Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира \ КонсультантПлюс
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 ст. 34 дополняется ч. 20 (ФЗ от 29.12.2022 N 580-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 35
— Перевозчик хочет взыскать штраф в связи с простоем транспортного средства из-за несвоевременной погрузки (выгрузки) груза
— Перевозчик хочет взыскать убытки в связи с простоем транспортного средства из-за непредъявления груза к перевозке
— Перевозчик хочет взыскать штраф за непредъявление груза к перевозке и (или) за простой транспортного средства
— Перевозчик хочет взыскать задолженность по оплате услуг по перевозке
1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
(в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:
1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.
5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.
6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.
7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:
1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.
8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.
9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.
Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?
Если организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к претензиям со стороны налоговых органов.
При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.
Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором перевозки груза.
В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.
Финансовое ведомство (письма Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440, от 09.10.2012 № 03-07-08/280, от 10.06.2011 № 03-07-11/164, от 28.04.2009 № 03-07-11/120) придерживается позиции, что суммы штрафа за простой транспортных средств включаются в налоговую базу по НДС.
Указанная позиция основана на положениях подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судебная практика
В свою очередь, судьи (см., например, постановления Арбитражного суд Поволжского округа от 10.12.2014 № Ф06-18058/13 по делу № А12-7799/2014, от 01.12.2014 № Ф06-17838/13 по делу № А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/13 по делу № А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 № 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 № 12АП-6871/14, от 20.08.2014 № 12АП-6797/14), исходя из положений ст. 329, 330 ГК РФ, ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ (постановление от 05.02.2008 № 11144/07), приходят к выводу, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом сумма штрафа была установлена условиями договора в твердом размере.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, сумма которого установлена в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 № 20-12/025119).
Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.
Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07. Вместе с тем если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.
Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.
Что такое простой автомобиля? | Samsara
Что такое простой автомобиля?
Время простоя транспортного средства относится к периоду времени, когда транспортное средство недоступно. Эта недоступность может быть вызвана различными факторами, в том числе плановым или внеплановым обслуживанием, ремонтом, авариями или нарушением правил водителем/транспортным средством.
Противоположностью времени простоя транспортного средства является время безотказной работы, или когда транспортное средство находится в хорошем состоянии и находится в рабочем состоянии.
Что такое запланированное время простоя по сравнению с незапланированным временем простоя?
Запланированное время простоя (также известное как запланированное время простоя) — это когда вы планируете недоступность транспортного средства в удобное для компании время. Это сводит к минимуму сбои в работе автопарка и позволяет проводить профилактическое обслуживание. Наличие программы упреждающего обслуживания в сочетании с графиками регулярного технического обслуживания помогает организациям сократить непредвиденные затраты на ремонт и продлить срок службы автомобиля.
И наоборот, незапланированный простой (также называемый незапланированным простоем) — это перерыв в работе. Это происходит внепланово, вне вашего контроля и редко случается в удобное время. Незапланированные простои автопарка могут быть дорогостоящими, а аварийный ремонт снижает прибыль бизнеса. Также может потребоваться больше времени для возобновления работы сервисов, что стоит компаниям драгоценного времени и репутации.
Распространенные причины простоя автомобиля
Многие факторы могут привести к простою автомобиля. Вот наиболее распространенные проблемы:
Механические проблемыМеханические проблемы являются распространенным источником простоев для автопарков, поскольку детали быстро изнашиваются в результате естественного износа и стиля вождения. Без регулярного технического обслуживания автомобиля незначительная проблема может в будущем превратиться в более дорогостоящую проблему.
АварииАвтопарк, попавший в аварию, может привести к значительному незапланированному простою. Хотя некоторые аварии неизбежны, потому что их вызывают другие водители, они в равной степени влияют на бизнес.
Нарушения транспортных средствНекоторые простои возникают по административным причинам. Без надлежащего управления автопарком транспортные средства могут нарушать правила, вынуждая транспортное средство выйти из эксплуатации. Нарушения могут включать что угодно: от просроченных тегов до отказа в продлении регистрации из-за неоплаченных штрафов.
Нарушения водителемВодитель, который не соблюдает правила, также может быть внезапно уволен со службы. Например, нарушение часов службы правила или фальсификация логов. Если водитель увольняется, менеджер автопарка должен выяснить, как сократить возникающее время простоя.
Эвакуация или загрузка автомобиляЗагруженные и отбуксированные автомобили не только приводят к простою, но и компании также должны оплачивать штрафы и расходы на эвакуацию, связанные с нарушением.
Аварийный ремонтЭти проблемы не всегда требуют обращения к механику, но тем не менее приводят к простоям. Например, дальнобойщики запираются в кабине, у них заканчивается топливо или они сталкиваются с разряженным аккумулятором.
ПогодаХотя многие причины простоя можно предотвратить, ненастную погоду нельзя предотвратить. Сильный дождь, снег, град и стихийные бедствия могут помешать тщательной прокладке маршрута.
ОтзывОтзыв – головная боль для флота. Это приводит к незапланированным простоям во время ремонта автомобиля. Если транспортное средство останется без ремонта, это может привести к еще более длительной и дорогостоящей поездке в магазин.
Предотвращение простоя автомобиля
Предприятие может предпринять несколько шагов профилактического обслуживания, чтобы сократить время простоя.
1. Инвестируйте в программное обеспечение для управления автопарком.Программное обеспечение для управления автопарком поможет вам принимать более обоснованные решения по техническому обслуживанию на основе данных, поступающих в режиме реального времени с телематического устройства. С электронными DVIR и оповещениями о кодах неисправностей вы можете быть немедленно уведомлены о любых проблемах с техническим обслуживанием автомобиля, включая проблемы с топливной системой, выхлопной системой, утечками жидкости, трансмиссионной жидкостью, моторным маслом и многим другим.
2. Запустите программу профилактического обслуживанияПрограмма профилактического обслуживания обеспечивает выполнение задач регулярного обслуживания. Когда ваши коммерческие автомобили проходят регулярное техническое обслуживание, у вас меньше шансов на незапланированные простои, а затраты на автопарк снижаются, потому что автомобили имеют более длительный срок службы.
3. Планирование замены транспортных средствХотя регулярное техническое обслуживание парка продлевает срок службы транспортных средств и оптимизирует их работу, ничто не вечно. В конце концов, транспортные средства, срок эксплуатации которых истек, станут менее эффективными, а затраты на техническое обслуживание возрастут. Наличие плана замены гарантирует, что вы замените старые автомобили до того, как они столкнутся с дорогостоящими поломками.
Дорожно-транспортные происшествия: что такое претензия по простою?
Автор Кристофер Кобл, эсквайр. 04 января 2019 г. | Последнее обновление: 21 марта 2019 г.
Водители грузовиков могут работать в крупных транспортных компаниях и перевозить товары или материалы для еще более крупных производственных компаний, но многие из них владеют собственными грузовиками. И если они попали в аварию, в результате которой их грузовик был поврежден, это может означать время на ремонт, когда водитель не зарабатывает деньги.
Водители могут, однако, подать так называемую «претензию о простое» и получить возмещение этих убытков от страховой компании для того, кто виновен в аварии. Здесь вы найдете более подробную информацию о требованиях о простоях, о том, можете ли вы претендовать на них, и о том, как их подавать.
Доказательство причиненного вами ущерба
Как отмечалось выше, в некоторых штатах страховщики обязаны компенсировать водителям грузовиков упущенную выгоду во время ремонта их грузовика, если водитель не виновен в аварии. Но как рассчитать эту прибыль и как обосновать эти расчеты?
Вы можете просмотреть свой валовой доход за период до аварии (от 90 дней до одного года) и вычесть расходы, такие как бензин, дорожные сборы, техническое обслуживание и т. д. Затем вы можете определить свой ежедневный доход. чистый доход, разделив эту цифру на количество дней, в течение которых вы ездили за прошедший период, а затем используйте это для определения ваших убытков за каждый день, когда ваш грузовик вышел из строя.
Претензии по поводу простоя потребуют некоторой документации, поэтому обязательно отслеживайте:
- Налоговые декларации, счета-фактуры или платежные ведомости, а также отчеты о прибылях и убытках для подтверждения предыдущего дохода;
- Отчеты о несчастных случаях, страховые расчеты, сметы и счета за ремонт, подтверждающие ущерб в результате несчастного случая; и
- Любые попытки уменьшить ущерб.
Уменьшение ущерба
Последняя часть очень важна для любой претензии по простою. Наряду с требованием о том, чтобы лицо, подавшее иск о простое, не было виновато в аварии, вы также должны уменьшить свой ущерб, что является законным для минимизации вашей потерянной заработной платы и прибыли, когда грузовик находится вне дороги.
Возможно, вам потребуется доказать, что вы пытались арендовать новый грузовик, даже если аренда была слишком дорогой или нужный вам тип грузовика был недоступен. По сути, вам нужно будет продемонстрировать, что никакие ваши действия не привели к задержке ремонта или замены вашего грузовика и что другой грузовик на замену или аренда были невозможны или финансово нецелесообразны в то время, когда ваш грузовик не работал.