тяжёлого автопарка. В результате почти все аналогичные немецкие машины категории 6,5 тонн и выше были сняты с производства, а «Татра-111» из второстепенной машины превратилась в полноправный тяжёлый автомобиль Вермахта.

Армейский 200-сильный грузовик Т8000/111» с тентом – лучший дизельный военный автомобиль Второй мировой войны. 1943-1944 гг.Верхнеклапанный дизельный двигатель Т-103 рабочим объемом 14 825 см3 с непосредственным впрыском топлива системы Bosch. Сентябрь 1943 года

Конструктивно оба варианта Т-111 были выполнены по традиционной для завода «Татра» схеме, включавшей 16-ступенчатую трансмиссию с двухступенчатым редуктором, раздаточную коробку, дифференциалы задних главных передач, механизм отключения переднего привода и двускатные 20-дюймовые колёса.

Обычно на них монтировали цельнометаллические кабины и бортовые платформы длиной 5,5 метров с продольными откидными скамьями, но в завершающий период войны в связи с нехваткой металла на грузовиках стали монтировать деревометаллические эрзац-кабины и кузова-фургоны.

Грузовик Т-111 с упрощённой кабиной, плоскими лобовыми и боковыми стёклами и деревянным высокобортным кузовом с тентом. 1943 годАвтомобиль-фургон Т-111 с интегрированной деревометаллической кабиной немецкого образца для размещения полевой мастерской. Июнь 1944 года

«Татры-111» с дефорсированными до 175 сил двигателями участвовали в войсковых перевозках в Германии, ряде стран-сателлитов и на Восточном фронте, в Белоруссии и на Украине. До конца войны было выпущено 1445 грузовиков Т-111 всех типов, из них 906 машин для Вермахта. В социалистической Чехословакии выпуск несущественно модернизированных 180-сильных версий продолжался до 1952 года.

На заглавной фотографии – двухтонный грузовик Т-82 с облицовкой от легковой модели, цельнометаллической кабиной и задними двускатными колёсами. 1935-1938 гг.

история военная техника

 

Новые статьи

Статьи / Законы Что изменилось в правилах страхования автомобилей с 1 июня 2023 года Мы подробно рассказывали, что такое Зеленая карта, зачем она нужна и как работает. Однако с 1 июня 2023 года она перестала работать в большинстве стран. Давайте разберемся, что изменилось и… 2603 0 3 05.06.2023

Статьи / Интересно 5 причин покупать и не покупать Audi A6 IV (C7) Прав ли Джереми Кларксон, считавший Audi слишком правильными в плане управляемости, а потому скучными? Справедливо ли бытующее мнение, что после пробега в 150 тысяч километров Audi превращае. .. 4416 22 0 04.06.2023

Статьи / Авто с пробегом Mazda CX-5 I с пробегом: сделайте антикор и берегите лобовое стекло Mazda CX-5 образца 2011 года заменила у нас сразу два кроссовера: и не очень популярный CX-7, и еще более диковинный на наших дорогах компактный Tribute. Тем удивительнее, что CX-5 оказалась… 2563 15 1 31.05.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 14548 8 9 07.04.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 8744 14 4 02.03.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 7211 1 1355 03.03.2023

Skoda, Tatra и Praga: грузовики социалистической Чехословакии

Из всех социалистических государств Советский Союз обладал наиболее развитой автомобильной промышленностью, особенно в сегменте грузовиков. Но и в других странах Восточной Европы грузовые автопроизводства жили и процветали. В этой статье мы расскажем о лучших грузовиках социалистической Чехословакии.

Skoda 706RT

Skoda 706RTTN

По импорту грузовых автомобилей в СССР, среди стран СЭВ, Чехословакия занимала первое место. Это неудивительно, ЧССР обладала очень высоким техническим потенциалом и огромным опытом в разработке автомобилей. Грузовики в стране выпускали три фирмы: Авиа, Татра и Шкода. Последняя наиболее известна по автомобилям — Skoda 706RT.

Производство Skoda 706RT стартовало на заводе Мнихово-Градиште в 1957 году. Этот двухосный грузовик был спроектирован по прогрессивной компоновочной схеме с кабиной над двигателем. Грузовик получил очень просторную четырехместную кабину с большой площадью остекления. Под ней находился 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 160 л.с.

Шасси Skoda 706RTD

На базе Skoda 706RT завод выпускал множество модификаций, основные из них — самосвал (706RTS) и седельный тягач (706RTTN). Все они экспортировались в СССР, но наибольшую долю поставок занимали седельные тягачи. В основном Шкоды работали на региональных маршрутах в составе автопоездов-рефрижераторов. Советские водители ценили чешские грузовики за высокую надежность и комфортабельность.

В различных модификациях Skoda 706RT выпускался вплоть до 1985 года. Всего было выпущено около 150 тыс. грузовиков.

Tatra 138

Tatra 138

Еще один знаменитый грузовик из Чехословакии — Tatra 138 впервые попал в нашу страну в 1962 году, через четыре года после начала серийного производства. В отличие от дорожной Шкоды, Татра предназначалась для работы по всем типам дорог, в том числе и грунтовым.

Tatra 138 обладала типичной для себя, и нетрадиционной для всех остальных грузовиков, конструкцией. В ее основе лежала сверхпрочная хребтовая рама, которая обеспечивала машине фантастическую выносливость, даже в самых суровых условиях эксплуатации. Кроме того за счет ходовой части с независимыми подвесками и всеми ведущими мостами (6х6), Tatra 138 имела великолепную проходимость и плавность хода.

Автомобиль был самобытен во всем. Капотная кабина имела необычный округлый дизайн, дизельный двигатель — воздушное охлаждение, а из-за особенностей шасси колеса на пустом грузовике и вовсе стояли под углом.

Двигатель воздушного охлаждения и уникальная рама с качающимися полуосями — ключевые особенности Tatra 138

На базе Tatra 138 завод в Копрживнице выпускал три основные модификации: седельный тягач (138NT), самосвал с разгрузкой назад (138S1) и самосвал с трехсторонней разгрузкой (138S3). Именно самосвалы составляли львиную долю всех поставок в СССР. Зачастую Татры «кидали» на самую сложную работу в Сибирь и на Дальний Восток. 138-е строили ГЭС за Полярным кругом, обслуживали карьеры, нефтегазовые месторождения, строили города. При этом водители хвалили машины за высокую надежность и комфорт, недостижимые для отечественных автомобилей.

Производство Tatra 138 завершилось в 1971 году на отметке в 46 тысяч единиц, 20% из общего выпуска пришлось на поставки в Советский Союз.

Praga

Praga V3S

В отличие от представленных выше грузовиков, полноприводный Praga V3S пражского автозавода Авиа, в СССР имел намного меньшее распространение. Автомобиль был создан по заказу военного ведомства Чехословакии в 1953 году.

Как и полагается армейскому грузовику, Praga V3S обладал отличной проходимостью. Ей способствовали портальные мосты с блокирующимися дифференциалами, «моментный» 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 98 л.с. и уникальная клепаная рама с повышенной гибкостью на кручение. Последняя обеспечивала зависимым подвескам отличную повторяемость профиля дороги при движении на сложных рельефах.

Внешне Прагу от любого другого грузовика можно было отличить по оригинальной кабине с «куцым» капотом. Специфический внешний вид был продиктован желанием конструкторов сместить двигатель за переднюю ось, улучшив тем самым развесовку машины.

Утилитарный военный грузовик особого распространения в СССР не получил — хватало своих, но несколько тысяч в страну все же попало. В основном эти автомобили использовались как шасси для ремонтных мастерских и мобильных флюорографических кабинетов.

Сделано в Чешской Республике – Tatra – За Прагой

Для дальних поездок

Знаковый товарный знак Tatra, представленный в 1919 году, украшает продукцию компании до настоящего времени

Основанная в 1850 году как Schustala and Company в северо-восточном городе Копрживнице, Tatra является одним из старейших в мире производителей автомобилей. Первоначально производитель вагонов и автобусов, к 1891 году компания расширилась до железнодорожных вагонов, а в 1897 году разработала первый автомобиль в Центральной и Восточной Европе и один из первых в мире автомобилей, предназначенных для массового производства; Президент. Всего через год после дебюта Prasident компания выпустила свой первый грузовик.

Несмотря на то, что компания сменила несколько названий, прежде чем остановиться на Tatra в 1926 году, она остается в Копрживнице и по сей день. Тот факт, что автомобиль Prasident является главным элементом герба города, говорит о давней связи города и компании.

Сегодня Tatra известна во всем мире благодаря различным семействам больших грузовиков, которые широко используются в тяжелой промышленности, аварийно-спасательных службах и военных. Тем не менее, компания добилась очень многого между своим выходом на производство автомобилей в 189 г.7 и колоссальные машины, которые сегодня носят логотип компании. Давайте взглянем на некоторые из этих достижений:

Legends Building Legends 

Модель 80 производилась в период с 1931 по 1935 год и помогла Tatra стать автомобилями класса люкс

В 1921 году в компанию вернулся австрийский дизайнер Ганс Ледвинка. , он уехал во время Первой мировой войны и устроился на работу в австрийскую компанию Steyr.

Ледвинка стал легендой среди автомобильных дизайнеров, и одной из его самых известных концепций дизайна является хребтовое шасси, особенность, которая лежит в основе многих автомобилей Tatra с 19-го века.20 с. Шасси этого типа состоит из центральной несущей трубы, на которой установлен ряд полуосей; Такое расположение шасси позволяет автомобилю лучше контактировать колесами с землей в условиях бездорожья. Кроме того, модульный характер шасси Backbone хорошо подходит для добавления дополнительных полуосей и колес без необходимости его полной переделки; особенность, которая уже много лет приносит дивиденды Tatra.

Ледвинка также принимал участие в разработке первых в мире обтекаемых и аэродинамических серийных автомобилей во время работы в Tatra. Не будет преувеличением сказать, что Ledwinka и Tatra, вероятно, не стали бы легендами друг без друга.

Линии и роскошь

Представленный в 1937 году, T87, возможно, является самым узнаваемым из автомобилей Tatra с аэродинамическим дизайном 1920-х до конца 1990-х годов. Автомобили Tatra использовались для перевозки многих высокопоставленных лиц, как известных, так и печально известных, на протяжении десятилетий.

Под руководством Ганса Ледвинки, руководившего проектными работами, Tatra представила модель T77 в 1919 году.34. T77 был первым в мире серийным дорожным автомобилем с аэродинамическим дизайном и положил начало серии автомобилей с высокой обтекаемой формой, которые включали в себя некоторые очень современные для своего времени функции, такие как двигатели с воздушным охлаждением, расположенные сзади. В эту серию изысканных, аэродинамических и сложных автомобилей вошли модели: V570 (1931 и 1933), T77 (1933-1938), T87 (1936-1950), T97 (1936-1939), T600 (1946-1952) и T603. (1956-1975).

T97 1937 года, многолетняя причина юридических разногласий между Tatra и Volkswagen 9.0002 Во время оккупации Чехословакии во время Второй мировой войны T87 приобрел высокую популярность среди немецких офицеров, которые хвалили его за плавность хода и высокую скорость на дороге; однако машина плохо входила в повороты на высоких скоростях и имела тенденцию к вращению, когда ее пробовали. В результате многие немецкие офицеры погибли из-за Т87, пока не были изданы официальные приказы, запрещающие им управлять им. Во многих кругах автомобиль получил прозвище «Чешское секретное оружие» из-за большого количества немецких офицеров, погибших за рулем.

Т97 был в центре затянувшегося судебного разбирательства, когда Ганс Ледвинка обвинил Фердинанда Порше в том, что он активно копировал Т97, когда последний разрабатывал то, что впоследствии стало легендарным Volkswagen Beetle. Сходство между двумя автомобилями было неоспоримым, и Ледвинка начал свои судебные иски против Porsche еще до вторжения Германии в Чехословакию. Хотя немецкая оккупация временно положила конец судебному разбирательству, оно возобновилось в послевоенные годы, и в начале 1960-х годов дело было урегулировано в пользу Tatra, и Volkswagen выплатил им три миллиона немецких марок в качестве возмещения ущерба.

Крылья Tatra 1930-е годы. В период с 1934 по 1935 год, набрав команду талантливых авиаконструкторов и открыв авиационное подразделение, компания ненадолго построила самолеты других компаний, прежде чем создавать свои собственные оригинальные машины.

Особого внимания в авиационном подразделении компании заслуживает двухместный туристический самолет T.101. Хотя был построен только один экземпляр этого типа и он летал всего около года, это был год больших достижений.

T.101 использовался в беспосадочном перелете из Праги в Хартум, Судан, в 1938 году. Это был полет протяженностью 4340 километров и поразительный подвиг для самолета своего класса, двухместного туристического самолета с мощностью двигателя 2 до 4 литров, в период времени.

В том же году T.101 побил рекорды высоты для одноместного и двухместного самолетов своего класса.

В то время как немецкая оккупация во время Второй мировой войны положила конец собственной авиационной деятельности Tatra, наследие T.101, так сказать, продолжает жить. В первые послевоенные годы бывший глава авиационного подразделения Tatra оказался на службе в Злинской авиастроительной компании и возглавил команду, которая разработала легендарную и долгоживущую серию учебных и спортивных самолетов Tréner этой компании.

Происхождение линейки самолетов Tréner можно найти в Tatra T.201 1937 года, спортивном оптимизированном варианте конструкции T.101.

Национализация и диверсификация 

Представленный в 1955 году, T603 стал последним представителем линейки обтекаемых автомобилей Tatra

В первые послевоенные годы Tatra перешла под контроль государства. Государство решило, что T600, следующий за T97, будет передан компании Škoda для производства, чтобы Tatra могла производить более тяжелые автомобили, такие как автобусы и грузовики.

Начало 1950-х было переходным периодом для компании во многих отношениях, так как это было, когда грузовики стали составлять большую часть продуктовой линейки компании, а также когда компания предприняла попытку пробиться в автогонки Формулы-1 с их модели Т607 1950 г. и Т607-2 1953 г.; они остаются единственными автомобилями чешской разработки, которые когда-либо производились в соответствии с техническими спецификациями Формулы-1.

Несмотря на то, что Tatra продолжала заниматься производством автомобилей в 1950-х и 1960-х годах, разрабатывая вариации модели T603, это было в 1950-х годах, что их репутация производителя высококачественных и почти неудержимых грузовиков стала известна всему миру. Однако это было не совсем счастливое начало.

Легендарный и очень ценный грузовик T111, представленный здесь, восстановленный до конфигурации военного танкера

Грузовик модели T111 был разработан Гансом Ледвинкой для использования немецкими войсками во время Второй мировой войны, и когда коммунистическое правительство пришло к власти в Чехословакии, Ледвинка был заключен в тюрьму на обвинения в государственной измене и коллаборационизме. Он был освобожден в 1951 через пять лет и сразу же покинул Чехословакию, поклявшись больше не работать на Tatra.

Несмотря на свое военное происхождение, T111 лучше всего запомнился как инструмент восстановления послевоенной Восточной Европы. Он был прочным, простым в обслуживании и мог успешно преодолевать самые суровые местности; особенно высоко ценился и широко использовался в Сибири.

В течение 1960-х и 1970-х годов Tatra продолжала разрабатывать тяжелые грузовики для гражданского и военного использования, которые широко использовались в странах Восточной Европы и дружественных странах Варшавского договора.

Пожарная машина аэропорта на базе грузовика T815

В 1983 году была представлена ​​модель T815; очень универсальная и адаптируемая конструкция грузовика, которая привлекла к компании гораздо более широкое международное внимание.

T815, безусловно, можно считать одним из величайших успехов компании, поскольку он сохранил популярность и достаточно востребован, поэтому его модификации выпускаются до сих пор, несмотря на то, что в последние годы компания добавила в свой каталог более современные грузовики.

Как и другие грузовики Tatra, T815 широко используется как в гражданских, так и в военных кругах; T815 также оставил след в автоспорте компании. Чешский гонщик Карел Лопрайс шесть раз побеждал в ралли Париж-Дакар на модифицированном для ралли T815.

Падение социализма и Tatra сегодня 

Тяжелый транспортный автомобиль с колесной формулой 8×8, созданный на основе T815 для использования в военных целях

Падение социализма ознаменовало конец автомобильного производства Tatra. На перенасыщенном мировом автомобильном рынке, когда автомобили западного производства пользовались популярностью на бывших социалистических рынках, автомобилям Tatra действительно некуда было закрепиться, и самый последний автомобиль сошел с конвейера Tatra в 1919 году.99.

Прекращение производства автомобилей позволило Tatra сосредоточить все свои усилия на тяжелых грузовиках, и двери постсоциалистического мира были широко открыты для Tatra и их продукции с высокой репутацией.

Сегодня Tatra по-прежнему производит свои грузовики дома в Копрживнице, а также имеет сборочную линию в Индии.

В то время как грузовики Tatra хорошо известны и широко используются во всем мире, автомобили компании сегодня почти исключительно являются территорией коллекционеров и энтузиастов.

Узнать больше

Следующие ссылки дадут вам больше информации о Tatra, ее истории, продуктах и ​​деятельности:

Сайт компании (доступны чешский, английский и русский языки):
Ссылка на официальный сайт Tatra

Tatra Технический музей в Копршивнице:
Ссылка на Технический музей Tatra

Это отличный сайт, посвященный серии модернизированных автомобилей Tatra:
Ссылка на tatraplan.co.uk

Чтобы получить более полное представление об авиационной деятельности Tatra, вы преуспеете посетить этот сайт:
Ссылка на aviators.cz

Нравится:

Нравится Загрузка…

Это фургоны и пикапы, которые Tatra могла бы сделать из своих автомобилей с задним расположением двигателя, но не сделала

Я не делал из этого секрета мое увлечение Татрами с задним расположением двигателя, потому что зачем мне скрывать свое восхищение чем-то таким явно замечательным? Я бы не стал, вот почему. К середине 1950-х годов формула Tatra, состоящая из больших обтекаемых автомобилей представительского класса с задним расположением двигателя и двигателем V8 с воздушным охлаждением, превратилась в Tatra 603, смутно напоминающую белуху. несколько раз сегодня, с чистильщиком сапог, орнитологом или кем-то еще. Что вы, вероятно, сделали , а не , однако известно, что Tatra экспериментировала с производством фургонов (как пассажирских, так и грузовых) и пикапов с использованием механики Tatra 603. Они не были запущены в производство, но по-прежнему очаровательны, и вам невероятно важно знать о них. Итак, давайте приступим к этому.

На случай, если вы как-то забыли о Tatra 603, у меня под рукой оказалось небольшое видео, где я рассказываю о некоторых секретах автомобиля:

Поучительно, правда?

Пассажирский фургон на базе Tatra 603 был известен как 603 MB, а «низкопольный» развозной автомобиль был известен как 603 NP, который больше всего напоминал небольшой бортовой автомобиль с кабиной над головой.

РЕКЛАМА

Оба автомобиля были разработаны в период с 1961 по 1962 год братиславским автомагазином, который до того, как был включен в состав Tatra и переименован в «Завод 5», был известен как Orava. Этой группе было предложено разработать несколько легких коммерческих автомобилей с использованием трансмиссии Tatra 603, шаг, который, как я подозреваю, был вдохновлен успехом аналогичных коммерческих автомобилей, разработанных на основе автомобильных трансмиссий, таких как Volkswagen Type 2 Transporter или, возможно, даже Fiat 600. Мультипла.

Визуально, я думаю, команда из Братиславы придумала что-то действительно поразительное. Пропорции фургона особенно интересны, с большим соотношением колес к высоте кузова, что придает ему низкую агрессивную осанку, чего ни в коем случае нельзя ожидать от легкого коммерческого автомобиля.

Круто выглядит, правда? Визуально у него не так много общего с автомобилем-донором трансмиссии, Tatra 603, но у него очень много общего с другим автомобилем Tatra, военным грузовиком Tatra 805, который пожертвовал всю свою кабину людям-прототипам. -носитель:

РЕКЛАМА

Вы можете увидеть некоторые детали, такие как индикаторы, взятые из 603, наряду с аналогичным уровнем хромированной отделки и изысканности; это все-таки Татра , машина для более равных, чем другие партийцы, а не, скажем, Шкода или что-то в этом роде.

Вы также можете заметить довольно большую решетку радиатора спереди, которая должна дать представление о том, как трансмиссия Tatra 603 использовалась в коммерческих версиях. Там, где у обычного 603 двигатель V8 с воздушным охлаждением располагался сзади, за задней осью, у 603 MB вся сборка тянулась вперед, втыкая двигатель за переднюю ось, а коробку передач — впереди (такая же ориентация, как и у задняя, ​​просто переместилась на переднюю ось вместо задней), и теперь передняя ось была ведущей (что сделало эту машину Tatra первой переднеприводной).

Такое расположение спереди и посередине, казалось, хорошо работало, чтобы задняя часть фургона была чрезвычайно открытой и гибкой, но довольно высокий V8 действительно занимал много места в кабине, как вы можете видеть на этой фотографии интерьера. , где пара сидений, обращенных назад, обрамляет массивную обитую тканью башню, скрывающую двигатель:

РЕКЛАМА

Вот еще несколько фотографий, показывающих доступ к двигателю:

Этот макет предлагает другой интересный дизайн и упаковку. вариантов, например тот факт, что 603 MB должен быть одним из исчезающе немногих фургонов, в которых используется задний доступ с люком и задней дверью:

Я не уверен  почему задние борта так редко можно увидеть в фургонах – может быть, потому, что это затрудняет погрузку, особенно в городских условиях, при парковке на улице. На этом снимке вы также можете увидеть задние фонари Tatra 603, а также изогнутые угловые окна и световые люки, напоминающие 23-оконный VW Microbus Samba.

РЕКЛАМА

Дизайн с открытой задней частью кузова особенно заметен в модели 603 NP, которая на самом деле является чем-то вроде автомобиля с шасси и кабиной, готовой иметь все виды нестандартных задних кузовов – скорая помощь, грузовик с едой, книжный автомобиль, книжная скорая помощь, мобильный заводчик кошек, кем бы он ни был, размещенный на этой обширной плоской равнине.

Посмотрите, какая маленькая кровать! Без дифференциала или чего-то подобного внизу инженеры Завода 5 смогли сделать там очень низкую, удобную для загрузки грузовую площадку, которая также, вероятно, окажется очень полезной с закрытым кузовом.

По целому ряду причин, не последней из которых было византийское государственное управление Tatra, идея линейки коммерческих автомобилей на базе 603 так и не прошла мимо этих двух прототипов, что кажется позором, потому что с немного развития, это действительно могло бы стать очень полезным семейством легковых и грузовых автомобилей.

Пассажирский фургон уцелел, у него были сняты 13 (!) сидений, и его перевели в испытательный/инструментальный вагон, позже он был отреставрирован в 1990-х годах и сейчас находится в Музее транспорта Братиславы.

РЕКЛАМА

Эти прототипы являются захватывающими примерами вариаций уже захватывающего автомобиля, намекая на более широкую и долгую жизнь, которая могла бы быть, но не наступила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *