Ответственность за перевозку – Ответственность при перевозке грузов. |

Ответственность сторон по договору перевозки грузов в 2019 году

За выполнение договора перевозки груза отвечают обе стороны — и перевозчик, и отправитель. Следовательно, в случае нарушения условий договора они будут наказаны. А о том, что конкретно могут взыскать друг с друга стороны договора и в каких случаях, мы расскажем в этой статье.

Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским и транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом соглашения организаций-перевозчиков с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перемещении товара предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила касаются всех видов доставки имущества любым видом транспорта.

Что такое договор перевозки и чем регулируется ответственность по нему

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенное ему отправителем имущество в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за осуществление доставки установленную плату (ст.785 ГК РФ). Но доставить какой-либо объект из одного пункта в другой можно различными способами. Поэтому, с учетом особенностей различных способов доставки грузов, наряду с Гражданским кодексом, ответственность сторон по договору перевозки регулируется и иными нормативными актами:

Материалы по теме

Пример формулировок:

Полный текст документа вы можете скачать в конце статьи.

В соответствии с ГК РФ перевозчик несет следующую ответственность за нарушение договора перевозки груза:

  • за неподачу транспортного средства;
  • за нарушение установленного срока доставки;
  • за утрату, недостачу и повреждение (порчу) имущества.

Наказание перевозчику за неподачу транспортных средств устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами или контейнерами. Размеры штрафных санкций устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

Мерой гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза также являются штраф или пени. Кроме того, если товар не был выдан грузополучателю в течение срока, установленного нормативным актом или договором, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать имущество утраченным и потребовать за него возмещения ущерба.

В случае утраты или недостачи груза перевозчиком возмещается ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего товара, а в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

За что отвечает отправитель

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов является взаимной. Грузоотправитель несет ее перед перевозчиком в следующих случаях:

  • за невыполнение принятой заявки;
  • за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о товаре;
  • за задержку транспортного средства при погрузке;
  • за отправление запрещенного для транспортировки товара;
  • за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.

Ответственность отправителя по договору перевозки, в зависимости от вида нарушения договорных обязательств, может выражаться в уплате штрафных санкций либо в виде возмещения убытков. Конкретные размеры штрафа или неустойки также устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.


Договор перевозки грузов

ppt.ru

Ответственность сторон по договору перевозки грузов: какое нарушение

Организация доставки груза начинается с подготовления сопроводительных документов, так как на это требуется уделить много времени. Важным документом при поставке товара с пункта отправки в пункт назначения выступает договор, в котором указывается предмет договора, обязанности и ответственность сторон, участников процесса доставки. Договор выступает не обязательным документом. Он заключается по взаимному согласию сторон и не требует утверждения в государственных органах, службах.

Договор грузоперевозки заключается по взаимному согласию сторон

Концепция ответственности

Для того чтобы понимать меру ответственности за доставку груза, отправителю и перевозчику нужно знать, что лежит в основе ответственности, за что отвечает понятие и какие виды обязательности есть. После подписания договора, перевозчик берет на себя ручательство доставить груз в пункт назначения, в пункт, который согласован с заказчиком и указан в договоре. Такое действие возлагает на перевозчика имущественную ответственность, что регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Процесс взаимного согласия и выполнения условий перевозки регулирует не только договор и ГК РФ, также транспортный устав. Ответственность за некорректное предоставление услуг перевозки груза предусмотрена в 793 статье Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Закон придает большего значения ответственности за перевозку груза, чем другому виду ручательства, так как в процессе доставки товара выделяют понятие ограниченной ответственности. Взыскание может быть не только за нарушение условий договора, а и при нарушении действий во время организации грузоперевозки. Это может быть задержка при доставке перевозчиком транспортного средства для погрузки товара. Обязательство лежит и на отправителе, он должен использовать предоставленный автомобиль. Это регулируется 794 статьей ГК РФ.

Обязательство отправителя

Согласного условиям договора, ответственность за процесс доставки товара несут две стороны, как отправитель, так и перевозчик. При нарушении своих обязательств, к отправителю применяются меры:

  1. В соглашении сторон принять участие в процессе доставки товара указывается количество доставляемых позиций. Если отправитель нарушает обязательство и предоставить количество единиц товара меньше, чем указано в документе, то к нему применяются штрафные санкции. Штраф оплачивается компании, которая занимается организациею поставки содержимого багажа. Размер штрафных санкций зависит от количества непредоставленного товара. Согласно ГК РФ: «В размере процентов от стоимости перевозки не предъявленного груза«.
  2. Если отправитель нарушает пункт а, б, е восьмой статьи договора перевозки методично, планомерно и производит оплату на непостоянной основе, то компания, что производит поставку багажа имеет право прекратить доставку, придержать багаж у себя. Перед началом действий, организация должна поставить отправителя в известность за пять дней.

Себестоимость товара зависит от средней рыночной цены и промежутка, расстояния между пунктом отправки и поставки.

Если заказчик нарушает сроки оплаты услуг грузоперевозчика, последний вправе задержать багаж до внесения денежных средств

Обязательство перевозчика

В период поставки багажа, перевозчик может доставить товар в неполном составе, с повреждением упаковки, внешнего вида. Утрата товара подразумевает под собой невозможность предоставить получателю багаж на протяжении тридцати календарных дней после окончания основного срока поставки. Поставка груза в неполном составе подразумевает под собой частичную доставку, с неточным весом, количеством позиций. При возникновении такой ситуации нужно составить протокол, и указать несоответствия. Если протокол составляет перевозчик сам, без участия отправителя, получателя, то согласно четвертому пункту 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации, он не имеет силы.

Это учитывается при разбирательстве в суде. Ответственность за доставку товара лежит на перевозчике. Для того чтобы избежать меру наказания, ему нужно доказать, что утрата, недостача, повреждение товара произошли под влиянием сил и действий, которые он не мог предотвратить.

Дополнительные обстоятельства

В транспортном законодательстве есть ряд случаев, когда нарушения правил поставки груза, мера ответственности и отправителя и получателя имеет смягченный характер. К обстоятельствам относятся:

  1. Свойства товара самостоятельно терять вес. Это могут быть продукты питания, которые поставляются на длительное расстояние между пунктами отправки и назначения.
  2. Недостаточное количество тары, упаковки, в которой поставляется багаж и невозможность их замены.
  3. Если товар имеет особенные свойства, характеристики, то эту информацию отправитель должен предоставить в сопроводительных документах. Если такого примечания нет, то ответственность за недостачу или порчу груза с перевозчика снимается.
  4. Багаж должен быть соответствующего вида, без лишней влаги, порчи.

Груз должен быть доставлен в целости и сохранности

Снятие мер наказания законным путем

Закон предусматривает случаи, когда грузоперевозчик может снять с себя ответственность на законных основаниях. К таким случаям относятся:

  1. Не будет нарушением, если перевозчик доставит содержимое багажа в том виде, который предоставила сторона отправителя, в контейнере, упаковке с пломбами, маркировкой.
  2. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит своего представителя, сопровождающего груз.
  3. Не будет нарушением, если сторона отправителя предоставит в документации, несоответствующую содержимого багажа, информацию. Если часть информации будет скрыта.
  4. Не будет нарушением, если сторона отправителя одобрит поставку багажа в транспортном средстве открытого типа, в открытом кузове прицепе. На такой груз может иметь воздействие погодные условия.
  5. Не будет нарушением потеря веса груза естественным способом в приделах нормы.

Компенсация грузоперевозчиком

Возместить ущерб за порчу, недостачу и нарушение сроков поставки, грузоперевозчик может в той мере, в которой был нанесен реальный ущерб. Это может быть:

  1. Утрата и недостача товара компенсируется соответственно рыночным ценам, стоимости и размеру недостающего и утраченного товара.
  2. Порча товара. Если восстановить внешний вид товара нельзя, то грузоперевозчик должен компенсировать разницу первоначальной цены товара и после порчи. Компенсация может быть и в полном размере стоимости товара. Это решение принимает сторона отправителя и соответствующие органы.
  3. Если сторона отправителя производит отправку дорогостоящего товара, то рекомендовано это делать с объявленной ценностью. При полной потере багажа, грузоотправитель компенсирует стоимость багажа в размере согласно объявленной стоимости. Это действие регулируется и предусматривается вторым пунктом 796 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Стоимость багажа указывается в договоре, в сопроводительных документах.

Компенсация ущерба в случае порчи багажа оговаривается в одном из пунктов договора

Несвоевременная доставка содержимого багажа

При оплате штрафных санкций, важно учесть фактор, который повлиял на возникновения факта возмещения. Много вопросов и разбирательств возникает при нарушении сроков доставки груза. Если возникает такая ситуация, грузоперевозчик обязан оплатить пеню, возмещение. Такое правило принято в работу всеми транспортными организациями. Вычисляется размер пени, возмещения в соответствии периода задержки груза и стоимости, размера оплаты за предоставляемую услугу. Ответственность можно изменить. Решение принимают обе стороны действия. Законодательно регулируются изменения Гражданским Кодексом Российской Федерации, 793 статей.

Не своевременная поставка содержимого багажа может стать причиной того, что он доставлен в несоответствующем виде, с порчей. При возникновении такой ситуации, грузоперевозчик оплачивает и пеню за несвоевременную доставку и штраф за принесенный отправителю ущерб.

Влияние внешней среды

Второй пункт 794 статьи ГК РФ определяет перечень ситуаций, когда участники процесса не несут ответственность за порчу, потерю и не своевременную доставку груза:

  1. Влияние погодных условий, военные действия, пожар, бедствия стихийного характера.
  2. Нарушить и замедлить процесс передвижения транспортного средства могут уполномоченные органы, транспортный устав, кодекс. Законодательная база позволяет остановить движение автомобиля.
  3. Другие случаи. Это может быть приостановление действий на срок не меньше трех суток. Задержка может быть связана с дорожными происшествиями, авариями, погрузкой багажа на платформу.

Партнерский контент

logoskop.ru

Ответственность за перевозку груза

Гражданские правоотношения предусматривают возможность применения принципа свободы договора. Причем данное правило относится практически к любой сделке, в включая и договор перевозки.

Однако ряд нормативных актов устанавливают дополнительные требования, предъявляемые к договорам перевозки. Российская Федерация является также страной, ратифицировавшей некоторые конвенции, регламентирующие как порядок осуществления перевозок груза и багажа, так и ответственность за перевозку груза.

Важно отметить, что услуга перевозки может оказываться на законных основаниях только официально зарегистрированным предприятием. То есть, заключая договор перевозки, заказчик подписывает сделку не просто с водителем, а с предприятием, от имени которого действует водитель.

При заключении сделки Гражданский Кодекс РФ предусматривает обязательное включение ряда правил в договор. Они именуются существенными условиями сделки. Такие существенные условия устанавливаются для каждого договора отдельно. Так, в случае оформления договора перевозки важно указание места отправления и места назначения, тип груза, транспорт, на котором будет осуществляться перевозка и время доставки. При этом общим правилом является то, что перевозка должна быть осуществлена по максимально краткому пути, если не оговорено иное.

Также по общему правилу, ответственность за перевозку несет ее исполнитель — то есть компания, которая вызвалась оказать данную услугу. Статья 796 Гражданского Кодекса РФ более детально регламентирует основания и последствия ответственности перевозчика. Ответственности за перевозку грузов можно избежать в том случае, если будет доказан факт причинения ущерба заказчику по причине некачественности груза или наступления обстоятельств непреодолимой силы. Юристы данные обстоятельства именуют форс-мажорными. Однако для того, чтобы констатировать факт их наступления, необходимо соблюсти установленную процедуру и получить подтверждающие документы в компетентномгосоргане. К таковым обстоятельствам относят землетрясение, стихийное бедствие, военные действия и т.п. Во всех случаях ответственность до момента передачи груза лежит на перевозчики вне зависимости от формы вины: умысла или неосторожности.

www.kiberlog.ru

Ответственность по договорам перевозки | Гражданское право РК

Общие основания ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, равно как и по другим договорам перевозок, основываются на действии статьи 701 ГК РК. Также как и за нарушение других договорных обязательств при неисполнении или неисполнении обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, которая предусматривается Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также непосредственно договором перевозки грузов.

По общему правилу по договорам перевозки также являются недействительными соглашения, направленные на ограничение или устранение установленной законодательными актами ответственности. Возможность соглашений об этом также должна предусматриваться законодательными актами о транспорте.

Ответственность может наступать за невыполнение плана перевозок (имеется в виду план, основанный на договоре об организации перевозок). Такая ответственность предусматривается только для железнодорожных перевозок. По остальным нормативными актами, регулирующими перевозки ответственность может предусматриваться в самих договорах перевозок или договоров об организации перевозок. Статьей 122 ВУЖД за невыполнение плана перевозок обеими сторонами договора предусматривается имущественная ответственность в виде штрафа. Нарушение плана перевозок со стороны перевозчика будет выражаться в неподаче, несвоевременной подаче транспортных средств. Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение плана перевозок в случаях:

-неиспользования поданных под погрузку вагонов и контейнеров; -отказа от предусмотренных планом вагонов и контейнеров;

-неиспользования вагонов и контейнеров, простаивающих на станции в ожидании подачи под погрузку и выгрузку по вине грузоотправителя. Ответственность грузоотправителя наступает в этих случаях независимо от того, что план перевозок в целом выполнен. Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность и за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке, если заявки грузоотправителя в отношении них были приняты железной дорогой.

Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение плана железнодорожных перевозок, если исполнению обязательств препятствовали явления стихийного характера (наводнение, землетрясение, оползни, смерчи и т. п.). Основанием освобождения их от ответственности служит также наложение моратория на исполнение обязательств по перевозке.

Грузоотправитель не несет ответственности, если он не использовал вагоны (контейнеры), поданные грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя. Также если грузоотправитель восполнит в течение календарной декады недогруз, допущенный им в отдельные дни той же декады. В аналогичных ситуациях, когда речь идет о перевозках нефти или нефтепродуктов, ответственность грузоотправителя исключается, если он восполнит недогруз в той половине месяца, в которой был допущен недогруз, притом, что их отгрузка производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.

Железная дорога освобождается от ответственности за нарушение плана перевозок помимо наличия вышеуказанных оснований в следующих случаях:

— при задержке грузоотправителем вагонов, контейнеров под выгрузкой и очисткой. Но при этом железная дорога освобождается от ответственности только за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое было задержано им по этим

причинам и физически не могло быть подано под погрузку;

— если железная дорога в течение календарной декады восполнит неподачу вагонов, контейнеров, допущенную в отдельные дни той же декады. По перевозкам нефти и нефтепродуктов срок восполнения подачи подвижного состава составляет соответственно полмесяца (при тех же обстоятельствах, которые исключают ответственность грузоотправителя).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза с того момента, с которого он принял их к перевозке, до момента выдачи груза получателю, уполномоченному им лицу.

Предусмотрена виновная ответственность перевозчика. Однако, как и по другим договорам в гражданском праве (обязательствам), существует презумпция его вины в качестве должника не исполнившего, ненадлежащим образом исполнившего обязательство. Вследствие этого он отвечает за утрату груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.

Статья 127 ВУЖД более конкретизирует основания освобождения от ответственности за невыполнение указанной обязанности. Это будет иметь место, если утрата, порча, недостача или повреждение принятого к перевозке груза произошли:

а) по вине грузоотправителя или грузополучателя;

б) вследствие особых естественных свойств груза, а также вследствие сдачи груза к перевозке без
указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности
для сохранения груза при перевозке или хранении;

в) по причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой грузов в крытые вагоны, контейнеры, если
погрузка или выгрузка производились средствами отправителя или получателя;

г) вследствие естественных причин, связанных с перевозкой грузов на открытом подвижном
составе;

д) при перевозке груза в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

е) вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по
наружному виду при приеме грузов к перевозке или применения тары, не соответствующей
свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

ж) вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных
грузоотправителем в накладной;

з) вследствие естественной убыли массы груза в пределах установленной нормы;

и) вследствие порчи скоропортящихся грузов, когда при перевозке соблюдались сроки
транспортабельности и температурный режим.

Перевозчик будет освобождаться от ответственности по общему правилу, при наличии внешних признаков перечисленных оснований. Грузополучатель, заинтересованный в привлечении его к ответственности, должен доказать вину железной дороги в несохранной перевозке.

Особенностью имущественной ответственности по договорам перевозки является то, что ее размер ограничивается причиняемым реальным ущербом. Когда происходит утрата или недостача груза, размер возмещения должен равняться размеру стоимости утраченного или поврежденного груза. Если произошло повреждение (порчи) груза, размер вреда исчисляется из суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере полной его стоимости. При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, вред возмещается в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если отсутствуют счет или указание цены в договоре, она определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением установленного ущерба, который возник вследствие утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, должен возвратить грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, взысканную за перевозку этого груза, если плата за перевозку не была включена в стоимость груза.

Грузоотправитель либо грузополучатель имеют право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если груз не был выдан грузоотправителю по его требованию в течение 7 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом, смешанном сообщений по истечении 30 дней с того дня, когда груз был принят к перевозке.

Для возможности фактического применения презумпции виновности или невиновности той или другой стороны в перечисленных случаях и вследствие этого соответственно решения вопроса об ответственности в ГК включена очень важная по своему значению норма (п.5 статьи 705). Она устраняет ранее существовавшую дискриминацию грузоотправителей, грузополучателей, которым при отрицании вины перевозчиком было чрезвычайно трудно доказать обратное. В свою очередь это вызывалось тем, что в целом декларируемая в гражданском праве презумпция вины должника в нарушении обязательства применительно к отношениям перевозки практически сводилась на нет.

Согласно новому действующему законодательству составленные перевозчиком в одностороннем порядке документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы- см. текст ВУЖД: ст. 147) в случае спора подлежат оценке судом в одностороннем порядке, наряду с другими документами, которые позволяют делать выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика либо противоположной стороны по договору.

Отдельные санкции ответственности по железнодорожным перевозкам предусмотрены за просрочку в доставке грузов, включая перевозки в прямом смешанном сообщении (за часть, где осуществлялась железнодорожная перевозка). Железная дорога должна уплатить грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине, в размере 5 % от провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 % платы за перевозку. С железной дороги в таком же размере может быть взыскан штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими. В соответствии с. п. 19 Временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов) воздушный перевозчик в связи с задержкой перевозки груза будет нести ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя груза.

За предъявление к перевозке груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием в железнодорожной накладной наименования или свойства груза с грузоотправителя помимо взыскания причиненных железной дороге убытков взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу за все расстояние перевозки.

Если без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, предприятием, которому принадлежит подъездной путь, вагоны или контейнеры железной дороги использованы для своих внутренних перевозок, они уплачивают железной дороге штраф в десятикратном размере, от предусмотренных за задержку свыше установленных сроков (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой (выгрузкой). Размеры штрафа за простой вагонов или задержку контейнеров определяются ст. ст. 133, 134 ВУЖД. Грузоотправитель либо грузополучатель могут освобождаться от ответственности лишь в ограниченном числе случаев, если простой вагонов или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера, вызвавших перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, а также по причине явлений стихийного характера или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы. Ответственность указанных субъектов не наступает, если железная дорога подала вагоны (контейнеры) в количестве, превышающем максимальную перерабатывающую техническую способность погрузочных или выгрузочных пунктов грузоотправителя, грузополучателя.

Грузоотправитель несет ответственность (возмещает убытки) перед железной дорогой, также в случае возникновения аварийной ситуации из-за перегруза вагона, контейнера сверх допускаемых норм.

При наличии согласия грузоотправителя и других субъектов, перечисленных в статье 139 ВУЖД, допускается подача под погрузку неочищенного подвижного состава и контейнеров. Однако при этом железная дорога будет уплачивать в пользу грузоотправителя штраф в размере, определяемом указанной статьей ВУЖД. Для очистки вагонов и контейнеров грузоотправителю и другим соответствующим субъектам будет предоставляться время, определяемое по согласованию сторон.

В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава или контейнеров грузополучатель также несет ответственность, размер данной ответственности (штрафа) будет такой же, как и размер ответственности перевозчика за подачу неочищенных вагонов (контейнеров) под погрузку.

При повреждении или утрате представленных железной дорогой подвижного состава или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования грузоотправитель, грузополучатель и другие виновные лица обязаны их отремонтировать или уплатить железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава, контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования по ценам, определяемым на момент повреждения или утраты.

При повреждении железной дорогой подвижного состава или контейнеров, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, железная дорога несет такую же ответственность. Порядок замены поврежденного железной дорогой арендованного подвижного состава предусматривается в договоре об аренде. За утраченные железной дорогой вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям), железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать вагоны, контейнеры взамен утраченных. Также как и грузоотправитель, железная дорога, самовольно занявшая вагоны, контейнеры, принадлежавшие предприятиям, организациям, учреждениям или арендованные ими, уплачивает их собственнику, арендатору штраф в десятикратном размере от предусмотренных статьями 133, 134 ВУЖД. Этот штраф подлежит взысканию независимо от штрафа за простой вагонов, контейнеров или платы за пользование ими.

Особенностью перевозочных отношений является то, что с момента доставки груза вся полнота прав грузоотправителя, если иное не будет предусматриваться договором между грузоотправителем и грузополучателем или договором перевозки, переходит к грузополучателю, уведомленному перевозчиком о прибытии в его адрес груза.

Вследствие этого грузополучатель вправе потребовать от грузоотправителя возмещения размеров штрафов, сборов, а также расходов и убытков, связанных с перевозкой, выплаченных перевозчику вследствие неправильных действий грузоотправителя. Несмотря на то, что эти положения закреплены применительно к железнодорожной перевозке (ст. 143 ВУЖД), они имеют значение и для перевозок грузов другими видами транспорта.

В тех случаях, когда груз адресовался грузополучателю, которого по тем или иным причинам не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой по окончательным расчетам за перевозку будет нести грузоотправитель.

При всех видах перевозок перевозчик должен своевременно подать транспортное средство, обеспечить возможность погрузки (выгрузки). Более жесткие требования в этом отношении предъявляются опять же по договорам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При наличии в этом ее вины железная дорога несет ответственность за задержку подачи вагонов под погрузку или выгрузку свыше 15 минут против установленных сроков. Железная дорога отвечает и за несвоевременную уборку вагонов с места погрузки или выгрузки, если просрочка превышает 15 минут (размер ответственности в этих случаях определяется статьями 145 и 133 ВУЖД). Задержка свыше 15 минут при этом принимается за полный час.

При прямом смешанном сообщении за утрату, порчу, повреждение, недостачу груза перевозчики солидарно отвечают перед грузоотправителем (грузополучателем).

Если речь идет о просрочке, ответственность будет нести последний перевозчик, который может избежать ответственности, доказав, что просрочка произошла не по вине перевозчиков (ч.2 статьи 703 ГК РК). Когда последний из перевозчиков возместит вред, причиненный вследствие просрочки другого (других перевозчиков) перевозчика, он приобретет право регрессного требования к виновнику .

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа. При невыполнении обязательств по перевозке пассажира и багажа перевозчик несет установленную законодательством ответственность. Особенностью законодательно установленной ответственности является унификация норм об ответственности применительно к перевозкам всеми видами транспорта.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях), перевозчик должен уплатить пассажиру штраф в размере, установленном законодательными актами о транспорте, если не докажет, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы.

Пассажир в указанных случаях имеет право отказаться от перевозки, и тогда перевозчик обязан возвратить провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им в связи задержкой убытки.

В соответствии с ч.2 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О транспорте» при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика (когда пассажир все же воспользовался услугами перевозчика) последний должен уплатить пассажиру штраф в размере 3 % от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма подлежащего при этом уплате пассажиру штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. Если происходит задержка рейсов на 10 часов и более, то перевозчик обязан за свой счет предоставлять пассажирам места в гостинице и питание. По запросу пассажира ему будет выдаваться официальный документ или должна производиться отметка в его билете о причине задержки перевозки.

Размер ответственности за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа является таким же, как по утрате, недостаче, повреждении принятого к перевозке груза. За просрочку в доставке багажа перевозчик должен уплатить получателю багажа штраф в размере 10 % платы за перевозку за каждые сутки просрочки. Предельный размер ответственности и в этом случае не должен превышать 50 % платы за перевозку.

По соглашению сторон, если перевозчик согласен на более высокий размер ответственности, на компенсацию убытков пассажира, либо получателя багажа, указанные, предусмотренные законодательством размеры ответственности могут быть изменены в сторону увеличения. Однако приведенные санкции ответственности следует рассматривать как минимальный размер ответственности за нарушения перевозчиком договоров перевозки пассажиров и багажа.

Перевозчик несет имущественную ответственность, если при перевозке был причинен вред здоровью или жизни пассажира. Все транспортные средства можно отнести к источникам повышенной опасности, кроме того, перевозчик, как правило, субъект предпринимательской деятельности. Вследствие этого предусматривается безвиновная ответственность перевозчика, и он может быть освобожден от возмещения причиненного здоровью и жизни пассажира вреда, только если перевозчик докажет, что вред был причинен из-за умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы.

Отправитель багажа (равно как и отправитель груза) будет нести ответственность за вред, причиненный перевозчику или третьему лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, если он в транспортных документах указал неправильные, неточные или неполные сведения. Причем в отличие от ответственности перевозчика, ограниченной размером реального ущерба, для отправителя предусматривается полная ответственность, которая должна включать в себя и убытки, понесенные перевозчиком (ч. 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О транспорте»). Она представляется дискриминационной для контрагентов перевозчиков-отправителей. Следует ограничить ее размер реальным ущербом перевозчика.

ibrain.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *