Международная товарно транспортная накладная – Зачем нужна товарно-транспортная накладная CMR, и как она оформляется

Содержание

Международная транспортная накладная | Гордон и Партнеры

А. Гордон

Перевозки между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией

Заполнение CMR-накладной грузоотправителем

Заполнение CMR-накладной перевозчиком (экспедитором)

Заполнение CMR-накладной грузополучателем

 

Налоговый адвокат

Гордон Андрей Эдуардович

Среди хозяйствующих субъектов существует мнение, что подписание 29.05.2014г. договора «О Евразийском экономическом союзе» между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией отменило границы между странами и отпала необходимость соблюдения связанных с этим формальностей.

Действительно, с 2015г. отменено декларирование при перемещении товаров между Россией, Казахстаном, Белоруссией и другими государствами экономического союза (статья 25 Договора «О евразийском экономическом союзе»), по этому, перемещаемые между Россией, Казахстаном, Белоруссией грузы в таможенном отношении не оформляются и передача CMR-накладных таможенным органам не производится.

Вместе с тем, статус перевозки грузов из России в Казахстан, в Белоруссию и другие страны экономического союза в качестве международной перевозки грузов,  международный договор ЕАЭС не изменил.

Хозяйствующие субъекты государств-участников договора при перевозке грузов с территории одного государства-участника договора на территорию другого по прежнему выполняют международную перевозку грузов и обязаны соблюдать требования законодательства о международной перевозке грузов.

Существуют подзаконные акты и разные разъяснения министерств касательно оформления таких перевозок, вроде бы допускающих оформлять перевозку в соответствии с внутренним законодательством государства места отправления груза. Вместе с тем, хозяйствующим субъектам целесообразно принять во внимание интересы своих контрагентов, расположенных в другом государстве. Транспортные документы используют все стороны поставки, в том числе в качестве документов, обосновывающих расходы и вычеты при исчислении налогов.

Порядок исчисления налогов  каждым участником поставок определяется национальным налоговым законодательством государства места нахождения стороны. Например, от наших клиентов нам известно, что налоговики Казахстана по поставкам из России требуют представления накладных по форме CMR.

Россия и Армения не имеют общей границы и автотранспорт может доставить грузы только транзитом через Грузию или Азербайджан.

В связи с изложенным, отгрузки из России в Армению должны оформляться и с накладными по форме CMR и кроме того требуют оформления в таможенном отношении для транзитного следования через территорию сопредельных государств.

Принимая во внимания наличие особенностей национального законодательства государств участников договора «О ЕАЭС», а так же в целях устранения известных споров для перевозчика в пути, мы рекомендуем обращать внимание на эти моменты и согласовывать комплектность, форму и т.п. требования к документам на перевозку в тексте договора поставки.

Международная транспортная накладная (СMR)

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) подтверждает перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого. Накладная-CMR составляется грузоотправителем количеством экземпляров не менее шести. В CMR-накладную вносят сведения о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике и местах их нахождения, сведения о транспортном средстве, адресе погрузки и места назначения – место разгрузки.

В случаях, когда вывоз товаров с территории России производят Казахстанские перевозчики, транспортные документы могут быть изготовлены по законодательству Казахстана. Необходимо тщательно заполнять сведения о месте погрузки и месте выгрузки, они должны быть расположены соответственно в России и Казахстане.

В товарной части CMR-накладной содержатся сведения о грузе. При большом перечне грузов, если для их внесения  не достаточно бланка CMR-накладной, допускается прикладывать к накладной перечень грузов и их описание.

В отличие от «внутренней» транспортной накладной, при экспорте из России в Казахстан обязательно должна быть заполнена графа 10 CMR-накладной — «код товара», в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

С июля 2016 года для российских экспортеров заполнение информации «код товара» обязательно и для счетов-фактур, поскольку для сырьевых и не сырьевых товаров с июля 2016 года  вычет входного НДС производится по разному.

CMR-накладная оформляется на бланках изготовленных типографским способом на иностранном языке или иностранном и русском языках. Известны не единичные случаи возникновения налоговых претензий при предъявлении для обоснования права на налоговую ставку НДС 0 процентов CMR-накладных без приложения  перевода на русский язык.

При отправке груза CMR-накладную подписывают грузоотправитель и перевозчик. Один из экземпляров  CMR-накладной остается у грузоотправителя, оставшиеся экземпляры сопровождают груз.

При получении груза грузополучатель заполняет не менее трех страниц CMR-накладной о получении груза с проставлением даты, времени получения груза подписи материально ответственного лица и печати. Одна страница накладной остается грузополучателю, две страницы  CMR-накладной с подписями и печатями (штампами) соответственно грузоотправителя и грузополучателя перевозчик передает заказчику перевозки вместе со счетом за перевозку.

Зачем оформляется накладная по форме CMR?

Оформление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза  (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Женева 19 мая 1956 года).

CMR-накладная оформляется в виде бланка. Количество бланков определяется в каждом конкретном случае и согласно Конвенции  не может быть менее 3-х: 1 — для грузоотправителя, 2 – для грузополучателя, 3 – для перевозчика. Причем, все экземпляры оформляются при отправке, и у перевозчика находятся не менее 3-х.

При доставке грузополучатель заполняет соответствующие графы всех экземпляров CMR-накладной (№24) о получении груза. Один из которых остается у грузополучателя, второй предназначен для грузоотправителя и один остается у перевозчика. Из них два последних перевозчик забирает после доставки.

В тех случаях, когда перевозится в одном транспортном средство разные партии, или груз следует на разных транспортных средствах, а так же в иных случаях, например для таможенных целей, количество экземпляров CMR-накладной может быть увеличено. Например при экспорте из Белоруссии требуют оформить 6 экземпляров, из России – 3.

Рекомендуем пользоваться простым правилом: Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов с учетом применяемой отправителем юридической схемы международного контракта и способа организации перевозки.

Соответственно, страницы CMR-накладной предназначаются для грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов.

Заполнение CMR-накладной производится уполномоченными лицами и определяются условиями международного контракта на поставку товаров. Целесообразно этот вопрос однозначно согласовать в тексте договора.

 

Одна страница CMR-накладной остается у грузоотправителя, остальные сопровождают груз.

Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) получателю груза.

Две страницы с подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

 

При заполнении международных товарно-транспортных накладных нужно руководствоваться Женевской Конвенцией. Так же можно руководствоваться информацией Федеральной Таможенной Службы РФ (письмо от 02.05.2012 N 04-30/22006) согласно которому CMR-накладные Белорусских поставщиков оформляются по следующим правилам:

Заполнение CMR-накладной при отправке груза

  1. При отправке груза заполняются графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной.
  2. В графах 1, 2 указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  3. В графе 3 указываются страна и место назначения (разгрузки) груза. В графе 4 указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
  4. Графа 5 содержит перечень прилагаемых документов.
  5. В графе 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов.
  6. В графе 7 указывается количество мест груза.
  7. В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
  8. В графе 9 указывается наименование груза.
  9. В графе 10 указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
  10. В графе 11 указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
  11. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.

В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  1. Графа 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.

В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

  1. В графе 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  2. В графе 15 указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
  3. В графе 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  4. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

 

Заполнение CMR-накладной перевозчиком (экспедитором)

Перевозчик заполняет графы: 16-18, 23, 25-29 CMR-накладной

  1. Графа 16 заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
  2. В графе 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
  3. Перевозчик имеет право вносить в графу 18 оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

  1. Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи).
  2. В графе 25 записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  3. В графе 26 записываются марки и модели тягача и полуприцепа.
  4. В графах 19, 27, 28, 29 указывается информация (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее).

 

Заполнение CMR-накладной по прибытии груза (грузополучателем)

Получатель заполняет графу 24 CMR-накладной во всех экземплярах, прибывших с перевозчиком.

Заполнить CMR-накладную от имени грузополучателя может только полномочный представитель грузополучателя.

В графе 24 получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

30 декабря 2016 года

Налоговый адвокат

Гордон Андрей Эдуардович

gordon-adv.ru

CMR (Международная транспортная накладная) — Сам себе импортер

CMR — международная транспортная накладная. Документ, обязательный при международной перевозке грузов

Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture) — самый важный документ в международных перевозках. CMR — фактическое доказательство международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.

Как расшифровывается CMR

Наименование «CMR» — аббревиатура французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route».
В РФ принято название «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958 г. .
В разных странах CMR (международная товарно-транспортная накладная) CMR называют по-разному:

  • International consignment note (английский),
  • Frachtbief (немецкий),
  • Vrachtbrief (голландский),
  • Fragtbrevet (датский),
  • CMR-Fraktsedel (шведский),
  • Lettre de voiture international (французский),
  • Carta de porte internacional (испаснкий),
  • Lettera di vettura internazionale (итальянский).

В 1978 году в КДПГ включен ряд изменений, касающихся страхования груза и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер суммы к возмещению не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR).

Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах (одна из которых входит в Конвенцию).
Ни одна международная автомобильная перевозка и/или грузоперевозка не обходится без международной транспортной накладной.
Многие рассматривают CMR как простую формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.

Упускают, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы, но, досконально определяет права и ответственность участников международной автомобильной перевозки.

Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на международную транспортную накладную поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».
В любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ.
В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.

Компании-участники международных перевозок обращаются к декларации КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки.

Сколько экземпляров СMR необходимо

Международную транспортную накладную составляют минимум в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если один экземпляр международной транспортной накладной захочет оставить у себя таможня (а это бывает часто).
В данном документе собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.

Узнать больше:

www.eride.ru

CMR — что это? CMR

В последнее время многие стали обращать внимание на международные перевозки. И в связи с этим возникает вопрос: CMR – что это? Этот вопрос мы постараемся осветить в данном обзоре.

Под CMR подразумевается международная товарно-транспортная накладная, которая считается обязательным элементом таможенной декларации. Если вы решили пересечь границу с каким-либо товаром, то подобная накладная должна присутствовать у вас в наличии. Итак, мы разобрали вопрос: CMR – что это? Теперь стоит поговорить о тех основах, которые следует понимать.

Данные какого типа предоставлены в международном документе?

Накладную CMR необходимо оформлять в случае осуществления перевозок по всем европейским странам. Она хранит в себе информацию следующего типа:

  1. Имя/наименование отправителя/отправляющей товар компании.
  2. Имя/наименование получателя/получающей товар компании.
  3. Наименование того груза, который надо перевезти через границу.
  4. Вес перевозимого груза.

CMR накладная также может содержать в себе следующую информацию:

  1. Данные о том, что перегрузка не должна иметь место.
  2. Данные о платежах, которые должны быть оплачены в обязательном порядке.
  3. Сумма тех платежей, которые подлежат оплате во время сдачи товара.
  4. Данные об объявленной стоимости товаров.
  5. Рекомендации, в которых сказано о страховании товара.
  6. Информация о том сроке, в течение которого отправитель должен осуществить перевозку.
  7. Список всей документации, которая передается непосредственно перевозчику.

Это основная информация об CMR. Что это, вы теперь знаете.

Чем надо руководствоваться при заполнении документации?

При осуществлении перевозок с необходимостью пересечения границы в накладной такого типа следует поставить все необходимые отметки. В тот момент, когда товар приходит к получателю, он должен расписаться. Таким образом он подтверждает, что доставка была осуществлена.

Форма и порядок заполнения, которыми характеризуется CMR накладная, утверждены Министерством транспорта и коммуникаций. Все правила зафиксированы в соответствующей конвенции. Под этим документом понимается инструмент международного частного права, который был утвержден в 1956 году. Конвенция предполагает регулирование договорных отношений по международной транспортировке. Такой документ определяет правила заполнения CMR. Украина, Россия, Беларусь и многие другие страны действуют в полном соответствии с этой конвенцией.

Какие типы накладных могут быть выбраны?

Пункт 1 в инструкции, определяющей правила, по которым заполняется накладная, утверждает, что во время отправления груза из какого-либо государства можно при оформлении руководствоваться как теми правилами, которые утверждены постановлением, так и законодательством, действующим на территории страны-отправителя. И в этой ситуации не играет роли, какой CMR бланк был выбран – установленный постановлением или государством-отправителем.

Кто сможет приобрести накладную?

Второй пункт инструкции по заполнению говорит о том, что накладную CMR смогут приобрести отправитель груза, экспедиторы, перевозчики. Происходит это в полном соответствии с договором по перевозке.

Сколько листов должно быть в международном документе?

В пункте втором инструкции по оформлению сказано, что CMR бланк может насчитывать до 10 страниц, на которых имеются незаполненные графы. Они могут быть отпечатаны на самокопирующейся бумаге и обладают такими параметрами, как учетная серия и номер. Накладная должна быть выписана отправителем как минимум на четырех страницах. Первые четыре обладают своим собственным наименованием, которое должно быть присвоено типографическими способами. Названия этих страниц следующие:
  1. Экземпляр для отправителя.
  2. Экземпляр для получателя.
  3. Экземпляр для перевозчика.
  4. Для расчетов.

Информация, которая должна быть указана

Оставшиеся листы, которыми характеризуется международная накладная CMR, не обладают своим собственным наименованием. Первая страницы накладной останется у отправителя. Она необходима для того, чтобы можно было подтвердить факт отправки товара и проведения всех необходимых расчетов.

На второй, третьей и четвертой страницах должны в обязательном порядке находиться подписи и печати той стороны, которая отправляет груз. Также на этих листах должны быть подписи и той стороны, которая занимается перевозкой товара.

Вторая страница должна быть у той стороны, которая занимается сопровождением товара. Она отдается водителем тому человеку, который получит груз. Данная страница необходима для того, чтобы можно было подтвердить, что товар был получен/доставлен.

Третья вместе с четвертой страницы будут отданы перевозчику. Они заверяются печатями и подписями как отправителя, так и получателя. Четвертая страница, которая служит основанием для произведения всех необходимых расчетов, требуется для того, чтобы перевозчик мог приложить ее к общему счету за осуществленную переправку товара получателю и переслать ее тому, кто сделал заказ. Именно эта сторона и является плательщиком перевозки. Третья страница прикладывается к путевому бланку и является основанием для того, чтобы были учтены всего оказанные услуги по транспортировке груза. Руководствуясь данной страницей, необходимо произвести расчет той заработной платы, которую получит перевозчик. И может быть отдано таких листов CMR 200. Что это под собой подразумевает? Это может объясняться большим количество грузов, которые требуется отправить сразу по нескольким адресам. Но об этом далее.

Заполнение других листов международного документа

Оставшиеся листы накладной заверяются подписями и печатями отправителя и перевозчика. Они необходимы для таможенных организаций. Число дополнительных страниц будет определено условиями осуществляемой перевозки. В том случае, если груз доставляется разным получателям, накладная должна быть заполнена для каждого отдельного адреса. Таким образом, заполнение 4 страниц – это минимальное число. Стороны, во время согласования условий транспортировки товара должны указать требуемое число страниц CMR. Дополнительные листы могут быть предоставлены в любом количестве. Кроме того, можно заказать сразу несколько накладных, если доставка производится достаточно часто. К примеру, можно выписать накладные CMR-200. Что это подразумевает под собой? Это значит, что заказчик получит 1 упаковку, в которой насчитывается 200 штук бланков.

Данные об отправителе и получателе

В пункте седьмом инструкции по заполнению говорится о том, что необходимо указать наименование, адрес, телефоны и стороны договора в соответствующих графах – «Отправитель» и «Получатель груза». Однако номера телефонов необходимо указать только в том случае, если они имеются.

Необходимость в указании всей дополнительной документации

В графе пятой потребуется указать те документы, которые прилагаются к международной накладной. В этом случае грузоотправитель должен отметить наличие такой документации, как:

  1. Ветеринарный сертификат в той случае, если надо произвести транспортировку животных или те продукты, которые относятся к категории животного происхождения. Этот документ также требуется в том случае, если происходит переправка сырья животного происхождения, ветеринарных препаратов, корма и других соответствующих грузов, которые подлежат ветеринарному надзору.
  2. В том случае, если происходит переправка подкарантинных материалов, надо приложить к накладной карантинный сертификат.
  3. Фитосанитарный сертификат требуется в том случае, если производится переправка соответствующих товаров.
  4. Отгрузочная спецификация.
  5. Сертификат, который подтвердит соответствие качества в той ситуации, когда транспортируются товары промышленного и продовольственного типа.
  6. Сертификат происхождения.
  7. Разрешение от всех необходимых органов государственного управления, если оно необходимо.
  8. Акт, который подтвердит загрузку автомобиля.
  9. Счет-фактура.

Кто отвечает за расходы при неправильно заполненной накладной?

Отправитель грузов берет на себя ответственность за все расходы и убытки, которые возникают у перевозчика в случае неправильного или недостаточного указания данных в накладной. Заполнением этого документа должен заниматься именно грузоотправитель.

Опасные грузы требуется указывать в отдельной графе

Шестую графу надо заполнять в той ситуации, когда происходит перевозка опасных грузов, которые классифицируются по Европейскому соглашению о соответствующей перевозке. В том случае, если осуществляется транспортировка других категорий товаров, в данной графе можно указать их класс, руководствуясь действующей классификацией.

Заполнение, которое происходит непосредственно отправителем

Нередко возникают вопросы о том, следует ли заполнять пятнадцатую графу. Ее заполнением должен заниматься грузоотправитель. Руководствуясь той информацией, которая предоставлена в 19 пункте Инструкции, а также в соответствии со всеми международными правилами, в которых происходит толкование торговых терминов, 15 графу заполнять должен отправитель. При этом нужно основываться на договоре. Он заключается непосредственно с получателем и содержит в себе условия поставки.

Отправитель также должен заполнить и графу под номером 23. В ней он должен указать дату и номер путевого листа. В соответствии с этим документом происходит перевозка. Под датой путевого листа того автомобиля, который выполняет транспортировку, понимается тот параметр, который указывается на лицевой части документа. Его надо искать в такой строке, как «Выезд разрешен приказом № ____ от ___».

В заполнении каких пунктов не всегда есть необходимость

Согласно 28 пункту инструкции по заполнению, в графах под номерами 19, 27, 28 и 29, которые заполняются перевозчиком, должны быть указаны данные о том тарифе, который используется. Их может быть два — сдельный и договорной. Также надо указать и стоимость перевозки. В этом деле надо руководствоваться тарифным расстоянием и ценами на оказание дополнительных услуг. В той ситуации, когда транспортировка осуществляется по договорному типу (размер фрахта указывать предварительно не требуется), все вышеуказанные графы заполнять не требуется.

Что подразумевает под собой страхование перевозок?

Также стоит понимать, что для тех, кто занимается транспортировкой грузов, очень большую роль играет CMR страхование. Что это такое? В той ситуации, когда покупатель хочет, чтобы страхование обладало большим покрытием, он должен договариваться об этом непосредственно с отправителем. Однако и сам он может принять все необходимые меры для того, чтобы было оформлено дополнительное страхование.

В случае правильного оформления всех бумаг такая разновидность страхования будет покрывать законодательную ответственность за повреждение или гибель товара. Какие риски подвергаются страхованию:

  1. Полная гибель или повреждение груза.
  2. Нанесение вреда товару третьими лицами в процессе перевозки.
  3. Уплата всех таможенных платежей, а также разнообразных штрафов и взысканий за нарушения, которые связаны с внешнеэкономическими операциями.

Обеспечивая транспортировку по международной накладной, отвечать за то, чтобы груз остался в полной сохранности, должен перевозчик. Он должен доставить товар в целостности до того места, где будет произведена выгрузка. Если все-таки неприятная ситуация случится, все убытки или стоимость всего груза в целом должны быть возмещены перевозчиком.

В связи с этим многие заказчики выбирают такую процедуру, как страхование ответственности перевозчика. Является ли полным страхованием CMR 100? Что это значит? В случае CMR страхования будет обеспечена защита груза. Если брать 100-процентное страхование, то перевозчик может рассчитывать на компенсацию ущерба, которая возникла по его вине.

Франшиза

Следует также отметить, что при страховании в договоре может быть указана франшиза – размер убытка, который не возмещается страховыми службами. Размер франшизы, к примеру, в долларах при страховании CMR – 1000. Что это значит? Это означает, что если ущерб будет менее 1000 долларов, то и компенсации перевозчик может не ждать. Кроме того, действует условная и безусловная франшизы. В первом случае компенсация будет выплачена в полном размере, если сумма ущерба превысила 1000 долларов. В случае безусловной франшизы все не так. К примеру, если сумма ущерба равна 1400 долларов, то водитель может рассчитывать на получение только части денег при страховании CMR – 400$. Что это значит? Другими словами, водитель получит ту сумму, которая будет равна стоимости ущерба без учета величины франшизы. В нашем примере это 400 долларов. Итак, мы рассказали основную информацию об CMR. Что это, вы теперь знаете.

fb.ru

Международная товарно-транспортная накладная (CMR)

КДПГ – Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом или конвенция CMR – документ, регламентирующий договорные отношения, которые возникают в процессе международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и на данный момент насчитывает 55 стран-участниц (это практически все европейские государства, включая страны бывшего СССР). Может быть применена к любому договору международной перевозки грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

 
Международная товарно-транспортная накладная CMR — это документ, наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. 

 
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям


  • за перевозку уплачивается вознаграждение;
  • места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;
  • по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;
  • перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

rostek.vbg.ru

CMR — международная товарно-транспортная накладная

Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture) — это один из важнейших, если не самый важный документ в международных перевозках. CMR служит фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.

так выглядит заполненная в ручную CMR(нажмите на изображение чтобы увеличить)

Собственно, само наименование «CMR» — аббревиатура с французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route». В русском варианте «Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958-м.

Заграницей международная товарно-транспортная накладная CMR именуется по-разному: International consignment note (англисйский), Frachtbief (немецкий), Vrachtbrief (голландский), Fragtbrevet (датский), CMR-Fraktsedel (шведский), Lettre de voiture international (французский), Carta de porte internacional (испаснкий), Lettera di vettura internazionale (итальянский). Но даже если вы просто произнесете магическую аббревиатуру «CMR», вас поймут без лишних уточнений.

В 1978 году в КДПГ были включены важные изменения, касающиеся страхования и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер подлежащей возмещению суммы не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR). 
Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Очевидно, что практически ни одна международная автомобильная перевозка не обходится без накладной CMR. Она используется настолько часто, что многие склонны рассматривать её как простую, порой досадную, формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.

Зачастую упускается из виду, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы и туманные разглагольствования, чем грешат многие конвенции, но, напротив, досконально, в самых мельчайших аспектах определяет права и ответственность сторон, участвующих в международной автомобильной перевозке, включая сюда урегулирование возможного ущерба.

Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — это фактически и есть договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на CMR поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».

Как часто вам встречались договора между компаниями, написанные кое-как, лишь бы поскорее отвязаться? Между тем, криво заполненных, содержащих ошибки CMR пруд-пруди и о возможных проблемах, пока гром не грянет, никто не думает. Зачастую большое внимание при международной перевозке уделяется двусторонним договорам, где вычитывается каждый параграф.

При этом забывают, что в любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ. Статья 41: «…признается не имеющим силы всякое условие в договоре, которым прямо или косвенно допускается отступление от постановлений настоящей Конвенции». В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.

Чтобы лишний раз подчеркнуть главенство КДПГ по отношению к другим транспортным правилам и нормам, почти на каждом утвержденном бланке CMR указана соответствующая клауза: «Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ».

Иными словами, прежде чем начать возить, совсем не лишним будет действительно вдумчиво ознакомиться с декларацией КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки. После этого можно переходить непосредственно к заполнению CMR, благо это наука не из легких.

CMR составляется не менее чем в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если одну из CMR захочет оставить у себя таможня (она это регулярно хочет и с упорством делает).

Нужно помнить, что в международных перевозках грузов из всех транспортных и товаросопроводительных документов CMR самый информативный. В CMR собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.

 

В принципе в международных грузоперевозках, заполнить CMR, может кто угодно: отправитель, перевозчик или сторонний экспедитор. При этом, однако, стоит помнить, что собственно документом, а именно: доказательством договора перевозки между отправителем и перевозчиком, — заполненный бланк CMR становится только после того, как на него поставлены печати или подписи отправителя и перевозчика. 
Обычно это 22 (отправитель) и 23 (перевозчик) графы соответственно. Только после заполнения этих граф к CMR может по праву применяться 9 статья конвенции КДПГ: «Накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером». 
Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего, тот, кто поставил печать в 22 графу. Со своей стороны, перевозчик хотя и косвенно, тоже ответственен за правильность данных. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель изначально не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR, хотя при этом выступает прямым выгодоприобретателем. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
Тем не менее, получатель имеет право по прибытии груза на место потребовать передачи оригинала CMR. Взамен, в соответствии со статьей 13 пункт 2, теперь уже он, а не отправитель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно в итоге стоять именно три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя в этом случае особенно важна, поскольку служит доказательством доставки груза и документально зафиксированным обязательством получателя оплатить фрахт. 
Стоит отметить, что важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В накладной помимо изначально указанных сведений в ходе перевозки появляется множество печатей и отметок: вписываются номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указываются сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое. Уметь разобраться, что к чему, — сильно поможет в случае конфликтных ситуаций, когда нужно обосновать свою позицию или привести документально закрепленные доказательства.

 

shandy-trans.com

международная товарно-транспортная накладная | СТСК

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ (ТТН)

INTERNATIONAL CONSIGNMENT NOTE

LETTRE DE VOITURE INTERNATIONALE

Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)This carriage is subject, notwithstanding any clause to the contrary, to the Convention on the Contract for the International Carriage of goods by road (CMR).Ce transport est soumis, nonobstant toute clause contraire à la Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route (CMR).

1. Отправитель (наименование, адрес, страна)

Sender (name, address, country)Expéditeur (nom, adresse, pays)

2. Получатель (наименование, адрес, страна)

Consignee (name, address, country)Destinataire (nom, adresse, pays)

3. Место разгрузки груза (место, страна)

Place of delivery of the goods (place, country)Lieu prévu pour la livraison de la marchandise (lieu, pays)

4. Место и дата погрузки груза (место, страна, дата)

Place and date of taking over the goods (place, country, date)Lieu et date de la prise en charge de la marchandise (lieu, pays, date)

5. Прилагаемые документы

Documents attachedDocuments annexés

6. Знаки и номера

Marks and NosMarques et numéro
КлассClassClasse

7. Количество мест

Number of packagesNombre des colis
ЦифраNumberChiffre

8. Род упаковки

Method of packingMode d’emballage
БукваLetterLettre

9. Наименование груза

Nature of the goodsNature de la marchandise
(ДОПОГ*)(ADR*)(ADR*)

10. Статистический №

Statistical numberNo statistique

11. Вес брутто, кг

Gross weight in kgPoids brut, kg

12. Объем, м3

Volume in m3

Cubage m3

13. Указания отправителя (таможенная и прочая обработка)

Sender’s instructionsInstructions de l’expéditeur
Объявленная стоимость грузаDeclared value of goods

14. Возврат

Cash on deliveryRemboursement

15. Условия оплаты

Instructions as to payment for carriagePrescriptions d`affranchissement
ФранкоCarriage paidFranco
Не франкоCarriage forwardNon franco

16. Перевозчик (наименование, адрес, страна)

Carrier (name, address, country)Transporteur (nom, adress, pays)

17. Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)

Successive carriers (name, address, country)Transporteurs successifs (nom, adress, pays)

18. Оговорки и замечания перевозчика

Carrier’s reservations and observationsRéserves et observations du transporteur

19. Подлежит оплате

To be paid byÀ payer par
ОтправительSenderExpéditeur
ВалютаCurrencyMonnaie
ПолучательConsigneeDestinataire
СтавкаCarriage chargesPrix de transport
СкидкиDeductionsRéductions
РазностьBalanceSolde
Надбавки / дополнительные сборыSupplem. chargesSupplèments
ПрочиеOther chargesFrais accessoires
Итого к оплатеTOTALTOTAL

20. Особые согласованные условия

Special agreementsConventions particulières

21. Составлена в… Дата…

Established in… on…Établie à… le…

22. Прибытие под погрузку …час …мин

Arriving for loading …hour …minArrivée au lieu de chargement
Убытие …час …минLeaving …hour …minDépart du lieu de chargement
Подпись и штамп отправителяSignature and stamp of the senderSignature et timbre de l’expéditeur

23. Путевой лист №… от «…» …20

Фамилия водителяDriver’s nameNom du conducteur
Подпись и штамп перевозчикаSignature and stamp of the carrierSignature et timbre du transporteur

24. Груз получен… Дата…

Goods received Place… on…Marchandises reçues Lieu… le…
Прибытие под разгрузку …час …минArriving for unloading …hour …minArrivée au lieu de déchargement
Убытие …час …минLeaving …hour …minDépart du lieu de déchargement
Подпись и штамп получателяSignature and stamp of the consigneeSignature et timbre du destinaire

25. Регистрационный номер

Licence number ofNumèro d’immatriculation
ТягачLorry/tractor unitdu véhicule à moteur/tracteur
ПолуприцепTrailer/semitrailerde la remorque/semi-remorque

26. Марка

Тягач
Полуприцеп
Заполняются отправителем… включая…To be completed on the sender’s responsibility… including and…À remplir sous la responsabilitié de l’expéditeur… y compris et…
Позиции, выделенные рамкой, заполняются перевозчиком.The space framed with heavy lines must be filled in by the carrierLes parties encadrées de lignes grasses doivent être remplies par le transporteur
*При перевозке опасного груза указывать кроме возможного разрешения класс, цифру а также, в случае необходимости, букву опасного груза.*In case of dangerous goods mention, besides the possible certification, on the last line of the column the particulars of the class, the number and the letter, if any.*En cas de marchandises dangereuses indiquer, outre la certification éventuelle, à la dernière ligne du cadre: le chiffre et le cas échéant, la lettre.

stsk.biz

Международная товарно-транспортная накладная CMR

Вопросами, касающимися регулирования международных автомобильных перевозок, занимается Конвенция о Договоре международной дорожной перевозки грузов, сокращённо КДПГ. Конвенция международных перевозок занимается тем, что заключает договоры, касающиеся перевозок, и приводит их в исполнение. А также перевозчик несёт ответственность перед Конвенцией за грузы.

Чтобы существовало письменное подтверждение договора о перевозке, составляется накладная в соответствии с правилами КДПГ. Утеря или неправильное составление накладной никаким образом не отразится на существующем договоре о перевозке. Накладная обладает силой в соответствии с договором.

Как составляется накладная?

Процесс составления накладной следующий. Её составляют в трёх экземплярах, обязательно ставят свою подпись отправитель и тот, кто занимается перевозкой груза. Первая накладная хранится у отправителя, вторая отправляется вместе с грузом, а третья хранится у перевозчика.

Если же груз перевозится на нескольких машинах, то перевозчик, так же как и отправитель могут потребовать составление накладных в необходимом количестве.

Оформляем накладную

На сегодняшний день традиционная форма CMR не обязательна. Но по условиям Конвенции в накладной должны быть в обязательном порядке следующая информация: инициалы и место проживания человека, который отправляет груз, место, время, когда составлялась накладная, данные о транспортном агенте, место и время, когда приняли и доставили груз, данные о получателе – имя и его адрес. Также отмечается, что представляет собой груз, в какой упаковке его стоит перевозить, например, бьющийся груз стоит упаковать тщательнее. Известным должно быть количество пронумерованных и размеченных мест, предназначенных для перевозки груза. В накладной также отражается вес груза в той или иной единице. Обговариваются все возможные расходы, в том числе и дополнительные, которые будут задействованы при перевозке груза. В накладной также прописываются определённые правила, которых необходимо придерживаться, соблюдая таможенные формальности. При невыполнении требований Конвенции КДПГ, связанных с причинением ущерба грузу за всё обязан платить перевозчик, который не выполнит условия договора о перевозке.

Если возникнет необходимость, то в накладной используются дополнительные сведения. Во-первых, это все расходы отправителя. Необходимо отметить то, что перегруз запрещается. В накладной отражается цена самого груза плюс дополнительная стоимость и различные сведения, которые необходимо уточнить.

В накладную о перевозке груза можно вносить дополнительные изменения, которые будут необходимы.

В случаях, когда CMR была заполнена неправильно или неточно, то материальную ответственность за убытки и ущерб понесёт отправитель груза, если по его вине неправильно заполнены поля в накладной касающиеся данных отправителя, получателя, неточно отмечены место, время, когда можно будет принять груз и любые другие важные данные.

Если же в CMR нет пометки, что перевозка осуществляется без всяких оговорок в соответствии с правилами, которые присутствуют в Конвенции, то ответит за весь ущерб человек, который занимался перевозкой груза.

Принимаем груз по CMR

Когда происходит процесс принятия груза, то перевозчик должен перепроверить правильность всех записей, которые отмечены в накладной, касающихся числа мест и их номеров. В случае, когда перевозчик не имеет возможности проверять правильно ли сделаны все записи, то он должен заранее отметить в накладной оговорки.

При перевозке опасных грузов следует вносить в накладную особые оговорки.

Скачать бланк CMR (80 Кб).

Похожие статьи

С помощью правил Инкотерм 2000 регулируются отношения грузополучателей и самих перевозчиков. Данные правила содержат целый свод документов, которые обговаривают практически все по грузоперевозкам.

В статье рассказывается о возможностях совершения международных перевозок собственными силами компаний, так и специализированными фирмами. Особое внимание уделяется на необходимость наличия у специализированных фирм документов для ведения международных перевозок и выбор типа международного транспорта.

localcargo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *