Транспортная логистика автомобильный транспорт – Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

 

Роль транспортной логистики в современном мире непрерывно возрастает, реально обеспечивая удовлетворение потребительских запросов. С позиций наибольших перспектив развития, автотранспортная логистика заслуживает особого внимания, особенно в части определения ее проблем и возможностей их решения.

 

The role of transport logistics in the modern world is continuously increasing, actually providing the satisfaction of consumer needs. From the standpoint of the development prospects of the largest road transport logistics deserves special attention, especially in terms of defining its problems and their possible solutions.

 

Роль транспортной логистики в современном мире непрерывно возрастает, реально обеспечивая удовлетворение потребительских запросов, формирующихся в рамках экономических и социальных процессов по перемещению товаров и услуг по всему миру, используя международную логистику и возможности товаропроводящих сетей. Для России, с ее территориальной протяженностью и многоукладностью экономики, важны все функционирующие сегодня виды транспорта, но безусловными лидерами служат трубопроводные, железнодорожные и автотранспортные грузовые перевозки. С позиций наибольших перспектив развития автотранспортная логистика заслуживает особого внимания, особенно в части определения ее проблем и возможностей их решения.

Работа выполнена на кафедре логистики ГУУ в соответствии с методологией научного исследования и подробно рассматривает следующие насущные аспекты проблематики: Автотранспорт в логистике. Внутриотраслевые оценки. Состояние и развитие инфраструктуры. Технопарк и сервис. Дорожная безопасность и городские пробки. Логистика персонала. Вопросы конкуренции. Логистический менеджмент.

Автотранспорт в логистике

В составе транспортного комплекса автомобильная отрасль занимает ведущее положение по динамике развития и востребованности услуг [5]. При этом сфера автомобильных грузоперевозок отличается не менее значимыми проблемами и достаточно острыми противоречиями, поэтому имеет смысл обозначить общие характеристики отрасли. В структуре грузооборота автомобильный транспорт показывает тенденцию опережающего роста, начиная с 2011 года, после длительного застоя, вызванного кризисами 90-х и 2008 годов (таблица 1).

 

Таблица 1

Структура грузооборота по видам транспорта в РФ

(в процентах к общему объему грузооборота)

Виды транспорта

1980 год

1990 год

2000 год

2010 год

2014 год

Транспорт в целом

100

100

100

100

100

Автомобильный

5,45

4,96

4,2

4,2

4,9

Железнодорожный

52,5

41,2

37,7

42,3

45,3

Водный внутренний

5,3

3,5

2,03

1,2

1,4

Морской

12,1

8,3

3,3

2,1

0,6

Воздушный

0,05

0,04

0,07

0,1

0,1

Трубопроводный

24,6

42,0

52,7

50,1

47,7

Источник: Росстат

 

С 2012 года усилился отток перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный, что вызвано ростом эффективности перемещения грузов по шоссейным дорогам, включая дальние транзитные направления [2]. Несмотря на кризисные явления, растет доходность автомобильных грузоперевозок (таблица 2).

 

Таблица 2

Уровень доходности автомобильных грузоперевозок в РФ

 

2005 год

2010 год

2013 год

Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов, коэффициент

1,01

1,06

1,08

Источник: Росстат

 

В системе логистики автотранспорт обладает определенными особенностями:

          по объему грузооборота автомобильные перевозки устойчиво занимают вторую позицию с тенденцией к увеличению сегмента в общей сфере транспорта;

          автотранспорт, кроме обособленных автомобильных грузоперевозок, участвует также во всех других транспортных цепочках, обеспечивая промежуточную доставку грузов непосредственно от производителя или продавца до железной дороги, пристани или аэропорта;

          автомобильные перевозки обоснованно считаются универсальным подразделением в транспортной логистике по причине их высокой маневренности и возможности обслуживать клиента по принципу «от двери отправителя до двери получателя»;

          грузовой автотранспорт способен обеспечивать необходимую регулярность поставки продукции разного тоннажа и практически неограниченного ассортимента;

          быстрое оформление дорожной документации.

Внутриотраслевые оценки

Проводимое Росстатом изучение внутриотраслевых оценок степени деловой активности на автотранспорте позволяет выявить наиболее болезненные вопросы, сдерживающие развитие отрасли [6]:

  •                  ценовые ограничения связаны с несколькими вопросами:

          крайне острой остается проблема обновления и расширения автопарка из-за высоких цен на новые грузовики;

          одной из самых обсуждаемых проблем автотранспортники считают рост стоимости горючего;

  •                  финансовые вопросы оцениваются по значимости как второй проблемный блок:

          высокий уровень налогообложения на фоне инфраструктурных и ценовых ограничений является серьезным внешним вызовом;

          инвестиционный и кредитный дефицит, вызванный кризисными и санкционными факторами, значительно сужает возможности развития автотранспортного бизнеса и повышает стратегические риски транспортных компаний;

          общая финансовая ситуация значительно сдерживает платежеспособный спрос на транспортные услуги;

  •                  в комплексе вопросов отраслевого бизнес-сообщества также имеются негативные тенденции:

          высокая конкуренция в сочетании с нехваткой ресурсов приводит не только к разорению ряда компаний и частных автопредпринимателей, но и способствует нарастанию криминальных способов ведения бизнеса;

          достаточно проблемным оценивается фактор влияния теневого бизнеса в отрасли;

  •                  технические и сервисные вопросы по-прежнему остаются в числе важнейших проблем грузоперевозчиков:

          изношенность автопарка нарастает из-за недофинансирования статей обновления основных средств;

          сервисные услуги на трассах во многих случаях имеют полукустарный уровень, что затрудняет ритмичность перевозок из-за ремонтных простоев;

          низкое качество топлива, реализуемое по отдельным магистральным трассам, влияет на скорость движения и повышает ремонтные расходы.

Состояние и развитие инфраструктуры

С макропозиций основным дестабилизирующим фактором для автотранспортной логистики является состояние инфраструктуры и перспективы ее развития. На сегодня чуть более трети российских трасс соответствуют принятым нормативам, но по основным транзитным регионам ситуация складывается значительно хуже (таблица 3). По региональным и федеральным дорогам, испытывающим высокие нагрузки, ощущается наибольшее снижение качества дорожного полотна.

 

Таблица 3

Автомобильные дороги РФ, отвечающие нормативам (в % к общей протяженности)

 

2007 год

2010 год

2014 год

Российская Федерация

44,3

36,8

37,8

Федеральные округа:

 

 

 

Центральный

40,1

32,8

39,5

Северо-Западный

34,4

23,4

27,6

Южный

61,3

46,8

47,9

Северо-Кавказский

60,3

61,3

53,9

Приволжский

47,7

26,4

28,4

Уральский

46,6

57,6

49,6

Сибирский

45,5

45,4

39,9

Дальневосточный

34,2

33,3

43,7

Крымский

 

23,2

Источник: Росстат

 

Качество российских дорог остается весьма актуальной проблемой в течение нескольких столетий, что связано с несколькими причинами:

          значительная протяженность территории страны;

          недофинансирование автодорожного строительства;

          применение устаревших технологий прокладки дорог;

          использование некачественных материалов;

          коррупционная составляющая.

Автоперевозчики, а также косвенно их клиенты, несут множественные потери из-за крайне плохого состояния транспортной инфраструктуры:

          снижение скорости перевозок;

          повышенная аварийность;

          снижение качества грузов, связанное с недостаточной мобильностью и усиленной вибрацией на полуразрушенных дорогах;

          усиление износа транспортных средств и финансовые потери по причине внеплановых ремонтов.

Технопарк и сервис

Основой стабильной работы грузоперевозчиков служит оптимальное техническое состояние автотранспорта, которое достигается регулярной профилактикой, текущими ремонтами и заменой изношенного автопарка. К настоящему времени транспортные средства, относящиеся к грузоперевозкам, изношены на 50 %, что можно расценивать как реальную угрозу безопасности на дорогах. Данное направление сталкивается с ценовыми барьерами, так как замена устаревшей техники на новые, более мощные и комфортные грузовики, не всегда под силу даже крупным АТП с достаточным уровнем ликвидности. Небольшие компании и физические лица, владеющие грузовыми автомобилями, в сложившихся финансово-экономических и конъюнктурных условиях вынуждены использовать подержанную технику.

Недостатки развития можно отметить и в сервисном обслуживании, где присутствуют разные по уровню оснащенности и квалификации персонала фирмы. Если на территории базирования грузоперевозчика можно выбрать сервисную службу для ТО и планового ремонта, то на междугородних трассах в случае поломки водителям приходится доверять свою технику непроверенным компаниям. Старые машины, некачественный ремонт и поддельные запчасти достаточно часто становятся причиной невыполнения контрактных условий по срокам доставки грузов.

Дорожная безопасность и городские пробки

Грузоперевозки на многих магистральных направлениях отличаются низкой степенью безопасности не только в силу разбитых дорог, но также по криминальным причинам. Растущая преступность на трассах связана с хищениями грузов и угоном автотранспорта, что практически полностью обесценивает работу грузоперевозчика. Страхование грузов и автомашин лишь частично решает проблему, да и то в отдаленные от момента происшествия сроки.

Безопасность внутригородских перевозок страдает от переполненности дорог и формирования многочасовых транспортных пробок, повышенного аварийного фона и отсутствия объездных путей во многих регионах. Сетевая торговля, базирующаяся на ежедневном пополнении товарных запасов своих многочисленных городских точек, часто сталкивается с проблемой соблюдения графика развоза продукции к моменту наплыва покупателей.

Логистика персонала

Не менее важной, но часто замалчиваемой проблемой автоперевозчиков специалисты считают недостатки в подборе и управлении персоналом, включая водителей, диспетчеров и логистов. Каждая из групп сотрудников автотранспортного сектора имеет персонифицированный круг задач и определенный набор функций, взаимоувязывающий работу всего коллектива. Если водитель отвечает за быстрое продвижение по маршруту и сохранность груза, то логист — за составление цепочки заказов и оптимизацию загрузки транспорта. Диспетчер решает оперативные вопросы, касающиеся внезапных проблем с доставкой груза и обеспечением быстрой подмены сломавшейся на трассе транспортной единицы.

Работа всех подразделений грузовых АТП сопряжена с частыми форс-мажорными ситуациями, серьезными стрессовыми нагрузками и переработкой. При этом не каждая транспортная компания проводит регулярное медицинское освидетельствование водителей и других категорий своих работников. Не всегда подбирается квалифицированный водительский состав, обладающий профессиональными навыками вождения на любой трассе и в различных погодных условиях. Еще один минус многих грузоперевозящих компаний — отсутствие единой системы управления с элементами постановки стратегических задач перед сотрудниками.

Вопросы конкуренции

На территории России действует более полумиллиона автотранспортных компаний и отдельных предпринимателей [6], ориентированных на грузоперевозки. Обострение конкурентной борьбы в этом сегменте транспортной отрасли имеет двоякое влияние: с одной стороны, появляются весомые стимулы для совершенствования работы, но с другой стороны, растет криминальная напряженность и применение неправовых бизнес-методов.

Внутренняя конкуренции дополняется попытками перенаправления клиентов их других транспортных секторов, в первую очередь, из железнодорожных и речных перевозок [3]. В кризисные периоды подобные формы конкурентных отношений всегда усиливаются, что нередко заканчивается банкротствами и общими потерями для отрасли.

Логистический менеджмент

Завершающей темой в рассмотрении проблем автоперевозок следует обозначить вопросы межотраслевого взаимодействия, поскольку грузовые автомобили участвуют во всех смешанных логистических направлениях. На примере контейнерных перевозок можно увидеть, что сбой в железнодорожной системе или на морском транспорте вызывает критические изменения в автомобильном менеджменте. Это связано с крайне медленным и не всегда рациональным продвижением идеи упорядочения транспортных потоков за счет создания крупных логистических центров, в рамках развития общероссийской транспортной системы, рассчитанной до 2020 года [1].

Заключение

Автотранспортный комплекс, постепенно наращивая свое присутствие в отрасли, имеет неплохие перспективы развития, но при этом изобилует немалым количеством проблем. Решение возникающих вопросов требует как внутренних усилий транспортных компаний, так и реального участия в процессе федеральных структур.

 

Литература:

 

  1.      Федеральная целевая программа развития транспортной системы России 2010–2020 гг.
  2.      Зеленая О. В. «Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации». Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 274–277.
  3.      Лукьянова О., Хусаинов Ф. «О конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок». Научно-практический альманах «Вектор транспорта». Выпуск № 2, июнь 2014 г.
  4.      Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. «Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы». Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Июнь 2014г.
  5.      Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Июнь 2014г.
  6.      www.gks.ru

 

moluch.ru

Реферат: Транспортная логистика

Введение

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует гибкая тарифная политика и т.д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие национальное благосостояние, по крайней мере, не улучшается.

Транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется ещё один элемент — единый оператор интермодальных перевозок, который управляет информационным потоком и координирует действия.

С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения — от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

В настоящее время в логистические технологии стали находить широкое применение в различных отраслях хозяйственной деятельности. Для принятия и оптимизации решения в области логистики следует проводить комплексные исследования с учетом интересов грузовладельцев. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам — быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

1.Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Применение логистики в транспорте, так же, как и г производстве или торговле, превращает контрагентов и; конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

К задачам транспортной логистики относят также:

создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

выбор вида транспортного средства;

выбор типа транспортного средства;

определение рациональных маршрутов доставки и др.

2.Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

·Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния’. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

·Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

·Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

·Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

·Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

·Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

3.Транспортные тарифы и правила их применения

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются те рифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та рифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы

Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество перевозимого груза — фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

сдельные тарифы на перевозку грузов;

тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

тарифы из покилометрового расчета;

тарифы за перегон подвижного состава;

договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

расстояние перевозки;

масса груза;

объемный вес груза, характеризующий возможность автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;

грузоподъемность автомобиля;

общий пробег;

время использования автомобиля;

тип автомобиля;

район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке, Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка’ и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

транспортный автомобильный логистика железнодорожный

Заключение

Исходя из изложенного, следует отметить, что основная функция транспортной логистики — это управление материальными потоками от производителя до получателя по графику.

Основным элементом транспортной логистики является транспорт. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы; он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя.

В границах межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные.

Также внедрение логистики позволит:

·гармонизировать внутренние бизнес-процессы предприятия, повысить эффективность деятельности функциональных подразделений;

·сократить затраты и уменьшить себестоимость продукции;

·увеличить количество потенциальных и фактических потребителей, удержать и расширить рынок сбыта;

·повысить качество обслуживания заказов потребителей, укрепить репутацию и авторитет предприятия;

·повысить конкурентоспособность предприятия в условиях жёсткой конкуренции на рынке.

Литература

1.Учебное пособие./ Сербин В.Д. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004

2.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>5.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.http://learnlogistic.ru/tag/transportnaya-logistika/


Теги: Транспортная логистика  Реферат  Менеджмент

dodiplom.ru

8. Транспортная логистика

49

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

8.1.Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудьсистеме, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью какихлибо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскимиучастками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования).

50

Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов поясним на примере взаимодействия звеньев транспортной цепи в случае смешанной перевозки.

При традиционной организации перевозки с участием нескольких видов транспорта единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.

Принципиально иной является логистическая организация смешанной перевозки. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 6.

Т а б л и ц а 6

Сравнительная характеристика смешанной перевозки и интермодальной перевозки

Смешанная перевозка

Интермодальная перевозка

Два и более видов транспорта

Два и более видов транспорта

Отсутствие единого оператора процесса

Наличие единого оператора процесса

перевозки

перевозки

Несколько транспортных документов

Единый транспортный документ

Отсутствие единой тарифной ставки фрах-

Единая тарифная ставка фрахта

та

 

Последовательная схема взаимодействия

Последовательно-центральнаясхема

участников .

взаимодействия участников

Разрозненная и в результате пониженная

Единая и в результате высокая ответст-

ответственность за груз

венность за груз

Результат: низкая вероятность выполнения

Результат: высокая вероятность выпол-

«шести правил логистики»

нения «шести правил логистики»

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов и конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющий друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

51

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

•создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

•обеспечение технологического единства транспортно-складскогопроцесса;

•совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

•выбор вида транспортного средства;

•выбор типа транспортного средства;

•определение рациональных маршрутов доставки и др.

8.2. Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных ус-

52

ловиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно .организовать выполнение погрузочноразгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

Кнедостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки

кпунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

Кнедостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

Кнедостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей и неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Кнедостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 7 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

•надежность соблюдения графика доставки;

•время доставки;

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *