Важнейшие нефтепроводы россии: Карта-схема нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Содержание

Система магистральных нефтепроводов «Дружба» — РИА Новости, 02.03.2020

Первоначально по «Дружбе» перекачивалась нефть из месторождений в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Куйбышевской области (ныне Самарская область), а уже к 1970 году в «Дружбу» стала поступать нефть из Западной Сибири (из Тюменской области по нефтепроводу Усть-Балык — Альметьевск) и Северного Прикаспия (из Мангышлакских месторождений в Казахстане по нефтепроводу Узень — Гурьев — Куйбышев).

Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. В 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1,220 метра. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.

В 1981 году вступила в строй третья очередь (на территории ГДР, Чехословакии).

После распада социалистического лагеря и СССР в 1992 году центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова (Украина) в Брянск.

Нефтепровод «Дружба» берет начало от берегов Волги под Самарой и пролегает через девять областей и 32 района России. Маршрут нефтепровода проходит через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).

В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» входит 8,9 тысячи километров трубопроводов (из них 3,9 тысячи километров на территории страны), 46 насосных станций, резервуарный парк на 1,5 миллиона тонн нефти. На эксплуатации и обслуживании этих уникальных и сложных технических сооружений занято более четырех тысяч человек.

По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн нефти, в том числе по северной ветке — 49,8 миллиона тонн.

За полувековую службу по нефтепроводу «Дружба» было прокачано около 1,5 миллиардов тонн нефти.

Нефтепровод «Дружба» обслуживает ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» — дочернее предприятие российской компании по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ПАО «Транснефть»: финансовые показатели — топ 100 компаний

Полное название: Публичное акционерное общество «Транснефть»

Отрасль: Нефтегазовая промышленность

Руководство: Токарев Николай Петрович

История

Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”» было учреждено постановлением правительства от 14 августа 1993 года. В 2001 году компания завершила строительство нефтепровода Суходольная—Родионовская. В 2006-2009 годах состоялось сооружение первой очереди проекта Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) протяженностью 2,6 тыс. км. В 2007 году началась интеграция АО «Транснефтепродукт» в систему группы «Транснефть», закончившаяся в 2015 году.

В 2011 году компания ввела в эксплуатацию нефтепровод Пурпе—Самотлор. В 2016 году «Транснефть» завершила строительство первого этапа проекта «Север».

Чем занимается

ПАО «Транснефть» является государственной транспортной монополией, оператором магистральных нефтепроводов, крупнейшей в мире трубопроводной компанией. Эксплуатирует более 68 тыс. км магистральных нефтепроводов, насчитывает более 500 насосных станций. Транспортирует свыше 85% российской нефти.

Руководство

Токарев Николай Петрович

Должность: Президент, председатель правления

Дата начала полномочий: 15 октября 2007 года

География работы

Трубопроводы компании проходят по территории России. Основные нефтепроводы: Дружба, Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), Пурпе-Самотлор, Балтийская трубопроводная система (БТС). Под контролем холдинга находятся порты Козьмино на Дальнем Востоке и Приморск на Балтийском море.

Реквизиты

Адрес: 119180, г. Москва, ул. Полянка Б., д. 57

ОГРН: 1027700049486

ИНН: 7706061801

Нефтяная промышленность России

По запасам нефти Россия занимает 7 место в мире, уступая Саудовской Аравии, Кувейту, Ирану, ОАЭ и Венесуэле (по В. П. Максаковскому «Географическая картина мира»).

В настоящее время нефтяная промышленность развивается во многих районах РФ. Особенно выделяется Западная Сибирь, где открыто около 300 нефтяных и газоносных месторождений (свыше 70% общей российской добычи нефти и газа). Основными месторождениями являются Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Федоровское, Сургутское и другие. Сибирская нефть имеет очень высокое качество.

Волго-Уральский бассейн — второй по добыче нефти в России. Его нефть отличается повышенной сернистостью (до 3% серы), что требует специальной очистки, но при этом содержит большое количество легких углеводородов. Залежи нефти разведаны в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Самарской, Пермской, Саратовской, Волгоградской областях.

В 60-е годы началась разработка нефти на месторождениях Тимано-Печорской провинции в республике Коми и чуть позже в Ненецком автономном округе.

За пределами основных нефтяных районов добыча нефти ведется также на Дальнем Востоке, где наиболее значительные месторождения находятся на острове Сахалин.

На Северном Кавказе выделяются Дагестанская, Грозненская (малосернистая нефть с большим содержанием смол), Ставропольская и Краснодарская (мало серы и смол, значительный удельный вес бензиновых фракций и попутных газов) нефтегазоносные области.

Нефть России экспортируется в страны СНГ, Восточной и Западной Европы. В последние годы в результате снижения объема переработки резко сократился экспорт нефтепродуктов. А поставки сырой нефти за рубеж наоборот выросли: примерно 92 млн. т. в дальнее зарубежье и 33 млн. т. — в страны СНГ.

На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти.

Основные магистральные нефтепроводы можно найти на карте нефтяной промышленности России или на комплексных экономических картах в географических атласах.

Российская нефть поставляется по нефтепроводу «Дружба» в Белоруссию, на Украину, в Польшу, Венгрию, Словакию, Чехию, Германию и страны Прибалтики.

Основными же рынками сбыта являются страны Великобритания и Ирландия (1/4 экспорта), Восточная Европа (1/4), страны Средиземноморья (Италия Греция, Кипр, Турция, Болгария — около 20%), другие страны Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн), а также США.

В Самарской области развивают трубопроводный транспорт

Рост нефтедобычи в регионе и модернизация самарской нефтепереработки ставят новые задачи и перед предприятиями трубопроводного транспорта. В программы их развития включена масштабная реконструкция резервуарных парков и магистральных трубопроводов.

В нашей области пересекаются важнейшие магистральные нефтепроводы. Самара уже в 1970-е годы стала крупнейшим логистическим центром трубопроводного транспорта. Основные составляющие этой инфраструктуры — производственные мощности ОАО «Транснефть — Приволга» (ранее ОАО «Приволжскнефтепровод») и ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт», которые входят в структуру АК «Транснефть».

Сегодня в Самарской области добывается почти 16 млн тонн нефти в год, и быстрого роста этого показателя вряд ли можно ожидать. А вот перерабатывается нефти значительно больше — свыше 22 млн тонн.

И потребность в углеводородном сырье в ближайшей перспективе может существенно возрасти — по мере строительства в Новокуйбышевске крупного нефтехимического комплекса мирового класса.

Запуск нефтехимического комплекса вызовет в регионе увеличение грузооборота по сырью и продуктам нефтехимии на 6 млн тонн в год. К тому же скоро завершится и модернизация самарской группы нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть». Ее результатом станет резкое увеличение глубины переработки сырья и выхода светлых нефтепродуктов. А доставлять в регион больше нефти и транспортировать возросшие объемы моторного топлива придется по магистральным трубопроводам. Это ставит перед самарскими предприятиями АК «Транснефть» новые масштабные задачи, к решению которых они уже приступили.

Проекты развития

В 2014 году в ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт» активно обновляли инфраструктуру. Была проведена реконструкция ряда подводных переходов и замена более чем 165 км магистрального нефтепродуктопровода «Куйбышев-Брянск».


ОАО «Транснефть — Приволга» с 2014 года реализует сразу несколько крупных инвестиционных проектов. Во-первых, это проект «Юг». Он предусматривает строительство нового магистрального нефтепродуктопровода «Волгоград-Тихорецк». Этот трубопровод протяженностью 495 км с железнодорожной эстакадой для приема нефтепродуктов будет иметь производительность в 6 млн тонн в год с перспективой развития до 12 млн тонн в год.

Второй проект — масштабная реконструкция производственной площадки «Самара». В ее структуре — крупнейший в Европе резервуарный парк из 70 резервуаров общим объемом 1,58 млн куб. метров. С этой площадки начинаются два крупнейших стратегических магистральных нефтепровода: «Куйбышев-Тихорецк» протяженностью 915 км и «Куйбышев-Лисичанск» протяженностью 1193 км.
Здесь будут демонтированы 22 старых резервуара и построены 26 новых, в том числе 25 объемом по 20 тыс. кубометров и резервуар объемом 50 тыс. кубометров. После реконструкции объем резервуарного парка площадки «Самара» вырастет до 1,66 млн куб.

метров.

Третий инвестпроект ОАО «Транснефть — Приволга» предусматривает полную замену магистрального нефтепровода «Куйбышев — Лисичанск». Работы должны завершиться в 2016 году, причем пропускная способность нефтепровода значительно увеличится — на некоторых участках до 1,5 раз.
Повышение пропускной способности магистральных нефтепроводов позволит решить задачи по обеспечению предприятий сырьем и доставке нефтепродуктов потребителям.

www.vninform.ru

ТИАЛ — Нефтепроводы

Более ста пятидесяти лет назад появилось одно изобретение, которое сыграло важнейшую роль в дальнейшем развитии всего человечества. Это нефтепровод. Подумать только, раньше для транспортировки нефти использовались тягловые животные, перевозившие бочки или бурдюки, потом железнодорожный транспорт, и это, пожалуй, являлось основным препятствием для широко использования этого продукта. С внедрением нефтепроводов ситуация резко изменилась. Нефтяные трубопроводы позволяют существенно экономить на перевозке нефти, осуществлять её транспортировку через реки, болота, озёра, железные и автомобильные дороги, пустыни, вечную мерзлоту. Именно двадцатый век стал поистине «веком нефти», которая оказалась самым важным из всех источником энергии.


Сегодня по данным Минэнерго при сложном рельефе местности и необходимости транспортировать нефть из непроходимых районов Заполярья, Западной Сибири и Крайнего Севера — протяженность магистральных нефтепроводов Российской Федерации превышает 221 тыс. км.!

Предприятием, обслуживающим систему магистральных нефтепроводов России, является «Транснефть». О масштабах сети нефтепроводов говорить можно много и долго. В качестве примера масштабности строительства можно привести Восточный нефтепровод (ВСТО), протяжённостью 4740 км, соединяющий Восточную Сибирь с Тихим океаном и проходящий от города Тайшет Иркутской области до залива Находка. 

Нефтяные трубы, используемые для строительства магистральных нефтепроводов, отличаются высокой пропускной способностью, имеют диаметры от 219 до 1400 мм и рассчитаны на избыточное давление до 10 МПа.

Очевидно, что для стабильной, долговечной и безаварийной работы любого нефтепровода необходимо использовать надёжную изоляцию. К сожалению, проверка изоляции нефтепроводов, построенных ранее, говорит о её низком качестве, что обусловлено множеством причин, в том числе и технологических. Чем изолируют нефтепроводы сегодня?

Основные типы изоляции нефтепроводов:

заводская изоляция усиленного, но чаще весьма усиленного типа (ВУС-изоляция),  выполняемая в соответствии с ГОСТ 9-602 2005 года, с применением экструдированного полиэтилена, обладающего низкой влагопроницаемостью, высокими механическими характеристиками, прекрасной агдезией и стойкостью к катодному отслаиванию;


теплоизолированные нефтепроводы – сравнительно новая технология, впервые реализованная при строительстве нефтепровода для транспортировки нефти с холодного Ванкорского месторождения, и создавшая возможность транспортировать прогретую нефть с минимальными теплопотерями, что значительно увеличило пропускную способность нефтепровода.

Остаётся отметить, что самыми уязвимыми местами нефтепроводов были и остаются их стыки. Именно поэтому изоляция стыка нефтепровода крайне важна, и качество изоляции стыков труб должно соответствовать качеству надежной заводской ВУС изоляции.

  

 

  

  

 

1.6. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

6,13 млрд б.н.Э.

самый высокий прирост запасов по классификации SEC за период 2013–2015 гг.

5,4%

доля Компании в мировой добыче нефти

Разведка и добыча углеводородов

«Роснефть» является крупнейшей нефтегазовой компанией в РФ и крупнейшей в мире по запасам углеводородов и добыче жидких углеводородов среди публичных нефтегазовых компаний. Согласно результатам аудита, проведенного компанией DeGolyer & MacNaughton, по классификации SEC (комиссия по ценным бумагам и биржам США), предусматривающей оценку до конца срока рентабельной разработки месторождений, на 31.12.2015 доказанные запасы углеводородов ОАО «НК «Роснефть» составили 34 465 млн б.н.э. (4 654 млн т н. э.). Запасы углеводородов увеличились на 488 млн б.н.э. (59 млн т н. э.). Рост уровня запасов был достигнут несмотря на значительное снижение средних эталонных цен на нефть.

Доля компании в добыче нефти в Российской Федерации составляет около 40%, а в мировой добыче более 5%.
Коэффициент замещения доказанных запасов углеводородов по классификации SEC составил 124% (коэффициент рассчитан на основании метрических единиц измерения углеводородов). По итогам 2015 г. обеспеченность ОАО «НК «Роснефть» доказанными запасами углеводородов по классификации SEC составила 19 лет.

Традиционно демонстрируя высокую эффективность проведения геологоразведочных работ, «Роснефть» лидирует по объемам и стоимости органического прироста запасов среди публичных нефтегазовых компаний как в России, так и за рубежом.

Рост добычи углеводородов «Роснефтью» в 2015 г. составил +1% (ожидается запуск новых добывающих проектов в 2016–2018 гг.). В 2014 г., до активного запуска новых проектов, рост добычи углеводородов сопоставимых зарубежных конкурентов составил — ExxonMobil ( -4,9%), Shell ( -3,7%), BP ( -2,4%), Chevron ( -1%), Statoil (+0,6%)). В связи с запуском новых проектов и ростом добычи на новых месторождениях международные нефтегазовые компании показывали в 2015 г. рост добычи от 2% (Chevron) до 5% (Statoil).

ОАО «НК «Роснефть» в 2016–2020 гг. активно готовит к вводу в промышленную разработку новые крупные месторождения Восточной и Западной Сибири, среди которых Сузунское, Тагульское, Лодочное, Юрубчено-Тохомское, Русское, Харампурское (газовые залежи) и Кынско-Часельский лицензионный участок. При разработке указанных месторождений планируется использовать новые технологии бурения (включая бурение скважин с горизонтальным окончанием), которые успешно зарекомендовали себя на действующих месторождениях Компании, позволяя в среднесрочной перспективе вовлекать в разработку значительный объем запасов нефти и газа, включая трудноизвлекаемые.

В рамках мировой тенденции роста добычи и использования газа как самого экологичного ископаемого топлива, «Роснефть» продолжает наращивать долю газа как в портфеле активов, так и в добыче углеводородов (свыше 20%), последовательно приближаясь к показателям крупнейших международных компаний (30–50%).

Переработка и торговля

«Роснефть» является крупнейшим переработчиком в Российской Федерации. Деятельность Компании в области нефтепереработки в последние годы была направлена на обеспечение потребности рынка в качественных нефтепродуктах за счет продолжения реализации программы модернизации. Компания в 2015 г. полностью завершила переход на производство для российского рынка автобензинов и дизельного топлива только класса «Евро-5».

Компания — активный участник рынка нефти и нефтепродуктов, как в России, так и за ее пределами. «Роснефть» является крупнейшим экспортером нефти в Российской Федерации. Экспорт нефти осуществляется в страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ, нефть реализуется на международном рынке и поставляется на переработку на собственные нефтеперерабатывающие заводы в Российской Федерации и зарубежные НПЗ. Компания последовательно расширяет объемы экспортных поставок по долгосрочным контрактам, включая поставки нефти по контрактам с КННК (CNPC), а также поставки по прямым договорам в Европу. Основными конкурентами Компании при поставках российской нефти на внешний рынок являются российские вертикально-интегрированные нефтяные компании ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть». Прямая конкуренция за вывоз нефти на внешний рынок отсутствует, так как все российские производители имеют экспортный график транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, основанный на принципе равнодоступности к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах. Основными конкурирующими поставщиками других сортов нефти на внешних рынках являются международные и национальные нефтяные компании, включая Shell, ВР, ExxonMobil, Chevron, Total, Statoil, Saudi Aramco, NIOC. Реализация нефти сторонним покупателям на внутреннем рынке незначительна, нефть в основном перерабатывается на собственных заводах ОАО «НК «Роснефть» в Российской Федерации.

Доля «Роснефти» на оптовом рынке автомобильных бензинов в Российской Федерации по итогам 2015 г. по данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК» состави- ла 27%, дизельного топлива — 30%.

«Роснефть» имеет крупнейшую сеть розничных продаж (2 363 АЗС) в России. Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке осуществляется во всех федеральных округах РФ. Компания располагает значительной собственной и привлеченной инфраструктурой нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС / АЗК), которая учитывает емкость региональных рынков и наличие платежеспособного спроса. Товарный знак ОАО «НК «Роснефть» является одним из самых узнаваемых на рынке нефтепродуктов в регионах деятельности Компании и ассоциируется у потребителей с высоким уровнем качества топлива, продаваемого на АЗС, что критично для поддержания конкурентоспособности.

Экспорт нефтепродуктов, также как и нефти, осуществляется в страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ. Расширению присутствия на европейском рынке способствует переработка нефти на нефтеперерабатывающих заводах Ruhr Oel, расположенных в Германии. Основными конкурентами Компании при продаже нефтепродуктов на внутреннем рынке являются российские вертикально-интегрированные компании ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Татнефть» и другие. На внешнем рынке основными конкурирующими поставщиками нефтепродуктов являются такие крупнейшие международные нефтегазовые компании, как Shell, BP, TOTAL, ExxonMobil, Chevron и другие.

Операционная и финансовая эффективность

В условиях продолжающегося снижения цен на нефть в 2015 г. «Роснефть» продемон-
стрировала высокие результаты в части операционной и финансовой эффективности и управления капитальными вложениями.

По итогам 2015 г. капитальные затраты «Роснефти» в долларовом эквиваленте снизились на 30% по сравнению с капзатратами в 2014 г., диапазон снижения по крупнейшим международным компаниям составил 15–20%.

Благодаря высокой эффективности капитальных вложений в разведке и добыче Компания сумела удержать добычу нефти на достигнутом высоком уровне и нарастить добычу газа на 10% при самых низких по сравнению с конкурентами удельных капитальных затратах.

В течение многих лет ОАО «НК «Роснефть» является лидером нефтяной отрасли по удельным затратам на добычу в расчете на баррель нефтяного эквивалента. В 2015 г. Компания практически вернулась к уровню затрат на добычу 2011 г., успешно проведя интеграцию новых активов, приобретенных в 2013 г.

В условиях почти двукратного снижения цен на нефть на мировом рынке в 2015 г. «Роснефть» минимизировала снижение удельного свободного денежного потока за счет оптимальной структуры капвложений, максимизации прибыли на операционном уровне и эффективного управления оборотным капиталом. Таким образом, она обеспечила лидерство по этому показателю среди российских и международных конкурентов и возможность выплаты дивидендов в полном объеме.

Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения / КонсультантПлюс

Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток и Байкальский регион с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры — Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

По сравнению с другими территориями России транспортная инфраструктура Дальнего Востока и Байкальского региона развита слабо. Так, плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России, а в Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги отсутствуют. Основные транспортные артерии Дальнего Востока и Байкальского региона — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали требуют усиления, поскольку уже после 2010 года до 90 процентов их направлений будет работать с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.

Предполагается обеспечить опережающее развитие опорной транспортной сети на территории нового освоения Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе в северо-восточной части Дальнего Востока.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие Транссибирская магистраль, играющая ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока и Байкальского региона на российские рынки и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Для обеспечения пассажирского движения и пропуска грузовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через р. Амур и реконструирован тоннель под р. Амур у г. Хабаровска. Это позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали, повысить скорость и безопасность движения поездов. Для снятия ограничений движения поездов будет завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через реки Зею и Бурею и моста на участке Угловая — Находка. Для устранения «узких мест» намечено усиление пропускной и перерабатывающей способности станций Тайшет, Иркутск и Сковордино, предусмотрена реконструкция устройств электроснабжения на Транссибирской магистрали (участки Петровский Завод — Иркутск, Черемхово — Тулун, Угольная — Владивосток, Угольная — Уссурийск, Сибирцево — Вяземская, Хабаровск — Волочаевка — Биробиджан, Известковая — Архара, Белогорск — Завитая, Белогорск — Благовещенск), будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов, а также технологические железнодорожные линии Могзон — Новый Уоян, Новочугуевка — Рудная Пристань — бухта Ольга, Углегорск — Смирных. Кроме того, железнодорожная сеть дополнится грузообразующими линиями Шимановская — Гарь — Февральск, Нарын — Лугокан, Приаргунск — Березовский горно-обогатительный комбинат. До 2010 года планируется реконструкция железнодорожной линии Смоляниново — Петровка — Большой Камень.

Для освоения перспективных внешнеторговых перевозок получат развитие пограничные станции Гродеково и Хасан, будут обустроены пункты пропуска Нижнеленинское — Тунцзян и Благовещенск — Хэйхэ.

Дальнейшее развитие получит Байкало-Амурская магистраль, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля в Центральную Россию и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с наращиванием объема грузопотоков пропускная способность Байкало-Амурской магистрали в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80 — 100 млн. тонн к 2025 году. Частными инвесторами будут построены новые морские перегрузочные комплексы в этих портах. Важнейшим инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (500 км) с реконструкцией участка Оунэ — Высокогорная. Для увеличения пропускной и перерабатывающей способности будет проведена модернизация технических устройств станций Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Грузовой, Новый Ургал и Тында. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход на электрическую тягу.

Планируется завершить реконструкцию Сахалинской железной дороги с переводом ее на общесетевую колею 1520 мм, построить новые стратегические железнодорожные линии Селихин — Сергеевка и Сукпай — Самарга, а также ряд грузообразующих линий.

Для обеспечения потребностей населения в перевозках и роста транспортной доступности намечено строительство социально значимых линий Тыгда — Зея и Селихин — Ныш, предусмотрена организация скоростного движения (140 — 160 км в час) на направлениях Уссурийск — Владивосток и Владивосток — Хабаровск.

Предполагается завершить строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через р. Лену. Это даст новый импульс развитию Центральной Якутии, а с учетом строительства грузообразующих железнодорожных линий (Улак — Эльга, Хани — Олекминск и ряда других) — и Южной Якутии.

С целью обеспечения круглогодичного сообщения с северо-восточной частью Якутии и Магаданской областью и выхода этих районов на общероссийскую сеть железных дорог будут осуществлены работы по строительству железнодорожной линии по направлению Якутск (Нижний Бестях) — Мома — Магадан. На первом этапе будет завершено строительство линии Нижний Бестях — Мегино — Алдан, что обеспечит доступность северо-восточной части Якутии и Колымской горнодобывающей зоны как территорий опережающего экономического развития.

В Байкальском регионе начнется строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск — Усть-Илимск — Усть-Кут), а также ряда грузообразующих линий, том числе межрегиональной линии станция Лена (Усть-Кут) — Непа — Ленск. Это обеспечит деятельность таких зон опережающего роста, как Западная Якутия, Ленско-Ангарское Прибайкалье и Усть-Илимская зона.

Развитие опорной сети автомобильных дорог свяжет между собой все социально-экономические центры Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечит транспортные связи с морскими портами и сопредельными государствами. Формирование опорной сети автомобильных дорог будет подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения, что обеспечит рост транспортной доступности и повышение качества жизни в сельских населенных пунктах и малых городах.

Сегодня плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Дальнего Востока и Байкальского региона в 5,6 раза ниже, чем в среднем по России (31 км на 1000 кв. км). Около 1400 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автодорог. Нормативное транспортно-эксплуатационное состояние не обеспечивается почти на половине протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог, опасные условия движения имеются на 20 процентах их протяженности, недопустимо велика аварийность на автомобильных дорогах.

Для интеграции автомобильных дорог Дальнего Востока в опорную сеть дорог страны будет завершено строительство автомобильной дороги «Амур» (Чита — Хабаровск) и строительство второй очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска с ее выходом к порту Ванино, что свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны. Реконструкция автомобильной дороги «Уссури» (Хабаровск — Владивосток) будет способствовать развитию экономики и торговли с пограничными районами Китая, Северной и Южной Кореи, а также с Японией и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируется строительство автомагистрали «Восток» (Хабаровск — Находка) протяженностью 824 км, которая пройдет по глубинным районам Хабаровского и Приморского краев и решит проблему связи портов Находка и Восточный с транспортным коридором Восток — Запад.

В Байкальском регионе будут реконструированы автодороги «Байкал» и Улан-Удэ — Кяхта — граница с Монголией.

Планируется достроить и реконструировать автомобильные дороги «Лена» (Невер — Якутск) и «Колыма» (Якутск — Магадан).

Строительство автомобильной дороги «Вилюй» (от автомобильной дороги М-53 «Байкал» — Братск — Усть-Кут — Мирный — Якутск) решит задачи северного завоза грузов и экономического развития вновь осваиваемых территорий.

Развитие опорной сети железных и автомобильных дорог на территории экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона создаст условия для формирования Приморской, Прибрежной портово-промышленной, Приамурской индустриально-аграрной и Свободненской зон, природно-ресурсной зоны Байкало-Амурской магистрали, Байкальской туристско-рекреационной, Бурятской и Забайкальской индустриальных зон, Братско — Усть-Илимской зоны опережающего роста и зоны Ленско-Ангарского Прибайкалья, а также владивостокской, хабаровской, комсомольской, ванинско-советскогаванской и иркутской агломераций.

В связи с недостаточно развитой сетью наземных путей сообщения и значительной удаленностью от центральной части России воздушный транспорт выполняет исключительно важную роль в социально-экономической жизнедеятельности Дальнего Востока и Байкальского региона, территорию которых пересекают несколько международных трансконтинентальных авиатрасс, связывающих Северную Америку, Азию и Европу. Аэропортовую сеть на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе образуют около 500 аэропортов и посадочных площадок, базовые аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Аэропортовое хозяйство, обслуживающее местные воздушные линии, находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в возрождении.

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта будет основано на реализации концепции формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей из международных и внутрироссийских узловых и социально значимых аэропортов, что обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона. Будет обеспечено сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, их топливообеспечения, технического обслуживания и ремонта, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортового питания и неавиационного сервиса в аэропортах.

В целях обеспечения доступности воздушных перевозок будет осуществляться субсидирование за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и местные перевозки. Будет продолжена практика снижения тарифов для населения на авиа- и железнодорожные поездки в центральную часть страны.

В Дальневосточном бассейне действуют 28 из 64 российских морских портов. Более 75 процентов грузооборота выполняют основные порты, расположенные в Хабаровском и Приморском краях, — Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри. Первые 4 порта входят в десятку самых крупных портов России и являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов, обеспечивающих продвижение грузов в таких видах сообщений, как экспорт, импорт, каботаж и международный транзит. Паромная переправа Ванино — Холмск обеспечивает устойчивую связь острова Сахалин с материком. Более 90 процентов грузов, перегружаемых в этих портах, обращается в железнодорожно-морской системе. Сложился дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов. Портовое хозяйство нуждается в модернизации и развитии мощностей для обеспечения растущих потребностей внешнеторгового оборота России и обеспечения международного транзита.

Значительное развитие получат морские порты Хабаровского и Приморского краев. Приоритетным будет создание современных мощностей для переработки контейнеров и генеральных грузов, а также высокомеханизированных и автоматизированных комплексов по переработке массовых навалочных и наливных грузов. Будут обеспечены специализация морских портов, создание эшелонированных портов, включающих удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы, позволяющие осуществлять более эффективную переработку и распределение генеральных грузов. Производственные мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут в отношении мощностей для обработки угля, руды и нефти. Планируется реализовать проекты развития особых экономических зон портового типа. Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, в первую очередь портов Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Певек, Беринговский, Холмск и Невельск. В прибрежных зонах дальневосточных морей будет восстановлена инфраструктура регулярного пассажирского морского сообщения.

Активизируются работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений.

Основными целями развития Северного морского пути являются:

транспортное обеспечение освоения арктических нефтегазовых месторождений, в том числе шельфовых, и морского экспорта нефти и газа;

обеспечение северного завоза социально значимых грузов;

развитие потенциальных крупномасштабных региональных и транзитных перевозок.

Развитие инфраструктуры Северного морского пути будет осуществляться в рамках реализации скоординированных между собой федеральных целевых программ, в частности:

«Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)»;

«Развитие гражданской морской техники» на 2009 — 2016 годы;

«Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики»).

Опорную береговую инфраструктуру северо-восточной части Северного морского пути сформируют такие морские порты, как Хатанга, Тикси, Певек, Анадырь и Петропавловск-Камчатский.

Внутренний водный транспорт используется главным образом в бассейнах рек Амура и Лены. В ограниченных масштабах осуществляются перевозки в бассейнах рек Яны, Индигирки и Колымы, а также ряда малых рек региона. Протяженность внутренних водных путей всех категорий, эксплуатируемых на территории региона, превышает 30 тыс. км. Недостаточность работ по содержанию водных путей приводит к постоянному ухудшению судоходных условий. В неудовлетворительном состоянии находятся многие объекты инфраструктуры и гидротехнические сооружения. В Амурском бассейне сосредоточены наиболее крупные порты — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный и Поярково. На р. Лене судоходство ограничено коротким периодом навигации (до 130 дней). Самыми крупными портами в этом бассейне являются Осетрово, Якутск, Киренск, Олекминск, Хандыга, Черский, Белая Гора и Зырянка.

Основная роль внутреннего водного транспорта в данном регионе заключается в обеспечении северного завоза грузов, который осуществляется в портовые пункты бассейна р. Лены.

На внутреннем водном транспорте будет проведена реконструкция водных путей и улучшение их эксплуатационных параметров, в том числе увеличение протяженности путей с гарантированными габаритами судовых ходов. В перспективе намечено развитие инфраструктуры водных путей для обеспечения перевозок по меридиональному международному транспортному коридору Европа — Северный морской путь — р. Лена — железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск — Байкало-Амурская магистраль (Транссибирская магистраль). Потребуются первоочередное развитие и техническое перевооружение с созданием терминальных логистических комплексов портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осетрово, Олекминск, Ленск, Зырянка, Черский, Белая гора и Хандыга, развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс. Намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.

Снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортно-коммуникационных условий для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны являются важнейшими стратегическими приоритетами развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для этого будет обеспечено комплексное и опережающее развитие опорной транспортной сети, формирование международных транспортных коридоров, развитие коммуникаций в зонах опережающего развития, повышение доступности для населения транспортных услуг.

Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство новых и модернизацию действующих участков магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов, включая морские порты национального, регионального и местного уровней. Это позволит повысить интеграцию Дальнего Востока и Байкальского региона в единое экономическое пространство России. Устойчивое и доступное для большинства населения пассажирское сообщение с центральными районами страны, а также между административными и экономическими центрами региона повысит качество жизни и мобильность населения, уровень его интеграции в процессы социального развития страны. Постепенный рост транспортной обеспеченности населенных пунктов глубинных территорий региона на основе развития местной транспортной сети, сопряженной с опорной, повысит привлекательность этих районов для предпринимателей и инвесторов, создаст условия для развития системы расселения и дополнительные рабочие места.

Развитие современных технологий перевозок и инновационных транспортно-логистических систем значительно сократит сроки доставки грузов и снизит транспортные издержки, повысит конкурентоспособность продукции, производимой на территории региона.

Будут обеспечены транспортные подходы к сырьевым ресурсам, созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий.

Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных транспортных коридоров обеспечит потребности внешней торговли страны и позволит реализовать ее транзитный потенциал на основе использования глобальных конкурентных преимуществ. Приоритет этой задачи усиливается прогнозируемым увеличением широтных грузопотоков, прежде всего контейнерных, в направлении Восток — Запад (Азиатско-Тихоокеанский регион — Европа), которые будут реализованы с использованием Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, трансконтинентальных авиатрасс и Северного морского пути. Интеграция транспортной системы региона в международную транспортную систему будет напрямую зависеть от конкурентоспособности транзитных сервисов, предоставляемых в российских транспортных коридорах.

К 2025 году будет завершено формирование опорной сети всех видов транспорта на территории экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечена ликвидация разрывов и «узких мест» на транспортной сети.

На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут созданы условия для интеграции транспортной системы Российской Федерации в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие опорной сети трубопроводного транспорта на территории региона будет связано с реализацией трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (далее — Восточный нефтепровод) производительностью до 80 млн. тонн нефти в год, целью которой является обеспечение формирования новых центров добычи нефти и выхода России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения России.

Создаваемые трубопроводные мощности полностью обеспечат прогнозируемый рост нефтедобычи в перспективных российских регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также позволят минимизировать зависимость экспорта российской нефти от транзита по территории сопредельных государств, повысив роль России в обеспечении международной энергетической безопасности.

Реализация инвестиционного проекта Восточного нефтепровода в перспективе создаст единую нефтепроводную систему, позволяющую осуществлять оперативное перераспределение экспортных потоков нефти в западном и восточном направлениях в зависимости от экономических и политических факторов.

Развитие в восточных регионах страны единой системы газоснабжения позволит повысить устойчивость и надежность энергоснабжения Дальнего Востока и Байкальского региона, а также диверсифицировать направления поставок природного газа из России на экспорт, что особенно актуально с учетом тенденций развития рынка газа в европейских странах и имеющихся транзитных рисков при поставках газа в Западную Европу.

Кроме этого, реализация современных инфраструктурных проектов, обеспечивающих возможность транспортировки энергоресурсов от месторождений к потребителям, стимулирует нефтяные компании осваивать известные месторождения и оформлять новые лицензионные участки, активизировать работу по поиску новых крупных месторождений, а также способствует развитию инфраструктуры регионов прохождения трассы нефтепроводов, повышению их инвестиционной привлекательности.

Планируется построить и ввести в эксплуатацию спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Для доставки нефти в порт Козьмино на первом этапе развития трубопроводной системы будет построена и введена в эксплуатацию железнодорожная эстакада «Сковородино», через которую планируется отгружать до 15 млн. тонн нефти в год.

Таким образом, уже на первом этапе строительства трубопроводная система Восточного нефтепровода будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры федерального значения регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, особенно железнодорожного транспорта и морских перевозок.

Предусматривается строительство линейной части и нефтеперекачивающей станции на участке Сковородино — Козьмино общей протяженностью 2100 км, развитие спецморнефтепорта Козьмино (Восточный нефтепровод — 2) и расширение пропускной способности участка Тайшет — Сковородино.

На этом этапе предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию дополнительного количества нефтеперекачивающих станций на участке Тайшет — Козьмино.

В дальнейшем для увеличения транспортировки нефти по системе Восточного нефтепровода также необходимо обеспечить строительство и последующую эксплуатацию дополнительных нефтеперекачивающих станций.

В целях обеспечения доставки строительных грузов и оборудования на период строительства, а также последующей эксплуатации объектов Восточного нефтепровода необходимо развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру.

Восточный нефтепровод имеет решающее значение для создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы Дальнего Востока с учетом экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие сети трубопроводного транспорта на территории региона, связанного с завершением строительства Восточного нефтепровода по трассе Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) — бухта Козьмино (Приморский край), потребует привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров с высшим и средним специальным образованием, подготовленных на базе имеющихся учебных заведений.

Завершится реализация программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусмотрено первоочередное создание и развитие газотранспортной системы Сахалин — Хабаровск — Владивосток, которая будет объединена с газопроводом из Республики Саха (Якутия). Планируется построить третью нитку газопровода Средневилюйское газоконденсатное месторождение — Мастах — Берге — Якутск, создать на базе малых нефтегазовых месторождений локальные системы газификации на Дальнем Востоке и в Иркутской области. Развитие газотранспортной системы и газоснабжения в западной и южной частях региона будет осуществлено на основе Чаяндинского и Ковыктинского газовых месторождений.

Создание единой системы газоснабжения России на территории Дальнего Востока и Байкальского региона будет проходить посредством формирования центров газодобычи на острове Сахалин, в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области с перспективой соединения в дальнейшем с Красноярским центром газодобычи и действующей единой системой газоснабжения страны. Создание единой системы газоснабжения в восточных регионах России станет наряду с Восточным нефтепроводом опорным инфраструктурным мегапроектом Дальнего Востока и Байкальского региона.

Решающее значение для формирования современной товаропроводящей сети на территории региона будет иметь создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов национального уровня (г. г. Иркутск, Хабаровск и Владивосток) и территориального уровня (в первую очередь г. г. Якутск, Магадан, Улан-Удэ, Чита, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Поярково и другие экономические центры), обеспечивающих предоставление широкого спектра услуг и ускоренное развитие интермодальных перевозок.

Factbox: Экспорт российского газопровода в Европу

Газопроводы на компрессорной станции «Атаманская» в рамках проекта «Сила Сибири» «Газпрома» за пределами дальневосточного города Свободный в Амурской области, Россия, 29 ноября 2019 г. Снимок сделан 29 ноября. , 2019. REUTERS/Maxim Shemetov./File Photo

Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com

Зарегистрируйтесь

17 февраля (Рейтер) — Газовый рынок Европы остается нестабильным на фоне напряженности между Москвой и Западом из-за Украины, ключевой маршрут для российского газа, поскольку Газпром, источник 40% потребностей Европы, поставляет газ в соответствии со своими контрактными обязательствами, но не добавляет больше.

Ниже приводится сводка основных данных и маршрутов экспорта российского газа (http://www.gazpromexport.ru/en/projects/transportation/):

ЭКСПОРТ

Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com

Регистр

* Подконтрольный Кремлю «Газпром», вероятно, не выполнил свою цель по экспорту газа в Европу в прошлом году, поскольку его общий экспорт газа за пределы бывшего Советского Союза увеличился на 5,8 млрд кубометров (млрд кубометров) до 185,1 млрд кубометров. В том числе около 10 млрд кубометров было экспортировано в Китай, тогда как изначально планировалось поставить в Европу 183 млрд кубометров в 2021 году.читать дальше

Это ниже рекордного уровня в 201 млрд куб.

* Завершенный газопровод «Северный поток — 2» из России в Германию имеет пропускную способность 55 млрд куб. Проект все еще ожидает одобрения регулирующих органов.

* Россия также увеличила поставки газопровода в Турцию на 63% в 2021 году и в Германию на 10.5%. Экспорт в Италию также вырос на 20,3%.

* Общий объем добычи природного газа «Газпрома» в 2021 г. вырос на 62,2 млрд куб. м до 514,8 млрд куб.

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ

* Уренгой-Ужгород

Часть украинской сети газопроводов мощностью более 100 млрд м3 в год. Поставки идут через Словакию и Венгрию.

Россия и Украина подписали новый пятилетний транзитный договор 1 декабря.31 сентября 2019 г., когда Россия обязалась поставлять 65 млрд м3 газа через Украину в 2020 г. и 40 млрд м3 ежегодно в период с 2021 по 2024 г.

Украина отказывается покупать газ Газпрома напрямую с 2015 г. восточные регионы.

В январе 2022 года «Газпром» сократил ежедневный объем транзита газа через Украину в Европу примерно до 53 млн кубометров. В 2021 году этот объем составлял в среднем 124,6 млн кубометров, по данным оператора газопровода Украины.

Газпром имеет право на участие в аукционах на приобретение дополнительных мощностей трубопроводов для транзита через территорию Украины.

Газпром также не резервировал дополнительные транзитные мощности для экспорта газа через КПП Суджа и Сохрановка в Украину на второй квартал.

Также не были забронированы мощности через соединительный пункт Велке Капушаны на границе Словакии и Украины на апрель-июнь.

* Ямал-Европа

Годовая мощность 33 млрд м3. Трубопровод проходит из арктического региона Ямала, богатого углеводородами, через Беларусь, Польшу и заканчивается в восточной Германии.

Маршрут работает в реверсном режиме, поставляя газ из Германии в Польшу с 21 декабря. Февраль и март.

* Nord Stream

Действующий газопровод проходит через Балтийское море в Германию с пропускной способностью 55 млрд куб. м в год. «Северный поток-2», идущий параллельно с «Северным потоком», который ожидает одобрения со стороны энергетического регулятора Германии, удвоит мощность.

* Экспорт природного газа из России в Германию по существующему газопроводу «Северный поток», пересекающему Балтийское море, в 2021 году составил 59,2 млрд кубометров, что соответствует рекордным объемам годом ранее.

* Голубой поток

Этот трубопровод идет в Турцию через Черное море и имеет пропускную способность 16 млрд кубометров в год.

* Турецкий поток

Еще один черноморский трубопровод в Турцию, состоящий из двух ниток пропускной способностью 15,75 млрд куб. м каждая в год. Одна линия предназначена для снабжения внутреннего рынка Турции, а другая предназначена для экспорта газа в южную Европу.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА ПРОДАЖ (ЭСП)

* В 2018 году «Газпром» создал ЭСП для реализации газа в Европу в дополнение к действующим долгосрочным и среднесрочным контрактам. За первые два года на платформе было продано более 40 млрд кубометров газа.

* Газпром экспорт, экспортное подразделение Газпрома, с конца августа не предлагал природный газ к поставке на ЭСП.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com

Зарегистрируйтесь

Репортаж Владимира Солдаткина Под редакцией Кати Голубковой, Дэвида Гудмана и Дэвида Эванса

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

По мере того, как Россия расширяет тихоокеанский трубопровод, треть экспорта нефти идет на восток

МОСКВА (Рейтер) — Россия близка к завершению нового расширения своих нефтепроводов к тихоокеанскому побережью, что укрепит ее роль ведущего азиатского поставщика и позволит она поставляет треть своего общего экспорта нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Всего 10 лет назад Россия, второй по величине экспортер нефти в мире после Саудовской Аравии, почти не отправляла нефть в Азию, а большая часть ее экспорта нефти шла на Запад.

Но по мере нарастания напряженности в отношениях между Россией и Европейским союзом и расширения азиатских экономик президент России Владимир Путин обратился к правительству с просьбой диверсифицировать маршруты экспорта нефти.

(ГРАФИКА: Российский экспорт нефти и внутренняя переработка в 2005-2019 гг. — )

За последнее десятилетие Россия запустила крупный нефтепровод в Китай, который сегодня обеспечивает поставку 600 000 баррелей в сутки, и открыла новый порт Козьмино на Тихом океане, экспортирует более 600 000 баррелей в сутки. Россия также поставляет 200 000 баррелей в сутки в Китай по трубопроводу, пересекающему Казахстан.

В следующем месяце Россия планирует расширить трубопровод, соединяющий ее восточно- и западносибирские месторождения с Китаем, Козьмино и местными нефтеперерабатывающими заводами, известный как Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), еще на 100 000 баррелей в сутки.

После этого линия выйдет на полную проектную мощность в 1,6 млн баррелей в сутки.

За последнее десятилетие Китай стал крупнейшим покупателем российской нефти по новым маршрутам, обеспечив 800 000 баррелей в день поставок по трубопроводам и покупая большие объемы у Козьмино.

Расширение линии ВСТО должно еще больше укрепить роль России как главного поставщика Китая, опережая таких соперников, как Саудовская Аравия и США.

Тем временем экспорт на Запад, который был основным источником экспортных доходов для России и Советского Союза с 1960-х годов, сократился примерно на 15 процентов с 2005 года. призвал отрасль модернизироваться и сосредоточиться на экспорте продукции с добавленной стоимостью, а не сырой нефти.

Диверсификация экспортных маршрутов также позволила России получить более выгодные цены на свою нефть — на протяжении большей части последнего десятилетия нефть в Азии торговалась с премией по сравнению с российской эталонной смесью нефти Urals на западе.

Кроме того, в этом году Россия планирует запустить свой первый крупный газопровод в Китай, что должно помочь стране в дальнейшей диверсификации экспорта энергоресурсов.

Репортаж Ольги Яговой; Под редакцией Дмитрия Жданникова и Элейн Хардкасл

ОБЪЯСНИТЕЛЬ: Что представляет собой российский газопровод «Северный поток-2» в Европу?

ФРАНКФУРТ, Германия (AP) — Президент США Джо Байден пригрозил заблокировать газопровод «Северный поток — 2», если Россия вторгнется в Украину.

Подводный трубопровод напрямую связывает российский газ с Европой через Германию, он завершен, но еще не введен в эксплуатацию. Он стал главной целью западных правительств, пытающихся сдержать нападение России на своего соседа.

В прошлом это был источник напряженности между США, выступавшими против проекта, и Германией. Канцлер Олаф Шольц сказал, что все варианты были на столе, но не стал упоминать конкретно «Северный поток — 2» на пресс-конференции с Байденом в Вашингтоне.

Если российские танки ворвутся в Украину, «Северного потока-2 больше не будет», заявил Байден в понедельник. Шольц подчеркнул необходимость сохранять некоторую двусмысленность в отношении санкций, чтобы заставить Россию пойти на деэскалацию.

Вот основные сведения о трубопроводе:

ЧТО ТАКОЕ NORD STREAM 2?

Газопровод протяженностью 1230 километров (764 мили) по дну Балтийского моря, идущий из России к балтийскому побережью Германии.

Это удвоит пропускную способность бывшего газопровода «Северный поток» до 110 миллиардов кубометров газа в год и обойдет Украину и Польшу, которые потеряют плату за транзит. Они также заявили, что проект усилит влияние России на Европу.

Трубопровод заполнен газом, но пока не работает, ожидая одобрения регулирующих органов Германии и Европейской комиссии.

ЗАЧЕМ РОССИИ ТРУБОПРОВОД?

Государственный производитель «Газпром» заявляет, что удовлетворит растущую потребность Европы в доступном природном газе и дополнит существующие трубопроводы, проходящие через Беларусь и Украину.

Европа импортирует большую часть своего газа и получает около 40% из России. «Северный поток — 2» предложит альтернативу стареющей украинской системе, снизит затраты за счет экономии транзитных сборов, уплачиваемых Украине и Польше, и позволит избежать таких эпизодов, как кратковременные отключения газа в 2006 и 2009 годах из-за споров о цене и платежах между Россией и Украиной.

ПОЧЕМУ БАЙДЕН ПРОТИВ ЭТОГО?

США, европейские союзники по НАТО, такие как Польша и Украина, выступили против реализации проекта еще до администрации Байдена. По их словам, это дает России возможность использовать газ в качестве геополитического оружия.

Байден отказался от санкций против оператора газопровода, когда он был почти завершен, в обмен на согласие Германии принять меры против России, если она применит газ в качестве оружия или нападет на Украину. Но США по-прежнему считают «Северный поток — 2» плохой идеей.

Тем временем Шольц, возглавивший Германию в декабре, поддержал проект в качестве министра финансов Ангелы Меркель, и его Социал-демократическая партия поддержала его.

Хотя он избегает упоминать конкретно «Северный поток — 2», Шольц говорит, что Россия столкнется с «серьезными последствиями» и что санкции должны быть готовы заранее.

КАК БАЙДЕН БЛОКИРОВАЛ СЕВЕРНЫЙ ПОТОК 2?

США могут ввести жесткие финансовые санкции — наказать любого или любую компанию, которая занимается бизнесом, связанным с трубопроводом, эффективно отпугивая банки и предприятия и делая невозможным эксплуатацию трубопровода.

Байден не сказал, может ли он пойти по этому пути. На вопрос в понедельник, как США остановят то, что находится под контролем Германии, Байден сказал только: «Я обещаю вам, мы сможем это сделать». Шольц добавил: «Вы можете быть уверены, что не будет никаких мер, в которых у нас будет другой подход. Мы будем действовать сообща».

В Конгрессе республиканцы и демократы — при редком соглашении — давно возражают против «Северного потока» за то влияние, которое он дает России над Европой. Они уже несколько месяцев расходятся во мнениях относительно того, вводить ли санкции в отношении «Северного потока — 2» сейчас или только в случае вторжения России.Сторонники законопроекта отказались сообщить, над каким компромиссом они могут работать.

В Германии процесс утверждения был представлен исключительно как юридическое, а не политическое решение, что вызывает вопросы о том, какой механизм может быть использован в случае нападения России. В Европе санкции против России за захват украинского полуострова Крым в 2014 году были согласованы на уровне Европейского союза.

ПОМОГЕТ ЛИ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК 2» ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ГАЗОВОГО КРИЗИСА?

Ни сразу, ни напрямую.Поскольку регулирующие органы не одобрят его в течение нескольких месяцев, трубопровод не сможет удовлетворить потребности в отоплении и электричестве этой зимой, поскольку континент сталкивается с нехваткой газа. «Газпром» мог бы, если бы захотел, направить больше газа по существующим трубопроводам.

Зимний кризис продолжает подпитывать опасения по поводу России и газа. Президент России Владимир Путин заявил, что нехватка газа подчеркивает необходимость скорейшего утверждения «Северного потока — 2». Россия воздерживалась от краткосрочных продаж газа, несмотря на то, что выполняла долгосрочные контракты с европейскими покупателями, и не могла заполнить свои подземные хранилища в Европе.

Некоторые аналитики говорят, что Россия должна была сначала пополнить свои собственные зимние запасы, и Газпром подчеркивает свою роль надежного долгосрочного поставщика. Каковы бы ни были мотивы, комментарии Путина мало помогли ослабить опасения, что Россия склонна использовать газ в качестве политического рычага.

РОССИЯ ХОЗЯИН НА ГАЗЕ?

Это слишком упрощенно. В то время как Европа нуждается в российском газе, «Газпром» также полагается на европейский рынок в плане продаж для поддержки российского государственного бюджета. А Евросоюзу в последние годы удалось заставить «Газпром» соблюдать многие из его антимонопольных правил.

Именно из-за этой взаимозависимости многие считают, что Россия не перекроет газ в Европу, даже если конфликт вокруг Украины обострится, и российские официальные лица подчеркивают, что не собираются этого делать.

___

Авторы Associated Press Владимир Исаченков в Москве, Гейр Моулсон в Берлине, а также Лиза Маскаро и Эллен Никмейер в Вашингтоне.

Российские войска в Украине вызывают неопределенность на рынках нефти и газа

Способность России оставаться одним из крупнейших в мире поставщиков нефти и газа будет зависеть от нескольких факторов: нарушат ли западные санкции российский экспорт; нанесет ли конфликт ущерб российским экспортным трубопроводам, проходящим через Украину; и ограничивает ли Россия свой экспорт, чтобы наказать Запад.

История продолжается под рекламой

На данный момент аналитики заявили, что не видят высокой вероятности серьезных перебоев с поставками, отметив, что Россия не может просто закрыть свои нефтяные и газовые скважины без больших затрат. Но опасения по поводу расширения конфликта все же подтолкнули цены выше во вторник: сырая нефть West Texas Intermediate подорожала на 1 процент до 92,30 доллара за баррель, а европейские цены на природный газ выросли более чем на 10 процентов до 80 евро (90,65 доллара) за мегаватт-час.

«Я все еще не думаю, что мы понимаем все последствия для энергетических рынков в целом, и это потому, что существует эта действительно вопиющая неопределенность относительно того, представляют ли действия [понедельник] в отношении [Украины] конечное состояние какой г.Путин намерен пройти или просто начать курс», — сказал Джонатан Элкинд, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета и бывший чиновник по энергетике в администрациях Клинтона и Обамы.

Президент Байден во вторник заявил, что будет стремиться сдерживать скачки цен, связанные с конфликтом, которые могут усугубить и без того высокие темпы инфляции, которые раздражают потребителей и Белый дом.

История продолжается под рекламой

« Я хочу уменьшить боль, которую американский народ испытывает на бензоколонке», — сказал Байден из Белого дома.«Это критично для меня».

Президент Байден 22 февраля объявил о новых санкциях против России в ответ на их действия против Украины. (The Washington Post)

Самые немедленные последствия для энергетического рынка произошли в Европе, когда Германия объявила во вторник, что приостанавливает действие разрешения на строительство Nord Stream 2, все еще бездействующего газопровода из России, который был разработан для значительного увеличения российского экспорта.

Канцлер Германии Олаф Шольц назвал признание Россией двух сепаратистских регионов на востоке Украины «серьезным нарушением международного права» и заявил, что Германия хотела дать понять, что «такие действия не останутся без последствий».

Поскольку по этому газопроводу газ еще не доставляется, приостановка его ввода в эксплуатацию не приведет к немедленному снижению поставок в Европу. Действия Германии, вероятно, вызовут гнев Москвы, хотя неизвестно, что Россия будет делать в связи с этим.

История продолжается под рекламой

Во вторник Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности России, предупредил в Твиттере, что решение Германии означает, что она «очень скоро» будет платить за природный газ более чем вдвое.Он не стал уточнять.

Боб Макнелли, давний консультант по энергетике и бывший советник в Белом доме Джорджа Буша-младшего, сказал, что цены на сырую нефть могут подняться выше 100 долларов за баррель в краткосрочной перспективе из-за опасений затяжного конфликта, но, вероятно, изменятся, если не будет серьезной нарушение снабжения.

История продолжается ниже рекламного объявления

«Возможно, мы преодолели отметку в 100 долларов за баррель только потому, что теперь, я думаю, люди видят, что никто не уходит от дипломатии», — сказал Макнелли. Но он добавил: «Я по-прежнему считаю, что риск фактического прекращения поставок нефти довольно низок».

Один из рисков для Запада может возникнуть, если Россия решит отомстить западным санкциям путем проведения кибератак на американские или европейские трубопроводы, сказал Макнелли. США обвинили российских хакеров в организации прошлогодней атаки на Colonial Pipeline, что привело к панической закупке бензина на Восточном побережье.

История продолжается ниже объявления

Россия поставляет около 30 процентов природного газа в Европу, в основном по трубопроводам на основе долгосрочных контрактов.Он играл эту роль на протяжении десятилетий, надежно поставляя газ даже в советское время.

Лоран Русецкас, давний аналитик по энергетике в исследовательской фирме IHS Markit, сказал, что наиболее очевидный риск для этих поставок будет связан с любым ущербом, связанным с войной, российским экспортным трубопроводам, проходящим через Украину.

Русецкас сказал, что не видит большого риска в том, что Москва «открыто перекроет газ в Европу», потому что это не отвечает финансовым интересам России.

Тем не менее, в последние месяцы Россия осуществляла более тонкий контроль над поставками газа в Европу, отказываясь поставлять природный газ сверх того, что от нее требуется по контракту, сказал Русецкас.

История продолжается под рекламой

В обычное время Россия продавала бы европейским покупателям дополнительный газ по мере необходимости, но прекратила это делать в начале 2021 года, что способствовало росту европейских цен, сказал он.

Некоторые аналитики считают, что Россия прекратила дополнительные поставки газа в знак протеста против задержек Германии с разрешением на начало поставок по «Северному потоку — 2», который был полностью построен прошлой осенью.

Отсутствие дополнительных поставок из России побудило Европу больше полагаться на импорт сжиженного природного газа из США и других поставщиков, источника энергии, который станет еще более важным для Европы в случае долгосрочной напряженности с Россией. , считают аналитики.

История продолжается ниже объявления

Министр энергетики Катара Саад аль-Кааби во вторник умерил ожидания относительно дополнительных поставок СПГ.

«Россия (обеспечивает) я думаю 30-40 процентов поставок в Европу. Ни одна страна не может заменить такой объем, нет возможности сделать это с помощью СПГ», — цитирует Reuters слова Кааби во время газовой конференции в Дохе.

Большинство поставок СПГ «привязаны к долгосрочным контрактам и пунктам назначения, которые очень ясны.Таким образом, заменить такую ​​сумму в таком объеме практически невозможно», — сказал он.

Европа изо всех сил пытается отвернуться от российской нефти и газа

Когда в 2015 году было объявлено о проекте «Северный поток-2» стоимостью 11 миллиардов долларов, он обещал Европе смелое новое энергетическое будущее. Пересекая дно Балтийского моря из Западной Сибири, чтобы выйти на сушу в Германии, он гарантировал Германии — и сплоченному европейскому энергетическому рынку, через который поставки природного газа легко пересекают границы, — гарантированные поставки.«Северный поток — 2» был построен в обход Украины, что было разработано Россией для усиления экономического давления на страну после частичного вторжения на восток страны в 2014 году. Контракты России на поставку газа через Украину подлежат продлению в 2024 году, и Россия, похоже, не против угробить их, а снабжение страны целиком. В этом не было бы ничего нового для России, которая уже давно использует свое положение мирового поставщика энергии, чтобы угрожать другим странам.

Но политическая целесообразность — и необходимость обеспечения стабильных поставок газа — превзошли геополитику и защиту суверенитета Украины. Внутренняя добыча газа в Европе снижалась — по данным Европейской комиссии, в период с 2014 по 2015 год она упала на 9 процентов, — и континент понял, что ему необходимо больше зависеть от импорта российского газа. Проект был реализован, и за прошедшие семь лет по дну Балтийского моря был построен огромный трубопровод.

Все это оказалось пустой тратой времени и денег. В преддверии полномасштабного вторжения России в Украину, начатого рано утром 24 февраля, планы по «Северному потоку — 2» были заморожены.Большой вопрос заключается в том, что это означает для энергетической безопасности Европы. «Это переломный момент, — говорит Тьерри Бро, профессор парижского университета Sciences Po. «Кризис — хороший тревожный сигнал для Европы и ее наивности». Это также удар по России, которая полагается на доходы от газа и нефти для поддержки своей экономики и, соответственно, своих военных действий.

На пике своего развития 1230-километровый трубопровод мог поставлять 55 миллиардов кубометров газа в год — десятую часть потребления газа в Европе только в 2021 году. Во втором квартале 2021 года, последнем периоде, за который доступны данные Европейской комиссии, на Россию приходилось почти половина импорта газа в Европу, а «Северный поток», двойная труба-предшественник «Северного потока — 2», был самым важным маршрутом поставки по трубопроводу. газа в ЕС. А импорт газа жизненно важен для Европы: согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), континент импортирует в три раза больше газа, чем экспортирует, и вдвое больше, чем производит внутри страны.

22 февраля Германия приостановила процесс сертификации трубопровода, который является важной частью процесса ввода его в эксплуатацию.Спустя сутки США объявили о санкциях в отношении компании, курирующей проект «Северный поток — 2», а также ее руководства. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила 23 февраля, что отмена соглашения по «Северному потоку — 2», которое помогло бы энергетической безопасности Европы, было трудным решением. Но это было важно. «Для нас, как правительства Германии, было важно показать, что для свободной и демократической Украины мы также готовы принять последствия для нашей национальной экономики», — сказала она журналистам. «Мир и свобода в Европе не имеют цены».

В то время как Бэрбок говорил, что мир и свобода не имеют цены, бывший президент России Дмитрий Медведев был более счастлив, называя стоимость закрытия «Северного потока — 2»: «Добро пожаловать в дивный новый мир, в который европейцы очень скоро отправятся. платите 2000 евро (2225 долларов США) за 1000 кубометров природного газа», — написал он в Твиттере. Европейские цены на газ выросли на 12,7% на следующий день до 927 евро (1030 долларов) за 1000 кубометров.

Россия строит слишком много трубопроводов? Объяснение российской стратегии экспорта нефти и газа

https://doi.org/10.1016/j.enpol.2017.05.038Получить права и содержание

Основные моменты

Россия создала значительную избыточную мощность своих экспортных нефте- и газопроводов.

Профицит, вероятно, сохранится в обозримом будущем.

Избыточные мощности занимают центральное место в политике энергетической безопасности России.

Предоставляет России расширенное пространство для маневра при экспорте в Европу.

Abstract

В статье исследуется вся российская сеть экспорта нефти и газа и обнаруживается, что существует значительный избыток пропускной способности трубопроводов, который, вероятно, сохранится в будущем. Он привлекает внимание к концепции избыточных мощностей, которая может обогатить дискуссии о том, что движет российской энергетической политикой за рубежом и как Москва укрепляет свою энергетическую безопасность. В статье представлены три объяснения избыточных мощностей России по экспорту нефти и газа. Во-первых, институциональная структура России способствовала строительству новых трубопроводов, поскольку экономические соображения играли менее важную роль.Во-вторых, российский энергетический «поворот в Азию» уже способствовал увеличению избыточной пропускной способности нефтепроводов в западном направлении и, вероятно, окажет аналогичное влияние на газ, когда он начнет поступать в Китай. В-третьих, забота России об энергетической безопасности, а именно о минимизации транзитных рисков, сыграла ключевую роль в ее активной трубопроводной дипломатии и новых трубопроводных предприятиях. Последствия избыточных мощностей России могут быть значительными. Для нефти простор для маневра достаточно широк, чтобы позволить России полностью отказаться от маршрута по своему выбору.Что касается газа, Москва, скорее всего, укрепит свои позиции на переговорах с Украиной, в то время как «Газпром» получит больше возможностей для поставок газа за границу.

Ключевые слова

Ключевые слова

Российская энергетическая политика

Energy Security

трубопроводы

Транзит

Экспорт природных газов

Экспорт натуральных газа

Рекомендуемые статьи на нефтью

Рекомендуемые статьи Статьи (0)

Посмотреть полный текст

Crown Copyright © 2017 Опубликовано elsevier Ltd. Все права защищены.

Рекомендуемые статьи

Ссылки на статьи

Западные энергетические компании разрывают связи с Россией: NPR

Закрытая АЗС «Газпром» в Алматы, Казахстан, 1 января. 9. Александр Богданов/AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок Александр Богданов/AFP через Getty Images

Закрытая АЗС «Газпром» в Алматы, Казахстан, январь.9.

Александр Богданов/AFP через Getty Images

В понедельник Shell объявила о разрыве отношений с российским государственным энергетическим гигантом «Газпром». Этот шаг следует за аналогичным решением BP, которая в воскресенье заявила, что продаст свои акции российской государственной компании «Роснефть». Одновременные заявления сигнализируют о том, что, хотя западные страны не ввели санкции против российских энергетических компаний, предприятия больше не рассматривают работу в России как безопасную инвестицию.

Котирующиеся в Лондоне акции Газпрома и Роснефти в понедельник понесли серьезные потери, потеряв 42% и 53% соответственно.

«Мы шокированы гибелью людей на Украине, которую мы сожалеем, в результате бессмысленного акта военной агрессии, который угрожает европейской безопасности», — заявил глава концерна Shell Бен ван Берден.

Компания также прекращает инвестиции в газопровод «Северный поток — 2». На прошлой неделе Германия, которая будет получать российский газ по трубопроводу, объявила о приостановке запланированной операции.Shell также продаст свои 27,5% акций завода по производству сжиженного природного газа «Сахалин-2» и 50% акций двух сибирских нефтяных предприятий.

Компания заявила, что на конец 2021 года проекты стоили около 3 миллиардов долларов, и ожидает, что выход из России приведет к обесценению.

«Наше решение уйти — это решение, которое мы принимаем с уверенностью», — сказал ван Берден. «Мы не можем — и не будем — стоять в стороне».

Конкурент BP продаст 19,75% акций «Роснефти», которыми она владеет с 2013 года.В прошлом году ее активы в России составили около 14 миллиардов долларов.

«Решения, которые мы приняли как совет директоров, не только правильны, но и отвечают долгосрочным интересам BP», — сказал исполнительный директор Бернард Луни. В воскресенье он и бывший исполнительный директор BP Боб Дадли покинули свои посты в совете директоров «Роснефти». Компания заявила, что ей может быть предъявлено обвинение в размере 25 миллиардов долларов за прекращение ее российских инвестиций.

«Нападение России на Украину является актом агрессии, который имеет трагические последствия для всего региона.ВР работает в России более 30 лет, работая с блестящими российскими коллегами, — говорится в заявлении председателя правления Хельге Лунд. — Однако эта военная акция представляет собой фундаментальное изменение. Это привело совет директоров BP к заключению после тщательного рассмотрения, что наше сотрудничество с «Роснефтью», государственным предприятием, просто не может продолжаться».

из Нидерландов в Лондон

«Сейчас перед британскими компаниями стоит сильный моральный долг изолировать Россию», — написал в Твиттере британский министр по делам бизнеса и энергетики Кваси Квартенг.Он сказал, что позвонил ван Бердену и поддержал решение Shell.

Западные энергетические компании устремились в Россию после распада Советского Союза. В 2020 году он был третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии. Его 10,5 млн баррелей в сутки составляют 11% мировой добычи нефти.

Во вторник TotalEnergies заявила, что «больше не будет предоставлять капитал для новых проектов в России», но не сообщила, что остановит текущее производство.

Два нефтяных эталона, West Texas Intermediate и нефть марки Brent, торговались во вторник около 100 долларов за баррель. В отличие от российских финансовых институтов, ни «Газпром», ни «Роснефть» не попали под санкции.

«Мы не исключаем этого», — заявила в понедельник пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.