Трассы москва – Список федеральных трасс России / Автотуристу.РУ

Содержание

Список федеральных трасс России

В числе федеральных дорожных трасс России это самые значимые дороги для Российского государства, по которым передвигаются не только легковые автомобили, но и грузовые. Пассажирский поток транспортных средств в этих местах также загружен до отказа, поэтому можно с уверенностью сказать, что федеральные трассы соединяют самые важные транспортные, промышленные узлы и, наконец, города между собой.

Федеральные трассы в России должны выглядеть наилучшим образом, за их состоянием и своевременным качественным ремонтом следят специальные службы. Список этих дорог находится на учете и под контролем Федерации, а значит, и финансирование на их содержание поступает не из местных бюджетов, а из федерального.

Некоторые считают, что значение таких трасс преувеличено, но это лишь те граждане, которые мало перемещаются по стране и которым сложно сравнить дороги в других областях и регионах.

Принцип построения классификации дорог федерального значения

Прежде чем приниматься за подробное рассмотрение классификации важных дорог России, необходимо определиться с принципом построения перечня и понять, что обозначают те или иные буквы.

  1. Федеральные трассы России, являющиеся связующим звеном для Москвы и областных центров с другими городами, фиксируются буквой М. К примеру, М5 обозначает соединение Москвы с пятью следующими городами – Рязанью, Пензой, Саранском, Самарой и Челябинском.
  2. Если федеральные трассы России формируют долю больших международных дорожных полотен, в обозначении участвуют другие буквы. Буквой Е отмечают федеральные трассы, без которых сложно представить себе европейские маршруты. Сочетание букв АН предоставляет сведения об автострадах, формирующих азиатское направление.
  3. Если друг с другом связаны административные центры России, сначала записывается буква Р. К примеру, Р-176 Чебоксары – Сыктывкар.
  4. Существуют также соединительные и подъездные трассы, имеющие большое значение для перемещения транспорта по России. К ним добавляется префикс А. К примеру, А–114 Вологда – Новая Ладога, которая совмещается с М-18 «Кола».
  5. Есть дорожные полотна, подходящие к специальным объектам или мощным транспортным узлам.

Кстати, к 2018 году специалисты обещают подготовить совершенно новый список трасс федерального значения России, более удобный и комфортный для понимания и использования водителями.

Перечень федеральных трасс России

Федеральные трассы России насчитывают основные:

  1. М1 «Беларусь» – маршрут начинается в Москве и доходит до границы с Беларусью, выходя за Смоленск.
  2. М2 «Крым» – проходя через Москву, маршрут продолжается в Туле, Орле, Курске, Белгороде и заканчивается на границе с Украиной.
  3. М3 «Украина» – из Москвы водитель отправляется в Калугу, Брянск и подходит к границе с Украиной.
  4. М4 «Дон» – пунктом отправления является Москва, затем транспортное средство перемещается в Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и останавливается в конечному пункте Новороссийске.
  5. М5 «Урал» – берет начало в Москве, двигается в Самару, Уфу, Челябинск.
  6. М6 «Каспий» – затрагивает Москву, Тамбов, Волгоград, Астрахань.
  7. М7 «Волга» – подразумевает маршрут из Москвы, затем Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфа.
  8. М8 «Холмогоры» – из Москвы автомобиль отправляется в Ярославль, Вологду и, наконец, приезжает в Архангельск.
  9. Маршрут М9 «Балтия» – проходит через Москву, Волоколамск, границу с Латвией.
  10. М10 «Россия» – насчитывает Москву, Тверь, Великий Новгород, СПБ, Выборг, завершается на границе с Финляндией.
  11. М11 «Нарва» – СПб, Ивангород и границы с Эстонией.
  12. М13 «Брянск – Новозыбков» – проложен через Брянск, Почеп, Новозыбков и завершается границей с Беларусью.
  13. М18 «СПб – Борисоглебский» – из СПб маршрут идет к Петрозаводску, в Мурманск и переходит в Борисоглебский.
  14. М19 «Новошахтинск – Майский» – затрагивает города Шахты, Новошахтинск, Майский, границу с Беларусью.
  15. М20 «Псков» – СПб, Псков, белорусская граница.
  16. М21 «Волгоград – Каменск – Шахтинский» – маршрут берет начало в Волгограде, переходит в Каменск–Шахтинский и близится к украинской границе.
  17. М23 «Ростов-на-Дону – Украина» – Ростов-на-Дону, Таганрог и подходит к границе с Украиной.
  18. М25 «Новороссийск – Украина» – трасса захватывает Новороссийск до самой границы с Украиной.
  19. М27 «Джубга – Адлер» – южный маршрут начинается в Джубге, затем переходит в Туапсе, Сочи, Адлер и направляется к границе с Абхазией.
  20. М29 «Кавказ» – из Краснодара транспорт направляется в Грозный, Махачкалу, выходит к границе с Азербайджаном.
  21. М32 «Самара» – доходит до Большой Черниговки, находящейся около границы с Казахстаном.
  22. М36 «Челябинск – Троицк» – исходит из Челябинска, продвигается к Троицку, а далее к границе с Казахстаном.
  23. М38 «Омск – Черлак» – трасса России следует из Омска в Черлак и выравнивается ближе к границе с Казахстаном, а именно возле Павлодара.
  24. М51, М53, М55 – маршруты схожи с предыдущим М38, нюансы движения следует смотреть по карте.
  25. А101 «Москва – Рославль» – в качестве начального пункта выступает Москва, затем трасса обращается к Малоярославцу, Рославлю, находящемуся на границе с Беларусью.
  26. А105 «Москва – Успенское шоссе» – из Москвы маршрут России пролегает в Успенское, Горки 10, доходит до Рублево и к Успенскому шоссе.
  27. А106 «Москва – Дальнее Ильинское шоссе» – из Москвы направляется в Красногорск, пересекает Ильинское, Петрово и выходит к Дальнему Ильинскому шоссе.
  28. А107 «Московское малое кольцо» – маршрут насчитывает Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру.
  29. А108 – из Дмитрова транспорт едет в Сергиев Посад, Орехово, Зуево, затрагивает Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу и приходит в конечный пункт назначения – Клин.
  30. А113 – движется из Костромы в Иваново.
  31. А114 – из Вологды в Новую Ладогу.
  32. А116 – пересекает Новгород Великий, Сольцы, Порхов, Псков.
  33. А125 – из Молодежного в Черкасово.
  34. А126 – берет начало в Дубках, завершается на границе с Финляндией.
  35. А127 – захватывает Зверево и снова Финляндскую границу.
  36. А128 – Питер, Морье.
  37. А141 – направляется из Брянска в Смоленск, затем Рудню и на границу с Беларусью.
  38. А142 – выходит из Тросны и переходит в Хомутовку.
  39. А144 – Курск, Воронеж, Борисоглебск.

Читайте также: Платные участки дороги М4-«Дон»

Это лишь неполный перечень федеральных трасс, которые предлагаются для россиян, весь список можно посмотреть в соответствующих законодательных актах.

Состояние федеральных дорог в России

Несмотря на то что ежегодно на капитальный ремонт и ремонт отдельных участков дорожного полотна выделяется огромный объем денежных средств, ежедневная бесперебойная проходимость транспорта наносит покрытию непоправимый урон. В результате в 2016 году федеральные трассы в большинстве своем оставляют желать лучшего.

Независимый опрос водителей и оценка дорог специалистами позволили вывести средние показатели износа трасс, где 1 – минимальное значение, а 5 – максимально возможное.

  1. Первое место занимает магистраль из Москвы в Питер, возможно, потому, что она платная – дополнительный поток денежных средств полностью покрывает порчу трассы.
  2. Разделила первое место КАД, которое также получила оценку 5 баллов.
  3. Чуть хуже, в 4,9 балла, оценивается дорога из Новороссийска в порт Кавказ. То же самое касается движения из Омска в Черлак, из Хабаровска во Владивосток.
  4. 4,7 балла получил маршрут России М1, начальный пункт которого – Москва, а завершающий – Беларусь.
  5. Ехать из Москвы в Латвию тоже достаточно комфортно, что подтверждает оценка 4,6.
  6. То же самое касается путешествия из Красноярска через Абакан в Монголию по М–54.
  7. Направление из Москвы в Архангельск через Ярославль получило оценку 4,4.

А теперь о самых худших показателях согласно проведенному опросу в 2016 году. Федеральные трассы России не в лучшем состоянии, расположились так:

  1. Все мыслимые и немыслимые рекорды побило направление из столицы РФ в Челябинск через Самару, этому маршруту водители отдали всего 3 балла из 5. Согласитесь, негусто.
  2. Немногим лучше проявила себя трасса из Москвы в Новороссийск, пролегающая через Ростов-на-Дону. Оценка – 3,1 балла.
  3. 3,2 балла получила бесплатная дорога из Москвы в Питер, и это при том, что платная, как мы уже указывали, получила все 5.
  4. Но и это еще не все. Самыми безобразными дорогами, по которым невозможно проехать комфортно и спокойно, являются Самара – Уральск (1,3 балла) и Джубга – Адлер (2,6 балла). Таких покрытий не встретишь больше ни на какой федеральной трассе. Опытные водители, если есть возможность, стараются обходить эти дороги в объезд.

Самые опасные федеральные трассы России

Насколько опасна для движения трасса, определяет не только состояние дороги, но и извилистость дороги, а также численность ДТП, случившихся на дорожном участке за последний год. Итак, исходя из этих показателей, к опасным трассам на конец 2016 года относят:

  • А-146, насчитывающая 148 км, смертность – 4,75 пострадавших на каждые 10 км;
  • Р-217, смертность 3,79 человека;
  • А-155 – 3,01 смерти;
  • А-290, в ДТП здесь умирают 2,92 человека;
  • А-104 – 2,9 погибшего в ДТП за последний год;
  • значение смертности близится к 2,85 на маршруте М-10;
  • на магистрали А-240 умирает 2,64 человека;
  • М-3 показывает 2,62 погибшего;
  • А-151 – 2,61;
  • М-7, на пути которой в 2015 году погибло 2,5 человека.


avtojurcon.ru

Список федеральных трасс России.

Номера дорогФедеральные трассы России
М-1
«Беларусь»
трасса от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) (подъезд к городу Смоленск)
М-10
«Россия»
трасса от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга (подъезды к городам Тверь, Новгород)
М-3
«Украина»
трасса от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) (подъезды к городам Калуга, Брянск)
М-9
«Балтия»
трасса от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу)
М-11
«Нарва»
трасса от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин)
М-29
«Кавказ»
дорога из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) (подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас)
М-2
«Крым»
трасса от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь) (подъезды к городам Тула, Орел, Курск, Белгород)
М-10
«Скандинавия»
трасса от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией
М-4
«Дон» 
трасса от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска (подъезды к городам Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар)
М-6
«Каспий»
дорога из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани (подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста)
М-18
«Кола»
трасса от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск»)
М-8
«Холмогоры»
трасса от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска Подъезд к городу Кострома
«Вятка»трасса от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара (подъезд к городу Киров)
М-7
«Волга»
трасса от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы (подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и Пермь)
М-5
«Урал»
трасса от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска (подъезды к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Уфа, Екатеринбург)
М-51, М-53, М-55
«Байкал»
трасса от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы (подъезды к городам Тюмень, Томск)
М-52
«Чуйский тракт»
трасса от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией (подъезды к городам Барнаул, Горно-Алтайск)
М-54
«Енисей»
трасса от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией
«Амур»строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска (подъезд к городу Благовещенск)
М-60
«Уссури»
Хабаровск — Владивосток
М-56
«Лена»
Невер — Якутск
«Колыма»строящаяся дорога от Якутска до Магадана
«Восток»строящаяся автомобильная дорога от Хабаровска через Красный Яр, Ариадное и Чугуевка до Находки
М-20Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель до границы с Республикой Беларусь протяженностью 368,5 км
М-13Брянск — Новозыбков до границы с Республикой Беларусь (на Гомель, Пинск, Кобрин)
М-19Новошахтинск — Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до Магистрали «Дон»
М-21Волгоград — Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев)
М-23Ростов-на-Дону — Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу)
М-25Новороссийск — Керченский пролив (на Симферополь)
М-27Джубга — Сочи до границы с Республикой Грузия (на Тбилиси, Баку)
М-32Самара — Большая Черниговка до границы с Республикой Казахстан (на Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду, Чимкент)
М-36Челябинск — Троицк до границы с Республикой Казахстан (на Кустанай, Караганду, Балхаш, Алма-Ату)
М-38Омск — Черлак до границы с Республикой Казахстан (на Павлодар, Семипалатинск, Майкапчигай)
А-101Москва — Малоярославец — Рославль до границы с Республикой Беларусь (на Бобруйск, Слуцк)
А-103Щелковское шоссе до пересечения с Московским малым кольцом (с подъездами к г. Щелково и Звездному городку)
А-104Москва — Дмитров — Дубна
А-113Кострома — Иваново
А-114Вологда — Новая Ладога до магистрали «Кола» (через Тихвин)
А-116, 1Р56Новгород — Псков (через Сольцы, Порхов)
А-141Орел — Брянск до магистрали «Украина»
А-142Тросна — Калиновка
А-144Курск — Воронеж — Борисоглебск до магистрали «Каспий»
А-151Цивильск — Ульяновск
А-154Астрахань — Элиста — Ставрополь
А-155Черкесск — Домбай до границы с Республикой Грузия с подъездами к международному центру отдыха «Архыз» и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук
А-156Лермонтов — Черкесск
А-157Минеральные Воды (аэропорт) — Кисловодск
А-166Чита — Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой
А-212Псков — Изборск до границы с Эстонской Республикой (на Ригу)
А-216Гвардейск — Неман до границы с Литовской Республикой (через Шяуляй, Елгаву на Ригу)
А-229Калининград — Черняховск — Нестеров до границы с Литовской Республикой (на Вильнюс, Минск, магистраль «Беларусь»)
А-349Барнаул — Рубцовск до границы с Республикой Казахстан (на Семипалатинск)
1Р92Калуга — Перемышль — Белев — Орел
1Р119Орел — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов
1Р132Калуга — Тула — Михайлов — Рязань
1Р158Нижний Новгород — Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу)
1Р175Йошкар-Ола — Зеленодольск до магистрали «Волга»
1Р178Саранск — Сурское — Ульяновск
1Р193Воронеж — Тамбов
1Р208, 1Р209Тамбов — Пенза
1Р228Сызрань — Саратов — Волгоград
1Р241Казань — Буинск — Ульяновск
1Р242Пермь — Екатеринбург
1Р253Майкоп — Усть-Лабинск — Кореновск
1Р335Оренбург — Илек до границы с Республикой Казахстан (на Уральск)
1Р344Нытва — Кудымкар
1Р351Екатеринбург — Тюмень
1Р354Екатеринбург — Шадринск — Курган
1Р402Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск
1Р418Иркутск — Усть-Ордынский
1Р488Южно-Сахалинск — Корсаков

cesnok.ru

М10 (трасса): состояние на сегодня. Трасса Санкт-Петербург

Среди многочисленных российских дорог особенно выделяется магистраль М10. Трасса служит путем сообщения между двумя российскими столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. Закономерно, что данное шоссе является одним из самых загруженных в России по потоку транспортных средств. Давайте выясним, что представляет собой трасса М10. Состояние на сегодня этой транспортной артерии трудно назвать идеальным.

Маршрут трассы М10

Рассмотрим маршрут, по которому проходит шоссе М10. Трасса на данный момент имеет общую протяженность 706 километров.

Свое начало она берет в столице нашей Родины – Москве, в том месте, где Ленинградский проспект плавно перетекает в Ленинградское шоссе. Затем дорога идет на Химки, с запада огибает Шереметьевский аэропорт. Далее путь транспортной артерии лежит через города Подмосковья – Солнечногорск и Клин. Именно их минует трасса М10. Тверская область – территория, по которой пролегает дорога после того, как Подмосковье осталось позади. Самые крупные города на этом участке – Тверь и Торжок. Впрочем, трасса не заходит непосредственно в них, а создает объездной путь.

Продолжаясь на территории Новгородской области, шоссе опять же не заходит в её административный центр – Новгород Великий, а минует его окружным путем. После этого дорога идет по территории Ленинградской области. При въезде в Санкт-Петербург трасса принимает название Московского шоссе. Конечный пункт – Санкт-петербургский Главпочтамт.

Вот такой маршрут имеет трасса М10 Москва – Санкт-Петербург. Она является составной частью европейского маршрута Е105, протянувшегося на 3770 километров от Киркенеса в Норвегии до Ялты в Крыму через территории России и Украины.

История трассы М10

Надежное сообщение между Москвой и северной столицей требовалось с самого момента основания Санкт-Петербурга. Но путь из Москвы в Великий Новгород через Тверь был проложен ещё задолго до постройки Северной Пальмиры. Таким образом, строителям Петра I оставалось соединить надежной дорогой Новгород и Санкт-Петербург.

Начало строительства дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, было положено в 1712 году. Но сооружение пути затянулось на долгих тридцать четыре года и было закончено лишь в 1746 году, уже при императрице Елизавете Петровне. Строительство дороги велось по руководством специально созданной для этих целей канцелярии. Общая протяженность её составила 778 километров.

В дальнейшем дорога множество раз укреплялась, реконструировалась и совершенствовалась, пока транспортная артерия не приобрела современный вид и стала известна под названием «трасса Санкт-Петербург – Москва (М10)». Кроме того, у шоссе существует ещё одно название, которое отлично характеризует его государственную важность – «Россия».

Управление магистралью

Главный офис, в котором находится центральное управление дорогой, расположен в Твери. Именно оттуда отдаются распоряжения по обслуживанию и ремонту автомагистрали М10. Трасса, которая пролегает по Ленинградской области, стоит особняком от других участков дороги. Она управляется ФКУ «Севзапуправтодор», контора которого расположена непосредственно в Санкт-Петербурге. Впрочем, учитывая, что обе организации государственного подчинения, причем с четко разделенной сферой управления, конфликтов и недоразумений между ними по рабочим вопросам практически нет.

Данными службами ведутся постоянные ремонтные работы для поддержания состояния трассы государственного значения на достойном уровне. Правда, по ряду объективных причин организации могут справиться далеко не со всеми проблемами, которые возникают по ходу обслуживания автомагистрали.

Общая характеристика дороги

Как уже говорилось выше, трасса М10 Москва — Петербург сейчас имеет протяженность 706 километров. Скоростной режим на всем её протяжении варьируется от 30 до 90 км/ч, в зависимости от конкретного участка пути. На аварийных и потенциально опасных участках он стремится к минимальному пределу, в границах населенных пунктов составляет 40-60 км/ч, а на прямых магистральных отрезках достигает 90 км/ч. Общее неудовлетворительное состояние дороги, а также её перегруженность транспортом, в том числе габаритными грузовыми автомобилями, не позволяет на трассе выделить участки, допустимая скорость на которых превышала бы 90 км/ч.

Кроме того, следует отметить, что из-за наличия на трассе мостов с грузоподъемностью до 40 тонн именно эта масса считается максимально допустимой для автомобилей, перевозящих грузы из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении.

От 8 до 11 метров варьируется ширина автомагистрали М10. Трасса имеет от двух до десяти полос движения на различных участках пути.

Пункты сервиса

Трасса М10 обладает очень важным государственным значением, так как связывает два крупнейших города России, две её исторические столицы, нынешнюю и прошлую, – Москву и Санкт-Петербург. Обслуживанием данной трассы заняты не только государственные органы, но и чисто коммерческие организации, главной целью которых является получение прибыли. Действительно, сверхвысокий транспортный поток обеспечивает постоянный наплыв клиентов в различные торговые заведения и точки обслуживания.

Более того, значительное число городов, через которые проходит трасса, обязано ей самим своим существованием. Сначала появилась дорога, по которой практически всегда шло оживленное движение, а потом уже на этой дороге стали расти города и села с населением, стремившимся получить максимальную выгоду от своего удачного географического расположения. Главной работой жителей было обслуживание людей, направлявшихся из Москвы в Петербург и обратно.

В настоящее время данный факт привел к значительным осложнениям. Они выражаются в том, что трасса проходит через множество населенных пунктов, что означает ограничение скорости движения, а значит, создает существенные помехи на пути следования автотранспорта, сокращает естественную пропускную способность магистрали.

Сейчас на пути следования из Москвы в Санкт-Петербург расположено множество кафе, заправок, 25 пунктов медицинской помощи и 18 постов ГАИ.

Состояние магистрали на сегодня

Теперь перейдем к тому, как сейчас выглядит трасса М10. Состояние на сегодня практически всех ее участков является удовлетворительным. Хотя совсем недавно все было по-другому. Такое плачевное положение вещей сложилось главным образом из-за недостатка финансирования. Особенно тяжело в этом плане было в 90-х годах прошлого столетия, когда вся экономика страны находилась в глубоком упадке. Материальное обеспечение дорог тогда было на очень низком уровне, так что даже на такую важную в государственном масштабе трассу, как М10, денег не хватало.

Теперь финансирование наладилось, его достаточно не только для текущего ремонта дороги, но даже для реконструкции аварийных участков. Состояние трассы М10 находится в пределах допустимого, и она выглядит довольно презентабельно. Единственное исключение – 45-километровый участок от Вышнего Волочка до Торжка с непригодным дорожным покрытием. Но все-таки из-за высокой интенсивности движения и природных неровностей рельефа на протяжении пути существует значительное количество аварийно опасных участков, и в общем трасса М10 сейчас далека от идеала.

Аварийные участки

Аварийная обстановка на трассе М10 чаще всего отмечается на некоторых участках Ленинградского шоссе в Москве и Подмосковье. Особенно опасны отрезки у деревень Кириловка и Елино вблизи пешеходного перехода, у поселков Чашниково и Дурыкино, а также на 47-м километре шоссе, где расположена автобусная остановка.

В общей сложности на трассе М10 существует три участка с ограниченной видимостью и восемь участков с крутыми поворотами. Кроме того, трасса в четырех местах проходит по дамбам. Автомагистраль с 369-го по 386-й километр проходит по холмистой местности с крутыми спусками и подъемами.

Проблемы на этих участках не считаются дефектом самой трассы и не свидетельствуют о её аварийном состоянии. В то же время езда по ним сопровождается дополнительной опасностью по естественным либо другим объективным причинам. Поэтому водителю, который проезжает эти отрезки трассы, в любом случае нужно быть особенно внимательным и не терять бдительности, дабы не создать аварийную обстановку или не попасть в ДТП по вине другого шофера.

Крупные ДТП

Из-за интенсивности движения магистраль является аварийно опасной, поэтому ДТП на трассе М10 — не редкость. Ситуацию осложняют неровности ландшафта в некоторых местах.

30 января 2013 года из-за превышения скорости легковой автомобиль Citroen выехал на встречную полосу и столкнулся с крупным грузовым автомобилем Volvo, который вследствие удара тоже был вынесен на встречную полосу, где врезался в другой грузовик – Mercedes. Оба грузовика слетели в кювет, а автомобиль Citroen полностью сгорел вместе с водителем.

Массовая авария на трассе М10 произошла в марте 2013 года, когда вследствие оледенения трасы один из водителей легкового автомобиля не справился с управлением, и его машину повело. Это привело к тому, что целая группа машин, ехавшая сзади него, не успев затормозить, врезалась друг в друга. К счастью, жертв среди участников ДТП не было. Пострадали только транспортные средства. Впрочем, тут вина не только погоды, но и самих водителей, так как они не соблюдали дистанцию.

Ещё одна крупная авария на трассе М10 произошла 11 мая 2014 года в Тверской области. Виновником ДТП оказался водитель ВАЗ-2112. Он выехал на встречную полосу, его машина столкнулась с грузовым автомобилем SCANIA. После этого ВАЗ отшвырнуло, он столкнулся с ещё одним встречным автомобилем – SUBARU. Грузовик перевернулся посреди трассы. На этот раз ситуация завершилась намного трагичнее, чем в первом случае – погиб виновник ДТП.

Подобные аварии — всего лишь частные случаи происшествий, случающихся на протяжении трассы М10 с недопустимым постоянством. Конечно, зачастую ДТП случаются по вине одного из водителей, но высокий уровень транспортного потока делает эти инциденты особенно тяжелыми и массовыми.

Пробки

Все та же высокая интенсивность движения является причиной того, что образуются заторы и пробки на трассе М10. Также образованию данной ситуации способствует значительное число светофоров на пути следования в городах. Но в то же время их наличие благоприятствует снижению уровня аварийной обстановки. Так что пробки, в сравнении с авариями, — меньшее из зол.

Наибольшее число пробок и заторов возникает на отдельных участках в городах Клин, Химки, Солнечногорск и Вышний Волочек. В последнем из-за недостаточного количества полос проезда на перекрестке, регулируемом светофором, проблема стоит особенно остро. При плохой погоде в час пик время ожидания в пробке может растянуться до шести часов. Для сравнения: в других из вышеперечисленных городов время ожидания в заторах ограничивается максимум одним часом. Так что проблема заторов на перекрестке в Вышнем Волочке стоит особняком даже в сравнении с другими проблемными участками трассы М10.

Перспективы решения проблем

Выше уже не единожды было сказано, что главной проблемой трассы М10 является высокая интенсивность движения и сравнительно низкая пропускная способность магистрали. Во всяком случае она явно не справляется со всем тем транспортным потоком, который ежедневно стремится из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении. Об этом свидетельствуют постоянные пробки и заторы, а также многочисленные аварии практически на всем протяжении автомагистрали.

Постоянный ремонт, в том числе и капитальный, расширение трассы и другие половинчатые меры не могут быть способом кардинального решения проблемы. Поэтому российское руководство решило пойти другим путем. Оно разработало проект постройки скоростной магистрали М11, связывающей Москву и Санкт-Петербург. Данная трасса, в отличие от шоссе М10, будет огибать большинство населенных пунктов, что позволит удерживать высокий скоростной режим на всем пути следования. Это позволит в значительной мере разгрузить транспортный поток с автомагистрали М10, что будет способствовать приведению уровня безопасности следования по ней к мировым стандартам.

Трассу М11 планируется ввести в эксплуатацию к 2018 году. Так как она будет являться более комфортной и скоростной альтернативой магистрали М10, то проезд по ней будет платный. На данный момент строительные работы идут полным ходом.

Вывод

Изучив пропускную способность и уровень интенсивности движения по автомагистрали М10, можно утверждать, что нагрузка на неё не соответствует существующим нормам безопасности. Кроме того, между Торжком и Вышним Волочком имеется участок с дорожным покрытием в неудовлетворительном состоянии. В то же время очень важным является то направление движения, которое обслуживает трасса М10. Состояние на сегодня движения по данной дороге требует коренного решения накопившихся проблем.

Ямочные и даже капитальные ремонты магистрали не помогут разрешить вопрос с пропускной способностью трассы. Его можно частично решить путем расширения магистрали и добавления на ней дополнительных полос движения. Но российское руководство приняло решение не ограничиваться половинчатыми методами, а полностью развязать проблему путем строительства новой трассы М11, которую планируется ввести в эксплуатацию к 2018 году. Это позволит в значительной мере разгрузить магистраль М10 и снизить на ней уровень аварийности.

После постройки новой трассы движение по старой магистрали станет намного безопаснее и удобнее, что не только позволит водителям быстрее преодолевать расстояние, разделяющее Москву и Санкт-Петербург, но и сохранит не одну человеческую жизнь.

www.syl.ru

Трасса М5 Узнай подробный маршрут, отзывы, пробки, перспективы развития

Каждый из нас отправляясь в дорогу, надеется получить удовольствие от поездки. Человеку свойственно надеяться, но в Российских реалиях главная задача авто путешественника хотя бы по минимуму потратить сил, денег и нервов.

Конечно, отправляясь в путь, хочется иметь информацию обо всех засадах и неприятностях поджидающих на дороге и по возможности их избежать. Я попробовал составить шпаргалку для всех автомобилистов, отправляющихся в путь по трассе М5.

Здесь подробно рассмотрю дорогу Москва — Челябинск — Екатеринбург, все ее проблемные места, возможные пробки и схемы их объезда, а также придорожный сервис и любимые засады инспекторов ГИБДД. Естественно описать все реалии трассы М5 невозможно, но ваши комментарии дополнят картину и дадут полное представление о дороге.

Итак, для простоты изложения и понимания разделил трассу Урал на несколько участков, чтобы было удобнее искать информацию, тем, кому скажем, нужно доехать только до Пензы или Самары.

Трасса М5, маршрут Москва — Рязань

От Москвы до Рязани придется проехать 165 километров по трассе М5. Этот участок дороги Москва — Челябинск не вызывает особых нареканий в плане качества дорожного покрытия и количества полос движения транспорта. Здесь трассу Урал ремонтируют часто и держат в порядке.

Совсем недавно, были закончены ремонтные работы на следующих отрезках дороги: с 24 по 28, с 36 по 59, с 109 по 131 и с 159 по 166 километр. Несмотря на все это, при подъезде к Москве и выезде из нее зачастую бывают пробки. На счет выезда из города, некоторые водители советуют съезжать с МКАДа на Каширское шоссе и ехать по А107 деревнями, до поворота на трассу Урал. Но в принципе, как не старайся объехать пробку у столицы, есть шанс встрять в такую же, на попытке объезда, так что надо запастись терпением и временем.

Как вариант предлагаю посмотреть вам такой маршрут объезда пробки на трассе М5. надо выезжать из Москвы по Новой каширке до поворота на Ям, в районе Котляково. Затем ехать через населенные пункты Семивраги и Новлянское. А дальше придется проехать 6 км по грунтовке по полю и попадете в поселок Сельвачево. Дальше проезжаете через Денежниково и выезжаете на трассу М5 в Бронницах.

Вот этот маршрут на карте

Особое внимание водителям следует уделить нескольким участкам трассы М5, на маршруте Москва — Рязань, а именно: крутые спуски и подъемы на 36 и 40 километре, опасные повороты на 34, 38, 46, 56, 64 километре, зона с ограниченной видимостью на 160 километре. Кроме того, осторожность следует проявить и в самой Рязани, поскольку дороги в городе изрядно разбиты, встречаются ямы до половины колеса в глубину и достаточно большие по периметру.

Придорожный сервис на трассе Москва — Рязань развит довольно хорошо. Здесь есть и АЗС, и кафе с ресторанами и гостиницы. А также присутствует шиномонтаж, мойки и СТО. Квалифицированную медицинскую помощь можно получить на 57, 79, 108 и 129 километре дороги. Доблестное ГИБДД встречается на пути в огромном количестве. Постоянные посты стоят на 19, 33, 59, 87, 102 и 128 километре трассы М5. Камер и радаров огромное количество на подъезде к столице. Будьте внимательны и не нарушайте ПДД.

Трасса М5, маршрут Рязань — Пенза

От Рязани до Пензы по трассе М5 выйдет 448 километров. Дорогу недавно ремонтировали, так что покрытие не плохое, по две полосы в каждом направлении, средняя скорость потока под сотню километров в час. Возле Мокшана и Пензы дорогу ремонтировали не целыми участками, а латали ямы, так что это не надолго. И как обычно бывает при таком ремонте, рядом образуются новые ямы.

На отрезке от Шацка до Спасска зачастую бывают пробки. Заторы получаются из-за двух сильно разбитых переездов, где весь поток ползет медленно и печально. Но через месяц-полтора планируют открыть эстакаду над первым переездом на 403 километре и через год обещают построить такую, же над вторым переездом. Так что пробок в этом месте трассы М5 должно стать меньше. Будем надеяться.

Сам Шацк лучше все же миновать, как указано на схеме. В городе почти везде ограничение скорости в 40 км в час и запрещен обгон, много ДПС.

При объезде сэкономите массу времени и нервов. Помимо того, часто пробка стоит на объездной Пензы, многие советуют ехать через город, тем более город маленький, не заблудитесь.

Посты ДПС на участке трассы М5 от Рязани до Пензы стоят на 169, 180, 198, 253, 286, 352, 528, 594 километрах. Полно камер и патрулей, особенно скрытых по кустам и канавам в Мордовии. Медпункты есть на 429, 440, 455, 470, 485, 513, 527, 528, 553, 589, 594 и 612 километрах трассы М5. Внимание нужно особенно уделить участкам с крутыми подъемами и спусками на 218, 224, 486 километрах дороги. Опасный поворот ждет на 184 километре и ограничена видимость на 256 километре трассы М5.

Заправок, автосервисов, кафе и гостиниц на этом участке дороги тоже предостаточно. Про мотели на трассе М5, я напишу отдельную статью. Лучше всего доезжать до населенного пункта Нижний Ломов, здесь есть из чего выбрать.


А вот поселок Умет обойти вниманием нельзя, он знаменит своими кафе. Их там около пятисот. Как говориться на любой вкус и кошелек.

Трасса М5, маршрут Пенза — Самара

От Пензы до Самары нужно проехать по трассе Москва — Челябинск 422 километра. Надо сразу сказать, что в Самару трасса Урал не заходит, она поворачивает на Уфу на развязке возле Старосемейкино.

В этом году участок дороги между Пензой и Самарой активно латали. Отремонтированы отрезки трассы Москва — Самара с 617 по 626, с 657 по 661, с 774 по 776, с 874 по 878, с 902 по 906 и с 1013 по 1034 километр. Однако, несмотря на это дорогу М5 нельзя назвать хорошей — вся в заплатках, большей частью однополосная и много фур.

Самый убитый участок трассы Урал расположен примерно от села Нефтеперекачка до села Старосемейкино. Здесь дорога хоть и идет преимущественно в две полосы в одном направлении, но ремонт полотна не наблюдался пару десятков лет, так что порядком все разбито. Особое внимание нужно уделить двум участкам дороги Пенза — Самара, это зона ограниченной видимости на 699 километре и крутой поворот на 974 километре.

Медицинскую помощь можно получить на 627-628, 643, 662, 693, 798, 892, 911, 918, 954, 962, 972 километрах трассы М5. Посты ДПС можно увидеть на 627, 645, 682, 727, 752,
797, 838, 872, 878, 981, 1001 километрах трассы Москва — Челябинск. Кроме того, гаишники часто тормозят в Кузнецке, и вообще много патрульных машин в населенных пунктах, особенно в крупных.

Теперь о заторах. Извечная пробка в районе Тольятти, особенно летом. Объехать можно, но крюк будет гигантский, поскольку рядом не наблюдается других мостов через Волгу. Один совет, стараться проезжать город ночью или под утро, тогда есть возможность более менее удачно проскочить этот участок дороги.

Здесь давно напрашивается транспортная развязка, но строить её начнут в лучшем случае через год, и продлится строительство около четырех лет. А пока уважаемые автолюбители, предлагается терпеть. Что касаемо придорожной инфраструктуры трассы Урал, она здесь развита хорошо. Не должно возникнуть проблем ни с заправкой, ни с перекусом, ни с местом для ночлега.

Трасса М5, маршрут Самара — Уфа

От Самары до Уфы придется проехать 465 километров по трассе М5. В целом об этом участке дороги можно сказать следующее: дорожное покрытие в республике Башкортостан гораздо лучше, чем в Самарской области. Трассу Москва — Уфа активно ремонтируют и приводят в порядок. Также ее расширяют до двух полос в одном направлении.

Закончен ремонт дороги на участках с 1039 по 1045, с 1339 по 1344 и с 1438 по 1446 километр. Особое внимание водителям нужно проявить на 1077 километре (крутые спуски и подъемы), на 1041 и 1261 километрах (опасные повороты) трассы Урал. Постоянный пост ГИБДД расположен на 1432 километре.

Вообще, в Башкирии нужно быть особо бдительными в отношении инспекторов ГИБДД. Говорят, они тут злые, наглые и весьма любят устраивать подставы с временными знаками. Очень часто замечено подобное в районе 1283 километра трассы Урал. Еще в Башкирии полно камер, радаров и патрульных машин, так что всем советую глядеть в оба и соблюдать все правила дорожного движения.

Медпункты можно увидеть на 1043, 1076, 1178,1340, 1369 и 1401 километре трассы М5. Придорожный сервис на участке дороги от Самары до Уфы развит не плохо. Полно заправок, кафе, гостиниц и магазинов. Бывалые водители, советуют останавливаться на ночлег в мотелях в районе Октябрьска.

Трасса Москва — Челябинск, маршрут Уфа — Челябинск

От Уфы до Челябинска трасса М5 насчитывает 379 километров. Сказать, что дорога здесь плохая, это не сказать ничего. Трасса Урал от Уфы до Челябинска — это в большей части разбитая в хлам узкая дорога в одну полосу движения в каждом направлении. Еще этот участок дороги Москва — Челябинск называют «дорогой смерти», поскольку в силу разбитого полотна, очень плотного трафика и погодных условий — это самый аварийный отрезок пути.

Практически на всем его протяжении обгон запрещен, но для многих наших водителей единственным запрещающим знаком является бетонная стена, как результат многочисленные аварии, в том числе лобовые. Этот участок трассы Москва — Челябинск тоже пытаются приводить в порядок. Отремонтированы с 1564 по 1591, с 1605 по 1619, с 1746 по 1754, с 1786 по 1792 и с 1844 по 1860 километры пути.

Особое внимание требуют участки трассы М5 с крутыми спусками и подъемами на 1611 и 1650 километрах. Медицинскую помощь могут оказать на 1525, 1542, 1590, 1622, 1645, 1750, 1780, 1797, 1825 километрах дороги. ГИБДД и камер на пути от Уфы до Челябинска много. Стационарные посты стоят на 1553,1650,1705, 1780 километре трассы М5. Кафе, гостиниц, и АЗС от Уфы до Челябинска тоже можно найти в достаточном количестве.

Трасса М5, маршрут Челябинск — Екатеринбург

От Челябинска до Екатеринбурга придется проехать 210 километров по трассе Урал. Этот отрезок дороги расширяют до двух полос движения в одну сторону. По планам строят рядом с уже существующими две новые полосы. По окончанию работ закроют и приведут в порядок старую, а транспорт пойдет по новой дороге.

Сейчас трассу М5 от Челябинска до Екатеринбурга, не ремонтируют, максимум, что там делается — это заплатки на большие ямы. Еще наконец-то разморозили строительство транспортной развязки в районе Снежинска (строительство началось почти двадцать лет назад). В целом сейчас трасса М5 от Челябинска до Екатеринбурга вся разбита и усеяна выбоинами, особенно возле Чишмы.

Вообще, дороги в Свердловской области настолько нуждаются в ремонте, что автомобилисты придумали способ борьбы за качество дорог. Они просто нарисовали шаржи на губернатора и его заместителей возле особо крупных ям. Причем яма в рисунке играла роль рта, а рядом написали цитаты из речей чиновников об улучшении качества дорог. Не поверите, эти ямы залатали в течении суток!! Но, к сожалению, невозможно нарисовать шаржи у каждой выбоины.

Как и везде на трассе Урал, здесь не плохо развита придорожная инфраструктура, есть кафе, гостиницы, заправки. Можно найти магазины и сервисы. Постов ДПС и камер, как обычно больше в населенных пунктах. Там же можно получить и медицинскую помощь

Еще хочу сказать, что трассу М5 тоже хотят сделать платной. Поскольку она в целом в плохом состоянии и практически нет альтернатив, наши доблестные чиновники, пытаются изъять из правил о платных дорогах пункт про альтернативные дороги. Честно говоря, становится страшно, когда за дорогу именую в народе «дорогой смерти» хотят брать деньги с автолюбителей.

Трасса М5 на картах Яндекса

В заключение советую соблюдать правила дорожного движения (не зря ведь придуманы), обедать в местах, где больше народа (лучше отстоять очередь за супом, чем потом устраивать забеги по пересеченной местности со спущенными штанами) и не останавливаться в безлюдных местах. А еще прошу дополнять информацию свежими комментариями о состоянии дел на трассе М5.

moyidorogi.ru

Федеральные трассы России, схема трасс

Федеральные трассы России
(схема трасс, номера дорог)

Номера дорогФедеральные трассы России
М-1
«Беларусь»
трасса от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) (подъезд к городу Смоленск)
М-10
«Россия»
трасса от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга (подъезды к городам Тверь, Новгород)
М-3
«Украина»
трасса от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) (подъезды к городам Калуга, Брянск)
М-9
«Балтия»
трасса от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу)
М-11
«Нарва»
трасса от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин)
М-29
«Кавказ»
дорога из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) (подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас)
М-2
«Крым»
трасса от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь) (подъезды к городам Тула, Орел, Курск, Белгород)
М-10
«Скандинавия»
трасса от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией
М-4
«Дон»
трасса от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска (подъезды к городам Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар)
М-6
«Каспий»
дорога из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани (подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста)
М-18
«Кола»
трасса от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск»)
М-8
«Холмогоры»
трасса от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска Подъезд к городу Кострома
«Вятка» трасса от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара (подъезд к городу Киров)
М-7
«Волга»
трасса от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы (подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и Пермь)
М-5
«Урал»
трасса от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска (подъезды к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Уфа, Екатеринбург)
М-51, М-53, М-55
«Байкал»
трасса от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы (подъезды к городам Тюмень, Томск)
М-52
«Чуйский тракт»
трасса от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией (подъезды к городам Барнаул, Горно-Алтайск)
М-54
«Енисей»
трасса от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией
«Амур» строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска (подъезд к городу Благовещенск)
М-60
«Уссури»
Хабаровск — Владивосток
М-56
«Лена»
Невер — Якутск
«Колыма» строящаяся дорога от Якутска до Магадана
«Восток» строящаяся автомобильная дорога от Хабаровска через Красный Яр, Ариадное и Чугуевка до Находки
М-20Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель до границы с Республикой Беларусь протяженностью 368,5 км
М-13Брянск — Новозыбков до границы с Республикой Беларусь (на Гомель, Пинск, Кобрин)
М-19Новошахтинск — Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до Магистрали «Дон»
М-21Волгоград — Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев)
М-23Ростов-на-Дону — Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу)
М-25Новороссийск — Керченский пролив (на Симферополь)
М-27Джубга — Сочи до границы с Республикой Грузия (на Тбилиси, Баку)
М-32Самара — Большая Черниговка до границы с Республикой Казахстан (на Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду, Чимкент)
М-36Челябинск — Троицк до границы с Республикой Казахстан (на Кустанай, Караганду, Балхаш, Алма-Ату)
М-38Омск — Черлак до границы с Республикой Казахстан (на Павлодар, Семипалатинск, Майкапчигай)
А-101Москва — Малоярославец — Рославль до границы с Республикой Беларусь (на Бобруйск, Слуцк)
А-103Щелковское шоссе до пересечения с Московским малым кольцом (с подъездами к г. Щелково и Звездному городку)
А-104Москва — Дмитров — Дубна
А-113Кострома — Иваново
А-114Вологда — Новая Ладога до магистрали «Кола» (через Тихвин)
А-116, 1Р56Новгород — Псков (через Сольцы, Порхов)
А-141Орел — Брянск до магистрали «Украина»
А-142Тросна — Калиновка
А-144Курск — Воронеж — Борисоглебск до магистрали «Каспий»
А-151Цивильск — Ульяновск
А-154Астрахань — Элиста — Ставрополь
А-155Черкесск — Домбай до границы с Республикой Грузия с подъездами к международному центру отдыха «Архыз» и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук
А-156Лермонтов — Черкесск
А-157Минеральные Воды (аэропорт) — Кисловодск
А-166Чита — Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой
А-212Псков — Изборск до границы с Эстонской Республикой (на Ригу)
А-216Гвардейск — Неман до границы с Литовской Республикой (через Шяуляй, Елгаву на Ригу)
А-229Калининград — Черняховск — Нестеров до границы с Литовской Республикой (на Вильнюс, Минск, магистраль «Беларусь»)
А-349Барнаул — Рубцовск до границы с Республикой Казахстан (на Семипалатинск)
1Р92Калуга — Перемышль — Белев — Орел
1Р119Орел — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов
1Р132Калуга — Тула — Михайлов — Рязань
1Р158Нижний Новгород — Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу)
1Р175Йошкар-Ола — Зеленодольск до магистрали «Волга»
1Р178Саранск — Сурское — Ульяновск
1Р193Воронеж — Тамбов
1Р208, 1Р209Тамбов — Пенза
1Р228Сызрань — Саратов — Волгоград
1Р241Казань — Буинск — Ульяновск
1Р242Пермь — Екатеринбург
1Р253Майкоп — Усть-Лабинск — Кореновск
1Р335Оренбург — Илек до границы с Республикой Казахстан (на Уральск)
1Р344Нытва — Кудымкар
1Р351Екатеринбург — Тюмень
1Р354Екатеринбург — Шадринск — Курган
1Р402Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск
1Р418Иркутск — Усть-Ордынский
1Р488Южно-Сахалинск — Корсаков

www.nemka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *