Кто платит за простой фуры при грузоперевозках
Простои автотранспорта относятся к неизбежным издержкам производства, хотя при правильной логистике их можно избежать или минимизировать. Реже всего в простое виноват грузоперевозчик, его опоздания под загрузку или выгрузку относятся к другим категориям штрафных санкций.
Что называется простоем, с какого времени начинается отсчет задержки автотранспорта
Правильная организация автомобильных грузоперевозок подразумевает минимальное время стоянки грузовика под загрузкой и выгрузкой. При четком расчете логистов время загрузки и выгрузки магистральной фуры с помощью механизированных средств составляет не более одного – двух часов. При контейнерных автоперевозках, краны совершают такелажные операции за несколько минут.
На практике каждому дальнобойщику знакомы километровые очереди под выгрузку зерна у элеваторов, пунктов приема семечек подсолнечника.
Еще чаще простои возникают из-за плохой организации складского хозяйства, недостатка места на складе, малого количества такелажников, погрузчиков или неорганизованности бригад грузчиков. Опытным дальнобойщикам хорошо известны формы «скрытого простоя», когда фура час ожидает пропуска на территорию склада, потом тратится время на поиск кладовщика и грузчиков. В дальнейшем можно ожидать ухода грузчиков на обед, разгрузочных работ по 20 минут с часовыми перерывами.
Нужно заметить, что простоем нельзя считать долгое принятие грузов на ответственное хранение, длительное разрешение конфликтных ситуаций при повреждении тары.
Ответ на вопрос «кто платит за простой дальнобойщика?» крайне прост. Простой всегда оплачивает заказчик грузоперевозки. Если груз доставлялся на склад третьего лица или железнодорожную станцию (при комбинированных грузоперевозках), взыскание санкций с виновников простоя не относится к компетенции водителя-дальнобойщика. Теоретически заказчик грузоперевозки должен расплатиться с водителем или транспортной компанией за простой и после этого решать конфликтную ситуацию с грузополучателем.
Проблемные вопросы измерения времени простоя и размера оплаты за задержку транспорта нигде не отражены законодательно и становятся договорными моментами. Некоторые юристы склонны измерять время простоя сутками, на практике можно добиться оплаты простоя в 4 – 5 часов. Время простоя начинается с прибытия грузовика на место погрузки или разгрузки, о чем должна быть сделана отметка в транспортных документах (товарно-транспортной накладной, путевом листе).
Документальное оформление простоя
Нужно заметить, что бесконфликтная оплата простоя возможна только при грамотном оформлении транспортного договора.
ua.transportica.com
Взыскание штрафов за простой на погрузках и выгрузках
Прописываемые диспетчерами в договорах и заявках “нормативные” сутки (а в некоторых заявках и 48 часов) на погрузку и выгрузку сами по себе являются весьма солидным сроком, за который грузоотправитель и грузополучатель должен успеть загрузить и выгрузить машину, но и этого времени зачастую оказывается недостаточно. Возникает простой транспортного средства на погрузке или выгрузке.
Грузовладельцу удобно, когда машина простаивает на погрузке или на выгрузке: не надо оптимизировать складские логистические процессы, не надо беспокоиться о том, что транспортное средство придёт на погрузку или выгрузку с опозданием, не надо заботиться об увеличении площадей складов и об увеличении штата складских работников — товар хранится у перевозчиков столько, сколько нужно, а перевозчик несёт за него материальную ответственность.
Удобству грузополучателя и грузоотправителя также способствует огромное количество диспетчеров, которые принимают на себя моральный удар от перевозчиков, выслушивая поток брани и требований немедленно выгрузить машину (некоторые диспетчера не считают нужным утруждать себя разговорами с перевозчиком, они бросают в трубку “будете стоять столько, сколько надо” и прекращают разговор). Что характерно, в большинстве случаев диспетчера не оплачивают штрафы за простои автомобиля на погрузке или разгрузке, ссылаясь на отсутствие записей в накладных, отсутствии актов о простое и на другие обстоятельства. Из этого следует, что организация-посредник не несёт совершенно никаких финансовых потерь. Следует отметить, что перевозчики, вольно или невольно, способствуют тому, что им не оплачивают простой на погрузке или выгрузке, небрежно относясь к оформлению необходимых документов.
Для того, чтобы перевозчик имел основания требовать оплату за простой автомобиля на погрузке или выгрузке, не нужно составлять много документов. Достаточно письменно уведомить диспетчера о составлении акта о простое, составить акт (скачать шаблон можно здесь) и написать претензию по поводу простоя транспортного средства на погрузке или выгрузке. Договором с диспетчером может быть установлен иной порядок подтверждения факта простоя транспортного средства, будьте внимательны при подписании договора (заявки).
Если посредник откажется оплачивать простой машины на погрузке или выгрузке, следует обращаться в суд за защитой своих интересов. Пара-тройка исков к диспетчеру заставит его придти к пониманию того, что лучше оплатить простой (чаще всего весьма скромную сумму), нежели в добавок оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги представителя (юриста).
Мы готовы оказать вам консультативную помощь, а также представлять ваши интересы в суде, если диспетчер откажется добровольно исполнять свои обязательства по оплате возникшего простоя машины на погрузке или выгрузке.
Читайте также:
Заключение договора на перевозку | Акты и претензии в грузоперевозках | Изменение условий договора перевозки |
Остались вопросы по простоям на погрузках или выгрузках? Мы ответим на них!
gruzconsult.ru
Статья простои при перевозке грузов
Приветствую Вас дорогие читатели. Пополняю раздел обучающие статьи, сегодня разговор пойдет о простоях при перевозке груза. Пост нам любезно предоставил Иван Толмачев ТЭК77 (Москва).
Простои при перевозке грузов
Разберём проблему по «косточкам» и определим «узкие места»
Что самое интересное в данной статье так это ее актуальность, то что если перевозчик получил груз от экспедитора он выполняет его функции. Господа экспедиторы давайте все таки выполнять свою работу профессионально. а не стараться срубить бабла, переложив всю работу на грузоперевозчика. Ниже привожу правила как избежать простоев:
Контрмеры, которые необходимо принимать ДО возникновения риска простоев.
В отношении грузополучателя:
- Обязательно при получении заявки на перевозку узнаем контактный телефон ответственного лица за получение машины с грузом у грузополучателя, желательно узнать именно номер телефона склада или складского работника.
- Звоним и предупреждаем грузополучателя, что в его адрес грузится машина такая-то и по плану приедет к нему тогда-то, и тут же выясняем, как, в какое время она будет разгружена, количество часов до конца рабочего дня за которое должна приехать машина, чтобы гарантированно её смогли разгрузить, узнаем расписание работы склада.
- За 2-5 часов до разгрузки (при необходимости, если машина шла более 2-х суток, то и за сутки) звоним грузополучателю (лучше всего сразу на склад) ПОВТОРНО, с целью напомнить о едущей в его адрес машине (звонить обязательно, даже если всё идёт по расписанию).
- Если машина задерживается или, наоборот, ожидается, что приедет раньше согласованного времени, обязательно ПРЕДУПРЕЖДАЕМ грузополучателя об этом и выясняем, сможет ли он разгрузить машину в то время, когда она ожидается?
В отношении водителя:
- При определении машины на загрузку, обязательно берём номер телефона водителя и проверяем его (т.е. звоним водителю). Особенно это касается случаев, когда машина ставится через диспетчера или транспортную компанию.
- При контакте с водителем, выясняем планы водителя, т.е. время, когда он планирует выезжать по маршруту после погрузки. Часто бывает, что водитель грузится, а потом едет ремонтироваться или делать свои дела, и только потом выезжает из города.
- В соответствии с согласованными сроками доставки с клиентом, а также принимая во внимание планы водителя, УКАЗЫВАЕМ водителю срок доставки груза: дату и интервал времени (как правило, при обычной работе склада с 9 до 18 час, «доставка до 12:00», тогда разгрузка в тот же день)
- В то время когда (как предполагается) машина едет по маршруту, не реже одного раза в 1-1,5 суток и не менее одного раза при расстоянии более 300 км. связываемся с водителем, чтобы проконтролировать, не отклоняется ли он по времени от маршрута (если отклоняется, то см. п.4).
- Договариваемся с водителем, о том, что он обязательно позвонит как приедет на разгрузку: если его не начали разгружать сразу или предполагается, что будет простаивать ДО РАЗГРУЗКИ, если его разгрузили, то сразу же ПОСЛЕ РАЗГРУЗКИ (чтобы снять контроль с данной машины)
Если вероятность простоя становится реальностью:
- Выясняем причины «неразгрузки»: закрыт склад, нет грузчиков, нет места?
- Выясняем время, когда машина будет разгружена? Стараемся, чтобы нам сообщили точное время начала разгрузки, а не просто «скоро», «сегодня-завтра» и т.д.
- Обязательно сообщаем водителю о том, какие меры предпринимаются для того, чтобы его машина была разгружена.
- За полчаса-час до предполагаемого времени начала разгрузки, уточняем, действительно ли машина будет разгружена в назначенное время? Если «нет», то переходим к п.1.
- Если время точное не сообщают или если время разгрузки устанавливают более чем через 2-3 часа, то связываемся с руководством грузополучателя и просим посодействовать разгрузке машины. Уведомляем руководство предприятия-грузополучателя, что мы будем его непрерывно беспокоить, если проблемы с простоем будут продолжаться.
Как правило, если все данные контрмеры выполнены, то необоснованных простоев можно избежать в 80-90% случаев.
Оплата сверхнормативных простоев
В случае простоев очень остро встаёт вопрос о получении оплаты за сверхнормативный простой. Естественно, возможность оплаты сверхнормативных простоев должна быть прописана в договорах с клиентами. Но даже наличие такого пункта в договоре не гарантирует ускорения работ. Поэтому мы предпринимаем следующие действия:
- 1. По приезду к грузополучателю водитель должен предъявить ПУТЕВОЙ ЛИСТ для отметки времени прибытия на разгрузку (естественно, путевой лист должен быть правильно и полно заполнен), т.е. не отдавать ТТН, а предъявить в первую очередь путевой лист. (Как правило, неподготовленный водитель отдает ТТН-ки, которые у него благополучно забирают, и он без документов ждёт разгрузки). Можно с путевым листом отдать ОДИН экземпляр ТТН, но не все, чтобы грузополучатель мог сличить ФИО водителя и а/м в ТТН и путевом листе.
Удержание грузополучателем путевого листа недопустимо, т.к. это документ водителя!!!
Не исключено, что отметки ставить никто не будет, оказываются, мотивируя тем, что «кладовщик права не имеет, а охранник на вахте не обязан»… Здесь многое зависит от настойчивости водителя! Т.к. он не просто имеет право, а обязан получить отметки на месте разгрузки… В конце-концов именно водителю перед бухгалтерией за топливо нужно отчитаться, которое он истратит пока стоит, а первичным документом для списания топлива является путевой лист (в том числе) - Если при отправке машины по маршруту, уже имеется информация о том, что машина не может быть разгружена вовремя в то время, когда она приедет в город разгрузки, и ожидается простой. То согласовать время приезда на разгрузку с водителем, т.е. водитель может поехать домой, может задержаться на стоянке, а не стоять под воротами.
- При отправке машины на загрузку обязательно выяснить у заказчика — СКОЛЬКО ЧАСОВ ОПРЕДЕЛЕНО НА РАЗГРУЗКУ ПО ДОГОВОРУ, в соответствии с этим временем и планировать приезд на место разгрузки, а также, чтобы знать с какого времени можно начинать отсчитывать сверхнормативный простой!
- При отправке машины на загрузку СОГЛАСОВЫВАТЬ С ЗАКАЗЧИКОМ количество часов на погрузку/разгрузку и стоимость часа сверхнормативного простоя (письменно, при подписании договора или заявки на перевозку).
Применение этих несложных, в общем-то, рекомендаций помогает избежать неприятных моментов, связанных с простоями.
Источник: http://tolmachevim.ya.ru
На мой взгляд статья довольно полная и будет полезной к прочтению как новичкам, так и профессионалам. В общем читаем =)
serota.ru
Простой автотранспортного средства во время грузоперевозки
Простой автотранспорта особенно часто может возникать при длительных грузоперевозках. Часто решением данной проблемы должен заниматься именно заказчик транспортировки. Для осуществления контроля своевременности доставки была разработана система отметки фактического времени поставки. ТТН (товарно-транспортная накладная) имеет соответствующую строку. Кроме того, на данный момент транспортировки стараются обратить внимание еще на стадии разработки заявки. В дальнейшем, опираясь на отметку в накладной и усредненные нормативы, происходит высчитывание времени транспортировки или времени простоя автотранспорта.
Транспортировка продукции на большие расстояния должна подчиняться нормам закона. В последнее время российское законодательство ужесточило требования к времени пути, которое водитель проделал за сутки. Обязательным атрибутом перевозки стало наличие тахографа. Именно поэтому, при поиске грузов для перевозки, должны учитывать и простой при увеличении лимита времени в дороге. Некоторые крупные российские города разрешили транзитный проезд через свою территорию, а это значит, что грузовой транспорт не сможет передвигаться по ним в дневное время суток.
Водитель дальнобойщик, осуществляющий перевозку, должен иметь полный пакет основных документов, одним из которых является ТТН (товарно-транспортная накладная). В ней должно быть отмечено время, затраченное не только на дополнительную выгрузку, но и время, на которое, к примеру, транспорт был задержан инспектором ГИБДД.
После доставки груза в конечный пункт заказчик может по этим отметкам узнать все необходимые сведения о вынужденных или добровольных задержках товара в дороге и предъявить свое недовольство перевозчику (или даже потребовать оплату за простой).
К сожалению, прохождение таможни невозможно регламентировать конкретным количеством времени. Поэтому, перевозчики, занимающиеся импортом груза, всегда договариваются с заказчиком об определенном отрезке времени, который должен будет затрачен на таможенный контроль. Кроме того, всегда нужно учитывать и различные непредвиденные обстоятельства.
Так же, читайте: Как не допустить простоя и получить оплату вынужденного простоя по вине работодателя
Видео: Реакция автомобилистов на приближение скорой медицинской помощи (Германия)
Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить «лайки/нравится». Ваш блог «Диспетчер грузоперевозок».
dispetcher-gruzoperevozok.biz
Кто оплачивает простой транспорта
Как избежать простоя транспорта
Нередки в практике водителей случаи, когда приходиться часами ждать разгрузку или погрузку автотранспорта. Простой автомобиля в таких ситуациях будет оплачивать предприятие, на чьей территории проводятся погрузо-разгрузочные работы. Обычно простои транспорта происходят из-за неорганизованности рабочего процесса и безответственности со стороны ответственных за погрузку-разгрузку лиц. Если следовать некоторым правилам, то можно избежать подобных ситуаций и все участники процесса перевозки груза останутся довольными друг другом.
Если прибытие транспорта ожидается через пару часов, то грузополучатель назначает ответственного за встречу груза и его разгрузку. Затем дает ему необходимую информацию об автомобиле и час прибытия. Также нужно узнать режим работы склада. Надо постоянно быть на связи с приемщиком груза, напоминая о себе. Если груз задерживается, нужно связываться с перевозчиком. В свою очередь, диспетчер грузоперевозок обязан обладать всей информацией о перевозчике и водителе. В день перевозки груза находиться на связи с водителем, постоянно уточняя время прибытия за товаром и время выезда на маршрут. Затем необходимо связаться с заказчиком и передать ему время прибытия груза и уточнить условия разгрузки. Диспетчер обязан быть на связи с водителем на протяжении всего пути.
Что делать если простой нельзя избежать
Если простоя не миновать, то о его причинах нужно уточнить с ответственным лицом за разгрузку, и предупредить заказчика о задержке груза. Если возможно, то простой лучше оформить документально и отправить все по электронной почте. Вся информация о задержке груза должна излагаться четко и грамотно. Контролируя процесс разгрузки по телефону можно ускорить окончание работ. Заключая договор на перевозку груза, вы прописываете отдельным пунктом оплату простоя транспорта.
Чтобы снять ответственность за простой с перевозчика, водитель, по прибытии, должен отметить у ответственного лица в путевом листе час приезда автомобиля под разгрузку. В случае нестандартной ситуации, водитель обязан связаться со своим руководством либо диспетчером. Своевременное прибытие груза может подтвердить фотография в мобильном телефоне, на фоне пункта приема груза. Когда стороны договариваются заранее о простое, они предупреждают об этом водителя и он может спокойно отдохнуть несколько часов. Если грамотно составить договор и иметь в штате коммуникабельного сотрудника, который может решать такого рода проблемы, то и платить за простои автотранспорта не придется.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!dispetcher-gruzoperevozok.info
Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках
(Мариненко Е. Л.) («Транспортное право», 2012, N 4)
ПРОСТОЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Е. Л. МАРИНЕНКО
Мариненко Е. Л., аспирант Российской академии правосудия.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой. Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза. В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика. В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой. Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен. Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств. А. Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок <1>. ——————————— <1> Маковский А. Л. Споры о простоях средств транспорта. М.: Юрид. лит., 1963. С. 9.
Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т. д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой <2>. ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка // URL: http://www. ozhegov. org/words/28212.shtml.
В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя). В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава). Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую <3>. С. Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может <4>. ——————————— <3> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Е. А. Валявина и др.; отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. Т. 2. С. 458. <4> Морозов С. Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 147.
Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом <5>. ——————————— <5> Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое <6>. ——————————— <6> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК.
В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда. Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций <7>. ——————————— <7> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5.
Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства. В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза <8>. При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава). ——————————— <8> Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146).
На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков. Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т. д. Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок. Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке <9>. ——————————— <9> Гречуха В. Н. Транспортное право России: Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2012. С. 168.
Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.
——————————————————————
center-bereg.ru
Учет простоя автотранспорта на таможне
Учет простоя автотранспорта на таможне
Информация о задержании товаров на границе Украины по тем или иным причинам довольно часто появляется в украинских СМИ. Рассмотрим, как заказчику учитывать простой автотранспорта и куда попадут расходы на его оплату в налоговом учете, если перевозки осуществляет перевозчик
Прежде всего отметим, что четкого определения понятия «простой» нет.
Согласно ст. 142 Устава автомобильного транспорта УССР, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 27.06.1969 г. № 401, простоем автомобиля считается задержка под нагрузкой или разгрузкой товаров сверх установленных сроков. О задержке в сверх установленные нормы говорится и в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 г. № 363.
Итак, простой — это в любо м случае задержка или неиспользование транспортного средства, которая начинается после окончания, превышения или нарушения сроков, предусмотренных для совершения каких-либо действий (например, срок погрузочно-разгрузочных работ, осуществления таможенных операций и т.д.) (постановление ВХСУ от 24.04.2012 г. по делу № 24/325).
Отдельно стоит обратить внимание на правовую суть простоя. Что он собой представляет: штраф или плату за дополнительную услугу? Сегодня на практике под простоем понимают как одно, так и другое.
Когда простой рассматривают в качестве штрафа. При отсутствии в договоре иных оговорок оплаченный простой — это штраф за невыполнение заказчиком перевозки своих обязательств по договору. Это следует из норм ст. 920 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) и ст. 307 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ). К тому же если в договоре необходимость его оплаты (в частности, сверхнормативного простоя) определена той частью договора, которая регулирует ответственность его сторон.
В данной ситуации следует принять во внимание мнение судебных органов. Так, ВХСУ в своем постановлении от 17.04.2012 г. по делу № 1/93/5022-1253/2011 четко отметил: «штраф, в т.ч. за простой, по своей правовой природе не является денежным обязательством, в понимании статей 230, 231, 232 Хозяйственного кодекса Украины, главы 47 и главы 48 Гражданского кодекса Украины, а является санкцией, которой обеспечивается выполнение обязательства».
То есть если необходимость оплаты сверхнормативного простоя в договоре прописана как ответственность заказчика за нарушение своих обязательств, такой сверхнормативный простой рассматривают в качестве штрафа. Его взимают в размере, установленном договором.
Соответственно, заказчик, по вине которого возник простой, обязан оплатить сумму. Так, ч. 2 ст. 11 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) отмечает, что отправитель несет ответственность за перевозчика за любой ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью документов, необходимых для таможенных и прочих формальностей, за исключением случаев вины перевозчика.
О том, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, определенный в договоре или транспортными кодексами, уставами либо правилами, говорится и в ч. 1 ст. 313 ХКУ. Вместе с тем перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза, если просрочка произошла не по его вине (ч. 2 ст. 313 ХКУ). Таким образом, если данная просрочка произошла по вине заказчика и договором прописана такая ответственность, заказчик обязуется уплатить все штрафные санкции (ст. 920 ГКУ).
Если простой воспринимают как дополнительную плату за услугу. Очень часто на практике простой в договоре не рассматривается как нарушение выполнения обязательства. За сверхнормативный простой по вине заказчика (а иногда и по независимым обстоятельствам) в договоре перевозки устанавливается отдельный тариф. То есть оплата за простой рассматривается в качестве платы за дополнительную услугу перевозчику. С юридической точки зрения данная трактовка простоя вполне возможна. Ведь условия перевозки груза, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются договором, если иное не установлено ГКУ, другими законами, транспортными кодексами (уставами), прочими нормативно-правовыми актами и правилами, которые издаются в соответствии с ними. Никаких ограничений относительно перечня дополнительных услуг, которые может предоставлять перевозчик по договору перевозки автотранспортом груза, действующее законодательство не устанавливает (абз. 2 ч. 2 ст. 908 ГКУ).
Вместе с тем не стоит забывать о документальном оформлении такого простоя. Ведь независимо от того, чем по своей природе является простой (штрафом или платой за дополнительную услугу), для его оплаты нужно четко знать, сколько времени он занял.
О том, как оплачивается простой, стоит прописать в договоре или в приложении к нему. Рекомендуем четко установить, сколько стоит минута (час) простоя автомобиля. Нормативные сроки перевозки и других работ (в частности, погрузочно-разгрузочных) можно установить и в заявке-заказе на перевозку, ведь она является неотъемлемой частью договора. Соответственно, их превышение будет сигнализировать о «включении» другой цены при оплате.
Документами, которые могут подтвердить простой автотранспорта на таможне, являются, в частности, международная товарно-транспортная накладная (CMR), таможенная декларация (особенно если сверхнормативный простой считается в сутках, ведь в таможенной декларации указывается, в частности, дата подачи декларации и окончания таможенного оформления) и т.д. Возможно также оформление листа (карты) простоя.
Обратите внимание!
Заказчик обязан оплатить перевозчику стоимость простоя только в том случае, если такой простой произошел по вине заказчика. В противном случае оплачивать простой заказчик не обязан.
На таком выводе акцентирует внимание хозяйственный суд в своих решениях (см. постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 21.03.2012 г. по делу № 5021/2827/2011 и постановление ВХСУ от 12.07.2012 г. по делу № 5004/1099/11).
Более того, при решении споров относительно установления вины заказчика перевозки в случае простоя груза на таможне суд рекомендует обращать внимание на имеющиеся официальные подтверждения таможни о необходимости задержания товара, на акт проведения таможенного досмотра товаров или на решение об отказе в таможенном оформлении для выяснения причин задержки на таможне (постановление ВХСУ от 30.10.2012 г. по делу № 5/039-12). Так, например, в решении об отказе в таможенном оформлении четко указываются причины данного отказа и предоставляются исчерпывающие разъяснения требований, выполнение которых обеспечивает возможность таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения (ч. 2 ст. 256 Таможенного кодекса Украины).
Бухгалтерский учет
В зависимости от того, простой, оплачиваемый заказчиком, — штраф или плата за услугу — будет отличаться и бухучет. Кроме того, важно, перевозятся приобретенные заказчиком товары или предназначенные им для реализации.
Если оплата за простой — штраф. В таком случае, несмотря на то, перевозятся товары, приобретенные заказчиком, или доставляются проданные им, сумма штрафа учитывается на субсчете 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» (Дт 948 Кт 631, 685).
Если плата за простой — оплата за услугу. В случае если заказчик перевозит приобретенные товары, стоимость оплаченного простоя будет включаться в себестоимость таких товаров. Ведь запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, состоящей, в частности, из таких расходов, как транспортно-заготовительные (расходы на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов) (абз. 6 п. 9 П(C)БУ 9 «Запасы»).
Расходы на оплату простоя вполне можно признать непосредственно связанными с доставкой запасов, поэтому их можно включить в себестоимость как транспортно-заготовительные. Тем более, что Минфин транспортно-заготовительные расходы признает как любые расходы предприятия, связанные с транспортировкой запасов от поставщика (станций, причалов) к месту их использования.
При этом принадлежность расходов к различным предметам перевозок и объектов расходов определяется на основании первичных документов (письмо Минфина от 27.02.2003 г. № 053-2920). То есть если перевозятся несколько групп товаров, используемых как для производства, так и для других целей (относящихся к разным видам расходов), именно первичные документы, в которых прописан такой перечень групп товаров, являются основанием для отражения расходов.
Если простой автотранспорта был оплачен в рамках договора перевозки товаров, которые продаются, такие расходы в себестоимость запасов не попадут. Они будут отражаться на счете 93 «Расходы на сбыт» в периоде их понесения (п. 14 П(С)БУ 9).
Подытожим!
Если простой — штрафная санкция, его сумма попадает в прочие операционные расходы заказчика — Дт 948 Кт 631, 685.
Если простой — плата за услугу, тогда в зависимости от того, перевозится товар купленный или реализованный, расходы пополнят соответственно себестоимость приобретенных товаров (Дт 20, 28 Кт 631) или расходы на сбыт (Дт 93 Кт 631).
Налоговый учет
Налог на прибыль
С налоговым учетом дело обстоит несколько сложнее, ведь Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) прямо не говорит, куда относить расходы на оплату перевозчику простоя. Поэтому, полагаем, что главную роль здесь играет именно формулировка сути такого простоя в договоре: это штрафная санкция или плата за дополнительную услугу.
Следовательно, если простой — штрафная санкция, включить стоимость оплаченного простоя в налоговые расходы не удастся на основании пп. 139.1.11 НКУ. Он прямо запрещает относить к расходам «суммы штрафов и/или неустойки или пени по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, подлежащих уплате налогоплательщиком». Налоговики в данной ситуации однозначны: «НЕТ» штрафам в налоговых расходах они сказали как в своих письмах от 06.03.2012 г. № 4240/6/15-1415 и от 21.01.2013 г. № 888/6/15-1415, так и в разъяснениях в ЕБНЗ1 (подкатегория 102.07.22).
Если простой — это плата за дополнительную услугу перевозчику, стоимость простоя можно будет отразить в налоговых расходах, поскольку простой оплачивается как составляющая предоставленных перевозчиком услуг. Главное, чтобы перевозка была связана с хозяйственной деятельностью предприятия и расходы были документально подтверждены первичными документами (пп. 14.1.27, п. 138.2, пп. 139.1.1, пп. 139.1.9 НКУ). Если простой связан с доставкой приобретенных товаров, его сумма идет в себестоимость таких товаров (п. 138.6 и абз. 6 п. 138.8 НКУ). В налоговом учете такие расходы будут отражаться в периоде признания доходов от реализации таких товаров (п. 138.4 НКУ).
Если простой произошел во время перевозок реализуемых товаров, тогда его сумма пополнит расходы на сбыт (пп. «е» пп. 138.10.3 НКУ).
Подытожим!
Оплаченный простой попадет в налоговые расходы, только если в договоре он рассматривается как тариф за дополнительную услугу. Когда же договором перевозки оплата простоя определена как штраф заказчика, расходы на его оплату в налоговом учете не будут отражаться.
НДС
В ситуации с НДС также следует ориентироваться на трактовку простоя в договоре: штраф или плата за дополнительную услугу.
В случае если стоимость простоя договором определена как штрафная санкция, такие денежные средства не влияют на базу обложения НДС.
Конечно, сомнения могут возникнуть. Ведь со вступлением в силу НКУ определение такого понятия как «поставка услуг» значительно расширилось и стало возможным понимание таких штрафных санкций, как компенсация стоимости услуг. Да и налоговики ранее в ЕБНЗ отмечали, что денежные средства, полученные как сумма штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг и т.п., необходимо расценивать как компенсацию стоимости товаров/услуг, которая включается в базу налогообложения. Такое же их мнение освещено и в письме ГНСУ от 19.11.2011 г. № 6727/7/15-3417-26.
Однако на сегодняшний день налоговики изменили подход на противоположный. Они разъяснили данную ситуацию в своей Обобщающей налоговой консультации относительно включения в базу обложения налогом на добавленную стоимость и состава расходов денежных средств, полученных в качестве суммы штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг, утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 590, в которой отметили, что такие штрафные санкции не влияют на базу обложения НДС (см. ответ на вопрос 2).
То есть уплаченные штрафные санкции за простой автотранспорта не облагаются НДС. Аналогичной позиции придерживаются налоговики сейчас и в ЕБНЗ (подкатегория 101.06). Подробнее об особенностях обложения НДС штрафов читайте в материале «Штраф (неустойка), 3% годовых от просроченной суммы и инфляционные расходы: попадают ли эти суммы в базу обложения НДС» газеты «Интерактивная бухгалтерия» в № 45 за 2013 г.
Другое дело — если оплата простоя рассматривается в договоре как плата за дополнительную услугу перевозчику. Тогда оплата простоя вполне подпадает под определение «поставка услуг» согласно пп. 14.1.185 НКУ. Это означает, что простой является объектом обложения НДС на основании абз. «б» п. 185.1 НКУ.
В этой же ситуации, когда перевозку осуществляет перевозчик-нерезидент, существуют определенные особенности. Так, если это международная перевозка, такая операция облагается по нулевой ставке — cм. прим. ред. (абз. «а» пп. 195.1.3 НКУ, раздел II Обобщающей налоговой консультации относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610, далее — Обобщающая консультация № 610).
Если же груз перевозится за пределами таможенной территории Украины, данная операция не будет объектом налогообложения НДС, поскольку такая услуга предоставляется не в пределах таможенной территории Украины (абз. «б» п. 185.1 и абз. «в» пп. 186.2.1 НКУ).
Вместе с тем, если осуществляется транзит, такая операция освобождается от обложения НДС (п. 197.8 НКУ, раздел ІІІ Обобщающей консультации № 610).
Поэтому, чтобы уберечь себя от всевозможных учетных проблем, стоит задуматься о сути простоя еще на этапе заключения договора. Ведь именно от трактовки простоя в договоре зависит, как его показать в бухгалтерском и налоговом учете.
Ирина ЛИТВИНЧУК,
бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»
Примечание редакции
Если руководствоваться общей частью Обобщающей консультации № 610, то операции по поставке услуг перевозки, которые предоставляются перевозчиком (нерезидентом), не имеющим постоянного представительства на таможенной территории Украины, не подпадают под объект обложения НДС (независимо от того, заказчику-резиденту или заказчику-нерезиденту предоставляются данные услуги).
В то же время в действующей на сегодня консультации в ЕБНЗ (подкатегория 101.09) налоговики придерживаются несколько иного подхода. В настоящей консультации они отметили, что операция по поставке нерезидентом услуг по перевозке пассажиров и грузов таможенной территорией Украины ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ налогообложения и подлежит налогообложению по основной ставке НДС. А вот уже операция по перевозке нерезидентом за пределами таможенной территорией Украины НЕ подпадает под определение объекта обложения НДС. Учитывая такую позицию налоговиков, считаем, можно говорить о применении получателем услуг — резидентом нулевой ставки НДС.
Подобная проблема существовала еще во времена Закона о НДС (см. п. 2 письма Госкомпредпринимательства от 31.12.2009 г. № 16484).
1 Единая база налоговых знаний. Размещена на официальном сайте Миндоходов Украины — www.minrd.gov.ua.
interbuh.com.ua